Научная статья на тему 'Вопросы регулирования внешней торговли лицензиями в РФ'

Вопросы регулирования внешней торговли лицензиями в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы регулирования внешней торговли лицензиями в РФ»

Вопросы регулирования внешней торговли лицензиями в РФ

ЭЯ. Волынец-Руссет

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

С 1 января 2008 г. действует IV часть Гражданского кодекса РФ, посвященная вопросам регулирования интеллектуальной деятельности в России, отдельные положения которого, представляется, требуют уточнения.

В научной теории и практике международной и внутристрановой торговле лицензиями на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, промышленные образцы и др.), защищенные патентами (свидетельствами), при заключении лицензионных договоров, особенно на условиях исключительной лицензии, в объеме передаваемых прав от лицензиара к лицензиату, большое значение придается территориальным ограничениям, включаемым обычно во все лицензионные договоры. Лицензиат вправе производить, реализовать и применять результаты интеллектуальной деятельности только в пределах территорий стран, прямо указанных в лицензионном договоре. Выход за пределы этих стран признается грубым нарушением лицензионного договора и дает право лицензиару расторгнуть договор и потребовать от нарушившего его лицензиата возмещения убытков.

Исключительное значение условий о территориальных ограничениях лицензиата, включаемых в лицензионные договоры на условиях исключительной лицензии, объясняется прежде всего тем, что исключительная лицензия обеспечивает раздел рынков между лицензиарами и лицензиатами. Она является экономическим инструментом раздела и передела рынков сбыта и сфер влияния на них с использованием последних достижений мировой науки и техники, защищенных патентами, и на этой основе получение максимально возможной прибыли лицензиарами, использующими новейшие

изобретения, ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности, перекрывая доступ к ним конкурентов. Этим экономическим инструментом широко пользуются в современный период транснациональные корпорации, без использования которого их деятельность практически невозможна.

Лицензиар вправе заключать договоры на условиях исключительной лицензии с разными лицензиатами на одни и те же результаты интеллектуальной деятельности, защищенные одними и теми же патентами (свидетельствами), в одинаковом или разном объеме, предоставляя им разные территории стран для их использования. Теоретически можно предположить, что лицензиар продает лицензиатам столько исключительных лицензий, сколько стран в мире, предоставляя им только национальные территории стран.

Поэтому невозможно согласиться с понятием исключительной лицензии, данным в ст. 1236 п. 1.2 ГК РФ1, в которой лицензиар при продаже исключительной лицензии лишается права выдачи лицензий другим лицам.

В относительно редких случаях в международной торговле лицензиями используется понятие «полная лицензия». Под полной лицензией имеется в виду лицензионный договор, по которому одна сторона - лицензиар, оставаясь правообладателем, разрешает или обязуется разрешить использование в полном объеме принадлежащие ей исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности другой стороне - лицензиату, но на срок действия лицензионного договора, который должен быть меньше срока действия патента, защищающего права лицензиара.

Обычно лицензионные договоры на условиях полной лицензии заключаются на небольшой срок, который заканчивается задолго до окончания срока действия патентов, защищающих результаты интеллектуальной деятельности.

Предметом полных лицензий зачастую бывают побочные изобретения, которые не могут быть использованы по результатам проведенных исследований. Например, НИОКР направлены на совершенствование тормозной системы самолетов, а созданное в процессе их изобретение в тормозной системе самолетов неприменимо, но успешно может применяться в тормозной системе автомобилей. Разработчик (патентообладатель) этого изобретения может разрешить автомобильной фирме - лицензиату использовать все права, принадлежащие лицензиару (патентообладателю) по полной лицензии на короткий срок, рассчитывая по окончанию этого срока сам использовать это изобретение и предоставлять на его использование исключительные и простые лицензии другим лицензиатам. Это может, например, быть тогда, когда для использования разработанных побочных изобретений патентовладельцу необходимо время на подготовку к их промышленному применению. Учитывая это, он предоставляет на это время специализированной фирме полную лицензию, по окончанию срока которой, он сам начнет использовать принадлежащие ему права на изобретения. При этом, зачастую, он использует опыт освоения его изобретений бывшим лицензиатом по полной лицензии, который использует изобретения после окончания полной лицензии, по исключительной или простой лицензии, наряду с другими лицензиатами, которым патентовладелец предоставляет исключительные или простые лицензии на другие территории (страны), если ему это экономически выгодно.

Договор об отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности отличается от полной лицензии тем, что по договору об отчуждении прав правообладатель лишается всех прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые переходят к приобретателю, а по полной лицензии все права на результаты интеллектуальной деятельности остаются у лицензиара и к лицензиату не переходят. Лицензиар разрешает пользоваться его правами лицензиату, но только на срок действия лицензионного договора.

Остается неясным, почему законодатель опустил правовое регулирование лицензионных договоров на условиях полной лицензии в ГК РФ, использование которых в России может иметь немаловажное значение.

Вообще следует иметь в виду, что по любым видам лицензионных договоров всегда исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности остаются у лицензиаров и к лицензиатам не переходят. Лицензиары только разрешают лицензиатам использовать их права, в различных объемах и только на срок действия лицензионного договора. Этим отличаются лицензионные договоры от многих других внешнеторговых и внутренних сделок.

Непонятны мотивы ограничения и прекращения срока действия лицензионного договора сроком окончания действия исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1235 п. 4 ГК РФ).

Практика заключения лицензионных договоров резидентами разных стран свидетельствует о том, что это требование ГК РФ создаст значительные трудности заключившим их контрагентам и зачастую будет ущемлять их права и законные интересы.

В абсолютном большинстве случаев лицензионные договоры, по мнению специалистов стран мира и по фактическому содержанию, являются договорами о научно-техническом сотрудничестве на длительный срок. В них, наряду с другими, предусматриваются, например, условия: об обмене усовершенствованиями предмета лицензионного договора, созданными в процессе сотрудничества; о проведении совместных исследований по созданию следующего поколения лицензионной продукции; о последствиях получения или не получения патентов по заявкам контрагентов, поданным до заключения договора и по заявкам, поданным в процессе его действия, а также об их практическом использовании контрагентами в перспективе; о поставке комплектующих изделий лицензиаром лицензиату, без получения которых производство лицензионной продукции у лицензиата будет остановлено и др.

Наряду с этим следует учитывать, что, как правило, по лицензионным договорам передаются результаты интеллектуальной деятельности, защищенные патентами с различными сроками их действия. Кроме того, патенты могут

46

Российский внешнеэкономический вестник N 4 (Апрель) 2008

прекратить свое действие досрочно, например, в связи с неуплатой патентных пошлин или по другим основаниям.

Возникает вопрос, как быть, если прекратятся действия патентов на одно-два изобретения, и будут продолжать действовать другие патенты на изобретения, тоже являющиеся предметом лицензионного договора.

Аналогичная ситуация может возникнуть, когда, по независимым от контрагентов причинам, разглашено ноу-хау, являющееся предметом лицензионного договора, наряду с изобретениями, защищенными патентами, которые продолжают действовать, или наоборот прекратят действие патенты, а ноу-хау, сохраняющиеся в тайне, обеспечивает лицензиату и лицензиару привилегированное положение на рынке по отношению к конкурентам.

Как представляется, прекращение действия лицензионных договоров по причине прекращения прав на результаты интеллектуальной деятельности будет ущемлять права и законные интересы контрагентов и может повлечь неблагоприятные последствия для одного или обоих контрагентов, привести к значительным для них убыткам и отрицательно сказаться на их борьбе с конкурентами на рынках стран.

Ст. 1254 ГК РФ предусматривает особенности защиты прав лицензиата на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, переданные ему по лицензионному договору на условиях исключительной лицензии, когда они нарушаются третьими лицами. В этом случае лицензиат может, наряду с другими способами, для их защиты применять ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ. Против этого возражений нет. Однако было бы целесообразно, если уж регулировать права лицензиата при нарушении их третьими лицами, то предусмотреть также в ГК РФ кто и как будет защищать права лицензиата на результаты интеллектуальной деятельности, переданные ему по лицензионному договору на условиях полной или простой лицензии, когда они нарушаются третьими лицами. Кроме того, кто будет и как защищать указанные права лицензиата, когда ему предъявлены претензии третьих лиц о нарушении их прав при производстве и (или) поставке лицензионной продукции лицензиатом в странах, предоставленных ему по лицензионному договору.

Обычно контрагенты в лицензионных договорах предусматривают, кто из них будет защищать права лицензиата на результаты интеллектуальной деятельности, полученные им по лицензионным договорам, независимо от их видов, если они будут нарушены третьими лицами в двух случаях:

1) третьи лица нарушают права лицензиата, переданные ему по лицензионному договору;

2) лицензиату предъявлены претензии третьих лиц о нарушении их прав на результаты интеллектуальной деятельности в странах, предусмотренных лицензионным договором для производства и (или) сбыта лицензионной продукции.

Как правило, контрагенты лицензионного договора предусматривают в первом случае: при простой лицензии права лицензиата защищает лицензиар, а лицензиат оказывает ему содействие; при полной или исключительной лицензии свои права защищает сам лицензиат, а лицензиар оказывает ему содействие.

Во втором случае защита прав лицензиата прежде всего зависит от того, по чьей вине нарушаются права третьих лиц. Если по вине лицензиара, то он и будет защищать права лицензиата, независимо от вида лицензии: полная, исключительная или простая, а лицензиат будет оказывать ему необходимое содействие. Если же права третьих лиц нарушаются по вине лицензиата, то он свои права будет защищать сам.

Зачастую лицензиар гарантирует лицензиату, что лицензионная продукция, которую он будет производить и сбывать по лицензионному договору, обладает патентной чистотой в предоставленных лицензиату странах и если будут предъявлены претензии третьих лиц в этих странах, то он урегулирует эти претензии сам.

Трудно предположить, зачем законодатель решил урегулировать вопросы защиты прав лицензиата в ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности, передаваемые по лицензионным договорам на условиях только исключительных лицензий. Представляется, что наиболее целесообразно было бы оставить решение этих вопросов на волеизъявление контрагентов, которые их будут урегулировать в лицензионных договорах с учетом конкретных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.