Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования процесса управления инновационным развитием в регионе (на примере Липецкой области)'

Вопросы совершенствования процесса управления инновационным развитием в регионе (на примере Липецкой области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / THE REGION / DEVELOPMENT / REGION INNOVATION SYSTEM / SYSTEM OF INNOVATION PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Московцев В. В., Московцева Л. В.

В статье определены основные направления трансформации механизма управленческих воздействий на инновационное развитие региона. Дано определение региональной инновационной системы и ее характеристики. Обоснована реализация проектного подхода на базе использования «точек роста» в качестве основного инструмента влияния на инновационные процессы на региональном уровне. Раскрыта сущность двухуровневой системы управления инновационными процессами в регионе. Выделены несколько основных векторов, позволяющих обеспечить поступательное развитие региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF INNOVATION DEVELOPMENT MANAGEMENT IN REGION

This paper defined the main lines of transformation of interaction management mechanism into the innovation development of the region. Both a definition of the region innovation system and its characteristics are given. The implementation of the project approach based on use of growing points as the main instrument of impaction on the innovation processes at the regional level is substantiated. The nature of the two-level system of innovation process management in the region is revealed. Several of the main vectors allowing to provide the progressive advance of the region innovation system are specified.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования процесса управления инновационным развитием в регионе (на примере Липецкой области)»

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

В. В. МОСКОВЦЕВ, Л. В. МОСКОВЦЕВА

В статье определены основные направления трансформации механизма управленческих воздействий на инновационное развитие региона. Дано определение региональной инновационной системы и ее характеристики. Обоснована реализация проектного подхода на базе использования «точек роста» в качестве основного инструмента влияния на инновационные процессы на региональном уровне. Раскрыта сущность двухуровневой системы управления инновационными процессами в регионе. Выделены несколько основных векторов, позволяющих обеспечить поступательное развитие региональной инновационной системы.

Ключевые слова: регион, развитие, региональная инновационная системы, система управления инновационными процессами.

Социально-экономическое развитие региона в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновации. Для реализации и внедрения этих результатов необходима адекватная организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует построения соответствующей системы управления, способной взять на себя выполнение обозначенных функций.

Модификацию существующего механизма управления развитием стабильно-динамичного региона для преодоления присущих ему недостатков необходимо осуществлять во всех направлениях, объединяя усилия всех составляющих его элементов на улучшение условий развития человеческого потенциала, создавая устойчивое социально-экономическое положение на основе его инновационного развития.

Основными направлениями трансформации механизма управленческих воздействий на устойчивость социально-экономическое развития региона являются следующие:

1. Совершенствование системы стратегического планирования. Смена приоритетов и целевых установок предполагает упор в обосновании стратегических планов и программ на социальный эффект. Для сравнения альтернативных вариантов необходим расчет социально-экономической эффективности на базе объективной всесторонней диагностики социально-экономического положения региона и его территориальных единиц.

2. Создание системы региональной диагностики социально-экономического положения региона на основе единой методологической базы и критериев для анализа системы целей, факторов и условий эффективного социально-экономического развития, понимания движущих сил и задач трансформации управляющих воздействий.

3. Трансформирование механизма управления развитием региона в части инвестиционных и инновационных процессов, предусматривающее их активизацию, разработку методов количественного и качественного измерения этих процессов для целей стратегического планирования.

4. Создание механизмов межрегиональных отношений на принципах сотрудничества. Формирование в региональном и межрегиональном сообществах социльно-эколого-экономического мышления, ориентированного не на конкуренцию за ресурсы, а на их рациональное, инновационное воспроизводство в страновом и региональном расчете на одного человека.

5. Создание инновационной инфраструктуры стабильно-динамичного региона для системного формирования конкурентоспособного наукоемкого производства, обеспечивающего последующий переход к инновационной модели развития.

6. Совершенствование организационной структуры управления социально-экономическим развитием региона с учетом составляющих менеджмента властных структур и хозяйствующих субъектов [8].

Стратегия развития стран-лидеров в условиях глобализации сводится к привлечению на свою

территорию и удержанию талантливых людей и компаний, способных к генерации и воплощению новых идей. Достигается это за счет предоставления им особых условий для осуществления своей деятельности. Создание таких условий составляет содержание работы системы управления инновационными процессами.

Согласно классическим представлениям о проектировании управленческих систем первым этапом данной работы выступает определение объекта управления. В данном случае - это региональная инновационная система (РИС), под которой понимается комплекс активно взаимодействующих учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научно-технической политики, проводимой на федеральном уровне, и стратегией социально-экономического развития региона.

РИС присущи определенные характеристики: она служит связующим звеном между социальноэкономической политикой региона, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; РИС должна обладать достаточной устойчивостью, позволяющей ей нормально функционировать в условиях возможной дестабилизации экономической ситуации; РИС необходима способность интегрироваться в инновационные системы более высокого уровня [2].

Следующим этапом является постановка цели поставленной перед РИС. Логика мирового развития, нашедшая отражение в стратегических документах и заявлениях первых лиц Российской Федерации, предполагает в качестве магистрального направления переход к инновационной экономике или «экономике знаний».

Приняв за основу тезис о необходимости поэтапного перевода региональной экономики на инновационный путь развития, отметим, что существуют как минимум два типа развития хозяйственных образований - интенсивный и экстенсивный. Первый представляет собой способ экономического роста за счет применения более эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, новой техники и технологии, лучшей мотивации и организации труда и т. д.), второй - за счет количественных факторов развития (привлечение дополнительных ресурсов, создание новых производств) прежнего научнотехнического уровня.

Относительно Липецкой области использование указанных подходов «в чистом виде» нецелесообразно. Перспективы региона, отраженные в разработанной стратегии его социальноэкономического развития, связываются с осуществлением ряда проектов по диверсификации экономики. В ситуации реализации уже принятой стратегии достижение поставленной цели предполагает «проектно-консервативный» путь. Формирование инновационной сферы на базе реализации инновационной стратегии прорыва требует создания «точек роста» и «зон инновационного прорыва», что в контексте уже реализуемой стратегии предполагает разработку и осуществление серии проектов, различных по своим масштабам, направлениям, участникам и ожидаемым результатам. При этом наибольший интерес представляет разработка проектов, ориентированных, с одной стороны, на создание комфортных условий осуществления инновационной деятельности, а с другой - на объединение усилий всех заинтересованных организаций и элементов РИС. В идеале эти проекты, на наш взгляд, должны охватывать сразу несколько направлений развития:

1. Диверсификация и модернизация техникотехнологической производственной базы региона на основе использования последних достижений в сфере энерго- и ресурсосбережения, комплексной механизации и автоматизации производства и управления.

2. Формирование нового кадрового потенциала, включая повышение квалификации и творческой активности жителей области, на основе широкого применения современных форм и методов обучения, информационно-телекоммуника-ци-онных технологий.

3. Обновление всех форм и методов управления, включая организацию труда и производства, социальную сферу, деятельность региональных и местных органов власти и управления и др.

4. Создание эффективно работающей системы мотивации, стимулирующей всех потенциальных участников инновационных процессов заниматься разработкой и коммерциализацией новшеств.

Принятие такой идеологии работы по управлению инновационными процессами на региональном уровне обусловлено следующим:

- основные элементы РИС - предприятия и организации, расположенные на территории региона, юридически независимы и поэтому прямое административное управление ими невозможно;

- проектный подход в региональном управлении позволяет обеспечить необходимую гибкость и свободу в выборе и изменении приоритетов;

- создание команд по разработке и реализации того или иного проекта обеспечивает формирование полноценного частно-государственного партнерства, диалог между властью, бизнесом и гражданским обществом, выработку согласованных решений.

Реализация проектного подхода на базе использования «точек роста» в качестве основного инструмента влияния на инновационные процессы на региональном уровне трансформирует привычную модель управления в укрупненную (рис. 1).

Механизм обратной связи Рис. 1. Схема укрупненной модели управления инновационными процессами на уровне региона

На основе этого необходимо предложить вариант системы управления инновационными процессами. В укрупненном виде она должна состоять из двух уровней, соответствующих фазам разработки и реализации проектов (рис. 2). Разработ-

ку проектов целесообразно осуществлять в опережающем темпе, что обеспечит необходимый интеллектуальный задел, дополнительные возможности для привлечения капитала и оценки сравнительной эффективности [7].

Органы власти и управления

с

Методический совет

Разработка проекта и его доработка по результатам экспертизы

Экспертный совет

Фаза разработки проекта

Публичное обсуждение проекта и его корректировка по результатам обсуждения

Проектный подход обеспечивает региональным органам власти и управления, другим заинтересованным организациям и частным лицам возможность активно влиять на содержание и реализацию проектов на всех стадиях их осуществления, начиная от инициации и заканчивая оценкой эффективности. Состав методического (подготовка проектов) и экспертного (экспертиза проектов) советов может быть различным и включать представителей бизнеса, высшей школы, науки, независимых аналитических и консалтинговых центров, общественных организаций и др.

Разработка проектов, безусловно, должна осуществляться с учетом стартовых условий и специфики региональной экономики, с опорой на

выбранную стратегию социально-экономического развития.

Можно выделить несколько основных векторов, позволяющих обеспечить поступательное развитие РИС:

1. Поддержка создания и развития малых инновационных бизнесов.

2. Поддержка инновационных процессов в успешных крупных и средних компаниях, функционирующих на территории региона.

3. Создание условий для привлечения на территорию региона крупных и средних компаний, обладающих современными технологиями.

4. Инфраструктурные проекты [5].

Охарактеризуем некоторые проекты, которые

необходимо разрабатывать на территории области.

Рис. 3. Схема подготовки инновационных менеджеров

Создание регионального научно-образова-

тельного центра (НОЦ). Проект создания регионального НОЦ направлен на решение одной из основных проблем в развитии инновационных про-

цессов - кадровой. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что на всех уровнях управления в области наблюдается постоянный острый дефицит профессионалов, способ-

ных самостоятельно развивать различные проекты, в том числе инновационные. Таким образом, решение данной проблемы становится одним из ключевых факторов развития региональной экономики. Требуется организовать эффективную систему подготовки, переподготовки и последипломного обучения менеджеров, умеющих работать в инновационной сфере экономики [3].

Опыт функционирования подобных структур (НОЦ Ж. И. Алферова в Санкт-Петербурге, Новосибирский научный центр показывает, что они являются эффективной формой интеграции усилий высшей школы, научно-исследовательских организаций и компаний. В качестве базовой технологии создания региональных НОЦ может рассматриваться технология, апробированная в ВНКЦ ЦэМИ РАН [4] при создании НОЦ по направлению «Экономика и информационные системы» (рис. 3). Методологию, разработанную при создании данной структуры, по нашему мнению, можно использовать при формировании НОЦ по таким ключевым для экономики Липецкой области направлениям, как: металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, строительство и др.

Таким образом, создание научно-образовательных центров будет способствовать:

- отбору, воспитанию и всемерной поддержке талантливых молодых студентов и выпускников аспирантуры, избравших научную карьеру;

- подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в различных сферах, например науке и образовании, экономике и управлении и т. д.;

- повышению уровня фундаментальных исследований в Липецкой области;

- интеграции университетов и научных центров во взаимовыгодный научно-образовательный консорциум.

Создание молодежного научно-инновационного центра (МНИЦ).

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности. По экспертным оценкам, в промышленно развитых странах до 90 % прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях [10]. Одним из инструментов, позволяющих проводить эффективную передачу технологий в производство, служат научно-инновационные центры.

Отличием научно-инновационного центра выступает то, что он ориентирован на работу с молодежью, и в первую очередь с теми, кто решил попробовать себя в инновационном бизнесе.

Основной целью этой структуры является содействие появлению и развитию на территории области малого инновационного бизнеса.

Планируется, что Молодежный научно-инновационный центр будет осуществлять свою деятельность в сферах, отраженных на рисунке 4.

Организационно МНИЦ должен состоять из двух блоков. Первый - блок управления проектами: инновационные менеджеры и члены их команд, которые займутся разработкой и реализацией инновационных проектов. Второй блок - инфраструктурный.

В его задачи входит комплексное обеспечение проектов необходимыми услугами (информационными, бухгалтерскими, юридическими, по защите интеллектуальной собственности, по трансферу технологий и т. п.). Планируется, что после формирования в МНИЦ проекта малого инновационного предприятия (написан бизнес-план, сформирована команда и т. д.) он должен быть представлен на конкурс для размещения в ГУ «Бизнес-инкубатор» [9], расположенном в г. Липецке.

Итогом этой цепочки станут «выращенные» малые инновационные предприятия, выпускающие конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

Таким образом, цепочка «НОЦ - МНИЦ -Бизнес-инкубатор» станет мощным инструментом подготовки кадров для сферы управления инновационной деятельностью в регионе.

На последующих этапах работы это откроет перспективы для формирования групп специалистов, ориентирующихся на целенаправленный поиск и реализацию инновационных проектов в рамках, обозначенных в стратегии. На последующих этапах работы это откроет перспективы для формирования групп специалистов, ориентирующихся на целенаправленный поиск и реализацию инновационных проектов в рамках обозначенных в стратегии Липецкой области «зон инновационного прорыва» и кластеров (машиностроительного и др.).

Организация и развитие таких интеграционных структур, как научно-образовательный и молодежный научно-инновационный центры, позволит создать эффективную систему подготовки специалистов новой формации, способных к генерации знаний и их быстрому практическому использованию. Поэтому необходимо, с учетом имеющегося опыта, создание подобных структур по приоритетным для области направлениям деятельности (металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, энергетика и др.).

Рис. 4. Сферы функционирования Молодежного научно-инновационного центра

Создание корпоративного единого университета (КЕУ) в г. Липецке. Появление такой формы обучения обусловлено процессами, которые протекают в современных организациях. Эти процессы в целом характеризуются одной общей чертой - скоростью изменений.

Корпоративный единый университет - новая форма подготовки персонала, которая носит не только прикладной характер (обучает людей новым приемам работы и предоставляет им сведения, необходимые для работы в текущий период), но и стратегический, связанный с бизнес-задачами [6].

В г. Липецке имеется возможность создания собственного корпоративного университета как образовательного учреждения нового типа. Его организационной формой могло бы стать некоммерческое партнерство.

Основная цель деятельности корпоративного университета г. Липецка - образовательная деятельность в интересах предприятий и организаций Липецкой области, базирующаяся на концентрации и эффективном использовании ресурсов.

Одна из основных причин создания корпоративных университетов состоит в том, что отечественная система профессионального образования в какой-то момент перестала стыковаться с потреб-

ностями заказчиков и довольно сильно оторвалась от реалий сегодняшнего дня1 [1].

Построение корпоративного университета оправданно и часто желательно, потому что:

- появляется активный инструмент реализации стратегии компании; развитие персонала не только работает на «покрытие дефицита знаний и навыков», но и ориентируется на будущие стратегические задачи;

- обеспечиваются долгосрочные потребности организации в квалифицированных кадрах, что определяет ее «кадровую непотопляемость»;

- появляется возможность повысить мотивацию у перспективных, талантливых сотрудников;

- появляется возможность отслеживать и постоянно повышать эффективность обучения и развития (как с точки зрения результата, так и с точки зрения соотношения «цена - качество»);

- обеспечивается отлаженный бизнес-процесс развития сотрудников, четко определяется ответственность каждого участника этого процесса и появляется возможность правильно оценить работу всех лиц, включенных в процесс развития персонала [1].

Очевидно, что необходимость создания корпоративных университетов в российских компа-

1 О деятельности ЯТТЫ можно узнать на сайте www.rttn.ru

ниях продиктована еще и тем, что сейчас это фактически один из немногих инструментов привлечения иностранного капитала. Отсутствие такой системы мешает российским компаниям привлекать инвестиции.

Становление инновационно-технического

центра (ИТЦ) на базе ОЭЗ. Инновационно-технические центры, как и другие подобные виды организаций поддержки инновационной деятельности, являются необходимыми инструментами региональной инновационной политики. Они оказывают влияние на экономическое развитие регионов по следующим направлениям:

- повышение деловой активности;

- развитие внутренних рынков;

- расширение налогооблагаемой базы;

- рост занятости и уровня жизни населения;

- повышение степени использования ресурсов;

- рост числа малых и средних предприятий, повышение их жизнеспособности;

- укрепление связей между малым и средним бизнесом и другими секторами экономики.

Создание ИТЦ послужит увеличению в области объемов производства новых высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров, расширению участия предприятий в федеральных целевых программах и стимулированию экспорта наукоемкой продукции. Инновационно-технический центр станет своего рода фундаментом для качественных изменений структуры промышленного производства региона.

Инновационно-технический центр - это организация, обладающая особой инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию предприятий, включающее в себя сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью, оказание помощи в сфере информационного обеспечения.

Цель создания центра - разработка, внедрение и тиражирование передовых технологий на инновационных предприятиях, размещенных на территории ОЭЗ.

Потребность в формировании инновационнотехнического центра обусловлена:

- необходимостью обеспечения поддержки роста конкурентоспособности предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- началом реализации проектов, связанных с созданием кластера бытовой техники;

- невозможностью в рамках отдельного предприятия решить комплекс проблем, вызванных действием макроэкономических факторов;

- необходимостью поиска путей организации взаимодействия предприятий на уровне технических специалистов;

- целесообразностью организации обмена накопленным опытом в сфере реализации инновационных проектов;

- задачами разработки инновационных проектов, требующих совместных усилий различных предприятий и специалистов;

- эффективностью совместной разработки основ региональной научно-технической политики в плане тематики проводимых исследований;

- решением задач лоббирования интересов промышленного комплекса при участии в программах и проектах, реализуемых как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Построение региональной сети трансфера технологий (РСТТ). Для поддержки инновационных процессов необходимо комплексное развитие региональной инфраструктуры, одним из элементов которой является инфраструктура трансфера технологий (ТТ), которая включает не только услуги, непосредственно связанные с трансфером (передачей) и коммерциализацией технологий, но и сопутствующие услуги (обучение, защита интеллектуальной собственности, маркетинговые исследования и др.). Помимо решения основной задачи - содействия установлению технологического сотрудничества между организациями научно-образовательной сферы, компаниями и предприятиями - это позволит перейти к конкретным мероприятиям по реализации региональной политики инновационного развития, создать возможности для распространения опыта регионов с высоким инновационным потенциалом.

Актуальность проблемы трансфера результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок определяется высоким уровнем конкуренции современного высокотехнологичного бизнеса, в котором только новый продукт или услуга создает конкурентное преимущество одной компании над другой.

Создание РСТТ обеспечит:

- расширение номенклатуры коммерчески реализуемых технологий;

- эффективное взаимодействие участников инновационного процесса;

- организацию координации и взаимной поддержки региональных центров трансфера технологий;

- установление в пределах границ соответствующих территорий межотраслевых взаимодействий, необходимых для трансфера результатов научно-технической деятельности;

- каналы продвижения готовой продукции к конечным потребителям в пределах своего региона.

Цель РСТТ - формирование в Липецкой области эффективного инструмента для комплексного и системного содействия коммерциализации технологий и перехода экономики региона на инновационный путь развития.

Создание и развитие региональной сети трансфера технологий должно стать одним из ключевых элементов в формировании РИС и ее интеграции в национальную инновационную систему России. Потенциальными клиентами сети трансфера технологий могут быть компании малого, среднего и крупного бизнеса, НИИ, вузы, частные лица, осуществляющие продвижение технологической информации, поиск технологических партнеров, а также имеющие потребность в новых технологических разработках.

Участие в сети открывает широкие возможности для предприятий и вузов региона.

Предприятиям работа в сети позволит:

- повысить конкурентоспособность бизнеса, используя новые технологии (поможет найти технологии, необходимые для развития или расширения бизнеса);

- найти партнеров как в России, так и за рубежом для совместной реализации инновационных проектов;

- поместить технологическое предложение или запрос в сети трансфера (с ним смогут ознакомиться специалисты инновационных центров, офисов по коммерциализации технологий, а также их клиенты - промышленные организации и предприятия малого и среднего бизнеса).

Вузы посредством сети трансфера могут:

- реально продвигать свои технологии и разработки на рынок;

- осуществлять обмен информацией с европейскими инновационными центрами;

- размещать информацию о запросах на проведение НИОКР ведущими научными коллективами России;

- размещать технологические предложения.

Все эти проекты должны разрабатываться и

реализоваться не отдельно друг от друга, а в рамках единой стратегии социально-экономического развития области. Именно это создаст необходимую основу для построения эффективной системы управления инновационными процессами, определит результативность данной работы и позволит предложить механизм управления инновационным развитием региона.

Литература

1. Гиттельман Л. Д., Исаев А. П. Корпоративный университет: в команде менеджеры и профессора // Вузы России и Болонский процесс: сб. мат-лов Межд. науч.-практ. конф. (18-19 октября 2005 г.). Екатеринбург, 2005. С. 100-106.

2. Императивы формирования инновационной системы в стратегии развития Вологодской области: Заключительный отчет о НИР / ВНКЦ ЦЭМИ РАН; рук. В. А. Ильин; исполн. К. А. Задумкин, Е. А. Меле-хина, С. В. Теребова. Вологда, 2006.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. иКЬ: http://putin.viperson.ru

4. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832).

5. Корнева Ж. В., Иода Е. В. Совершенствование инструментов инвестиционно-инновационного процесса формирования устойчивого развития региона в Липецкой области. Липецк, 2006.

6. Корпоративные университеты в российской и международной практике: аналит. обзор по мат-лам открытых источников. М., 2002. С. 3.

7. Куракова Л. В. Стабильно-динамичные регионы в контексте стратегии инновационного прорыва: концепция формирования и проблемы развития: монограф. Тамбов, 2008.

8. Пчелинчев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2004.

9. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. В. Л. Попова. М., 2007.

10. иКЬ: http://www.mag.in-nov.ru

* * *

ISSUES OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF INNOVATION DEVELOPMENT MANAGEMENT IN REGION

V. V. Moskovtsev, L. V. Moskovtseva

This paper defined the main lines of transformation of interaction management mechanism into the innovation development of the region. Both a definition of the region innovation system and its characteristics are given. The implementation of the project approach based on use of “growing points” as the main instrument of impaction on the innovation processes at the regional level is substantiated. The nature of the two-level system of innovation process management in the region is revealed. Several of the main vectors allowing to provide the progressive advance of the region innovation system are specified.

Key words: the region, development, region innovation system, system of innovation process management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.