ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кузнецов Д. В., к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
В статье рассматривается роль и значение организационно-экономического механизма региональной инновационной деятельности в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, раскрываются его основные элементы, принципы инновационного развития региона, определяется место организационных структур в инновационной политике региона.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная политика, организационно-экономический механизм, инновационное развитие региона.
FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE REGIONAL INNOVATION
Kuznetsov D., State-term academy training and retraining for the construction and housing and communal complex of Russia, Candidate of economic sciences, associate professor, assistant professor of management and marketing chair
The article examines the role and importance of organizational-economic mechanism of the regional innovation activities in the socio-economic development of the Federation, disclosed its basic elements, principles of innovation development of the region, determined the place of organizational structures in the innovation policy in the region.
Keywords: innovation, innovation process, innovation policy, organizational and economic mechanism, the innovative development of the region.
Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В то же время, важнейшим условием поступательного социально-экономического развития региона является формирование его инновационной среды.
В современных условиях решающими факторами инновационного развития регионов являются: нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности; качество научно-технического и производственного потенциалов регионов; наличие и качество региональной инновационной стратегии; кадровое обеспечение инновационного процесса; эффективность инновационной инфраструктуры; методы стимулирования инновационной активности на региональном уровне и др. Фактически указанные факторы определяют состояние и эффективность функционирования региональной инновационной системы.
Организационно-экономический механизм инновационной деятельности региона предполагают формирование и развитие системы отношений между широким кругом институциональных образований, которые инициируют, внедряют инновации и поддерживают инновационную активность на региональном уровне. Они во многом создают предпосылки качественной адаптации региона к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Многие исследования подтверждают, что устойчивое развитие регионального производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.
Как представляется, что при рассмотрении организационноэкономических основ региональной инновационной деятельности необходимо представить основные задачи, методы и механизмы инновационного развития региона.
Так, к основным задачам управления инновационными процессами на региональном уровне можно отнести:
- обеспечение расширенного воспроизводства региональных интеллектуальных ресурсов;
- развитие региональной инновационной инфраструктуры;
- создание благоприятных условий для инновационной деятельности;
- кадровое обеспечение регионального инновационного процесса.
- развитие вузовского и научного секторов региона, которые служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения регионального инновационного потенциала и др.
Эти и многие другие задачи современного инновационного развития региональных экономических систем должны решаться, по мнению автора, в контексте текущих проблем функционирования научно-инновационного комплекса региона, а также действенности существующих методов поддержки инновационного развития на субфедеральном уровне.
Особое значение в современных условиях принадлежит региональной инновационной инфраструктуре как совокупности различ-
ных предприятий и организаций, которые, с одной стороны, обеспечивают научно-техническое развитие региона, а с другой - практически реализуют региональные инновационные программы1.
Следует согласиться с мнением многих специалистов, что, в целом, инфраструктура региональной инновационной деятельности представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем2:
- научно-техническая и инновационная подсистема, обеспечивающая научное сопровождение управленческих процессов;
- инвестиционно-финансовые институты, в том числе предприятия венчурной индустрии, определенные Концепцией развития венчурной индустрии в России;
- хозяйствующие предприятия и организации;
- информационная сеть, которая должна функционировать на базе старейшей в мире и эффективно действующей в условиях переходной экономики сети Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс);
- специализированные инновационные структуры (наукограды, бизнес-парки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и др.);
- сфера инвестиционно-инновационного обслуживания;
- специализированные фонды.
Организационно-экономические основания региональной инновационной деятельности базируются на нормативно-правовом ее обеспечении, что, в первую очередь, предполагает адаптацию к правовой базе формирующейся инновационной системы РФ и создание соответствующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих полноценное и эффективное функционирование инновационной деятельности в регионе. Наличие стабильной правовой системы служит фундаментом развития цивилизованного предпринимательства.
Мировая практика показывает, что инновационные процессы должны поддерживаться государством как в области правовой регламентации всего жизненного цикла инновационной идеи (вплоть до ее реализации в производстве), так и в сфере научных разработок и использования инноваций хозяйствующими субъектами3. При разработке нормативно-правовых актов в инновационной сфере четко преследуются две цели: 1) стимулирование процесса коммерциализации инноваций; 2) усиление технологического и финансового взаимодействия государственного и частного секторов экономики.
Важно, чтобы правовое обеспечение, поддержка и льготирование осуществлялись на федеральном уровне, а далее конкретизировались на субфедеральном уровне. Опыт развитых стран показывает, что главная задача государства в этой сфере - устойчивая, последовательная политика поддержки, основными элементами которой являются4:
- рост инвестирования в научные и опытно-конструкторские разработки (в США размеры таких инвестиций составляют не менее 3,0 % от ВВП);
- привлечение малого и среднего бизнеса к развитию наукоемких производств на основе совершенной правовой базы и системы льготного налогообложения.
Необходимо отметить, что анализ концептуально-правовой базы и существующего программного обеспечения показывает на отсутствие четкой целевой установки в инновационной политике российского государства на поддержку видов деятельности, развивающих прогрессивные технологические уклады, привносящие инновационный импульс в воспроизводственный цикл экономики. Однако, по мнению многих специалистом, целостной нормативноправовой базы, регламентирующей инновационную деятельность на протяжении всего жизненного цикла изделия сегодня не существует.
Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления инновациями принадлежит региональным и муниципальным органам власти, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.
Рассматривая составные части регионального механизма управления инновациями, следует отметить, что для организации эффективного инновационного процесса необходимо:
- проводить инновационный маркетинг территории;
- обеспечивать всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона;
- осуществлять маркетинг нововведений (например, по типу «Лучший инновационный проект»);
- организовывать взаимообмен нововведениями в рамках региона;
- осуществлять заимствование и адаптацию нововведений из других регионов;
- проводить инновационный реинжиниринг предприятий региональной инфраструктуры и др.
Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона требует выполнения, по крайней мере, двух инновационных условий5:
1) передачи полномочий от национального к региональному (местному) уровням управления;
2) осуществления задач содействия и стимулирования развития государственных, общественных и частных организаций в регионе.
При этом необходимо придерживаться следующих принципов инновационного развития региона:
1) принцип приоритетности долгосрочных целей - долгосрочный характер и высокая степень неопределенности возможных результатов внедрения инноваций определяет необходимость видения долгосрочной перспективы развития территории на основе активизации и развития имеющегося инновационного потенциала, для чего необходима разработка стратегии инновационного развития территории;
2) принцип государственного участия - государство устанавливает правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование правового поля, поэтому наиболее ценными являются те виды государственной политики, которые стремятся улучшить взаимодействие между различными участниками инновационного процесса и повысить способность к инновациям, в частности, к внедрению новых технологий;
3) принцип адаптации проявляется в приспособлении системы управления инновационным развитием к меняющимся условиям. Так, в фазе депрессии обычная рыночная стратегия, связанная с
максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности; кроме этого, появление новых технологий, услуг и методов управления приводят к существенным изменениям в потребностях общества, социальном поведении, что приводит к необходимости адаптации организационной системы управления к сложившимся условиям;
4) принцип межотраслевого взаимодействия - наиболее сильные конкурентные преимущества территории появляются при объединении фирм различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, в кластеры. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, проявляющаяся в быстром освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки;
5) принцип эффективности - внедрение инноваций на уровне территориальных экономических систем должно быть направлено на получение экономического, социального, экологического, научно-технического и др. эффекта.
Эмпирические исследования показывают, что организационноэкономические основания для осуществления инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов сильно варьируются в зависимости от типов регионов. Основными показателями для классификации регионов являются: инновационность региона и уровень развития региональной экономики6. Инновационность региона - это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.
По степени проявления этих показателей можно выделить периферийные регионы с относительно отсталой экономикой, старые индустриальные регионы и промышленно развитые, наукоемкие регионы.
Проведенный нами анализ особенностей развития некоторых российских регионов дает представление о состоянии инновационности и уровне развития экономики этих регионов. Показательным промышленно развитым и наукоемким российским регионом является Томская область. Не принижая влияния ее богатых природных ресурсов на экономическое развитие региона, необходимо отметить огромную роль ее научного и научно-технического потенциала.
В Томске - старейшем университетском и научном центре России насчитывается шесть государственных университетов с множеством филиалов, институтов и НИИ, тринадцать академических институтов государственных академий наук (5 от РАН и 6 от РАМН), что позволило сформировать Томский научно-образовательный комплекс. В настоящий момент его вклад в валовой региональный продукт (ВРП) превышает 7 %, он является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом7.
В Томской области самая высокая в мире доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: на 10 тыс. чел. экономически активного населения приходится 151 исследователь (РФ - 69, Великобритания - 55, США - 61, Япония -102), 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов.
В результате совместной работы бизнеса и власти Томской области в 2005 году в регионе насчитывалось 273 малых инновационных предприятия, что составило 4% от общей численности предприятий (в России - 2,2%). Инновационный сектор обеспечивает 15% прироста промышленного производства области. Внутренние затраты на исследования и разработки превышают среднероссийс-
1 Гранберг А.Г., Валентей С.Д. Движение регионов России к инновационной экономике. Монография. - М.: Наука, 2006.
2 См., например: Шершнев А.А. Механизм формирования региональной инновационно-инвестиционной деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.Новгород, 2004. - 29 с.
3 Юрганова Л.А. Организационно-правовое обеспечение инновационного развития старопромышленного региона. - Инновационный портал Уральского Федерального округа. - Информационный ресурс - режим доступа: http://www.invur.ru/index.php7page-=npot&cat=npub&doc=org_obesp_inno_razv.
4 Инновационное развитие территорий в России и ЕС Т.1-7. - М.: Сканрус, 2001.
5 Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «Новой экономики» // Вопросы экономики. - 2003. - № 3. - С. 26-44.
6 Бекетов Н. В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. - 2001. - 265 с.
7 Инновации // АРТО: [Электронный ресурс] / Агентство развития Томской области. - Электрон. дан. - Томск: НОФ Агентство развития Томской области», 2002. - Режим доступа: http://www.arto.ru/innovation.html, свободный.
Стратегия инновационного развития региона
Региональная инновационная политика
Рис. 1. Место организационных структур в инновационной политике региона
кие показатели: 1,57 % ВРП Томской области (1,44% в России). В наукоемком бизнесе производится продукции в среднем на 15 тыс. долларов США на одного занятого работника, средняя месячная заработная плата - 400 долларов США (средняя по области - 270 долларов США)8.
В настоящее время в регионе обсуждается проект программы «Разработка и реализация модели инновационного развития на примере Томской области» на 2006-2008 годы с планируемым объемом финансирования 450 млн. рублей. В реализации этой программы будут участвовать уже функционирующие в Томске 8 офисов коммерциализации научных разработок, 3 бизнес-инкубатора, 3 инновационно-технологических центра, центр трансфера технологий Томского научного центра СО РАН, технопарк и венчурный фонд9.
Подтверждающим фактором достигнутого уровня инновационного развития региона стала победа Томской области в правительственном конкурсе на право создания Особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа в 2005 году. Кроме Томска победителями конкурса стали Зеленоград и Дубна (Московская область), Санкт-Петербург (Ленинградская область), Липецкая область и Елабуга (республика Татарстан). Этот факт даёт основание также говорить о принадлежности данных регионов к типу наукоёмких.
Как представляется, достижение положительных результатов региональной инновационной политики возможно при грамотном государственном управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Важное значение при этом играет соответствующая организационная структура, функционирующая на основе четко поставленных целей и задач. Соответствующая схема представлена на рис. 1.
Как представляется, реализация целей и задач инновационного развития осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации государственной инновационной политики.
Применение прямых и косвенных управляющих воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки и техники позволяет органам государственной власти региона повлиять на
объемы и направленность научно-технических работ, осуществление инновационной деятельности, уровень цен на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах повышения уровня жизни населения.
Кроме косвенных управляющих воздействий схема государственного управления инновационной деятельностью региона предусматривает оказание прямых управляющих воздействий на соответствующие субъекты посредством выдачи распоряжений, применения санкций и осуществления контроля.
Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.
Для достижения цели должны быть определены задачи оперативного и стратегического планирования:
- активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т.д.;
- максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона;
- формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
- введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;
- повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию на решение проблем регионального значения;
- привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения;
8 Беляев А. Н. Взаимодействие власти и бизнеса при формировании модели инновационного предпринимательства // Презентации: [Электронный ресурс] / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. - Электрон. дан. - М.: АНО «НИСИПП», 2000. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations.html, свободный.
9 На инновационную программу до 2008 года нужно 450 млн. рублей (Томская область) // Информационный портал: ГОРОДА СИБИРИ: [Электронный ресурс]. - Чита: ООО «Рифт», 2003. - Режим доступа: http://www.sibcity.ru, свободный.
- стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;
- содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;
- развитие бизнес-планирования инновационной деятельности;
- соблюдение всеми субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности установленного порядка ее осуществления, требований законодательства в этой области.
С учетом выше перечисленных задач, для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходима реализация механизма формирования региональных инновационных программ, который позволит осуществить качественные преобразования в инновационной сфере региона.
Эффективно функционирующий организационно-экономический механизм региональной инновационной деятельности способен обеспечить:
- вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и активизацию продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов региона в реальный сектор экономики;
- оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;
- трансфер инновационных разработок вузов региона на крупные промышленные предприятия в целях организации широкомасштабного производства отечественной наукоемкой продукции;
- формирование прозрачной информационной среды об имеющемся в регионе научно-техническом потенциале, инновационных разработках и продукции;
- подготовку кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;
- организацию региональных инновационных структур с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий.
Оценка организационно-экономических оснований инновационной деятельности в регионе свидетельствуют о том, что назрела острая необходимость в активной государственной поддержке инновационных процессов на региональном уровне посредством разработки комплекса мер стимулирования инновационной деятельности, всесторонне охватывающего все направления инновационной политики, предусматривающего льготное налогообложение предприятий инновационной сферы при контроле качественной стороны нововведений.
Продуманная инновационная политика, грамотное управление региональными инновациями, совершенствование региональной инновационной системы позволяют активизировать инновационную деятельность региона, способны обеспечить трансфер высокоэффективных технологий, увеличить объемы продаж наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынке.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МНОГОУРОВНЕВОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИИ
Адамов В.Е., эксперт ООО «ВТБ»
Механизм реструктуризации компании представляет собой совокупность организационно и процедурно оформленных средств и методов, определяющих порядок осуществления изменений, направленных на создание условий для повышения приспособленности компании к среде функционирования и наиболее эффективного достижения ее целей. Специфика процессов реструктуризации и условий ее осуществления предъявляет определенные требования к формированию такого механизма.
Ключевые слова: реструктуризация компании, кадры, материальные ресурсы.
MULTILEVEL INVESTIGATION OF THE MECHANISM OF RESTRUCTURING OF THE COMPANY
Adamov V., «VTB», JSC
The mechanism of restructuring the company is a combination of organizational and procedural decorated tools and methods governing the implementation of changes aimed at creating conditions to increase the adaptability of companies to an environment of operation and best achieve its goals. The specificity of the processes of restructuring and modalities of its implementation and specific requirements for the formation of such a mechanism.
Key words: restructuring of the company, human resources, material resources.
Процесс структурного развития отличается продолжительностью во времени и преемственностью результатов особое значение приобретает требование плановости. В процессе планирования необходимо разделять концепцию структурного развития и тактические задачи совершенствования организационной структуры. Контроль выполнения тактических планов и анализа результатов их реализации позволяет оценивать правильность стратегических решений по поводу структурных изменений и осуществлять своевременную их корректировку. Нестабильные условия функционирования компании вызывают необходимость уточнения концепции структурного развития при существенных изменениях во внешней и внутренней среде.
Оценить рациональность проекта реструктуризации для конкретной компании без его апробации зачастую очень сложно. Это определяет целесообразность представления развития структуры компании как многошагового процесса с постоянными обратными связями.
Одним из основных условий успешного осуществления процесса реструктуризации является обеспечение его необходимыми кадровыми и материальными ресурсами, а также адекватное методическое и информационное обеспечение. Особенно необходимо подчеркнуть важность организационного обеспечения структурных изменений, которое в значительной степени влияет не только на
качество структурных преобразований, но и на размер связанных с ними затрат ресурсов.
С учетом особенностей отечественной экономики могут быть выделены следующие основные требования к осуществлению процесса реструктруизации компании: плановость; гибкость; системность; итеративность; поддержка высшего руководства; обеспеченность ресурсами; социально-психологическая подготовленность. Содержание данных требований отражено в табл. 1.
Исследования теоретических и методических положений, а так же условий успешной реализации механизма реструктуризации в компаниях позволили разработать концептуальную модель механизма реструктуризации компании (рис. 1). Данная модель в наиболее общем виде представляет сущность механизма реструктуризации, описывает факторы, приводящие механизм в движение, последовательность этапов осуществления структурных изменений и конечный результат, получаемый при реализации разработанного механизма. В основе механизма лежит процедура реструктуризации, включающая следующие действия:
• определение потребности в реструктуризации на основе системы показателей;
• выбор варианта реструктуризации и проектирование организационной структуры;