Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА'

ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАРТНЁРСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОЛГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанов Зубайдулло Султанович, Менлашева Наиля Мухамедкаримовна

В статье исследуются теоретические вопросы реструктуризации государственного долга и практический опыт Республики Таджикистан по ее осуществлению. С целью поиска примеров эффективного урегулирования высокого уровня внешней задолженности, в статье рассматривается опыт таких стран, как Великобритания, США, Япония, Италия и Бельгия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL DEBT RESTRUCTURING, CONSEQUENCES AND SEARCH FOR OPTIMAL WAYS OF RESOLVING

The article observes theoretical issues of public debt restructuring given the experience of the Republic of Tajikistan. In research author provides the examples of five countries, such as UK, USA, Japan, Italy and Belgium.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА»

Address: 119454, Moscow, st.Lobachevsky, d. 88, r. 314. Tel: 8-499-739-62-40. E-mail: ananchenkova@yandex.ru

Amonova Dilbar Subhonovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Tourism of Russian-Tajik (Slavonic) University. Address: 734025, ul. M.Tursunzade 30, Dushanbe, Republic of Tajikistan Tel: + 992-37-918-74-94-94. E-mail: dilbar_amonova@mail.ru

ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА

Султанов З.С., Менлашева Н.М.

Российско-Таджикский (Славянский) университет В результате снижения мировых цен на энергоносители и сырьевые материалы в развивающихся странах в конце XX -го и начале XXI веков проблема внешнего долга превратилась в мировой кризис задолженности. В этих условиях кредиторы и должники пришли к выводу: если в условиях обострения проблемы внешнего долга они не будут идти навстречу друг другу, то должники обанкротятся, а кредиторы не смогут получить от них даже части своих средств. Поэтому для смягчения проблемы внешнего долга стала приметаться его реструктуризация (переоформление) [2]. (см. Рис 1.)

Рисунок 1. Соотношение развивающихся стран, имеющих краткосрочный совокупный внешний долг (государственный и частный) на период с 1970 по 2009 гг. (в%) [9, с.98]

Согласно действующему законодательству под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств [1].

Существует ряд мер по реструктуризации, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

• изменение сроков и размеров платежа;

• обмен долга на долю в собственности;

• списание части долга.

Реструктуризация государственного долга является переговорным процессом. Как

правило, в нем принимают участие международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и др. По международному праву государство не может быть признано банкротом, т.к. обладает суверенитетом, т.е., распродажа государственного имущества не представляется возможной, как это часто происходит в случае частных заимствований. В подобных случаях международное сообщество кредиторов встает перед выбором: либо простить должника, либо согласовать условия реструктуризации долга. Кроме того, еще до официального дефолта в стране может сложиться ситуация, чреватая социальным взрывом, в результате которого вероятность возврата ссуд в полном объеме представляется еще менее вероятной.

Большой уровень внешней задолженности в Таджикистане был накоплен в период до 1998 года, причиной которому был ряд таких серьезных факторов, как распад СССР, гражданская война, нехватка продуктов питания и отсутствие ресурсов. Страна, не переориентированная на новый экономический лад, наряду с возникшим социально-политическим кризисом была вынуждена искать любые средства к существованию, что и вылилось в привлечение заимствований из-за рубежа. Бремя долга, став неустойчивым, требовало для своего облуживания все большее количество и без того скудных бюджетных ресурсов. Вследствие чего государственный внешний долг достиг уровня в 108% от ВВП в 2000 году. Изначально двусторонние кредиты составляли большую часть внешнего долга. Их объем достигал 70,4 % от общего объема, большая часть которого (почти 90%) составляла задолженность перед Российской Федерацией и другими странами СНГ [4]. Ввиду этого Правительство Таджикистана начало вести переговоры с каждым кредитором с целью облегчения бремени задолженности и реструктуризации долга. Эти усилия принесли свои результаты. Учитывая просьбу Правительства Республики Таджикистан, 16 апреля 1999 года был подписан Протокол между Правительством Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан, Национальным банком Таджикистана к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о повторной реструктуризации задолженности Республики Таджикистан по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией. В общую сумму реструктурированной задолженности включены неуплаченные проценты в сумме 9,97 млн. долларов США за пользование государственными кредитами в 1992-1996 годах и 2,014 млн. долларов США за I квартал 1999 года. В соответствии со статьей 2 Протокола от 16 апреля 1999 г. сумма государственного долга должна быть уменьшена на сумму кредитового остатка, образовавшегося по корреспондентскому счету Национального банка Таджикистана, открытому в Центральном банке Российской Федерации, в размере 67,5 млрд. не деноминированных рублей, после рассмотрения Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Таджикистана вопроса о начислении процентов на сумму кредитового остатка, а также правомерности пересчета указанной рублевой суммы в доллары США. Однако эта процедура не была выполнена [4]. В общем реструктуризация задолженности перед Россией составила 299,7 млн долларов США, в результате чего объем внешнего долга Таджикистана начал постепенно снижаться до 66,3 % в 2003 году и до 42,2 % в 2004 году [11]. К концу 2006 года уровень долга сократился до 866,3 млн. долларов США за счет списания Исполнительным Советом МВФ долговых обязательств Таджикистана в сумме 99,1 млн. долларов США в рамках «Инициативы по облегчению бремени многосторонней задолженности» для стран с чрезмерным уровнем долга и низкими доходами на душу населения. На конец 2016-го года государственный долг Таджикистана по отношению к ВВП составлял 32,7% [5] (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Динамика внешнего долга Республики Таджикистан и его соотношение к ВВП с 2000 по 2016 годы [5]

Однако реструктуризация долга перед Россией не обошлась без потерь для Таджикистана. В 1993 году республика, подписав соглашение с Россией о единой рублевой зоне, получила из Москвы технический кредит в размере 120 млрд. рублей. Средства полученного кредита были, в основном, направлены на выплату зарплат и пенсий. Спустя 11 лет в обмен на полное погашение данной задолженности республика передала в пользование Российской Федерации оптико-электронный комплекс космического слежения "Окно" [6].

Увеличение объема внешнего долга с 2007 года, как показано на рисунке 3, обусловлено расширением партнёрства с КНР в рамках ШОС. Как отмечает Ф. А. Джаборров, «если у Таджикистана не будет возможности расплатиться по вышеуказанным кредитам, то это, в свою очередь, создаст предпосылки для попадания страны в "долговую кабалу" или утраты экономической независимости. Как представляется, в Китае не могут не понимать таких перспектив, поэтому КНР прагматично рассчитывает на то, что Таджикистан в качестве платы будет предоставлять беспрепятственный доступ к минеральным и другим ресурсам, расплачиваться контрольными пакетами акций своих стратегических предприятий. В итоге, в настоящее время среди всех стран Центральной Азии Таджикистан наиболее остро нуждается в помощи Китая и одновременно наиболее близок к тому, чтобы быть де-факто зависимым от него» [3, с. 16].

100.0% _

90.0% 19%

80.0% 70.0%

60.0% 50.0%

40.0% 30.0%

20.0% 10.0%

0.0%

мл> 41% 41% 41% 43% 4д%

ШИШИ

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

■ Внешний дол г «Кредит КНР

Рисунок 3. Сравнительная динамика кредитов КНР в общей структуре долгового портфеля РТ [5]

Как видно из рисунка 3 интенсивный рост кредитов КНР с 19 % от всего государственного долга РТ в 2007 году достиг 41% в 2011 и 53% в 2016 году соответственно. Резкая критика в адрес правительства в отношении привлечения китайского капитала со стороны как отечественных, так и зарубежных ученых и аналитиков и прогнозирование

лишь отрицательного влияния на экономику является односторонним и не вполне отражает всей сути сложившейся ситуации. Действительно, подобные покупательские кредиты поддерживают лишь интересы китайских компаний, однако не стоит забывать, что кредиты КНР, по сути, чуть ли не единственные направлены на подобное крупномасштабное развитие дорожной и электрической инфраструктур страны. То есть это такие проекты, от которых экономика способна получить видимый эффект, в то время как большая часть кредитов со стороны МФИ, в основном, направлена на финансирование проектов, укрепляющих институциональный потенциал правительства, развитие социального сектора, реформу образования, реформу сельского хозяйства и т.п. Действительно, ориентация на поддержку социального сектора и улучшение образования очень важно в контексте качественного развития любой страны. Однако здесь не следует забывать закон, открытый великим немецким философом Гегелем, согласно которому переходу в качественное состояние должна предшествовать количественная аккумуляция - закон перехода количества в качество. Пока экономика страны не развита на таком уровне, чтобы могла предложить большей части населения работу, способную обеспечить хотя бы минимальные потребности ни о каком качественном скачке и речи быть не может. Однако, несмотря на положительный эффект, было бы намного благоприятнее и лучше с точки зрения внешнеэкономической безопасности для РТ, если бы китайские кредиты, поступающие в экономику, не создавали бремя для бюджета страны, а осуществлялись в форме прямого инвестирования в частный сектор республики. В связи с этим лучше отказаться от практики подобного привлечения и столь интенсивной зависимости от двустороннего партнера на межгосударственном уровне [11]. Усиление кредитной зависимости Таджикистана вынуждает страну быть более «сговорчивым» партнером при решении деликатных вопросов двусторонних отношений, о чем свидетельствует протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, ратифицированный в 2011 году, по которому более 1 тыс кв. км спорных территорий на Восточном Памире Таджикистан уступил КНР. Это является ярким примером демонстрации того, как государственный долг способен стать серьезной угрозой внешнеэкономической безопасности страны.

Обращаясь к мировой истории реструктуризации государственного долга, необходимо рассмотреть пять вполне успешных практических примеров, охватывающих период почти в 100 лет: от Соединенного Королевства сразу периода после Первой мировой войны до Бельгии, Канады, Италии и Японии в 1980-х и 1990-х годах. Безусловно, исторический опыт по реструктуризации может служить набором действий для решения сложившихся проблем, однако учитывая возникновение и трансформацию новых экономических структур и систем регулирования необходима его адаптация к реалиям настоящего времени.

После Первой мировой войны долг Соединенного Королевства резко возрос, составив примерно 140% ВВП, а рост цен был более чем в два раза выше довоенного уровня. Для решения возникших проблем правительство Соединенного Королевства приняло политику строгой бюджетной экономии в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой. Дэвид Ллойд Джордж - премьер-министр с 1916 по 1922 годы высказывался следующим образом о новом курсе политики: «Англичане имеют неисправимую привычку платить по счетам, и им никогда не придет в голову отказаться от этой привычки только потому, что они победили в войне. Великобритания сочла своим долгом поддержать свою кредитоспособность, даже заплатив за это наивысшую цену» [8]. Сохранялся дефицит, высокий уровень налогов, введенный во время войны и крупное урезание расходов. Что касается денежно-кредитной сферы, то в 1920 году Банк Англии поднял процентные ставки до 7% с целью восстановления довоенного паритета, что в сочетании с последовавшей дефляцией привело к необычайно высоким реальным ставкам. В результате экономический рост был слабым, значительно ниже среднего уровня стран с развитой экономикой, безработица была высокой, и в стране началась дефляция. В действительности политика дала обратный эффект: процветанию Великобритании препятствовала двойная цель восстановления довоенного паритета и жесткой бюджетной экономии. Результаты подобной политики побудили Кейнса

сделать циничное наблюдение: «Бесспорно, невыгодно быть хорошим» [8, с.14-25]. Опыт Соединенного Королевства в период между войнами служит важным напоминанием о трудностях сочетания жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, особенно когда внешнеэкономический сектор сдерживается высоким обменным курсом.

К концу Второй мировой войны долг США в 10 раз превышал довоенный уровень, составив порядка 120% ВВП. Между 1946 и 1948 годами дефицит государственных финансов быстро сменился профицитом, что часто бывает в послевоенные периоды. В этом отношении показатели США были качественно, если не количественно, схожи с показателями Соединенного Королевства после Первой мировой войны. Однако в денежно-кредитной сфере ситуация сильно отличалась. Была сохранена программа поддержки облигаций, устанавливавшая в годы войны нижний предел цены государственных облигаций, что предотвратило повышение процентных ставок ФРС с целью сдержать инфляцию. «Наша задача сегодня — не допустить, чтобы Америка была разорена повторяющимися депрессиями и длительными периодами безработицы, построить настолько плодотворную, динамичную и прогрессивную экономику, чтобы каждый гражданин мог надеяться на возможности и безопасность для себя и своей семьи» [15]. В период с 1950 по 1951 годы наблюдается повышение инфляции, что способствовало существенному уменьшению государственного долга США, который к 1951 году сократился до 75% ВВП.

В 1997 году валовый государственный долг Японии превысил 100% ВВП, главной причиной увеличения которого стали «лопнувшие пузыри» на фондовой бирже и рынке недвижимости в 1989-1990 годах и последовавшая за этим слабость финансового и реального секторов экономики. Ответные меры на начальном этапе заключались в бюджетном стимулировании при резком ухудшении сальдо бюджета и понижении процентных ставок. Структурные недостатки в банковском секторе усугублялись низкими экономическими показателями, что привело к серьезному банковскому кризису. Все это вкупе привело к началу сильной рецессии, которая вынудила правительство отказаться от планов бюджетной консолидации и привела к дальнейшему росту уровня государственного долга. Переключив внимание на решение базовых структурных проблем в экономике, правительство приняло значительно более решительные меры, чтобы преодолеть проблемы в финансовом секторе, вынудив банки списать часть необслуживаемых кредитов и провести рекапитализацию с использованием частных и государственных средств. В результате проведенных мер Японии все же удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране и простимулировать экономический рост, однако некоторое сокращение государственного долга к ВВП в этот период сменилось его интенсивным ростом в последующие годы.

В 1992 году отношение долга к ВВП Италии перевалило за 100-процентный уровень, достигнув максимума в 120% из-за сильных политических устремлений стать одним из государств-основателей зоны евро. С целью преодоления сложившейся ситуации власти, решив разорвать спираль роста заработной платы и цен, приняли решение о полной отмене индексации заработной платы в декабре 1991 и июле 1993 года. Пенсионная реформа также дала ощутимый эффект, хотя по прошествии нескольких лет. Валютный кризис 1992 года обеспечил повышение конкурентоспособности, в котором остро нуждались итальянские экспортные отрасли, и, таким образом, поддержал экономический рост. С другой стороны, резкая девальвация увеличила инфляцию, что вылилось в существенное повышение процентных ставок.

В аспекте решения проблем государственного долга сравнение опыта Италии и Бельгии является весьма актуальным, так как Бельгия в ходе проведения политических мер стабилизации добилась существенного успеха в весьма схожих условиях. Как и в случае Италии, в 1983 году отношение долга к ВВП в Бельгии пересекло 100-процентный порог, сочетая высокий первичный дефицит, медленный рост экономики и относительно жесткую антиинфляционную политику центрального банка. С 1982 по 1987 годы Бельгия провела серьезную бюджетную консолидацию, кульминацией которой стало принятие в 1987 году

плана сокращения дефицита, известного как "Sint-Anna" , или "Val Duchesse". Этот план включал в себя, главным образом, структурные реформы, обеспечившие постоянное сокращение расходов на 2,8% ВВП. За 10-летний период с 1981 по 1991 годы Бельгия улучшила свое первичное сальдо на 11 процентных пунктов, что стало самой крупной консолидацией за 10-летний период среди стран с развитой экономикой со времен Второй мировой войны. Меры были направлены на снижение доли занятых в государственном секторе, сокращение высоких выплат по системе социальных пособий, уменьшение семейных пособий и пособий по страхованию от безработицы и повышение пенсионного возраста. В деловом секторе возможности для приватизации были небольшими по сравнению с Италией, но были существенно снижены расходы корпоративного налога и субсидии для предприятий, которые были одними из наиболее высоких среди стран-членов ОЭСР [8].

Складывающаяся динамика в отношении совокупного уровня государственного долга, как в развитых, так и развивающихся странах на период в 150 лет, начиная с 1860 по 2010 годы наглядно продемонстрирована на рисунке 4.

120 -,

I860 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 ¡960 1970 1980 1990 2000 2010

Рисунок 4. Соотношение совокупного государственного долга к ВВП для развитых и развивающихся стран [11, с.8]

В итоге обобщенный опыт разрешения долговых проблем пяти развитых государств мира - Великобритании, США, Японии, Италии и Бельгии явно демонстрирует, что при наличии крепкой политической приверженности, наряду с разработанным комплексом эффективных мер, весьма реальна возможность сокращения уровня государственного долга путем внутренних усилий самого государства, без применения резких мер реструктуризации, способных серьезно подорвать внешнеполитическую и экономическую безопасность страны, одновременно сохраняя ее высокий авторитет как суверенного заемщика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Грозовский Б. Что случилось на Кипре: кризис скудоумия. / Forbes. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/krizis/236353-chto-sluchilos-na-kipre-krizis-skudoumiya

3. Джабборов Ф. А. Обеспечение экономической безопасности Республики Таджикистан в условиях внешнего заимствования: Автореф. дис. кан. экон. наук, - Душанбе, 2011. - 17с.

4. О путях урегулирования проблемы задолженности государств-участников СНГ// Министерство Иностранных Дел РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-

rsng.nsf/559a6afd63b0fb02432569ee0048fe70/c325749c004f293343256a29003c4de5!OpenDocum

ent

5. Отчет о состоянии государственного долга на 2016 год. / Министерство финансов РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.tj/index.php?do=static&page=gosdolg

6. Фасхутдинов Г. /Деньги таджикских мигрантов стали препятствием для получения грантов // Дойче Велле [Электронный ресурс]. -

7. Султанов З.С., Менлашева Н.М., Механизмы управления государственным долгом: Монография, - Душанбе, Ирфон, 2015 - 169 с.

8. Documents for the History of Economics.// University of Bristol, School of Economics, Finance and Management [Electronic Resource]. - URL:http://www.efm.bris.ac.uk/het/

9. Keynes M. The Stabilization of the Franc. /New Republic. -1928. - Vol. 55, No. 711. -218р.

10. Lloyd George. The speeches// HANSARD [Electronic Resource]. - URL: http://hansard.millbanksystems.com/people/mr-david-lloyd-george/1928

11. Reinhart C.M., Rogoff K.S. A Decade of Debt. /Washington DC: Peterson Institute for International Economics. - 2011. - 42р.

12. Reinhart C.M., Rogoff K.S. From Financial Crash to Debt Crisis. /American Economic Review. American Economic Association. -2011. - Vol. 101(5). - 706р.

13. Royal Institute of International Affairs. The Problem of International Investment. / Oxford University Press. - London, 1937. - 52р.

14. Tajikistan Public Expenditure and Institutional Review. / Report No. 34891-TJ. Volume I: Main Document. [Electronic Resource]. - URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/8408/348910TJ0P074810cover0PEI R01public1.txt?sequence=2

15. Truman H. S. Economic Report of the President.// The American Presidency Project [Electronic Resource]. - URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=13788

ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА

В статье исследуются теоретические вопросы реструктуризации государственного долга и практический опыт Республики Таджикистан по ее осуществлению. С целью поиска примеров эффективного урегулирования высокого уровня внешней задолженности, в статье рассматривается опыт таких стран, как Великобритания, США, Япония, Италия и Бельгия.

Ключевые слова: реструктуризация государственного долга, государственная задолженность, финансовые организации, партнёрство, внешнеэкономическая безопасность, долговые проблемы.

EXTERNAL DEBT RESTRUCTURING, CONSEQUENCES AND SEARCH FOR OPTIMAL WAYS OF RESOLVING

The article observes theoretical issues of public debt restructuring given the experience of the Republic of Tajikistan. In research author provides the examples of five countries, such as UK, USA, Japan, Italy and Belgium.

Key words: public debt restructuring, public overhang resolving, IFIs, partnership with China, FDIs, debt resolving examples.

Сведения об авторах: Султанов Зубайдулло Султанович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Российско-Таджикского (Славянского) университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г.Душанбе, ул. Турсунзаде, 30. Тел: (+992) 935202570; E-mail: sulton42@mail.ru

Менлашева Наиля Мухамедкаримовна, соискатель кафедры «Финансы и кредит» Российско-Таджикского (Славянского) университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. Турсунзаде, 30. Тел: (+992) 985930282; E-mail: n.menlasheva@gmail.com

Sultanov Zubaydullo Sultanovich, Doctor of Economics, Professor,Department of Finance

and Credit Russian-Tajik (Slavonic) University M. Tursunzade 30, 734025 Dushanbe, Republic of Tajikistan. Tel: (+992) 935202570; E-mail: sulton42@mail.ru

Menlasheva Nailya Mukhamedkarimovna

PhD applicant at «Finance and credit» Department Russian-Tajik (slavonic) University М. Tursunzade 30, 734025 Dushanbe, Republic of Tajikistan (+992) 985930282; E-mail: n.menlasheva@gmail.com.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ТАДЖИКИСТАНА

Хакбердиев Х.М

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддин Айни

Для Таджикистана, обладающего уникальными запасами гидроэнергетических ресурсов и имеющего крупные запасы угля, оптимальное развитие ТЭК способно стать катализатором для развития промышленности и сельского хозяйства страны, повышения уровня жизни населения. Эффективное использование гидроэнергетического потенциала страны создает предпосылки для наращивания экспорта электрической энергии (мощности) и поступления валютных средств.

По оценкам влиятельного издания, атласа мировой гидроэнергетики HYDROPOWER & DAMS (1997 год), Таджикистан по удельным показателям запасов гидроэнергоресурсов на душу населения занимает первое место в мире, а по абсолютным показателям (527 млрд. кВтч в год) - восьмое. В случае полного их использования республика может стать крупнейшим экспортером электроэнергии в регионе.

Развитие таджикской энергетики началось с освоения реки Варзоб, на которой был сооружен каскад из трех гидростанций. Их общая мощность чуть превышала 25 тыс. кВт и не удовлетворяла потребности растущей промышленности республики. В 1956 году вошла в строй более мощная Кайраккумская ГЭС на реке Сырдарья (мощность 126 тыс. кВт), имеющая межреспубликанское значение. Впоследствии был построен каскад из трех электростанций на реке Вахш - Перепадной, Головной и Центральной, причем Головная ГЭС долгое время держала в республике лидерство по мощности - 210 тыс. КВт.

С 1979 года была введена в действие крупнейшая в Таджикистане и в регионе Нурекская ГЭС, которая по установленной мощности (2.700 МВт) входит в число 30 самых мощных гидроэлектростанций мира. По уровню высоты плотины Нурек абсолютный мировой лидер -300 м. Помимо Нурекской, на реке Вахш была сооружена Байгазинская, Сангтуда - 1, Сангтуда - 2 ГЭС, а также начато строительство Рогунской гидроэлектростанций. В настоящее время в Республике Таджикистан работает более 50 малых и средних ГЭС. В ближайшее время намечено строительство еще 10 малых средних ГЭС в горных районах республики. *

Несмотря на наличие значительных энергоресурсов, республика продолжает испытывать энергетический дефицит (до 5 млрд. кВтч в год), проявляющийся, в основном, в зимний период. Этот дефицит приходится покрывать с помощью соседних республик - Узбекистана и Кыргызстана, покупая у них электроэнергию по мировым ценам.

Уникальность проекта Рогунской ГЭС заключается в том, что ее основные сооружения будут находиться под землей, а благодаря горному рельефу местности практически отсутствует зона затопления, причем переселять придется всего 15 тысяч человек. С вводом в действие Рогунской гидроэлектростанции Таджикистан станет крупнейшим экспортером электроэнергии в регионе.

Таджикистан располагает значительным запасом разнообразных природных энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, энергии стоков рек, солнечной радиации, термальных вод и ветра. Однако для формирования и развития отраслевых систем

http://spet.tj/country/energy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.