Научная статья на тему 'Вопросы теории вибротранспортирования'

Вопросы теории вибротранспортирования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
205
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы теории вибротранспортирования»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 157 1970 г.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВИБРОТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

Г. В. СУРКОВ

(Представлена научным семинаром кафедр гироскопических приборов, и устройств и механики)

Процесс вибротранспортирования

Вибротранспортирование осуществляется на специальных установках (виброконвейерах), рабочий орган которых (лоток) совершает периодические колебания высокой частоты при относительно небольшой амплитуде.

Рассмотрим взаимодействие лотка 1 (рис. 1) с единичным предметом, который представляется в виде не упругой материальной точки. Лоток движется во времени t по закону А (1 — cos <*>t) под углом вибрации ¡3. Рабочая поверхность лотка установлена под углом а к горизонту. Коэффициент трения предмета о лоток /= tgp. Лоток движется с ускорением а, которое сообщается предмету в процессе их совместного движения. Сила тяжести предмета G и сила инерции Р дают равнодействующую R. Направление равнодействующей по отношению к нормали определяется углом О, из рис. 1 имеем:

Рис. 1. Схема взаимодействия предмета с лотком.

tg* =

—Лад2 cos а^ — g sin a Лсь2 sin шt + g'cosa

Делим на tgp, после преобразования получим:

„ tg4> T + tgatgp

Здесь

tgp

(T + l)tgptgp

T1 J. ХЛ Ло.)2 sin P г - 1

7 = 1 cos COt, Г =-r [1].

(1)

(2)

g COS a

Уравнение (1) характеризует поведение предмета на лотке, то есть определяет режим вибротранспортирования. Так, при | е | ^ 1

3

будет скольжение предмета относительно лотка. Условие скольжения вперед

е>1. (3)

Скольжение назад | —е|>1. Условие отрыва предмета от лотка

е = со. (4)

Из уравнения (1) условие (4) выполнимо, если tgPtgp^O, только когда y = — 1. Знак минус указывает, что отрыв предмета возможен только при отрицательном направлении ускорения, то есть замедленном движении лотка вперед. На основании того, что в уравнении (1) условие (3) выполняется перед условием (4), можно сделать заключение: невозможен режим вибротранспортирования с подбрасыванием без предварительного скольжения вперед.

Возникновение скольжения вперед из (1), (3) при величине

-к-)> tgp + tga

ctgp + tgp

аналогично, скольжение назад будет, когда } (5)

„ tgP-tgot

-Г"

ctgp — tga

Ускорение, при котором возникает скольжение предмета по лотку вперед из (2) и (5) равно

Л 9 У sin (a + р) ^

a<_) = А оу2 cos mc = g

cos (p - p)

Ускорение, при котором возникает скольжение назад,

. 9 sin (р — а)

= Aití¿ cos шс = g

(6)

cos(ß + р)

Здесь tc и tc — значения времени начала скольжения вперед и назад. Соотношение a(_)^=a(+) дает предельное значение параметров вибрации, при которых невозможно направленное перемещение, из (6) имеем tga ~ tg2ptgß. Таким образом, для существования направленного движения вперед необходимо, наряду с известным условием tga<tgp, выдержать требование

tga<tg2ptgß.

Для угла вибрации ß = 0° отношение

Д(-) = Sill (a + р) a(+) sin (р ос)

откуда следует a(_)>a(+), то есть при симметричном законе колебаний и ß=0° возможно движение только под уклон. Если еще а=0°, то = а(+), что означает отсутствие возможности направленного движения. Чтобы создать перемещение предмета по лотку, в данном случае, последнему необходимо сообщить несимметричный закон колебаний; получим так называемый качающийся конвейер.

На рис. 2 дана диаграмма режимов процесса вибротранспортирования, которая получена в результате решения уравнения (1) с <х = 0°. Характер относительного движения предмета по лотку на рис. 2 указан областями: I — область совместного движения вперед; II — совместного движения назад; III — скольжение вперед, IV — скольжение назад; V — область движения с отрывом. Из диаграммы ясно, чго 4

при симметричном законе колебаний транспортирование возникает при наличии трения только в случае, когда угол вибрации не равен нулю. Скольжение вперед (область III), при любом значении угла вибрации, не равном нулю, начинается раньше, чем скольжение назад. Невозможно получить режим с подбрасыванием без скольжения вперед.

О Ц$ 1 2 3 5 40

Рис. 2. Диаграмма режимов вибротранспортирования.

Вибротранспортирование в режиме с подбрасыванием характерно тем, что в процессе перемещения предмет значительное время находится во взвешенном состоянии, благодаря чему возможно получение больших скоростей подачи, снижается износ лотка, уменьшается влияние загружаемой массы груза на процесс колебаний.

< ¿Вибротранспортирование с подбрасыванием

1. Общие уравнения. Различное сочетание параметров вибрации и характеристик транспортируемого груза дают большое многообразие схем движения предмета [1, 2, 3]. Наиболее эффективным, с точки зрения производительности и уменьшения износа лотка, является такой режим, .при котором существуют две фазы движения: совместное движение предмета и лотка, в течение которого происходит уравнивание скоростей, и отрывное движение (бросок). При этом чем меньше доля совместного движения во всем цикле, тем эффективнее режим. Проекции перемещения, скорости и ускорения лотка и предмета на неподвижную систему координат для двухфазного режима показаны на рис. 3.

Время начала скольжения предмета по лотку вперед из (6) равно

1 g sin (а + р)

tc = — arc cos --——- .

(о Лш2 cos (р — р)

На рис. 3 момент скольжения отмечен точкой tc. Скорость предмета и лотка в момент начала скольжения

х (tc) — Лш sin «)¿c cos p. Скорость скольжения предмета относительно лотка до момента отрыва

X (tc - t0) = X (tc) - Sfc X (tc - t0) clt, (7

я/7

где х ('с ч- ¿0) = — — замедление предмета на лотке от силы трения /\ О

Время и фазовый угол момента отрыва из (2)

t0 = — are eos

О)

<Ро = are eos ( — —

(8)

ta

pees*

Рис. 3. Перемещение скорости и ускорения предмета

и лотка.

В момент отрыва скорость лотка

Хл (¿о) -- Ат sin (DÍ0. (9)

Из (7) и (9) видно, что разница в величине скорости скольжения предмета и скорости лотка в ысмент отрыва уменьшается с увеличением трения и параметра режима вибрации. Для оценки разницы скоростей скольжения и отрыва возьмем отношение

• ' г

X (¿c) _ sin СО tc xñ{t0) sin со ¿0

Подставим значение tc и t0, после преобразования получим

x(tc)

/

Г2 —

sin р sin (g + р) _cos а eos (Р — р) _

Пусть, например, А = 0,75 мм, (3 = 20°, а =

0°, ш =314

сек

Р = 23°,

тогда = 1,07, то есть разница в скоростях составляет 7%,

Хл (¿0)

В действительности для данного случая относительная разница еще меньше, так как в примере не учтено снижение скорости скольжения к моменту отрыва за счет сил трения (7).

С момента отрыва предмет движется в среде по закону, описываемому уравнением свободного( полета. Время полета равно времени подъема и опускания

Время tn определяется при допущении, что скорость отрыва предмета равна скорости лотка в момент отрыва, сопротивление полету отсутствует

, __ Лшэт ¿0sin (а + р)

м —--•

g

/2h

—, где высота падения (рис. 3)

h = hx + h2 — хп sin а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подставляя в (10) значения tu t2 и заменяя a>¿0 == ср0, mtn = срп — угол полета, после преобразования получим

0,5 <рп = срв sin То + [— cos фо + cos (<р0 + <рп)]. (11)

Если принять Tn — 2ъп, где п — доля времени полета во всей продолжительности колебаний, то (И) после подстановки угла отрыва и ряда преобразований примет вид:

^ ^f ^ 2тг 2п2 + cos 2ъп ~ 1 ^ ^

2 кп — sin 2тг п

Зависимость Г=/(/г) уже известна в [4].

2. Скорость вибротранспортирования. Для установившегося двухфазного режима с подбрасыванием скорость транспортирования предмета в направлении лотка равна (рис. 3)

V = (хп + хл) — у (13)

к

где хп — перемещение предмета по оси х за время полета, хл — то же за время совместного движения с лотком, V — частота колебаний лотка в гц,

к — количество целых периодов колебаний лотка, в течение которых происходит один цикл движения. При сделанных ранее допущениях

_ Лш sin То cos (а + Р)

Хп — Гп,

cos а

cos (а + Р)

Хл = хл (to) — X (tn) = А[— cos То + COS (сро + <рп)]

cos а

Уравнение (13) после подстановки хп и хл, <рп и Г и преобразований с учетом (И) получит вид

gn2 eos (а + Р) (u)

2kv sin р

При а = 0° выражение (14) превращается в формулу, ранее полученную другими авторами без учета угла подъема лотка [1].

Так как формула (14) выведена с рядом допущений, то действительная скорость вибротранспортирования определяется:

2/ev sin p

где ^ — экспериментальный поправочный коэффициент.

При анализе движения по рис. 3 видно, что есть область значений угла полета, когда возможно падение предмета на лоток в зо-

7

не Ул (in) <5* cos а, то есть когда предмет отделяется от лотка прежде, чем он начнет двигаться со скоростью лотка. Из (2) и (4) имеем

Vi = г COS (а0 + ап) < — 1

Преобразование этого выражения с учетом (8) дает условие ненормального течения процесса вибротранспортирования

^ = __ ]/Г2 — 1 sin <рп + cos <рп < — 1.

На рис. 4 дано решение данного уравнения. Установлено, что при изменении параметра Г от 3,3 до 4,6; от 6,3 до 7,79 и других пределах Г уравнение (14) неприемлемо для определения скорости.

Формула (14) выводится из предположения, что удар неупругий или, если происходит отскок предмета в процессе соударения, то величина его незначительна и скорость предмета сравнивается со скоростью лотка до момента отрыва. На рис. 3 этот процесс показан условно значительными колебаниями ускорения и скорости. В действительности же, особенно при транспортировании штучных предметов, упругость играет заметную роль и является причиной нарушения процесса при больших скоростях соударения [3].

Скорость соударения предмета с лотком

Ъу = У (¿п) ~~ Ул (¿п)>

где у (¿п) — составляющая скорости предмета в момент удара,

Ул(*п) — составляющая скорости лотка в тот же момент. Уравнение для определения скорости соударения после подстановки составляющих и преобразований получит вид:

= £СОЗО_ {{]/ГТТ-- (1 _ со8 + 8.п ^ _ ^ (О

Предельные скорости соударения, при которых движение еще устойчиво, определяются экспериментальным путем.

Для оценки влияния коэффициента трения на вибротранспортирование определим угол соударения предмета с лотком через

где

vl=X Ы - (ср0 + срп) = ctg Р cos £ [1/'Г2- 1 (1 - cos срп) + sin срп].

О)

Величина угла соударения

tg 8 = ctg ß — 1(1 — COS срп) + sin срп] ^ (15)

[У г2 — 1 (1 — cos <рп) + sin <Р„] — срп

Из решения (15) определено, что угол соударения в режимах с параметром, близким к Г = 3,3; 6,3; 9,4; 12,6, имеет малое значение. Режимы с Г = 3,3; 6,3 и др. имеют угол соударения, равный нулю.

Известно, что при угле соударения, меньшем угла трения, не будет относительного движения между соударяемыми неупругими делами, поэтому можно сделать вывод, что имеются режимы вибротранспортирования с Г = 3,3; 6,3 и др., где скорость теоретически не зависит от коэффициента трения.

3. Оптимальные параметры вибрации. Из (14) ясно, что заданную скорость можно получить при различных сочетаниях параметров вибрации: амплитуды, частоты, углов а и ß. Однако не все сочетания являются рациональными с точки зрения требований, предъявляемых к виброконвейеру и процессу.

1

\

г 4 6 в ю

Рис. 5. Оптимальное значение угла вибрации.

О 20 40 60 80 №

Рис. 6. Влияние амплитуды и частоты вибрации на скорость.

При вибротранспортировании могут быть поставлены условия минимального нарушения поверхности лотка или самих предметов, возможность транспортирования при особых свойствах груза. При эксплуатации предъявляются требования к спектру частот вибрации, шумности работы, пылеообразованию, энергоемкости. Особым условием к конструкции может быть требование повышенной надежности, долговечности работы, что можно достигнуть при прочих равных показателях, только снижением коэффициента динамики виброконвейера К=—— [1]. Часто перед конвейером ставят комбинированные ё

требования.

При оценке эффективности вибротранспортирования можно исходить из условия минимума коэффициента динамики, как наиболее общего показателя, определяющего сохранность груза и напряженность упругой системы конвейера.

Из (14) можно заключить, что увеличение угла подъема лотка, при прочих равных условиях, вызывает снижение скорости, поэтому необходимо стремиться по возможности к уменьшению угла подъема лотка до минимума.

Зависимость оптимального угла вибрации от коэффициента динамики показана на рис. 5, график получен обработкой формулы (14) при а =0°.

На рис. 6 дано решение уравнения (14) в координатах амплитуда-частота. Из диаграммы видно, что низкочастотные виброконвейеры при меньшем значении коэффициента динамики могут дать наибольшие скорости подачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. И. Ф. Гончаревич, П. А. Сергеев. Вибрационные машины в строительстве. Машгиз, М., 1963.

2. И. И. Блехман. Исследование процесса вибросепарации и вибротранспортировки. Инженерный сборник АН СССР, т. 2, 1952.

3. В. А. П о в и д а й л о. Расчет и конструирование вибрационных питателей. Машгиз, М., 1962.

4. К- Н. Wehm ei er. Untersuchungen zum Fördervorgang auf Schwingrinnen. Fordern und Heben, № 5, p. 317—327, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.