УДК 34
Юридические науки
Тимошина Анастасия Юрьевна, студент магистратуры, Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Московский областной филиал
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье было определено, что влечет за собой реализация образовательной политики и каковы ее ключевые детерминанты. В ней проанализировано множество существующих теоретических подходов, которые в целом согласуются с рядом детерминант, влияющих на процесс реализации и результаты образовательной политики. Основываясь на анализе, была предложена схема реализации образовательной политики с набором наводящих вопросов и принципов действий. Результаты анализа могут быть инструментом, который может помочь политикам принять меры по реализации, чтобы гарантировать, что политика в области образования влияет на обучение учащихся.
Ключевые слова: регулирование, система образования, образовательные учреждения, вызовы.
Annotation: The article determined what the implementation of educational policy entails and what are its key determinants. It analyzes many existing theoretical approaches that are generally consistent with a number of determinants that affect the implementation process and the results of educational policy. Based on the analysis, a scheme for the implementation of educational policy was proposed with a set of leading questions and principles of action. The results of the analysis can be a tool that can help policy makers take implementation action to ensure that education policy has
an impact on student learning.
Keywords: regulation, education system, educational institutions, challenges.
Реализация политики - это разнонаправленный процесс, предполагающий постоянное взаимодействие между политиками, общественностью и исполнителями, такими как администрации разных уровней, независимые организации и работники школ (директора, учителя и т.д.). В этом процессе можно увидеть, что существует ряд детерминант, которые действуют в системах образования и школьной политике в развитых и развивающихся странах. Каждый тип детерминанты обычно включает в себя ряд отдельных барьеров (препятствий, помех) и/или способствующих факторов, которые рассматриваются как независимые переменные, влияющие на результаты реализации, то есть зависимая переменная». При подходе к реализации образовательной политики крайне важно учитывать четыре аспекта [1].
В концепции процесса реализации политики проектирование «политика» понимается в узком смысле, как реализуемый объект. Она состоит в теоретическом решении, которое разработчики политики разрабатывают для ответа на вопрос, стоящий на повестке дня. Характер политического решения и способ его формулирования влияют на «введение в действие» политики. Ключевые атрибуты политики, вопросы, которые не поднимались на этапе ее формулирования, переносятся на этап реализации и могут изменить ее. Следует рассмотреть несколько факторов, связанных с самой политикой, с точки зрения того, как они влияют на ее реализацию и определяют ее [3].
Политики в области образования реализуются людьми, что делает их центральными в процессе реализации как из-за их собственных характеристик, так и благодаря их взаимодействию с другими детерминантами. Несколько действующих лиц могут оказывать определенное политическое влияние на политику в области образования, даже если они не имеют прямого отношения к этой политике или не нацелены на нее. Необходимо провести различие между политиками, формальными исполнителями, пользующимися официальным
мандатом на реализацию, посредниками или поставщиками, вовлеченными в предоставление эффективных услуг, лоббистами и заинтересованными группами, получателями и потребителями политики, СМИ и даже специалисты по оценке политики [5; 6].
Контекстуальные детерминанты относятся к элементам, которые составляют среду, в которой разворачивается реализация образовательной политики: институциональные условия, существующая политика и события, возникшие вне системы реализации, но связанные с ней. Ряд фреймворков различают как минимум два уровня контекстов — «локальный» и «внешний» («внутренний» и «внешний»), чтобы понять вопросы, относящиеся к многоуровневому, многоцелевому и многостороннему характеру реализации политики.
Узкое определение реализации образовательной политики могло бы строго относиться к стратегии, определяющей, как эффективно добиться изменений в образовании, но этого недостаточно. Фактически, для эффективной реализации политики важно, чтобы все определяющие факторы принимались во внимание и согласовывались на протяжении всего политического процесса. С этой целью мы сгруппировали детерминанты по четырем параметрам и определили структуру, которая предполагает, что для эффективной реализации образовательной политики необходимо [2; 4]:
• Разумная разработка политики: политика, которая хорошо обоснована и предлагает логичное и осуществимое решение проблемы политики, в значительной степени определяет, может ли она быть реализована и как. Например, если новая учебная программа требует использования высокотехнологичного оборудования, которое школы не могут себе позволить, политика может быть не реализована, если не будет выделен определенный бюджет на национальном или местном уровне.
• Инклюзивное взаимодействие с заинтересованными сторонами: признание и вовлечение ключевых заинтересованных сторон в процесс внедрения имеет решающее значение для его эффективности. Например,
привлечение профсоюзов учителей к обсуждениям на раннем этапе политического процесса принесет долгосрочные выгоды.
• Благоприятный институциональный, политический и общественный контекст: Эффективный процесс реализации политики признает влияние существующей политической среды, управления образованием и институциональной среды, а также внешнего контекста. Реализация с большей вероятностью вступит в силу, когда контекст будет подтвержден.
• Согласованная стратегия реализации для школ: В стратегии излагаются конкретные меры, которые последовательно объединяют все детерминанты, чтобы сделать политику действенной на школьном уровне.
Согласованная стратегия реализации политики в центре окружена детерминантами, которые влияют на процесс и формируют его. Это центральный инструмент, стимулирующий процесс реализации, но хорошо продуманной стратегии недостаточно, чтобы гарантировать эффективную реализацию. Таким образом, необходимо обращать внимание на специфику политики, заинтересованных сторон и местный контекст, чтобы анализировать или давать рекомендации относительно процесса. Тем не менее, общая схема может помочь структурировать анализ и направить процесс реализации. С помощью общей схемы мы надеемся предоставить инструмент, который поможет определить и проанализировать детерминанты успеха в реализации образовательной политики.
Библиографический список:
9. Nilsen, P. (2015), "Making sense of implementation theories, models and frameworks", Implementation science, Vol. 10, p. 53, http://dx.doi.org/10.1186/s13012-015-0242-0.
10. Sabatier, P. and D. Mazmanian (1980), "The implementation of public policy: a framework of analysis", Policy Studies Journal, Vol. 8/4, pp. 538-560, http://dx.doi.org/10.1111/j.1541-0072.1980.tb01266.x.
11. Bell, L. and H. Stevenson (2015), "Towards an analysis of the policies
that shape public education: Setting the context for school leadership", Management in Education, Vol. 29/4, pp. 146-150, http://dx.doi.org/10.1177/0892020614555593.
12. Новикова Н. Г., Мухоморова И. В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/proWemy-formirovaniya-i-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-vysshego-professionalmgo-obrazovaniya-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 12.02.2022).
13. Вязова Н. С. Актуальные проблемы реализации государственной политики в сфере образования (на примере Санкт-Петербурга) // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya-na-primere-sankt-peterburga (дата обращения: 12.02.2022).
14. Байрамкулов Н. И. Проблемы политики России в области образования / Н. И. Байрамкулов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53) Часть 1. — С. 117—119. — URL: https://research-journal.org/politology/problemy-politiki-rossii-v-oblasti-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.02.2022). doi: 10.18454/IRJ.2016.53.029.