Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИИ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / BANKING SECTOR / REAL SECTOR OF ECONOMY / INVESTMENT / BANKING CREDIT / BUSINESS ENTITIES / INTEREST RATE / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / FINANCE TOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухова Елена Владимировна, Марков Максим Александрович

Развитие реального сектора крайне важно для обеспечения роста национальной экономики любого государства. Основным институтом, работающим с деньгами в экономике, являются банки. Они обслуживают денежные обороты компаний реального сектора экономики, а также выступают для них одним из источников инвестиций, которые предоставляются в виде банковских кредитов. Учитывая, что задача стимулирования роста реального сектора стоит не только перед банковской системой, но и перед экономикой в целом, подход к ее решению должен быть комплексным и носить системный характер. В этой связи особенно важно разработать перечень мероприятий, обеспечивающих дифференцированный подход в системе поддержки компаний реального сектора экономики. Реализация подобных мер должна включать активное участие институтов развития, а следовательно банков, в системе реализации национальных проектов. Особенно важным в этой связи является совершенствование законодательного регулирования вопросов взаимодействия банков и хозяйствующих субъектов, а также разработка новых финансовых инструментов, способствующих наращиванию финансового потенциала реального сектора экономики. В статье проведен анализ участия банков в кредитовании реального сектора экономики России, рассмотрены ключевые особенности кредитования, предложен ряд мероприятий как на макро-, так и на микроуровне, обеспечивающих согласованность экономических интересов компаний и банков и позволяющих существенно сократить издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING THE BANKING SECTOR PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY SUPPORT

The development of the real sector is essential to ensure the growth of national economy in any country. The principle institution working with money in economy is banks. They maintain cash circulation of real sector companies and act as a source of investment, which is allocated in the form of banking credits. Taking into account the fact that the goal of stimulating the real economy growth is set not only for the banking system but for economy in general, the approach to its attaining should be complex and systematic. Because of that it is very important to develop a list of steps that could provide a differentiated approach in the system of supporting companies of the real sector. Such measures’ implementation includes the participation of development institutions and therefore, banks in the system of national projects realization. Upgrading legislative regulation in the sphere of interaction between banks and business entities is extremely important as well as the development of new finance tools providing the growth in finance potential in the real sector of economy. The article analyzes banks’ participation in crediting the real sector of economy in Russia, studies the key characteristics of crediting and puts forward steps both on the macro- and micro-level, which could coordinate economic interests of companies and banks and cut costs.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-5-15

ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Е. В. Алтухова, М. А. Марков

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Развитие реального сектора крайне важно для обеспечения роста национальной экономики любого государства. Основным институтом, работающим с деньгами в экономике, являются банки. Они обслуживают денежные обороты компаний реального сектора экономики, а также выступают для них одним из источников инвестиций, которые предоставляются в виде банковских кредитов. Учитывая, что задача стимулирования роста реального сектора стоит не только перед банковской системой, но и перед экономикой в целом, подход к ее решению должен быть комплексным и носить системный характер. В этой связи особенно важно разработать перечень мероприятий, обеспечивающих дифференцированный подход в системе поддержки компаний реального сектора экономики. Реализация подобных мер должна включать активное участие институтов развития, а следовательно банков, в системе реализации национальных проектов. Особенно важным в этой связи является совершенствование законодательного регулирования вопросов взаимодействия банков и хозяйствующих субъектов, а также разработка новых финансовых инструментов, способствующих наращиванию финансового потенциала реального сектора экономики. В статье проведен анализ участия банков в кредитовании реального сектора экономики России, рассмотрены ключевые особенности кредитования, предложен ряд мероприятий как на макро-, так и на микроуровне, обеспечивающих согласованность экономических интересов компаний и банков и позволяющих существенно сократить издержки. Ключевые слова: банковский сектор, реальный сектор экономики, инвестиции, банковский кредит, хозяйствующие субъекты, процентная ставка, институт развития, финансовый инструмент.

STIMULATING THE BANKING SECTOR PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY SUPPORT

Elena V. Altukhova, Maksim A. Markov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The development of the real sector is essential to ensure the growth of national economy in any country. The principle institution working with money in economy is banks. They maintain cash circulation of real sector companies and act as a source of investment, which is allocated in the form of banking credits. Taking into account the fact that the goal of stimulating the real economy growth is set not only for the banking system but for economy in general, the approach to its attaining should be complex and systematic. Because of that it is very important to develop a list of steps that could provide a differentiated approach in the system of supporting companies of the real sector. Such measures' implementation includes the participation of development institutions and therefore, banks in the system of national projects realization. Upgrading legislative regulation in the sphere of interaction between banks and business entities is extremely important as well as the development of new finance tools providing the growth in finance potential in the real sector of economy. The article analyzes banks' participation in crediting the real sector of economy in Russia, studies the key characteristics of crediting and puts forward steps both on the macro- and micro-level, which could coordinate economic interests of companies and banks and cut costs. Keywords: banking sector, real sector of economy, investment, banking credit, business entities, interest rate, development institutions, finance tool.

От развития реального сектора экономики зависит рост благосостояния всех хозяйствующих субъектов. Для обеспечения этого роста необходимы денежные средства. Банки являются основным институтом, обслуживающим денежные обороты компаний реального сектора экономики, а также выступают для них одним из источников инвестиций, которые предоставляются в виде банковских кредитов.

Анализируя структуру долга нефинансового сектора, можно отметить, что внутренние заимствования составляют 70%, увеличившись с 2013 г. на 5%. Доля кредитов в системе внутренних заимствований,

хотя и несколько сократилась, достигает сегодня 84%. При этом долг в рублях составляет более 65% внутренних заимствований нефинансового сектора. Все это еще раз подчеркивает взаимосвязь банковского и реального секторов экономики.

Объем кредитов, предоставляемых банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые и составляют реальный сектор экономики, в долгосрочной ретроспективе имеет положительную динамику (рис. 1). За последние 10 лет в абсолютном выражении он вырос более чем в 3,65 раза (с 1 502 062 млн рублей в марте 2010 г. до 5 485 236 млн рублей в марте 2020 г.).

Рис. 1. Объем кредитования в рублях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Составлено по: URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/ dkfs/

При этом, как видно в динамике кредитов за 10 лет, объем выдаваемых кредитов имеет значительные колебания в течение года. Это более четко и наглядно видно на графике за менее короткий временной интервал (рис. 2). Безусловно, это определяется характером деятельности, учитывая географическое положение Российской Федерации и протяженность ее границ, а также особенностями экономического цикла предприятий реального сектора экономики.

Данные колебания связаны с сезонностью бизнеса в основных отраслях экономики и сезонной необходимостью вложений инвестиций в виде банковских кредитов в поддержание и развитие предпринимателями своего бизнеса. Однако основная часть получаемых предприятиями банковских кредитов идет на решение текущих финансовых вопросов, связанных с решением производственных задач. Для обеспечения роста реального сектора экономики необходимо, чтобы не только ре-

шались текущие финансовые вопросы ществлялись инвестиции в их основной предприятий, но и самое главное - осу- капитал.

7000 000 6000 000 5000 000 4000 000 3000 000 2000 000 1000 000

Рис. 2. Объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018-2020 гг. (в руб.)

Рис. 2, 3, 5 и 6 составлены по данным Банка России.

Следует отметить, что роль банков в этом процессе невелика. В начале 2008 г. доля банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал была зафиксирована в размере 10,4%. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 г., к 2020 г. она должна была вырасти в 2 раза. Однако в связи с мировым финансовым кризисом 2008 г. и его последствиями, а также из-за экономических санкций, введенных против России с 2014 г., банки вынуждены были решать свои собствен-

14

Рис. 3. Динамика доли банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал (в %)

ные финансовые проблемы. Поэтому к

2016 г. данный показатель упал до 8,1%, что соответствует уровню 2006 г. После этого, по данным Росстата и Банка России, показатели участия банков в инвестициях в основной капитал последовательно увеличиваются (рис. 3). По итогам 2016 г. доля банковских кредитов достигла уровня начала 2008 г. и составила 10,4%. По итогам

2017 г. она выросла до 11,2%. Однако в

2018 г. после ее сокращения в первом полугодии до 8% по итогам года данный показатель остался на уровне 11,2%.

Банковские кредиты не смогли сыграть той роли, которая им выделялась в увеличении доли инвестиций в основной капитал предприятий и обеспечении тем самым условий роста реального сектора экономики. Для решения этих задач предприятия все больше вынуждены рассчитывать на собственные силы и средства.

Доля собственных средств в инвестициях выросла в первом полугодии 2018 г. по отношению к первому полугодию 2014 г.

на 7,2% (с 52,5 до 59,7%) (рис. 4). В связи с этим предприятия стали меньше инвестировать в другие предприятия, и доля заемных средств других предприятий в структуре инвестиций сократилась с 6,8 до 4,1%. Доля бюджетных средств осталась на уровне чуть выше 12%, так как бюджетные средства направляются также на решение других задач, носящих зачастую более острый характер.

1-я половина 2014 г.

1-я половина 2018 г.

Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал

Составлено по данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации: URL: http://ac.gov.ru/ files / publication/ a/19043.pdf

Доля же банковских кредитов в этом показателе сократилась за указанный период с 10,3 до 8,0%. Это произошло по нескольким причинам.

Во-первых, как уже было сказано выше, банки решали свои собственные финансовые проблемы, вызванные сначала мировым финансовым кризисом 2008 г., а потом экономическими санкциями, введенными в 2014 г.

Во-вторых, для многих компаний брать банковские кредиты стало весьма обременительно. Это связано с тем, что ставки по кредитам в декабре 2014 г. резко выросли вслед за ростом ключевой ставки (рис. 5). После этого они постепенно изменялись в сторону сокращения, следуя за изменениями ключевой ставки. При этом многие организации вынуждены тратить свою прибыль, а зачастую и брать новые кредиты, чтобы погасить свои ранее взятые кре-

диты и проценты по ним по высоким ставкам. Кроме того, вместе с сокращением ставок по кредитам произошло также сокращение рентабельности большинства предприятий из-за экономического спада в стране и сокращения реальных доходов как населения, так и самих предприятий. В этой связи многие компании не могут брать большие и длинные кредиты, необходимые для инвестирования в свое развитие, даже по сократившимся в настоящее время ставкам.

В-третьих, из-за указанных выше финансовых трудностей наряду с ростом задолженности по кредитам растет также и объем просроченной задолженности по кредитам и ее доля в общем объеме задолженности (рис. 6). Первый скачок доли просроченной задолженности произошел в начале 2009 г. и был связан с экономическими последствиями кризиса 2008 г. Вто-

рой скачок, случившийся в начале 2015 г., ций в 2014 г., которые перекрыли возмож-связан с введением экономических санк- ность получения инвестиций из-за рубежа.

Рис. 5. Средневзвешенные ставки по кредитам нефинансовым организациям в рублях (в % годовых)

Рис. 6. Объем и структура задолженности по кредитам юридическим лицам в рублях

Несмотря на то, что затем доля просроченной задолженности по кредитам стала сокращаться, в 2019 г. она вновь начала расти. В связи с этим банки были вынуждены ужесточить требования к потенциальным заемщикам, что усложнило им задачу получения новых кредитов, особенно на долгий срок в условиях экономической неопределенности. Это дало ожидаемый эффект, и с конца 2019 г. доля просроченной задолженности стала сокращаться. Все это происходило на фоне серьезного сокращения ключевой ставки, которая в июне 2020 г. составляла 4,5%. Казалось бы, все делается для того, чтобы и основные источники фондирования подешевели, и бремя процентных выплат по кредитам сократилось. Видимо, решение вопроса лежит не только в поле денежно-кредитного регулирования. Стоит обратить внимание и на вопросы инвестиционной привлекательности предприятий реального сектора экономики. В этой связи российские компании прежде всего должны соответствовать нормативным значениям показателей финансовой устойчивости и наращивать параметры стоимости бизнеса. Реализовать данную задачу для большинства малых и средних предприятий не представляется возможным ввиду неудовлетворительной структуры баланса и угрозы банкротства [4. - С. 17].

В-четвертых, не способствует росту использования банковских кредитов как источника и способа поддержания развития реального сектора экономики и сокращение количества банков в связи с процессом очищения банковской системы России от недобросовестных игроков, проводимым Банком России. В первую очередь это относится к небольшим банкам, которые по планам Банка России должны сфокусироваться на кредитовании малого и среднего бизнеса [5]. В связи с этим необходим поиск эффективных механизмов стимулирования банковского сектора для поддержки реального сектора экономики и стимулирования его роста. Вместе с тем следует одновременно формировать условия для

развития внутреннего потенциала российских компаний. Успешная реализация поставленной задачи возможна при наличии достаточной инвестиционной привлекательности российских компаний. Для этого важно соблюдать не только согласованность экономических интересов банков и организаций, но и здоровый инвестиционный климат. Инвестор должен видеть ближайшую перспективу реализации своих проектов. Здесь заложены стабильные показатели прибыли компании, а значит, устойчивые рынки сбыта, обеспечиваемые платежеспособным спросом и здоровой конкуренцией [3. - С. 110].

Процесс взаимодействия банков и предприятий связан с высокой степенью риска, что требует новых комплексных подходов к управлению риском. Одним из условий расширения эффективного банковского кредитования реального сектора должно быть снижение кредитного риска. Немаловажную роль в реализации согласованности интересов предприятий и банков играет эффективно функционирующая система внутреннего банковского контроля [2. - С. 25].

Современная организация системы банковского кредитования создает неравные условия для торговых и промышленных предприятий. Те сферы хозяйствования, где затраты на выплату процентов по кредиту можно перенести на покупателей услуг, учитывая при этом высокую оборачиваемость оборотных средств, способствуют повышению процентной ставки. Для промышленных предприятий подобная политика становится разорительной. В итоге такие сферы хозяйствования, как торговля, добыча полезных ископаемых, а также производство и распределение воды, газа, электроэнергии в целом, могут позволить себе в нынешних условиях взять кредит. Как следствие, промышленные предприятия теряют способность в организации воспроизводственного процесса и снижают свою конкурентоспособность [4. -С. 21].

В этой связи необходима продуманная государственная промышленная политика, в рамках реализации которой банки должны использовать дифференцированный подход к выдаче кредита. В частности, величина процентной ставки должна меняться в зависимости от объекта кредитования. Такую роль могут выполнить сегодня институты развития в рамках реализации национальных проектов, в том числе обеспечивая возможность насыщения экономики длинными деньгами, которые отсутствуют у банков. Во всяком случае в алгоритм взаимодействия банков и институтов развития необходимо уже сегодня заложить учет дифференциации процентной ставки [7. - С. 139].

Учитывая, что задача стимулирования роста реального сектора стоит не только перед банковской системой, но и перед всей экономикой России в целом, подход к ее решению должен быть комплексным и носить системный характер на разных уровнях.

На макроуровне видится несколько направлений решения задачи стимулирования роста реального сектора экономики. Наиболее целесообразным является активное вовлечение банков в реализацию и финансирование национальных проектов. Необходимо сделать банки активными участниками реализации национальных, а также связанных с ними федеральных и региональных проектов. Уровень программы, в реализации которой участвует банк, необходимо в первую очередь увязать с финансовыми возможностями банка. При этом имеет смысл рассматривать участие банка в том или ином проекте индивидуально, учитывая помимо финансовых возможностей его роль в экономике региона, территориальные, культурные и исторические особенности. Наряду с обслуживанием предприятий, участвующих в этих проектах, следует вовлекать банки в их финансирование, которое должно строиться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). То есть часть денег банкам будет выделяться из средств

федерального или местного бюджета, финансирующего проект, и размещаться в банке для дальнейшего кредитования предприятий реального сектора в рамках проекта. А другую часть банки должны выделять из собственных средств. Таким образом, банки становятся заинтересованными в успешной реализации проекта и связанном с ним напрямую или косвенно росте реального сектора экономики. При этом государство в лице Министерства финансов Российской Федерации, Банка России и других заинтересованных федеральных органов должно обеспечить систему мониторинга и управления проектами и связанными с ними рисками [7].

Возможна также проработка вопросов о предоставлении налоговых и иных льгот банкам, кредитующим предприятия из приоритетных отраслей экономики. Причем это кредитование может осуществляться банками как в рамках участия в финансировании национальных, федеральных и региональных проектов, так и полностью за счет собственных средств.

Еще одним вопросом стимулирования банковского сектора для решения на макроуровне задач поддержки роста реального сектора экономики является создание благоприятной и доверительной экономической среды. Развитие и рост реального сектора экономики Запада основано на активном участии институциональных инвесторов, финансовых посредников. Серьезную поддержку также оказывает тщательно разработанное законодательство и доверительное отношение частных инвесторов, складывавшееся многими десятилетиями [8. - С. 37]. Частные инвесторы, особенно в условиях экономических санкций и закрытости зарубежных источников финансирования, должны стать важным источником финансирования роста реального сектора экономики. Это финансирование должно осуществляться через различные финансовые институты, в том числе банки, которые должны превращать размещенные у них средства частных инвесторов в кредиты реальному сектору эко-

номики. Поэтому государство должно создать законодательные условия, которые будут способствовать повышению доверия частных инвесторов к банкам. Для этого, в частности, Банк России должен установить временные границы завершения активного процесса оздоровления российского банковского сектора и его очищения от недобросовестных игроков, установить четкие и понятные всем критерии отнесения банков к таким игрокам. Это повысит доверие к банковской системе в целом, так как ни частные инвесторы, ни предприятия реального сектора не будут бояться сотрудничать с тем или иным банком, опасаясь отзыва у него лицензии.

Рассматривая механизмы стимулирования вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики и в поддержку его роста, можно выделить следующие задачи, которые необходимо решить на микроуровне:

1. Внедрение широкого перечня механизмов рефинансирования банков, в том числе учитывающих имеющийся иностранный и отечественный опыт.

У центральных банков ряда стран имеется опыт предоставления банкам хозяйственных кредитов. Наряду с привычным видом обеспечения первой категории в обеспечение этих кредитов принимаются высоколиквидные ценные бумаги, а также ценные бумаги, котируемые на крупных фондовых биржах, и обязательства предприятий реального сектора (векселя и кредитные требования предприятий). Подобные кредиты предоставляются центральными банками банкам ряда европейских государств (Германии, Франции), США и других развитых стран. Реализация подобной практики потребует соответствующей законодательной базы и разветвленной сети институтов, которые будут заниматься реализацией залоговых прав и ликвидацией предприятий. Опыт такого кредитования имеется и в России, однако он требует более широкого применения.

2. Формирование системы мониторинга залогового обеспечения ссудной задолженности.

Для наукоемких компаний перечень объектов залогового обеспечения может быть расширен в части использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Поскольку стоимость ОИС может быть значительно выше стоимости имущества всей компании или соответствовать ей, то данный объект имеет возможность свободно выступать в качестве залогового инструмента. В этой связи договор залога должен работать вместе с кредитным договором. При этом в договоре залога должна быть отражена возможность залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Исключительные права на отдельный объект могут состоять из отдельных правомочий. Для этого должен быть создан институт оценки и допуска к использованию различных ОИС.

Предоставление кредитов под залог обязательств компаний потребует проведения большой работы по сбору и оценке данных о компании. Для этого необходимо сформировать базу данных об организациях нефинансового сектора для рефинансирования банков под залог обязательств компаний. Возможно формирование так называемого залогового пула, активно используемого за рубежом.

3. Реинжиниринг бизнес-процессов компаний.

Необходимость развития проектного финансирования связана с реализацией процесса долгосрочного кредитования. Введение представителей банка в менеджмент финансируемых организаций позволит более рационально организовать кредитный процесс и обеспечит рациональное функционирование бизнеса в компании. Возможно также вхождение банка в капитал финансируемых предприятий и создание таким образом финансово-промышленных групп, успех работы которых подтверждает российский и зарубежный опыт [6. -С. 161]. При этом банки становятся еще более вовлеченными в работу предприятий реального сектора экономики, а значит, и заинтересованными в их росте. Однако необходимо проработать банковское зако-

нодательство в части ограничения кредитования банками аффилированных лиц.

4. Сокращение числа документов, запрашиваемых банком от заемщика.

Перечень запрашиваемых банком документов должен соответствовать выполнению основных принципов кредитования, не снижая при этом возможность заемщика взять кредит. Кроме того, эти документы должны обеспечивать качественную оценку кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями Банка России как по выдаче кредитов, так и по созданию резервов по ним. Это особенно касается долгосрочных кредитов и кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, где подготовка и предоставление в банк запрашиваемых документов требуют отвлечения сотрудников от основной их деятельности или вынуждают к приему на работу новых сотрудников, увеличивая тем самым расходы предприятия. При этом возможно создание бизнес-центров при поддержке и участии банков, которые могут оказывать консультационные, маркетинговые и аудиторские услуги для предприятий реального сектора экономики. Центры могут работать по принципу регулятивной «песочницы» Банка России или даже в ее рамках. Для облегчения и уменьшения бумажного документооборота между банками и заемщиками также можно использовать электронный документооборот и другие современные финансовые технологии, которые активно развиваются и внедряются в последнее время в рамках цифровизации экономики.

5. Развитие партнерских отношений банков с бизнес-сообществом и отношений с обществом в целом.

Развитие партнерских отношений банков с бизнес-инкубаторами будет способствовать более активному вовлечению банков в кредитование и финансирование стартапов, которые сейчас выступают драйверами роста экономики во многих странах и активно набирают обороты в России [1. - С. 27]. Их кредитование в рамках действующего законодательства и бан-

ковских правил весьма затруднительно, так как у них нет ни финансовой истории, ни какого-либо обеспечения, а есть лишь идеи и желание их реализовать. Поэтому нужна корректировка действующего законодательства в данном направлении.

Участие банков в различных общественных программах, носящих как коммерческий, так и социальный и культурный характер, будет способствовать улучшению отношения к банкам и росту доверия к ним. Благодаря этому банки смогут активнее развивать сотрудничество с предприятиями и гражданами, привлекая денежные средства и предоставляя кредиты, что будет способствовать развитию и росту реального сектора экономики. Возможным решением плохих долгов и одновременным возрождением реального производства может стать создание финансово-промышленных групп, которые по форме производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная) будут представлять собой конгломерат, по отраслевой принадлежности будут являться межотраслевыми, по степени диверсификации - многопрофильными, по масштабам деятельности - региональными [4. - С. 27].

6. Формирование долгосрочных источников фондирования.

Помимо привлечения средств частных инвесторов, о чем говорилось ранее, необходимо проработать механизм доступа банков к долгосрочным источникам финансирования, таким как свободные средства государства, государственных корпораций, пенсионных фондов и страховых компаний. Это позволит банкам смелее и увереннее распоряжаться ресурсами, выдавая предприятиям больше долгосрочных кредитов, что важно для вложения предприятиями средств в свое будущее развитие и рост.

Для формирования комплексного механизма активного вовлечения банков в процесс кредитования и поддержки роста реального сектора экономики необходимо сочетание нормативно-правового и нало-

гового стимулирующего воздействия, а ленных на снижение инвестиционных и также разработка комплекса мер, направ- кредитных рисков.

Список литературы

1. Бадалов Л. А, Сысоева А. А. Внедрение инновационно-инвестиционной составляющей в кредитном портфеле банка для развития экономики России / / Банковские услуги. -

2016. - № 11.- С. 21-30.

2. Бескоровайная Н. Н. Влияние финансовых рисков на экономическое развитие бизнеса в России // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2017. - № 1 (10). -С. 23-32.

3. Гордиенко М. С. Государственный финансовый менеджмент - фактор эффективности модели корпоративного управления // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2018. - № 5 (143). - С. 108-111.

4. Киселев В. Б. Взаимоотношения реального и банковского секторов экономики // Экономист. - 2016. - № 1. - С. 15-29. - URL: http://www.niec.ru/Articles/Econ201601 Dask.pdf

5. Ломская Т. ЦБ рассказал, как будет стимулировать приток капитала в реальный сектор экономики // Ведомости. - 2018. - 28 июня. - URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/ articles/2018/06/29/774136-tsb-stimulirovat-pritok-kapitala

6. Наточеева Н. Н., Алтухова Е. В. Оценка финансовой устойчивости субъектов хозяйствования // Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения : сборник научных статей коллектива финансового факультета, научно-педагогических работников и молодых ученых выпускающих кафедр образовательно-научного центра «Экономика и финансы». - М. : Аудитор, 2017. - С. 151-163.

7. Нестеренко Т. Г. Нацпроекты входят в этап практической реализации. - URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6297827

8. Keri I., Gromova E., Sinelschikova N. Features of the Development of Financial Policy of Russian Companies in Modern Conditions // The EUrASEANs: Journal on Global SocioEconomic Dynamics. - 2018. - N 4 (11). - P. 29-40.

9. Vershinina A. A., Zhdanova O. A., Maksimova T. P., Perepelitsa D. G. The Formation of Indicator Framework for Effective Assessment of Investment Attractiveness of the Region / / International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. - Vol. 5. - N 3S. - Р. 136-141.

References

1. Badalov L. A., Sysoeva A. A. Vnedrenie innovatsionno-investitsionnoy sostavlyayushchey v kreditnom portfele banka dlya razvitiya ekonomiki Rossii [Implementation of the Innovation and Investment Component in the Loan Portfolio of the Bank for the Development of the Russian Economy]. Bankovskie uslugi [Banking Services], 2016, No. 11, pp. 21-30. (In Russ.).

2. Beskorovaynaya N. N. Vliyanie finansovykh riskov na ekonomicheskoe razvitie biznesa v Rossii [The Impact of Financial Risks on the Economic Development of Business in Russia]. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki [Forum. Series: Humanities and Economics],

2017, No. 1 (10), pp. 23-32. (In Russ.).

3. Gordienko M. S. Gosudarstvennyy finansovyy menedzhment - faktor effektivnosti modeli korporativnogo upravleniya [State Financial Management is a Factor in the Effectiveness of the Corporate Governance Model]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy

zhurnal [Economics and Management: Scientific and Practical Journal], 2018, No. 5 (143), pp. 108-111. (In Russ.).

4. Kiselev V. B. Vzaimootnosheniya realnogo i bankovskogo sektorov ekonomiki [The Relationship between the Real and Banking Sectors of the Economy], Ekonomist [Economist], 2016, No. 1, pp. 15-29. (In Russ.). Available at: http://www.niec.ru/ Articles/ Econ201601 Dask.pdf

5. Lomskaya T. TSB rasskazal, kak budet stimulirovat pritok kapitala v realnyy sektor ekonomiki [Central Bank Told how it will Stimulate the Influx of Capital into the Real Sector of the Economy]. Vedomosti [Vedomosti], 2018, June 28. (In Russ.). Available at: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/06/29/774136-tsb-stimulirovat-pritok-kapitala

6. Natocheeva N. N., Altukhova E. V. Otsenka finansovoy ustoychivosti subektov khozyaystvovaniya [Assessment of the Financial Stability of Business Entities]. Finansovye strategii i modeli ekonomicheskogo rosta Rossii: problemy i resheniya : sbornik nauchnykh statey kollektiva finansovogo fakulteta, nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov i molodykh uchenykh vypuskayushchikh kafedr obrazovatelno-nauchnogo tsentra «Ekonomika i finansy» [Financial Strategies and Models of Economic Growth in Russia: Problems and Solutions. A collection of scientific articles by the staff of the Faculty of Finance, scientific and pedagogical workers and young scientists graduating from the departments of the educational and scientific center "Economics and Finance"]. Moscow, Auditor, 2017, pp. 151-163. (In Russ.).

7. Nesterenko T. G. Natsproekty vkhodyat v etap prakticheskoy realizatsii [National Projects are Entering the Stage of Practical Implementation]. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6297827

8. Keri I., Gromova E., Sinelschikova N. Features of the Development of Financial Policy of Russian Companies in Modern Conditions. The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics, 2018, No. 4 (11), pp. 29-40.

9. Vershinina A. A., Zhdanova O. A., Maksimova T. P., Perepelitsa D. G. The Formation of Indicator Framework for Effective Assessment of Investment Attractiveness of the Region. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, Vol. 5, No. 3S, pp. 136-141.

Сведения об авторах

Елена Владимировна Алтухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансового менеджмента

РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: evaltuhova@mail.ru

Максим Александрович Марков

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: maksim-markov@mail.ru

Information about the authors Elena V. Altukhova

PhD, Assistant Professor of the Department for Financial Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: evaltuhova@mail.ru

Maksim A. Markov

PhD, Assistant Professor of the Department for Financial Markets of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: maksim-markov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.