Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования импортозамещения мессенджеров на государственной и муниципальной службе'

Вопросы правового регулирования импортозамещения мессенджеров на государственной и муниципальной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникационный сервис / программное обеспечение / мессенджер / автоматизированное рабочее место государственного служащего / импортозамещение / служебная коммуникация / государственные органы / органы местного самоуправления / информационная безопасность / communication service / software / messenger / automated workplace of a civil servant / import substitution / service communication / state bodies / local self-government bodies / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плотников Никита Валерьевич

Введение. В современных условиях внешнего санкционного давления органы власти при осуществлении закупок для государственных нужд ориентированы отдавать приоритет отечественному программному обеспечению, включенному в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Теоретический анализ. Анализируя рынок отечественного программного обеспечения, можно отметить, что по многим областям деятельности органов власти наблюдается наличие отечественных аналогов зарубежных сервисов, однако остается ряд продуктов, критически важных в работе органов власти, где по-прежнему сохраняется зависимость от использования иностранных решений. Выделены следующие такие категории: мессенджеры, сервисы видеосвязи и почтовые клиенты. Эмпирический анализ. По итогам проведенного анализа по выделенным категориям выявлено, что, несмотря на все принимаемые законодательные меры, вопрос полного перехода органов власти на использование отечественного мессенджера не решен. Результаты. В качестве решения проблемы автором предложено сформировать единые технические требования к мессенджерам для органов власти, утвердить перечень разрешенных к использованию в органах власти мессенджеров и сервисов для осуществления служебных коммуникаций, установить полный запрет на использование иностранных мессенджеров для осуществления служебных коммуникаций в органах власти и утвердить перечень производителей устройств, с которых разрешен доступ к отечественным мессенджерам и сервисам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of legal regulation of import substitution of messengers in the state and municipal service

Introduction. Today, in the Russian Federation the authorities face the task of transition to domestic digital solutions at all levels of government. This issue is especially relevant in the conditions of economic sanctions. Theoretical analysis. According to the results of the analysis of the market of digital services that are used in the public authorities of the Russian Federation, we can conclude that in some categories there is still a dependence on the use of foreign solutions. Among such services messengers, video communication services and email clients were singled out. Empirical analysis. On the basis of the analysis, the author concludes that at the moment the issue of the use of a single messenger of Russian development by employees of government bodies has not been solved at the legislative level. Results. As a result of the analysis, to solve the problem, the author proposes to form unified technical requirements to messengers for the authorities, to approve the list of messengers and services authorized for use in the authorities for official communications, to establish a complete ban on the use of foreign messengers for official communications in the authorities and to approve the list of manufacturers of devices from which access to domestic messengers and services is allowed.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования импортозамещения мессенджеров на государственной и муниципальной службе»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 211-218 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 211-218

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-211-218, EDN: DKSGNX

Научная статья УДК 349

Вопросы правового регулирования импортозамещения мессенджеров на государственной и муниципальной службе

Н.В.Плотников

Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 164

Плотников Никита Валерьевич, аспирант кафедры служебного и трудового права, nikitaplt@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-0858-4958

Аннотация. Введение. В современных условиях внешнего санкционного давления органы власти при осуществлении закупок для государственных нужд ориентированы отдавать приоритет отечественному программному обеспечению, включенному в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Теоретический анализ. Анализируя рынок отечественного программного обеспечения, можно отметить, что по многим областям деятельности органов власти наблюдается наличие отечественных аналогов зарубежных сервисов, однако остается ряд продуктов, критически важных в работе органов власти, где по-прежнему сохраняется зависимость от использования иностранных решений. Выделены следующие такие категории: мессенджеры, сервисы видеосвязи и почтовые клиенты. Эмпирический анализ. По итогам проведенного анализа по выделенным категориям выявлено, что, несмотря на все принимаемые законодательные меры, вопрос полного перехода органов власти на использование отечественного мессенджера не решен. Результаты. В качестве решения проблемы автором предложено сформировать единые технические требования к мессенджерам для органов власти, утвердить перечень разрешенных к использованию в органах власти мессенджеров и сервисов для осуществления служебных коммуникаций, установить полный запрет на использование иностранных мессенджеров для осуществления служебных коммуникаций в органах власти и утвердить перечень производителей устройств, с которых разрешен доступ к отечественным мессенджерам и сервисам.

Ключевые слова: коммуникационный сервис, программное обеспечение, мессенджер, автоматизированное рабочее место государственного служащего, импортозамещение, служебная коммуникация, государственные органы, органы местного самоуправления, информационная безопасность

Для цитирования: Плотников Н. В. Вопросы правового регулирования импортозамещения мессенджеров на государственной и муниципальной службе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 211-218. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-211-218, EDN: DKSGNX Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Issues of legal regulation of import substitution of messengers in the state and municipal service N. V. Plotnikov

Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 164 Moskovskaya St., Saratov 410012, Russia

Nikita V. Plotnikov, nikitaplt@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-0858-4958

Abstract. Introduction. Today, in the Russian Federation the authorities face the task of transition to domestic digital solutions at all levels of government. This issue is especially relevant in the conditions of economic sanctions. Theoretical analysis. According to the results of the analysis of the market of digital services that are used in the public authorities of the Russian Federation, we can conclude that in some categories there is still a dependence on the use of foreign solutions. Among such services messengers, video communication services and email clients were singled out. Empirical analysis. On the basis of the analysis, the author concludes that at the moment the issue of the use of a single messenger of Russian development by employees of government bodies has not been solved at the legislative level. Results. As a result of the analysis, to solve the problem, the author proposes to form unified technical requirements to messengers for the authorities, to approve the list of messengers and services authorized for use in the authorities for official communications, to establish a complete ban on the use of foreign messengers for official communications in the authorities and to approve the list of manufacturers of devices from which access to domestic messengers and services is allowed. Keywords: communication service, software, messenger, automated workplace of a civil servant, import substitution, service communication, state bodies, local self-government bodies, information security

For citation: Plotnikov N. V. Issues of legal regulation of import substitution of messengers in the state and municipal service. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 211-218 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-211-218, EDN: DKSGNX

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В условиях сложной геополитической обстановки и внешнего санкционного давления органы власти ориентированы на то, чтобы при осуществлении закупок для государственных нужд отдавать приоритет отечественному программному обеспечению, включенному в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [1]. Задача по переходу на отечественные цифровые решения органов власти всех уровней поставлена в рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация» и реализации национальной программы « Цифровая экономика» [2]. Для ее реализации в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» установлен показатель «Доля расходов органов власти области на закупки и/или аренду отечественного ПО от общих расходов на закупку или аренду ПО» [3]. Согласно открытым данным на портале Росстата по состоянию на май 2023 г. значение данного показателя составило 99,81% [4].

В свою очередь, С. В. Бажанова и Н. А. Сы-рямина подчеркивают важность информационной независимости Российской Федерации не только в части разработки отечественного программного обеспечения, но и собственных каналов передачи информации, производства аппаратно-программного обеспечения, оборудования и комплектующих [5, с. 6].

Теоретический анализ

ставит перед органами государственной власти задачу по замене таких сервисов на отечественные решения.

Данной позиции придерживается и Ю. В. Смирнов, отмечая, что факт резкой приостановки или полного ухода с рынка зарубежных ИТ-компаний привел к необходимости органам власти в срочном порядке искать замену целому ряду иностранных сервисов и продуктов [6, с. 86].

На наш взгляд, среди прочих иностранных решений самыми часто используемыми в органах власти являются мессенджеры, сервисы видеосвязи и почтовые клиенты. Если по второй и третьей категории есть достаточно популярные отечественные аналоги, то с наличием мессен-джера, который отвечал бы всем требованиям государства для осуществления коммуникаций между органами власти, есть сложности.

Подтверждает данную позицию письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об импортозамещении цифровых решений в органах управления РФ», в приложении к которому указаны 15 категорий, требующих импортозамещения, среди них социальные сети и мессенджеры, программы для организации видеоконференций и связи, электронные почтовые сервисы и др. [7]. На наш взгляд, вопрос использования отечественных мессенджеров в органах власти стоит особенно актуально, так как большая часть коммуникаций по служебным вопросам происходит именно посредством их использования.

Анализируя рынок отечественного программного обеспечения, можно отметить, что по многим областям деятельности органов власти наблюдается наличие отечественных аналогов продуктов и сервисов, например в части систем электронного документооборота, операционных систем и офисного софта.

Однако остается ряд сервисов, критически важных в работе органов власти, где по-прежнему сохраняется зависимость от использования иностранных решений. На наш взгляд, резкое сворачивание своей деятельности в России ряда иностранных ИТ-компаний

Эмпирический анализ

Законодатель понимает важность проблемы, и начиная с 2014 г. для ее решения на федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых актов.

Так, федеральным проектом «Цифровое государственное управление» предусмотрено мероприятие по внедрению типового автоматизированного рабочего места госслужащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения. Но что означает данное понятие?

А. А. Косоруков понимает под ним индивидуально настраиваемый сервис автоматизации деятельности госслужащего, который позволяет осуществлять поиск, редактирование и обмен данными по защищенным каналам связи и выводить информацию на экран и периферийные устройства [8, с. 55-56].

А. Ф. Зялалова, исследуя муниципальный уровень власти, понимает под автоматизированным рабочим местом муниципального служащего взаимосвязанную совокупность организационных, информационных, программных, технических ресурсов, позволяющих автоматизировать процесс принятия управленческих решений и выполнения управленческих и организационно-распорядительных функций в сфере муниципального управления [9].

Е. А. Аверченкова и Ф. Ю. Лозбинев в своей работе [10] делают акцент на оптимизации деятельности служащих, считая, что внедрение автоматизированного рабочего места государственного служащего позволит повысить качество принимаемых решений.

Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе "Автоматизированное рабочее место государственного служащего"» целью создания такого рабочего места, прежде всего, является оптимизация процесса организации работы служащих федеральных и региональных органов исполнительной власти за счет реализации единой технической политики и перестройки организационных процессов государственной гражданской службы Российской Федерации посредством использования информационно-коммуникационных технологий. В этом же документе определен и состав такого рабочего места, а именно: мессенджер, электронная почта, файловое хранилище, календарь, задачи, общие книги контактов, аудио- и видеозвонки, панель администратора [11].

Хочется отметить, что коммерческий сектор предпринимает попытки создания такого рабочего места. Так, в настоящий момент на рынке представлено несколько отечественных коммуникационных сервисов, предлагающих переход на их использование в работе служащих органов власти.

Одним из самым массовых отечественных мессенджеров является автоматизированное рабочее место государственного служащего, разработанное Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

совместно с ВКонтакте и безвозмездно предоставляемое федеральным органам власти и регионам для пилотирования и использования в работе [12]. Пилотирование данного сервиса осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1114, однако при изначальном сроке проведения эксперимента до 30 декабря 2020 г. по состоянию на конец 2023 г. процесс еще не завершен [13]. Сервис включает в себя такие коммуникационные компоненты, как мессенджер, электронная почта, файловое хранилище, календарь, задачи, общие книги контактов, аудио- и видеозвонки. Однако функционал данного приложения не предполагает возможности коммуникации в части мессен-джера с коллегами из коммерческого сектора, что делает его неуниверсальным решением для использования.

Другим сервисом является коммуникационный сервис «Госчаты» на базе УК Мессенджер и чатов сообществ во ВКонтакте. Он включает в себя функциональный мессенджер, что позволяет создавать и управлять чатами с помощью официального сообщества во ВКонтакте. Сервис предоставляет возможность участникам чатов использовать УК Мессенджер или вести диалог напрямую во ВКонтакте и подходит для организации чатов с коммерческими организациями, не имеющими потребности в использовании отечественных мессенджеров с учетом законодательных требований.

Еще одним сервисом является «Росчат». Он предлагает следующие возможности: обеспечение пользователей всеми телекоммуникационными сервисами - голос, видео, сообщения, обмен файлами, и во многом аналогичен сервисам ВКонтакте [14].

Таким образом, мы видим разные подходы к пониманию автоматизированного рабочего места государственного служащего. Представители научного сообщества в большинстве своем делают акцент на автоматизации деятельности служащего, с другой стороны, нормативные правовые акты говорят нам о том, что основной целью создания подобного рабочего места является, прежде всего, оптимизация деятельности работников федеральных и региональных органов власти за счет информационных технологий и использования единой технической политики. Как мы видим, законодатель подошел к решению вопроса комплексно и не только уделил вни-

мание мессенджеру, но и собрал в одном месте ряд других не менее важных сервисов в работе служащих органов власти.

Однако, несмотря на все принимаемые меры, обозначенная выше проблема полного перехода органов власти на отечественный мессенджер не решена.

В качестве решения данной проблемы помимо, с одной стороны, разработки собственного отечественного продукта мы видим, как, с другой стороны, законодатель принимает комплекс мер, направленных на запрет использования иностранных мессенджеров служащими органов власти.

Так, в соответствии с ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 марта 2023 г. установлен частичный запрет на использование иностранных мессенджеров, в частности, при реализации товаров, работ, услуг, в том числе и финансовых, а также при предоставлении государственных и муниципальных услуг и выполнении государственных или муниципальных заданий [15]. В настоящий момент запрет не носит абсолютного характера и распространяется только на платежную и персональную информацию. Соответствующие изменения были внесены и в Административный кодекс Российской Федерации, где были установлены штрафы для должностных лиц за нарушение данного запрета [16]. По данным Роскомнадзора, к числу таких мессенджеров отнесены: Discord, Microsoft Teams, Skype for Business, Snapchat, Telegram, Threema, Viber, WhatsApp, WeChat [17].

Еще одной популярной законодательной мерой в 2023 г. стали решения федеральных и региональных органов исполнительной власти о запрете ряда иностранных мессенджеров, в частности Telegram, для осуществления служебных коммуникаций и запрете использования техники Apple в служенной деятельности. Так, одним из первых запрет на использование техники Apple для доступа к рабочим мобильным приложениям и сервисам и использования Telegram ввело Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ [18]. За ними последовали ряд других ведомств и крупных государственных компаний. Хочется отметить, что в приложении к ранее упомянутому письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ «Об импортозамещении цифровых решений в

органах управления Российской Федерации» Telegram значится в списке рекомендованных аналогов социальных сетей и мессенджеров для использования органами власти. Получается, что в данном вопросе законодатель противоречит сам себе. Тем не менее, если запрет на использование мессенджеров еще имеет под собой правовые основания ввиду наличия вышеперечисленных отечественных аналогов для использования, то на запрете использования техники Apple хотелось бы остановиться подробнее. Здесь необходимо обратиться к Трудовому кодексу Российской Федерации.

Так, согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Как указано в ст. 188 ТК РФ, при использовании работником его личного имущества с согласия или ведома работодателя и в его интересах работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием [19].

Таким образом, для исполнения данных приказов государственным служащим необходимо приобретать технику, в частности мобильные устройства, за свой счет. Из чего мы можем сделать вывод, что для обеспечения правомерности этих приказов работодателям необходимо обеспечить работников всей необходимой техникой для осуществления коммуникаций либо компенсировать затраты на ее приобретение.

Еще один момент, на который хочется обратить внимание, - данные приказы не являются централизованной мерой, и решение остается лично за руководителем того или иного органа власти. При такой системе обеспечить полноценный переход на использование отечественных мессенджеров не получится.

Результаты

Для решения проблемы полного перехода органов власти на отечественный мессенджер предлагаются следующие меры.

1. Сформировать и законодательно закрепить единые технические требования к мессен-джерам для органов власти, так как только при

таком подходе возможно гарантировать полноценный переход на использование отечественного сервиса и, соответственно, обеспечение безопасности передачи служебной информации служащими в ходе своей деятельности.

В связи с этим проект постановления «О федеральной государственной информационной системе "Автоматизированное рабочее место государственного служащего"» необходимо актуализировать и принять для его исполнения всеми без исключения органами власти. Однако такая возможность появится только после того, как будет разработано и представлено готовое и проработанное техническое решение для использования служащими в своей работе.

2. Утвердить перечень разрешенных к использованию в органах власти мессенджеров и сервисов для осуществления служебных коммуникаций. Пока такого перечня нет, говорить о полном импортозамещении в данной сфере рано. На наш взгляд, такой перечень может быть утвержден приложением к проекту постановления «О федеральной государственной информационной системе "Автоматизированное рабочее место государственного служащего"», о котором говорилось выше.

Исходя из эмпирического анализа, мы видим попытки коммерческого сектора решить вопрос импортозамещения корпоративных мессендже-ров для сотрудников органов власти, однако пока не сформированы единые технические требования к таким сервисам, делать выбор в пользу того или иного продукта трудно.

3. Закрепить на федеральном уровне полный запрет на использование иностранных мессенджеров для осуществления служебных коммуникаций в органах власти. Как мы видим из эмпирического анализа, пока профильными ведомствами федерального правительства не принято окончательное решение по данному вопросу, законодателем на различных уровнях уже предпринимаются попытки частичного запрета на использование иностранных мес-сенджеров.

На наш взгляд, данная мера не решает проблему, и обеспечения информационной безопасности можно достичь только при полном запрете на использование иностранных мессенджеров при осуществлении служебных коммуникаций служащими органов власти.

Здесь хочется отметить, что реализовать данную меру необходимо именно на федеральном уровне. Одним из возможных вариантов

реализации нам видится установление дополнительного запрета на использование иностранных мессенджеров и сервисов при осуществлении служебной деятельности в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих тот или иной вид службы. Однако сделать это возможно только после реализации всех предложений, перечисленных выше.

4. Утвердить перечень производителей устройств, с которых разрешен доступ к отечественным мессенджерам и сервисам. Данная мера самая сложная в практической реализации, так как требует значительного вложения средств со стороны государства. Как нам видится, данный перечень может содержать как отечественных производителей, так и производителей из дружественных стран. На наш взгляд, такой перечень также может быть утвержден приложением к проекту постановления «О федеральной государственной информационной системе "Автоматизированное рабочее место государственного служащего"».

В целях обеспечения информационной безопасности законодателю на ближайшую перспективу необходимо:

- провести аналитику устройств, c которых служащие органов власти осуществляют доступ к сервисам для осуществления служебных коммуникаций;

- обеспечить работоспособность соответствующего отечественного софта;

- посчитать нагрузку на бюджет при реализации полного перехода на использование отечественных мессенджеров служащими органов власти и обеспечить запрет на использование техники из недружественных стран при осуществлении служебной деятельности в случае наличия средств на реализацию данного мероприятия;

- обеспечить сотрудников служебным оборудованием для осуществления коммуникаций в рамках федерального финансирования либо компенсировать затраты на его приобретение.

Ответственным органом исполнительной власти за реализацию данного комплекса мероприятий предлагается назначить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в федеральных органах исполнительной власти и субъектах Федерации - руководителей цифровой трансформации.

Хочется отметить, что от четкой позиции законодателя и глубины проработки правовых норм будет зависеть качество выполнения ор-

ганами власти всех уровней данного комплекса решений. Процесс импортозамещения очень сложный, поскольку связан со значительными затратами со стороны государства, но в современных условиях технологический суверенитет нашей стране критически необходим.

Таким образом, реализация данного комплекса решений в части импортозамещения коммуникационных сервисов для служащих органов власти, на наш взгляд, поможет обезопасить распространение и предоставление информации, снизить риски ее утечки, что положительно скажется на уровне цифровой трансформации Российской Федерации и ее импортонезависимости.

Список литературы

1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. URL: https://reestr.digital.gov.ru/documents/access/ (дата обращения: 29.07.2023).

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28 мая 2019 г. № 9)). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Доля расходов на закупки и (или) аренду отечественного программного обеспечения и платформ от общих расходов на закупку или аренду программного обеспечения. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62100 (дата обращения: 14.08.2023).

5. Бажанова С. В., Сырямина Н. А. Независимость информационных ресурсов как элемент информационной безопасности государства // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. Т. 2, № 3. С. 5-12. EDN: OYGPXV

6. Смирнов Ю. В. Импортозамещение: нормативные документы и библиотечные реалии // Научные и технические библиотеки. 2022. № 11. С. 82-96. https:// doi.org/10.33186/1027-3689-2022-11-82-96

7. Об импортозамещении цифровых решений в органах управления Российской Федерации : письмо Мин-цифры России от 01.04.2022 № МШ-П8-1-070-14732. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

8. Косоруков А. А. Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего в цифровом государственном управлении // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9, № 1A. С. 53-64. https://doi.org/10.34670/AR.2020.83.77.008, EDN: FUAAEZ

9. Зялалова А. Ф. Автоматизированное рабочее место муниципального служащего: предпосылки создания, модель и позитивные эффекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2026-2030. URL: http://e-koncept.ru/2016/86433. htm (дата обращения: 04.09.2023).

10. Аверченкова Е. А., Лозбинев Ф. Ю. Оснащение типового автоматизированного рабочего места госслужащего ресурсами СППР «ДАТА» для оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 4. С. 122-130. https://doi.org/10.24143/2072-9502-2019-4-122-130

11. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной государственной информационной системе "Автоматизированное рабочее место государственного служащего" и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением"» (подготовлен Минцифры России 17.06.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Государственные коммуникационные сервисы / Ключевые документы. URL: https://armgs.team/faq/general (дата обращения: 24.09.2023).

13. О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением : постановление Правительства РФ от 28.08.2019 № 1114. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201908300019#:~: text=Постановление%20Правительства%20Россий-ской%20Федерации%20от,рабочими%20местами%20 и%20программным%20обеспечением%22 (дата обращения: 03.10.2023).

14. РОСЧАТ - Передовой корпоративный мессенджер. URL: https://ros.chat (дата обращения: 14.10.2023).

15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 01.03.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 24.06.2023 № 277-ФЗ. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202306240015?index=5 (дата обращения: 16.10.2023).

17. Роскомнадзор назвал мессенджеры, запрещенные для передачи платежных документов и персональных данных россиян. URL: https://rkn.gov.ru/news/ rsoc/news74710.htm (дата обращения: 18.10.2023).

18. Минцифры запретило сотрудникам использовать технику Apple в служебных целях. URL: https://tass.ru/ekonomika/18494647 (дата обращения: 19.10.2023).

19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Unified register of Russian programs for electronic computers and databases. Available at: https://reestr.digital. gov.ru/documents/access/ (accessed July 29, 2023) (in Russian).

2. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects of the Russian Federation no. 7 of June 4, 2019). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

3. Passport of the federal project "Digital Public Administration" (approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Business Environment (Minutes no. 9 of May 28, 2019)). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

4. Dolya raskhodov na zakupki i (ili) arendu otechestven-nogo programmnogo obespecheniya i platform ot ob-shchikh raskhodov na zakupku ili arendu programmnogo obespecheniya (Share of expenses for purchases and (or) rental of domestic software and platforms from total expenses for purchase or rental of software). Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/62100 (accessed August 14, 2023) (in Russian).

5. Bazhanova S. V., Syryamina N. A. Independence of information resources as an element of information security of the state. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Vestnik of Volzhsky University after V. N. Tatishchev], 2019, vol. 2, no. 3, pp. 5-12 (in Russian). EDN: OYGPXV

6. Smirnov Yu. V. Import substitution: Regulative acts and library reality. Scientific and Technical Libraries. 2022, no. 11, pp. 82-96 (in Russian). https://doi. org/10.33186/1027-3689-2022-11-82-96

7. On import substitution of digital solutions in the management bodies of the Russian Federation. Letter of the Ministry of Digitization of the Russian Federation no. MSh-P8-1-070-14732 of April 1, 2022. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

8. Kosorukov A. A. Standard automated workplace of civil servant in digital public administration. Teorii i problemy politicheskikh issledovanii [Theories and Problems of Political Studies]. 2020, vol. 9, iss. 1A, pp. 53-64 (in Russian). https://doi.org/10.34670/AR.2020.83.77.008, EDN: FUAAEZ

9. Zyalalova A. F. Automated workplace of a municipal employee: Prerequisites for creation, model and positive effects. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2016, vol. 11, pp. 2026-2030. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86433.htm (accessed September 4, 2023) (in Russian).

10. Averchenkova E. E., Lozbinev F. Yu. Equipping typical automated workplace of civil servant with decision support system DATA for assessing influence of environment on regional socio-economic system. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Science and Informatics, 2019, no. 4, pp. 122-130 (in Russian). https://doi.org/10.24143/20729502-2019-4-122-130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Draft Decree of the Government of the Russian Federation "On the federal state information system 'Automated Workplace of a Civil Servant' and amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation no. 1114 of August 28, 2019 'On conducting an experiment on the translation of information systems and information resources of federal executive authorities, The Central Election Commission of the Russian Federation and state extra-budgetary funds into the state unified cloud platform, as well as to provide federal executive authorities and state extra-budgetary funds with automated workstations and software' " (prepared by the Ministry of Digital Development of Russia on June 17, 2021). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

12. Gosudarstvennye kommunikatsionnye servisy / Klyu-chevye dokumenty (State communication services / Key documents). Available at: https://armgs.team/faq/general (accessed September 24, 2023) (in Russian).

13. On conducting an experiment to transfer information systems and information resources of federal executive authorities and state extra-budgetary funds to the state unified cloud platform, as well as to provide federal executive authorities and state extra-budgetary funds with automated workstations and software. Decree of the Government of the Russian Federation no. 1114 of August 28, 2019. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 01908300019#:~:text=nocTaHOB^eHHe%20npa-внтеflbства%20Россннскон%20®еflерацнн%20от,

pa6oMHMH%20MecTaMH%20H%20nporpaMMHbiM%20 o6ecne^eHHeM%22 (accessed October 3, 2023) (in Russian).

14. ROSCHAT - Peredovoy korporativnyy messendzher (ROSCHAT - Advanced corporate messenger). Available at: https://ros.chat (accessed October 14, 2023) (in Russian).

15. On Information, Information Technologies and Information Protection. Federal Law 149-FZ of July 27, 2006 (an edition of March 1, 2023). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

16. On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Federal Law 277-FZ of June 24,2023. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/do cument/0001202306240015?index=5 (accessed October 16, 2023) (in Russian).

17. Roskomnadzor nazval messendzhery, zapreshchennye

dlya peredachi platezhnykh dokumentov i personalnykh dannykh rossiyan (Roskomnadzor named instant messengers prohibited for transmitting payment documents and personal data of Russians). Available at: https://rkn. gov.ru/news/rsoc/news74710.htm (accessed October 18, 2023) (in Russian).

18. Mintsifry zapretilo sotrudnikam ispolzovat tekhniku Apple v sluzhebnykh tselyakh (The Ministry of Digital Development has prohibited employees from using Apple equipment for official purposes). Available at: https://tass. ru/ekonomika/18494647 (accessed October 19, 2023) (in Russian).

19. Labor Code of the Russian Federation 197-FZ of December 30, 2001 (an edition of August 4, 2023) (with amendments and additions, effective of September 1, 2023). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

Поступила в редакцию 28.10.2023; одобрена после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 01.02.2024 The article was submitted 28.10.2023; approved after reviewing 11.12.2023; accepted for publication 01.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.