Научная статья на тему 'Вопросы ценообразования и оценки недвижимости в предпринимательских проектах транспортного строительства'

Вопросы ценообразования и оценки недвижимости в предпринимательских проектах транспортного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ / REAL ESTATE VALUATION / ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / TRANSPORT CONSTRUCTION / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / COST APPROACH / УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ / CONSOLIDATED STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ардзинов Василий Дмитриевич

Недвижимое имущество (НИ) — один из важных ресурсов, необходимых для организации и осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи особое значение в современных условиях имеет вопрос методически корректной его оценки, что и является предметом рассмотрения в данной статье. НИ в общем случае — это земельные участки и построенные на них здания и сооружения. В бухгалтерской отчетности к объектам недвижимости относятся также суда. В частном случае продукцией транспортного строительства являются недвижимые земляное полотно, верхнее строение пути, другие искусственные сооружения автомобильных и железных дорог. В России есть немало примеров нерационального использования средств на транспортное строительство, что дает необходимость уточнения существующих подходов к оценке НИ на всех стадиях его использования. В статье автор подробно останавливается на затратном подходе, как наиболее универсальном при оценке недвижимости, рассматривая особенности транспортного строительства, в частности состав сводного сметного расчета. В заключение рассмотрены вопросы оценки недвижимости на основе укрупненных нормативов и показателей стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Real Estate Sector Pricing and Valuation in the Russian Federation Transport Construction Business Sector

The article has discussed the real estate (ReE) sector, indicating that pricing and valuation play important roles in the organization and conduct of business entities in the Russian Federation (RF). At this stage, the paper shifted its focus to three key ReE facets: estate appraisal valuation (based on inaccurate norms and value indicators), estate valuation cost approach (considering transportconstruction outlays) and composition (of consolidated ReE budget calculations). In the transport-construction realm, the document dealt with the movement of building products over highways, tracked structures and railways. Subsequently, the commentary noted that the RF is now plagued by examples of 'inefficient use of transportconstruction funds,' which implies that comprehensive methods for assessing the ReE sector need to be further clarified at every potential stage. The blueprint stated, in conclusion, that the pricing and valuation effort has aimed to methodically eliminate all factors that are unrelated to the present assessment into the ReE sector's conditions in Russia.

Текст научной работы на тему «Вопросы ценообразования и оценки недвижимости в предпринимательских проектах транспортного строительства»



> <

х

CL

О

Вопросы ценообразования и оценки недвижимости в предпринимательских проектах транспортного строительства

Real Estate Sector Pricing and Valuation in the Russian Federation Transport-Construction Business Sector

УДК 338.51

Ардзинов Василий Дмитриевич

профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., Д. 9

Ardzinov Vasiliy Dmitrievich

Moscovskiy Ave 9, St. Petersburg, 190031, Russian Federation

Недвижимое имущество (НИ) — один из важных ресурсов, необходимых для организации и осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи особое значение в современных условиях имеет вопрос методически корректной его оценки, что и является предметом рассмотрения в данной статье. НИ в общем случае — это земельные участки и построенные на них здания и сооружения. В бухгалтерской отчетности к объектам недвижимости относятся также суда. В частном случае продукцией транспортного строительства являются недвижимые земляное полотно, верхнее строение пути, другие искусственные сооружения автомобильных и железных дорог.

В России есть немало примеров нерационального использования средств на транспортное строительство, что дает необходимость уточнения существующих подходов к оценке НИ на всех стадиях его использования.

В статье автор подробно останавливается на затратном подходе, как наиболее универсальном при оценке недвижимости, рассматривая особенности транспортного строительства, в частности состав сводного сметного расчета. В заключение рассмотрены вопросы оценки недвижимости на основе укрупненных нормативов и показателей стоимости.

The article has discussed the real estate (ReE) sector, indicating that pricing and valuation play important roles in the organization and conduct of business entities in the Russian Federation (RF). At this stage, the paper shifted its focus to three key ReE facets: estate appraisal valuation (based on inaccurate norms and value indicators), estate valuation cost approach (considering transport-construction outlays) and composition (of consolidated ReE budget calculations). In the transport-construction realm, the document dealt with the movement of building products over highways, tracked structures and railways. Subsequently, the commentary noted that the RF is now plagued by examples of 'inefficient use of transport-construction funds,' which implies that comprehensive methods for assessing the ReE sector need to be further clarified at every potential stage. The blueprint stated, in conclusion, that the pricing and valuation effort has aimed to methodically eliminate all factors that are unrelated to the present assessment into the ReE sector's conditions in Russia.

Ключевые слова: ценообразование, оценка недвижимости, транспортное строительство, затратный подход, укрупненные нормативы

Keywords: pricing, real estate valuation, transport construction, cost approach, consolidated standards

На всех стадиях возведения и эксплуатации объекты недвижимости нуждаются в оценке с использованием методов ценообразования и соответствующих подходов к оценке недвижимости. Для определения стоимости возведения строительной продукции (объекта недвижимости) используется сметное дело [1], вытекающее из теоретических основ ценообразования. Цена строительной продукции формируется в зависимости от стоимости материальных и трудовых ресурсов, влияния бюрократических и коррупционных факторов, наличия конкурентной среды, спроса и предложения на строительном рынке и др. Так, например, бюрократические согласования значительно удлиняют период до начала строительства. В Москве количество процедур для получения разрешения на строительство составляет 42, а срок выдачи соответствующих разрешений — 344 дня. Это, безусловно, находит свое отражение в цене строительной продукции.

Немало примеров нерационального расходования средств дает практика транспортного строительства (дорог, мостов и др.). В 2007 г. на подготовку саммита АТЭС-2012 на о. Русском под Владивостоком закладывалось 150 млрд руб., но за 5 лет строительства корпусов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и соответствующих объектов транспортного строительства было израсходовано 689 млрд руб. бюджетных средств. Стоимость международного авиатерминала завышена в 2 раза. При прокладке лишь одного участка объездной трассы строители увеличили смету на 62 млн руб. В целом стоимость строительства дорог в России, по данным Счетной палаты РФ, в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза, чем в США, и в 7 раз выше, чем в Китае. И все это при низком качестве работ.

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости уточнения и развития существующих подходов к оценке НИ на всех стадиях его создания и использования.

Цены на строительство могут быть регулируемыми или свободными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию так называемых естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства). Регулируется также сметная стоимость объектов строительства (ремонта, реконструкции), финансируемых за счет бюджетных средств. На остальные товары (работы, услуги) производители устанавливают свободные (договорные) цены с учетом затрат и конъюнктуры рынка. При этом в ценах отражаются также некоторые налоги (отчисления в социальные фонды, налог на добавленную стоимость).

Данный подход принят и в строительстве, где задачей ценообразования является определение объ-

Таблица 1 <

Структура сметной стоимости видов строительства, %

Элементы сметной стоимости Жилищно-гражданское Промышленное Транспортное

Строительные работы 80,0 30,2 35,1

Монтажные работы 2,5 8,3 7,5

Оборудование, мебель и инвентарь 5,5 46,1 42,2

Прочие затраты 12,0 15,4 15,2

ективнои сметной цены на строительную продукцию. В п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ сказано: «Цена работ по договору строительного подряда указывается в смете». Цена работ по договору подряда может быть как твердой, так и приблизительной (ст. 709 ГК РФ) [1]. В общем виде формула ценообразования следующая:

Ц = М + З + П,

(1)

где Ц — цена продукции (работ, услуг); М — стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах; З — заработная плата работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы в форме личного дохода); П — прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (инвестора, подрядчика, работодателя); (М + З) — себестоимость продукции (издержки производства); (З + П) — новая стоимость, созданная и добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.

Следует отметить, что прибыль (П) создается трудом не только рабочих, как считал К. Маркс, но и трудом самого предпринимателя (собственника), наемных менеджеров, а также вложенным в производство капиталом.

Ценообразование на любую продукцию имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В строительстве оно проходит определенные этапы. Прежде всего, необходимо определиться с объектом ценообразования, т. е. что надо оценить, какой объект или комплекс работ. Далее следует выяснить и изучить спрос и предложение на объект ценообразования. После этого полезно вспомнить, что в строительстве чаще всего используют три фактора ценообразования: издержки производства, спрос покупателей, цены конкурентов. Поэтому анализ издержек с учетом реализации должен стать третьим этапом ценообразования. Следующий этап — анализ цен конкурентов. Последний этап — это выбор метода разработки смет.

Основными методами составления смет являются ресурсный, когда стоимость строительной продукции определяется в текущих ценах ресурсов и базисно-индексный с использованием нормативных цен 2001 г. и последующей индексацией в текущую стоимость. По согласованию с заказчиком следует определиться с методом составления смет, отразить это в договоре подряда и приступить к последнему этапу ценообразования — разработке смет и установлению договорной цены.

Основным государственным методическим документом в рассматриваемой области является Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81- 35.2004 — далее Методика). Затраты на строительство (реконструкцию, ремонт) предприятий, зданий и сооружений принято называть

капитальными вложениями (инвестиции). Размер капитальных вложений, необходимых для строительства, определяется сметными расчетами на основе проектной и рабочей документации, сметных норм, цен и расценок на единицы измерения ресурсов и работ. Технологическая структура капитальных вложений состоит из следующих элементов:

• стоимость строительных (ремонтно-строительных)

работ;

• стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);

• стоимость оборудования, мебели и инвентаря;

• стоимость прочих затрат.

Следует отметить, что сметная стоимость строительства не во всех случаях состоит из перечисленных выше затрат. Так, сметная стоимость строительства жилых домов без лифтов или возведение верхнего строения дороги в транспортном строительстве, как правило, состоит лишь из двух групп затрат — строительных работ и прочих затрат. Группировка перечисленных затрат по структуре капитальных вложений с указанием их удельного веса в составе общей стоимости, принимаемой за 100%, определяет структуру сметной стоимости строительства (табл. 1).

Из анализа данных табл. 1 можно сделать вывод о необходимости совершенствования структуры капитальных вложений за счет снижения в первую очередь доли стоимости строительно-монтажных работ как наиболее пассивной части в данной структуре и соответствующего увеличения затрат на приобретение нового оборудования. Решение этой проблемы зависит от применения современных строительных конструкций, технологий производства работ, методов организации строительства, а также совершенствования сметного ценообразования.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ (С) состоит из затрат на строительное производства и сметной прибыли (СП). Затраты на производство (себестоимость работ) делятся на две группы: прямые затраты (ПЗ) и накладные расходы (НР). В соответствии с этим формула сметной стоимости работ следующая:

С = ПЗ + НР + СП.

ПЗ = М + З + Э.

(2)

При выполнении отдельного комплекса работ в конце локальной сметы могут начисляться также лимитированные затраты (временные здания и сооружения, зимнее удорожание работ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты).

Прямые затраты зависят от объема выполняемых работ и включают стоимость необходимых материалов (М), оплату труда рабочих-строителей (З) и затраты по эксплуатации машин и механизмов (Э), включая оплату труда машинистов. Таким образом:

(3)

Прямые затраты на единицу измерения работ образуют единичные расценки, которые приводятся в сборниках ФЕР, ТЕР и др. В России сметная стои-

мость строительства все еще формируется на основе единой сметно-нормативной базы 2001 г. в составе различных МДС (методических документов в строительстве), сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001). Проектные организации, используя действующую сметно-нормативную базу, обосновывают договорную цену сметной документацией, которая становится объектом государственной экспертизы. По результатам экспертизы составляется заключение.

Практика использования базовых норм и расценок выявила серьезные недостатки сметно-нормативной базы 2001 г., которые, в свою очередь, отражаются на определении величины фонда оплаты труда (ФОТ), от которой рассчитываются суммы накладных расходов и сметной прибыли. Особо следует отметить отсутствие в сборниках ГЭСН, ФЕР и ТЕР сметных норм и расценок на многие виды строительных и монтажных работ, выполняемых с применением новых машин, механизмов, материалов, конструкций и технологий производства работ. Кроме того, при разработке сметной документации, в том числе на объекты транспортного строительства, остро ощущается нехватка нормативов на монтаж многих видов оборудования, в том числе импортного. Это обстоятельство является серьезным препятствием при разработке проектно-сметной документации на строительство новых объектов с применением современных видов оборудования, дорожных машин, а также на реконструкцию действующих дорог и предприятий.

В целях дальнейшего совершенствования сметно-нормативной базы Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов в последние годы выпущены в свет новые уточненные редакции сборников ГЭСН и ФЕР, которые изданы с учетом соответствующих изменений и дополнений. В новые редакции федеральных сметных нормативов включены ранее разработанные нормы и расценки на строительные, дорожные, ремонтно-строительные и монтажные работы с использованием прогрессивных технологий выполнения работ, а также новых дорожно-строительных материалов и конструкций.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 11 апреля 2008 г. № 44 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» сметные нормативы (сметные нормы, расценки, цены, методические документы о порядке их разработки и применения) подразделяются на: государственный сметный норматив, территориальный сметный норматив, отраслевой сметный норматив, индивидуальный сметный норматив.

При отсутствии в действующих сборниках сметных нормативах отдельных показателей на некоторые виды конструкций и работ разрешается разработка необходимых индивидуальных сметных нормативов с соответствующим утверждением и внесением в реестр нормативов в области сметного нормирования ценообразования в сфере градостроительной деятельности. На сайте ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (www.fqufccs.ru) Министерства регионального развития Российской Федерации регулярно публикуется Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной

стоимости объектов капитального (транспортного) строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Разработчики индивидуальных сметных нормативов могут руководствоваться Методическими указаниями о порядке разработки Государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными Постановлением Госстроя России № 18-40 от 24 апреля 1998 г.

В некоторых строительных организациях транспортного строительства продолжают использовать нормативы 1984 г., в частности нормы затрат труда из сборников единых норм и расценок (ЕНиР) при определении трудоемкости работ и сдельных расценок для организации заработной платы рабочих-сдельщиков. Такая практика является неправильной, поскольку эти нормы искусственно занижались в процессе планового пересмотра их целях повышения норм выработки (производительности труда). Сметные нормативы ГЭСН 2001 г. исправили этот социалистический «перегиб». Например, сметная норма затрат труда рабочих-строителей на 1 м3 кирпичной кладки стен по ГЭСН-2001 (табл. 08-02-010-5) 6,03 чел.-ч. в ЭСН-84 равнялась 4,49 чел.-ч, а в сборнике ЕНиР № 3 «Каменные работы» и того меньше. Поэтому даже в вопросах организации труда и заработной платы правильнее пользоваться нормативами новой редакции ГЭСН.

Нормативные показатели сборников ГЭСН используются для определения прямых затрат в сметных расчетах, разработки единичных расценок, а также в индивидуальных и укрупненных сметных нормативах, применяемых в строительстве. Они применяются также при составлении линейных или сетевых графиков производства работ, разработки проекта организации строительства (ПОС).

Государственное регулирование строительства объектов требует разработки методов ценообразования, исключающих значительное превышение реальной стоимости над сметной и договорной ценой. Для повышения точности бюджетных прогнозов разрабатываются так называемые укрупненные нормативы цены строительства, которые включаются в сборники предельных показателей цены возведения различных объектов в регионах Российской Федерации. Предельные цены строительства способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств, исключая избыточные издержки строителей и проектировщиков, стимулируя участников строительства применять наиболее прогрессивные методы работы и оптимизации производства. При этом, по мнению автора, единственная возможность снижения цены строительства — это свободная и открытая конкуренция подрядчиков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета», предусмотрено использование укрупненных нормативов цены строительства (государственные — НЦС, отраслевые — ОНЦС, территориальные — ТНЦС), укрупненных нормативов цены конструктивного решения (государственные — НЦКР, отраслевые — ОНКР, территориальные — ТНКР). Необходимость разработки и применения указанных нормативов подтверждается практикой строительства олимпийских объектов в г. Со-

чи и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на о. Русский под Владивостоком.

Предельные цены могут использоваться при организации конкурсов и торгов для определения конечной реальной стоимости (верхней планки) строительства объектов за счет бюджетных средств. Одновременно осуществляется формирование и использование банка данных лучших проектных решений. Пересматриваются также базовые сроки строительства от 1986 г. в соответствии с использованием новых строительных материалов, технологий и организационных форм строительства.

В составе и структуре норматива предельной цены предусмотрены стоимость строительно-монтажных работ, затраты на проектно-изыскательские работы, экспертизу проектно-сметной документации, строительный контроль, стоимость технологического оборудование, инженерных сетей и благоустройство территории, а также при необходимости затраты на сейсмичность. В отдельных случаях допускается корректировка норматива предельной цены по соответствующим статьям затрат.

Методические основы нормирования и ценообразования в строительстве формировались десятилетиями. Основным нормативным документом в строительстве являлись строительные нормы и правила (СНиП). Не случайно заголовок сборников ГЭСН начинается со слов: «Система нормативных документов в строительстве», «Строительные нормы и правила Российской Федерации». Относительно СНиП следует добавить, что в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» разрабатываются регламенты стандартов, а все части СНиП в настоящее время носят рекомендательный характер.

Перейдем теперь к вопросам оценки недвижимости. Ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначения невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и др.» [Там же], «К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты» [Там же].

Земельные участки по целевому назначению делятся на семь категорий земель, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и др. На землях инженерных и транспортных инфраструктур расположены объекты железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта [2].

Федеральные стандарты оценки, утвержденные приказами Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 254-256, определяют для обязательного использования четыре вида стоимости имущества, каждый из которых применим и к объектам недвижимого имущества: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая [3]. Различают три классических подхода к оценке недвижимости: затратный, сравнительный и доходный, каждый из которых является совокупностью методов оценки [Там же]. В данной статье ограничимся рассмотрением затратного подхода к оценке недвижимости [2].

Затратный подход является наиболее универсальным подходом к оценке недвижимости и обязательно

используется в следующих случаях: анализ наибо- < лее эффективного использования участка; технико- щ экономическое обоснование нового (транспортного) | строительства; оценка недвижимости специального ^ (транспортного) назначения; оценка подоходного нало- □= гооблажения имущества и земельного участка; оценка 5 в целях страхования; оценка балансовой стоимости х при приватизации государственных предприятий; х оценка восстановительной стоимости при переоценке 5 основных фондов предприятий; оценка объектов не- т завершенного (транспортного)строительства; оценка £ объектов, пострадавших от стихийный бедствий или > вследствие низкого качества объектов транспортного 2 строительства и эксплуатации; оценка арестованного ¡Е имущества. <

Рассмотрим сметные методы определения затрат, 1= предусматривающие составление полноценной сме- х ты на основе соответствующих сборников государ- х ственных элементных сметных нормативов (ГЭСН). о Основными из них являются ресурсный и базисно- н индексный методы. Следует отметить, что они требуют больших затрат времени наличия рабочей документации, поэтому их рекомендуется применять только по требованию заказчика с использованием услуг квалифицированного сметчика.

Ресурсный метод является «наиболее рыночным», поскольку стоимость требуемых ресурсов рассчитывается непосредственно в реальных текущих ценах. Он предусматривает составление двух сметных документов:

• локальной ресурсной ведомости (ЛРВ) на основе ГЭСН-2001 и данных, содержащихся в проекте организации строительства (ПОС) и проекте производства работ (ППР);

• локальной ресурсной сметы на основе локальной ресурсной ведомости и текущих цен необходимых ресурсов из ГЭСН 2001 г.

Базисно-индексный метод предусматривает составление локального сметного расчета (ЛСР) или локальной сметы (ЛС) на основе федеральных или территориальных единичных расценок (ФЕР, ТЕР) в ценах 2001 г. и проектных данных (таблиц спецификаций и объемов работ), содержащихся в рабочих чертежах объекта оценки.

При наличии у заказчика объектного или сводного сметного расчета, составленных на период строительства оцениваемого объекта, сметы могут быть привязаны к текущим ценам с использованием индексов пересчета сметной стоимости от расчетной нормативной базы к дате оценки.

В отличие от промышленного и жилищно-граж-данского строительства (12 глав) в сводном сметном расчете стоимости строительства объектов железнодорожного транспорта (при линейном строительстве) средства распределяются по следующим 13 главам:

Глава 1. Подготовка территории строительства. Глава 2. Земляное полотно. Глава 3. Искусственные сооружения. Глава 4. Верхнее строение пути. Глава 5. Устройства связи, сигнализации, централизации и блокировки. Глава 6. Здания и сооружения производственные и

служебные. Глава 7. Энергетическое хозяйство. Глава 8. Водоснабжение, водоотведение, теплофикация и газоснабжение. Глава 9. Эксплуатационный инвентарь и инструмент общего назначения.

^ Глава 10. Временные здания и сооружения.

ш Глава 11. Прочие работы и затраты.

| Глава 12. Содержание службы заказчика. Строи-^ тельный контроль.

х Глава 13. Проектные и изыскательские работы.

В заключение рассмотрим сметные методы, преду-х сматривающие оценку недвижимости на основе укруп-х ненных нормативов и показателей стоимости [3]. Наи-ш большее применение среди них нашли укрупненные т расценки на конструкции и виды работ (УР-2001), 5 укрупненные показатели базисной стоимости на виды > работ (УПБС-ВР), укрупненные показатели стоимости 2 строительства (УПСС) и укрупненные показатели бак зисной стоимости по объектам-аналогам (УПБС-2001), < а также укрупненные показатели восстановительной ц= стоимости (УПВС). Поскольку объемы работ выра-^ жаются в укрупненных единицах (м3 строительного ^ объема, м2 общей площади, п. м. транспортного стро-о ительства, площадь строительства и т. д.), их, как

ш

к правило, оценщику несложно определить натурным осмотром или выбрать из имеющейся технической документации по оцениваемому объекту.

Остановимся лишь на оценке затрат на строительство методом укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС-69). В УПВС учитываются прямые затраты, накладные расходы в размере 12% прямых затрат, плановые накопления (сметная прибыль) в размере 8% от себестоимости работ, усредненная величина лимитированных и прочих затрат в размере 15% суммы вышеперечисленных составляющих. Вместе с тем, не учтен ряд прочих работ и затрат, специфичных для конкретных условий осуществления строительства: содержание временной связи; первичная и последующая очистка от снега; ремонт и восстановление автодорог; командирование работников строительства; затраты, связанные с подвижным характером работы, вахтовым методам, перебазированием подрядных организаций (при транспортном строительстве) и др. Не учтен также налог на добавленную стоимость. Предполагается, что при привязке УПВС к местным условиям оценщик введет специальную поправку на уровень прочих затрат.

Метод УПВС обеспечивает точность порядка 15%. Областью применение УПВС являются здания и сооружения, возведенные в период 1930-1990-х гг. В качестве основного показателя принят строительный объем объекта оценки при транспортном строительстве. Поскольку УПВС составлены в ценах, введенных с 1 января 1969 г., следует применять индексы для

пересчета их в цены 1984 г. и далее в цены на дату оценки [4].

Таким образом, восстановительная стоимость Св, включающая полные затраты на создание объекта транспортного строительства, рассчитывается по следующей формуле:

X Тстр х И

84/69

X Ид0/84 X КЗ, (4)

где Сб,69 — откорректированная базовая стоимость единицы строительного объема в ценах 1969 г., руб./м3 (корректировка базисной стоимости предусматривает применение поправок (надбавок и скидок), приведенных в общей части к сборникам УПВС, общих указаниях к конкретному сборнику, технических частях к его разделам, а также в примечаниях к таблицам восстановительной стоимости); Устр — строительный объем, м3; И 84/69 — индекс перехода от цен 1969 г. к ценам 1984 г.; Ид0/84 — индекс перехода от цен 1984 г. к текущим ценам на дату оценки; КЗ — коэффициент дополнительных косвенных затрат, не учтенных в УПВС-69, а также затрат, необходимых в современных рыночных условиях (реклама, затраты на предпроектные и оценочные работы, арендные платежи за землю и др.).

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. М.: Ось-89, 2005.

2. Асаул А. Н. Экономика недвижимости. СПб.: Питер, 2008. 350 с.

3. Ардзинов В. Д., Александров В. Т. Ценообразование в строительстве и оценка недвижимости. СПб.: Питер, 2013. 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Александров В. Т. Оценка устаревания и наиболее эффективного использования недвижимости. СПб.: Строй-Издат СЗ, 2010. 183 с.

References

1. Civil Code of Russian Federation. Moscow, Os' Publ., 2005. (In Russian)

2. Ardzinov V. D., Aleksandrov V. T. Tsenoobrazovanie v stroi-tel'stve i otsenka nedvizhimosti [Pricing in the construction and real estate appraisal]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 384 p.

3. Aleksandrov V. T. Otsenka ustarevaniya i naibolee effektivnogo ispol'zovaniya nedvizhimosti [Rating of aging and the most efficient use of real estate]. St. Petersburg, Stroylzdat SZ Publ., 2010. 183 p.

4. Asaul A. N. Ekonomika nedvizhimosti [Economics of real estate]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 350 p.

Издания СПбУУиЭ

т-Петербургский университет управления и экономики

юсткризиснои [ствования :кого роста

■ШтШ

И ;

■т § к s«

Формирование посткризисной модели хозяйствования и экономического роста России: монография / под. ред. А. И. Добрынина, Е. С. Ивлевой. — СПб.: СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 338 с.: ил.

ISBN 978-5-94047-284-1

Коллективная монография посвящена анализу и определению путей формирования посткризисной модели хозяйствования и роста экономики России. В работе представлены частные определения понятий хозяйствования и экономического роста, рассмотрены пути достижения оптимального результата в переориентации экономики страны на многоотраслевую систему с использованием конструктивной модернизации инновационности. Авторами предложены прикладные рекомендации по развитию науки, системы подготовки кадров, оптимизации отраслевой структуризации экономики России в предстоящий период экономического роста, а также использованию неэкономических факторов экономического роста.

Издание предназначено для широкого круга читателей, преподавателей, студентов экономических вузов и факультетов, работников финансово-экономической сферы и об-1 разования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.