Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Е.В.

Падение темпов мировой экономики, переориентация внешнеторговых потоков, обострила вопросы защиты интересов стран с низким уровнем экономического развития. Применение льгот и преференций позволяет странам выстраивать наиболее выгодные условия международного товарообмена. В работе проанализирована динамика предоставления льгот и преференций различным странам. Последовательно обосновывается мысль о том, что в условиях формирования многополярного мира особую значимость приобретают вопросы создания наиболее благоприятных условий сотрудничества странам с наименее развитой экономикой. Выделены проблемы реализации преференциальной политики и сделаны предложения по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF APPLICATION OF TARIFF BENEFITS AND PREFERENCES IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A MULTIPOLAR WORLD

The decline in the pace of the world economy, the reorientation of foreign trade flows, has exacerbated the issues of protecting the interests of countries with a low level of economic development. The use of benefits and preferences allows countries to build the most favorable conditions for international trade. The paper analyzes the dynamics of the provision of benefits and preferences to various countries. The idea is consistently substantiated that in the conditions of the formation of a multipolar world, the issues of creating the most favorable conditions for cooperation for countries with the least developed economies are of particular importance. The problems of implementing preferential policy are highlighted and proposals are made to overcome them.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА»

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

Е.В. Жукова, студент

Научный руководитель: Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-162-165

Аннотация. Падение темпов мировой экономики, переориентация внешнеторговых потоков, обострила вопросы защиты интересов стран с низким уровнем экономического развития. Применение льгот и преференций позволяет странам выстраивать наиболее выгодные условия международного товарообмена. В работе проанализирована динамика предоставления льгот и преференций различным странам. Последовательно обосновывается мысль о том, что в условиях формирования многополярного мира особую значимость приобретают вопросы создания наиболее благоприятных условий сотрудничества странам с наименее развитой экономикой. Выделены проблемы реализации преференциальной политики и сделаны предложения по их преодолению.

Ключевые слова: тарифные льготы, тарифные преференции, категории товаров, таможенно-тарифное регулирование, Евразийский экономический союз.

Проблема неравномерного развития стран вызывает необходимость создания равноправных условий для всего населения нашей планеты в вопросах товарообмена. Для повышения эффективности национальных экономических процессов, наименее развитые страны и развивающие страны могут использовать систему тарифных преференций и льгот, что позволяет существенно облегчить товарообмен импортерам за счёт снижения ставки пошлины, освобождения от оплаты пошлины или возврата ранее уплаченной пошлины, с учетом странового происхождения товаров.

Всемирным банком, исходя их данных по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения за предыдущий год составляется перечень стран, которые не классифицируются как страны с доходом выше среднего и страны с высоким уровнем дохода, что позволяет предоставлять им определенные упрощения для увеличения внешнеторгового оборота, с учетом специализации и конкурентных преимуществ.

Нормативные основы преференциального режима в нашей стране были заложены в 2009 году Решением КТС № 130 «О

едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза». На данный момент в этот документ было внесено 70 редакций. В сентябре 2022 года Решение Совета ЕЭК от 23.09.2022 № 150 был обновлен перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, их 29, а так же перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, их 48.

Важно отметить, что тарифные льготы устанавливаются Правительством РФ на условиях взаимности, либо по обоюдному согласию в одностороннем порядке при перемещении отдельных категорий товаров через таможенную границу России.

Распространение инфекции COVID-19 стало одной из самых серьезных и сложных проблем в мировой экономике. Данная проблема затронула все мировые рынки товаров, принеся огромные убытки в экономике, прежде всего, странам с невысоким уровнем жизни.

Глобальная пандемия привела не только к вынужденному сокращению международных товаропотоков, но и к стремитель-

ному ухудшению условий внешней торговли из-за резкого снижения цен на нефть в 2020 году, что отрицательно сказалось на отечественной экономике.

На этом фоне в 2020 году произошло снижение сумм предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин по сравнению с 2019 годом на 17,72 %. Снижение объемов предоставленных льгот обусловлено снижением количества вывозимых товаров. Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей по сравнению с 2020 годом уменьшилась на 5,4% и составила 725,98 млрд. рублей. И увеличилась по сравнению с 2019 годом на 60,3% [3].

Общая сумма тарифных преференций в 2021 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 31,6 млрд. рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2019годом (29,1 млрд. рублей) и на 0,6% меньше по сравнению с 2020 годом (31,8 млрд. рублей).

Быстрые изменения на мировых рынках потребовали от таможенных органов сконцентрировать особое внимание на контроле происхождения товаров. В 2021 году таможенными органами принято 13 950 решений о корректировке сведений о происхождении товаров, что на 26,9% больше по сравнению с 2020 годом (10 994 решений) и на 40,2% больше сравнивая с 2019 годом.

5 марта 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило перечень (список) иностранных государств и территорий, совершающих ряд негативных действия в отношении Российской Федерации, российским юридическим и физическим лицам. В данный список вошло 23 страны мира, в отношениях с которыми проводятся различные мероприятия, в том числе контрсанкционные, способствующие укреплению защиты интересов безопасности нашей страны.

Решением Совета ЕЭК от 17.03.2022 года в рамках контрсанкций внесены изменения в части установления тарифных льгот по уплате ввозной таможенной по-

шлины на ряд товаров сроком до 30.09.2022 года. В данный перечень, в том числе, вошли продовольственные и фармацевтические товары, а также товары, используемые для их производства. Среди иных товаров, также присутствуют те, что используются для производства продукции электронной, легкой, металлургической промышленности, строительной и транспортных отраслей.

Еще одно решение Совета ЕЭК нацелено на упрощение процедуры подтверждения непреференциального происхождения товаров.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утверждены решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 и применяются с 12.01.2019.

В эти Правила вносятся комплексные изменения, которые исключают необходимость представлять оригиналы непреференциальных сертификатов о происхождении товаров и предусматривают полный переход на применение копий таких документов, а также упрощают требования к оформлению сертификатов. Поправки учитывают современное состояние систем электронного документооборота, наличие у таможенных органов верификационных ресурсов, а также предложения бизнеса. Новый порядок призван облегчить работу декларантов с сертификатами о происхождении товаров и упростить в целом процедуру прохождения таможенного контроля.

Можно констатировать, что очередные решения Совета ЕЭК вписываются в тренд на адаптацию таможенно-тарифного регулирования к условиям внешних вызовов, который наблюдается в последнее время в рамках Союза.

Постановлением Правительства РФ N 506 от 29.03.2022 легализовало параллельный импорт для удовлетворения спроса на востребованные иностранные товары. Это означает, что в Россию теперь можно ввозить товары без разрешения правообладателя. Постановление позволит активизировать предпринимательскую ак-

тивность и обеспечит поступление на российский рынок чрезвычайно востребованных товаров. Перечень таких товаров формируется Министерством промышленности и торговли на основании предложений федеральных ведомств. Важно отметить, что параллельный импорт не имеет никакого отношения к контрафактной продукции, ввозимая продукция является оригиналом.

В перечень министерства вошло более 300 позиций из около 100 категорий. Всё это - товары, производители которых прекратили поставки на российский рынок. При этом список не включает в себя бренды, которые производят товары в РФ на локализованных предприятиях. Благодаря принятому закону, западные производители вопреки санкциям, получат возможность экспортировать в Россию свою оригинальную продукцию.

2022 год стал своеобразным катализатором в решении вопросов совершенствования таможенного законодательства, как на уровне РФ, так и ЕАЭС. Изменение отношений с большинством зарубежных стран остро поставило задачу пересмотра преференциальной политики, критериев ее эффективности для таможенных органов государств - членов Союза.

В настоящее время для России существует ряд проблем, связанных с предоставлением тарифных преференций.

Первой проблемой называют низкий уровень тарифной защиты и ограниченные возможности элементов таможенно-тарифного регулирования. Причина тому -вступление России в ВТО, а также постепенное изменение ставок ввозных таможенных пошлин.

Второй проблемой можно назвать жесткую связь между преференциальной системой и международными оценками стран при определении перечня развивающихся и наименее развитых стран, кото-

ренции. Использование данного перечня не всегда соответствует экономическим интересам нашей страны.

Третьей проблемой называют проблему с зачислением (или перечислением) в бюджет ввозных таможенных пошлин, поступивших в иностранной валюте. Ведь использование иностранной валюты сопряжено с определенными рисками.

Для совершенствования системы предоставления тарифных преференций необходимо постоянно проводить мониторинг по внесению изменений в перечень преференциальных товаров, а также развивающихся и наименее развитых стран. Также необходим контроль за разрешительными документами и сертификатами, подтверждающими происхождение товаров.

Возможным решением проблемы законности и разумного предоставления тарифных преференций, является пересмотр списка стран-пользователей Единой системы тарифных преференций (далее -ЕСТП).

Особое значение на уровне регулятора стоит уделить вопросам расчетов в национальных валютах.

Совершенствование правового регулирования таможенного администрирования должно учитывать особенности интеграционных процессов, а также с внедрением высокотехнологичных процессов. Необходимо ускорить перевод в цифру процесса контроля таможенной стоимости, адаптировать к новым реалиям методы классификации товаров и определения страны их происхождения [4].

Таможенные органы, осуществляющие фискальную и регулирующую функцию как субъект, администрирующий таможенные платежи, должны направить усилия на создание оптимальных схем осуществления таможенного контроля в условиях быстро меняющихся международных отношений и направлений товаропотоков.

рым предоставляются тарифные префе-

Библиографический список

1. Ахмедзянов Р.Р., Гусакова А.А., Григорьев Е.С., Ласый Э.В. Анализ системы тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС // Московский экономический журнал. - 2020. - №12. - С. 195-201.

2. Гомон И.В., Евтюхова У.С., Гранатырь А.И. Анализ тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС // Modern Science. - 2022. - № 2-1. - С. 59-64.

3. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Чичерова В.Н. Деятельность ФТС России в области контроля за обеспечением соблюдения торговых ограничений // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 52 (5). - С. 171-176.

4. Петрушина О.М., Мустафина К.И., Плахова А.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49 (2). - С. 384-388.

ISSUES OF APPLICATION OF TARIFF BENEFITS AND PREFERENCES IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A MULTIPOLAR WORLD

E.V. Zhukova, Student

Supervisor: T. V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The decline in the pace of the world economy, the reorientation of foreign trade flows, has exacerbated the issues of protecting the interests of countries with a low level of economic development. The use of benefits and preferences allows countries to build the most favorable conditions for international trade. The paper analyzes the dynamics of the provision of benefits and preferences to various countries. The idea is consistently substantiated that in the conditions of the formation of a multipolar world, the issues of creating the most favorable conditions for cooperation for countries with the least developed economies are of particular importance. The problems of implementing preferential policy are highlighted and proposals are made to overcome them.

Keywords: tariff benefits, tariff preferences, categories of goods, customs and tariff regulation, Eurasian Economic Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.