Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВЫЗОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина Анастасия Юрьевна

В статье было определено, что влечет за собой реализация образовательной политики и каковы ее ключевые детерминанты. В ней проанализировано множество существующих теоретических подходов, которые в целом согласуются с рядом детерминант, влияющих на процесс реализации и результаты образовательной политики. Основываясь на анализе, была предложена схема реализации образовательной политики с набором наводящих вопросов и принципов действий. Результаты анализа могут быть инструментом, который может помочь политикам принять меры по реализации, чтобы гарантировать, что политика в области образования влияет на обучение учащихся.The article determined what the implementation of educational policy entails and what are its key determinants. It analyzes many existing theoretical approaches that are generally consistent with a number of determinants that affect the implementation process and the results of educational policy. Based on the analysis, a scheme for the implementation of educational policy was proposed with a set of leading questions and principles of action. The results of the analysis can be a tool that can help policy makers take implementation action to ensure that education policy has an impact on student learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 34

Юридические науки

Тимошина Анастасия Юрьевна, студент магистратуры, Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Московский областной филиал

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье было определено, что влечет за собой реализация образовательной политики и каковы ее ключевые детерминанты. В ней проанализировано множество существующих теоретических подходов, которые в целом согласуются с рядом детерминант, влияющих на процесс реализации и результаты образовательной политики. Основываясь на анализе, была предложена схема реализации образовательной политики с набором наводящих вопросов и принципов действий. Результаты анализа могут быть инструментом, который может помочь политикам принять меры по реализации, чтобы гарантировать, что политика в области образования влияет на обучение учащихся.

Ключевые слова: регулирование, система образования, образовательные учреждения, вызовы.

Annotation: The article determined what the implementation of educational policy entails and what are its key determinants. It analyzes many existing theoretical approaches that are generally consistent with a number of determinants that affect the implementation process and the results of educational policy. Based on the analysis, a scheme for the implementation of educational policy was proposed with a set of leading questions and principles of action. The results of the analysis can be a tool that can help policy makers take implementation action to ensure that education policy has

an impact on student learning.

Keywords: regulation, education system, educational institutions, challenges.

Реализация политики - это разнонаправленный процесс, предполагающий постоянное взаимодействие между политиками, общественностью и исполнителями, такими как администрации разных уровней, независимые организации и работники школ (директора, учителя и т.д.). В этом процессе можно увидеть, что существует ряд детерминант, которые действуют в системах образования и школьной политике в развитых и развивающихся странах. Каждый тип детерминанты обычно включает в себя ряд отдельных барьеров (препятствий, помех) и/или способствующих факторов, которые рассматриваются как независимые переменные, влияющие на результаты реализации, то есть зависимая переменная». При подходе к реализации образовательной политики крайне важно учитывать четыре аспекта [1].

В концепции процесса реализации политики проектирование «политика» понимается в узком смысле, как реализуемый объект. Она состоит в теоретическом решении, которое разработчики политики разрабатывают для ответа на вопрос, стоящий на повестке дня. Характер политического решения и способ его формулирования влияют на «введение в действие» политики. Ключевые атрибуты политики, вопросы, которые не поднимались на этапе ее формулирования, переносятся на этап реализации и могут изменить ее. Следует рассмотреть несколько факторов, связанных с самой политикой, с точки зрения того, как они влияют на ее реализацию и определяют ее [3].

Политики в области образования реализуются людьми, что делает их центральными в процессе реализации как из-за их собственных характеристик, так и благодаря их взаимодействию с другими детерминантами. Несколько действующих лиц могут оказывать определенное политическое влияние на политику в области образования, даже если они не имеют прямого отношения к этой политике или не нацелены на нее. Необходимо провести различие между политиками, формальными исполнителями, пользующимися официальным

мандатом на реализацию, посредниками или поставщиками, вовлеченными в предоставление эффективных услуг, лоббистами и заинтересованными группами, получателями и потребителями политики, СМИ и даже специалисты по оценке политики [5; 6].

Контекстуальные детерминанты относятся к элементам, которые составляют среду, в которой разворачивается реализация образовательной политики: институциональные условия, существующая политика и события, возникшие вне системы реализации, но связанные с ней. Ряд фреймворков различают как минимум два уровня контекстов — «локальный» и «внешний» («внутренний» и «внешний»), чтобы понять вопросы, относящиеся к многоуровневому, многоцелевому и многостороннему характеру реализации политики.

Узкое определение реализации образовательной политики могло бы строго относиться к стратегии, определяющей, как эффективно добиться изменений в образовании, но этого недостаточно. Фактически, для эффективной реализации политики важно, чтобы все определяющие факторы принимались во внимание и согласовывались на протяжении всего политического процесса. С этой целью мы сгруппировали детерминанты по четырем параметрам и определили структуру, которая предполагает, что для эффективной реализации образовательной политики необходимо [2; 4]:

• Разумная разработка политики: политика, которая хорошо обоснована и предлагает логичное и осуществимое решение проблемы политики, в значительной степени определяет, может ли она быть реализована и как. Например, если новая учебная программа требует использования высокотехнологичного оборудования, которое школы не могут себе позволить, политика может быть не реализована, если не будет выделен определенный бюджет на национальном или местном уровне.

• Инклюзивное взаимодействие с заинтересованными сторонами: признание и вовлечение ключевых заинтересованных сторон в процесс внедрения имеет решающее значение для его эффективности. Например,

привлечение профсоюзов учителей к обсуждениям на раннем этапе политического процесса принесет долгосрочные выгоды.

• Благоприятный институциональный, политический и общественный контекст: Эффективный процесс реализации политики признает влияние существующей политической среды, управления образованием и институциональной среды, а также внешнего контекста. Реализация с большей вероятностью вступит в силу, когда контекст будет подтвержден.

• Согласованная стратегия реализации для школ: В стратегии излагаются конкретные меры, которые последовательно объединяют все детерминанты, чтобы сделать политику действенной на школьном уровне.

Согласованная стратегия реализации политики в центре окружена детерминантами, которые влияют на процесс и формируют его. Это центральный инструмент, стимулирующий процесс реализации, но хорошо продуманной стратегии недостаточно, чтобы гарантировать эффективную реализацию. Таким образом, необходимо обращать внимание на специфику политики, заинтересованных сторон и местный контекст, чтобы анализировать или давать рекомендации относительно процесса. Тем не менее, общая схема может помочь структурировать анализ и направить процесс реализации. С помощью общей схемы мы надеемся предоставить инструмент, который поможет определить и проанализировать детерминанты успеха в реализации образовательной политики.

Библиографический список:

9. Nilsen, P. (2015), "Making sense of implementation theories, models and frameworks", Implementation science, Vol. 10, p. 53, http://dx.doi.org/10.1186/s13012-015-0242-0.

10. Sabatier, P. and D. Mazmanian (1980), "The implementation of public policy: a framework of analysis", Policy Studies Journal, Vol. 8/4, pp. 538-560, http://dx.doi.org/10.1111/j.1541-0072.1980.tb01266.x.

11. Bell, L. and H. Stevenson (2015), "Towards an analysis of the policies

that shape public education: Setting the context for school leadership", Management in Education, Vol. 29/4, pp. 146-150, http://dx.doi.org/10.1177/0892020614555593.

12. Новикова Н. Г., Мухоморова И. В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/proWemy-formirovaniya-i-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-vysshego-professionalmgo-obrazovaniya-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 12.02.2022).

13. Вязова Н. С. Актуальные проблемы реализации государственной политики в сфере образования (на примере Санкт-Петербурга) // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya-na-primere-sankt-peterburga (дата обращения: 12.02.2022).

14. Байрамкулов Н. И. Проблемы политики России в области образования / Н. И. Байрамкулов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53) Часть 1. — С. 117—119. — URL: https://research-journal.org/politology/problemy-politiki-rossii-v-oblasti-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.02.2022). doi: 10.18454/IRJ.2016.53.029.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.