кластерная технология
для потребкооперации1
вопросы развития потребительской кооперации
в рамках кластерной экономики
__Аннотация
Статья посвящена организационно-экономическому механизму развития системы потребительской кооперации на основе кластерного подхода. По мнению автора, реализация кластерной технологии может обеспечить единство хозяйственного комплекса, наладить устойчивые связи между обособленными субъектами, способствовать росту промышленного потенциала региона в целом.
_Ключевые слова: глобализация, потребительская кооперация, кластер_ный подход, организационно-экономический механизм, промышлен-
_ный потенциал, Центросоюз, сельскохозяйственная продукция, обще_ственное питание
Денисова И.Н.
канд. экон. наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли Российского университета кооперации, г. Москва [email protected]
Потребительская кооперация России представляет собой систему взаимосвязанных друг с другом потребительских обществ и союзов потребительских обществ. Фундаментом этой системы является потребительский кооператив, ведущий хозяйственную и общественную деятельность.
Особая роль принадлежит Центральному союзу потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзу РФ)2 как высшему органу системы потребительской кооперации. По состоянию на январь 2008 г. Центросоюз России объединял:
1 Материал из серии «Аналитические обзоры» - прим. ред.
2 Центросоюз РФ (России) - крупнейший координирующий орган экономической, социальной, консультационной деятельности системы на основе добровольного объединения потребительских обществ Российской Федерации, содействующий развитию деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ областей, краев, республик.
- 4,8 млн чел. (пайщиков)3 [2];
- свыше 3 тыс. потребительских обществ (сельских, городских, районных);
- 154 райпотребсоюза;
- 76 потребсоюзов (республиканских, краевых и областных) [3].
В настоящее время в системе Центросоюза РФ сосредоточено:
- более 50 тыс. магазинов (из них 20 тыс. закупают сельхозпродукцию у населения);
- почти 7 тыс. предприятий общественного питания (столовых, кафе, баров, ресторанов);
- более 8,4 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой);
- 6,7 тыс. приемно-заготовительных пунктов и других объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции;
- около 30 тыс. пунктов по оказанию населению бытовых услуг.
Вопросы выживаемости потребкооперации
Планомерному развитию потребительской кооперации препятствуют социально-экономические противоречия. Действительно, потребительская кооперация, признаваемая некоммерческой структурой, обязана:
- выполнять социальные функции по защите интересов своих членов и обслуживаемого населения посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения;
- осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе торговлю товарами первой необходимости в глубинных населенных пунктах страны.
Следовательно, успешное выполнение потребкооперацией социальных функций должно органично сочетаться со строгим соблюдением требований, регламентирующих деятельность любых хозяйствующих субъектов рыночных отношений. Глубокие перемены, произошедшие в России в течение последнего десятилетия ХХ в., оказали существенное влияние на все сферы общества. Реформы
3 Еще совсем недавно (в 2001 г.) система Центросоюза объединяла 11,4 млн пайщиков.
в настоящее время в системе Центросоюза РФ сосредоточено более 50 тыс. магазинов, почти
7 тыс. предприятий общественного питания, около 30 тыс. пунктов по оказанию населению бытовых услуг
потребительская кооперация
1ащ
организации
потребительской _кооперации
_в среднесрочной
_и долгосрочной
перспективе могут полностью утратить _конкурентные
_преимущества,
_основанные на
_масштабах и
системном единстве
обусловили необходимость изменений, коснувшихся ряда процессов и структур управления хозяйствующими субъектами экономики, а также системы потребительской кооперации. Как отмечено в Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации, «недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы, с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов». Последние, в свою очередь, «могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе огут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве» [4].
Таким образом, сегодня особенно остро поставлены вопросы выживаемости системы потребитель-ой кооперации, необходимости осуществления руктурных преобразований. В этих условиях лее актуальными оказались процессы управ-ганизационными изменениями как отдельных предприятий, так и системы потребительской кооперации в целом. Они рассматриваются как новое направление в теории и практике кооперативного менеджмента, как современный инструмент развития, реорганизации и преобразования, изменения и адаптации, повышения конкурентоспособности кооперативного сектора экономики страны.
Управление изменениями и конкурентоспособность
Одной из важнейших причин, предопределивших перманентное кризисное состояние многих организаций потребительской кооперации, безусловно, была психологическая неготовность их персонала и руководителей пойти на решительные изменения. Сегодня необходимость изменений осознана на всех уровнях управления. Центросоюзом РФ инициировано проведение значительных преобразова-
ний практически во всех сферах социально-экономической деятельности системы потребительской кооперации, ориентированных на повышение конкурентоспособности кооперативного сектора экономики [4].
«Конкурентоспособность, - пишет И.Т. Насретдинов [5], - имеет динамичный и конкретно временной характер, проявляющийся как быстро меняющееся свойство экономического субъекта в рамках определенного конкурентного поля в определенное время». В данном контексте усиление позиций организаций потребительской кооперации в конкурентном пространстве может быть обеспечено реализацией комплекса мероприятий по воспроизводству конкурентоспособной межрегиональной территории, на которой дислоцируются взаимодействующие организации потребительской кооперации.
Отсутствие общепринятой технологии многомерного сравнительного анализа организаций потребительской кооперации по уровню их конкурентоспособности и устойчивости экономического роста является существенным фактором, сдерживающим эффективное воспроизводство конкурентоспособности региональных (межрегиональных) экономических систем. Данное обстоятельство обусловливает необходимость выработки специфических методологических подходов к построению конкурентоспособных территориально-отраслевых комплексов, объединяющих организации потребительской кооперации.
Кластерная технология
Эффективным организационно-экономическим механизмом развития системы потребительской кооперации может явиться формирование регионального комплекса на основе кластерного подхода. Реализация кластерной технологии позволит:
- обеспечить единство хозяйственного комплекса региона;
- наладить устойчивые связи между обособленными субъектами региональной экономики;
- повысить промышленный потенциал региона в целом.
Высокая актуальность создания межрегионального бизнес-кластера на базе организаций потре-
...сегодня особенно остро поставлены вопросы выживаемости системы
потребительской
кооперации,
необходимости
осуществления
ее структурных
преобразований
потребительская коопер<
_Литература
1. Закон Российской Федерации от 11.07.1997. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11. 07.1997. № 97-ФЗ, от 28. 04.2000. № 54-ФЗ, от 21.03.2002. № 31-ФЗ).
2. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. / Под ред. В.Ф. Ермакова. -М.: Изд. дом Центросоюза, 2001. - С. 183.
3. Центросоюз Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rus. соор/ипюп/89590.
4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rus.c00p/ ипюп/91610/91611/.
5. Насретдинов И.Т. Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в условиях трансформационной экономики. // Регионология. - 2009. -№ 1.
бительской кооперации вызвана недостаточной изученностью вопросов разработки новых организационно-экономических механизмов сбалансированного развития оказавшихся в полосе глубоких структурных деформаций организаций потребительской кооперации на основе кооперации и интеграции хозяйственно-производственных структур.
Как известно, ключевой идеей формирования кластеров является то, что на основе научных, конструктивных и технологически реализуемых решений может появиться возможность извлечения существенного синергического эффекта диверсифицированного типа, создания условий для обновления материально-технической базы интегрированных в единый комплекс взаимодействующих организаций потребительской кооперации. Это позволит:
- полнее использовать материальные и финансовые ресурсы входящих в кластер субъектов хозяйствования;
- повысить их суммарную конкурентоспособность;
- увеличить интегрированную стоимость;
- улучшить инвестиционную привлекательность.
Условия эффективного функционирования кластерной структуры
Функционирование кластерной структуры потребительской кооперации может быть успешным в следующих случаях:
- если в регионе (регионах) будут созданы условия, благоприятствующие объединению производств на принципах взаимной выгоды и индивидуализации производственных особенностей;
- образующийся конкурентоспособный бизнес-кластер сможет извлекать значительный синерги-ческий эффект за счет организации научно обоснованных технологий и совершенствования всех этапов совместной экономической деятельности;
- условием создания производств нового поколения будет являться постоянный процесс подготовки и переподготовки персонала входящих в формируемый кластер предприятий, что позволит его рассматривать в качестве организации, осваивающей инновационные схемы деятельности;
- кластерная организация системы потребительской кооперации будет направлена на создание новой формы организации труда и развитие малого предпринимательства, обращена на накопление ресурсов и улучшение социально-экономического потенциала территорий;
- в состав кластера будут входить образовательные и научно-исследовательские структуры, разрабатывающие общие стратегии развития, организационно-экономический инструментарий по обеспечению адаптивного функционирования входящих в формируемый кластер организаций и предприятий;
- на постоянной основе будет осуществляться поиск, апробация, воссоздание и совершенствование всевозможных форм экономико-технологических, рыночно координированных взаимосвязей и заключение взаимовыгодных деловых взаимоотношений на основе механизмов рыночного саморегулирования.
Denisova I.N.
Cand. of Econ. Sci., Associate professor, Chair of Commerce and Trade Technology, Russian University of Co-operation, Moscow
Issues of Consumer Cooperative Development in Cluster Economy
_Abstract
The article discusses organizational and economic mechanism of consumer cooperative development on the basis of the cluster approach. According to the author, the implementation of clustering technology can ensure the unity of the economic complex, establish stable links between the separate entities andfacilitate the growth of industrial potential of the region as a whole.
Keywords: globalization, consumer cooperation, cluster approach, organizational and economic mechanism, industrial potential, Centrosoyuz, agricultural production, catering