Научная статья на тему 'Вопросы современного фандрайзинга в цифровой среде бюджетных организаций сферы культуры и искусства (на материалах Краснодарского края)'

Вопросы современного фандрайзинга в цифровой среде бюджетных организаций сферы культуры и искусства (на материалах Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ФАНДРАЙЗИНГ / КРАУДФАНДИНГ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ECONOMICS / FINANCING / ENTERPRISES OF CULTURE AND ART / FUNDRAISING / CROWDFUNDING / DIGITAL SPACE / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левитина Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы фандрайзинга в цифровой среде бюджетных предприятий и организаций сферы культуры и искусства (на примере Краснодарского края). Актуальность данной работы обусловлена интенсивным развитием возможностей использования потенциала цифрового пространства для целей оптимизации финансового положения организации. Многие предприятия бюджетной сферы сегодня представлены в социальных сетях и находятся во взаимодействии с аудиторией, что позволяет им заниматься привлечением финансовых ресурсов для различных целей. Государство, со своей стороны, создавая благоприятные условия для экономических субъектов, финансирующих предприятия культуры и искусства, также способствует развитию данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF MODERN FUNDRAISING IN A DIGITAL space OF BUDGETARY ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART (ON THE MATERIAL OF KRASNODAR region)

The article discusses some of the issues of fundraising in the digital space of budgetary enterprises and organizations in the sphere of culture and art (on the example of the Krasnodar region). The relevance of this work is due to the intensive development of opportunities to use the potential of digital space in order to optimize the financial position of the organization. Many enterprises of the public sector today are represented in social networks and interact with the audience, which allows them to engage in attracting financial resources for various purposes. The state, for its part, by creating favorable conditions for economic agents that finance cultural and art enterprises, also contributes to the development of this sphere.

Текст научной работы на тему «Вопросы современного фандрайзинга в цифровой среде бюджетных организаций сферы культуры и искусства (на материалах Краснодарского края)»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА DIGITAL ECONOMY

УДК [330.46:334.7](470.620) ББК 65в631(235.7) Л 36

И.Ю. Левитина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий Краснодарского государственного института культуры, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 377-37-75, e-mail: irina-levitina9@yandex.ru

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ФАНДРАЙЗИНГА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы фандрайзинга в цифровой среде бюджетных предприятий и организаций сферы культуры и искусства (на примере Краснодарского края). Актуальность данной работы обусловлена интенсивным развитием возможностей использования потенциала цифрового пространства для целей оптимизации финансового положения организации. Многие предприятия бюджетной сферы сегодня представлены в социальных сетях и находятся во взаимодействии с аудиторией, что позволяет им заниматься привлечением финансовых ресурсов для различных целей. Государство, со своей стороны, создавая благоприятные условия для экономических субъектов, финансирующих предприятия культуры и искусства, также способствует развитию данной сферы.

Ключевые слова: экономика, финансирование, предприятия культуры и искусства, фандрайзинг, краудфандинг, цифровая среда, Краснодарский край.

I.Yu. Levitina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Information Technology, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar. Ph.: + 7 (918) 377-37-75, e-mail: irina-levitina9@yandex.ru

QUESTIONS OF MODERN FUNDRAISING IN A DIGITAL SPACE OF BUDGETARY ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART (ON THE MATERIAL OF KRASNODAR REGION)

Abstract. The article discusses some of the issues of fundraising in the digital space of budgetary enterprises and organizations in the sphere of culture and art (on the example of the Krasnodar region). The relevance of this work is due to the intensive development of opportunities to use the potential of digital space in order to optimize the financial position of the organization. Many enterprises of the public sector today are represented in social networks and interact with the audience, which allows them to engage in attracting

financial resources for various purposes. The state, for its part, by creating favorable conditions for economic agents that finance cultural and art enterprises, also contributes to the development of this sphere.

Keywords: economics, financing, enterprises of culture and art, fundraising, crowdfunding, digital space, Krasnodar Territory.

С 1 января 2019 года в России вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральным законом № 426-ФЗ от 27 ноября 2018 года «О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматриваются налоговые льготы для граждан и юридических лиц, которые направляют часть своего дохода на финансирование государственных учреждений культуры и искусства -пожертвования на формирование целевого капитала. Согласно новым нормам закона, физические лица имеют право на получение социального налогового вычета в размере 30 процентов от суммы подлежащего налогообложению дохода (до введения закона вычет на пожертвования составлял 25 процентов). Для юридических лиц, оказывающих финансовую помощь, новым законом предусмотрено уменьшение налога на прибыль.

Можно предположить, что законодатель таким образом стимулирует активность экономических субъектов в финансировании учреждений культуры и искусства. Кроме того, сегодня, помимо традиционных, существуют иные возможности расчетных отношений между участниками рынка: например, электронная среда. Так, электронные деньги имеют ряд преимуществ при осуществлении массовых платежей небольших сумм: в основном скорость, компактность и отсутствие работы с наличными деньгами (хранение, эмиссия, счет, транспортировка, качественные характеристики, сохраняемость и пр.). Важно также и то, что использование электронных расчетов исключает возможность укрытия средств от налогообложения и совершения неправомерных действий. Безусловно, электронные деньги не лишены недостатков: технологические трудности, неуверенность в надежности и др.

Таким образом, сегодня популярны такие средства перевода денежных средств, как:

• электронный кошелек,

• перевод при помощи СМС,

• «голодный» телефон и др.

Эти средства платежей используются преимущественно для сбора благотворительной помощи. Вероятно, это связано не только с удобством, но и с тем, что при использовании электронной среды не только экономится время, но и отсутствует необходимость прямой коммуникации между жертвователем и структурой, принимающей помощь (что может быть существенно при осуществлении мелких платежей - некоторые люди испытывают неловкость, если сумма помощи невелика).

Указанные способы получения финансовой помощи вполне могут применяться предприятиями и организациями в процессе фандрайзинга и краудфандинга, особенно в современных условиях высокотехнологичной информационной среды. Действительно, многие экономические субъекты создают собственные страницы и размещают их на электронных ресурсах. При этом для сбора средств используется «кнопка Donate» на странице, благодаря чему посетители страницы могут быстро и легко перевести деньги на счет ее владельца. Разумеется, юридическому или физическому лицу необходимо не только включиться в информационное пространство, но и поддерживать актуальный контент. Кроме того, необходимо быть заинтересованным в цифровом фандрайзинге и изменить подход работы с финансовыми средствами.

В целях изучения использования современных возможностей для фан-драйзинга нами проанализированы электронные ресурсы основных предприятий и организаций культуры и искусства Краснодарского края, финансируемых за счет бюджета (табл. 1). За основу взяты страницы в одной из динамично развивающихся социальных сетей - Instagram, которой пользуются не только частные лица, но и предприятия, бренды, компании, в том числе при помощи режима бизнес-аккаунта.

Таблица 1

Электронные ресурсы основных предприятий и организаций культуры и искусства Краснодарского края, финансируемых за счет бюджета

№ п/п Наименование учреждения Страница в Instagram Кол-во подписчиков (январь 2019) Кол-во публикаций Начало работы в Instagram

1 Кубанский казачий хор kkx.ru 5427 453 10.08.15

2 Краснодарская филармония имени Г.Ф. Пономаренко kubanfilarmoniya 1780 417 30.01.15

3 Краснодарский театр драмы dramteatrkrd 10800 1855 16.01.14

4 Научная библиотека имени А.С. Пушкина Нет - - -

5 Юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы Нет - - -

6 Выставочный комплекс «Атамань» Atamani_kazachya 1554 329 19.02.17

7 Школа-интернат для одаренных детей имени В.Г. Захарченко School.zakharchenko 7 124 16.03.17

8 Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко kovalenko_museum 397 1422 22.08.15

9 Театр защитника Отечества Нет - - -

10 Библиотека имени братьев Игнатовых Нет - - -

11 Творческое объединение «Премьера» имени Л.Г. Гатова kmto_premiera_ official 574 1394 11.04.15

12 Краснодарский краевой театр кукол teatrkukolkrasnodar 238 1002 14.12.16

13 Специализированная музыкальная школа слепых и слабовидящих детей smsh_krd 30 92 14.09.18

14 Сочинский колледж искусств sochi_college_of_art 20 91 11.11.18

15 Краснодарское художественное училище Нет - - -

16 Краснодарский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова Нет - - -

17 Новороссийский исторический музей-заповедник Нет - - -

18 Краснодарское хореографическое училище Нет - - -

19 Новороссийский музыкальный колледж имени Д.Д. Шостаковича Нет - - -

20 Выставочный зал изобразительных искусств vystavka_krasnodar 31 597 08.06.17

21 Краснодарская краевая специальная библиотека для слепых имени А.П. Чехова kkbs_kuban 412 722 17.10.16

22 Краснодарский государственный музей имени Е.Д. Фелицына museumfelicina 317 1172 24.09.15

23 Мемориальный музей народного артиста Г.Ф. Пономаренко Нет - - -

24 Литературный музей Кубани lit mus krd 0 0 -

25 Камерная филармония Сочи sochi_chamber_ philarmonic 37 708 12.07.17

26 Театр драмы и комедии (г. Армавир) armavirskiyteatr 10 63 29.09.18

27 Новый театр кукол ТО «Премьера» ntk.krd 257 1569 24.12.15

28 Молодежный театр ТО «Премьера» molodezhnyj_teatr 879 18700 18.03.14

29 Краснодарский цирк krasnodar_circus_ official 70 1931 21.05.18

30 Концертный зал «Фестивальный» г. Сочи Нет - - -

31 Лазаревский районный центр национальных культур имени К.С. Мазлумяна Нет - - -

Instagram позволяет оперативно размещать фото, видео и текстовую информацию, общаться напрямую с аудиторией (в том числе потенциальной). Более того, наличие хэштегов позволяет владельцу страницы «включиться» в общее информационное пространство Instagram и других социальных сетей, а также поисковых систем мира. Помимо этого, на странице может быть организован магазин специализированных товаров, продвигающих компанию или бренд - сувенирная продукция, благодаря которой также можно расширить финансовые возможности субъекта отношений.

Проведенный анализ позволил получить следующую информацию:

- из 32 основных бюджетных предприятий и учреждений культуры и искусства в Instagram представлено 19, что составляет 59,4 процента;

- суммарное число подписчиков на страницы бюджетных предприятий и организаций культуры и искусства Краснодарского края - более 70 тысяч человек;

- общее число публикаций - свыше 30 тысяч;

- наибольшее число опубликованных постов - у Молодежного театра Творческого объединения «Премьера» - 18 700;

- наибольшее число подписчиков -10 800 - Краснодарский театр драмы;

- страницы предприятий и учреждений культуры и искусства не имеют сувенирных магазинов;

- на страницах предприятий и учреждений культуры и искусства нет информации о возможности принять финансовую помощь или пожертвования.

Полученная информация позволяет сделать следующие выводы:

Предприятия и организации культуры и искусства, финансируемые из бюджета, не представлены в электронной информационной среде в полном объеме.

Фандрайзинговые и краудфандин-говые возможности социальной сети Instagram не используются.

Страницы предприятий и организаций культуры и искусства не ориентированы на привлечение финансовой поддержки.

Таким образом, потенциал (в смысле дальнейшего развития фандрайзинга

предприятиям и организациям культуры и искусства Краснодарского края) существует. Разумеется, для этого необходимо разработать конкретный процесс, опираясь на цикл фандрайзинга, который обычно состоит из следующих элементов (если речь идет о конкретном проекте, планируемом к реализации, или задаче, которую предприятию необходимо решить) [1-4]:

Формулирование и анализ проблемы. Это может быть новый проект, программа, капитальные (ремонт, строительство и др.) и административно-хозяйственные нужды, формирование целевого капитала, а также средства для свободного использования предприятием и пр. Отметим, что фандрайзинговая деятельность должна быть частью плановой и управленческой стратегии организации, она не существует отдельно от других направлений работы. Кроме того, конкретно сформулированная задача (проблема), требующая решения, понятна потенциальным донорам (жертвователям средств), что облегчает сбор необходимых средств.

Источники финансирования. Определение и поиск источников финансирования, анализ потенциала источников, изучение их специфических характеристик - предпочтений, интересов, мотиваций, стимулов, опыта и др. Эффективна в этом смысле сегментация рынка источников финансирования (донорского потенциала), что позволяет организовать практическое взаимодействие с донорами, выявить новые возможности для сотрудничества, расширить пространство коммуникации и т.д. В ряде случае целесообразно обращение к помощи волонтеров, которых следует подготовить и работу которых следует тщательно организовать, чтобы совместные усилия принесли планируемые результаты.

Кампания по сбору средств. Фан-драйзинговая кампания не должна проводиться спонтанно, в свободном движении. Напротив, кампания осуществляется в соответствии с планом, который необходим для организации ресурсов и усилий, распределения и контроля времени, своевременного мониторинга процесса и адекватных корректировок неудачного развития

событий или наступления непредвиденных обстоятельств, а также для проведения общего анализа кампании и приобретения опыта их проведения.

Учет и контроль. Перед началом фандрайзинговой кампании необходимо уделить внимание вопросам учета полученных средств, который не должен противоречить действующим правовым нормам. По завершении кампании следует подготовить финансовый отчет, который будет содержать исчерпывающую информацию о результатах кампании. Это важное условие сохранения доверия реальных и потенциальных доноров к деятельности предприятия, которое организует сбор средств, а также к его руководству.

Итоги. По окончании фандрайзин-говой кампании проводится анализ проведенных мероприятий, объема и структуры собранных средств, действий персонала и добровольцев и пр. Обязательным представляется публичное выражение благодарности донорам и добровольцам, а также всем, кто оказывал какую бы то ни было помощь в организации и проведении фандрайзин-га. Подведение итогов - важный этап, который, тем не менее, иногда пропускается. Однако правильные выводы о

проведенной кампании позволят избежать проблемных ситуаций в будущих аналогичных проектах и повысить уровень лояльности аудитории к предприятию сферы культуры и искусства.

Мы отмечали уже, что фандрайзин-говая кампания - сложный процесс, для организации которого предприятию необходимы трудовые и материальные (в том числе финансовые) ресурсы, нужно осваивать новые аспекты работы и делового взаимодействия (к чему иное предприятие, обеспечиваемое из средств бюджета, может и не стремиться). Кроме того, необходимо осваивать и дополнительную деятельность, которая будет поддерживать кампанию: например, мастер-классы, лектории, создание сувенирной продукции и пр. Необходимо понимать также, что фан-драйзинг может привлечь и иностранных юридических и физических лиц к процессу, что требует специального регулирования и управления. Однако следует помнить и о том, что дополнительное финансирование - это новые возможности, новые горизонты развития, что, в конечном итоге, должно благотворно сказаться и на деятельности самого предприятия, и на сфере культуры и искусства в стране.

Примечания:

1. Sargeant A., Jay E. Fundraising Managament: Analiysis, Planning and Practice. Routledge, 2004. Pp. 142-150.

2. Maple P. Marketing Strategy for Effective Fundraising. L., 2003. 182 pp.

3. Haibach M. Handbuch Fundraising: Spenden, Sponsoring, Stiftungen in der Praxis. N.Y., 2012.

4. Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. М., 2010. 284 с.

References:

1. Sargeant A., Jay E. Fundraising Managament: Analiysis, Planning and Practice. Routledge, 2004. Pp. 142-150.

2. Maple P. Marketing Strategy for Effective Fundraising. L., 2003. 182 pp.

3. Haibach M. Handbuch Fundraising: Spenden, Sponsoring, Stiftungen in der Praxis. N.Y., 2012.

4. Tulchinsky G.L., Artemyeva T.V. Fundraising: raising funds for projects and programs in the field of culture and education. M., 2010. 284 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.