Научная статья на тему 'Основание первой в Сибири научно-практической школы педиатров'

Основание первой в Сибири научно-практической школы педиатров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / АКАДЕМИК О.Д. СОКОЛОВА-ПОНОМАРЕВА / АКАДЕМИК В.П. БИСЯРИНА / ACADEMICIAN V. P. BISYARINA / ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / НАУЧНАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACADEMICIAN O. SOKOLOVA-PONOMAREVA / PEDIATRICS / PRACTICAL MEDICINE / SCIENTIFIC / PEDAGOGICAL AND SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Галина Васильевна, Кривцова Людмила Алексеевна

Статья посвящена жизни и деятельности выдающихся педиатров, академиков АМН СССР О.Д. Соколовой-Пономаревой и В.П. Бисяриной создателей сибирской научно-практической школы педиатров. Отражен их многогранный вклад в научную практическую медицину, педагогическую и общественную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of the first in Siberia scientific and practical school of pediatricians

Article is devoted to the life and activities ofprominent pediatricians, academicians ofthe USSR Academy of Medical Sciences O.D. Sokolova-Ponomareva and V.P. Bisyarina creators ofthe Siberian Scientific-practical schoolfor pediatricians. There is described their major contribution to the scientific, practical medicine, pedagogical and social work.

Текст научной работы на тему «Основание первой в Сибири научно-практической школы педиатров»

сопереживать больному и его близким, он превращается в некоего диспетчера, необоснованно посылая больного на консультацию к другим специалистам, проводя ненужные дополнительные исследования и т. п.

Заканчивая усовершенствование, многие педиатры не становятся на плечи гигантов профессоров, а плотно усаживаются на них и именно в такой позе продолжают свою профессиональную жизнь. Не допустить этого и на практике следовать заветам великого гуманиста - врача Ф. Гааза: «Врач должен среди людей оставаться человеком: научиться в больном видеть своего друга и брата; любить правду и лишь перед ней одной преклоняться; уметь долгие годы отдавать свои силы и мысли служению народу; не извлекать корысти из несчастья; не делать ремесла из священного призвания врача» - вот наша основная задача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевченко Ю. Л., Покровский В. И., ред., Здравоохранение России. X век. М.: ГЭОТАР-Мед; 2001.

2. Шевченко Ю. Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право. М.; 1999.

3. Творогова Н. Д. Опыт государственной системы повышения квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР. В кн. Становление государственной медицины в России. Материалы международной конференции. М.; 2012: 289-92.

4. Слободчиков В. И. «Безопасное образование». М.: Институт педагогических инноваций РАО; 1999.

5. Багдасарьян С. М. Очерки истории высшего медицинского образования. М.; 1959.

6. Денисов И. Н., Мелешко В. И. Медицинские кадры России. Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996; 2: 30-3.

7. Чикин С. Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М.: Медицина; 1980.

8. Карева О. В. Проблема высшего медицинского образования. М.; 1975.

REFERENCES

1. Shevchenko Yu. L., Pokrovskiy V. I., eds. The Health of Russia. The XX century. [Zdravookhranenie XX vek]. Moscow: GEOTAR-MED; 2001. (in Russian).

2. Shevchenko Yu. L. The doctor and the state, health and ethics, medicine and law. [Vrach i gosudarstvo, zdravookhranenie i nravstvennost', meditsina i pravo]. Moscow; 1999. (in Russian)

3. Tvorogova N. D. The experience of the state system of improvement of professional skill of teachers of medical and pharmaceutical institutes of the USSR. In: The formation of the state of medicine in Russia. [Stanovlenie gosudarstvennoy meditsiny v Rossii]. Moscow; 2012: 289-92. (in Russian)

4. Slobodchikov V. I. «Safe education» [Bezopasnoe obrazovanie]. Moscow: Institute of pedagogical innovations RAo [Institut pedogogicheskikh innovatsiy RAo], 1999. (in Russian)

5. Bagdasar'yan S. M. Essays on the history of higher medical education [Ocherki istorii vysshego meditsinskogo obrasovaniya]. Moscow; 1959. (in Russian)

6. Denisov I. N., Meleshko V. P. Medical personnel of Russia. Problemy sotsial'noy gigieny i istorii meditsiny. 1996; 2: 30-3. (in Russian)

7. Chikin S. Ya., Isakov Yu. F., Cheknev B. M. Health and training of medical staff in the USSR Health and training of medical staff in the USSR. [Zdravookhranenie i podgotovka vrachebnykh kadrov v USSR]. Moscow: Meditsina; 1980. (in Russian)

8. Kareva O. V. The problem of higher medical education. [Problema vysshegp meditsinskogo obrasovaniya]. Moscow; 1975. (in Russian)

Поступила 20.05.14 Received 20.05.14

Сведения об авторах

Лильин Евгений Теодороеич, доктор биол. наук, проф., засл. врач Российской Федерации, чл.-корр. РАН, академик РАЕН, научный руководитель лаб. детской реабилитологии РМАПО

© ФЕДОРОВА Г В., КРИВЦОВА Л. А., 2014 УДК 616-053.2:378.661]:93(571.1/.5)

Федорова Г. В., Кривцова Л. А.

основание первой в сибири научно-практической школы педиатров

Омская государственная медицинская академия, 644099, Омск, ул. Ленина, 12

I Статья посвящена жизни и деятельности выдающихся педиатров, академиков АМН СССР О. Д. Соколовой-Пономаревой и В. П. Бисяриной - создателей сибирской научно-практической школы педиатров. Отражен их многогранный вклад в научную практическую медицину, педагогическую и общественную деятельность.

Ключевые слова: педиатрия; академик О. Д. Соколова-Пономарева; академик В. П. Бисярина; практическая медицина; научная, педагогическая, общественная деятельность

Fedorova G. V., Krivtsova L. A.

ESTABLISHMENT OF THE FIRST IN SIBERIA SCIENTIFIC AND PRACTICAL SCHOOL OF PEDIATRICIANS Omsk State Medical Academy, 12, Lenina Str., Omsk, Russian Federation, 644099

I Article is devoted to the life and activities ofprominent pediatricians, academicians ofthe USSR Academy of Medical Sciences - O. D. Sokolova-Ponomareva and V. P. Bisyarina - creators ofthe Siberian Scientific-practical schoolfor pediatricians. There is described their major contribution to the scientific, practical medicine, pedagogical and social work.

Key words: pediatrics, Academician O. Sokolova-Ponomareva, Academician V. P. Bisyarina, practical medicine, scientific, pedagogical and social activity.

Для корреспонденции: Федорова Галина Васильевна, доктор мед. наук, проф.; проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии; e-mail: rector@omsk-osma.ru

Федорова Г. В., Кривцова Л. А.

/'Ж /^ерез несколько лет исполнится 100 лет одному из ста-( \щЛ рейших медицинских вузов Сибири - Омской госу-

Л., дарственной медицинской академии. Если говорить о педиатрической кафедре академии, которая была основана в 1922 г. как кафедра охраны материнства и младенчества, то прежде всего следует особо отметить значение организаторской и научно-педагогической деятельности академика АМН СССР Ольги Дмитриевны Соколовой-Пономаревой [1].

О. Д. Соколова-Пономарева родилась в крестьянской семье в знаменательный 1888 г, год основания Императорского томского университета, первого в Сибири высшего учебного заведения. В 1913 г. она с отличием окончила медицинский факультет этого университета, получив диплом лекаря. Работать начала под руководством известного проф. М. Г. Кур-лова в детской факультетской клинике факультета, директором которой был проф. С. М. Тимашев. С 1914 г. работала детским врачом в различных учреждениях системы томской железной дороги в Томске, в летнее время - на курортах «Боровое», «Карачи». В 1917 г. О. Д. Соколова-Пономарева защитила диссертацию на соискание степени доктора медицины по теме: «Материалы к определению границ здорового детского сердца путем ортодиаграфии в вертикальном положении». По заключению проф. А. Рязанова ее научная работа была единственной по исследованию детского сердца в то время. Эта работа внесла значимый вклад в ортодиаграфию здорового детского сердца.

В 1923 г. постановлением правления Западно-Сибирского медицинского института (первое наименование Омского медицинского института) О. Д. Соколова-Пономарева была утверждена в качестве преподавателя кафедры детских болезней [2]. В 1924-1925 гг. заведовала детской клиникой Омского государственного медицинского института (ОГМИ), читала курс детских болезней для студентов IV и V курсов. В 1924 г. ей было присвоено звание приват-доцента. В 1925 г. она участвовала в работе съезда педиатров в Ленинграде. В 1926 г О. Д. Соколова-Пономарева выезжает за свой счет в командировку в Москву и Ялту для ознакомления с консультацией и детскими туберкулезными санаториями Крыма. В 1928 г. она работала старшим ассистентом детской клиники ОГМИ. В этом же году она получает командировку в Ленинград для научной работы под руководством проф. М. С. Маслова и в НИИ Охраны материнства и младенчества. В 1931 г. ей присваивается звание профессора кафедры детских болезней. О. Д. Соколова-Пономарева стала первой женщиной-профессором в области педиатрии в нашей стране. В это время она вела большую организационную работу по созданию детской клиники, клинической консультации для детей грудного возраста, открытию молочной кухни, созданию научно-методического бюро работников охраны материнства и младенчества, курсов патронажных сестер и работников охраны яслей. Решение проблем охраны здоровья матери и ребенка на более высоком уровне потребовало подготовки квалифицированных врачей-педиатров. В ОГМИ создается единственный в течение многих лет на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока педиатрический факультет (1931). Одним из создателей этого факультета и первым деканом был доцент А. И. Баландин. Впоследствии факультет возглавила проф. О. Д. Соколова-Пономарева. Из характеристики от 1934 г.: «Пономарева является прекрасным преподавателем, ее заслугой является воспитание в стенах клиники квалифицированных научных работников, она создала одну из лучших детских консультаций, является постоянным консультантом по вопросам охраны здоровья детей в краевых учреждениях Западной Сибири.

В течение нескольких лет О. Д. Соколова-Пономарева вела борьбу за создание надлежащих условий для преподавания на кафедре детских болезней. В первую очередь она ратовала за развитие педиатрического факультета, деканом которого была избрана. В 1935 г требуемые условия работы были частично созданы. В докладной записке О. Д. Соколова-Пономарева подняла вопрос о «передаче всей детской больницы под базу

детской клинике» к 1 сентября 1936 г Документы свидетельствуют, что руководство Народного комиссариата здравоохранения обычно поддерживало ее начинания.

В 1936 г. приказом № 115 по ОГМИ ей была присуждена ученая степень доктора медицинских наук на основании решения Высшей квалификационной комиссии от 19 декабря 1935 г. № 36/22.

Надо сказать, что помимо основной работы О.Д. Соколова-Пономарева преподавала в медицинском техникуме. При этом во второй половине 30-х годов она вела интенсивную деловую переписку с сотрудниками Народного комиссариата здравоохранения. Все ее усилия были направлены на научную, педагогическую общественную работу. Было много трудностей, но ей всегда удавалось выходить победителем. А вот в личной жизни доктора О. Д. Соколовой-Пономаревой одно за другим происходили трагические события. Иногда ей казалось, что силы покидают ее, но любимая работа выручала, помогала выходить из трудных ситуаций.

Общественная деятельность в жизни Ольги Дмитриевны всегда занимала немалое место и была тесно связана с профессиональной: председатель общества детских врачей, председатель Омского медицинского общества, председатель Совета лечебно-профилактической помощи детям, член Совета лечебно-профилактической помощи детям работников НКЗ СССР и РСФСР, депутат Омского городского Совета депутатов трудящихся, депутат Областного совета и др. С 1944 г О. Д. Соколова-Пономарева - член ученого медицинского совета Министерства здравоохранения РСФСР.

В 1945 г. Ольга Дмитриевна избрана членом-корреспондентом АМН СССР. Ее ценнейшим качеством как научного работника было то, что она умела привить интерес к научной работе своим ученикам и сотрудникам. Под ее руководством написано более 200 работ, а том числе 3 докторских и 15 кандидатских диссертаций. За время своей научно-педагогической деятельности О. Д. Соколова-Пономарева создала сибирскую школу педиатров, разрабатывавших в основном вопросы краевой патологии. Предметом исследований ее и ее учеников были такие заболевания, как бруцеллез, зоб, туберкулез, ревматизм.

В 1947 г. в Москве состоялся VI съезд педиатров, приуроченный к 100-летию со дня рождения основателя отечественной педиатрии Н. Ф. Филатова. Председателем на пленарном совещании, посвященном проблеме туберкулеза, была проф. О. Д. Соколова-Пономарева. Она принимала участие и в работе VII съезда педиатров России, курировала проблемы патологии дыхательных путей у детей. В 1949 г О.Д. Соколова-Пономарева избирается действительным членом ВМН СССР. При этом руководимая ею кафедра детских болезней ОГМИ неоднократно отмечалась как одна из лучших кафедр по постановке лечебной, педагогической и научно-исследовательской работы. В 1952 г Ольга Дмитриевна принимала участие в работе 3-й сессии Верховного Совета СССР в Москве [3].

Сибирский период деятельности академика АМН СССР О. Д. Соколовой-Пономаревой завершился в 1954 г. К этому времени стаж ее работы в Омском государственном медицинском институте составил 31 год.

В 1954 г. О. Д. Соколову-Пономареву назначают и. о. директора Института педиатрии АМН СССР (распоряжение № 292 от 4 сентября 1954 г за подписью и. о. Президента АМН СССР А. И. Нестерова и академика-секретаря АМН СССР В. Д. Тимакова), который она возглавляла до 1966 г. Она была членом Центрального правления Всесоюзного общества детских врачей, а также официальным советским представителем в Международной педиатрической ассоциации.

1966 г. стал последним в жизни академика АМН СССР Ольги Дмитриевны Соколовой-Пономаревой, умерла она в ночь на 22 марта.

Дальнейшее развитие педиатрического факультета в

ОГМИ и омской школы педиатров продолжила достойная ученица академика О. Д. Соколовой-Пономаревой Валентина Павловна Бисярина. В. П. Бисярина родилась в 1912 г. в Омске. Отец ее работал токарем, а позднее возглавлял механический цех на заводе «Мотор». В 1929 г. она поступила в Омский государственный медицинский институт, который с отличием окончила в декабре 1934 г. Учебу в институте она сочетала с общественной работой: в течение двух лет была членом Омского горсовета, членом профкома, членом бюро комсомольского коллектива, руководителем академического сектора института, пропагандистом политических знаний, секретарем общества детских врачей.

После окончания института в 1934-1936 гг. работала врачом-педиатром на станции Ишим Омской железной дороги. Как и учитель, В. П. Бисярина с 1936 г. перешла на работу в детскую клинику Омского медицинского института ординатором, а в 1938 г. стала ассистентом кафедры детских болезней [4]. В июле 1941 г. была мобилизована в ряды Красной армии. До января 1942 г. Валентина Павловна работала ординатором эвакогоспиталя № 1501. С января 1942 г. по декабрь 1945 г. работала помощником начальника лечебного отдела мобильного эвакопункта (МЭП-46), который вначале дислоцировался в Омске, а затем вошел в состав 2-го Украинского фронта. Во время войны, несмотря на большую рабочую нагрузку, ей удалось выполнить и защитить кандидатскую диссертацию на тему «Сердечно-сосудистая система у детей, больных бруцеллезом», ученая степень кандидата медицинских наук была присвоена ей в 1943 г. В 1947 г. В. П. Бисярина была избрана доцентом кафедры детских болезней, и в этом же году ей было присвоено ученое звание доцента (протокол № 5 от 15 марта 1947 г.).

К 1951 г. В. П. Бисярина - автор 15 научных работ, главное направление которых изучение системы кровообращения у детей. В это время уже была запланирована докторская диссертация на тему «Состояние сердечнососудистой системы при туберкулезе легких у детей». В эти же годы В. П. Бисярина замещает на кафедре О. Д. Соколову-Пономареву во время ее командировок, а с 1954 г., после перевода О. Д. Соколовой-Пономаревой в Москву, назначается исполняющей обязанности заведующей кафедрой детских болезней на основании приказа Минздрава РСФСР от 28 октября 1954 г. № 1875-л. В 1956 г. В. П. Би-сярину избирают по конкурсу на должность заведующей кафедрой детских болезней (приказ Минздрава РСФСР от 13 октября 1956 г. № 2090-л [4]. К этому времени она уже имела высокие награды: ордена «Красной Звезды» и «Знак Почета», медаль «За победу над Германией», значок «Отличнику здравоохранения».

К середине 50-х годов В. П. Бисярина опубликовала большое число работ, посвященных патологии сердечнососудистой системы у детей при бруцеллезе, туберкулезе, ревматизме. В числе ее работ значится практическое руководство по фармакотерапии для детского возраста, краткий рецептурный справочник детского врача (несколько изданий 1949, 1952, 1954 гг.) в соавторстве с О. Д. Соколовой-Пономаревой). В 1959 г. В. П. Бисяриной присуждается ученая степень доктора медицинских наук (протокол № 23 от 31 октября 1959 г). В следующем году Бисяриной было присвоено ученое званием профессора.

В 1965 г. В. П. Бисярина избирается членом-корреспондентом АМН СССР.

В качестве участника Международных форумов педиатров она побывала за рубежом: в Чехословакии (1964, 1972), Японии (1966, 1973), Польше (1965), Португалии (1956), Венгрии (1968), ГДР (1970), Финляндии (1975), Индии (1977) и во многих городах СССР. В эти годы проф. В. П. Бисярина активно выступает с докладами на отечественных научных форумах по педиатрии. При этом она регулярно участвует в работе сессий АМН СССР. Многократно В. П. Бисярина выступала в качестве оппонента на защитах докторских диссертаций.

В 1969 г. проф. В. П. Бисярина избирается действительным членом АМН СССР. Только за 1966-1970 гг. ею опубликовано 50 научных работ, в том числе в центральных отечественных журналах и за рубежом. К 1971 г. В. П. Бисярина

- автор 175 научных и публицистических работ, ею подготовлено 12 кандидатов медицинских наук. В 1970-е годы она участвует в работе Сибирского отделения АМН СССР.

Как и учитель, немало времени В. П. Бисярина отдавала общественной работе: делегат XXII съезда КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР, член Омского Обкома КПСС, председатель Областного Комитета защиты мира, член Областного Совета женщин, член правления Всесоюзного и Всероссийского обществ детских врачей, Всероссийского общества кардиологов, председатель Омского общества детских врачей. Она была членом редколлегии журналов «Педиатрия», «Вопросы охраны материнства и детства», «Фельдшер и акушерка».

1970-е годы были наполнены творческой научной и общественной деятельностью. В. П. Бисярина - участник практически всех педиатрических форумов, проходящих в Советском Союзе, продолжает активно участвовать в работе АМН СССР. К 1980 г. она автор 260 научных и 51 публицистических работ. За прошедшие годы академик В. П. Бисяри-на награждается орденами «Трудового Красного Знамени» и «Октябрьской революции», четырьмя медалями, знаком «Ударник X пятилетки». В 1982 г. ей присваивается звание Героя Социалистического Труда. Несмотря на годы и болезни, почти до конца 1980-х годов академик В. П. Бисярина продолжает заведовать кафедрой госпитальной педиатрии и вести активную научную, педагогическую и общественную деятельность. Она была консультантом по 11 докторским диссертациям и руководила выполнением 56 кандидатских диссертаций. В соавторстве и единолично В. П. Бисяриной написаны 36 монографий, которые до сих пор пользуются известностью. Академику В. П. Бисяриной было присвоено звание почетного гражданина Омска.

В 1988 г. В. П. Бисярина подает заявление с просьбой перевести ее на должность профессора кафедры госпитальной педиатрии. В то время ей исполнилось 76 лет. С 1990 г. она переводится на должность профессора-консультанта кафедры госпитальной педиатрии. В 1996 г. Валентине Павловне Бисяриной присваивается звание почетного профессора Омской государственной медицинской академии.

В августе (21) 1997 г. академика РАМН Валентины Павловны Бисяриной не стало.

Жизнь продолжается, и теперь уже ученики стараются соответствовать своим учителям, продолжая их исследования и пополняя педиатрию новыми знаниями. В их числе доктора медицинских наук: С. Е. Беляев (Уфа) создал школу клиницистов-ревматологов; Е. К. Меняйло (Омск) занималась краевой патологией у детей; Л. М. Казакова (Кемерово)

- изучением заболеваний кроветворной систем у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях; Л. Е. Кузьмина (Хабаровск) также внесла вклад в изучение заболеваний легких у детей; Н. О. Скольская (Омск) занималась изучением метаболической адаптации у новорожденных. Этот список можно было бы продолжать, но, думается, что и этого достаточно, чтобы представить продуктивную деятельность учителей и многих поколений их учеников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федорова Г. В., Щербаков Д. В. История педиатрии. Омск: Издательско-полиграфический центр Омской ГМА; 2010.

2. Архивные материалы архива Омской государственной медицинской академии, личное дело О. Д. Соколовой-Пономаревой.

3. Федорова Г. В., Щербаков Д. В. Академик АМН СССР О. Д. Соколова-Пономарева. Бюллетень национального НИИ общественного здоровья и здравоохранения. 2009; 6: 79-80.

4. Архивные материалы архива Омской государственной медицинской академии, личное дело В. П. Бисяриной.

Микиртичан Г Л.

REFERENCES

Fedorova G. V., Scherbakov D. V. The history of pediatrics [Istoriya pediatrii]. Omsk: Omskaya GMA; 2010. (in Russian) Archive materials of the archive of Omsk state medical Academy, a private business O. D. Sokolova-Ponomareva. (in Russian) Fedorova G. V., Scherbakov D. V. Academician of AMS USSR O. D. Sokolova-Ponomareva. Bulleten natsionalnogo NII obschestven-

nogo zdorov'a i zdravoochraneniya. 2009; 6; 79-80. (in Russian) 4. Archive materials of the archive of Omsk state medical Academy, a private business V. P. Bisyarina. (in Russian)

Поступила 14.04.14 Received 14.04.14

Сведения об авторах:

Кривцова Людмила Алексеевна, доктор мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии ПДО.

© МИКИРТИЧАН Г. Л., 2014 УДК 614.2:616-053.2-082]:93

Микиртичан Г. Л.

организация помощи детям в годы первой мировой войны

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Представлена система организации помощи детям в годы первой мировой войны. Показано, что вначале помощь оказывалась только особо нуждающимся детям воинов, затем преимущественно была направлена на детей-беженцев, а к концу 1916 г. была поставлена задача о необходимости предоставления помощи всем детям. Рассматривается деятельность правительственных общественных и благотворительных организаций и учреждений, как существовавших ранее, так и созданных в связи с войной, по оказанию помощи жертвам войны - больным, солдатским семьям, беженцам и беспризорным детям. Анализируются виды помощи детям.

Ключевые слова: первая мировая война; виды помощи; дети; беженцы; сироты; правительственные, общественные благотворительные организации и учреждения.

Mikirtichan G. L.

THE ORGANIZATION OF HEALTH CARE FOR CHILDREN IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, 2, Litovskaya Str., Saint Petersburg, Russian Federation, 194100

There is presented the system of organization of care to children in years of the First World War. It was shown that at first the assistance was delivered only to especially needy children of soldiers, and then mainly was focused on refugee children, and by the end of 1916 there was set a task for the need to provide the delivery of care for all children. There is considered the activity of government social and charitable organizations and institutions, as existing before or created in connection with the war, to help the victims of war - patients, soldiers families, refugees and street children. There are analyzed the kinds of care to children.

Key words: World War I; kinds of care; children;, refugees; orphans; government; public charitable organizations and institutions.

В

2014 г. отмечается 100-летие с начала Первой мировой войны (28 июля 1914 г.-11 ноября 1918 г.) - одного из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, ставшей переломным этапом в мировой и российской истории. Особенно трагичной по своим последствиям война стала для России: произошла коренная ломка политического строя, трансформация всех социальных институтов, экономического уклада, ценностных установок общества. Особенно тяжело трагедия войны отразилась на детях, самой незащищенной категории населения. Ухудшились все показатели здоровья детей: увеличилась заболеваемость, особенно инфекционными болезнями, многие дети были истощены и отставали в физическом развитии от недоедания. По данным С. А. Новосельского [1, 2], по ряду губерний рождаемость по сравнению с 1913 г. в 1915 г. упала на 13%, в 1916 г. - на 31-34%, в 1917 г. - на 46%, т. е было зафиксировано беспрецендентное ее снижение. Увели-

Для корреспонденции: Микиртичан Галина Львовна, доктор мед. наук, проф., зав. каф. гуманитарных дисциплин и биотики ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, e-mail: glm306@ yandex.ru

чилось число детей, родившихся вне брака, стало заметно расти число внебрачных и подкинутых детей, попадавших в городские приюты.

Детская смертность в Петрограде в 1913-1916 гг. увеличилась с 23,1 до 28,4%; в Пермской губернии - с 40 до 48,2%. Смертность беженцев намного превышала смертность коренного населения: в Саратовской губернии смертность детей-беженцев в возрасте до 10 лет была в 4 раза выше [1].

Социальные условия жизни, вызванные войной, сама война с ее жестокостями привели к увеличению преступности и проституции несовершеннолетних, росту беспризорности - число привлеченных к суду детей увеличилось в 1916 г. по сравнению 1910 г в 2,8 раза, частота рецидивов возросла до 57% [3, 4].

В оказание помощи жертвам войны - больным, раненым и увечным воинам, солдатским семьям, беженцам и беспризорным детям включились все правительственные, общественные и благотворительные организации России, как существовавшие ранее, так и созданные в связи с войной. Необходимо отметить, что в годы войны проблемы призрения и благотворительности приобрели совсем иной масштаб. Именно тогда утвердилось представление, что социальная помощь гражданам, впавшим в нужду, - не милость и не благодеяние, а обязанность государства и общества [5].

Крупнейшими из общероссийских организаций, оказывавших помощь детям, являлись: Ведомство учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.