Научная статья на тему 'Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного присутствия 1906 г.'

Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного присутствия 1906 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Предсоборное присутствие / V отдел Предсоборного присутствия / проблемы и способы реформирования системы среднего духовного образования / духовное воспитание / духовная школа / епископ Арсений (Стадницкий) / религиозное образование / Pre-Council Presence / V department Pre-Council Presence / problems and ways of reforming of a system of secondary spiritual education / spiritual education / spiritual school / bishop Arseny (Stadnitsky) / religious education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владислав Петрович Пашков

В данной статье дан реферативно-аналитический обзор содержания протоколов заседаний V отдела Предсоборного присутствия 1906 г., посвященных реформированию системы среднего духовного образования в России. Внимание сосредоточено на духовных семинариях. Ключевые проблемы в системе среднего духовного образования, требовавшие внесения конструктивных изменений, к началу ХХ в. сводились к следующим: преобладание сословности, низкий уровень образованности будущих пастырей Церкви, девальвация духовных ценностей и представлений о благодати священного сана по причине частых случаев вступления на этот путь по принуждению. В ходе обсуждений на заседаниях Предсоборного присутствия были предложены меры по преодолению перечисленных и иных недостатков семинарского образования, которые могли стать конструктивными в случае их реализации. Прежде всего предлагалось впредь разделять общеобразовательный и профессиональный уровни, унифицируя содержание первого с целью предоставления возможности продолжения представителям духовенства обучаться в дальнейшем по программам светских учебных заведений. Результаты этих обсуждений актуальны и в настоящее время, так как духовные семинарии — самый многочисленный тип духовных учебных заведений РПЦ и процессы реформирования в них носят регулярный характер. Предреволюционный опыт в данном отношении может послужить аналоговой базой для принятия некоторых решений, а его анализ расширяет предметное поле церковно-исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of reforming secondary spiritual education based on the materials of the Pre-Council presence of 1906

This research gives a summary and analytical review of the V department Pre-Council Presence of 1906 meetings protocols content, devoted to the reform of the secondary spiritual education system in Russia. Attention is focused on theological seminaries. By the beginning of the 20th century, the key problems in the system of secondary spiritual education, which required constructive changes, were reduced to the following: the predominance of caste, the low level of education of future Church pastors, the devaluation of spiritual values and the grace of holy orders due to frequent cases of entering this path under duress. During the discussions at the meetings of the Pre-Council Presence, measures were proposed to overcome these and other shortcomings of seminar education, which could become constructive if they were implemented. The main thing was that it was proposed to further separate the general education and professional levels, unifying the content of the first in order to allow the clergy to continue studying in the future according to the programs of secular educational institutions. The results are relevant at the present time, because theological seminaries are the most widely represented type of religious educational institutions of the Russian Orthodox Church and the reform processes in them are regular. The prerevolutionary experience in this regard can serve as an analog basis for making some decisions, and its analysis expands the subject field of church historical science.

Текст научной работы на тему «Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного присутствия 1906 г.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (13) 2023

В. П. Пашков

Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного присутствия 1906 г.

УДК 271.2-754-9

DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_49

EDN SUHJNG

Аннотация: В данной статье дан реферативно-аналитический обзор содержания протоколов заседаний V отдела Предсоборного присутствия 1906 г., посвященных реформированию системы среднего духовного образования в России. Внимание сосредоточено на духовных семинариях. Ключевые проблемы в системе среднего духовного образования, требовавшие внесения конструктивных изменений, к началу ХХ в. сводились к следующим: преобладание сословности, низкий уровень образованности будущих пастырей Церкви, девальвация духовных ценностей и представлений о благодати священного сана по причине частых случаев вступления на этот путь по принуждению. В ходе обсуждений на заседаниях Предсоборного присутствия были предложены меры по преодолению перечисленных и иных недостатков семинарского образования, которые могли стать конструктивными в случае их реализации. Прежде всего предлагалось впредь разделять общеобразовательный и профессиональный уровни, унифицируя содержание первого с целью предоставления возможности продолжения представителям духовенства обучаться в дальнейшем по программам светских учебных заведений. Результаты этих обсуждений актуальны и в настоящее время, так как духовные семинарии — самый многочисленный тип духовных учебных заведений РПЦ и процессы реформирования в них носят регулярный характер. Предреволюционный опыт в данном отношении может послужить аналоговой базой для принятия некоторых решений, а его анализ расширяет предметное поле церковно-исторической науки.

Ключевые слова: Предсоборное присутствие, V отдел Предсоборного присутствия, проблемы и способы реформирования системы среднего духовного образования, духовное воспитание, духовная школа, епископ Арсений (Стадницкий), религиозное образование.

Об авторе: Владислав Петрович Пашков

Магистр богословия, соискатель кафедры церковной истории С.-Петербургской Духовной

Академии.

E-mail: vladislav.pashkov.93@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7820-807X

Для цитирования: Пашков В.П. Вопросы реформирования среднего духовного образования

по материалам Предсоборного присутствия 1906 г. // Вестник Исторического общества Санкт-

Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 49-57.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (13) 2023

Vladislav P. Pashkov

Issues of reforming secondary spiritual education based on the materials of the Pre-Council presence of 1906

UDC 271.2-754-9

DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_49 EDN SUHJNG

Abstract: This research gives a summary and analytical review of the V department Pre-Council Presence of 1906 meetings protocols content, devoted to the reform of the secondary spiritual education system in Russia. Attention is focused on theological seminaries. By the beginning of the 20th century, the key problems in the system of secondary spiritual education, which required constructive changes, were reduced to the following: the predominance of caste, the low level of education of future Church pastors, the devaluation of spiritual values and the grace of holy orders due to frequent cases of entering this path under duress. During the discussions at the meetings of the Pre-Council Presence, measures were proposed to overcome these and other shortcomings of seminar education, which could become constructive if they were implemented. The main thing was that it was proposed to further separate the general education and professional levels, unifying the content of the first in order to allow the clergy to continue studying in the future according to the programs of secular educational institutions. The results are relevant at the present time, because theological seminaries are the most widely represented type of religious educational institutions of the Russian Orthodox Church and the reform processes in them are regular. The pre-revolutionary experience in this regard can serve as an analog basis for making some decisions, and its analysis expands the subject field of church historical science.

Keywords: Pre-Council Presence, V department Pre-Council Presence, problems and ways of reforming of a system of secondary spiritual education, spiritual education, spiritual school, bishop Arseny (Stadnitsky), religious education.

About the author: Vladislav Petrovich Pashkov

Master of theology, 4rd year student of the correspondence post-graduate department of St. Petersburg Theological Academy.

Email address: vladislav.pashkov.93@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7820-807X

For citation: Pashkov V. P. Issues of reforming secondary spiritual education based on the materials of the Pre-Council presence of 1906. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (13), pp. 49-57.

* Photos are taken from open sources and provided by the author.

Начало XX в. в Российской империи было ознаменовано обострением революционных настроений в обществе и ожиданием готовящихся реформ во всех важнейших сферах его функционирования. Именно на этом государственно-политическом фоне попыток смягчения степени социальной напряженности путем законодательного внедрения необходимых изменений в истории Русской Церкви завершался сложный период, который принято называть синодальным.

Необходимость реализации уже давно активно дискутировавшейся идеи созыва Священного Собора Православной Российской Церкви (Поместного Собора) стала очевидной. Неотъемлемым этапом подготовки к нему стала деятельность Предсоборного присутствия — органа, которому вменялась в обязанность разработка проектных документов, отражающих ключевые вопросы, планируемые к обсуждению. В числе таковых V отделом под председательством епископа Арсения (Стадницкого) в 1906 г. рассматривались реформы в системе духовного образования.

Актуальность документов, закрепляющих положения, направленные на достижение оптимальных условий качественного обучения и нравственного воспитания будущих священнослужителей, усугублялась возрастающими проявлениями протестных настроений в духовных семинариях и академиях Российской империи1. В условиях современности их значимость сохраняется2, так как общественные трансформации постоянно проникают и в стены образовательных учреждений Русской Православной Церкви, требуя новых преобразований.

Упомянув создавшиеся в Российской империи к концу XIX — началу ХХ в. предпосылки для реформирования системы среднего духовного образования, стоит отметить, что подобного рода вопросы были актуальны и для других христианских конфессий, хотя приоритетные проблемы там могли выглядеть по-другому3.

Проведение реферативно-аналитического обзора реформенных проектов системы среднего духовного образования, опубликованных в журналах и протоколах Предсоборного присутствия, имеет ценность не только для освещения данного церковно-исторического вопроса. Результаты этого обзора можно рассматривать и как обращение к опыту предыдущих периодов, необходимое для принятия административных решений на современном этапе, пусть и с учетом изменившихся общественных реалий.

Избирая материалы, фиксирующие результаты работы Предсоборного присутствия 1906 г., в качестве эмпирической базы научного труда4, а вопросы, связанные с реформированием системы духовного образования, — его предметной областью, исследователи чаще всего останавливались на рассмотрении конкретных узких тем. Среди публикаций, содержание которых затрагивает обозначенную

1 Горбунов И.Г. Ранняя административная деятельность архимандрита Сергия (Тихомирова) в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1899-1905гг.) // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 220-226; Попова О.Д. Протестное движение воспитанников Пермской семинарии // Уральский исторический вестник. 2019. № 1 (62). С. 87-95.

2 Силуан (Никитин), еп., Митрофанов Г., прот., Хулап В., прот., Костромин К., прот., Юревич Д., прот., Лушников Д., свящ., Гундяева Е.М. Перспективы духовного образования в Санкт-Петербургской Духовной Академии Материалы круглого стола, посвященного перспективам духовного образования в Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 22-32.

3 Sochin D'elia M. The Institut St. Elisabeth a Place of Conservation and Encouragement of a Catholic Identity for the Female Youth of Liechtenstein // Religious Institutes and Catholic Culture in 19th and 20th Century Europe. 2014. V. 13. P. 75-84.

4 Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906). Т. 2. Журналы заседаний Пятого и Шестого отделов и общего собрания Присутствия. М.: Общество любителей церковной истории: Изд-во Новоспасского монастыря, 2014. 1088 с.

проблематику, следует выделить статьи К. Н. Недоседкина5, Н. Н. Емельянова6 и Н. Ю. Суховой7.

Большей частью авторы касались подготовки реформирования высшего духовного образования, хотя имеются публикации, где данная тематика представлена более широко8. Но предметных исследований, в которых предсоборные рекомендации изменений структуры среднего звена системы духовного образования в Российской империи были бы отражены с высокой степенью детализации, в отечественной историко-богословской научной литературе не представлено. Между тем, духовные семинарии были почти во всех губернских центрах страны, а количество их к началу XX в. достигло 579. Помимо этого, к учреждениям среднего духовного образования относились около 70 женских епархиальных училищ, предназначенных для обучения дочерей духовенства10, но им в процессе подготовки Поместного Собора должного внимания не уделялось.

Председатель V отдела Предсоборного присутствия епископ Псковский и Порхов-ский Арсений (Стадницкий) имел личный опыт обучения, преподавания, администрирования в Кишиневской и Новгородской семинариях, а также — в Московской Академии. Назначенные для работы под его началом лица являлись представителями ученого духовенства и профессорского состава духовных учебных заведений. Они тоже имели возможность изнутри наблюдать недостатки в организации учебно-воспитательного процесса. Так, протоиерей Павел Светлов в свое время преподавал в Тифлисской семинарии, профессор Н. Н. Глубоковский — в Воронежской, А. И. Бриллиантов — в Тульской.

Уже в первой речи-обращении епископа Арсения к членам V отдела Предсоборно-го присутствия ситуация в среднем звене системы духовного образования была охарактеризована как катастрофическая и требующая коренных преобразований — вплоть до выбора и внедрения альтернативных форм11. Владыка изначально призывал рассматривать данный вопрос с учетом общественных изменений, готовящихся в рамках церковно-государственных отношений, а также склонности молодых представителей семей духовенства к отказу от духовного поприща в пользу светской службы.

Интересно, что одновременно с этим именно существующие политические нестроения и волнения в социуме выдвигалась одним из членов Предсоборного присутствия Ф. Д. Самариным как аргумент в пользу несвоевременности реформирования, которое не даст плодов в существующих условиях12. Но такого рода взгляды встречались крайне редко.

5 Недосекин К. Н. Обсуждение реформы духовного образования на Предсоборном Присутствии 1906 года // Праксис. 2019. Т. 1. № 1. С. 216-226.

6 Емельянов Н. Н. Богословие в системе научного знания (по материалам дискуссии о высшем духовном образовании в 1905-1906 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 45. С. 7-19.

7 Сухова Н. Ю. Проблемы научной аттестации в православных духовных академиях (по материалам 1905-1906гг.) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 1. С. 128-133.

8 Симора В., свящ. Реформы в системе среднего духовного образования по подготовке просвещенных пастырей русской православной церкви на рубеже Х1Х-ХХ веков в период действия устава духовных семинарий 1884 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 83-100.

9 Леонтьева Т. Г. Учебный процесс в духовных семинариях России XIX века по воспоминаниям выпускников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 3. С. 4.

10 Кремнев Д., диак. Женские епархиальные училища Российской империи в начале XX века: к вопросу о проблемах и перспективах развития // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 95-111.

11 Журналы и протоколы... Т. 2. С. 3.

12 Там же. С. 20.

Заседание Предсоборного присутствия

Далее епископ Арсений последовательно фиксирует конкретные недостатки семинарского образования, которые в его докладе сводятся к следующим: ограничения в свободе выбора служения (хотя формально сословный принцип обучения в семинарии действовал лишь в 1900-1901 г.13); отсутствие возможности для представителей духовного звания получить общее образование, минуя детальное изучение богословских предметов, а шире — отсутствие межпредметных связей между двумя блоками дисциплин, что мешало формированию «единого миросозерцания»14; подмена формирования нравственных христианских ориентиров в деле воспитания будущих пастырей Церкви жесткими дисциплинарными требованиями.

Начало непосредственным обсуждениям реформ было положено рассмотрением принципиального вопроса о выборе самой структуры семинарского образования. Ключевым направлением для нововведений считалось «отделение богословского курса от общеобразовательного»15. Необходимой становилась разработка конкретных системных трансформаций, о которых не имелось развитых и однозначных представлений.

В собранных по епархиям архиерейских отзывах предложения нововведений сводились к двум направлениям. Сторонники первого выдвигали идею возвращения к уставу 1867 г., когда на изучение цикла богословских наук в семинариях отводились два последних года обучения16. Мнения более радикально настроенных респондентов сводились к отделению общего образования от богословского. Практическая реализация в последнем случае предполагала, что лица духовного сословия должны сначала проходить обучение в общеобразовательной школе сроком от 5 до 8 лет, а затем — в специальной, ориентированной на непосредственную подготовку будущего священнослужителя.

13 Там же. С. 19.

14 Там же. С. 4.

15 Там же. С. 6.

16 Горячева А.А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 1 (16). С. 50-62.

Данный вопрос сразу вызвал активную дискуссию в V отделе Предсоборного присутствия. Часть его представителей (Н. П. Аксаков, Н. Н. Глубоковский, В. З. За-витневич) активно поддержали возможность выделения общеобразовательной школы. Авторские уточнения и поправки сводились к необходимости акцентировать гуманитарно-патриотическую составляющую в содержании общего образования. Среди мер, направленных на решение практической проблемы не просто обеспечения Церкви кадрами, но воспитания мотивированного на служение Богу и заботу о пастве духовенства, предлагалось позиционирование новой школы как всесословной, доступной выходцам из простонародья. При этом за духовенством должны были сохраняться преимущества, в том числе — в виде стипендиального обеспечения. Приоритетным направлением в духовной средней школе нового типа должно быть избрано просвещение, которым создавался фундамент для восприятия на следующей ступени сложных доктринально-богословских знаний и формировалась личность православного христианина. С этой целью в программе предполагалось сохранить обязательным преподавание Нового Завета и церковной истории. Должна была быть пересмотрена методика подачи материала с разработкой и использованием средств обучения, направленных на стимулирование познавательного интереса обучающихся17.

В высказываниях по этому поводу протоиерея Павла Светлова прозвучала мысль о том, что одна из задач семинарии — религиозное образование. В конце XIX — начале ХХ вв. приходилось констатировать, что на всех уровнях — от школьного до университетского — оно действительно оставляло желать лучшего и для изменений в лучшую сторону требовалось повышение уровня богословских знаний, общей эрудиции и специальной методической подготовки будущих преподавателей Закона Божия18. Формированию компетенций среди учащихся семинарий для соответствия этим требованиям, как представлялось многим, лучше всего отвечал устав 1867 г., хотя и его положения предстояло адаптировать к новым реалиям.

Важным предметным ориентиром к обсуждению системы среднего духовного образования послужил авторский проект ее реформирования, представленный V отделу ревизором Учебного комитета при Св. Синоде Д. И. Тихомировым. Целе-полагание в нем основывалось на нуждах Церкви, а суть нововведений сводилась к 5-летнему курсу обучения детей духовенства в духовных училищах, эквивалентному уровню гимназического образования, с правом продолжить его в светских учебных заведениях. Открывались также эквивалентные возможности для желающих присоединиться к получению дальнейшего, также 5-летнего специального образования, уже направленного на подготовку будущего священнослужителя. Перечень дисциплин в семинариях должен был состоять из светских и богословских предметов, а их выпускники — иметь равные возможности продолжить обучение как в университете, так и в духовной академии19. Данный проект, по мнению его автора, удовлетворял условиям, обеспечивавшим решение ключевых из обозначенных в самом начале обсуждения проблем. Условия эти заключались в наличии возможности свободного двухстороннего перехода из богословской системы образования в светскую на разных этапах и формировании на базе семинарии специализированного учебного заведения, осуществляющего целенаправленную профессиональную подготовку православных пастырей. Также в данном проекте удалось избежать недостатков, сопровождавших другие предлагавшиеся варианты реформ — наличия одновременного обучения групп, преследующих различные цели, а также риска не осуществить набор достаточного количества желающих проходить 3-летний курс пастырской

17 Журналы и протоколы... Т. 2. С. 9.

18 Балабейкина О.А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 31-32.

19 Журналы и протоколы. Т. 2. С. 10.

школы20. Предложенная Д. И. Тихомировым схема реформенных преобразований вызывала возражения частного характера, которые сводились к требованию увеличения продолжительности первого этапа обучения до 8 лет, аргументировавшемуся тем, что в старшем возрасте профессиональный выбор осуществляется на более сознательном уровне, что и требуется от будущего пастыря.

Правда, профессор С. Т. Голубев указывал на то, что при внесении обозначенных изменений в систему среднего духовного образования преимущественно удовлетворяются нужды и желания части представителей духовного сословия, ориентированной в дальнейшем не на служение Церкви, а на профессиональную реализацию на светских поприщах, причем — за счет выделенных церковных средств21.

Реализация реформ среднего духовного образования после выбора основной траектории в пользу разделения его на общее и специальное богословское требовала решить вопросы частного практического характера. Среди них был выбор форм сосуществования общеобразовательной и пастырской духовных школ, которые связаны между собой генетически. Обозначалась и необходимость согласования в реформировании средней и высшей ступеней духовного образования22.

Вопросом, требовавшим отдельного коллегиального решения, была существующая в духовных семинариях режимная дисциплинарная система. Многие открыто признавали, что именно злоупотребления в рамках данной системы по отношению к воспитанникам и их личной свободе привели к атеистическим настроениям и проявлениям бунтарского характера23. Хотя имели место и высказывания членов V отдела (например, протоиерея П. Ф. Певницкого), считавших степень «монастырской строгости» преувеличенной24.

Активные дискуссии привели в начале третьего заседания Предсоборного присутствия к заключению о различии потребностей сельской и городской паствы, а следовательно — различии требований к уровню подготовки священнослужителей25. Такой опыт к началу ХХ в. уже успешно накапливался в странах Европы, в том числе, в Румынии26, что давало дополнительные обоснования для этой идеи. Но развития в российских условиях она не получила27. Не вызвали сочувствия и другие зарубежные модели реализации процесса среднего духовного образования28. Было признано, что условия жизни в России требуют и своеобразного подхода к воспитанию и обучению будущих пастырей ее народа.

Итак, важным промежуточно-результативным итогом работы V отдела Предсо-борного присутствия по обсуждению реформ среднего духовного образования стало выделение трех основных альтернатив:

1) общеобразовательная средняя христианско-гуманитарная школа с 2-3-летним курсом,

2) единая духовная школа по семинарскому уставу 1867 г.,

3) временная миссионерско-пастырская школа29.

Эти альтернативы активно обсуждались на пятом и шестом заседаниях отдела. В итоге были составлены документы, подробно и аргументированно отражавшие

20 Там же.

21 Там же. С. 15.

22 Там же. С. 27.

23 Там же.

24 Там же. С. 16.

25 Там же. С. 25.

26 KoolA.M., PennerP.F. Theological education in Eastern and Central Europe Major developments and challenges since 1910 // The Handbook of Theological Education in World Christianity. Theological Perspectives — Regional Surveys — Ecumenical Trends. Oxford: Regnum Books International, 2010. P. 531-548.

27 Журналы и протоколы. Т. 2. С. 31-32.

28 Там же. С. 37.

29 Там же. С. 40.

взгляды членов Предсоборного присутствия на систему среднего духовного образования, в том числе — высказанные ими ранее30.

Основные результаты сводились к следующим. В первую очередь, признавалась несостоятельность существующей системы обучения и воспитания в православных духовных семинариях. Исходными причинами создавшегося положения назывались сословность и замкнутость, а также неудачная контаминация общего и профессионального образования. Соответственно, однозначным путем решения проблемы виделось их разделение. Далее, когда речь заходит о формулировке конкретных преобразований, фиксируется существенное разделение во мнениях членов Предсоборного присутствия: «одни стоят за необходимость разделения духовной школы на общеобразовательную и пастырскую, различны по своим задачам и общему строю школы и территориально разъединенные, другие — за единую десятилетнею школу, применительно к уставу 1867 г., включая сюда и два специальные курса»31. По итогам проведенного голосования с небольшим перевесом в виде решающего голоса председательствовавшего на заседаниях епископа Арсения (Стадницкого), вопрос был решен в пользу первого из указанных вариантов.

Итак, опираясь на материалы работы V отдела Предсоборного присутствия, можно констатировать следующее. Во-первых, судя по характеру высказываний и проявленной активности по ходу обсуждений, все члены отдела проявили заинтересованность и неравнодушие к делу воспитания и образования в духовных школах. Приоритетными в процессе внесения конкретных предложений по реформированию декларировались интересы Русской Церкви и вверенной попечению ее священнослужителей пастве. Обращает на себя внимание высокий уровень научной компетенции представителей духовенства и профессорско-преподавательского состава, которые для выработки объективных суждений и конструктивных решений в области реформирования среднего звена системы духовного образования обращались даже к зарубежному опыту.

Принятое большинством голосов решение о разделении общеобразовательной и пастырской школ должно было быть направлено на нивелирование и устранение выявленных недостатков. Новая система среднего духовного образования предполагала содействие отказу от сословности путем притока кадров из разных социальных слоев; создание условий для сокращения случаев принятия духовного сана лицами, не имевшими призвания к священническому служению; повышение общего уровня образованности духовенства. Идеи и предложения, высказанные на Предсоборном присутствии, не были реализованы из-за революционных событий 1917 г., вылившихся в непоправимые последствия для всей Русской Церкви.

Источники и литература

Источники

1. Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906). Т. 2. Журналы заседаний Пятого и Шестого отделов и общего собрания Присутствия. М.: Общество любителей церковной истории, Изд-во Новоспасского монастыря, 2014. 1088 с.

Литература

2. Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей

30 Там же. С. 45-78.

31 Там же. С. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1(6). С. 31-40. DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_31.

3. Горбунов И.Г. Ранняя административная деятельность архимандрита Сергия (Тихомирова) в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1899-1905 гг.) // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 220-226.

4. Горячева A.A. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 1 (16). С. 50-62.

5. Емельянов H.H. Богословие в системе научного знания (по материалам дискуссии о высшем духовном образовании в 1905-1906гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 45. С. 7-19.

6. Кремнев Д., диак. Женские епархиальные училища Российской империи в начале XX века: к вопросу о проблемах и перспективах развития // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №1 (4). С. 95-111. DOI 10.24411/2587-8425-2020-10007.

7. Леонтьева Т.Г. Учебный процесс в духовных семинариях России XIX века по воспоминаниям выпускников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 3. С. 4-16.

8. Недосекин К. Н Обсуждение реформы духовного образования на Предсоборном Присутствии 1906 года // Праксис. 2019. Т. 1. № 1. С. 216-226.

9. Силуан (Никитин), еп, Митрофанов Г., прот, Хулап В., прот, Костромин К., прот, Юревич Д., прот., Лушников Д., свящ, Гундяева Е. М. Перспективы духовного образования в Санкт-Петербургской Духовной Академии Материалы круглого стола, посвященного перспективам духовного образования в Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 22-32.

10. Попова О.Д. Протестное движение воспитанников Пермской семинарии // Уральский исторический вестник. 2019. № 1 (62). С. 87-95. DOI 10.30759/1728-9718-2019-1(62)-87-95.

11. Симора В., свящ. Реформы в системе среднего духовного образования по подготовке просвещенных пастырей русской православной церкви на рубеже XIX-XX веков в период действия устава духовных семинарий 1884 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 83-100. DOI 10.24411/2224-5391-2019-10304.

12. Сухова Н.Ю. Проблемы научной аттестации в православных духовных академиях (по материалам 1905-1906гг.) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 1. С. 128-133.

13. KoolA.M., PennerP.F. Theological education in Eastern and Central Europe Major developments and challenges since 1910 // The Handbook of Theological Education in World Christianity. Theological Perspectives — Regional Surveys — Ecumenical Trends. Oxford: Regnum Books International, 2010. P. 531-548.

14. Sochin D'elia M. The Institut St. Elisabeth a Place of Conservation and Encouragement of a Catholic Identity for the Female Youth of Liechtenstein // Religious Institutes and Catholic Culture in 19th and 20th Century Europe. 2014. V. 13. P. 75-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.