Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое право / организационно-правовой механизм / охраны окружающей среды / международные соглашения / экологические отношения / национальное законодательство. / environmental law / organizational and legal mechanism / environmental protection / international agreements / environmental relations / national legislation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Арзиев А.

Обеспечение экологической безопасности является составным компонентом защиты экологического права человека. В данной статье автором проведен краткий обзор по международным соглашениям, подписанным Республикой Узбекистан, а также анализ национального законодательства в сфере экологии. В том числе приведены предложения по совершенствованию организационно-правовых механизмов защиты экологических прав человека в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF ENVIRONMENTAL HUMAN RIGHTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Ensuring environmental safety is an integral component of protecting human environmental rights. In this article, the author provides a brief overview of international agreements signed by the Republic of Uzbekistan, as well as an analysis of national legislation in the field of ecology. Including proposals for improving the organizational and legal mechanisms for protecting human environmental rights in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Арзиев А. научный соискатель

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

АННОТАЦИЯ

Обеспечение экологической безопасности является составным компонентом защиты экологического права человека. В данной статье автором проведен краткий обзор по международным соглашениям, подписанным Республикой Узбекистан, а также анализ национального законодательства в сфере экологии. В том числе приведены предложения по совершенствованию организационно-правовых механизмов защиты экологических прав человека в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: экологическое право; организационно-правовой механизм, охраны окружающей среды; международные соглашения; экологические отношения; национальное законодательство.

Arziev A. scientific applicant

ISSUES OF IMPROVING ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF ENVIRONMENTAL HUMAN RIGHTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

ABSTRACT

Ensuring environmental safety is an integral component of protecting human environmental rights. In this article, the author provides a brief overview of international agreements signed by the Republic of Uzbekistan, as well as an analysis of national legislation in the field of ecology. Including proposals for improving the organizational and legal mechanisms for protecting human environmental rights in the Republic of Uzbekistan.

Key words: environmental law; organizational and legal mechanism, environmental protection; international agreements; environmental relations; national legislation.

На протяжении последних десятилетий остро ощущается проблема обеспечения экологической безопасности в глобальном масштабе. Ухудшение состояния окружающей среды, увеличение числа экологических катаклизмов, изменение качества воздуха, потребляемой воды и пищи безусловно сказывается на состоянии здоровья человека, создавая препятствия для благополучного его существования.

Обеспечение экологической безопасности является составным компонентом защиты экологического права человека. Сегодня экологическое право становится приоритетным правом каждого человека в мире. В том числе, Узбекистан ведет активную политику в обеспечении сохранности здоровой окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий, путем внедрения механизмов защиты экологических прав человека.

Комплекс таких мер рассматривается как организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды. Он состоит из двух системообразующих элементов - институционального, т. е. системы государственных и общественных институтов, осуществляющих управление в сфере охраны окружающей среды, и функционального, т. е. многообразия форм такого управления (проведение экспертизы, контроля, нормирования и стандартизации, ведение кадастров, учет природных ресурсов, мониторинг и т. д.).15 Целью этого механизма является бесперебойное обеспечение и поддержка функционирования экологической системы, которая должна соответствовать объективным законам окружающей среды, быть устойчивой и саморегулируемой, поступательно развиваться, основываться на экологических императивах.16

Возвращаясь к анализу национального законодательства Узбекистана, следует отметить, что наша страна является участницей многих международных договоров и соглашений, направленных на борьбу с изменением климата и другими экологическими проблемами.

Решение основных экологических проблем, включая борьбу с последствиями Аральской трагедии и реформирование политики, связанной с отходами, стало важным направлением политики нашей страны в последние годы.

Существует множество международных документов по охране окружающей среды, подписанные Узбекистаном, за исполнение задач и принципов которых взял на себя ответственность17: Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях; Рамочная конвенция ООН об изменении климата; Парижское соглашение об изменении климата; Венская конвенция об охране озонового слоя; Венская конвенция

15 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. - М. : Юрайт, 2014. - 251 с.

16 Экологическое право : учеб. пособ. / под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лезгаро. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. - 143 с.

17 Международные соглашения по экологии и окружающей среде, подписанные Узбекистаном: список и ссылки // https://bY.odb-office.eu/razviccio-patencYialu-arhanizacYi /innovative-uzbekistan/mezhdunarodnYe-

soglasheшva-po-ekologii-i-okruzhavushchev-srede-podpisannve-uzbekistanom-spisok-i

об охране озонового слоя; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция о биологическом разнообразии; Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).18

В настоящее время в республике проводится активная работа по нормативно-правовому регулированию национального экологического правопорядка. В последние пять лет, начиная с 2019 года особенно остро стали вопросы опустынивания и борьбы с засухой, в связи с чем, принято Постановление Президента «О мерах по повышению эффективности работ по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан»19 № 11114204 от 22.02.2019 г., согласно которому Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству разработан Национальный план действий по предупреждению и смягчению последствий песчаных и пыльных бурь (ППБ) в на 2021-2024 годы.

Для урегулирования этих вопросов также принят ряд нормативных актов: Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года» №4850 от 06.10.2019г., «О дополнительных мерах по повышению эффективности лесопользования в Республике» №4424 от 23.08.2019г., Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан» №199 от 01.05.2003г., «О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» №15 от 06.02.2006г., «О

18 Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. - 2001 // https ://www. waste -management.org/tehnologii razrushenija/stokgolmskaja konvencija/ ; Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. - 1992 // https://www.un.org/ru/documents /decl conv/conventions/climate framework conv.shtml ; Парижское соглашение об изменении климата. -2015 // https://unfccc.int/files/meetings/paris nov 2015/application/pdf/paris agreement russian .pdf; Венская конвенция об охране озонового слоя. - 1993 // https://www.lex.uz/docs/2597146; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. - 1987 // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/ conventions/montreal prot.shtml; Конвенция о биологическом разнообразии. - 1992 // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/biodiv.shtml; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. - 1989. http://www.basel.int/Portals/4/ Basel%20Convention/docs/text/BaselConventionText-r.pdf; Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию. - 2000 // https://bch.cbd.int/protocol/background; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных. - 1979 // https://www.cms.int/sites/default/files/document/inf

02 convention text ru 0.pdf; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. - 1992 // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/watercourses lakes. shtml; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). - 1973 // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/cites.shtml.

19 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности работ по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан»от 22.02.2019 г. № ПП-4204 // https://lex.uz/ru/docs/4211815

дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельности в системе коммунального хозяйства» №11 от 03.02.2010г., также «О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы» №820 от 11.10.2018г. на основе которого утверждено «Положение о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан».

Возникновение экологических кризисов, происходящих в контексте сложных глобальных политических процессов, стало чрезвычайно важным вопросом в повестке дня регулярных дискуссий в политической и научной сферах, а также среди всех слоев населения.

В этой связи в стране проводится последовательная работа в области усиления правовых механизмов защиты экологических прав граждан, обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.

Тем не менее, мы редко слышим сообщения об улучшении экологической ситуации. Об этом свидетельствуют ежегодные отчеты об экологической обстановке на планете Земля, представляемые общественности ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами. В частности , по итогам 2022 года научно-обоснованного индекса экологической эффективности (EPI) о состоянии устойчивости во всем мире20, который раз в два года представляет Центр экологической политики и права Йельского университета (США), Узбекистан занял 107-е место из 180 стран с показателем 38,20 (Дания занимает 1-е место в этом индексе)21. В докладе ООН о достижении Целей устойчивого развития (ЦУР - SDG — Sustainable Development Goals на английском языке) также

отмечается, что «третий год подряд глобальный прогресс на пути к ЦУР

22

остается неизменным»22.

Исходя из проведенных исследований, в целях совершенствования механизмов защиты экологических прав человека, автор предлагает разработать правовые нормы, предусматривающие решение следующих проблем:

в части решения глобальных экологических проблем, развития международного сотрудничества и выполнения обязательств, взятых на

20 Примечание: Индекс экологической эффективности 2022 года (EPI) представляет собой сводку данных о состоянии устойчивости во всем мире. Используя 40 показателей эффективности по 11 категориям вопросов, EPI ранжирует 180 стран по показателям эффективности борьбы с изменением климата, здоровья окружающей среды и жизнеспособности экосистем. Эти показатели позволяют оценить в национальном масштабе, насколько близки страны к установленным целям экологической политики. EPI представляет собой оценочный лист, в котором выделяются лидеры и отстающие в области экологии, а также даются практические рекомендации для стран, стремящихся двигаться к устойчивому будущему

21 Wolf M. J., Emerson, J. W., Esty, D. C., de Sherbinin, A., Wendling, Z. A., et al. (2022). Environmental Performance Index. New Haven, CT: Yale Center for Environmental Law & Policy. epi.yale.edu.

22 Sachs, J.D., Lafortune, G., Fuller, G., Drumm, E. (2023). Implementing the SDG Stimulus. Sustainable Development Report 2023. Paris: SDSN, Dublin: Dublin University Press, 2023. DOI: 10.25546/102924

себя республикой в указанных выше международных соглашениях, необходимо обеспечить долгосрочное эффективное стратегическое сотрудничество с международными финансовыми организациями и странами-донорами, усовершенствовать систему подготовки инвестиционных проектов и проектов международной технической помощи;

в целях обеспечения развития и улучшения двусторонних отношений с соседними странами рекомендуется сформировать реестр трансграничных экологических проблем и систем их мониторинга, проводить совместную оценку воздействия трансграничных объектов на окружающую среду, разработать индикаторы раннего предупреждения;

в целях снижения уровня опустынивания и деградации земель, восстановления качества и продуктивности земельных площадей, увеличить площади, засаженных деревьями на высохшем дне Аральского моря на узбекской стороне, а также необходимо усилить меры по защите водных ресурсов от истощения и загрязнения, в том числе по снижению потерь водных ресурсов в сельском и коммунальном хозяйстве;

в области охраны атмосферного воздуха предлагается увеличить долю альтернативных источников возобновляемой энергии в общей структуре электрогенерирующих мощностей, продолжить развитие

железнодорожной сети, поддержать переход от автомобильных перевозок пассажиров и грузов к железнодорожным;

разработать и обеспечить реализацию плана мероприятий по выполнению требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, организовать систему сбора, использования и утилизации товаров, утративших потребительские свойства и содержащих опасные вещества (ртутные лампы и аксессуары к ним, батарейки, аккумуляторы и др.) за счет сокращения объемов производства и уменьшения объемов промышленных отходов, в том числе предотвращения негативного воздействия опасных отходов на здоровье населения и окружающую среду;

в сфере экологизации экономики необходимо принять меры по обеспечению интеграции экологических аспектов в государственную политику, включая внедрение механизма стратегической экологической оценки планов, программ и других стратегических документов, а также обеспечение интеграции отдельные проекты посредством оценки воздействия на окружающую среду, в том числе обеспечить переход на международные стандарты в приоритетных областях, определяющих качество окружающей среды;

в целях разграничения функций и задач государственных органов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения координации их действий разработать и принять Экологический кодекс Республики Узбекистан;

в обеспечении эффективного экономического механизма охраны природы, разработать эффективную методику расчета платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в зависимости от размера ущерба, причиняемого окружающей среде, опасности для окружающей среды и здоровья населения хозяйственной деятельностью (опыт Японии23.

Несомненно, проблемы охраны окружающей среды не могут быть решены без широкого участия институтов гражданского общества и населения. В связи с этим особое значение приобретает уровень экологических знаний населения. По этой причине, будет целесообразным проведение общественных слушаний по вопросам реализации экологически потенциально опасных проектов, а также налаживание практики включения институтов гражданского общества в рабочие группы по разработке нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности работ по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан» от 22.02.2019 г. № ПП-4204 // https://lex.uz/ru/docs/4211815;

2. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. - М. : Юрайт, 2014. - 251 с;

3. Экологическое право : учеб. пособ. / под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лезгаро. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. - 143 с.;

4. Wolf M. J., Emerson, J. W., Esty, D. C., de Sherbinin, A., Wendling, Z. A., et al. (2022). Environmental Performance Index. New Haven, CT: Yale Center for Environmental Law & Policy. epi.yale.edu.;

5. Sachs, J.D., Lafortune, G., Fuller, G., Drumm, E. (2023). Implementing the SDG Stimulus. Sustainable Development Report 2023. Paris: SDSN, Dublin: Dublin University Press, 2023. DOI: 10.25546/102924;

6. Международные соглашения по экологии и окружающей среде, подписанные Узбекистаном: список и ссылки // https://by.odb-otflce.eu/razviccio-patencyialu-arhanizacyi /innovative-uzbekistan/mezhd unarodnye-soglasheniya-po-ekologii-i-okruzhayushchey-srede-podpisannye-uzbekistanom-spisok-i

23 Одной из особенностей законодательства в сфере экологии стало сочетание прямых законодательных инициатив и косвенных субсидий. В его основу был заложен принцип «загрязнитель платит» (РоИШегРауРппарк - РРР) в соответствии с которым обязанность выплачивать расходы возлагалась на компанию-загрязнителя. Он позволил стране в довольно сжатые сроки справиться с наиболее вопиющими проявлениями экологического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.