49. Namazova-Baranova L. S. Scientific research and infrastructure platform «Pediatrics». Vestnik RAMN. 2012; 6: 13-24. (in Russian)
50. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Smirnov V. I. Prospects for innovative research in pediatrics. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 1: 11-7. (in Russian)
Поступила 17.06.14 Received 17.06.14
Сведения об авторах:
Намазоеа-Бараноеа Лейла Сеймуроена, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБНУ НЦЗД, e-mail: namazova@ nczd.ru; Смирное Иван Евгеньевич, доктор мед. наук, проф., зам. директора по научной работе НИИ педиатрии ФГБНУ НЦЗД, e-mail: [email protected]
© ДОСКИН В. А., ЛИЛЬИН Е. Т., 2014 УДК 614.23:616-053.2]:331.108.45
Доскин В. А., Лильин Е. Т.
вопросы совершенствования последипломного образования
педиатров
Российская медицинская академия последипломного образования. 123995, Москва, ул. Баррикадная, 2/1
Представлены особенности современной образовательной среды. Авторами определены изменения врачебной деятельности в последние годы и обозначены пути совершенствования знаний, умений и навыков специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Обсуждаются современные технологии последипломного образования: «учеба через всю жизнь», «дистанционное обучение» и др. Авторы подчеркивают роль государства, общества и работодателей в организации непрерывного обучения педиатров и предостерегают врачебное сообщество от возможных ошибок в этой области.
Ключевые слова: последипломное обучение; образовательная среда; профессиональные навыки и умения педиатров; возраст специалистов.
Doskin V. A., Lilin Е. T.
ISSUES OF IMPROVEMENT OF POSTGRADUATE EDUCATION OF PEDIATRICIANS
Russian Medical Academy of Postgraduate Education, 2/1 Barrikadnaya St., Moscow 123995
There are presented the features of modern educational environment. The authors have outlined 6 the most significant changes in the professional medical practice that have occurred in recent years and identified the ways for the improvement of the knowledge and skills of professionals working in health care facilities. There are discussed modem technologies for postgraduate education: «learning throughout all the life», «distance learning» and so on. Authors emphasize the role of the state, society and employers in permanent education ofpediatricians and warn the medical community from possible mistakes in this area.
Key words: post-graduate education; educational environment; professional skills and abilities ofpediatricians; the age of the specialists.
/Непрерывное обучение и современная про-щ—ш фессиональная подготовка являются одним из главных условий социального прогресса. Образование, получаемое в официальной лицензированной системе, по месту работы или другими способами становится для каждого педиатра ключом к управлению своим будущим и персональным развитием [1, 2].
До недавнего времени в среде педиатров высоко ценились «профессиональное соответствие» и безоговорочное подражание авторитетам. Методы преподавания и обучения в медицинских вузах были сильно структурированы. Преподаватель был источником большей части знаний, а студенты (ординаторы, интерны, аспиранты и др.) делали и учили то, что им говорили.
Последние годы - расцвет принципов рыночной экономики - все чаще ориентирует студентов - буду-
Для корреспонденции: Доскин Валерий Анатольевич, доктор мед. наук, проф., засл. деятель науки Российской Федерации, лауреат премии им. А. А. Киселя, зав. каф. поликлинической педиатрии РМАПО.
щих педиатров на активную социальную и профессиональную инициативность и предприимчивость. Сегодня становится ясным следующее: если молодежь не будет образованна для быстроменяющегося будущего, она окажется не подготовленной для самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому молодым врачам-педиатрам необходимо быть предприимчивыми, гибкими, интеллектуально любознательными, хорошими организаторами, руководителями проектов, менеджерами и учащимися. Им необходимо быть технически высокоискусными, желающими и способными менять то, что они делают и как делают, так как общество и экономика вокруг них быстро трансформируются. Им нужно учиться всю жизнь, понимая с самого начала, что ВУЗ - только первый этап их профессионального пути [2].
В последние годы существенные изменения претерпела профессиональная врачебная деятельность:
• работа современного педиатра строится на основе передовых мировых технологий;
• должностные функции врача во многом стали базироваться на знаниях, что, естественно, означает следующее: все меньше и меньше становится поле
Доскин В. А., Лильин Е. Т.
граммам дистанционного обучения, чтобы учиться так, как это соответствует их возможностям, условиям и обстоятельствам [3-5].
Как известно, государство полностью ответственно за формирование и развитие структуры, организацию и работу систем образования и профессиональной подготовки. Государство играет решающую роль в создании учащегося общества. Работодатели также должны участвовать в последипломном образовании медицинских кадров. В некотором смысле они более могущественны и имеют больше возможностей для поддержки непрерывного образования, чем правительственные организации, хотя при переходной экономике работодатели оказываются не готовы к этой свободе и своему могуществу. В конечном счете, без их усилий ничего существенного не получится. Государственные акты дают, как правило, ограниченные результаты. Однако большинство организаторов здравоохранения в новой экономике озабочены выживанием, и на этом этапе лишь немногие понимают и видят связь между последипломным образованием и успехами того или иного учреждения, той или иной отрасли здравоохранения. Международный опыт свидетельствует, что в странах с рыночной экономикой первоначально последипломная профессиональная подготовка зачастую казалась неоправданной роскошью, приносящей риск ухода хорошо подготовленного персонала в другие учреждения, не тратящиеся на подготовку кадров. Время показало, что в действительности это не так. Сейчас последипломная подготовка представляется гарантией успеха учреждения, основой мотивации персонала делать все лучше [6-8].
Однако многое в этом направлении зависит от так называемой образовательной среды - понятия далеко неоднозначного. Действительно, можно ли с уверенностью говорить о том, что система профессионального последипломного медицинского образования на сегодняшний день исчерпала свои возможности в совершенствовании этой среды? Нам представляется, что утверждать это преждевременно. Медийные носители, симуляционные тренажеры, ситуационные задачи, разнообразные методы предварительного, текущего и завершающего контроля знаний и многое другое - вот далеко не полный перечень возможностей, недостаточно используемых высшей медицинской школой.
В силу этого почти не используется принцип личностно-ориентированного образования, особенно важного в последипломном усовершенствовании педиатров.
К сожалению, вместо того, чтобы после циклов усовершенствования выпускать хорошо образованного специалиста, действительно знающего педиатрию на современном уровне, включая новейшие профилактические, диагностические и лечебные технологии (наделенного, кроме того, необходимыми человеческими качествами), мы часто закрываем двери за врачом, не умеющим видеть больного, правильно собрать и оценить его анамнез, не имеющего достаточных практических навыков и вместе с тем обладающего массой начетнических сведений. Такой врач перестает лечить и
деятельности для плохо подготовленных или имеющих устаревшие знания медицинских работников;
• постепенно уходит в прошлое пожизненная привязанность педиатра к одному учреждению, в последние годы появилась тенденция к краткосрочным контрактам, самозанятости, «работе с неполным днем» и т. п.;
• новая техника революционизирует работу врача;
• значительная часть педиатров меняет свою «узкую» специальность несколько раз в жизни;
• остается очень мало работы для врачей, которые не продолжают учиться всю жизнь.
Основой прогресса в медицине является довольно простая идея: не только молодежь нуждается «в учебе через всю жизнь». В некотором смысле молодежь в ряде специальностей нередко лучше готова к профессиональной деятельности, чем старшее поколение. Молодые люди обычно внутренне более адаптируемы и гибки. Однако в связи с ростом числа пожилых врачей, которые продолжают работать, становится все более и более необходимым развивать творческий потенциал именно этой возрастной группы [2]. Здесь уместно вспомнить гениальные слова Генри Форда: «Любой, кто прекратил учиться, старый».
Так в «белой книге по образованию» ясно говорится о важности непрерывного обучения: «общество будущего будет учащимся обществом. Единого для всех пути, по которому следует идти по рабочей жизни, не существует. Каждый должен уметь использовать свои возможности для улучшения общества и для личных свершений, независимо от своего социального происхождения и базового образования».
«Учеба через всю жизнь» - понятие, которое часто появляется на страницах международных журналов, оно определяет основную идею непрерывного образования.
«Учеба через всю жизнь» допускает, что педиатры могут учиться разными способами и с разной скоростью. Некоторые врачи приходят к мысли о необходимости дальнейшей учебы после того, как проработают несколько лет: им могут понадобиться дополнительные помощь и поддержка, чтобы они начали учиться. Другие врачи не могут справиться с длительным обучением и предпочитают усовершенствовать свою квалификацию модуль за модулем, через какие-то периоды времени, со своей собственной скоростью.
Многие медицинские работники нуждаются в коротких практических курсах, предназначенных для улучшения отдельных профессиональных навыков в работе. Это особенно важно для высококвалифицированных специалистов.
Значительная часть педиатров не имеют ни денег, ни времени, чтобы надолго уйти от своей повседневной деятельности и продолжить освоение практических навыков и новых знаний. Они хотят и нуждаются, чтобы компетенция, которая достигнута в результате их профессиональной деятельности, была признана и соответствующим образом оформлена. Они также хотят иметь доступ к современным про-
сопереживать больному и его близким, он превращается в некоего диспетчера, необоснованно посылая больного на консультацию к другим специалистам, проводя ненужные дополнительные исследования и т. п.
Заканчивая усовершенствование, многие педиатры не становятся на плечи гигантов профессоров, а плотно усаживаются на них и именно в такой позе продолжают свою профессиональную жизнь. Не допустить этого и на практике следовать заветам великого гуманиста - врача Ф. Гааза: «Врач должен среди людей оставаться человеком: научиться в больном видеть своего друга и брата; любить правду и лишь перед ней одной преклоняться; уметь долгие годы отдавать свои силы и мысли служению народу; не извлекать корысти из несчастья; не делать ремесла из священного призвания врача» - вот наша основная задача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевченко Ю. Л., Покровский В. И., ред., Здравоохранение России. X век. М.: ГЭОТАР-Мед; 2001.
2. Шевченко Ю. Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право. М.; 1999.
3. Творогова Н. Д. Опыт государственной системы повышения квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР. В кн. Становление государственной медицины в России. Материалы международной конференции. М.; 2012: 289-92.
4. Слободчиков В. И. «Безопасное образование». М.: Институт педагогических инноваций РАО; 1999.
5. Багдасарьян С. М. Очерки истории высшего медицинского образования. М.; 1959.
6. Денисов И. Н., Мелешко В. И. Медицинские кадры России. Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996; 2: 30-3.
7. Чикин С. Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М.: Медицина; 1980.
8. Карева О. В. Проблема высшего медицинского образования. М.; 1975.
REFERENCES
1. Shevchenko Yu. L., Pokrovskiy V. I., eds. The Health of Russia. The XX century. [Zdravookhranenie XX vek]. Moscow: GEOTAR-MED; 2001. (in Russian).
2. Shevchenko Yu. L. The doctor and the state, health and ethics, medicine and law. [Vrach i gosudarstvo, zdravookhranenie i nravstvennost', meditsina i pravo]. Moscow; 1999. (in Russian)
3. Tvorogova N. D. The experience of the state system of improvement of professional skill of teachers of medical and pharmaceutical institutes of the USSR. In: The formation of the state of medicine in Russia. [Stanovlenie gosudarstvennoy meditsiny v Rossii]. Moscow; 2012: 289-92. (in Russian)
4. Slobodchikov V. I. «Safe education» [Bezopasnoe obrazovanie]. Moscow: Institute of pedagogical innovations RAo [Institut pedogogicheskikh innovatsiy RAo], 1999. (in Russian)
5. Bagdasar'yan S. M. Essays on the history of higher medical education [Ocherki istorii vysshego meditsinskogo obrasovaniya]. Moscow; 1959. (in Russian)
6. Denisov I. N., Meleshko V. P. Medical personnel of Russia. Problemy sotsial'noy gigieny i istorii meditsiny. 1996; 2: 30-3. (in Russian)
7. Chikin S. Ya., Isakov Yu. F., Cheknev B. M. Health and training of medical staff in the USSR Health and training of medical staff in the USSR. [Zdravookhranenie i podgotovka vrachebnykh kadrov v USSR]. Moscow: Meditsina; 1980. (in Russian)
8. Kareva O. V. The problem of higher medical education. [Problema vysshegp meditsinskogo obrasovaniya]. Moscow; 1975. (in Russian)
Поступила 20.05.14 Received 20.05.14
Сведения об авторах
Лильин Евгений Теодороеич, доктор биол. наук, проф., засл. врач Российской Федерации, чл.-корр. РАН, академик РАЕН, научный руководитель лаб. детской реабилитологии РМАПО
© ФЕДОРОВА Г В., КРИВЦОВА Л. А., 2014 УДК 616-053.2:378.661]:93(571.1/.5)
Федорова Г. В., Кривцова Л. А.
основание первой в сибири научно-практической школы педиатров
Омская государственная медицинская академия, 644099, Омск, ул. Ленина, 12
I Статья посвящена жизни и деятельности выдающихся педиатров, академиков АМН СССР О. Д. Соколовой-Пономаревой и В. П. Бисяриной - создателей сибирской научно-практической школы педиатров. Отражен их многогранный вклад в научную практическую медицину, педагогическую и общественную деятельность.
Ключевые слова: педиатрия; академик О. Д. Соколова-Пономарева; академик В. П. Бисярина; практическая медицина; научная, педагогическая, общественная деятельность
Fedorova G. V., Krivtsova L. A.
ESTABLISHMENT OF THE FIRST IN SIBERIA SCIENTIFIC AND PRACTICAL SCHOOL OF PEDIATRICIANS Omsk State Medical Academy, 12, Lenina Str., Omsk, Russian Federation, 644099
I Article is devoted to the life and activities ofprominent pediatricians, academicians ofthe USSR Academy of Medical Sciences - O. D. Sokolova-Ponomareva and V. P. Bisyarina - creators ofthe Siberian Scientific-practical schoolfor pediatricians. There is described their major contribution to the scientific, practical medicine, pedagogical and social work.
Key words: pediatrics, Academician O. Sokolova-Ponomareva, Academician V. P. Bisyarina, practical medicine, scientific, pedagogical and social activity.
Для корреспонденции: Федорова Галина Васильевна, доктор мед. наук, проф.; проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии; e-mail: [email protected]