7. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Zelynskaya D. I., Terletskaya R. N. Disability of the child population of Russia. Moscow; 2008. (in Russian)
8. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Volkov I. M. The incidence of child population of Russia. Moscow: Pediatr. 2013. (in Russian)
9. Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Fedotkina S. A., Nevo-lin Yu. S., Farrachov A. Z. The health conditions of the child population, as a basis for development of regional programs of medical prevention. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 53-7. (in Russian)
10. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Ustinova N. V. Pediatricians social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporancity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5-7. (in Russian)
11. Modestov A. A., Kosova S. A., Nevolin Yu. S., Farrachov A. Z., Fe-dotkina S. A. The health centres for children: problems and prospects. Socialnye aspekty zdoroviya naseleniya. 2013; 3: Available at: http://vestnik.mednet.ru. (in Russian)
12. About the organization of health centers on healthy lifestyle among citizens of the Russian Federation, including the reduction of consumption of alcohol and tobacco: the Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation from August 19, 2009 N 597n. Available at: http://base.garant.ru/12169847/ (in Russian)
13. Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Fedotkina S. A., Nevolin Yu. S. Modernization of preventive direction in pediatrics: problem areas and opportunities. Profilakticheskaya meditsina. 2013; 3: 14-21. (in Russian)
14. Modestov A. A., Kosova S. A., Ivanova A. A., Fedotkina S. A. Health care seeking behavior of adolescents and young people as a basis for future parents health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 46-50. (in Russian)
15. Social determinants of health and well-being of adolescents. Geneva: VOZ; 2012.
Поступила 20.05.14 Received 20.05.14
Сведения об авторах:
Модестов Арсений Арсеньевич, доктор мел. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова,
1, e-mail:[email protected]; Косова Светлана Алексеевна, канд. мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп.,
2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail: [email protected]; Иванова Анна Аркадьевна, доктор мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail: [email protected]; Волков Игорь Михайлович, канд. мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, e-mail: [email protected]; Бондарь Виктор Иванович, доктор мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, e-mail: [email protected]; Зелинская Дина Ильинична, доктор мед. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, ГБОУ ДПО РМА-ПО, 123995, Москва, Баррикадная ул., 2/1, e-mail: [email protected]; Тер-лецкая Римма Николаевна, доктор мед. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, ГБОУ ДПО РМА-ПО, 123995, Москва, Баррикадная ул., 2/1, e-mail: rterletskaya@mail. ru; Щербакова Светлана Васильевна, гл. врач ГДП МАУ «ЦГКБ г. Реутов», 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, 4; Неволин Юрий Сергеевич, зав. Центром здоровья для детей, 624440, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Парковая, 11.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 616-053.2:378.661]:681.31
Смирнов В. И., Намазова-Баранова Л. С., Смирнов И. Е.
использование дистанционного обучении в контексте профессионального образования: на примере педиатрии
Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1
Представлены данные о формировании системы дистанционного обучения для обеспечения непрерывного медицинского образования. Показано, что дистанционное обучение не только обучение на расстоянии, когда преподаватель и учащийся разделены пространственно, но и особая технология учебы, основанная на хорошо разработанных методических материалах, доступ к которым не ограничен фактором времени и удаленности обучающихся от источников информации. выбор программного обеспечения дистанционного обучения начинается с выбора технологической платформы, на которой оно функционирует. Описан программный комплекс Microsoft Learning Gateway, который представляет собой решение для комплексной автоматизации всего процесса обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение; технология учебы; непрерывное медицинское образование; программный комплекс Microsoft learning Gateway.
smirnov V. i., Namazova-Baranova L. s., smirnovi. е.
THE USE OF DISTANCE TEACHING IN THE CONTEXT OF VOCATIONAL EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF PEDIATRICS
Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bild. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991
There are presented data on the formation of a distance learning system for the providing of continuing medical education. The distance teaming was shown to be not only remote learning, where the teacher and the student are separated spatially, but also special technology of the training, based on well-developed courseware with the approach unrestricted due to the time factor and distance of students from information sources. The choice of software for distance learning begins with the selection or a technological platform on which it operates. There is described a software package Microsoft learning Gateway, which is a solution for the comprehensive automatization of the entire process of education.
Key words: distance learning; technology training; continuing medical education; software «Microsoft learning Gateway».
Для корреспонденции: Смирнов Владимир Иванович, канд. эконом. наук, зам. директора по информационным технологиям НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБНУ НЦЗД, e-mail: support@nсzd.ru.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются катализатором новых экономических и общественно-политических процессов. Они обеспечивают переход к обществу, основанному на знаниях, для которых ИКТ служат базовой инфраструктурой [1]. Новый технологический уровень позволяет предоставлять широкий спектр персональных услуг, формирующих основу цифрового образа жизни, с использованием инновационных инструментов; при этом национальные информационные системы интегрируются в единое информационное поле. В результате в личном пространстве и в профессиональной деятельности стираются национальные границы. Это определяет новые возможности для повышения профессиональной квалификации [2].
Однако непрерывное медицинское образование (ПМО) и повышение квалификации медицинских кадров сопряжены не только с внутренними трудностями, связанными со сменами и дежурствами у обучаемых врачей, но и различными полями обучения и подходом к работе и учебе. Во всех развитых странах уже в течение многих лет врачи и средний медицинский персонал имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию (а не как в РФ - 1 раз в 5 лет). Там каждый врач за год должен накопить не менее 50 ч образовательной активности (кредитов). Происходит это путем посещения конференций, семинаров и получения доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам непосредственно на рабочих местах. Причем активное участие в повышении квалификации врачей принимают профессиональные общества по специальностям, а не только государственные образовательные учреждения [3].
Для внедрения НМО определяющее значение имеют прежде всего проблемы в нормативно-правовой базе: в Федеральном законе (ФЗ) нет определения непрерывного последипломного медицинского образования и необходимости ежегодного накопления медицинскими работниками установленного числа часов кредитов образовательной деятельности, как это существует в развитых странах [4]. Нет указания на предоставление свидетельства о ежегодном накоплении кредитов как условия продления сертификата специалиста. Практически не разработаны система НМО как комплекс образовательных мероприятий, а также учреждений, которые их предоставляют, и механизмы, обеспечивающие своевременность и качество получения этого образования. Кроме того, низкая квалификация медицинских кадров обусловлена несовершенством системы базового и НМО, недостаточной информационной обеспеченностью на рабочих местах [3, 4]. При таком положении дистанционное обучение (ДО) может быть весьма полезным.
ДО по определению не только обучение на расстоянии, когда преподаватель и учащийся разделены пространственно, но и особая технология учебы, основанная на хорошо разработанных методических материалах, доступ к которым не ограничен фактором времени и удаленности обучающихся от источников информации. При этом успешность и качество
ДО существенно зависят от эффективной организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в процессе [5, 6].
Цель развития ДО - сделать возможным изучение учебных дисциплин для каждого обучаемого, находящегося в любом месте. Очевидно, что ДО представляет собой самообразование, организованное в рамках учебного заведения, которое подтверждает приобретенную квалификацию соответствующим документом об образовании. ДО по своей специфике усиливает активную роль учащегося в собственном образовании; увеличивает объем образовательных массивов и эвристическую составляющую учебного процесса за счет интерактивных форм, мультимедийных обучающих программ и комфортных условий для учебы [7, 8].
Основными целями концепции ДО являются: совершенствование технологии обучения на базе современных ИКТ; создание информационной образовательной среды учебного заведения; предоставление возможности получения образования разным категориям населения.
Достоинствами ДО являются: низкие затраты по сравнению с традиционными курсами повышения квалификации; высокий уровень преподавания, варьирование продолжительности преподавания и активное вовлечение участников курса в дискуссии, серьезная работа самих учащихся; гибкость графика обучения: учащиеся могут проходить обучение в любом удобном для себя режиме; возможность привлечь к работе с курсом самых квалифицированных специалистов вне зависимости от того, в каком городе или стране они в данный момент находятся.
ДО имеет очные (вводные лекции, краткосрочные занятия, итоговая аттестация) и заочные компоненты (учебно-методические пособия в комплекте с аудио-и видеоматериалами, тестовые задания, обучающие компьютерные программы). В последние годы компьютерные телекоммуникации используются для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети [8, 9].
Дидактическими свойствами ДО являются: возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической); хранение (электронная почта) нужное количество времени; редактирование, обработка, распечатка и др.; возможность интерактивности с помощью мультимедийной информации и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками курса; возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией; возможность организации совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций, в режиме реального вре-
мени, компьютерных аудио- и видеоконференций, возможность обмена знаниями с участниками курса, преподавателем, консультантами, возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции [10, 11].
ДО началось с 1950 г. и существует уже десятки лет. Распространение персональных компьютеров и развитие сети Интернет сделали ДО действительно эффективным в современном мире. Интернет позволил уменьшить стоимость доставки знаний, унифицировать корпоративные сетевые стандарты, создать технологические решения, работающие на различных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов [12-14]. Сегодня Глобальная сеть дистанционного образования - Global Distance Education Network (GDENET) - представляет собой сеть Web-сайтов (порталов), содержащих систематизированные аналитические и дескриптивные материалы по современной теории, методике и эффективной практике открытого и дистанционного образования. Центральный англоязычный сайт GDENET, открытый в 1998 г., расположен в виртуальном портале Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития - http://www1. worldbank.org/disted/). На этом сайте размещены данные более чем 300 источников, послужившие основой для региональных узлов сети, которая в целом составляет часть системы управления базами знаний Human Development Network, известной под названием EducatioNet.
Российский портал Глобальной сети дистанционного образования, разработанный по проекту Национального фонда подготовки кадров России, - это новый региональный узел GDENET, делающий доступными, благодаря их переводу и адаптации, документы и данные центрального портала русскоязычным пользователям в РФ и дополняющий их региональными материалами.
Сеть одновременно обеспечивает и более высокую скорость информационных транзакций, и более быстрое исполнение работ [13]. Тем не менее для выполнения конкретной миссии необходима платформа как социальное и интеллектуальное пространство, которая помогает защищать базовые права безопасности, справедливости и равенства для интеллектуальных экспертов [15-17].
Существует целый ряд терминов, описывающих различные технологические компоненты систем ДО. В англоязычной компьютерной литературе активно используются специальные термины, на которых следует остановиться отдельно, так как во многих случаях адекватные русские термины просто отсутствуют:
CBT (Computer-based Training) - компьютерное обучение - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании. Программы компьютерного обучения называются courseware и создаются с помощью специальных программных продуктов. Примерами cBT являются программы обучения английскому языку, компьютерная система подготовки к экзамену в ГИБДД и др.
E-learning (Electronic Learning) - электронное
обучение (или Интернет-обучение) - предоставление доступа к компьютерным учебным программам (courseware) через сеть Интернет или корпоративные Интернет-сети. Синонимом E-learning является термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб [8, 9, 1З, 18].
Для описания программных продуктов, с помощью которых создаются системы дистанционного обучения, используются следующие термины: LMS (Learning Management System) - системы управления обучением; СДО (Система дистанционного обучения) - российский аналог термина LMS (может определяться как аппаратно-программный и организационный комплекс по предоставлению услуг по ДО); Learning Portal (E-learning Portal) - учебный портал
- корпоративный сайт, предоставляющий доступ к возможностям обучения, в том числе и через LMS. В последние годы все шире используются технологии E-learning [19-21].
Основная цель создания учебного портала - предоставить универсальный интерфейс - главный вход в учебное пространство образовательного или научного учреждения.
Учебный портал предоставляет: возможности обучения в учреждении (дистанционным и обычным способом); результаты ранее прошедших учебных сессий; учебные программы и курсы, которые подлежат изучению; элементы управления знаниями; формирование «путей обучения» [17, 20].
Функции учебного портала: персонализация -различные интерфейсы для рабочих групп, преподавателей, администраторов; предоставление всей информации об обучении в учреждении (не только электронные учебные курсы); связь электронного обучения с профилем пользователя, его должностными обязанностями; управление контентом (Content Managing).
Система управления обучением (Learning Management System или СДО) является частью учебного портала. Портал предоставляет доступ к различной информации, в том числе и к учебным курсам, содержащимся в СДО [22, 2З].
Техническая реализация системы ДО представляет собой достаточно сложный программно-аппаратный комплекс. Основными компонентами программного продукта для дистанционного обучения являются: средства разработки учебного контента (Authoring tools); система управления обучением (CMI или LMS
- Learning Management System); система обмена информацией между участниками учебного процесса; система доставки учебного контента (как правило, вэб-сайт).
Одним из существенных компонентов системы ДО является модуль коммуникаций между учащимися, преподавателями и администраторами системы. При этом используются 2 вида коммуникаций: асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (электронная почта, форумы, доски объявлений) и синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео-, ау-диоконференции, чат). Очевидно, что технически более сложными являются синхронные коммуникации,
Так, в связи с реализацией федеральной целевой программы «Дети Севера» применение систем ВКС потребовало организации телемедицинского центра НЦЗД РАМН для проведения телемедицинских очных и отсроченных консультаций, дистанционного обучения и других мероприятий [40]. Основу телемедицинского центра составляет оборудование ВКС, к которому подключаются различные дополнительные устройства отображения информации: плазменные панели и обычные телевизоры, персональные компьютеры, видеопроекторы и акустические системы, микрофоны, усилители, микшеры, устройства ввода информации - сканеры, микроскопы, камеры, платы преобразования видеосигнала, специализированные медицинские системы и др. [41-44].
Решения для ДО в зависимости от назначения могут основываться на различных системах. Например, это может быть система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью (решения класса Hi-End), или менее мощные, либо вообще можно использовать более компактные системы в комплекте с обычными телевизорами и плазменными панелями. В зависимости от необходимости такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с touchscreen - устройством, позволяющим управлять всей системой ДО кнопками графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat. - специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например на подиум или доску. Это и видеоэлектронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.
Выбор программного обеспечения ДО начинаются с выбора технологической платформы, на которой оно функционирует. При этом для целей автоматизации дистанционного обучения компанией Microsoft предлагается программный комплекс Microsoft Learning Gateway. Отметим, что на рынке существует достаточно много систем для ДО. Однако большинство из них не обладают необходимыми функциональными возможностями, а являются лишь средством демонстрации учебных материалов. В отличие от упомянутых продуктов, Microsoft Learning Gateway (MLG) представляет собой решение для комплексной автоматизации всего процесса обучения [19, 21, 44, 45].
Решение для ДО должно удовлетворять следующим требованиям: быть комплексным, т. е. охватывать все этапы обучения и всех участников процесса обучения, быть настраиваемым, или иметь простой и понятный интерфейс пользователя для учащихся и преподавателей, которые, вполне возможно, не являются профессионалами в области информационных технологий, предоставлять максимальное количество
поскольку они осуществляются в реальном времени, - видеоконференции (односторонние и двусторонние), аудиоконференции, чат (текстовые конференции), мгновенный обмен сообщениями, совместное использование приложений, виртуальный класс.
Виртуальный класс - это электронная имитация общения, включающая комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению «лицом к лицу» с помощью следующих функций: классная доска *wЫteboard), общий чат, индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем, показ слайдов, учебных материалов (графики, рисунки, схемы).
Обучение, базирующееся на ИКТ, сегодня является одним из самых привлекательных, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку преподаватели и обучаемые могут стать не просто свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (новых операций, методов обследования), принять участие в дискуссии и т. д. Данная форма ДО-обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и НМО [19, 21, 23]. Достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию видеоконференцсвязи (ВКС) медицинских приборов разного типа и трансляция по видео одновременно с изображением человека, медицинских параметров, графической информации, рентгенограмм и многого другого.
Традиционно системы ВКС применительно к медицине рассматриваются как базовая составляющая телемедицины - использование телекоммуникационных электронных информационных технологий для оказания плановой и неотложной медицинской помощи на расстоянии [24-26].
Задачи телемедицины состоят в организации как оперативных, так и плановых консультаций и наблюдения за больными в период после проведения сложных операций путем использования интерактивных видео- и аудиоканалов [20, 27, 28].
Преимущества телемедицины -доступность медицинских услуг для удаленных населенных пунктов, отсутствие необходимости в поездках для встречи с лечащим врачом или консультантом, снижение расходов для пациентов, возможность экстренных консультаций, доступ к различным ресурсам для обучения, повышение уровня обслуживания. Установлено, что при правильной организации телемедицина является экономически выгодной структурой - выручка учреждения увеличивается более чем в 2,4 раза [11, 29, 30]. Важно отметить, что телемедицина позволяет комплексно реализовать в практике педиатра не только консультации различных специалистов (акушерство и гинекология, интенсивная терапия и реанимация и др.), но и самые современные технологии диагностики и лечения [31-39].
вариантов коммуникаций между учащимися и преподавателями, таких как форум, система мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging), аудио- и видеоконференции; предоставлять возможности для контроля успеваемости для заинтересованной стороны (руководителей). Этим требованиям в полной мере удовлетворяет решение Microsoft, которое собирает воедино функционал нескольких продуктов для организации комплексной системы автоматизации процесса обучения. MLG предоставляет пользователям сервисы и информацию, базируясь на ролях, на которые назначены пользователи [10, 45, 46].
Преподаватели могут: просматривать образовательные ресурсы ДО и создавать новые, для этого не требуется использование дополнительных учетных записей; использовать одну и ту же информацию
при обучении различных групп учащихся, без необходимости повторного ввода данной информации; выполнять взаимодействие и общение с коллегами; осуществлять доступ к утвержденным в качестве стандарта учебным материалам, подготовленным другими преподавателями; выполнять автоматическую проверку заданий, предоставленных студентам; использовать календарь для планирования событий, входящих в учебный процесс.
Учащиеся могут осуществлять доступ ко всем учебным программам и заданиям из дома или любого места, оснащенного компьютером, имеющим сетевое соединение с серверами Learning Gateway, при этом в качестве клиентского программного обеспечения используется Web-браузер; использовать в качестве учебных пособий разнообразные материалы:
Функции, доступные пользователям, назначенным на различные роли
Функция Назначение
Sign-on (регистрация) Предоставляет доступ ко всем функциям портала
My Email Предоставляет для преподавателей и учащихся доступ через портал к электронной почте
My News Объединяет новости пользователей, полученные на различных источниках в единую новостную ленту на портале
Show News Отображает избранные новости из "My News"
My Schedules Предоставляет для преподавателей и учащихся доступ через портал к их календарям
My Calendar Предоставляет для преподавателей и учащихся доступ через портал к их персональным календарям
My Planner Позволяет просматривать все события, относящиеся к пользователю, используя все календари, имеющие отношение к пользователю
My Communities Реализует web-сайты для общения преподавателей, учащихся и руководителей
Site Templates Предоставляет единые внешний вид и поведение для всех сайтов образовательного проекта, создаваемых для специальных целей
Team Site Navigation Предоставляет список сайтов образовательного проекта, к которым пользователь может получить доступ
My Communication Предоставляет список контактов, с которым пользователь может взаимодействовать по телефону, электронной почте или системе быстрых сообщений (Instant Messaging)
Search Предоставляет пользователям возможность производить поиск во внутренней сети образовательного учреждения
My Site Позволяет настраивать внешний вид и функционал портала
My Profile Дает возможность пользователю настроить свой профиль, т. е. хранить свою персональную информацию
Teacher Home Реализует единый внешний вид портала для преподавателей
Class Server Functionality Дает возможность преподавателям управлять функционалом процесса обучения с помощью Microsoft Class Server
Learning Resources Предоставляет список утвержденных учебных ресурсов, как на уровне учебного заведения, так и на более высоком уровне, объединяющем несколько учебных заведений
Personal view Позволяет преподавателям изменять страницы портала, для того чтобы они удовлетворяли определенным требованиям
Student Home Реализует единый внешний вид портала для учащихся
My Assignments Предоставляет доступ для учащихся к их заданиям
Sync Team Sites Используется для создания сайтов, с помощью которых учащиеся могут общаться между собой, обсуждая учебные курсы и задания
My Classes Позволяет учащимся видеть, членами каких классов они являются
Parent Home Реализует единый внешний вид портала для руководителей
My Children Позволяет руководителям ознакомится с расписанием, успеваемостью и прочей информацией о подчиненных
53
файлы HTML, Word, презентации PowerPoint, анимации Flash, видео- и аудиозаписи и многое другое; просматривать список преподавателей и учащихся, находящихся в данный момент в сети и задавать им вопросы, в том числе с помощью аудио- и видеокоммуникаций; использовать календарь для просмотра событий, входящих в учебный процесс, таких как общение по сети с преподавателем, контрольные работы и т. д. Следует учитывать, что данные списки функционала Learning Gateway не являются исчерпывающими, а являют собой лишь описание базовых возможностей MLG.
Решение MLG реализовано в виде портала, объединяющего в себе ряд серверных продуктов Microsoft и набор компонентов. Наряду с использованием готовых компонентов, возможна разработка собственных, для добавления в портал уникальных функций, не реализованных в стандартном решении (см. таблицу).
При реализации MLG возможно использование существующей инфраструктуры, такой, например, как Active Directory или Exchange Server.
Для увеличения доступности, отказоустойчивости и производительности возможно создание Web Farm, т. е. добавление дополнительных серверов приложений (Application Server). Для балансировки нагрузки на сервера приложений внутри фермы Web-серверов может использоваться Windows Load Balancing.
Решение MLG использует технологию SharePoint для реализации функционала портала и для взаимодействия между пользователями. Windows SharePoint Services позволяет создавать: сайты учебных заведений, преподавателей, учащихся (руководителей); сайты учебных групп (классов) и проектов заданий (assignment); виртуальные сообщества преподавателей (события, форумы, совместно используемые документы и т. п.); сайты для создания контента по предметным областям (KLA - Key Learning Areas) и хранение контента; библиотеки документов и форумы [18, 45, 47].
Портал представляет собой иерархическую структуру. Каждый SharePoint Portal Server может поддерживать несколько учебных заведений. Для каждого учебного заведения существует несколько сайтов -для учащихся, преподавателей и др., а для каждого такого сайта может существовать несколько подсайтов. Создание, распространение и управление учебными ресурсами внутри портала выполняется с помощью ключевого компонента MLG - Microsoft Class Server. Для управления учебным контентом и заданиями в состав Class Server входит клиентское программное обеспечение, которое устанавливается на рабочую станцию преподавателя и позволяет: создать элемент курса - документ в формате HTML, Word, анимацию Flash, набор вопросов, форму для написания эссе и др.; изменить или удалить любой элемент курса; выдать учащимся задание на ознакомление с элементом курса; оценить качество выполнения задания, в том случае, когда автоматические оценки неприменимы (например, в случае написания учащимися сочинения); просмотреть отчеты по успеваемости учащихся. Все эти действия могут быть выполнены, как в случае наличия связи с сервером, так и при ее отсутствии, т. е. преподаватель может работать дома. При
появлении связи с сервером будет выполнена синхронизация и подготовленные преподавателем данные будут помещены на сервер. Учащиеся могут использовать Web-браузер для доступа к учебным материалам, размещенным на Class Server. Они просматривают список назначенных им заданий и выполняют их. С помощью других компонентов MLG они могут видеть список всех учащихся, входящих в класс, или тех, кому назначено одно и то же задание, и могут общаться друг с другом. Исходя из данного описания становится ясно, что затраты на построение учебного портала будут состоять из затрат на аппаратное и программное обеспечение, настройку и/или разработку базовых и расширенных компонентов портала. Здесь необходимо отметить следующее: при построении портала дистанционного обучения речь идет о системе, с которой будет работать «внешний мир». Поэтому данный портал будет своего рода визитной карточкой учебного заведения, определяющей и работающей на его имидж.
Так, в рамках научной платформы «Педиатрия» создается инновационно-технологический центр (ИТЦ) как самостоятельное подразделение в составе Научного центра здоровья детей для осуществления НМО и инновационной деятельности [48-50]. ИТЦ является структурой поддержки творческих педиатрических коллективов, его деятельность направлена на оказание услуг ученым и научным группам, создание и совершенствование их связей друг с другом. Очевидно также, что в условиях такого федерального научного учреждения как НЦЗД дистанционное обучение является оптимальной формой НМО и повышения квалификации педиатров, так как ИТЦ обеспечивает единые принципы составления и реализации программ ДО, а также обязательность использования в ежедневной практике клинических рекомендаций профессиональных медицинских обществ, в нашем случае Союза педиатров России [47, 49]. Именно этим принципам обязано ДО с тем огромным потенциалом, которым оно, несомненно, обладает, даже имея дело с медицинским образованием, где нужно учитывать разнообразие контекстов обучения и ограниченность финансовых средств [4]. Ясно также, что НМО должно строиться на основании партнерства государственных образовательных учреждений и профессиональных медицинских сообществ, что сделает эту систему действительно непрерывной, отвечающей запросам практического здравоохранения, приближенной к врачу с помощью информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев А. Б., Остроух А. В. Интеллектуальные системы. М.: МАДИ; 2012.
2. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г., Булгакова В. А., Антонова Е. В., Смирнов И. Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.
3. Улумбекова Г. Э. Московское здравоохранение: разбор реформ. Медицинская газета. 25.04.2014; 31(7456): 3-4.
4. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
5. Grant J. The flexible use of distance learning in a professional context: the medical experience. In: Nunan T., ed., Distance
education futures. Adelaide: University of South Australia; 1993: 309-29.
6. Hughes M., Murphy M. F. Evaluation of a pilot national online asthma E-learning program for secondary school students. Issues Compr. Pediatr. Nurs. 2014; 37(2): 136-46.
7. Schmucker M., Heid J., Haag M. Development of an accommodative smartphone app for medical guidelines in pediatric emergencies. Stud. Health Technol. Inform. 2014; 198: 87-92.
8. Grad R., Pluye P., Repchinsky C., Jovaisas B., Marlow B., Marques Ricarte I. L. et al. Physician assessments of the value of therapeutic information delivered via e-mail. Can. Fam. Physician. 2014; 60(5): e258-62.
9. Salter S. M., Karia A., Sanfilippo F. M., Clifford R. M. Effectiveness of E-learning in pharmacy education. Am. J. Pharm. Educ. 2014; 78(4): 83. doi: 10.5688/ajpe78483.
10. Landman A., Yagi Y., Gilbertson ZJZ., Dawson R., Marchevsky A., Becich M. J. Prototype Web-based continuing medical education using FlashPix image. Proc. AMIA Symp. 2000; 462-6.
11. Dharmar M., Sadorra C. K., Leigh P., Yang N. H., Nesbitt T. S., Marcin J. P. The financial impact of a pediatric telemedicine program: a children's hospital's perspective. Telemed. J. F. Health. 2013; 18(7): 502-8.
12. Dudas R. A., Pumilia J. N., Crocetti M. Pediatric caregiver attitudes and technologic readiness toward electronic follow up communication in an urban community emergency department. Telemed. J. E. Health. 2013; 18(6): 493-6.
13. Saidinejad M., Teach S. J., Chamberlain J. M. Internet access and electronic communication among families in an urban pediatric emergency department. Pediatr. Emerg. Care. 2012; 28(6): 553-7.
14. Atherton H., Sawmynaden P., Sheikh A., Majeed A., Car J. Email for clinical communication between patients/caregivers and healthcare professionals. Cochrane Database Syst. Rev. 2012; (11): CD007978.
15. Drop S. L., Mure P. Y., Wood D., El-Ghoneimi A., Faisal Ahmed S. E-consultation for DSD; a global platform for access to expert advice. J. Pediatr. Urol. 2012; 8(6): 629-32.
16. Muehlan H., Rhode D., Schmidt S. A module for psycho-social assessment of personal health monitoring. Stud. Health Technol. Inform. 2013; 187: 95-103.
17. Hejazi S. M., Sarmadi S. Quality evaluation of portal sites in health system, as a tool for education and learning. J. Educ. Health Promot. 2013; 2: 56. doi: 10.4103/2277-9531.120845.
18. Kuhn K. A., Knoll K., Mewes H. W. et al. Informatics and medicine: from molecules to populations. Methods Inf. Med. 2008; 47: 283-95.
19. Kobewka D., Backman C., Hendry P., Hamstra S. L., Suh K. N., Code C., Forster A. J. The feasibility of e-learning as a quality improvement tool. J. Eval. Clin. Pract. 2014; 10.1111/jep.12169.
20. Dua A., Sudan R., Desai S. S. Improvement in American Board of Surgery In-Training Examination Performance With a Multidisciplinary Surgeon Directed Integrated Learning Platform. J. Surg. Educ. 2014. doi: 10.1016/j.jsurg.2014.02.007.
21. Yang X., Liu D., Wang D., Wei Q. Discrete-time online learning control for a class of unknown nonaffine nonlinear systems using reinforcement learning. Neural Netw. 2014; 55: 30-41.
22. Son H. K., Lim J. The effect of a web-based education programme (WBEP) on disease severity, quality of life and mother's self-efficacy in children with atopic dermatitis. J. Adv. Nurs. 2014. doi: 10.1111/ jan. 12389.
23. Janols R., Lind T., Goransson B., Sandblad B. Evaluation of user adoption during three module deployments of region-wide electronic patient record systems. Int. J. Med. Inform. 2014; 83(6): 438-49.
24. Marcin J. P. Telemedicine in the pediatric intensive care unit. Pediatr. Clin. North Am. 2013; 60(3): 581-92.
25. McSwain S. D., Marcin J. P. Telemedicine for the care of children in the hospital setting. Pediatr. Ann. 2014; 43(2): 44-9.
26. Dharmar M., Kuppermann N., Romano P. S., Yang N. H., Nesbitt T. S., Phan J. et al. Telemedicine consultations and medications errors in rural emergency department. Pediatrics. 2013; 132(6): 1090-7.
27. Morphew T., Scott L., Li M., Galant S. P., Wong W., Garcia Lloret M. I. et al. Mobile health care operations and return on investment in predominantly underserved children with asthma: the breathmobile program. Popul. Health Manag. 2013; 16(4): 261-9.
28. Webb C. L., Waugh C. L., Grigsby J., Busenbark D., Berdusis K., Sahn D. J., Sable C. A. Impact of telemedicine on hospital transport, length of stay, and medical outcomes in infants with suspected heart disease: a multicenter study. J. Am. Soc. Echocardiogr. 2013; 26(9): 1090-8.
29. Hersh W. R., Wallace J. A., Patterson P. K., Shapiro S. E., Kraemer D. F., Eilers G. M. et al. Telemedicine for the Medicare population:
pediatric, obstetric, and clinician-indirect home interventions. Evid. Rep. Technol. Assess (Summ). 2001; (24, Suppl.): 1-32.
30. Wade V. A., Larnon J., Elshaug A. G., Hiller J. E. A systematic review of economic analyses of telehealth services using real time video communication. BMC Health Serv. Res. 2010; 10: 233.
31. Tan K., Lai N. M. Telemedicine for the support of parents of high-risk newborn infants. Cochrane Database Syst. Rev. 2012; (6): CD006818.
32. Soares N. S., Johnson A. O., PZatidar N. Geomapping telehealth access to developmental-behavioral pediatrics. Telemed. J. E-Health. 2013; 19(8): 585-90.
33. Kim E. W., Teague-Ross T. J., Greenfield W. W., Keith Williams D., Kuo D., Hall R. W. Telemedicine collaboration improves perinatal regionalization and lowers statewide infant mortality. J. Perinatol. 2013; 33(9): 725-30.
34. Mohr D. C., Burns M. N., Schueller S. M., Clarke G., Klinkman M. Behavioral intervention technologies: evidence review and recommendations for future research in mental health. Gen. Hosp. Psychiatry. 2013; 35(4): 332-8.
35. Philp J. C., Frieden I. J., Cordoro K. M. Pediatric teledermatology consultations: relationship between provided data and diagnosis. Pediatr. Dermatol. 2013; 30(5): 561-7.
36. Wenger T. I., Gerdes J., Taub K., Swarr D. T., Deardorff M. A., Abend N. S. Telemedicine for genetic and neurologic evaluation in the neonatal intensive care unit. J. Perinatol. 2014; 34(3): 234-40.
37. Liberman L., Spotnitz H. M., Hordof A. J., Friedman R. A., Starc T. J., Silver F. S. Usefulness of transtelephonic monitoring in epicardial pacemaker systems. Pacing. Clin. Electrophysiol. 2013; 36(6): 684-7.
38. Davis A. M., Sampilo M., Gallagher K. S., Landrum Y., Malohe B. Treating rural pediatric obesity through telemedicine: outcomes from a small randomized controlled trial. J. Pediatr. Psychol. 2013; 38(9): 932-43.
39. Hilgart J. S., Hayward J. A., Coles B., Iredalo R. Telegenetics: a systematic review of telemedicine in genetics services. Genet. Med. 2012; 14(9): 765-76.
40. Кузнецов С. Л., Смирнов И. Е., Чиликин А. Г., Мазуров В. И., Портнов В. И. Телемедицинский комплекс «Диаморф-Cito» в консультативно-диагностической сети федеральной программы «Дети Севера». Клиническая лабораторная диагностика. 2000; 3: 43-6.
41. Barlow E., Aggarwal A., Johnstone J., Allen L., Kives S., Ornstein M. et al. Can paediatric and adolescent gynecological care be delivered via Telehealth? Paediatr. Child Health. 2012; 17(2): 12-5.
42. Mooney J. A survey on electronic communication in pediatric clinics. Telemed. J. E-Health. 2012; 18(6): 454-8.
43. Burke R. V., Berg B. M., Vee P., Morton J., Nager A., Neches R. et al. Using robotic telecommunications to triage pediatric disaster victims. J. Pediatr. Surg. 2012; 47(1): 221-4.
44. Monteiro A. M., Correa D. G., Santos A. A., Cavalcanti S. A., Sakuno T., Filgueiras T. et al. Telemedicine and pediatric radiology: a new environment for training, learning, and interactive discussions. Telemed. J. E Health. 2011; 17(10): 753-6.
45. Mantas J., Ammenwerth E., Demiris J. et al. Recommendations of the international medical informatics Association (IMIA) on education in biomedical and health informatics (First Revision). Methods Inf. Med. 2010; 49: 105-20.
46. Shortliffe E. H., Blois M. S. The computer meets medicine and biology: emergence of a discipline. In: Shortliffe E. H., Cimino J. J. eds. Biomedical informatics: computer applications in health care and biomedicine. New York: Springer; 2006: 3-45.
47. Смирнов И. Е., Серебренникова С. Л., Смирнов В. И. Научные публикации в международных базах данных: требования к оформлению единые для всех. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 28-35.
48. Баранов А. А. Развитие научных исследований и инфраструктуры в рамках задач платформы «Педиатрия». Вестник РАМН. 2012; 6: 4-8.
49. Намазова-Баранова Л. С. Научные исследования и инфраструктура платформы «Педиатрия». Вестник РАМН. 2012; 6: 13-24.
50. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Смирнов В. И. Перспективы инновационных исследований в педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2013; 1: 11-7.
REFERENCES
1. Nikolaev A. B., Ostroukh A. V. Intelligent systems. Moscow: MADI; 2012. (in Russian)
2. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Il'in A. G., Bulgakova V.
A., Antonova E. V., Smirnov I. E. Scientific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)
3. Ulumbekova G. E. Moscow health: analysis ofreforms. Meditsinskaya gazeta. 25.04.2014; 31(7456): 3-4. (in Russian)
4. Ulumbekova G. E. The Health Of Russia. What to do: the scientific basis of «Strategy of development of health of the Russian Federation till 2020». Moscow: GEOTAR-Media; 2010. (in Russian)
5. Grant J. The flexible use of distance learning in a professional context: the medical experience. In: Nunan T., ed., Distance education futures. Adelaide: University of South Australia; 1993: 309-29.
6. Hughes M., Murphy M. F. Evaluation of a pilot national online asthma E-learning program for secondary school students. Issues Compr. Pediatr. Nurs. 2014; 37(2): 136-46.
7. Schmucker M., Heid J., Haag M. Development of an accommodative smartphone app for medical guidelines in pediatric emergencies. Stud. Health Technol. Inform. 2014; 198: 87-92.
8. Grad R., Pluye P., Repchinsky C., Jovaisas B., Marlow B., Marques Ricarte I. L. et al. Physician assessments of the value of therapeutic information delivered via e-mail. Can. Fam. Physician. 2014; 60(5): e258-62.
9. Salter S. M., Karia A., Sanfilippo F. M., Clifford R. M. Effectiveness of E-learning in pharmacy education. Am. J. Pharm. Educ. 2014; 78(4): 83. doi: 10.5688/ajpe78483.
10. Landman A., Yagi Y., Gilbertson J., Dawson R., Marchevsky A., Becich M. J. Prototype web-based continuing medical education using FlashPix image. Proc. AMIA Symp. 2000; 462-6.
11. Dharmar M., Sadorra C. K., Leigh P., Yang N. H., Nesbitt T. S., Marcin J. P. The financial impact of a pediatric telemedicine program: a children's hospital's perspective. Telemed. J. F. Health. 2013; 18(7): 502-8.
12. Dudas R. A., Pumilia J. N., Crocetti M. Pediatric caregiver attitudes and technologic readiness toward electronic follow up communication in an urban community emergency department. Telemed. J. E. Health. 2013; 18(6): 493-6.
13. Saidinejad M., Teach S. J., Chamberlain J. M. Internet access and electronic communication among families in an urban pediatric emergency department. Pediatr. Emerg. Care. 2012; 28(6): 553-7.
14. Atherton H., Sawmynaden P., Sheikh A., Majeed A., Car J. Email for clinical communication between patients/caregivers and healthcare professionals. Cochrane Database Syst. Rev. 2012; (11): CD007978.
15. Drop S. L., Mure P. Y., Wood D., El-Ghoneimi A., Faisal Ahmed S. E-consultation for DSD; a global platform for access to expert advice. J. Pediatr. Urol. 2012; 8(6): 629-32.
16. Muehlan H., Rhode D., Schmidt S. A module for psycho-social assessment of personal health monitoring. Stud. Health Technol. Inform. 2013; 187: 95-103.
17. Hejazi S. M., Sarmadi S. Quality evaluation of portal sites in health system, as a tool for education and learning. J. Educ. Health Promot. 2013; 2: 56. doi: 10.4103/2277-9531.120845.
18. Kuhn K. A., Knoll K., Mewes H. W. et al. Informatics and medicine: from molecules to populations. Methods Inf. Med. 2008; 47: 283-95.
19. Kobewka D., Backman C., Hendry P., Hamstra S. L., Suh K. N., Code C., Forster A. J. The feasibility of e-learning as a quality improvement tool. J. Eval. Clin. Pract. 2014; 10.1111/jep.12169.
20. Dua A., Sudan R., Desai S. S. Improvement in American Board of Surgery In-Training Examination Performance With a Multidisciplinary Surgeon Directed Integrated Learning Platform. J. Surg. Educ. 2014. doi: 10.1016/j.jsurg.2014.02.007.
21. Yang X., Liu D., Wang D., Wei Q. Discrete-time online learning control for a class of unknown nonaffine nonlinear systems using reinforcement learning. Neural Netw. 2014; 55: 30-41.
22. Son H. K., Lim J. The effect of a web-based education programme (WBEP) on disease severity, quality of life and mother's self-efficacy in children with atopic dermatitis. J. Adv. Nurs. 2014. doi: 10.1111/ jan. 12389.
23. Janols R., Lind T., G..@oransson B., Sandblad B. Evaluation of user adoption during three module deployments of region-wide electronic patient record systems. Int. J. Med. Inform. 2014; 83(6): 438-49.
24. Marcin J. P. Telemedicine in the pediatric intensive care unit. Pediatr. Clin. North Am. 2013; 60(3): 581-92.
25. McSwain S. D., Marcin J. P. Telemedicine for the care of children in the hospital setting. Pediatr. Ann. 2014; 43(2): 44-9.
26. Dharmar M., Kuppermann N., Romano P. S., Yang N. H., Nesbitt T. S., Phan J. et al. Telemedicine consultations and medications errors in rural emergency department. Pediatrics. 2013; 132(6): 1090-7.
27. Morphew T., Scott L., Li M., Galant S. P., Wong W., Garcia Lloret
M. I. et al. Mobile health care operations and return on investment in predominantly underserved children with asthma: the breathmobile program. Popul. Health Manag. 2013; 16(4): 261-9.
28. Webb C. L., Waugh C. L., Grigsby J., Busenbark D., Berdusis K., Sahn D. J., Sable C. A. Impact of telemedicine on hospital transport, length of stay, and medical outcomes in infants with suspected heart disease: a multicenter study. J. Am. Soc. Echocardiogr. 2013; 26(9): 1090-8.
29. Hersh W. R., Wallace J. A., Patterson P. K., Shapiro S. E., Kraemer D. F., Eilers G. M. et al. Telemedicine for the Medicare population: pediatric, obstetric, and clinician-indirect home interventions. Evid. Rep. Technol. Assess (Summ). 2001; (24, Suppl.): 1-32.
30. Wade V. A., Larnon J., Elshaug A. G., Hiller J. E. A systematic review of economic analyses of telehealth services using real time video communication. BMC Health Serv. Res. 2010; 10: 233.
31. Tan K., Lai N. M. Telemedicine for the support of parents of high-risk newborn infants. Cochrane Database Syst. Rev. 2012; (6): CD006818.
32. Soares N. S., Johnson A. O., PZatidar N. Geomapping telehealth access to developmental-behavioral pediatrics. Telemed. J. E-Health. 2013; 19(8): 585-90.
33. Kim E. W., Teague-Ross T. J., Greenfield W. W., Keith Williams D., Kuo D., Hall R. W. Telemedicine collaboration improves perinatal regionalization and lowers statewide infant mortality. J. Perinatol. 2013; 33(9): 725-30.
34. Mohr D. C., Burns M. N., Schueller S. M., Clarke G., Klinkman M. Behavioral intervention technologies: evidence review and recommendations for future research in mental health. Gen. Hosp. Psychiatry. 2013; 35(4): 332-8.
35. Philp J. C., Frieden I. J., Cordoro K. M. Pediatric teledermatology consultations: relationship between provided data and diagnosis. Pediatr. Dermatol. 2013; 30(5): 561-7.
36. Wenger T. I., Gerdes J., Taub K., Swarr D. T., Deardorff M. A., Abend N. S. Telemedicine for genetic and neurologic evaluation in the neonatal intensive care unit. J. Perinatol. 2014; 34(3): 234-40.
37. Liberman L., Spotnitz H. M., Hordof A. J., Friedman R. A., Starc T. J., Silver F. S. Usefulness of transtelephonic monitoring in epicardial pacemaker systems. Pacing. Clin. Electrophysiol. 2013; 36(6): 684-7.
38. Davis A. M., Sampilo M., Gallagher K. S., Landrum Y., Malohe B. Treating rural pediatric obesity through telemedicine: outcomes from a small randomized controlled trial. J. Pediatr. Psychol. 2013; 38(9): 932-43.
39. Hilgart J. S., Hayward J. A., Coles B., Iredalo R. Telegenetics: a systematic review of telemedicine in genetics services. Genet. Med. 2012; 14(9): 765-76.
40. Kuznetsov S. L., Smirnov I. E., Chilikin A. G., Mazurov V. I., Portnov V. N. Telemedicine complex «Diamorf-Cito» in the consultative network of the Federal program «Children of the North». Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 2000; 3: 43-6. (in Russian)
41. Barlow E., Aggarwal A., Johnstone J., Allen L., Kives S., Ornstein M. et al. Can paediatric and adolescent gynecological care be delivered via Telehealth? Paediatr. Child Health. 2012; 17(2): 12-5.
42. Mooney J. A survey on electronic communication in pediatric clinics. Telemed. J. E-Health. 2012; 18(6): 454-8.
43. Burke R. V., Berg B. M., Vee P., Morton J., Nager A., Neches R. et al. Using robotic telecommunications to triage pediatric disaster victims. J. Pediatr. Surg. 2012; 47(1): 221-4.
44. Monteiro A. M., Correa D. G., Santos A. A., Cavalcanti S. A., Sakuno T., Filgueiras T. et al. Telemedicine and pediatric radiology: a new environment for training, learning, and interactive discussions. Telemed. J. E Health. 2011; 17(10): 753-6.
45. Mantas J., Ammenwerth E., Demiris J. et al. Recommendations of the international medical informatics Association (IMIA) on education in biomedical and health informatics (First Revision). Methods Inf. Med. 2010; 49: 105-20.
46. Shortliffe E. H., Blois M. S. The computer meets medicine and biology: emergence of a discipline. In: Shortliffe E. H., Cimino J. J. eds. Biomedical informatics: computer applications in health care and biomedicine. New York: Springer; 2006: 3-45.
47. Smirnov I. E., Serebrennikova S. L., Smirnov V. I. Scientific publications in international databases: requirements uniform for all. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 28-35. (in Russian)
48. Baranov A. A. The development of research infrastructure within the objectives of the programme «Pediatrics», Vestnik RAMN. 2012; 6: 4-8. (in Russian)
49. Namazova-Baranova L. S. Scientific research and infrastructure platform «Pediatrics». Vestnik RAMN. 2012; 6: 13-24. (in Russian)
50. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Smirnov V. I. Prospects for innovative research in pediatrics. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 1: 11-7. (in Russian)
Поступила 17.06.14 Received 17.06.14
Сведения об авторах:
Намазоеа-Бараноеа Лейла Сеймуроена, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБНУ НЦЗД, e-mail: namazova@ ^zd.ru; Смирное Иван Евгеньевич, доктор мед. наук, проф., зам. директора по научной работе НИИ педиатрии ФГБНУ НЦЗД, e-mail: [email protected]
© ДОСКИН В. А., ЛИЛЬИН Е. Т., 2014 УДК 614.23:616-053.2]:331.108.45
Доскин В. А., Лильин Е. Т.
вопросы совершенствования последипломного образования педиатров
Российская медицинская академия последипломного образования. 123995, Москва, ул. Баррикадная, 2/1
Представлены особенности современной образовательной среды. Авторами определены изменения врачебной деятельности в последние годы и обозначены пути совершенствования знаний, умений и навыков специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Обсуждаются современные технологии последипломного образования: «учеба через всю жизнь», «дистанционное обучение» и др. Авторы подчеркивают роль государства, общества и работодателей в организации непрерывного обучения педиатров и предостерегают врачебное сообщество от возможных ошибок в этой области.
Ключевые слова: последипломное обучение; образовательная среда; профессиональные навыки и умения педиатров; возраст специалистов.
Doskin V. A., Lilin Е. T.
ISSUES OF IMPROVEMENT OF POSTGRADUATE EDUCATION OF PEDIATRICIANS
Russian Medical Academy of Postgraduate Education, 2/1 Barrikadnaya St., Moscow 123995
There are presented the features of modern educational environment. The authors have outlined 6 the most significant changes in the professional medical practice that have occurred in recent years and identified the ways for the improvement of the knowledge and skills of professionals working in health care facilities. There are discussed modem technologies for postgraduate education: «learning throughout all the life», «distance learning» and so on. Authors emphasize the role of the state, society and employers in permanent education ofpediatricians and warn the medical community from possible mistakes in this area.
Key words: post-graduate education; educational environment; professional skills and abilities ofpediatricians; the age of the specialists.
/Непрерывное обучение и современная про-щ—ш фессиональная подготовка являются одним из главных условий социального прогресса. Образование, получаемое в официальной лицензированной системе, по месту работы или другими способами становится для каждого педиатра ключом к управлению своим будущим и персональным развитием [1, 2].
До недавнего времени в среде педиатров высоко ценились «профессиональное соответствие» и безоговорочное подражание авторитетам. Методы преподавания и обучения в медицинских вузах были сильно структурированы. Преподаватель был источником большей части знаний, а студенты (ординаторы, интерны, аспиранты и др.) делали и учили то, что им говорили.
Последние годы - расцвет принципов рыночной экономики - все чаще ориентирует студентов - буду-
Для корреспонденции: Доскин Валерий Анатольевич, доктор мед. наук, проф., засл. деятель науки Российской Федерации, лауреат премии им. А. А. Киселя, зав. каф. поликлинической педиатрии РМАПО.
щих педиатров на активную социальную и профессиональную инициативность и предприимчивость. Сегодня становится ясным следующее: если молодежь не будет образованна для быстроменяющегося будущего, она окажется не подготовленной для самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому молодым врачам-педиатрам необходимо быть предприимчивыми, гибкими, интеллектуально любознательными, хорошими организаторами, руководителями проектов, менеджерами и учащимися. Им необходимо быть технически высокоискусными, желающими и способными менять то, что они делают и как делают, так как общество и экономика вокруг них быстро трансформируются. Им нужно учиться всю жизнь, понимая с самого начала, что ВУЗ - только первый этап их профессионального пути [2].
В последние годы существенные изменения претерпела профессиональная врачебная деятельность:
• работа современного педиатра строится на основе передовых мировых технологий;
• должностные функции врача во многом стали базироваться на знаниях, что, естественно, означает следующее: все меньше и меньше становится поле