Научная статья на тему 'Вопросы, связанные с новациями трудового законодательства по регулированию труда иностранных работников'

Вопросы, связанные с новациями трудового законодательства по регулированию труда иностранных работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаев Эльшан Эльшад Оглы

В статье анализируются законодательные новации в сфере регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента, возникающие на территории РФ, принятые с 2014 г., с момента внесения существенных изменений в основополагающие акты Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подчеркивается позитивное значение нововведений в контексте разрешения спорных вопросов правового регулирования данной проблематики. Вместе с тем отмечаются существенные недостатки регламентации рассматриваемой проблематики, продолжающие существовать, в связи с чем, предлагается направление дальнейшего совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдуллаев Эльшан Эльшад Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in labor laws relating to foreign workers

The article describes legislative innovations in regulation of employment relationship with foreign citizens in the Russian Federation, adopted since 2014, when fundamental acts the Labor Code of the Russian Federation and the Federal Law "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation were significantly amended. The positive significance of innovations for resolving disputable issues of legal regulation has been highlighted while essential disadvantages in regulation of the issue have been mentioned as well. In this connection, a direction is offered to further improve the legislation.

Текст научной работы на тему «Вопросы, связанные с новациями трудового законодательства по регулированию труда иностранных работников»

5. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

5.1. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НОВАЦИЯМИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, канд. юрид. наук. Должность: специалист. Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируются законодательные новации в сфере регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента, возникающие на территории РФ, принятые с 2014 г., с момента внесения существенных изменений в основополагающие акты - Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подчеркивается позитивное значение нововведений в контексте разрешения спорных вопросов правового регулирования данной проблематики. Вместе с тем отмечаются существенные недостатки регламентации рассматриваемой проблематики, продолжающие существовать, в связи с чем, предлагается направление дальнейшего совершенствования законодательства.

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный работник, правовой статус иностранного работника, трудовые правоотношения с иностранным элементом.

INNOVATIONS IN LABOR LAWS RELATING TO FOREIGN WORKERS

Abdullaev Elshan Elshad одН, PhD at law. Position: specialist. Place of employment: Moscow state University named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]

Annotation: The article describes legislative innovations in regulation of employment relationship with foreign citizens in the Russian Federation, adopted since 2014, when fundamental acts - the Labor Code of the Russian Federation and the Federal Law "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation were significantly amended. The positive significance of innovations for resolving disputable issues of legal regulation has been highlighted while essential disadvantages in regulation of the issue have been mentioned as well. In this connection, a direction is offered to further improve the legislation. Keywords: labor migration, foreign worker, foreign employee's legal status, labor relations with a foreign element.

Современная отечественная экономика развивается в непростых условиях, определяемых как ее несовершенной структурой, так и неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой. Естественно, что возрастает значение государственного регулирования всех существенных аспектов социально-экономического развития. Методы такого воздействия, очевидно, должны иметь различный характер. Логика смешанной экономической системы предполагает реализацию комплексного подхода, то есть рационального сочетания прямых и косвенных методов. Одним из них является правовое регулирование.

Представляется, что одним из самых сложных и проблемных аспектов социально-экономического развития современной Российской Федерации является рынок труда. Это определяется, в первую очередь, его структурой, в которой преобладает низкоквалифицированная рабочая сила, характеризующаяся многонациональным составом.

Негативное влияние оказывают и характеристики трудовой миграции: статистические данные показывают, что на протяжении достаточно длительного периода времени происходит отток высококвалифицированной рабочей силы и фактически неконтролируемой приток трудовых мигрантов из слабо развитых стран.[14] Естественно, такая ситуация объективно препятствует поступательно-прогрессивному развитию отечественной экономики.

Преимущественно низкоквалифицированный состав трудовых ресурсов иностранного происхождения создает условия для ухудшения криминогенной обстановки и для многочисленных злоупотреблений, в первую очередь, со стороны работодателей. Как правило, они не стремятся надлежащим образом оформить трудовые отношения с иностранными работниками, что выступает ключевым фактором развития теневого, криминализированного рынка рабочей силы. [13]

Негативным фактором субъективного свойства, затрудняющим воздействие государства на трудовые правоотношения, возникающие на территории Российской Федерации с участием иностранного элемента, является несовершенство системы правового регулирования. В этой связи следует отметить, что вплоть до 2014 г. отечественный законодатель фактически не предпринимал никаких действий для ликвидации многочисленных правовых пробелов и казусов, характеризующих правовой статус участников трудовых правоотношений иностранных граждан.

Вышесказанное определяет необходимость осуществления детального анализа правового статуса иностранного работника с целью выявления и нивелирования существующих правовых коллизий и противоречий. В рамках настоящего исследования предпринимаются первые шаги для конструктивного разрешения данной задачи.

Наиболее существенным проблемным аспектом регламентации правового статуса иностранных работников является, на наш взгляд, его фундаментальная противоречивость.

С одной стороны, действующее законодательство декларирует отсутствие различий трудовой дееспособности граждан РФ иностранцев. На данное обстоятельство указывает буквальное толкование норм части 3 ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ними для иностранных граждан по общему правилу установлен аналогичный с гражданами РФ режим реализации их прав и обязанностей. При этом исключения могут быть определены лишь специальным нормативно-правовым актом, либо национального федерального законодательства (на уровне федерального закона РФ), либо международного значения (международное соглашение).

Указанный факт позволяет иностранным гражданам пользоваться правомочиями, определенными нормами части 1 ст. 37 Конституции РФ, иначе говоря, свободно распоряжаться своими трудовыми способно-

стями, осуществлять трудовую деятельность в различных формах по своему усмотрению в соответствии с установленными трудовым законодательством требованиями [1]. Такое право иностранного гражданина подтверждено и нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [3]. Статья 11 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) [2], также не определяет специфику трудовой правоспособности иностранных граждан.

Логичным следствием интерпретации вышеуказанных норм является вывод о том, что иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в благоприятных условиях с учетом всех действующих требований, предъявляемых к охране труда.

С другой стороны, статус иностранного гражданина-участника трудового правоотношения, возникшего и реализуемого на территории РФ, характеризуется значительной спецификой, определяемой его административно-правовой составляющей. Она регламентирует ограничительно-разрешительный порядок участия в трудовом правоотношении иностранного гражданина, предъявляя требования и его работодателю, связанные, в первую очередь, с обеспечением учета и контроля за привлеченной иностранной рабочей силой.

Таким образом, налицо очевидное противоречие регулирования правового статуса иностранного работника. При этом по сложившейся практике уполномоченные в сфере регулирования трудовых правоотношений органы государственной власти акцентируют внимание именно на административно-правовой его составляющей, в результате чего вышеуказанные положения законодательства, исключающие различия трудовой правосубъектности иностранных работников и граждан РФ, приобретают формально-декларативный характер. Естественно, что такая ситуация неприемлема, поскольку существенным образом осложняет процесс реализации трудового правоотношения на территории РФ с участием иностранного гражданина.

Кроме того, представляется, что административно-правовой статус иностранных работников наносит существенный ущерб интересам работодателей, поскольку, во-первых, ограничивает их в подборе квалифицированных кадров, а во-вторых, значительно усложняет деятельность кадровых подразделений работодателей.

В результате работодатель, привлекая к трудовой деятельности иностранных работников, вынужден нести за исполнение своих обязательств двойную ответственность, предусмотренную нормами как трудового, так и административного права. Такая ситуация, по справедливому замечанию В. А. Васильева, неизбежно приводит к созданию предпосылок для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, а также и сознательного применения различных нелегальных подходов [11, с. 38].

Отметим, что в рамках действующего законодательства не получили своего разрешения и другие значимые вопросы, связанные с регулированием статуса иностранных граждан в качестве участников трудовых правоотношений. Среди них отметим такие как:

- проблема обеспечения адаптации и социализации трудовых мигрантов. Ее нерешенность способствует возникновению предпосылок для осложнения ситуации в социальной сфере, связанных с развитием многоаспектных конфликтных ситуаций между иностран-

ными работниками и гражданами Российской Федерации [12];

- проблема оценки влияния трудовой миграции на состояние отечественного рынка труда. До настоящего времени отсутствует эффективная методика расчета количества иностранной рабочей силы, необходимой для удовлетворения потребностей отечественных работодателей;

- проблема противодействия нелегальной трудовой миграции. До настоящего времени в действующем законодательстве отсутствуют эффективные правовые механизмы превентивного воздействия на данный феномен, стимулирующие правомерное поведение работодателей при использовании труда нелегальных мигрантов;

- проблема создания эффективного механизма соблюдения прав и законных интересов иностранных граждан субъектов трудовых правоотношений всех категорий.

Отметим, что, начиная с 2014 года, обозначилась позитивная тенденция, связанная с решением вышеобо-значенных проблем регулирования правового статуса иностранных работников.

Представляется, что ее катализатором стало принятие Президентом РФ в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики на достаточно длительную перспективу (до 2025 г.) [6].

Данный документ в качестве одного из основных направлений в области международного сотрудничества РФ в сфере миграции определяет гармонизацию и унификацию миграционного законодательства, а в качестве задачи - разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. Иными словами, нормы Концепции сформулировали необходимый «посыл», определив перспективную стратегию правового регулирования рассматриваемой сферы.

Значимыми событиями стало введение в Трудовой Кодекс РФ в 2014 г. новой главы 50.1. «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами» [4], а также принятие Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ [5], вносящего изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На наш взгляд, можно выделить следующие положительные аспекты введенных изменений:

-в ст. 327. 1 ТК РФ подтвержден равнозначный правовой статус иностранных граждан и граждан РФ в качестве участников трудовых правоотношений. Единственное ограничение трудовой дееспособности иностранных работников сопряжено с реализацией в их отношении административно-правового разрешительного порядка, обуславливающего осуществление трудовой дееспособности иностранных граждан правомерностью их нахождения на территории РФ.

Как представляется, такой подход демонстрирует конструктивное намерение законодателя найти позитивный баланс между интересами работодателя, стремящегося обеспечить себя квалифицированной рабочей силой, в том числе и иностранного происхождения, и работников граждан РФ, получающих определенные преимущества при трудоустройстве;

- в отношении иностранных работников реализован дифференцированный подход. При этом для каждой из выделяемых категорий определены особенности условий вступления в трудовые правоотношения. С нашей точки зрения такой подход способствует уста-

новлению более гибкой системы регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента, а значит повышает ее эффективность;

- уточнен порядок заключения и расторжения трудового договора с иностранным гражданином, выделена главная его особенность необходимость предоставления документов, определяющих принадлежность к одной из вышеуказанных категорий, возможность осуществлять трудовую деятельность на территории РФ (разрешение на работу), а также условия и порядок оказания иностранному гражданину медицинской помощи.

Последний аспект образует механизм реализации иностранным гражданином права на охрану труда, поскольку законодателем в качестве императивного требования, предъявляемого работодателю, устанавливается необходимость обеспечения иностранному работнику всеми видами первичной медицинской помощи. Очевидно, что закрепление данного требования в качестве существенного условия трудового договора выступает в качестве действенного фактора повышения привлекательности российского рынка труда для иностранного работника.

- уточнен механизм создание банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ, в частности, для абсолютного их большинства предусмотрен порядок обязательного фотографирования и дактилоскопической регистрации. Несомненно, данное нововведение способствует усилению эффективности контроля за данной категорией работников с целью недопущения ими правонарушений и создания угроз для национальной безопасности РФ;

- определен особый порядок взаимодействия (в рамках региональных систем оперативного межведомственного электронного обмена) федеральных органов исполнительной власти, с целью получения объективных статистических данных относительно привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ;

- предусмотрен порядок содействия иностранным гражданам в процессе прохождения ими процедур, необходимых для легального осуществления трудовой деятельности на территории РФ. При этом определено, что такое взаимодействие должно осуществляться на уровне субъектов РФ силами и средствами уполномоченных региональными властями организаций за счет исключительно регионального бюджета. Иными словами, реализована попытка самостоятельного привлечения субъектами РФ иностранной рабочей силы в соответствии со своими потребностями за счет собственных финансовых ресурсов. Данная модель представляется нам весьма перспективной;

- введение для иностранного работника обязательного уведомительного порядка, реализующегося в случае изменения его идентификационных данных.

Дальнейшая реализация вышеуказанных положительных аспектов получила свое развитие в рамках многочисленных подзаконных актов, среди которых отметим следующие:

Приказ ФМС России от 30.10.2014 № 589, [8] устанавливающий административный регламент предоставления услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам;

Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 [7], устанавливающее размер квот для осуществления трудовой деятельности иностранными гражда-

нами в определенных сферах хозяйства. Представляется обоснованным подход законодателя, направленный на постепенное уменьшение количества иностранных работников в сфере предоставления услуг автоперевозок в розничной торговле отдельными видами товаров, в том числе и медицинских. На наш взгляд, оказание услуг в указанных сферах имеет принципиальное значение для обеспечения реализации важнейших социальных прав граждан РФ в связи с чем риск их неквалифицированного оказания иностранными гражданами должен быть снижен. С этой точки зрения обоснованы и достаточно суровые административные санкции, наступающие в случае нарушения установленных требований;

Письмо Минтруда России от 26.09. 2016 г. № 16-4/В-465 [9], уточняющее норму об обязательном включении в трудовой договор с иностранным гражданином сведений об основаниях предоставления ему медицинской помощи.

Представляется, что отмеченные законодательные нововведения, несомненно, способствуют повышению эффективности правового регулирования рассматриваемой сферы. В этой связи наиболее продуктивным является реализуемый законодателем дифференцируемый подход в отношении иностранных работников, позволяющий в максимальной степени учитывать как интересы работодателя и государства, так и создавать условия для привлечения высококвалифицированных иностранных работников.

Большое практическое значение имеет правотворческая деятельность, направленная на обеспечение более эффективного государственного контроля за рынком труда за счет организации межведомственного взаимодействия, а также на создание механизмов упрощения процедур оформления разрешительных документов для иностранных граждан, претендующих на статус участника трудового правоотношения.

Немаловажным является и стремление законодателя кодифицировать правовой материал в рамках отдельных частей ТК РФ и основополагающего для определения статуса иностранных граждан на территории РФ ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Такая кодификация, несомненно, означает реализацию более высокого уровня правовой техники, что естественным образом способствует совершенствованию системы правового регулирования рассматриваемой сферы.

Вместе с тем отечественный законодатель, внедряя рассмотренные нововведения в действующее законодательство, лишь наметил основные направления его дальнейшего совершенствования. Несмотря на отмеченный положительный эффект внесенных изменений, представляется, что они носят ограниченный паллиативный эффект, поскольку ключевые вопросы правового регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента, еще предстоит решить.

В частности, несмотря на реализацию прогрессивного дифференцируемого подхода в отношении иностранных работников, легальное определение данного термина осталось без изменений (ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Очевидно, что с учетом законодательных новаций определение иностранного работника в качестве иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность, потеряло свою актуальность. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о непоследовательности и не-

определенности законодателя в подходах к регулированию трудовой деятельности различных категорий иностранных работников. В конечном счете «устаревание» легального определения категории «иностранный работник» по отношению к произведенным изменениям порождает многочисленные правовые коллизии и нестыковки, что, в конечном счете, значительно затрудняет правоприменительный процесс. Таким образом, категория «иностранный работник» нуждается в значительной модернизации. Как представляется, в универсальном виде она должна быть закреплена в нормах ст. 327.1. ТК РФ.

Кроме того, важно отметить, что несмотря на появление в структуре ТК РФ кодифицированного правового материала, посвященного регламентации особенностей реализации трудовых правоотношений, осложненных иностранным элементом, многие концептуальные аспекты не получили своей регламентации. В частности, нормы главы 50.1. ТК РФ фактически не затронули проблемы реализации прав и обязанностей иностранных граждан в качестве участников трудовых правоотношений. В результате отмеченное выше противоречие между административно-правовым и конституционно-правовым элементами их правового статуса так и не было разрешено.

Иными словами, законодатель проигнорировал тот факт, что субъективные права и юридические обязанности иностранного гражданина как участника трудового правоотношения не могут быть реализуемо в общем порядке (по аналогии с гражданами РФ) в условиях существования административно-правовых ограничений. В качестве примера приведем ситуацию прекращения действия трудового договора. На наш взгляд, регламентированные в действующем законодательстве (ст. 327. 6 ТК РФ) возможности прекращения трудовых правоотношений в связи с наступлением юридических фактов типично административного характера в значительной степени ограничивают права иностранных работников и противоречат логике «равноправности» их правового статуса, определенной нормами ст. 327.1. ТК РФ.

Кроме того, многие значимые аспекты правовой регламентации рассматриваемых проблем в настоящее время являются частично урегулированными. В частности, обращает на себя внимание отсутствие в действующем законодательстве регламентации порядка заключения трудового договора с иностранным гражданином (в данном вопросе законодатель ограничился лишь указанием перечня необходимых для заключения трудового договора дополнительных документов), а также организационно-правовых механизмов обеспечения поддержки интеграции иностранных граждан в российский социум, несмотря на регламентацию возможности оказания им консультативной помощи при прохождении обязательных для получения дееспособности в качестве участника трудового правоотношения административных процедур. При этом остаются неясными требования к организационно-правовой форме, статусу и финансированию уполномоченной на оказание такой помощи организации на уровне субъекта РФ.

По нашему мнению, конструктивное решение вышеуказанных и иных проблем возможно путем разработки отдельного кодифицированного акта, регламентирующего особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ, который может быть условно назван «Кодексом трудовой миграции». Актуальность и целесообразность создания такого до-

кумента в настоящее время не вызывает сомнений, учитывая количество необходимых для урегулирования аспектов. Таким образом, разработка «Кодекса трудовой миграции» должна стать очередной новацией в процессе совершенствования регулирования трудовых правоотношений, осложненных наличием иностранного элемента.

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

4.Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6918.

5.Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, № 48, ст. 6638.

6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // www.kremlin.ru

7.Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 19.12.2016, № 51, ст. 7368

8.Приказ ФМС России от 30.10.2014 № 589 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015.

9.Письмо Минтруда России от 26.09. 2016 г. № 16-4/В-465 // Нормативные акты для бухгалтера. 2016. № 23-24.

10.Базалей А. А., Кудрявцева Л. В. К вопросу о коллизиях в правовом регулировании труда иностранных работников в Российской Федерации //Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы IX международной научно-практической кон-

ференции. North Chalerston, 12-13 сентября 2016. С. 162-165.

11.Васильев В. А. Трудовые правоотношения с иностранными граж-данами // Трудовое право. - 2014. -№ 7. - С. 31-44.

12.Лисицын П. П., Рязаев А. В. Трудовые мигранты в России: стратегии социальной адаптации. - Спб, 2015. - 174 с.

13.Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России. - М.: Фонд «Наследие Евразии», 2014. -144 с.

14.Флоринская, Ю.Ф., Мкртчян, Н. В., Малева, Т. М., Кириллова, М. К. Миграция и рынок труда. - М. : Издательский дом .Дело. РАНХиГС, 2015. - 108 с.

Отзыв

на статью Абдуллаева Элыпана Эльшад Оглы на тему «Вопросы, связанные с новациями трудового законодательства по регулированию труда иностранных работников»

Научная статья Абдуллаева Э. Э. посвящена актуальной, но, при этом, недостаточно разработанной теме. Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента, возникающие на территории РФ, а, следовательно, и развитию миграционного законодательства в направлении разрешения современных проблем.

Закономерным является то, что автор очертил временной период исследования, начиная с 2014 года. Именно с этого времени получила развитие тенденция позитивного разрешения проблем регулирования правового статуса иностранных работников, поскольку в период с 2014 г. по 2017 г. было принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов, способствующих улучшению его качества.

Несомненной заслугой автора является то, что он сделал попытку осмысления теоретической и практической значимости указанных изменений, в контексте обеспечения дальнейшего совершенствования статуса иностранных граждан в качестве участников трудовых правоотношений на территории Российской Федерации.

Ценность статьи состоит и в том, что автор четко очерчивает проблемы. К числу таких проблем он относит наличие противоречий в миграционном законодательстве, дублирование отдельных положений в различных законодательных актах. Характерным примером является выявленные автором противоречия административно-правовой составляющей статуса иностранного гражданина, как участника трудового правоотношения, возникшего на территории РФ, конституционно-правовой.

Исследовав предмет, выбранный для анализа, он сделал вывод о том, что отмеченные законодательные нововведения, несмотря на имеющиеся проблемы, несомненно, способствуют повышению эффективности правового регулирования трудовых правоотношений с участием иностранных граждан.

Бесспорной заслугой автора является и то, что проблемы, касающиеся современного состояния миграционного законодательства Российской Федерации он показывает в ретроспективе, а изменения рассматривает как ответ государства на те или иные проблемы, вызываемые миграцией. Причем, критический подход к осмыслению вопроса позволил автору не только выявить неэффективные направления, нестыковки, про-

тиворечия, но и, главное, предложить конструктивные решения и очередные новации в процессе совершенствования регулирования трудовых правоотношений, осложненных наличием иностранного элемента.

Статья носит характер поиска и постановки новых проблем, изложена простым, доступным для понимания языком, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам.

Учитывая значимость и обоснованность сделанных в представленной статье выводов, следует констатировать ее высокий научный уровень и рекомендовать к публикации в открытой печати, в том числе, к публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ в качестве рецензируемых научных журналов.

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Линец Александр Александрович

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 94,49%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.