Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михалева Г. Г.

В статье проводиться анализ по совершенствованию деятельности сотрудников полиции по проведению профилактической работы и привлечению несовершеннолетних к административной ответственности, а также рассматривается вопросы о снижении возраста административной ответственности. Тот факт, что несовершеннолетний правонарушитель не всегда в ответе за свое деяние, означает, что, в данном случае, принцип неотвратимости административной ответственности может быть не учтен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE POLICE TO BRING MINORS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article analyzes the improvement of the activities of police officers in carrying out preventive work and bringing minors to administrative responsibility, as well as discusses issues of reducing the age of administrative responsibility. The fact that a juvenile offender is not always responsible for his act means that, in this case, the principle of the inevitability of administrative responsibility may not be taken into account.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_72

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ISSUES OF IMPROVING THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE POLICE TO BRING MINORS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

МИХАЛЕВА Галия Габтулвахаповна,

доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». 614045, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. E-mail: galina_perm@mail.ru;

Mikhaleva G. Gabtulvahapovna,

Associate Professor of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law FGBOU VO "Perm State Humanitarian and Pedagogical University". 24 Sibirskaya str., Perm, Perm Krai, 614045, Russia. E-mail: galina_perm@mail.ru

Краткая аннотация. В статье проводиться анализ по совершенствованию деятельности сотрудников полиции по проведению профилактической работы и привлечению несовершеннолетних к административной ответственности, а также рассматривается вопросы о снижении возраста административной ответственности. Тот факт, что несовершеннолетний правонарушитель не всегда в ответе за свое деяние, означает, что, в данном случае, принцип неотвратимости административной ответственности может быть не учтен.

Abstract. The article analyzes the improvement of the activities of police officers in carrying out preventive work and bringing minors to administrative responsibility, as well as discusses issues of reducing the age of administrative responsibility. The fact that a juvenile offender is not always responsible for his act means that, in this case, the principle of the inevitability of administrative responsibility may not be taken into account.

Ключевые слова: административное правонарушение, несовершеннолетние, органы внутренних дел, профилактика.

Keywords: administrative offense, minors, internal affairs bodies, prevention.

Для цитирования: Михалева Г.Г. Вопросы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности полиции по привлечению несовершеннолетних к административной ответственности // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 72-74. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_72.

For citation: Mikhaleva G. G. Issues of improving the administrative and jurisdictional activities of the police to bring minors to administrative responsibility // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 72-74. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_72.

Статья поступила в редакцию: 29.05.2023

В соответствии со ст.2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается физическое вменяемое лицо, достигшее возраста на момент совершения правонарушения 16 лет.

Это связано с тем, что несовершеннолетний, достигнув возраста административной ответственности, отдает отчет совершаемым им действиям и способен оценить негативные последствия своих действий и применения к нему определенных мер ответственности.

Стоит отметить, что была безуспешная попытка снижения возраста административной ответственности. Проектом федерального закона от 3 февраля 2014 года предлагалось установить возраст административной ответственности с 14 лет.

В соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ несовершеннолетие правонарушителя - смягчающее обстоятельство.

Существует несоблюдение принципа личной ответственности,что выражается в том, что формально допускается и признается ответственность родителей или иных законных представителей за общественно вредные действия несовершеннолетних, не достигших установленного законом возраста (ст. 20.22 КоАП РФ).

Ученые юристы выделяют ряд причин, предопределивших установления возраста административной ответственности с 16 лет. Такими причинами являются положения о первостепенных принципах гуманности, заботливое отношение РФ к человеку и его достоин-ству,обстоятельства безденежья несовершеннолетнего, его материальной несостоятельности, которая выражается в невозможности самостоятельно оплатить штраф. Более того, в силу своего возраста и психологического развития несовершеннолетний попросту является неспособным в более раннем возрасте «уяснить и усвоить административно-правовые запреты» [1. С. 201].

Однако, стоит отметить, что ряд ученых, например,С.В. Ивакина, И.П. Долгих и Г.М. Черняева придерживаются иного мнения: «представляется несостоятельным аргумент о неспособности большинства несовершеннолетних в Российской Федерации в 14 лет формировать определенные правовые представления об административно-правовых запретах. Исследователи различных отраслей науки - юридической и психологической - сходятся во мнении, что период с 14 лет является ступенью в созревании любого человека, в данном возрасте он отдает отчет характеру своих противоправных действий и способен оценить негативные последствия ответственности, наделен способностью на зрелые умозаключения и регуляцию своего поведения» [2. С. 25-32].

Таким образом, подростки с раннего детства знакомятся со средствами мобильной коммуникации. Система образования делает упор на повышение общеобразовательного уровня. В настоящее время у подростков есть возможность получать огромное количество информации с помощью сети Интернет.

Снижение возраста привлечения подростков к административной ответственности, даст возможность выявлять на стадии ранней

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

профилактики причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений.

Таким образом предлагаем изложить ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ в следующей редакции «административной ответственности подлежит лицо к моменту совершения правонарушения достигшее 14 летнего возраста», ч.2 ст. 2.3 заменить «до 16» словами «до 14» лет.

Безусловно, при назначении наказания за совершенное правонарушение важным аспектом является его индивидуализация с учетом личности несовершеннолетнего, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, а так же с учетом возможности соответствующих органов власти назначить подходящий вид наказания.

В качестве нового наказания КоАП РФ стал предусматривать обязательные работы.

Сущность такого наказания заключается в том, что лицо выполняет посильные для него задачи, которые не требуют специальных профессиональных навыков. Такие работы могут заключаться в благоустройстве общественных мест. Например, покраска лавочек, бордюров. Уборка, озеленение территории города или иного муниципального образования. Считаем, что такие работы вполне могут выполняться несовершеннолетними правонарушителями. Более того, такой вид наказания будет оказывать качественное испарительное воздействие на несовершеннолетнего, предотвращая совершение им административных правонарушений в дальнейшем. Наказание в виде обязательных работ может способствовать развитию в несовершеннолетние положительные качества: бережное отношение к чужой собственности, уважительное отношение к труду, развитие дисциплинированности. Более того, штраф, который возлагается на родителей/законных представителей не всегда достигает цели исправления несовершеннолетнего, так как имущественную ответственность несет не лично он. Именно поэтому, основываясь на принципиальных целях административного наказания, считаем, что такой вид наказания, как обязательные работы является более эффектив-ным[3. С. 201]..

Если обратиться к положениям КоАП РФ, то можно отметить, что наказание в виде обязательных работ может быть назначено за тридцать составов административных правонарушений. В их число входят два состава, которые достаточно часто совершаются несовершеннолетними лицами. Речь идет о положениях ст. 6.1.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нанесение побоев, а также о положениях ст. 7.27 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за мелкое хищение.

Таким образом, недочет законодателя по поводу применения обязательных работ к несовершеннолетнему заключается в том, что орган, который рассматривает данную категорию дел не может назначить такой вид наказания. Существует явная необходимость рассмотрения данной проблемы на законодательном уровне. Так как обязательные работы вполне могут проявить себя с положительной стороны в качестве административного наказания для несовершеннолетнего. Решением данной проблемы может служить внесение изменений в содержание КоАП РФ. Положения статьи 23.2КоАП устанавливают, что дела об административных правонарушениях среди несовершеннолетних, рассматриваются не в судебном порядке, а особым органом - комиссией по делам несовершеннолетних. Однако, КДНиЗП имеет ограниченные полномочия, в частности, она не может назначить наказание в виде обязательных работ - так как такой вид наказания в соответствии с ст. 3.13 КоАП РФ назначается только по судебному решению. Считаем, что необходимо внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ, а именно исключить положения о том, что обязательные работы могут быть назначены только судом, тем самым расширить полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Обратимся к положениям статьи 20.22 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для несовершеннолетнего нахождение в состоянии опьянения, а также за потребление (распитие) им алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Однако, она не содержит положений о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних за курение, употребление табачной продукции, что, по нашему мнению, является существенным упущением законодателя. Так как в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [4]., продажа несовершеннолетним лицам табачной или никотинсодержащей продукции строго запрещена. Однако, в соответствии с положениями КоАП РФ административной ответственности за потребление такой продукции несовершеннолетними на данной момент нет.

Справедливости ради стоит отметить, что КоАП РФ содержит в себе статью, которая предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление табачной и никотинсодержащей продукции. Хотя это и можно расценить как попытку законодателя обезопасить несовершеннолетнего от негативного влияния внешней среды, по нашему мнению, это является недостаточной мерой, так как необходима административная ответственность за потребление такой продукции несовершеннолетнем.

Таким образом, первостепенными целями административной ответственности являются предупреждение совершения новых правонарушений. Предупреждение может выражаться как в общей, так и в частной превенции. Существуют противоречия относительно возраста привлечения к административной ответственности. Считаем, что административное право должно пойти по стопам уголовного, снижая возраст административной ответственности за некоторые категории правонарушений до четырнадцати лет. Это обусловлено тем, что с психологической точки зрения юные правонарушители, которым исполнилось четырнадцать лет, способны понимать фактический характер своих действий, а также в состоянии руководить ими.

Снижение возраста административной ответственности поспособствует раннему воздействию на несовершеннолетнего, даст возможность компетентным органам направить его на законопослушный путь, предотвращая деформацию личности несовершеннолетнего. Более того, считаем, что в целях эффективности применения административного наказания необходимо обеспечить возможность назначения административного наказания в качестве обязательных работ несовершеннолетним^. С. 21-24]. Так как указанный вид наказания может положительным образом воздействовать на несовершеннолетнего, выполняя первостепенную цель административного наказания, - исправление правонарушителя.

Взаимодействие образовательных организаций с органами правопорядка обеспечивает профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Социальные педагоги по роду своей деятельности испытывают сложности, связанные с тем, что несовершеннолетние перенимают поведение неблагоприятного окружения. Дети, которые воспитываются в семьях с неблагополучным статусом зачастую имеют проблемы в поведении, которые выражаются в употреблении ненормативной лексики. Такие несовершеннолетние часто пристращаются к алкогольной и табачной продукции [6. С. 201-206].

Существует значимая проблема неблагополучия семей, которая должна решаться совместными усилиями образовательных организаций и правоохранительных органов. Необходимо проводить разъяснительную работу с такими семьями.

Наиболее действенными методами являются: во-первых, регулярные беседы и лекции, которые проводятся совместно образовательными организациями и правоохранительными органами; во-вторых, информационная и консультационная помощь, которая проводится с целью разъяснения положений законодательства о правонарушениях; в-третьих, необходима индивидуализация профилактической работы.

Библиогра фия:

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2021. С. 201.

2. Евсикова Е.В., Пономарев А.В. Административная ответственность несовершеннолетних в рамках реформирования административно-деликтного законодательства в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. №2. С. 25-32.

3. Ивакин С. В., Долгих И. П., Черняев Г. М. К вопросу о снижении возраста привлечения к административной ответственности // Эволюция научной мысли: в 2 ч. Ч. 1. Уфа, 2020. С. 201.

4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции: Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ(ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ.2013. N 8.Ст. 721.

5. Дорофеева Ж.П. Административно-правовое регулирование в сфере превенции административной деликтности несовершеннолетних в России и в отдельных зарубежных странах // Вестник БелЮИ МВД России. 2021. №2. С. 21 -24.

6. Занина Т.М. Административно-правовые аспекты ювенальной юстиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения): в 3-х т. / под редакцией Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. 2022. С. 201-206

References:

1. Mardakhaev L.V. Social Pedagogy. M.: Yurait Publishing House, 2021. S. 201.

2. Evsikova E.V., Ponomarev A.V. Administrative responsibility of minors in the framework of the reform of administrative and tort legislation in the Russian Federation // Legal Bulletin of the Dagestan State University. 2022. №2. pp. 25-32.

3. Ivakin S. V., Dolgikh I. P., Chernyaev G. M. On the issue of reducing the age of bringing to administrative responsibility // Evolution of scientific thought: in 2 hours. Part 1. Ufa, 2020. P. 201.

4. On protecting the health of citizens from the effects of second hand tobacco smoke, the consequences of tobacco consumption or the consumption of nicotine-containing products: Federal Law of February 23, 2013 N 15-FZ (as amended of December 30, 2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. N 8.St. 721.

5. Dorofeeva Zh.P. Administrative and legal regulation in the sphere of prevention of administrative delinquency of minors in Russia and in certain foreign countries // Bulletin of the Belarusian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. №2. pp. 21-24.

6. Zanina T.M. Administrative and legal aspects of juvenile justice // Actual problems of administrative and administrative procedural law Collection of articles based on the materials of the annual All-Russian scientific and practical conference (Sorokin readings): in 3 volumes / edited by Yu. E. Avrutin, A. I. Kaplunov. 2022. S. 201-206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.