Казанцева А.Н.
ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация. Одним из современных трендов является развитие «зеленой экономики». Но процесс этот не является спонтанным. Он активно регулируется на государственном и межгосударственном уровнях. В статье рассмотрена специфика разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции в Российской Федерации. При этом учтен зарубежный (европейский) опыт в этой сфере. Предложено расширить практику субсидирования государством экологически ответственных предприятий.
Ключевые слова. «Зеленая экономика», государственная политика, экологически чистые продукты, регулирование экономики.
Kazantseva A.N.
ISSUES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STATE POLICIES IN THE SPHERE OF PRODUCTION AND APPLYING ENVIRONMENTALLY PURE PRODUCTS
Abstract. One of the modern trends is the development of the "green economy". But this process is not spontaneous. It is actively regulated at the state and interstate level. The article considers the specification of development and implementation of the state policy in the sphere ofproduction and circulation of ecologically clean products in the Russian Federation. At the same time, foreign (European) experience in this field is taken into account. It is proposed to expand the practice of subsidizing environmentally responsible enterprises by the state.
Keywords. "Green economy", public policy, environmentally friendly products, regulation of the economy.
В современных условиях развития общество всё большее внимание уделяется производству и росту потребления экологически чистых продуктов. Под экологически чистой продукцией нами понимаются продукты, в процессе производства, использования и утилизации которых учитывается экологический фактор и наносится минимальный ущерб природе и человеку [2]. Производство и оборот этих продуктов, по нашем мнению, требуют специального государственного регулирования.
На основании общих критериев, предъявляемых к эко-продуктам, нами выделены 5 ведущих их групп: продукты произведенные экологическим способом, годные для вторичного использования и переработки, способствующие защите природных ресурсов; возобновляемые источники энергии; экологически чистые технологии; продукты, используемые для борьбы с загрязнением воздуха; продукты для переработки отходов.
ГРНТИ 06.75.61 © Казанцева А.Н., 2018
Анна Николаевна Казанцева - аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Контактные данные для связи с автором: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1, стр. 46 (Russia, Moscow, Lenin Hills, 1/46). E-mail: [email protected].
Оценка условий и особенностей их внедрения на рынок позволила выделить 3 характерных этапа в становлении рынка: 1960-1970 гг. (появление в структуре спроса «чистых» продуктов), 1970 - начало 1990-х годов (обострение экологических проблем, формирование системы экологического менеджмента), начало 2000 годов - и по настоящее время (развитие комплексной системы поддержки рынка, формирование «зеленого» экономического роста).
Оценка опыта регулирования рынка экологически чистой продукции в странах ЕС на современном этапе свидетельствует о наличии успешного работающих инструментов государственного стимулирования развития данного рынка, интегрированных в Европейскую стратегию 2020, где особый акцент сделан на возобновляемых источниках энергии, низких выбросах парниковых газов в результате развития экологического менеджмента и эко-инноваций на региональном уровне, включая малые и средние предприятия (платформа «Эко-Инновер»). В последние 10 лет резко ускорился рост производства разнообразной эко-продукции, в среднем с темпом около 17% в год.
При этом присутствует существенная страновая специфика ключевых направлений экологизации [3]: экологичность и энергоэффективность (Финляндия); борьба с загрязнением окружающей среды, ресурсоэффективные технологии и системы экологического менеджмента (Австрия); создание экологических кластеров (Дания); экологический менеджмент в сельском хозяйстве (Словакия); переход на возобновляемые источники энергии (Бельгия); опреснение и водные эко-инновации (Испания); утилизация продукции, качество воздуха, шумоизоляция, био- и нанотехно-логии (Германия) и др.
Тем не менее, и в Европе сохраняются существенные барьеры развития эко-инноваций; к ним, в первую очередь, представители бизнес-сообщества относят: нехватку квалифицированного персонала, недостаточный спрос, нехватку финансирования, сомнительную рентабельность, недостаточный доступ к государственным источникам финансирования, доминирование других операторов рынка. Стоит отметить, что целенаправленное внедрение эко-инноваций ведет к долгосрочной стратегии достижения целей устойчивого развития. Причем, как показывает европейский опыт, эту стратегию нельзя считать инициативой исключительно самих предпринимателей.
Резкое ухудшение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов существенно сказались на потребительских предпочтениях, способствуя росту спроса на продукцию, в процессе производства которой используются принципы энергоэффективности и ресурсосбережения, а сама продукция не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Изменения потребительских предпочтений оказывают влияние на бизнес, давая, таким образом, сигнал о необходимости включения экологических параметров в процесс производства продукции. В свою очередь, готовность потребителей платить больше за экологически чистый продукт указывает на то, что потенциальный клиент стратегически воспринимает ценность данного продукта.
Проведенный бенчмаркинг использования стимуляторов, устраняющих перечисленные барьеры, показал их разнообразие и ориентацию на конкретную продуктовую область. В целом они базируются на 3-х главных компонентах: государственном регулировании природопользования, технологическом развитии и влиянии на рынок.
Развитие рынка эко-продукции в РФ существенно отстает от уровня европейских стран. Характерной чертой зарождающегося рынка является формирующаяся прослойка экологически ориентированных потребителей, заинтересованных в приобретении экологически чистой продукции. Для их реализации необходимы не только внешние условия (институциональная среда, экологическое регулирование, поведение покупателей), но и внутренние параметры бизнеса (квалифицированные кадры, высокотехнологичные лаборатории и оборудование). Появление новых потребительских предпочтений служит необходимым, но не достаточным условием для экологизации производства. С учетом анализа европейского опыта, а также развития рынка в условиях российских реалий становится очевидна доминирующая роль государственной поддержки и государственного регулирования развития данного сегмента рынка.
В ходе исследования было выявлено, что неотъемлемыми элементами государственного регулирования в России стали появляющиеся элементы экологически ориентированной промышленной политики, совершенствование систем управления окружающей средой, соблюдение требований экологической безопасности. В результате (по данным опроса представителей российской бизнес-
среды, проведенного автором в конце 2015 г.) эко-продукты стали активнее внедрятся в практику работы многих компаний.
Наибольшее распространение получили технологии энергоэффективности и эко-инновации, способствующие уменьшению негативного воздействия на окружающую среду - 78% от общего количества опрошенных компаний. Наименьшим интересом пользовались эко-решения по сохранению видового биоразнообразия и продуктивности экосистем в регионе присутствия компании -9%. Внедрение стало способствовать решению проблем истощения невозобновляемых природных ресурсов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, более рациональному природопользованию и повышению экологической безопасности в стране.
Автор выделил, систематизировал и детализировал наиболее востребованные рынком направления эко-инноваций, которые могут быть активно поддержаны в России: сокращение отходов и их утилизация; экономия воды и энергии; предотвращение загрязнения; «зеленая» дистрибьюция; «зеленое» послепродажное обслуживание. Для занятия указанных ниш, выделены приоритетные направлениям экологизации собственного производства, в первую очередь приоритеты планирования, а также производственных и маркетинговых стратегий компании. В частности, экологизация-бизнес-планирования требует имплементации в бизнес-процессы следующих компонент: экологического менеджмента; принципов социальной ответственности; экологического маркетинга. С учетом данных приоритетов в диссертации предложен примерный поэтапный план экологизации уже существующего бизнеса (см. табл.).
Таблица
План экологизации существующего бизнеса (вариант)_
Этап Содержание работ
Процесс подготовки предварительный анализ ресурсной базы на предмет внедрения экологических параметров
анализ уже существующих поставщиков на предмет соответствия целям устойчивого развития, экологическим параметрам производства продукции. В случае необходимости расширение списка потенциальных поставщиков, придерживающихся принципов экологизации своего бизнеса
проведение ознакомительной программы для сотрудников о ключевых особенностях экологизации бизнеса
оценка бизнес-процессов на предмет экологизации
подготовка плана действий по экологизации бизнеса
экологизация бизнес-модели
Начальный этап переориентация производства от модели «производство продукции хорошего качества» к модели «производство экологически чистой продукции по доступным ценам»
анализ системы распределения ресурсов на предмет возможного снижения издержек
наряду с экологизацией бизнес-процессов, внедрение в Кодекс корпоративной этики фактора экологичности. Это указывает на необходимость соблюдения сотрудниками компании приверженности здорового образа жизни
переход на использование возобновляемых источников энергии для трансформации производственного процесса
Достижение целей по экологизации бизнеса объединение всех экологичных бизнес-компонентов в единый процесс
интеграция «зеленых» производственных технологий в бизнес-процессы
закупка сырья только от поставщиков, придерживающихся принципов экологичности
ребрендинг продукции, включающий акцент на фактор экологичности
Улучшение экологических параметров постоянное совершенствование бизнес-процессов, включающих в том числе улучшение экологических параметров продукции
создание стандартных операций для бизнес-процессов
расширение рынка сбыта
Разработано автором.
Основными инструментами государственной поддержки эко-инноваций являются: государственные программы, технологические платформы; стратегические программы исследований и разработок, распространение экологических стандартов и маркировки.
Несмотря на достигнутые успехи, по количеству барьеров развития эко-рынка, Россия, к сожалению, остается одним из лидеров [1]. К наиболее существенным барьерам автор относит: низкую покупательную способность населения; наличие серьезных институциональных ограничений, препятствующих распространению экологически ориентированных инноваций; отсутствие в государственной политике отдельного направления развития экологического рынка; проблемы продвижения экологически чистых продуктов на региональном и муниципальном уровне; недостаточное количество обучающих мероприятий, способствующих подготовке специалистов-экологов; отсутствие экологической культуры в обществе.
Установлено, что в данных условиях наиболее результативный импульс развитию рынка может дать использование в механизмах стимулирования/дестимулирования операторов рынка идеи (парадигмы) «эффективного загрязнения», в соответствии с которой издержки виновника загрязнения (согласно Парето-оптимальному равновесию) переносятся создателю положительных экологических эффектов. Эта идея может была положена в основу инструментов государственного субсидирования эко-бизнеса. В этом случае этом экономическим стимулятором внедрения эко-инноваций для компаний становится стремление к получению максимально возможной прибыли, путем включения экологической составляющей в процесс производства новой, экологически чистой продукции, а также получения финансовой поддержки от государства.
Заметим, что в период экономического кризиса государство имеет ограниченный объем бюджетных средств, которые могут быть направлены на поддержку экономики, в том числе на поддержку развития экологически ориентированного бизнеса, поэтому в качестве меры государственной поддержки автор предлагает использовать в качестве источника субсидирования средства, аккумулируемые в специальном Экологическом фонде, создаваемом за счет нарушителей экологических требований.
В соответствии с парадигмой «эффективного загрязнения» экологически опасные товары облагаются при таком подходе дополнительным налогом, который аккумулируется в Экологическом фонде, и на сумму собранных платежей субсидируется производство экологически чистой продукции. Таким образом, срабатывает принцип «платит загрязнитель».
Поскольку рынок экологически чистой продукции весьма разнообразен, есть смысл разделить объекты субсидирования по уровням государственной поддержки. На федеральном уровне предлагается субсидировать производство экологически чистых товаров, при использовании которых происходит положительный внешний эффект, например, снижается заболеваемость населения. Или, например, поскольку в результате использования фосфатосодержащих чистящих моющих средств происходит загрязнение водоемов и государство вынуждено платить за их очистку, то поэтому целесообразнее на федеральном уровне субсидировать производство экологических чистящих и моющих средств.
На региональном уровне, на наш взгляд, наибольшей перспективой обладает субсидирование производства эко-продуктов питания, поддержка фермерских хозяйств. Экологические субсидии являются важным экономическим инструментом реализации государственной экологической политики и выполнения международных соглашений. Экологические субсидии используются для продвижения широкого спектра мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, для более эффективного управления использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Систему субсидирования целесообразно поддержать экологическим кредитованием производителей эко-продукции. Несмотря на широкое распространение в странах Европы и США, в России экологическое кредитование столкнулось с рядом препятствий:
• низкий спрос на данный вид кредитования из-за малой информированности представителей бизнеса о преимуществах и недостаточного понимания результатов инвестиций в экологически ориентированные проекты, неспособность или нежелание компаний добиваться повышения энергоэффективности и экологизации производства;
• слабое предложение продуктов экологического кредитования со стороны российских финансовых институтов (лишь немногие банки предлагают специализированный кредитный
продукт, направленный на экологизацию бизнеса, способствующий энерго- и ресурсоэффективности и развитию возобновляемой энергетики); • слабое государственное стимулирование банковской системы.
На решение этих проблем, по мнению автора, должна быть ориентирована государственная политика, реализуемая в Российской Федерации, касающаяся регламентации и регулирования процессов производства и обращения экологически чистых продуктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленая экономика и зеленые финансы: учебное пособие / под ред. Б.Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.
2. Казанцева А.Н. Эко-инновации как инструмент перехода к устойчивому развитию // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94) С. 86-90.
3. Vertakova Yu, Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals-XXI. 2017. № 166 (7-8). P. 4-10.