Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА'

ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СУДЕБНЫЙ ШТРАФ / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бархатова Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы закрепления норм о порядке применения иных мер уголовно-правового характера в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Объектом исследования выступили отношения в сфере реализации иных мер уголовно-правового характера, механизм которой урегулирован разрозненными нормативными документами. Основные задачи - анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также отраслевых нормативных актов в сфере применения иных мер уголовно-правового характера.В ходе исследования использовался диалектический метод, как общенаучный метод познания, методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой метод. Изучены приговоры судов различных инстанций. Сформулированы нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, посвященные механизму реализации иных мер уголовно-правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY ISSUES OF THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF OTHER MEASURES OF A CRIMINAL LAW NATURE

The article deals with the issues of fixing the rules on the procedure for applying other measures of a criminal legal nature in the Penal Code of the Russian Federation. The object of the study was the relations in the sphere of other measures implementation of a criminal-legal nature, the mechanism of which is regulated by disparate regulatory documents. The main tasks were to analyze the norms of criminal and penal legislation, as well as industry regulations in the field of application of other measures of a criminal legal nature. In the course of the study, the dialectical method was used as a general scientific method of cognition, methods of analysis and synthesis, as well as a comparative legal method. To support the conclusions, the author also turned to the study of foreign penal legislation in terms of the mechanism for implementing other measures of a criminal legal nature. As part of the study, the sentences of the courts of various instances were studied. The author formulated the norms of the Penal Code of the Russian Federation, dedicated to the mechanism of other measures implementation of a criminal legal nature.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 343.2:343.8

DOI 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).1.90-100

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА БАРХАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Россия, ORCID 0000-0002-0381-5462, Researcher ID ABA-3119-2020, e-mail: solncevelvet@rambler.ru

ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Для цитирования

Бархатова, Е. Н. Вопросы регламентации механизма реализации иных мер уголовно-правового характера / Е. Н. Бархатова // Человек: преступление и наказание. - 2021. -Т. 29(1-4), № 1. - С. 90-100. - DOI : 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).1.90-100.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы закрепления норм о порядке применения иных мер уголовно-правового характера в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Объектом исследования выступили отношения в сфере реализации иных мер уголовно-правового характера, механизм которой урегулирован разрозненными нормативными документами. Основные задачи - анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также отраслевых нормативных актов в сфере применения иных мер уголовно-правового характера.

В ходе исследования использовался диалектический метод, как общенаучный метод познания, методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой метод. Изучены приговоры судов различных инстанций. Сформулированы нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, посвященные механизму реализации иных мер уголовно-правового характера.

Ключевые слова: меры медицинского характера, принудительное воспитательное воздействие, судебный штраф, конфискация имущества, реализация принудительных мер.

Введение

Иные меры уголовно-правового характера выступают одним из орудий воздействия государства на лиц, совершивших преступления, но по отдельным причинам не подлежащих осуждению и назначению наказания либо нуждающихся ввиду объективных обстоятельств в применении к ним наряду с наказанием дополнительных мер. Перечень

© Бархатова Е. Н., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

иных мер уголовно-правового характера исчерпывающим образом приведен в разд. VI Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Однако Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) не содержит ни одной статьи, посвященной механизму реализации иных мер уголовно-правового характера. Такая позиция аргументирована бланкетностью норм разд. VI УК РФ и объемной сферой регулирования, включающей в себя различные по своему характеру способы государственного воздействия. Вместе с тем в документе, который позиционируется как «живое уголовное право», должны быть предусмотрены все механизмы уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, в целях удобства применения уголовно-правовых норм, единообразия правоприменительной практики и исключения возможности двусмысленного толкования норм отраслевого законодательства во взаимосвязи с нормами УК РФ.

Изучению вопросов уголовно-правового воздействия в виде иных мер уголовно-правового характера посвятили свои работы О. А. Адоевская, М. В. Бавсун, Е. В. Рогова, В. М. Степашин, Ф. Р. Сундуров. Проблема, подлежащая рассмотрению в рамках исследования, -разрозненность норм о механизме реализации отдельных мер уголовно-правового характера и подход к их формулировке в ряде случаев без учета особенностей уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отсутствие взаимосвязи с ними.

Цель исследования заключается в объединении разрозненных норм о механизмах реализации иных мер уголовно-правового характера в специальном разделе УИК РФ. Задачи исследования состоят в анализе норм отраслевого законодательстве, посвященных механизму реализации иных мер уголовно-правового характера; сравнительно-правовом анализе норм отечественного и зарубежного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в рассматриваемой сфере; формулировании требуемого раздела УИК РФ, объединяющего в себе нормы о механизме реализации иных мер уголовно-правового характера.

Методы

В ходе исследования использовался диалектический метод как метод общенаучного познания. С его помощью была уяснена суть иных мер уголовно-правового характера, способов их реализации. Сравнительно-правовой метод использовался для получения представления об эффективности системы уголовных и уголовно-исполнительных норм в части реализации иных мер уголовно-правового характера в зарубежных государствах и для оценки возможности распространить на российское законодательство в данной сфере выявленный положительный опыт. Метод анализа использовался для детального изучения сути каждой меры, подходов к ее восприятию правоприменителем и законодателем, изучения ее сквозь призму отраслевого законодательства. Метод синтеза позволил получить общую концепцию уголовно-исполнительного института иных мер уголовно-правового характера.

Результаты

В ходе исследования была получена положительная оценка возможности закрепления в отдельном разделе УИК РФ норм о механизме реализации иных мер уголовно-правового характера. Предложена формулировка норм в первоначальном виде, требующая обсуждения в рамках научной дискуссии.

Обсуждение

Справедливо мнение О. М. Осадчей, отмечающей, что возникают сомнения относительно юридического основания применения каких-либо мер уголовно-правового характера к лицу, фактически освобожденному от уголовной ответственности [1, с. 3]. Статья 90 УК РФ предусматривает четыре виды таких мер: предупреждение; передача

под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Статья 91 УК РФ вкратце раскрывает содержание представленных мер. Поскольку УИК РФ не предусматривает соответствующего раздела, обратимся к иным нормативным документам. Следуя букве закона, такая мера государственного воздействия, как помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотренная в ч. 2 ст. 87 УК РФ, осталась вне рамок как наказания, так и принудительных мер воспитательного воздействия. Однако ч. 2 ст. 92 УК РФ прямо указывает на то, что такая мера применяется как принудительная мера воспитательного воздействия. Анализируя нормы в их единстве, мы приходим к выводу о том, что законодатель таким образом все же выделяет эту пятую меру в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, хотя и не включает ее в общий перечень. Такое исключение, на наш взгляд, обусловлено тем, что данная мера применяется не сама по себе в качестве альтернативной, а лишь в случае освобождения от наказания при необходимости существенных ограничений для несовершеннолетнего. Кроме того, ст. 90 УК РФ предусматривает все же такие меры, которые применяются в случае освобождения от уголовной ответственности за преступления только небольшой или средней тяжести, а помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа возможно и при совершении тяжкого преступления. Аргументация законодателя понятна, однако полагаем, подобная мера могла найти отражение в отдельной части ст. 90 УК РФ.

Предупреждение. Предупреждение носит публичный характер и объявляется несовершеннолетнему судьей в зале судебного заседания. Процессуальный порядок решения вопроса о применении к несовершеннолетнему любой принудительной меры воспитательного воздействия регламентирован ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии с положениями данной статьи следователь или дознаватель при наличии условий, перечисленных в ч. 1 ст. 90 УК РФ, выносит постановление о прекращении уголовного дела и возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия. Суд, рассматривая уголовное дело с заявленным ходатайством, принимает решение. В случае применения соответствующей меры суд вправе возложить контроль за ее исполнением на специализированное учреждение для несовершеннолетних. Решение суда направляется в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, сотрудник которого ставит несовершеннолетнего на профилактический учет. Далее работа по реализации принудительной меры воспитательного воздействия осуществляется в рамках профилактического учета на основании ведомственного нормативного акта - приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с Инструкцией в рамках контроля за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД России проводят следующую работу:

- в течение пяти дней с момента получения соответствующих материалов из суда заводят учетно-профилактическую карточку или учетно-профилактическое дело;

- проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями, законными представителями, опекунами, попечителями;

- собирают установочную информацию на несовершеннолетнего, обследуют его жилищно-бытовые условия;

- проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, в частности беседуют с ними и изучают характеризующие материалы.

Таким образом, в механизме реализации предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия задействованы суд, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и родители, законные представители, опекуны или попечители несовершеннолетнего. По сути своей данная мера применяется единожды, а не системно, но предполагает последующую постановку на профилактический учет, в рамках которого будут проводиться профилактические беседы и посещение по месту жительства.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Данная мера также применяется по решению суда. Материалы направляются в подразделение по делам несовершеннолетних. В соответствии с ч. 2 ст. 91 УК РФ родители или лица, их заменяющие, либо администрация специализированного учреждения должны оказывать на несовершеннолетнего воспитательное воздействие. Способы оказания воспитательного воздействия не нашли отражения в нормативных документах. Со стороны подразделений по делам несовершеннолетних данная мера выражается в проведении бесед, посещении по месту жительства, возможно, в привлечении к участию в мероприятиях культурно-просветительного, образовательного и воспитательного содержания. Под специализированными государственными органами в п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ понимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»). Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В частности, п. 5 ч. 2 ст. 11 предусматривает применение комиссиями мер воздействия на несовершеннолетних. В рамках надзора за несовершеннолетним комиссии наделены правом проводить разъяснительную работу, оказывать помощь в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, проводить социальную реабилитацию. Как видим, надзор за несовершеннолетними в данном случае осуществляется в основном в рамках разъяснительной работы, профилактических бесед. Что касается родителей и лиц, их заменяющих, то перечень мероприятий, которые они могут проводить, не ограничен ничем, кроме социально-нравственных принципов построения семьи, взаимоотношений в ней. Вместе с тем в педагогике выделяют формы воспитательной работы, которых родители могут придерживаться и, возможно, которые стоит закрепить нормативно для того, чтобы родители и лица, их заменяющие, понимали, что именно им делать в ситуации передачи под их надзор несовершеннолетнего. К таким формам относятся беседа, наблюдение, реагирование на нарушения с применением наказания, использование поощрений за положительные результаты и достижения, вовлечение в занятия по интересам, моделирование проблемных ситуаций, использование критики, обучение конкретным социальным навыкам и воспитание успехом [2].

Возложение обязанности загладить причиненный вред. Эта мера применяется судом только в случае, если несовершеннолетний имеет источник дохода, иначе применение данной меры бессмысленно. Интересно в данном случае соотношение с наказанием

в виде штрафа, который за несовершеннолетнего могут выплатить родители при условии, что они согласны на это. Полагаем, в подобной ситуации исключается достижение целей наказания и нарушается принцип вины. Разумеется, родители в соответствии с семейным законодательством и морально-нравственными нормами должны заботиться о своем ребенке и оказывать ему помощь. Вместе с тем в данном случае ребенок достиг предусмотренного законом возраста уголовной ответственности и признан судом способным нести ответственность и наказание за совершенное деяние самостоятельно. Так в чем же смысл штрафа, если оплачивать его будет невиновное лицо? Надо полагать, что в воспитательном воздействии. Однако даже назначение меры воспитательного воздействия в виде наложения обязанности загладить причиненный вред не предполагает ее исполнение родителями виновного. Итак, решение о применении такой меры принимается судом с учетом наличия дохода у несовершеннолетнего. Контроль за исполнением возложенной обязанности осуществляется специализированным государственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с. ч. 4 ст. 90 УК РФ комиссия может вынести представление об отмене данной меры и о направлении материалов в суд для решения вопроса об уголовной ответственности. Вместе с тем нигде не нашел отражения механизм заглаживания вреда.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершен-нолетнего. Часть 4 ст. 91 УК РФ конкретизирует, какие именно запреты и требования могут устанавливаться и предъявляться несовершеннолетнему. Вместе с тем законодатель оговорился, что данный перечень открыт и по усмотрению суда могут быть установлены иные запреты и ограничения. Контроль за исполнением данных ограничений и соблюдением запретов также возложен на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данная мера не вызывает вопросов, поскольку реализуется подростком самостоятельно под контролем родителей и вышеуказанной комиссии. Отменена она может быть в случае систематического ее невыполнения в соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ. Понятие систематичности не нашло отражения в уголовном законе, но раскрывается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации: «...неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия, которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка» (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»). Вопрос состоит лишь в том, что не всегда все фактические нарушения избранной меры могут быть надлежащим образом зафиксированы, а прежде всего, выявлены.

Подводя промежуточный итог относительно принудительных мер воспитательного воздействия, можно заключить, что уголовно-правовая норма, закрепляющая их перечень, нуждается в корректировке, а разрозненные нормы, касающиеся реализации данных мер, требуют консолидации в УИК РФ, поскольку именно данный нормативный акт предполагает регламентацию реализации уголовно-правовых норм, нашедших отражение в решениях правоприменительных органов и предусматривающих деятельность, связанную с приведением в исполнение не только избранного наказания, но и других уголовно-правовых мер.

Принудительные меры медицинского характера. В соответствии со ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера различаются в зависимости от типа и условий избранного лечения:

- на принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;

- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;

- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;

- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Порядок исполнения данных мер частично регламентирован в различных нормативных документах. Так, принципы применения принудительных мер медицинского характера отражены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании которого осуществляется оказание медицинской помощи. Кроме того, ст. 13 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» посвящена принудительным мерам медицинского характера, однако особенностей механизма их реализации не раскрывает.

Статья 18 УИК РФ регламентирует порядок применения мер медицинского характера, но только к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Порядок же применения принудительных мер медицинского характера к лицам, освобожденным судом от наказания или не подлежащим уголовной ответственности в силу невменяемости, устанавливается общими положениями, закрепленными в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Данный документ определяет недобровольный порядок помещения в организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

В Федеральном законе от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» подробно регламентированы особенности деятельности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы по обеспечению охраны указанных учреждений. Кроме того, порядок оказания медицинской помощи (в том числе психиатрической) лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, определен в соответствующем совместном приказе Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

Таким образом, механизм реализации принудительных мер медицинского характера заключен в разрозненных нормах документов различного уровня.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Может быть назначено как лицам, ограниченно вменяемым, так и невменяемым, но не представляющим опасности для себя и общества. Медицинское учреждение, где лицо будет проходить соответствующее наблюдение и лечение, определяется Министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации. Наряду с вышеперечисленными документами очень важным в плане организации оказания психиатрической помощи соответствующим лицам является приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 566н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (далее - приказ № 566н). Пункт 11 приложения к данному приказу содержит перечень медицинских организаций, которые оказывают психиатрическую помощь. Среди таковых на-

зван кабинет активного диспансерного наблюдения и принудительного лечения. Функции кабинета определены в приложении 7 к указанному приказу. Кроме того, приложения 8, 9 содержат квалификационные требования к сотрудникам кабинета, штатную численность и требования к оснащению кабинета.

Контроль за исполнением указанной меры возлагается на органы здравоохранения. В данном случае контролирующим органом будет выступать администрация соответствующей медицинской организации, где лицо проходит амбулаторное лечение. Лицо при этом проживает по месту жительства. И лишь в случае ухудшения психического состояния лица лечащий врач вправе инициировать освидетельствование, на основе результатов которого администрация медицинской организации ходатайствует перед судом об изменении принудительной меры медицинского характера на иную, предполагающую стационарное лечение.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа. Приказ № 566н не разделяет стационары на виды, называя их общим термином «психиатрическая больница». Разделение психиатрических стационаров на виды в соответствии с классификацией, приведенной в ст. 99 УК РФ, в отраслевых нормативных документах не проводится. Удивительно то, что приложение № 28 к приказу № 566н, регламентируя организацию деятельности психиатрических больниц и определяя их внутреннюю структуру, указывает, что в психиатрических больницах имеются отделения для принудительного лечения (в соответствии с предусмотренными законодательством видами принудительных мер медицинского характера), то есть, по сути, приказ снова отсылает нас к УК РФ. Анализируя нормы уголовного законодательства и законодательства в области здравоохранения, можно сделать вывод о том, что медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь, общего типа - это самая обычная психиатрическая больница, где проходят лечение как лица, совершившие противоправные деяния, так и обычные граждане, страдающие психическими расстройствами.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа. В данном случае место, куда направляется лицо, подлежащее лечению, не изменяется. Это все та же психиатрическая больница, однако отделение психиатрической больницы уже другое, и отличается оно от стационара общего типа лишь тем, что для лиц, проходящих лечение, устанавливается ряд ограничений. Исходя из отсутствия конкретных ограничений в изученных нами нормативных документах, приходим к выводу о том, что таковые устанавливаются внутренними организационными документами соответствующей медицинской организации. К числу таких ограничений могут быть отнесены:

- частичное ограничение на устное общение и переписку с близкими людьми, ограничение на посещение;

- полный и круглосуточный контроль за медицинским персоналом пациента;

- частичное ограничение на перемещение по территории частной психиатрической клиники;

- применение в лечении специальных методов лечения для более выраженного эффекта.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением. Определение психиатрического стационара в общем уголовно-правовом смысле предложено в Федеральном законе от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ: уч-

реждение здравоохранения, предназначенное для проведения по решению суда принудительного лечения лиц, совершивших деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, если они по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного интенсивного наблюдения. Определение интенсивного наблюдения предложено в этом же Федеральном законе: усиленное наблюдение за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, осуществляемое медицинским персоналом при содействии сотрудников подразделения охраны психиатрического стационара, в том числе с использованием технических средств.

Таким образом, уголовно-исполнительная составляющая принудительных мер медицинского характера состоит в наличии, отсутствии либо степени интенсивности применяемых к лицам, совершившим противоправные деяния, мер контроля в ходе принудительного лечения. Полагаем, во избежание путаницы в нормах, регламентирующих порядок реализации принудительных мер медицинского характера, а также в целях их упорядочения и облегчения для восприятия правоприменителем следует объединить основные положения в УИК РФ, не ограничиваясь в нем лишь принудительными мерами медицинского характера, применяемыми к осужденным.

Менее сложно, чем с предыдущими видами иных мер уголовно-правового характера, решается вопрос о порядке исполнения конфискации имущества. Данный вопрос урегулирован одним нормативным актом - Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Имущество, подлежащее конфискации, определено в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества определен в ст. 104 Федерального закона «Об исполнительном производстве», причем достаточно подробно, в связи с чем дополнительная правовая регламентация не требуется. Вместе с тем с целью унификации подхода к исполнению всех уголовно-правовых норм считаем необходимым внести соответствующую бланкетную норму в УИК РФ.

Аналогичным образом, на наш взгляд, следует решить вопрос о регламентации механизма исполнения судебного штрафа, поскольку последний нашел отражение в ст. 103.1 УК РФ.

Выводы

Подводя итог, попытаемся отразить собственное видение норм УК РФ и УИК РФ, касающихся проблемных вопросов регламентации механизма реализации иных мер уголовно-правового характера.

Возвращаясь к вопросу о содержании принудительных мер воспитательного воздействия и включении в их состав помещения несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предлагаем дополнить ст. 90 УК РФ частью 21 следующего содержания:

«21. К несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести или тяжкое преступление и освобожденному от наказания, может быть применена принудительная мера воспитательного воздействия в виде помещения в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.».

С целью упрощения процедуры определения порядка исполнения иных мер уголовно-правового характера предлагаем законодателю рассмотреть возможность внесения

изменений в УИК РФ, дополнив его разделом IX «Исполнение иных мер уголовно-правового характера» в следующей редакции:

«Раздел IX. Исполнение иных мер уголовно-правового характера

Глава 25. Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия

Статья 191. Порядок исполнения предупреждения

1. Предупреждение выносится судом в зале судебных заседаний. Несовершеннолетнему разъясняется общественная опасность и вред совершенного им деяния, последствия совершения преступлений. Судом могут быть даны рекомендации, касающиеся поведения несовершеннолетнего, в целях формирования у него активной гражданской позиции и уважения к закону.

2. Предупреждение влечет за собой постановку несовершеннолетнего на профилактический учет в органе исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего.

Статья 192. Порядок исполнения передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа

1. Несовершеннолетний, к которому применена мера в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, проживает совместно с указанными лицами, неукоснительно выполняя их законные требования к поведению несовершеннолетнего, соблюдению им распорядка дня, ведению законопослушного образа жизни.

2. К мерам воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетнему, относятся профилактические беседы, наблюдение за поведением несовершеннолетнего и его корректировка по результатам наблюдения, совместное проведение досуга, направленное на формирование у несовершеннолетнего активной гражданской позиции, законопослушного поведения, здорового образа жизни, общественно полезных целей своей деятельности, уважения к обществу и общественным ценностям.

3. Несовершеннолетний, к которому применена мера в виде передачи под надзор специализированного государственного органа, проживает по месту жительства, неукоснительно выполняя законные требования указанного органа к поведению несовершеннолетнего, соблюдению им распорядка дня, ведению законопослушного образа жизни.

4. Обязанности специализированного государственного органа по осуществлению надзора за несовершеннолетним регламентируются федеральным законодательством.

Статья 193. Порядок исполнения обязанности загладить причиненный вред

Несовершеннолетний обязан загладить причиненный вред в максимально короткий срок со дня вступления решения суда в законную силу. Срок определяется с учетом характера причиненного вреда, имущественного положения несовершеннолетнего, наличия объективной возможности исполнения данной меры.

Статья 194. Порядок исполнения ограничения досуга и установления особых тре-бований к поведению несовершеннолетнего

Ограничение досуга и соблюдение требований к поведению осуществляется несовершеннолетним самостоятельно под наблюдением родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 195. Контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия

1. Контроль за несовершеннолетним в рамках профилактического учета как последствия принудительной меры воспитательного воздействия в виде предупреждения осуществляется ответственным сотрудником соответствующего подразделения органа

исполнительной власти в сфере внутренних дел и регламентируется ведомственными нормативными актами.

2. Контроль за исполнением принудительной меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возлагается на соответствующее подразделение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и регламентируется ведомственными нормативными актами.

3. Специализированным государственным органом, на который может быть возложена обязанность по надзору за несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющая свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

4. Контроль за исполнением принудительной меры воспитательного воздействия в виде возложения обязанности загладить причиненнный вред осуществляется специализированным государственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Контроль за соблюдением возложенных ограничений по проведению досуга и требований к поведению несовершеннолетнего осуществляется специализированным государственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних.

Глава 26. Исполнение принудительных мер медицинского характера

Статья 196. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

1. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера, применяемых к лицам, осужденным за совершение преступления и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, регламентирован статьей 18 настоящего Кодекса.

2. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера, применяемых к лицам, освобожденным судом от наказания или не подлежащим уголовной ответственности в силу невменяемости, определяется федеральным законодательством в сфере оказания психиатрической помощи гражданам.

3. Вид медицинской организации, в которую будет направлено лицо, определяется органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

4. С целью обеспечения безопасности при реализации принудительной меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением органом исполнительной власти в сфере исполнения наказаний в соответствии с федеральным законодательством осуществляется охрана соответствующей медицинской организации.

Статья 197. Контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера

1. Контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера осуществляется органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

2. Контроль за надлежащим обеспечением возможности применения принудительных мер медицинского характера в исправительных учреждениях осуществляется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

Глава 27. Исполнение конфискации имущества и судебного штрафа

Статья 198. Порядок исполнения конфискации имущества и судебного штрафа

1. Конфискация имущества осуществляется в соответствии с федеральным законодательством органами принудительного исполнения.

2. Судебный штраф оплачивается лицом, освобожденным от уголовной ответственности, самостоятельно в установленные законодательством об исполнительном производстве сроки.

Статья 199. Контроль за исполнением конфискации имущества

Контроль за исполнением конфискации имущества и оплатой судебного штрафа осуществляется органами принудительного производства».

Предложенный проект раздела, на наш взгляд, позволит сориентировать правоприменителя по нормативным актам, к которым ему следует обратиться, тем самым упростит правоприменительную деятельность. Кроме того, отдельные положения указанного проекта раздела восполнят отдельные пробелы в законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Осадчая О. М. Принудительные меры воспитательного воздействия в Уголовном кодексе Российской Федерации среди способов государственного реагирования на преступления несовершеннолетних // Концепт. 2015. № 3. С. 1-8.

2. Микаелян А. А. Организация индивидуальной воспитательной работы. URL : https:// urok.1sept.ru/articles/413989 (дата обращения: 03.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.