УДК 94(470)
ВОПРОСЫ СЛАВЯНО-ТЮРКСКИХ КОНТАКТОВ В ТУРЕЦКОЙ ИСТОРИГРАФИИ (В ТРУДАХ АКДЕСА НИМЕТА КУРАТА)
А.А. Гатин
Казанский федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация [email protected] Л.Р. Зиннатуллина Казанский федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация [email protected]
Резюме. Статья посвящена научным трудам турецкого ученого Акдеса Нимета Курата, затрагивающие различные аспекты славяно-тюркских контактов в эпоху средневековья. А.Н. Курат заложил основу исследования взаимоотношений между славянскими и тюркскими народами в турецкой исторической науке 20 в. Этому способствовало знание им русского, древнегреческого языков, использование русских летописей, трудов русских историков 19 - начала 20 вв. Историк впервые изучил отношения печенегов и восточных славян. В монографии «История России. От возникновения до 1917 года)» А.Н. Курат дал характеристику взаимоотношений восточных славян с тюркскими народами в период раннего средневековья. Труды турецкого историка показали взаимодействие славян и тюркских народов в прошлом и тем самым способствовали отходу от прежних представлений турецких историков о славянах как исключительно объекте завоевательной деятельности турецких султанов.
Ключевые слова: славяне, тюрки, Турция, историография, история России, печенеги, русские.
Для цитирования: Гатин А.А., Зиннатуллина Л.Р Вопросы славянотюркских контактов в турецкой историграфии (в трудах Акдеса Нимета Курата). Тюркологические исследования. 2019; 2(4): 32-36.
Труды турецких историков сравнительно редко используются российскими учеными. Более того следует признать, что турецкая историография не пользуется популярностью при изучении истории славянских народов и их контактов с другими народами. Долгое время турецкие историки рассматривали славян исключительно сквозь призму парадигмы имперской политики Османской империи, в которой славянские народы фигурировали как объекты завоевательной деятельности турецких
султанов и последующей истории взаимоотношений Османской империи с подвластными ею народами. Образование Турецкой республики способствовало отходу от этой парадигмы, но в 20-30-е годы ХХ столетия Турция оказалась неподготовленной к расширению своих горизонтов исторических исследований в силу недостатка подготовленных кадров. В итоге значительную роль в формировании новой турецкой исторической науки сыграли интеллектуалы-мигранты - представители тюркоязычных народов России, покинувшие после революционных потрясений 1917 года родину. Образование и опыт общественно-политической деятельности, полученный ими в дореволюционной России, позволили им внести большой вклад в становление и развитие молодой Турции. Среди них следует назвать и имя турецкого учёного татарского происхождения, основоположника византиеведения в Турции, тюрколога, археографа Акдеса Нимета Курата (1903 - 1971), уроженца Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Во многом благодаря его исследованиям трудов византийских историков и русских летописей в турецкой исторической науки получили развитие исследования история славянских народов Южной и Восточной Европы в контексте контактов тюркоязычных и славянских народов, начиная с эпохи раннего средневековья до Нового времени.
История славяно-тюркских отношений получает развитие уже в первых трудах А.Н. Курата. Так в монографии «История печенег» одна из глав посвящена русско-печенежским отношениям [1]. В ранние годы научной деятельности учёный придерживался мнения о том, что восточные славяне оказались не способны самостоятельно создать государство и основу Русского государства сформировали 2 элемента - норманны и хазары [1, s.82].
Исследуя русско-печенежские отношения, учёный делает вывод, что походы печенегов стали преградой для продвижения Русского государства на юг препятствовало русской колонизации южных степей. В течение 200 лет пребывания печенегов в южных степях Киевская Русь продвинулась на юг лишь на 30-40 км. С другой стороны, борьба с печенегами стимулировала формирование сильного государства, а также развитие русского военного дела и организации. А.Н. Курат выдвигает предположение о возможности воздействия печенежского элемента на местных славян при формировании древнерусской общности.
Ученый был одним первых в Турции, кто в качестве источника использовал русские летописи, но подходи к их изучению критически. Так, по мнению историка, печенеги пришли в южнорусские степ между 860 и 889 годами, а летописные упоминания о первых контактах датируются 915 и 968 годами. Временную разницу автор объясняет тем, что в первые годы русские князья пытались поддерживать с печенегами хорошие отношения, а значит русско-печенежские отношения не всегда носили исключительно характер военной борьбы. Ссылаясь на труды византийских авторов Константина Багрянородного, Льва Диакона, Георгия Амартола,
А.Н. Курат обращает внимание на наличие торговых отношений печенегов с соседями. Печенеги продавали русским овец, лошадей и быков. Учёный пишет: «Неизвестно, что печенеги брали взамен этому; но известны вещи, продаваемые русскими: дорогие меха, мед, воск и драгоценные металлы, ткани и зерновые культуры» [1, s.104].
С точки зрения автора, известные труды русских историков Н.М. Карамзина, М.П. Погодина, А.П. Бестюжев-Рюмина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского содержат лишь поверхностные сведения о русско-печенежских отношениях. Работа П.В. Голубовского «Печенеги, торки и половцы» дает больше информации, но в тоже время ограничивается записями летописей.
В последующие годы ученый концентрирует свое внимание на истории тюркоязычных народов Северного Причерноморья и Восточной Европы и средневековых тюрко-татарских государств, и в последние годы жизни вновь обращается к истории отношений славянских и тюркских народов в эпоху средневековья. Наиболее полно данная тема получила развитие в одном из первых турецких трудов по российской истории «История России. От возникновения до 1917 года» [2].
Говоря о происхождении славян, автор отмечает, что изначально «светловолосые» славяне из-за соседства с народами, относящимися к финской и тюркской группе, все больше и больше стали смешиваться с «туранскими элементами» и начали постепенно терять свои изначальные расовые черты. Историческая родина славян представляется территорией от реки Висла и до бассейна рек Припять и среднего течения Днепра. Учёный отмечает: «В любом случае, достоверно то, что славяне очень рано были подвержены влиянию тюрков (алтайских) и германских народов» [2, s.4].
После образования Аварской империи, славяне подчинились им и оставались долгое время под господством авар: «Это новое положение наложила большое влияние на их историческое развитие. Первое появление славян на исторической арене, их обоснование на Балканах и Богемии, создание первой политической организации и даже изменения с этнической точки зрения и в отношение характера, славян как активного элемента происходило под влиянием аварского господства. В старых русских летописаниях найдены некоторые воспоминания о частом посещение аварами славянских женщин в Богемии и районах Карпат. Таким образом, этнический состав славян основательно должен был «обавариться» [2, s.5].
После ухода авар, восточные славяне были подвержены воздействию второго тюркского народа - хазар. Известно, что племена восточных славян поляне, радимичи, северяне и вятичи были зависимыми от хазар и платили им налог. Автор видит хазарское влияние в древних русско-славянских законах, экономической жизни и даже в некоторых религиозных понятиях. Так, после распада каждого «рода» и «родового строя», возник «культ предков», родившийся из традиции поклонения духу умерших предков «семьи», называемый «щур». Согласно автору, этот «щур» имел отношение к тюркскому «чура» (прозвище).
К середине IX века некоторые восточные славяне начали жить в городах, точнее в торговых центрах, созданных иностранцами. Эти крепости возникали в IX-X веках благодаря торговле, так как были расположены на очень многолюдном оживленном речном торговом пути из Скандинавии в Византию. Среднеднепровские славяне благодаря посредничеству хазар также включились в «международную торговлю».
А.Н. Курат считал, что велика вероятность влияния печенегов на военную организацию русских князей, так как, по мнению ученого, конные дружины киевского князя имели много общего с боевыми отрядами у печенегов и тюрков-огузов.
Касаясь начала правления Рюрика, автор подчеркивает сказочность истории «призвания князя» из заморских стран и сравнивает летописные сведения Нестора с работой саксонского историка Видукинда Корвейского о призвании саксов жителями Британии [2, s.22]. А.Н. Курат отмечает, что отсутствие другого источника, помимо летописи Нестора, повествующего легенду о призвании Рюрика, вызывает сомнение относительно ее достоверности и начала правления Рюрика в 862 году.
Указанные выше труды А.Н. Курата выделяются еще и тем, что их автор активно использовал как опубликованные источники - русские летописи, множество актовых документов, так и труды дореволюционных русских историков, которые он читал на русском языке.
В заключении следует отметить, что Акдес Курат заложил основу для нового этапа в развитии турецкой исторической науки, которая до него уделяла довольно мало внимания изучению истории и культуры славянских народов в целом, что может быть объяснено политической зависимостью южно-славянских народов Европы в период существования Османской империи. Вместе с тем изучение взаимоотношений славян с тюркоязычными народами также невозможно без изучения средневековых источников. Владение русским, древнегреческим языками позволило историку значительно расширить рамки турецкой исторической науки.
Список литературы
1. Kurat A.N. Pe?enek Tarihi. istanbul, 1937. - 286 s.
2. Kurat A.N. Rusya Tarihi, Ba§langi?tan 1917 ye kadar. Ankara, 1987. - 537 s.
Сведения об авторах: Гатин Аскар Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и евразийских исследований Института международных отношений Казанского федерального университета, е-mail: [email protected]
Зиннатуллина Лилия Расулевна, студентка Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: [email protected]
Дата поступления материала 16.09.2019 Принят к публикации 23.10.2019
QUESTIONS OF SLAVIC-TURKIC CONTACTS IN TURKISH HISTORIOGRATHY (IN PUBLICATIONS OF AKDES NIMET
KURAT)
Gatin Askar Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected] Zinnatullina L.R. Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the historical works of the Turkish scholar Akdes Nimet Kurat, touching upon various aspects of Slavic-Turkic contacts in the Middle Ages. A.N. Kurat laid the foundation for the study of the relationships between Slavic and Turkic peoples in Turkey. It became possible, because the scholar knew Russian, Greek languages, he also studied Russian chronicles, works of Russian historians of the 19th - early 20th centuries. He was the first, who studied the relationships between the Pechenegs and the eastern Slavs. The book of A.N. Kurat named "History of Russia. From the Beginning to 1917 year" gave a description of the relationships of the eastern Slavs with Turkic peoples in early medieval period.
Keywords: Slavs, Turks, Turkey, historiograthy, history of Russia, the Pechenegs, the Russians.
For citation: Gatin A.A., Zinnatullina L.R. Questions of slavic-turkic contacts in turkish historiograthy (in publications of Akdes Nimet Kurat). Tyurko-logicheskie issledovaniya=TurkologicalStudies. 2019; 2(4): 32-36. (In Russian)
References
1. Kurat A. (1937) Kurat A.N. Pechenek Tarihi [History of the Pecheneges]
2. Kurat A. (1987) - Kurat A.N. Rusya Tarihi, Bashlangichtan 1917 ye kadar [History of Russia. From the Beginning to 1917 year]
About the author: Gatin Askar, Cand. Sci. (History), Associate Professor of Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
Zinnatullina Liliya, student of the Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]
Received September 16, 2019 Accepted for publication October 23, 2019