Научная статья на тему 'Вопросы создания музея в дворянской усадьбе: на материалах Тамбовской области'

Вопросы создания музея в дворянской усадьбе: на материалах Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Махрачев Сергей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы создания музея в дворянской усадьбе: на материалах Тамбовской области»

му, с гордостью именовавшегося ярославцами Императорским дворцом для приезду, возвращается былое великолепие.

С. Ф. Махрачев

Вопросы создания музея в дворянской усадьбе (на материалах Тамбовской области)

В освоении Тамбовского края значительная роль принадлежала помещичьей колонизации, прошедшей несколько этапов. Помещиков привлекала земля - плодородные тучные черноземы. В первые десятилетия XVIII в. на Тамбовщину устремились мелкопоместные дворяне Ряжско-го, Шацкого и Переславль-Залесского уездов. В этот период возникла только одна крупная феодальная вотчина. Это владения «светлейшего» князя А. Д. Меншикова. Активизировался рост помещичьего землевладения во второй половине XVIII в., особенно в царствование Екатерины II и Павла I77.

На рубеже ХУШ-ХХ вв. возникают усадебные комплексы тамбовского дворянства, ставшие к концу XIX в. хранилищами фамильных портретных галерей, богатейших архивов и библиотек, художественных коллекций отечественной и зарубежной культуры. Они позволили провинциальным дворянским усадьбам обрести самостоятельное историкокультурное значение. Значительные ценности хранились в усадебных коллекциях таких дворянских родов, как Боратынских в Маре, Загряжских-Строгановых в Кариан-Знаменском, Чичериных в Карауле, Бенкендорфов в Сосновке, Волконских в Павловке.

После революции 1917 г. судьба усадеб и их коллекций оказалась трагичной. Бывшие хозяева покинули свои имения и в большинстве своем иммигрировали. Молодое Советское государство предпринимает попытки сохранения культурного наследия страны в условиях гражданской войны. Создана законодательная база по охране памятников: Совет народных комиссаров 12 апреля 1918 г. выпустил «Декрет о памятниках культуры», а 5 октября того же года - декрет «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений»78.

77 Мизис Ю. А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVШ вв. Тамбов, 1990. С. 86-88.

78 Охрана памятников истории и культуры. М., 1973. С. 15-16, 22-24.

К сожалению, работа по национализации и постановки на учет культурных ценностей была плохо организована79. Некоторое время усадьбы находились без хозяев и подвергались разграблению со стороны крестьян. Местные власти либо не знали о декретах по сохранению памятников, либо их игнорировали. Положение осложнялось отсутствием должного числа квалифицированных специалистов по приему ценностей. Большой вклад по упорядочению работы по сохранению исторических и художественных ценностей внесли местные специалисты П. П. Иванов и А. В. Чичерин, а также эмиссары из отдела по делам музеев Наркомпроса РСФСР В. В. Литвинов, Н. Н. Лебедев и А. В. Лебедев. Благодаря их деятельности много предметов поступило в местные музеи. Впоследствии они оставались в местных музеях, частично вывозились в музеи Москвы и Ленинграда, а также передавались в Наркомторг для отправки на экспорт. Предметы, не попавшие в поле зрения эмиссаров, разошлись по частным коллекциям, а некоторые безвозвратно погибли, особенно письменные источники.

Трагична судьба самих дворянских усадеб. В первые годы Советской власти только в Карауле был создан музей в 1923 г. Основание музея объясняется идеологическими факторами. В усадьбе родился и провел детские и юношеские годы будущий нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. Имение принадлежало его дяде - Б. Н. Чичерину - известному русскому юристу, историку и философу. Он был опекуном и воспитателем Г. В. Чичерина после смерти его отца. В 1927 г. в связи с сокращением финансирования музейной работы, музей был закрыт, а коллекции из Караула были вывезены в Тамбов и Кирсанов, а наиболее ценные - в Москву.

Дворянские усадьбы для нового государства не имели исторического и культурного значения, поэтому, за редким исключением, не подлежали охране. В 1927 г. снимаются с учета в музейном отделе Главнауки как «не представляющие ничего особенного» дом Чичериных в Тамбове и усадьба Сатиных-Рахманиновых в Ивановке80. Постепенно усадьбы разрушались. Причины тому были разные: здания использовались в хозяйственных целях, помещения разбирались на строительный материал.

Сохранялись усадьбы, которые использовались в административных целях или как жилые помещения. В качестве примера следует привести Знаменку, имеющую интересную историю. В имение своих родственни-

79 Комягина Е. В. Судьба культурного наследия тамбовских дворянских усадеб (начало ХХ в.) // Тамбовская губерния: вехи истории. Тамбов, 2004. С. 46-50; Махрачев С. Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов, 2005. С. 77-78.

80 ГАТО. Ф. Р. 1404. Оп. 1. Д. 1676. Л. 20.

ков Загряжских привез семью, спасая от нашествия Наполеона, Н. А. Гончаров, и здесь, по предположению исследователей81, 27 августа 1812 г. родилась будущая жена поэта - Наталья Гончарова. Последним владельцем имения по линии Загряжских был муж С. И. Загряжской, генерал русской армии Ксавье де Местр, писатель и художник. Также он занимался физическими и химическими исследованиями, был директором и библиотекарем музея Адмиралтейства в Петербурге, членом Академии наук Турина и Савойи. После смерти Ксавье де Местра усадьба перешла к двоюродному племяннику С. И. Загряжской С. Г. Строганову, устроителю в Москве «школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», позднее получившей название Строгановского училища. С. Г. Строганов был основателем и первым председателем Археологической комиссии. С середины 60-х гг. XIX в. владельцем имения стал сын С. Г. Строганова - П. С. Строганов, крупный меценат, владелец богатой коллекции картин, часть которой, включая произведения итальянской школы, хранилась в усадьбе, использовавшейся как летняя резиденция.

После Октябрьской революции на территории усадьбы размещались различные советские учреждения. С 1928 г. сюда переведена Знаменская сельская школа, преобразованная в 1936 г. в среднюю школу. В этой связи усадьба Строгановых дошла до нашего времени без значительных повреждений.

В достаточной степени сохранился усадебный комплекс Новотомни-ково, бывшее родовое имение Воронцовых-Дашковых, известное до революции своим конезаводом. В 1918 г. началось восстановление конезавода, продолжалась селекция орловских рысаков. Благодаря этому, сохранился архитектурный комплекс предприятия. Рядом с ипподромом находится комплекс графской усадьбы. В нем по сегодняшний день располагаются детский санаторий и средняя школа.

В усадьбе Караул находился детский дом. В 1974 г. здание поставлено на государственную охрану как памятник истории республиканского значения. В 1990 г. детский дом был переведен в другое место, помещение усадьбы осталось бесхозным, и, к сожалению, во время пожара было уничтожено.

Таким образом, на сегодняшний день сохранились усадьбы Строгановых в Знаменке и Воронцовых-Дашковых в Новотомниково. В руини-рованном состоянии находятся усадьбы Чичериных в Карауле, Боратынских в Маре и некоторые другие. Большинство усадеб полностью уничтожено: Бенкендорфов в Сосновке, Вернадских в Вернадовке и другие.

81 Петручук Р. А., Рыбкина М. Ф., Михайлов В. И. Туристскими тропами Тамбовского края. Тамбов, 1987. С. 56-61.

В разные годы в некоторых усадьбах создавались музеи, но они занимали лишь часть здания. 12 ноября 1972 г. состоялось открытие Музея Г. В. Чичерина в помещении усадьбы в Карауле. Музей находился в структуре детского дома, который располагался здесь же. Экспозиции музея рассказывали о детских и юношеских годах Г. В. Чичерина, начале революционной борьбы, о деятельности Г. В. Чичерина. В настоящее время музей находится в другом здании с. Караул, в Доме детства и именуется «Село Караул - родина Г. В. Чичерина». Фонды музея насчитывают более 350 экспонатов, из них 295 - подлинные. Наиболее интересные экспонаты: фотографии дома, рояль, шкаф с книгами, грампластинками и личные вещи крестьян из Чичеринской усадьбы82.

Наиболее масштабным проектом было воссоздание усадьбы Сатиных-Рахманиновых в Ивановке. Работы закончились к осени 1974 г. 24 февраля 1978 г. учрежден дом-музей С. В. Рахманинова как филиал Тамбовского областного краеведческого музея.

1 сентября 1992 г. начал свою экспозиционную деятельность общественный районный краеведческий музей в усадьбе Строгановых в с. Знаменка. Собран большой материал и воплощен в экспозиции «В ней вся гармония, все диво» о Н. Н. Пушкиной. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина оформлена выставка «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет...», к 300-летию образования Знаменки и к 60-летию образования района оформлены выставки «История Знаменки в документах и фотографиях». Музей принимает активное участие в различных смотрах. Например, в смотре-конкурсе работы муниципальных и ведомственных музеев «На пути к музею XXI в.» были представлены выставки «Быт крестьян» и «Бытовой интерьер дворян», а также музейная документация. Музей был награжден дипломом «За активную и творческую работу».

Музей занимает лишь несколько комнат в усадьбе. В 2001 г. у музея произошел конфликт с районной администрацией, которая разместила в этом же здании районное отделение Пенсионного фонда. Его штат состоял из 16 сотрудников и требовались помещения. Было предложено потесниться музею.

В постперестроечный период в обществе активно заговорили о необходимости возвращения «утраченного» и сохранения историкокультурного наследия без идеологических штампов и догм. Наконец обратили внимание на необходимость сохранения дворянских и купеческих усадеб, культовых памятников. Получила развитие тенденция создания музеев в усадьбах.

82 Школьные музеи: аннот. кат. Тамбов, 2006. С. 12.

В Тамбовской области также ведется работа по сохранению оставшихся усадеб и учреждению в них музеев. Именно таким путем идет создание нового Тамбовского областного литературно-художественного музея, учрежденного администрацией области 24 апреля 2003 г. Для музея отведен разрушающийся дом М. А. Боратынского (двоюродного племянника поэта) - офицера, общественного деятеля, писателя, фотографа-любителя и коллекционера83. Воссоздана усадьба В. И. Вернадского. В ней находится мемориальный музей.

В Тамбовской области еще многие усадьбы требуют внимания органов охраны памятников. Нередко препятствием для сохранения усадеб служит отсутствие материальных ресурсов. Необходима совместная работа административных органов, коммерческих структур и общественности для продолжения работы по созданию музеев в усадьбах.

Е. М. Акулич

Создание музея истории Тобольской губернии во дворце наместника Тобольского кремля

В истории Сибири особое место принадлежит Тобольску. Он когда-то являлся столицей всей Сибири, был одним из крупнейших российских городов. Со дня своего основания, в 1587 г. Тобольск стал главным форпостом Московского государства на путях продвижения вглубь Сибири и центром освоения Сибирской земли.

Петр I, как и последующие российские государи и государыни, определили город как главный за Уралом, который должен представлять Россию в бескрайних просторах Сибири. Зародившееся в Тобольске в конце XVII в. сибирское каменное строительство подчеркивало представительскую внешность города в традициях русской градостроительной культуры, поскольку здесь концентрировалась и политическая, и духовная власть.

В начале XVIII в. в Сибири вводится губернское устройство. Реформы Петра Великого в области государственного управления затронули и административно-территориальное деление России. Указом от 18 декабря 1708 г. «для всенародной пользы» были созданы 8 губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 г. - Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская.

83 Климкова М. А. Значение новых музеев в деле сохранения историкокультурного наследия // Историко-культурное наследие: проблемы исслед. и преподавания. Тамбов, 2005. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.