Научная статья на тему 'Формирование исполнительского аппарата музыканта духового оркестра'

Формирование исполнительского аппарата музыканта духового оркестра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
395
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / ПЕДАГОГИКА / ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ / ГОРТАНЬ / WIND INSTRUMENTS / PERFORMING APPARATUS / VOICE APPARATUS / PEDAGOGY / SOUND FORMATION / LARYNX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уварова Ольга Владимировна

Основным фактором успешной исполнительской деятельности является преемственность в педагогике исторического и методического опыта как основных составляющих в практике музыкального исполнительно-исполнительского искусства. Оценка современными исследователями духового исполнительства показывает, что в данной музыкально-педагогической области имеется еще немало актуальных проблем, которые требуют своего концептуального осмысления. В настоящее время в методических работах существует ряд вопросов, раскрывающих особенности физиологии органов голосового аппарата студента-духовика во время обучения и в исполнительской практике. Предметом анализа является правильное положение гортани и горла при звукообразовании, а также зависимость качества звука от формирования данных органов. Особое внимание, направленное на изучение физиологических компонентов в инструментальном и вокальном типе постановки, позволило выявить и объяснить ряд общих педагогических подходов, а также аргументировать состоятельность их применения в процессе обучения на духовых инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of brass band musician performing apparatus

The main factor of successful performance is the continuity in the pedagogy of historical and methodological experience as the main components in the practice of musical performance art. The assessment of modern researchers of wind performance shows that in this musical and pedagogical f eld there are still many urgent problems that require their conceptual understanding. Currently, in methodological works there are a number of issues, revealing the peculiarities of the physiology of the organs of the vocal apparatus of a student with an air gun during training and performance practices. The subject of the analysis is the correct position of the larynx and throat during sound formation, as well as the dependence of sound quality on the formation of these organs. The special attention directed on studying of physiological components in instrumental and vocal type of statement allowed to reveal and explain a number of the general pedagogical approaches, and also to argue solvency of their application in the course of training on wind instruments.

Текст научной работы на тему «Формирование исполнительского аппарата музыканта духового оркестра»

УДК 780.64:784.92

О. В. Уварова

Формирование исполнительского аппарата музыканта духового оркестра

Основным фактором успешной исполнительской деятельности является преемственность в педагогике исторического и методического опыта как основных составляющих в практике музыкального исполнительно-исполнительского искусства. Оценка современными исследователями духового исполнительства показывает, что в данной музыкально-педагогической области имеется еще немало актуальных проблем, которые требуют своего концептуального осмысления. В настоящее время в методических работах существует ряд вопросов, раскрывающих особенности физиологии органов голосового аппарата студента-духовика во время обучения и в исполнительской практике. Предметом анализа является правильное положение гортани и горла при звукообразовании, а также зависимость качества звука от формирования данных органов. Особое внимание, направленное на изучение физиологических компонентов в инструментальном и вокальном типе постановки, позволило выявить и объяснить ряд общих педагогических подходов, а также аргументировать состоятельность их применения в процессе обучения на духовых инструментах.

Ключевые слова: духовые инструменты, исполнительский аппарат, голосовой аппарат, педагогика, звукообразование, гортань

Ol'ga V. Uvarova Formation of brass band musician performing apparatus

The main factor of successful performance is the continuity in the pedagogy of historical and methodological experience as the main components in the practice of musical performance art. The assessment of modern researchers of wind performance shows that in this musical and pedagogical field there are still many urgent problems that require their conceptual understanding. Currently, in methodological works there are a number of issues, revealing the peculiarities of the physiology of the organs of the vocal apparatus of a student with an air gun during training and performance practices. The subject of the analysis is the correct position of the larynx and throat during sound formation, as well as the dependence of sound quality on the formation of these organs. The special attention directed on studying of physiological components in instrumental and vocal type of statement allowed to reveal and explain a number of the general pedagogical approaches, and also to argue solvency of their application in the course of training on wind instruments.

Keywords: wind instruments, performing apparatus, voice apparatus, pedagogy, sound formation, larynx DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-121-123

Формирование исполнительского аппарата музыканта-духовика, целостная и взаимосвязанная картина функционирования, где неясность в представлении о работе какого-либо компонента мешает эффективно и качественно решать образовательные и творческие задачи. Практически не изученной проблемной областью остается научное осмысление строения и формы ротовой полости, гортани и горла учащегося-духовика, функционирование этих органов в процессе извлечения звука на инструментах в контексте музыкальной педагогики. В обозначенной проблеме исторически накопленный опыт исполнительской техники позволяет создать комплексную систему научно-педагогических трудов и методик по музыкальной педагогике в данной области знаний. В конце ХХ столетия музыкально-педагогическая деятельность развивается с учетом научных достижений в области физики, акустики, анатомии и психо-

физиологии. Научный подход в основе обучения на духовых инструментах концентрируется в поиске закономерности использования ресурсов человеческого организма и позволяет обратиться к достижениям, накопленным в физиологии. В связи с этим, в конце XIX в. была замечена взаимосвязь духового и вокального исполнительского искусства. В первую очередь это связано с любительским уровнем исполнительства на духовых инструментах, которое профессионально сформировалось позже вокального искусства, не имело в основе интенсивного развития и было ориентировано на практическое освоение навыков и устную традицию умельцев.

Несмотря на то, что голос - это естественная данная природой способность человека, а духовой музыкальный инструмент - механическое изобретение, в формировании звука можно отметить аналогию. Голосовой аппарат вокалиста состоит из органов дыхательного аппарата,

О. В. Уварова

гортани с голосовыми связками и резонаторами, а также речевого аппарата. Духовой инструмент представляет собой взаимосвязанную акустическую систему: колебательный процесс в дыхательных путях музыканта (дыхательный аппарат, голосовой отдел, артикуляционный отдел), амбушюр (губы и лицевые мышцы) и колебательный процесс в воздушном столбе инструмента. В соответствии с этим представлением, отличием исполнительского аппарата учащегося-духовика являются - пальцы рук, удерживающие инструмент и амбушюр, а общее - дыхание и резонирующий аппарат. С этой позиции, разницей в звукоизвлечении является присутствие духового инструмента. Он рассматривается как непосредственное продолжение тела исполнителя, преобразующее воздушную струю в звуки при помощи амбушюра и мундштука. Следует также отметить аналогию в деятельности голосового аппарата учащегося-вокалиста и учащегося-духовика. Однако в отличие от вокалиста, звучание голоса которого осуществляется непосредственно через открытый рот, духовику предстоит еще приспособиться к мундштуку и инструменту, учитывая соответствующее положение мышц амбушюра и аппликатуру.

Исполнительский аппарат духовика, так же как и вокалиста, включает в себя гортань как основную физиологическую полость для резонирования. Гортань является местом зарождения основных качеств будущего звука, а именно: точную звуковысотность, силу звучания, начальный тембр и вибрато. Но в научно-педагогических трудах относительно положения гортани вокалисты разработали методические рекомендации, а для исполнителей на духовых инструментах данный процесс является еще мало изученным. Однако аналогия в функционировании данных органов позволяет отметить, что в процессе обучения педагог-духовик может пользоваться теми же методическими концепциями, что и вокалист, и педагогические принципы относительно правильного положения гортани аналогичны.

Одним из первых духовиков проблему правильного положения гортани раскрывает в своих методологических работах Ю. А. Усов [1, 2]. Автор утверждает, что качество звучания духовых инструментов во многом зависит от правильного функционирования резонаторов исполнительского аппарата духовика. «Главным резонатором является гортань. Во время игры она должна находиться в расширенном состоянии, напоминающем ее форму в момент зевка. Активным резонатором является и полость рта. Расширенная гортань, округленная полость рта создают вместе необходимый резонирующий

купол, который оказывает важное влияние на полноту, тембр и округленность звука. Следует помнить, что управление звукоизвлечением при игре на трубе - это управление не только дыханием, губами и языком, но и мышцами гортани, ротовой полости» [1, с. 65].

Данная концепция созвучна с методическими выводами Л. Б. Дмитриева о функционировании органов голосового аппарата в вокально-педагогическом аспекте. Автор вокальной методики утверждает, что обязательным условием техники оперного певца является открытие гортани в результате расширения нижнего отдела глотки. «Практикой установлено, что ощущение свободной широкой глотки необходимо и сопутствует хорошему пению» [3, с. 271].

В научно-педагогических трудах о голосоо-бразовании и исполнительском аппарате певца достаточно часто встречается теория о функционировании горла по принципу рупорного громкоговорителя, который излучает звук в пространство. В «Основах вокальной методики» Л. Б. Дмитриева это звучит так: «Голосовой тракт человека представляет собой своеобразный рупор: над источником колебаний - складками - расположена трубка, открытая в наружную среду. По той трубке-рупору звук, рожденный в голосовой щели, достигает ротового отверстия и отсюда уже распространяется в наружное пространство» [3, с. 63]. Сравнивая конструкцию громкоговорителя с функционированием всех отделов голосового аппарата во время пения, отметим сходство в основе их построения. Схематическое описание голосового аппарата вокалиста схоже с определенными техническими звуковыми приборами. В частности, анатомическое строение и функционирование данных органов человека очень напоминает рупорный громкоговоритель. Физиологическое функционирование гортани и всего ротоглоточного канала в процессе пения аналогично данному техническому устройству. Таким образом, из полости гортани создается так называемая пред-рупорная камера, в ней наблюдается некоторое сопротивление, аналогичное тому, что образуется в области предрупорной камеры технического прибора.

В научных трудах методистов духового искусства отмечен тот же факт. Так профессор В. Н. Апатский пишет: «Вся акустическая система духового инструмента состоит из тесно взаимосвязанных между собой элементов. Воздействие резонаторов звукового аппарата музыканта на звучание духового инструмента можно объяснить предрупорной коробкой. Если перед рупором установить коробку, то последняя, внося дополнительное акустическое сопротивление,

122 Вестник СПбГИК№ 2 (39) июнь ■ 2019

Формирование исполнительского ап парата музыканта духового оркестра

значительно увеличит эффективность его работы. Подобным образом правильно настроенные резонаторы звукообразующего аппарата создают дополнительное акустическое сопротивление, благодаря которому существенно повышается эффективность звукоизвлечения из духового инструмента» [4, с. 127].

Таким образом, становится важным тот факт, что в случае извлечения звука во время пения и при исполнении на духовых инструментах, следует отметить аналогию. Гортань в обоих случаях служит дополнительным резонатором, увеличивая эффективность и качество извлекаемого звука. В педагогическом аспекте проведенный анализ позволяет говорить о том, что к обучению музыкантов духового оркестра следует применять тот же методологический подход для совершенствования учебного процесса.

Педагоги-вокалисты в своих рекомендациях по-разному обозначают прием, формирующий правильное звукообразование, например: «пой на зевке», «под куполом», «вокальная позиция» [3]. Научные исследования показали, что правильно найденная позиция в гортани создает определенные акустические явления, что облегчает работу голосовых мышц и дает возможность в полной мере продемонстрировать все вокальные качества голоса. Эта методическая концепция также относится к исполнителям на духовых инструментах. Здесь музыкальная педагогика, как и во многих других подобных случаях, широко использует метафоры, параллели, сравнения. Данная методическая установка, рекомендующая играть «на зевке», предлагает во время игры «думать о зевке», что способствует опусканию гортани, тем самым увеличивая полость для резонирования, создавая эффект предрупорной коробки. Педагог должен сконцентрировать свое внимание на формировании учеником тех правильных внутренних игровых ощущений, которые помогают настроить резонаторы и проконтролировать их работу. Как для методики пения, так и для методики игры на духовом инструменте, данная технология в обучении формирования звука содействует получению звучания наилучшего качества, свободному звучанию инструмента с красивой тембральной окраской звука.

Сравнивая деятельность голосового аппарата учащегося-вокалиста и учащегося-духовика, можно сказать, что разницей является присутствие духового музыкального инструмента в качестве продолжения тела исполнителя, воплощающего звучание. Он рассматривается как некий акустический преобразователь, который

трансформирует воздушный поток в звук при помощи мундштука и конкретного духового музыкального инструмента. Осмысление физиологических процессов доказывает сходство работы органов исполнительского аппарата музыкантов-вокалистов и духовиков.

Систематизация теоретических материалов исследования обогащает музыкально-образовательную среду новыми педагогическими разработками, направленными на корректировку содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущего музыканта духового оркестра и развивающие исполнительское мастерство. Достижение в воспитании большого поколения талантливых инструменталистов и педагогов, а также подготовка высокопрофессиональных, компетентных и конкурентоспособных исполнителей на духовых инструментах в современных условиях музыкально-педагогической деятельности являются приоритетным направлением в деятельности музыкальной педагогики. Дальнейший поиск путей реализации новых педагогических концепций в образовании исполнителей на духовых инструментах является актуальным направлением в музыкальной педагогике, а их научно-теоретическое и практическое осмысление продиктовано необходимостью создания современной комплексной методики основанной на системном подходе.

Список литературы

1. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. Москва: Музыка, 1984. 216 с.

2. Усов Ю. Методика обучения игре на духовых инструментах. Москва: Музыка,1976. 224 с.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 674 с.

4. Апатский В. Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства: учеб. пособие. Киев: Нац. муз. акад. Украины им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.

References

1. Usov Y. Methods of learning to play trumpet. Moscow: Muzyka, 1984. 216 (in Russ.).

2. Usov Y. Methods of learning to play wind instruments. Moscow: Muzyka,1976. 224 (in Russ.).

3. Dmitriev L. B. Fundamentals of vocal technique. Moscow: Muzyka, 1968. 674 (in Russ.).

4. Apatskii V. N. Fundamentals of theory and methodology of wind music and performing arts: tutorial. Kiev: P. I. Chaikovskii Ukraine Nat. Music Acad., 2006. 432 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.