Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ'

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ 1

Проф. Я. Я. Мусерский, В. П. Бариленко Из Днепропетровского медицинского института

Профессорско-преподав ательский состав санитарно-гигиенического факультета Днепропетровского медицинского института прилагает много усилий, чтобы неизменно улучшать педагогический процесс, совершенствовать формы и методы обучения студентов. Но, к сожалению, в нашем институте (и, надо полагать, не только в нем) еще не созданы все необходимые для этого условия. Профильные гигиенические кафедры факультета находятся у нас на положении теоретических кафедр, так как они лишены практических баз — санитарно-эпидемиологических станций. В этом, по нашему мнению, кроется основная причина, тормозящая приближение преподавания к практике здравоохранения, к непосредственной деятельности санитарных органов.

Находясь в различном подчинении и выполняя различные функции, кафедры санитарно-гигиенического профиля и санитарно-эпидемиологические станции города по существу оторваны друг от друга. Тот контакт, который устанавливается между коллективом кафедр и работниками санитарно-эпидемиологических станций, главным образом во время прохождения студентами производственной практики, не может удовлетворить, ибо он искусственен и не обеспечивает постоянной связи этих организаций, а равно и должного влияния научных работников института на культуру работы санитарных органов.

Отсутствие собственной производственной базы у кафедр приводит к тому, что некоторая часть ассистентов не получает достаточной практической подготовки, а это, несомненно, сказывается на качестве учебного процесса.

То обстоятельство, что научные работники кафедр не чувствуют ответственности за состояние дел на санитарно-эпидемиологических станциях (как, скажем, работники клинических кафедр за работу клиники), снижает возможную научно-методическую и организационную помощь санитарно-эпидемиологическим станциям со стороны кафедр.

Существующие ныне формы связи кафедр с санитарными органами ¡во многом зависят от личных качеств заведующего кафедрой, его инициативы и т. д.

Участие в санитарно-технических советах, консультациях, экспертизах, в различного рода работе по повышению квалификации персонала санитарно-эпидемиологических станций требует от работников кафедр определенной затраты времени. Это время совершенно не учитывается в бюджете часов кафедры, вследствие чего такая работа считается не ■основной, и в какой-то мере выпадает из поля зрения руководителя кафедры.

На отдельных кафедрах помощь органам здравоохранения, как принято именовать связь научных работников с практическими врачами, из

1 Печатается в порядке обсуждения.—Р е д.

систематической превращается в эпизодическую, отчего страдает не только санитарно-эпидемиологическая станция, но и постановка учебного процесса.

Указанные выше организационные недостатки являются помехой в дальнейшем совершенствовании санитарных врачей и улучшении деятельности местных санитарных органов. В связи с этим мы считаем целесообразным пересмотреть структуру санитарно-эпидемиологических станций тех городов, в которых есть санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов.

Следует, на наш взгляд, широко обсудить этот вопрос — выслушать мнение ученых, практических работников санитарных организаций и руководителей органов здравоохранения, после чего осуществить ряд мер, обеспечивающих тесный контакт кафедр гигиенического профиля и санитарно-эпидемиологических станций, а также повышение научного и организационно-методического руководства последних и резкого улучшения качества подготовки санитарных врачей.

Речь должна итти только об областных или городских санитарно-эпидемиологических станциях, учитывая, с одной стороны, их «мощность, а с другой — значимость в руководстве районными санитарно-эпидемиологическими станциями.

Не предрешая окончательной формы необходимых преобразований, мы предлагаем следующую примерную структуру областной или городской санитарно-эпидемиологической станции.

1. Общее руководство станцией осуществляет, как и прежде, главный врач, имеющий необходимый опыт работы и организационные навыки.

2. Отделы и отделения санитарно-эпидемиологических станций возглавляют заведующие кафедрами: санитарно-эпидемиологический отдел— заведующий кафедрой эпидемиологии, отдел пищевой санитарии — заведующий кафедрой гигиены питания, отдел промышленной санитарии — заведующий кафедрой гигиены труда и т. д.

3. В каждом отделе, кроме практических врачей, штатным расписанием предусматриваются должности ассистентов. Штатные нормативы определяются в зависмости от категории санитарно-эпидемиологической станции, объема работы и академической нагрузки.

4. Вопросы помещения кафедр и санитарно-эпидемиологических станций разрешаются по согласованию с местными органами власти.

5. Взаимоотношения научных работников и практических врачей, а также круг их обязанностей определяются специальным положением^ разработанным и утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

Все это, по нашему глубокому убеждению, будет способствовать повышению культуры. работы санитарно-эпидемиологической станции и перестройке учебного процесса в целях максимального приближения его к практике работы санитарного врача. Кроме того, предлагаемые мероприятия смогут обеспечить условия, при которых ассистенты кафедр углубляют свои теоретические знания и практические навыки.

Содружество в работе профильных гигиенических кафедр и санитарно-эпидемиологических станций (которые являются базами этих кафедр) осуществляется, в частности, в Омском медицинском институте. Положительным опытом такой работы поделился на страницах журнала «Гигиена и санитария» (№ 2, 1952) С. А. Пулькис.

Кроме санитарно-эпидемиологических станций базами для профильных гигиенических кафедр могут служить различные промышленные предприятия, школы, ремесленные училища, оздоровительные учреждения, ряд коммунальных объектов и т. д. Использование этих баз в учебных целях связано подчас со значительными затруднениями. Руководителям профильных гигиенических кафадр приходится иногда сталкиваться с отказами руководителей тех учреждений, которые не находятся в веде-

нии Министерства здравоохранения, в предоставлении возможности для организации учебного процесса. Например, в 1954/55 учебном году кафедре гигиены питания Днепропетровскою медицинского института было отказано в посещении молококомбината в учебных целях. Кафедре школьной гигиены длительное время чинила препятствия в организации занятий студентов администрация Дворца пионеров.

Мы считаем, что путем создания согласованного номенклатурного списка, утвержденного Министерством здравоохранения СССР и соответствующими министерствами и ведомствами, можно упорядочить существующую практику использования баз для профильных гигиенических кафедр санитарно-гигиенических факультетов.

Есть еще один вопрос, который нуждается в обсуждении. Мы вполне разделяем мнение, высказанное на страницах газеты «Медицинский работник», о необходимости создания заочной аспирантуры. Вопрос этот актуален и требует скорейшего разрешения, так как организация заочной аспирантуры, особенно на санитарно-гигиенических факультетах, обеспечит подготовку научных кадров гигиенистов из числа лиц с достаточным практическим опытам и знаниями. Нет нужды доказывать, как это благотворно скажется на укреплении кафедр квалифицированными кадрами и, следовательно, на улучшении подготовки будущих санитарных врачей.

Поступила 9/VII 1955 г-

й й й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.