Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТЕМБРО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА «ТУБА»'

ВОПРОСЫ ТЕМБРО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА «ТУБА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / студент / амбушюр / исполнение / навыки / туба / мундштук / музыкант / teacher / student / embouchure / performance / skills / tuba / mouthpiece / musician

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Khabibullayev Kakhramon Rofik Ugli

в процессе обучения исполнительству на тубе, студент должен хорошо разбираться в знаниях выполнения постановки исполнительского аппарата, дыхания, формирование амбушюра, правильного расположения тела, головы, рук, ног, понимать, почему именно так на тубе надо выступать. В процессе обучения исполнению на тубе, постановка исполнительного аппарата представляет собой единый целостный процесс, для того чтобы управлять им, необходимы стилистические рекомендации, описывающие каждый последующий шаг и действие, целью этих рекомендаций является создание правильного звучания в результате правильного положения тела ученика, головы, рук, ног. В данной статье говорится о структуре исполнительных навыков и умений на тубе студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE TIMBRE OF THE TECHNICAL EQUIPMENT OF THE MUSICAL INSTRUMENT «TUBA»

in the process of learning to playing the tuba, the student should be well versed in the knowledge of perform performances performing unit, breathing, forming the embouchure, the correct positioning of the body, head, arms, legs, to understand why the tuba should be. In the process of learning to perform on the tuba, the setting of the Executive apparatus is a single integral process. in order to manage it, stylistic recommendations are needed that describe each subsequent step and action. The purpose of these recommendations is to create the correct sound as a result of the correct position of the student's body, head, hands, and feet. This article describes the structure of Executive skills and abilities on the student's tuba.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТЕМБРО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА «ТУБА»»

the harmonic sequences in harmonic presentation, to show the relationship, place, meaning of these components in the overall texture.

Contemporary musical practice puts forward a large number of tasks that have not been previously encountered by performers. A huge range of style trends, a stream of all kinds of innovations and experiments correspond to the increasing information saturation in any life manifestations. As a reaction to this, reverse tendencies arise - interest in the music of past eras, sometimes very distant, a desire to return to the origins, the early stages of musical art. It is quite indicative that this process affects both composer's creativity, listening preferences, and the sphere of performance [1, 74].

After listening to the music, it is very important to collectively discuss it, after which the teacher summarizes the statement and listen to it again. Our observations show that in a short period, in just one academic year, students develop the ability to perceive any music from classical to modern. They are ahead of students who, as a rule, are brought up only on classical music. ^ey do not have an auditory cliche, for this, in our opinion, it is necessary to develop students' interest in all areas equally, both classical and folk, and this requires new approaches to the learning process from musical pedagogy.

References / Список литературы

1. Nazarov Н. About the artistic and imaginative thinking of a musician // International scientific journal "Science and World". Volgograd, 2018. Volume 2. № 10 (62).

ВОПРОСЫ ТЕМБРО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА «ТУБА» Хабибуллаев К.Р. Email: Khabibullayev17157@scientifictext.ru

Хабибуллаев Кахрамон Рофикугли — преподаватель, кафедра духовых и ударных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе обучения исполнительству на тубе, студент должен хорошо разбираться в знаниях выполнения постановки исполнительского аппарата, дыхания, формирование амбушюра, правильного расположения тела, головы, рук, ног, понимать, почему именно так на тубе надо выступать. В процессе обучения исполнению на тубе, постановка исполнительного аппарата представляет собой единый целостный процесс, для того чтобы управлять им, необходимы стилистические рекомендации, описывающие каждый последующий шаг и действие, целью этих рекомендаций является создание правильного звучания в результате правильного положения тела ученика, головы, рук, ног. В данной статье говорится о структуре исполнительных навыков и умений на тубе студента. Ключевые слова: педагог, студент, амбушюр, исполнение, навыки, туба, мундштук, музыкант.

QUESTIONS OF THE TIMBRE OF THE TECHNICAL EQUIPMENT OF THE MUSICAL INSTRUMENT «TUBA» Khabibullayev K.R.

Khabibullayev Kakhramon Rofik ugli — Teacher, DEPARTMENT OF WIND AND PERCUSSION INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the process of learning to playing the tuba, the student should be well versed in the knowledge of perform performances performing unit, breathing, forming the embouchure, the correct positioning of the body, head, arms, legs, to understand why the tuba should be. In the process of learning to perform on the tuba, the setting of the Executive apparatus is a single integral process. in order to manage it, stylistic recommendations are needed that describe each subsequent step and action. The purpose of these recommendations is to create the correct sound as a result of the correct position of the student's body, head, hands, and feet. This article describes the structure of Executive skills and abilities on the student's tuba.

Keywords: teacher, student, embouchure, performance, skills, tuba, mouthpiece, musician.

УДК 788.49

Образование звука в тубе радикально отличается от образования звука в других медных духовых инструментах, его можно сравнить только с тромбоном, баритоном и некоторыми тубоподобными музыкальными инструментами - сузафоном и геликоном.

Прежде всего, звуки, которые образуются в тубе, относятся в большинстве случаев к нижнему регистру, губная зона, который участвует в процессе звукообразования, больше по размеру, чем у баритона и тромбона. В симфоническом оркестре туба поддерживает группу медных духовых инструментов, с помощью которых они объединяются в одну целостность. Благодаря тубе темы многих симфонических произведений звучат объемнее, ярче и выразительнее, именно туба играет роль фундамента в оркестрах духовых инструментов и симфонических. Когда туба исполняет отдельные басовые партии вместе с контрабасом, в результате такой гармонизации эти партии начинают звучать лучше.

Во-вторых, для тубы нет четких рекомендаций по расположению мундштука на губах, как в случае с тромбоном [1]. Студенты тромбонисты предпочитают держать большую часть мундштука верхней губой, а малую-нижней.

В-третьих, расположение мундштука у студентов - тубистов не оказывает существенного влияния на тембр звучания, как у трубачей и вальторнистов. Те, кто учится играть на валторне или трубе, не могут отклониться от идеальной точки расположения мундштука более чем на 1,5 миллиметра, чтобы образовать наилучший звук. Тромобонисты могут наклонять мундштук до 3 миллиметров. Только в тубе можно добиться хороших результатов даже при отклонении мундштука вверх или вниз до 6 миллиметров от идеальной точки. [2] В процессе изучения не всегда необходимо отклоняться от мундштука, это условие может привести к нестандартным результатам исполнения на тубе, идея изложена лишь для того, чтобы показать разницу в процессах звукообразования в разных типах медных духовых инструментов. Студентам рекомендуется найти идеальное расположение мундштука в процессе создания звука на тубе. Нетрудно определить, какая террритория губ будет идеальным местом для создания звука, так как в таком положении легче будет перейти от низких тонов к высокому регистру и наоборот. Громкость звука тубы становится более выразительной, более равномерной, давление внутри мундштука постепенно уменьшается. В тубе возбудителем звука являются губы исполнителя, то есть территория губы, расположенной в чашке мундштука. Вдуваемый в инструмент воздух вибрирует край губ в мундштуке, что в свою очередь приводит к вибрации воздушного столба, расположенного в инструментальном канале.

Структура исполнительных навыков и умений на тубе музыканта выглядит следующим образом: правильное выполнение дыхания, индивидуальное зрение-слуховое воображение, отдельный процесс работы губных и мимических мышц, координация движений пальцев, специфические движения языка, а также непрерывный слуховой анализ. Исполнительская деятельность студента - тубиста характеризуется расходованием сил и эмоциональной энергии, а также активным функционированием всей дыхательной системы. Одним из важнейших вопросов в учебном процессе студента является умение формулировать свои исполнительские навыки и умения [3]. Поэтому на первом этапе необходимо уделять большое внимание их правильному формированию, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Долгое время музыкально-исполнительская педагогика базировалась на принципе обучения студентов личному опыту и навыкам педагога. Способность преподавателя на занятиях демонстрировать свои музыкально-исполнительские знания и умения не позволяет студентам учитывать индивидуальные особенности и развивать сознательную ориентацию в процессе обучения исполнительству на тубе. В процессе обучения исполнению в тубе необходимо осуществлять формирование умений и навыков у студентов на основе современных методических приемов. Если студенты не поймут, для чего именно нужна такая постановка исполнительного аппарата, они не смогут сознательно формировать исполнительские навыки и умения в учебном процессе. Хотя многие тубисты, имея виртуозность, испытывают трудности, при отсутствии знании о правильной постановке исполнительного аппарата, в большинстве случаев такая ситуация может привести к различным профессиональным заболеваниям - заболевание легких, резкое утомление амбушюра (области губ, участвующей в образовании звука), длительная тренировка на инструменте, иногда ранняя утрата исполнительских навыков являются одним из вышеперечисленных.

В процессе обучения исполнению на тубе необходимо формировать исполнительские навыки и умения - на основе знаний анатомии и физиологии органов, а также понимания психофизических и психофизиологических процессов в каждом отдельном случае [4]. Без этого

невозможно добиться правильного исполнения в тубе, студент будет страдать, качество исполнения будет падать, могут возникнуть профессиональные заболевания и даже может возникнуть ситуация непрофессиональной неадекватности. Неправильное положение тела препятствует правильному дыханию, неправильное дыхание снижает эмоциональность, динамику, не позволяет ритмически правильно исполнять музыкальные фразы и вредит здоровью. Плохо сформированный амбушюр - неправильная проекция губных и лицевых мышц - не позволяет заниматься тубой в большинстве случаев, снижая качество исполнения. В процессе обучения исполнению на тубе, неправильная постановка мундштука, перегрузка мышц рук и пальцев приводят к дисбалансу в технике выполнения студентом. Изучив особенности дыхательной и амбушюрной системы тубист-музыканта, необходимо учитывать, какой их части необходимо придать нужное напряжение, чтобы можно было сформировать плавный поток воздуха к инструменту, в то же время дать качественное звучание, добиться наибольшей динамики и только таким образом рекомендуется формировать исполнительские навыки и умения у тубистов-студентов.

Из исполнительской деятельности профессиональных тубистов можно сделать следующее заключение: во время исполнения в тубе диафрагма начинает активно работать, постепенно увеличиваясь в дыхании, переходя из одного объема в другой с разными интервалами -терциями, квартами, квинтами. Благодаря этому в ротовую полость также входят импульсы сокращения мышц наряду с дыханием, что помогает найти основу в процессе звукообразования. Для того чтобы студент выполнил переход к квинту с легато или строгой атакой, при дыхании мозг посылает мышцам сигнал об активной работе, при этом сам студент понимает, что это достаточно большой интервал, он старается дышать больше, чем при создании звука с последовательным движением в секундах. Таким образом, выполняя в тубе различные штрихкоды, арпеджио, интервалы, аккорды, переходя от одного звука к другому подряд, студент сформирует правильное исполнение дыхания. Рекомендуется начинать выполнение дыхательной постановки с упражнений с четким интервалом.

Список литературы / References

1. Рогаль-Левицкий Д.Р. Туба // Современный оркестр. Том 2 из 4. М.: МузГИз, 1953.

2. Черных А.В. Туба // Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. М.: Советский композитор, 1989.

3. Чулаки М.И. Туба // Инструменты симфонического оркестра. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Композитор, 2004.

4. Туба // Большая российская энциклопедия. Том 32. М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.