М. В. Вяжевич
Вопросы развития
высшей академической художественной школы в контексте современного изобразительного искусства (из опыта трех высших учебных заведений россии, Франции и дании)
Высшие академические школы во Франции, Дании и России были основаны в эпоху Просвещения и развивались почти параллельно. В ХХ в. новые тенденции в искусстве повлияли на старые традиции. Тоталитарный режим в России оказал значительное влияние на изобразительное искусство страны. Сегодня российское искусство стоит на пороге нового этапа развития. Современный опыт трех европейских академий представляет интерес для искусствознания. Во французской и датской академиях доминирует свободный поиск как основа образования, в России академическая школа в большей степени опирается на традиции, связанные со старым искусством. Ключевые слова: академия; Дания; живопись; искусство; институт; Cуриков; образование; Россия; Франция.
M. V. Vyazhevich
The questions of development of high academic art schools in the context of the modern visual art (from the experience of three high academic schools)
The high academic schools of France, Denmark and Russia were founded in the Age of Enlightenment and were developed equally. In XX century new
trends influence on old art traditions. Totalitarian regime in Russia made strong influence on Russian art of the twentieth century. Today Russian art is changing and high school begin a new period of development. Modern experience of the three European Art Academies is an interesting theme for the history of art - at ENSBA and Danish Royal Academy free creative search dominates, while the russian school uses more conservative method of art education connected with old art.
Key words: Academy; Denmark; painting; art; institute; Surikov; education; Russia; France.
Изобразительное искусство - это и связь традиций, и творческий обмен, и ученичество, без которого едва ли возможен подлинный профессионализм. А ведь именно высокий профессиональный уровень по-прежнему обеспечивает российскому искусству мировую известность. В какой-то степени, сохранение пластических и духовных традиций отечественной живописи, скульптуры и графики можно считать культурным феноменом. Особенно если посмотреть на наше сегодняшнее искусство через призму того, что происходит в мировом масштабе. Странная, как может показаться поклоннику новейших поисков в искусстве, приверженность большинства российских художников к предметной форме на самом деле оправдана и продиктована всем ходом развития искусства предшествующих лет. Для художника, прошедшего школу классического искусства, форма - не анахронизм, а пристанище духа, отражение некоей абсолютной гармонии созданного Творцом мира. Вот почему для многих отечественных мастеров работа во взаимосвязи с классической формой - это, прежде всего, единственно очевидный способ создания одухотворенного произведения.
Вместе с тем, опираясь на традиционные основы, художники разных поколений стремятся к обновлению классики, что естественно, учитывая перемены во времени и мировоззрении. Так, например, творчество одного из основоположников «сурового стиля» Т Салахова, ныне известного мастера и вице-президента Российской Академии художеств, еще относительно недавно олицетворяло собой принципиальное обновление искусства. Сегодня его искусство стало новой классикой, которую изучают в художественных институтах молодые живописцы.
Как же сегодня обстоят дела с соотношением традиции и новаторства в системе академического художественного образования, которое по определению должно иметь наиболее устойчивые принципы сохранения накопленного веками опыта? Обратимся к деятельности трех высших академических учебных заведений. МГАХИ им. В. И. Сурикова как вузу в системе Российской Академии художеств, Высшей национальной школе искусств Франции и Академии изящных искусств Датского королевства.
Сравнение этих школ представляет интерес и обосновывается тем, что все они в той или иной степени связаны между собой. Все они, по сути, явились плодами эпохи Просвещения. Первой в ряду стоит французская Школа искусств. Она не только первая в хронологической последовательности - принятая в ней система образования оказала влияние на развитие художеств и за пределами Франции. Ее история насчитывает 350 лет, из ее стен вышли знаменитые мастера французского искусства - Делакруа, Давид, Фрагонар, Энгр, Бурдель, Дега, Клод Моне, Ренуар и многие другие. Будучи создана в 1648 г. при содействии кардинала Мазарини, она получила название Академия изящных искусств. Обучение в ней делилось на два больших направления - Академия живописи и скульптуры и Академия архитектуры. Лучшие выпускники направлялись для работы по украшению Версаля, так что создание академии было связано с определенной потребностью и тем, что мы бы сейчас назвали госзаказом и трудоустройством недавних студентов.
При Наполеоне III в 1863 г. академии была предоставлена независимость от правительства, тогда же изменилось и ее название - отныне она называлась Школа изящных искусств. Стилистические предпочтения, на которых строилось все образование, были, конечно, связаны с классикой греческого и римского искусства. Отделение факультета архитектуры произошло в 1968 г. Тогда же возникло и современное название академии - Ecole National Superieure des Beaux-Arts, ENSBA. Сегодня в ней проходят обучение более 500 студентов. Французская школа - это целый комплекс, если не сказать квартал, зданий, где проходят многочисленные выставки как классического, так и современного искусства.
Важным достоинством является и то, что большая коллекция Академии искусств расположена там же, и знакомство с ней является частью учебного процесса. То есть ситуация сходна с той, которая существует также в Российской Академии художеств, в Институте им. И. Е. Репина - вуз находится в историческом здании, где также расположена богатая коллекция Императорской академии.
Сегодня, когда мы имеем дело с активным обновлением многих процессов в жизни социума, вопрос о роли традиции в области образования становится все более актуальным. В связи с этим подвергаются анализу многие аспекты, в числе которых и взаимодействие с классическим, музейным наследием, которое нередко воспринимается как некий бесполезный анахронизм, неприменимый для целей и задач современного искусства. Тем не менее, во Французской высшей школе искусств, по всем своим параметрам отвечающей устройству современного образовательного центра, большое значение придается существованию в единой структуре музейно-выставочного комплекса. Наряду с выставками проектов молодых художников, в ней проводятся большие ретроспективные экспозиции, имеющие важное значение для образовательных процессов и являющие собой их органичную составляющую. Например, масштабная выставка «Figures du corps», проводимая в выставочных залах школы на набережной Сены (quai Malaquais, 13) с октября 2008 по январь 2009 г., посвященная развитию анатомии как предмета изучения художников. Экспозиция включает в себя шесть разделов, представляющих 100 рисунков и гравюр Леонардо да Винчи, Дюрера, Бандинелли, Жерико и других мастеров, 120 скульптур и моделей Микеланджело, Гудона, Бушардона и других, 80 фотографий и сочинений известных теоретиков искусства - все уникальные средства познания тела, его осмысления как объекта искусства. И по сей день в Высшей школе искусств большое значение придается тому, что на протяжении нескольких веков она являлась европейским центром эстетических исследований в области изобразительного искусства.
Учебный год в Высшей школе искусств Франции охватывает около девяти месяцев. Первый семестр длится около четырех
месяцев - с 25 сентября по 23 января, второй пять - с 26 января по 26 июня. Занятия теорией завершаются к 20 декабря, дню начала рождественских каникул, когда школа закрывается до 4 января, а во втором семестре теоретический курс длится до 10 апреля.
Обучение в ENSBA составляет 5 лет, существуют также возрастные ограничения от 18 до 24 лет (поступающим на второй год обучения может быть 26). Основной курс делится на изучение теоретических дисциплин - эстетики, психологии искусства, истории и теории искусств, антропологии, истории, истории кинематографии, литературы, и практических - живописи, архитектуры, скульптуры (лепка, формовка, литье), литографии, росписи по шелку, фресковой живописи, гравюры, витража, фотографии, цифровых технологий и т.д.
Сегодня к традиционным факультетам добавились новые, связанные с формами современного искусства - видео-арт, мультимедиа, анимация. Так, недавно введен новый курс, где студенты уже первого года обучения обязаны сдавать зачет по компьютерной графике и предъявлять творческие работы, выполненные в ней.
Королевская академия изящных искусств Дании была основана всего на три года ранее Российской Академии художеств, а именно, в 1754 г. Первоначально она носила название Королевской датской Академии живописи, скульптуры и строительства (Royal Danish Painting, Sculpture and Building Academy). В 1960 г. из академии выделилась в самостоятельную величину Школа архитектуры (в то же десятилетие, что и во Франции), которая со временем получила статус высшего учебного заведения и сегодня выдает диплом университетского уровня. Отметим, что в Российской Академии художеств архитектура сохраняется в системе основных факультетов. В настоящее время в Дании работают 12 университетов, а также 13 учреждений, имеющих университетский статус, в числе которых и те, которые специализируются в области искусства, архитектуры и музыкального образования.
Особенность Датской Академии изящных искусств состоит в том, что параллельно с образовательными процессами в ней ведется исследовательская работа, посвященная изучению не только различных вопросов теории искусства, но также техник и технологий материалов.
Основные направления деятельности академии - это живопись, скульптура, фотография, видео-арт, искусствоведение.
Официально установленное время обучения - шесть лет, как и в России, но с определенной разницей. Общий курс обучения делится на двухлетний базовый курс, который является обязательным для прохождения, затем идет также двухлетний промежуточный курс и два года, условно назовем его продвинутый, или углубленный.
Курс делится на два семестра, начинается 1 сентября и длится по июнь. Студенты первого и второго курса (примерно 60 человек, 30 на каждый курс) проходят обучение под началом руководителя факультета и двух педагогов - по живописи и скульптуре. Кроме того, они изучают живопись, пластику, видео, компьютерные программы, графические дисциплины, а также историю и теорию искусства. Практические и теоретические курсы студенты проходят в лабораториях или мастерских: лаборатории теории искусства и культуры, лаборатории красок и технологий, лаборатории рисунка, лаборатории фотографии, лаборатории металла, лаборатории пластмасс.
Важнейшей частью учебного процесса художников являются ознакомительные поездки, и академия принимает активное участие в их финансировании. Каждый факультет обязан организовать такую поездку каждые два года. Это поездки на представляющие особый интерес выставки и в крупнейшие музеи мира. В ходе учебы организуются экскурсии на два-три дня с последующим обсуждением. Также Датская академия отличается значительным диапазоном международных контактов. Университеты и высшие школы искусств, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, представляют собой внушительный перечень и охватывают все континенты. Каждый студент по желанию может поехать в избранный вуз и учиться там в течение одного семестра. В обязательную программу обучения также входит приглашение датских или иностранных лекторов и педагогов для проведения мастер-классов, что призвано содействовать международной интеграции и развитию многосторонних творческих связей.
Хотелось бы еще отметить студенческий состав - если в МГАХИ им. В. И. Сурикова сегодня иностранный контингент представлен, главным образом, студентами из Китая, Южной Кореи, были
художники с Кипра, то во Франции и Дании география выпускников значительно шире и охватывает весь мир.
Можно оценивать творческую и образовательную изоляцию как положительный момент, но, с другой стороны, упускается возможность пропагандировать свою школу и оказывать влияние на искусство в мировом масштабе.
В Датской академии существует так называемая школа выставок, которая подразумевает ежегодное проведение выставок студенческих работ. Особое значение придается составу педагогов, преподающему мастеру. Важное место на сайте академии отводится ознакомлению с биографией профессора и его профессиональным реноме. Связано это с тем, что по окончании двухлетнего курса каждый из студентов поступает в мастерскую к определенному профессору.
По окончании четырех лет в Школе изобразительных искусств, студент может подать заявление и продолжить двухгодичное обучение на факультете теории и истории искусств.
С 2006 г. обучение в Дании является бесплатным только для студентов из стран ЕС, стипендиатов и участников программ международных обменов. Итоговая работа утверждается профессором за шесть месяцев до защиты, которая обычно проходит в июне.
При первом же знакомстве с работами студентов и выпускников институтов Франции и Дании становится очевидно, что при сохранении в основе подготовки художников классической системы, в их работах доминирующее значение приобретают, главным образом, концептуальные формы творчества, а также различные медиа-вариации, что происходит при активной поддержке и содействии педагогов.
И второе - сегодня в искусстве молодых художников, в том числе выпускников зарубежных академических вузов, господствует принцип «искусство без границ». Это нередко приводит к тому, что оно вступает в противоречие с нравственными принципами, которые еще сохранились в жизни социума. Интерес вызывает также отношение творческих опытов молодых художников к религиозной составляющей искусства. Данный аспект заслуживает отдельной темы для анализа. Это является серьезной проблемой, и, полагаю, задача искусствоведов сегодня исследовать эти процессы и расставить точки над «i».
Обращение к современному состоянию высшей школы искусства, имеющей многолетние академические традиции, для меня обусловлено интересом к вопросу, который еще не нашел своего отражения в искусствознании. Это вопрос о том, как происходило развитие высшего академического образования, не пережившего вмешательства извне, а именно, идеологического влияния на характер и суть школы, правящей политической силы. Франция и Дания относятся к числу стран, счастливо избежавших участи, постигшей Россию. Переворот 1917 г. и, как следствие, волна идеологического воздействия на изобразительное искусство в более поздний период, время сталинского правления. Таким образом, на определенном этапе по политическим причинам дальнейшие пути развития трех европейских школ разошлись. Сформировались две модели, которые условно можно назвать «эволюционной» и «изоляционной». В системе первой продолжали существовать Франция и Дания, вторая модель определила дальнейшую судьбу нашей отечественной школы. Современный опыт и состояние этих школ сегодня - результат функционирования этих моделей развития при сходных отправных ситуациях. Почти вековое существование нашей школы под неусыпным взором политической идеологии сообщило ей определенную степень консерватизма и творческой изоляции.
С искусствоведческой точки зрения, далеко небезынтересно, последовала бы наша отечественная высшая школа по пути, пройденному западноевропейской школой, двигавшейся по пути свободного развития? А также, на каком этапе западное художественное образование преодолело зависимость от классики и достигло стадии относительной беспредметности? На эти вопросы еще предстоит ответить в ходе дальнейшего исследования, но хотелось бы отметить, что даже при первом приближении становится очевидно - результаты обеих моделей имеют свои видимые достоинства и недостатки. Анализ их способен помочь как лучшему пониманию процессов, происходящих сегодня в искусстве, так и дальнейшему развитию отечественного художественного образования без каких бы то ни было революционных изменений, так как все революционные процессы на отечественной почве, как правило, не давали положительных результатов.
Особенности учебных и итоговых работ студентов и выпускников академических вузов Франции, Дании и России позволяют выделить две основные позиции:
- в работах выпускников ENSBA и Датской академии доминирующее значение имеет процесс творческого мышления. Замысел определяет форму и содержание. Форма не должна быть сдерживающим мысль ограничителем. То, что не в состоянии донести до зрителя форма, дополняется объяснением искусствоведа или текстом;
- в российской академической школе построение формы - по-прежнему, главный критерий мастерства. Форма мыслится как носитель содержания, недостаточная выразительность образа ставит под угрозу передачу замысла.
Так или иначе, но сегодня развитие школы неразрывно связано с тенденциями развития художественной жизни, а потому представляет для искусствознания не меньший интерес, чем творчество художников, населяющих пространство «большого искусства».
Как ни парадоксально это может прозвучать, но выпускники отечественных вузов, обладающие навыками построения реалистического образа, оказываются менее подготовленными к жизни, чем их собратья по цеху искусств, завершающие свое обучение в вузе инсталляциями или работами, в которых активная роль принадлежит компьютерным технологиям. Им гораздо легче войти в мир, где востребованность художника напрямую зависит от его умения мыслить неординарно и владеть всем спектром современных средств выражения.
Мною не ставилась цель противопоставить две реальности, имеющие место в образовании разных стран. Это всего лишь первое приближение к сложной и, к сожалению, не исследованной теме. На данном начальном этапе было важно обозначить саму проблему развития академических школ в контексте современного искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ
Academia: Qui es-tu? [Текст] / Авт.-сост. B. Lietaer, E. Dewolf, A. Vervoordt. Brussels, 2008. 161 с.