Научная статья на тему 'Направления развития природосберегающего хозяйствования'

Направления развития природосберегающего хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC SYSTEM / NATURAL RESOURCES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Владимир Александрович

В современных условиях хозяйствования экологические ограничения становятся одним из основных барьеров для экономического роста. Для их преодоления требуется внедрение специальных природосберегающих моделей хозяйствования, базирующихся на концепции «зеленого» роста. В статье дан обзор направлений развития подобных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF ENVIRONMENTALLY ECONOMIC ACTIVITY

Today, environmental restrictions are one of the main barriers to economic growth. They need to be overcome. Therefore, we must implement a special environmentally friendly economic model. They are based on the concept of "green" growth. The article provides an overview of trends in the development of these models.

Текст научной работы на тему «Направления развития природосберегающего хозяйствования»

/I" ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Плотников В.А.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация. В современных условиях хозяйствования экологические ограничения становятся одним из основных барьеров для экономического роста. Для их преодоления требуется внедрение специальных природосберегающих моделей хозяйствования, базирующихся на концепции «зеленого» роста. В статье дан обзор направлений развития подобных моделей.

Ключевые слова. Хозяйственная система; природные ресурсы; устойчивое развитие; зеленая экономика; государственное регулирование экономики.

Plotnikov V.A.

TRENDS OF ENVIRONMENTALLY ECONOMIC ACTIVITY

Abstract. Today, environmental restrictions are one of the main barriers to economic growth. They need to be overcome. Therefore, we must implement a special environmentally friendly economic model. They are based on the concept of "green" growth. The article provides an overview of trends in the development of these models.

Keywords. Economic system; natural resources; sustainable development; green economy; government regulation of the economy.

В современных условиях экологические ограничения становятся всё более существенными, что связано с интенсификацией процессов хозяйственной деятельности. По мере того, как масштабы хозяйственной деятельности возрастают, объемы использования природных ресурсов и негативных экологических экстерналий также возрастают. Не случайно, проблема устойчивого эколого-экономического развития в конце ХХ века вышла на первый план среди глобальных проблем человечества, что нашло отражение в проведении ряда международных конференций под эгидой ООН. Одной из составляющих этой проблемы является ограниченность и исчерпаемость ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности.

Примеры из хозяйственной практики различных стран, отражающие рост нагрузки антропогенной (хозяйственной) деятельности на природную среду достаточно впечатляющи. Так, в Индии потребление воды в расчете на душу населения (на промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и иные нужды) в последние десятилетия росло с темпами, превышающими 11,2% (рисунок 1). С учетом численности населения этой страны, которая на сегодняшний день превышает 1,2 млрд чел., годовое водопотребление Индии примерно в 3 раза превышает, например, годовой сток круп-

ГРНТИ 06.71.63 © Плотников В.А., 2016

Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, главный редактор научного журнала «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии».

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). E-mail: plotnikov.v@unecon.ru.

Исследование выполнено в рамках гранта по государственной поддержке ведущих научных школ НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».

нейшей реки Европы - Волги. Понятно, что значительная часть этой воды не исчезает бесследно, а возвращается в природную среду в загрязненном состоянии.

Источник данных: база данных AQUASTAT, поддерживаемая Food and Agriculture Organization.

Рис. 1. Среднедушевое потребление воды в Индии, куб.м / чел.

Еще один пример касается изъятия на хозяйственные цели полезных ископаемых. Динамика добычи каменного угля в регионе Азия и Океания приведена на рисунке 2. За 20 лет произошло увеличение добычи почти в 3 раза, и этот рост продолжается. Так, в 2011 г. добыча угля составила 5,29 млрд т, а в 2012 г. - уже 5,45 млрд т. Для сравнения: общемировая добыча угля в 2012 году превысила 7,88 млрд т угля. В этой связи деятельность человека уже можно оценивать как геологический фактор.

Источник данных: U.S. Energy Information Administration.

Рис. 2. Динамика добычи каменного угля в регионе Азия и Океания, млрд т.

Увеличение объемов хозяйственной деятельности человека приводит к существенному росту ресурсопотребления. Это связано также и с ростом численности населения, для обеспечения нужд которого, даже без учета роста индивидуального потребления, требуется всё больше ресурсов. Безусловно, ресурсную проблему необходимо решать. В этой области предлагаются различные меры [1, 6, 7, 9 и др.], полный не то что анализ, но даже обзор которых требует отдельного рассмотрения. Подобного рода механизмы хозяйствования даже получили специально обозначение - «зеленая экономика». Мы не ставим своей целью дать исчерпывающую характеристику зеленой экономики, а остановимся на одном из возможных направлений ее становления: развитии природосберегающих моделей хозяйствования.

Первым таким направлением мы видим разработку и внедрение различных ресурсосберегающих технологий, а также расширение практики использования для удовлетворения бытовых и про-

изводственных нужд возобновляемых ресурсов. Зеленые технологии рассматриваемого типа получили большое развитие как в России, так и за рубежом. Наибольшую популярность в национальной политике и международных проектах получили усилия по снижению энергоемкости производства, повышению энергоэффективности, развитию альтернативной генерации энергии (солнечной, геотермальной, ветровой и др.) [10]. То есть, в рассматриваемом нами первом направлении развития зеленой экономики предпринимаются активные усилия по более рациональному использованию энергии.

И эти усилия дают положительный результат (рисунок 3). Наблюдается ярко выраженный экспоненциальный рост генерации электроэнергии с использованием возобновляемых источников (без учета гидроэлектростанций). Безусловно, этот рост - результат целенаправленных усилий национальных правительств, которые стимулируют альтернативную генерацию. По данным Минэнерго России, в настоящее время от возобновляемых источников энергии в стране осуществляются поставки менее 1% всей электроэнергии, к 2020 году этот показатель должен достичь 2,5%. Совокупная мощность российских станций на возобновляемых источниках энергии составляет около 350 МВт.

Следует отметить, что с чисто экономических позиций альтернативная генерация остаётся невыгодной. Экономически оправданной ее может сделать только государственная поддержка. Так, по данным российского НП «Сообщество потребителей энергии», содержание 6 гВт мощности возобновляемых источников равносильно по затратам 100 гВт традиционной генерации. Очевидно, что при таком разрыве альтернативная энергетика не может конкурировать с традиционной. Запасы государственных ресурсов для ее поддержки также не безграничны. Поэтому требуется стимулирование разработки и внедрения в производство новых технологий в этой сфере. То что это вполне возможно доказывает стремительный прогресс в совершенствовании альтернативных традиционным кремниевым так называемых перовскитных генерирующих элементов, используемых для преобразования солнечной энергии в электрическую. Если первые промышленные образцы таких элементов имели КПД 3,9%, то в настоящее время КПД достиг уже 21,3%.

1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200

Источник данных: U.S. Energy Information Administration.

Рис. 3. Общая генерация электрической энергии в мире с использованием возобновляемых источников

(без гидроэлектростанций), млрд кВт-час.

В России, в рамках идеологии перехода к «зеленому» экономическому росту, принимаются также меры по стимулированию энергосбережения и повышению энергоэффективности. В стране был разработан и принят в 2009 г. специальный федеральный закон № 261-ФЗ, в развитие которого только на федеральном уровне принято уже около 40 подзаконных актов. В результате этих мер

1069

935

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

ожидается снижение уровня энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 г. (от показателей 2007 г.). На постсоветском пространстве значительных успехов в сокращении энергоемкости экономики достигла Белоруссия, где начиная с 1995 года обеспечено повышение ВВП на 36% практически без прироста потребления топливно-энергетических ресурсов. Энергоемкость ВВП в этой стране снижена за счет инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности общим объемом около 3,5% от ВВП [4].

Помимо энергетики, усилия по снижению ресурсопотребления предпринимаются и в других отраслях экономики: в химической промышленности, машиностроении, деревообработке, на транспорте, в нефтедобыче и т.д. Отметим, что подобная деятельность довольно слабо контролируется и стимулируется государством. Стремление к ресурсосбережению в этих случаях стимулируется не столько необходимостью решения социально значимых задач и реализации публичных интересов, сколько коммерческими интересами компаний, стремящимся повысить эффективность собственной деятельности, например, за счет снижения материалоёмкости производимой продукции. В качестве примера на рисунке 4 приведена динамика глубины переработки нефтяного сырья в Российской Федерации в течение последних 20 лет.

Источник: данные Росстата.

Рис. 4. Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации, %.

Вторым важным направлением «позеленения» экономики является изменение технологических цепочек за счет вмешательства человека в природные процессы, их технологизации. Имеется в виду деятельность по возобновлению природных ресурсов, по их искусственному созданию, изменению их качественных характеристик, что позволяет увеличить объемы ресурсов в сравнении с теми, которые могли быть сформированы естественным путем.

Как известно, природные ресурсы принято делить на неисчерпаемые (отметим, что эта их градация должна быть соотнесена с существующим технологическим уровнем производства. Те ресурсы, которые в современных условиях считаются неисчерпаемыми, с течением времени могут перейти в категорию исчерпаемых) и исчерпаемые. Последние, в свою очередь, принято разделять на невосстанавливаемые и восстанавливаемые. При рассмотрении «зеленых» методов хозяйствования происходит интенсификация деятельности по восстановлению природных ресурсов, в хозяйственный оборот во все больших объемах вовлекаются именно восстановленные, т.е. созданные в результате хозяйственной деятельности человека (хотя и с использованием естественных сил природы) ресурсы.

В качестве характерного примера можно привести лесовосстановление. По данным Рослесхоза, рубка и воспроизводство лесов в России в настоящее время примерно сбалансированы, т.е. соотношение площади сплошных рубок и лесовосстановления за последние годы близко к единице

(см.: http://www.lesvesti.ru/news/expert/8170). В частности, в 2010 году сплошная рубка была проведена на площади 781 тыс. га, а лесовосстановление на площади 813 тыс. га; в 2011 году - 904 и 857; в 2012 году - 878 и 840; в 2013 году - 884 и 870 тыс. га, соответственно. Т.е. поддерживается баланс площадей, поступающих в рубку и охваченных лесовосстановительными мероприятиями.

Другой пример - развитие аквакультуры. Согласно информации, которая приводится в «Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. министром сельского хозяйства Российской Федерации 10 сентября 2007 г.), в современном мировом рыбном хозяйстве доля аквакультуры достигла 40%, при том, что еще в начале 1980-х гг. на нее приходилось лишь около 7%. Если говорить о России, то по Дальнему Востоку почти 18% добываемых тихоокеанских лососей имеют заводское происхождение; удельный вес осетровых рыб заводского происхождения в промысловых уловах Каспийского моря составляет: по русскому осетру - свыше 55%, севрюге - 36%, белуге - около 98%. А более чем 80% осетровых рыб Азовского моря имеют заводское происхождение.

Третье направление, из выделяемых нами, это - разработка новых продуктов и следующее за этим изменение структуры потребления, вслед за чем неизбежно изменяется и структура производства в пользу тех его видов, которые отличаются меньшим ресурсопотреблением. Для прогресса в этом направлении требуются скоординированные усилия как государства и общественных организаций, так и корпораций, которые совместными усилиями должны заниматься продвижением новых стандартов потребления и представлений о качестве жизни и желаемом уровне потребления. В том числе, это достигается и активной пропагандистской деятельностью, убеждением населения в том, что заботиться об окружающей среде - модно, а экологически ответственное потребление является престижным.

Примером подобной «зеленой» хозяйственной деятельности является отказ от использования бумажных копий документов в корпоративном документообороте, широкомасштабное внедрение технологий электронного взаимодействия, в том числе т.н. «электронного государства» («электронного правительства»), использование в электронном документообороте специальных электронных подписей и т.д. Такой подход позволяет значительно сократить производство и потребление бумаги для офисных нужд. Вот что отмечается в интернет-выпуске «Российской газеты» от 19 февраля 2016 года (см.: https://rg.ru/2016/02/19/internet-gosuslugi-v-2015-godu-pozvolili-sekonomit-600-km-bumagi.html) по этому поводу: «Минкомсвязь подвела итоги работы Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в 2015 году. Количество запросов, отправленных через СМЭВ, выросло на 72,1 процента (с 4,35 триллиона до 7,4 триллиона). Если бы все эти документы передавались на бумаге, то набралась бы стопка листов высотой 600 километров».

Наконец, четвертым направлением является перераспределение произведенного продукта и дохода, разумная координация производственной деятельности в отраслевом и территориальном разрезе. И здесь без вмешательства государства обойтись невозможно. Дело в том, что рыночная экономика обладает эффективными распределительными процессами лишь в отношении распределения активов, имеющих стоимостную оценку. Если же речь идет о распределении общественно значимых неэкономических благ, рыночные механизмы «пробуксовывают».

Рыночная экономика обладает динамической несбалансированностью, которая является ее неотъемлемой чертой. Эта несбалансированность определяется децентрализацией принятия решений в экономике, отсутствием эффективного планового начала в хозяйственном регулировании. Несмотря на развитие практики использования в рыночных экономиках развитых стран и России методов индикативного планирования [3], оно не является и не может быть всеобъемлющим, что приводит к непрерывному воспроизводству в рыночной экономике диспропорций и, в конечном итоге, к периодически повторяющимся кризисам.

Напротив, как следует из теории альтернативных хозяйственных систем [5, 8], в планово-распорядительной модели экономики (например, советского типа) основным регулирующим механизмом является объемно-номенклатурный, результат реализации которого - воспроизводство товарного дефицита. В рыночной экономике аналогичную регулирующую роль играет ценовой механизм, действие которого приводит к перепроизводству товаров. С этих позиций следует признать, что экономика советского типа по своим генетическим свойствам является более «зеленой», чем экономика рыночная. Создавая дефицит и рационируя потребление, она ограничивает изъятие

природных ресурсов для хозяйственных нужд, способствует большей экологизации человеческой деятельности. Планово-распорядительная модель хозяйствования подразумевает нормирование во всех областях человеческой деятельности, в том числе в сфере использования природных ресурсов.

В условиях же рыночной экономики, с ее периодическим перепроизводством товаров, излишне произведенные товары оказываются невостребованными и утилизируются. Потраченные на их производства усилия членов общества пропадают, а соответствующие природные ресурсы расходуются впустую. Как отмечает по этому поводу Ацюковский В.А. (стр. 66), «стихийное распределение и хищническое потребление приводят к неоправданно быстрому исчерпанию ресурсов» [2].

Таким образом, подводя итог, отметим, что развитие природосберегающих моделей хозяйствования требует институциональной перестройки системы регулирования экономической деятельности, ориентированной на формирование и расширение планового сектора рыночной экономики, усиление координационных функций государства. Конечным итогом подобной трансформации должно явиться формирование в странах, придерживающихся курса на «зеленый» рост, смешанных моделей хозяйствования, интегрирующих рыночные и плановые механизмы регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетова А.Г. Концепция устойчивого развития единой эколого-экономической системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 60-63.

2. Ацюковский В.А. Основы коммунистической идеологии и современность. М.: Директ-Медиа, 2014. 816 с.

3. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Проблемы становления и развития методологии индикативного управления: монография / Курский гос. технический ун-т. Курск, 2009.

4. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2014 году / Минэнерго России. М., 2015. 139 с.

5. Евразийская политическая экономия / Под ред. Максимцева И.А., Миропольского Д.Ю., Тарасевича Л.С. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 767 с.

6. Казанцева А.Н. Эко-инновации как инструмент перехода к устойчивому развитию // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 86-90.

7. Карпова Г.А. Роль экологизации туризма в развитии региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 59-65.

8. Основы теоретической экономики / Под ред. Миропольского Д.Ю., Максимцева И.А., Тарасевича Л.С., Петрова А.Н. СПб.: Изд-во «Питер», 2014. 512 с.

9. Сигова М.В., Круглова И.А. «Зеленая» экономика как фактор экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3 (99). С. 47-53.

10. Jamet S. Towards Green Growth in Denmark: Improving Energy and Climate Change Policies // OECD Economics Department Working Papers, No. 974. OECD Publishing, 2012. 34 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.