Научная статья на тему 'Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел'

Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / ОБЯЗАННОСТЬ / САНКЦИИ / ПОДЧИНЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / ПРИСЯГА / DISCIPLINARY LIABILITY / LEGAL LIABILITY / DISCIPLINE / DISCIPLINARY MISDEMEANOR / SANCTIONS / SUBORDINATION / WORKING RELATIONS / LABOUR CONTRACT / CODE OF PROFESSIONAL ETHICS / SWEARING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова Елена Геннадьевна

Рассматриваются дисциплинарная ответственность и ее место в общей теории права, а также ос- нования и процедура привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of bringing police officers to disciplinary liability

Disciplinary liability and its place in the general law theory, and grounds for and procedure of bringing police officers to disciplinary liability, are examined.

Текст научной работы на тему «Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел»

 ф ■

ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА ЧЕРНОВА,

старший юрисконсульт правового отдела ГУ МВД России по Кемеровской области

ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рассматриваются дисциплинарная ответственность и ее место в общей теории права, а также основания и процедура привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, юридическая ответственность, дисциплина, дисциплинарный проступок, обязанность, санкции, подчинение, трудовые отношения, трудовой договор, кодекс профессиональной этики, присяга.

E.G. Chernova, Senior Legal Expert, Legal Section, Chief Police Department (Kemerovo Region); e-mail: helen_black2008@mail.ru, tel.: 8(3842) 327-256.

Problems of bringing police officers to disciplinary liability.

Disciplinary liability and its place in the general law theory, and grounds for and procedure of bringing police officers to disciplinary liability, are examined.

Key words: disciplinary liability, legal liability, discipline, disciplinary misdemeanor, liability, sanctions, subordination, working relations, labour contract, code of professional ethics, swearing.

Дисциплинарная ответственность - одна из важнейших правовых категорий. Она занимает одно из центральных мест в общей теории права. Однако до настоящего времени ее признанная традиционность и, вместе с тем, неоднозначность в понимании служат причиной того, что эта проблема продолжает оставаться актуальной.

Понятие «дисциплинарная ответственность» формулируется юристами с разных позиций. Некоторые ученые рассматривают ее как обязанность. В частности, А.В. Никифоров определяет дисциплинарную ответственность как возникающую из факта совершения дисциплинарного или иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающееся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины1.

По мнению Л.А. Сыроватской, дисциплинарная ответственность - это «обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в санкциях трудового права»2.

Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский, вопреки общепринятому суждению о дисциплинарной ответственности как самостоятельном виде юридической ответственности, понимают ее как раз-

новидность трудовой ответственности и жестко увязывают с трудовым правом3.

Ряд авторов рассматривают понятие дисциплинарного взыскания, а не юридической ответственности или же определяют ее через дисциплинарное взыскание, акцентируя свое внимание на заключительной стадии - исполнении дисциплинарной ответственности4.

С.Е. Чаннов полагает, что дисциплинарная ответственность является одним из средств укрепления служебной дисциплины. Государственное принуждение, проявляющееся в форме дисциплинарных взысканий, направлено на охрану отношений, связанных с исполнением государственными служащими своих должностных обязанностей5.

Тесная связь дисциплины и дисциплинарной ответственности позволяет отнести служебную подчиненность к числу существенных признаков дисциплинарной ответственности. По этому признаку дисциплинарная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения6.

А.В. Никифоров также указывает на данную отличительную особенность дисциплинарной ответственности, считая, что к дисциплинарной ответственности виновные привлекаются теми должностными лицами и органами, от которых зависит назначение провинившихся на долж-

S ай S и

О

и

$

Ы С

S S и

О §

X S и с

и о

а С

О

03

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

ность или которым нарушители дисциплины подчинены по службе7.

С.Н. Братусь отмечает, что дисциплинарная ответственность, будучи реализацией дисциплинарных санкций за нарушение участником трудового правоотношения своих трудовых обязанностей, - особый вид штрафной, карательной ответственности. Общепризнанно, что дисциплинарная ответственность работников -самостоятельный вид юридической ответственности, основание которой - совершение дисциплинарного проступка, т.е. виновное нарушение трудовых обязанностей. Эта ответственность выражается в дисциплинарных взысканиях, предусмотренных трудовым законодательством8.

В.В. Веремеенко полагает, что дисциплинарная ответственность выступает как реакция на правонарушение в сфере трудовых отношений, проявляющаяся в применении санкций неблагоприятного характера к нарушителям установленного порядка. По его мнению, в трудовом законодательстве выделяются два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная9.

Мнения авторов совпадают в вопросе, что сотрудники органов внутренних дел несут специальную дисциплинарную ответственность.

В отличие от других видов юридической ответственности, для дисциплинарной ответственности характерно, что она может самостоятельно применяться одной из сторон трудового договора - работодателем, но с соблюдением установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) порядка и только по основаниям, предусмотренным ТК РФ.

Трудовые отношения характеризуются определенной спецификой, так как возникают непосредственно между работодателем и работником при выполнении последним своей трудовой функции. Необходимым условием всякого совместного труда является дисциплина труда, которую обязаны соблюдать все лица, состоящие в трудовых отношениях.

В ст. 189 ТК РФ дано определение дисциплины труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с данным Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-110 (далее - Положение), дано определение служебной дисциплины в органах внутренних

дел - это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Таким образом, понятие служебной дисциплины заключается прежде всего в точном, ответственном и качественном выполнении каждым сотрудником возложенных на него служебных обязанностей. Одним из методов ее укрепления является принуждение, т.е. дисциплинарное воздействие.

Существенной особенностью прохождения службы в органах внутренних дел является то, что при привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности следует применять не только нормы Закона «О милиции»11, Положения, ведомственных нормативных актов, но и нормы трудового законодательства, поскольку ТК РФ имеет высшую юридическую силу по сравнению с данными нормативными актами. Данная особенность не всегда учитывается руководителями при решении вопросов о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности.

Поступая на службу в органы внутренних дел, сотрудник принимает Присягу, в которой клянется соблюдать Конституцию и законодательные акты Российской Федерации, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. С ним заключается контракт, обязывающий исполнять действующее законодательство, требования Присяги, Кодекса чести, уставов, приказов, распоряжений начальников.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 113812 (далее - Кодекс), является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания.

За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

Наряду с моральной ответственностью, сотрудник, допустивший нарушение професси-

122

ф ■

онально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.

В судебной практике при рассмотрении дел о правомерности привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности учитываются положения Кодекса и Присяги.

Следовательно, сотрудник органов внутренних дел, занимаясь по долгу службы обеспечением правопорядка в служебное время, не должен и в свободное от службы время нарушать законодательство.

По общему правилу основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, под которым понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на сотрудника служебных (должностных, функциональных) обязанностей, несоблюдение требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов МВД России, указаний прямых начальников13.

Для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности необходимо соблюдение ряда условий:

действие (бездействие) сотрудника является противоправным, т.е. не соответствующим требованиям законодательства, противоречащим ему;

действие сотрудника носит виновный характер, т.е. совершено умышленно или неосторожно;

в результате его действий причинен ущерб имущественного и (или) организационного характера;

ущерб является прямым следствием нарушения сотрудником служебных обязанностей, т.е. между проступком и ущербом должна быть причинно-следственная связь.

В этом случае к сотруднику органов внутренних дел могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел. Указанный перечень дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников органов внутренних дел является исчерпывающим и гораздо шире перечня, предусмотренного нормами ТК РФ.

Порядок применения дисциплинарного взыскания к сотруднику органов внутренних дел определен в ст. 39 Положения, разделе 13 Инструкции о порядке применения Положения о

службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 103814, и Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 114015. Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями ТК РФ.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник должен предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени виновности сотрудника в его совершении, провести служебную проверку.

До издания акта о применении дисциплинарного взыскания сотрудник дает письменное объяснение своему проступку. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено, в установленном порядке составляется соответствующий акт, который подписывает комиссия в составе не менее трех человек. Недопустимо привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности за отказ дать объяснение либо за несвоевременное представление объяснений,поскольку представление письменных объяснений является правом, а не обязанностью сотрудника.

Непредставление объяснения не может являться препятствием для применения дисциплинарного взыскания, но несоблюдение двухдневного срока для представления объяснений считается нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

Одним из важнейших условий законности наложения дисциплинарного взыскания является соблюдение установленных законом сроков.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, командировке, а также рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения.

При наложении дисциплинарного взыскания в течение 10 суток служебную проверку проводить не обязательно, при этом соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной от-

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

ветственности - получение объяснения, подтверждение факта совершения проступка, издание приказа - является обязательным.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Статья 39 Положения в части установления сроков для наложения дисциплинарного взыскания (один месяц для проведения служебной проверки и один месяц для издания приказа) противоречит ТК РФ, и следует руководствоваться разъяснением Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 216 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», устанавливающим, что месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка (п. 34 постановления). При этом днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 обязанность доказать наличие законного основания для привлечения к дисциплинарной ответственности и соблюдать установленный порядок наложения дисциплинарных взысканий возлагается на работодателя. Следовательно, в материалах служебной проверки должны быть полно и объективно отражены: событие и виновность сотрудника; обстоятельства, подтверждающие причастность сотрудника к совершению дисциплинарного проступка; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность сотрудника, и т.д. В результате служебной проверки должны быть устранены противоречия в доказательствах, каждый вывод заключения должен быть подтвержден соответствующими доказательствами. В заключении по результатам служебной проверки обязательно указываются нормы действующих законов и приказов, которые нарушил сотрудник, при этом к материалам служебной проверки должны быть приобщены сведения, подтверждающие факт ознакомления сотрудника с соответствующими нормативными актами. Недопустимо утверждение заключения по материалам служебной проверки до получения объяснения от сотрудника, привлекаемого к ответственности.

В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей обязательным является наличие у сотрудника надлежащим образом утвержденной должностной инструкции, с которой он должен быть ознакомлен под роспись.

Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе знать предмет проверки, давать письменные объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отвод в отношении сотрудника, проводящего служебную проверку, приносить жалобы на его действия и решения, знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Дисциплинарное взыскание, налагаемое на сотрудника органов внутренних дел, должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. Увольнение из органов внутренних дел является крайней мерой дисциплинарного взыскания. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок; признание им своей вины; его отношение к службе, знание правил ее несения и др.

При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух свидетелей, в объяснениях которых должны содержаться критерии, при наличии которых имеются достаточные данные полагать, что сотрудник находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, неопрятный вид, шаткая походка, неадекватное поведение, резкое изменение окраски кожных покровов лица). Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 42 постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые в случае обращения работника в суд подлежат правовой оценке судом.

124

ф ■

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В указанный срок не включается время отсутствия сотрудника на работе. В случае отказа работника подписать приказ составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Таким образом, при отсутствии иных дисциплинарных взысканий наложенное на сотрудника взыскание автоматически снимается по истечении года. При этом не требуется издания специального приказа. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно в качестве меры поощрения (по инициативе руководства, просьбе самого сотрудника, ходатайству его непосредственного руководителя). Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания необходимо издание соответствующего приказа.

В связи с принятием в конце 2008 г. на федеральном уровне с целью борьбы с коррупцией ряда антикоррупционных актов, в первую очередь - Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»17 (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»), необходимо рассмотреть, в какой мере это отразилось на особенностях привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.

В связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ18 были внесены изменения в Положение и Закон «О милиции».

В силу изменений, внесенных этим Законом, обязанности декларирования доходов, имущества и обязательств имущественного характера, установленные ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»19, распространены на лиц, проходящих правоохранительную и военную службу, т.е. сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, прокурорских работников, судебных приставов, военнос-лужащих20.

Срок представления сведений о доходах установлен ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги или супруга и несовершеннолетних детей, утвержден приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 68021.

Приказом МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 утвержден порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и Перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых све-дений22.

В настоящее время в правоприменительной практике органов внутренних дел возникают трудности в определении порядка проверки достоверности и полноты представленных гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и определении лиц, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

Требования по проверке достоверности и полноты сведений о доходах закреплены ч. 6 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции», однако нормативными правовыми актами на сегодняшний день такой порядок не определен.

В настоящее время МВД России во исполнение Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 создается Управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента кадрового обеспечения, к функциям которого относится также проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками, назначение которых и освобождение которых от должностей осуществляются Президентом Рос-

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

сийской Федерации и Министром внутренних дел Российской Федерации. Подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений будут создаваться и в территориальных органах МВД России.

Невыполнение указанных требований закона может повлечь негативные последствия в виде представления сотрудниками неполных либо недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги или супруга и несовершеннолетних детей и тем самым создаст условия для коррупции.

Представляется, что в данном случае необходимо руководствоваться требованиями ФЗ «О противодействии коррупции» и назначать соответствующим приказом руководителя органа внутренних дел лиц, уполномоченных на осуществление проверки достоверности и полноты представленных сведений. При этом вопрос о проведении указанной проверки должен решаться отдельно в отношении конкретных сотрудников.

Меры ответственности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции», распространяются в полной мере и на сотрудников органов внутренних дел.

Непредставление сотрудником органов внутренних дел в соответствующий кадровый орган сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги или супруга и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для освобождения сотрудника от занимаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение рассмотренных выше обязанностей должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием является установление вины23.

Статья 9 ФЗ «О противодействии коррупции» касается обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы. Она направлена на стимулирование общественной

активности в данной сфере. Вместе с тем, она устанавливает императивные, а не рекомендательные требования, предусматривая ответственность за их нарушение. В таком виде она не соотносится с трудовым законодательством. Представляется, что ее реализация столкнется с практикой освобождения от ответственности по основаниям «крайняя необходимость», «исполнение приказа» и т.д. Таким образом, статья априори носит признаки юридической фикции24.

Подводя итог, можно отметить, что ФЗ «О противодействии коррупции» и принятые ведомственные нормативные правовые акты недостаточно совершенны и содержат положения, вызывающие трудности в их реализации, в том числе при решении вопроса о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности.

Трудовым кодексом РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. Отсутствие федерального закона, содержащего понятие дисциплинарного проступка, грубого, систематического нарушения служебной дисциплины, отрицательно сказывается на качестве служебных проверок, которые впоследствии становятся основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Соблюдение Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140, регламентирующей проведение служебных проверок, основания для их проведения, полномочия участников служебных проверок, способствует обеспечению законного и обоснованного привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.

1 Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Никифоров. - Омск, 1998. С. 9.

2 Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Сыроватская. - М., 1998. С. 232.

3 Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности / Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 644-645.

4 Ивахненко С.Н. Юридическая ответственность в современном российском праве: проблемы правопонимания: Дис. ... канд. юрид. наук / С.Н. Ивахненко. - Ставрополь, 2005. С. 131-132.

126

Н п

5 Чаннов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / С.Е. Чаннов // Трудовое право. 2006. № 6. С. 62.

6 Колосков А.М. К вопросу о служебной подчиненности как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих // Российский следователь. 2007. № 17. С. 34-36.

7 Никифоров А.В. Указ. раб. / А.В. Никифоров. С. 32.

8 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность / С.Н. Братусь. - М., 1976. С. 147.

9 Веремеенко В.В. Все о дисциплинарной ответственности / В.В. Веремеенко // Налоги (газета). 2008. № 5. С. 20.

10 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации см.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70; Российская газета. 2002. 30 июля.

11 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503; Российская газета. 2008. 26 дек.

12 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

13 Пантелеева Л.В. Некоторые правовые аспекты дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел (на примере ГУВД по г. Москве) / Л.В. Пантелеева // Вестник МВД России. 2008. № 5. С. 77-79.

14 Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2000 г. № 290 (в ред. приказов МВД России от 16 ноября 2001 г. № 1010; от 8 апреля 2005 г. № 250; от 5 мая 2006 г. № 321; от 9 декабря

2008 г. № 1074, с изм., внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. № ГКПИ 001195) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 17.

15 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля

2009 г. № 13293 // Там же. 2009. № 14.

16 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами

Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 63) // Российская газета. 2004. 8 апр.; 2006. 31 дек.

17 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

18 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона „О противодействии коррупции"» // Российская газета. 2008. 30 дек.

19 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

20 Заболонкова О. Антикоррупционная мера: обязанность декларировать доходы / О. Заболонкова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 8. С. 16.

21 Приказ МВД России от 31 августа 2009 г. № 680 «О перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2009 г. № 15114.

22 Приказ МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России». Зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2010 г. № 16918 // Российская газета. 2010. 23 апр.

23 Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства / С.Е. Чаннов // Трудовое право. 2009. № 4. С. 70-71.

24 Стрельников К.А. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» / К.А. Стрельников // Юридический мир. 2009. № 3. С. 24-26.

К X

ы с

к к

и

о

3

X 5 и с

о о

а С

О ео

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.