Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНЫХ МЕССЕНДЖЕРОВ РОССИЙСКИХ РАЗРАБОТЧИКОВ'

АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНЫХ МЕССЕНДЖЕРОВ РОССИЙСКИХ РАЗРАБОТЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ / ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботина Т. Н.

В статье проведён обзор российских корпоративных мессенджеров по итогам 2022 г. Актуальность использования российских разработок в бизнес-коммуникациях в 2022 г. определяется уходом иностранных компаний с российского рынка. Автором проанализированы основные требования со стороны бизнес-клиентов, сделан вывод о том, что главный запрос предъявляется к обеспечению информационного суверенитета. На основании данных Market.CNews был проведён сравнительный анализ основных российских мессенджеров по четырём критериям: функционал, универсальность, безопасность, доступность цен, лидером из которых является мессенджер eXpress. В результате исследования был сделан вывод о том, что на российском рынке сложилась ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, большим количеством предложений корпоративных мессенджеров со стороны IT-компаний, с другой стороны, дефицитом решений, удовлетворяющих всем требованиям заказчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CORPORATE MESSENGERS OF RUSSIAN DEVELOPERS

The article provides an overview of Russian corporate messengers based on the results of 2022. The relevance of using Russian developments in business communications in 2022 is determined by the departure of foreign companies from the Russian market. The authors analyzed the main requirements on the part of business clients, concluded that the main request is to ensure information sovereignty. Based on Market data.CNews conducted a comparative analysis of the main Russian messengers according to four criteria: functionality, versatility, security, affordability, the leader of which is the Express messenger. As a result of the study, it was concluded that there is a situation in the Russian market characterized, on the one hand, by a large number of offers of corporate messengers from IT companies, on the other hand, by a shortage of solutions that meet all customer requirements.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНЫХ МЕССЕНДЖЕРОВ РОССИЙСКИХ РАЗРАБОТЧИКОВ»

АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНЫХ МЕССЕНДЖЕРОВ РОССИЙСКИХ

РАЗРАБОТЧИКОВ

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOLЮ.24412ШП-0450-2023-1-2-Ю7-Ш

Аннотация. В статье проведён обзор российских корпоративных мессенджеров по итогам 2022 г. Актуальность использования российских разработок в бизнес-коммуникациях в 2022 г. определяется уходом иностранных компаний с российского рынка. Автором проанализированы основные требования со стороны бизнес-клиентов, сделан вывод о том, что главный запрос предъявляется к обеспечению информационного суверенитета. На основании данных Market.CNews был проведён сравнительный анализ основных российских мессенджеров по четырём критериям: функционал, универсальность, безопасность, доступность цен, лидером из которых является мессенджер eXpress. В результате исследования был сделан вывод о том, что на российском рынке сложилась ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, большим количеством предложений корпоративных мессенджеров со стороны ^-компаний, с другой стороны, дефицитом решений, удовлетворяющих всем требованиям заказчиков.

Ключевые слова: корпоративные мессенджеры, внутренние коммуникации, цифровые технологии

Изменения, происходящие на протяжении последних двух лет, ещё раз доказали значимость внутренних коммуникаций в организации. В 2020 г. предприятия были вынуждены искать новые форматы взаимодействия внутри команды [1]. В 2022 г. как и в пандемию, для людей особую ценность представляет достоверная информация. Сегодня качественные внутренние коммуникации должны соответствовать миссии и ценностям организации, поддерживать высокий уровень вовлечённости персонала. Это заставляет руководителей быть проактивными, оперативно реагируя на происходящие изменения и внедрять инструменты, позволяющие совершенствовать существующие корпоративные коммуникации. Эффективная система бизнес-коммуникаций наряду с выбранной стратегий развития выступает конкурентным преимуществом, позволяя удерживать устойчивые позиции на рынке и в конкурентной среде [2].

Одним из таких решений является создание корпоративных мессенджеров. По данным Агентства инноваций г. Москвы, в 2022 г. 20 российских компаний разрабатывают корпоративные мессенджеры,

большая часть которых - это стартапы и 1Т-компании, основным продуктом которых являются CRM-системы [3].

Драйвером к созданию таких решений послужила пандемия 2020 г., когда большинство организаций стали использовать цифровые технологии с целью обеспечения эффективных онлайн-коммуникаций с вовлечением в них всего персонала. В 2021 г. по сравнению с предыдущим годом выручка российских стартапов, создающих корпоративные мессенджеры, увеличилась на 164% [4].

По мнению А. Демина, генерального директора tada.team, ещё несколько лет назад основным способом общения руководства с сотрудниками на производственных предприятиях, была информационная доска [4]. Однако появление корпоративных мессенджеров предоставляет возможность общения напрямую, обеспечивать быструю обратную связь и делать процесс взаимодействия более прозрачным [5].

В развитии российских средств корпоративной коммуникации можно выделить три современных тренда:

1) персонализация - стремление сделать коммуникации понятными и удобными каждому сотруднику;

2) проектирование экосистем - желание использовать одним инструмент, но обладающий широким функционалом;

3) использование искусственного интеллекта, позволяющего выполнять большинство рутинных задач.

Актуален и вопрос защиты коммуникаций для бизнеса. К сожалению, использование закрытых каналов связи (в т.ч. за-щищённых линий), например, «секретных чатов» в Telegram, непопулярны для использования в бизнесе, т.к. не обеспечивают доступ к необходимому количеству участников. Публичные мессенджеры, напротив, позволяют легко добавлять новых пользователей, но не подходят при обмене конфиденциальной информацией.

Именно поэтому основной запрос компаний - это информационный суверенитет, который может обеспечить корпоративный мессенджер. Обеспечить надёжное хранение корпоративной информации возможно только при условии развёртывания мес-сенджера на собственном сервере, что позволит сохранить тайну переписки и звонков персонала. Необходимо обеспечивать End-to-end-encryption (E2EE), т.е. шифровать передаваемую информацию. Также для повышения информационной безопасности может использоваться многоуровневая идентификация пользователей и работа в закрытой сети, для исключения несанкционированного доступа.

В 2022 г. из-за ухода большинства иностранных мессенджеров или блокировки доступа к данным клиентов, попавших под

санкции (например, мессенджер Slack), возрос интерес к российским разработкам. Так, А. Врацкий, основатель компании eXpress, отмечает, что в мае 2022 г. по сравнению с февралём ежедневная активность пользователей увеличилась на 250%. На сегодня максимальный дневной показатель корпоративного мессенджера eXpress - 3276816 push-уведомлений о действиях пользователей, включающие звонки, сообщения в личных и групповых чатах. Пик активности приходится на первую половину рабочего дня — между 10 и 12 часами (для сравнения в феврале ежедневно фиксировалось 1,3 миллиона push-уведомлений).

Однако отечественным IT-компаниям ещё нужно время, для того чтобы предложить заказчику решения, не только не уступающие западным аналогам, но и более функциональные. Основным требованием со стороны заказчиком является удобство в эксплуатации, проявляющееся в простоте поддержки (регулярном обновлении. удобстве оплаты), нативности интерфейса и привычности функциональных решений (например, возможность отправлять голосовые сообщения).

Несмотря на уход ряда западных решений, дефицита в отечественных мессен-джерах нет. Экспертами CNews Analytics был составлен рейтинг корпоративных российских мессенджеров за 2022 г. (рис.), исходя из четырёх критериев: функционал, универсальность, безопасность, доступность цен. Лидером является мессенджер eXpress, набравший 466 баллов. Всего в рейтинг вошли 11 отечественных разработок.

VK Tea ms TrueConf IM Sa mo ware Dialog РОСЧАТ tada.team I VA Connect Р7-Команда Пачка

210 113 1 40 100

160 128 ■ 120 51

160

103

170 102 80 48

160 85 | 60 80 ■

160

82

150

85

40 69

60 42

140

82

140

60

40 70

40 69

0 100 200 300 400

I Функционал Универсальность ■ Безопасность ■ Доступность цен

Рис. Рейтинг российских корпоративных мессенджеров за 2022 г. Составлено авторами по данным Market.CNews https://cna.cnews.ru/

500

По мнению экспертов CNews Analytics, наибольший интерес представляют восемь следующих разработок:

1. Dialog - продукт компании, входящий в Сбербанк. при использовании мес-сенджера есть возможность установить его у себя на предприятии, или воспользоваться облаком Сбербанка. Функционал Dialog позволяет организовывать чаты для команд и проектов, обмениваться файлами, совершать аудио- и видеозвонки, создавать чат-ботов. Безопасность обеспечивается тем, что данные при передаче шифруются (при этом ключт для расшифровки отсутствуют). Разработчик Dialog состоит в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий на территории РФ, а сам мессенджер включен в ЕРРП (Единый реестр российских программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных).

2. Samoware - продукт, объединяющий электронную почту, короткие сообщения, телефонию, доступ к ВКС, календари и управление корпоративным контентом, контакт-центр. Безопасность обеспечивается за счёт сквозного шифрования, двух-факторной аутентификации, собственных протоколов (XIMSS). Samoware интегри-

рован с приложениями МойОфис, ONLYOFFICE, Р7-Офис, Bitrix, Dynamics и другие CRM, 1С. Продукт включён в ЕРРП. С 2020 г. ФНС закупила более 20 тыс. лицензий Samoware для расширения своих возможностей.

3. CommuniGate Pro IM — это составная часть Communigate Pro, являющейся клиент-серверной системой. Предоставляет пользователю возможность использования электронной почты, средств коллективной работы, мгновенных сообщений, IP-телефонии и др. Продукт включён в реестр российского ПО.

4. eXpress - продукт, разрабатываемый компанией Unlimited Production. Самым известным пользователем является РЖД, закупившие в 2020 г. 8 тыс. лицензий. Мессенджер сочетает в себе классический мессенджер, обмен документами, голосовые звонки и платформу для разработки корпоративных ботов. Информационная безопасность обеспечивается за счёт трёхуровневого шифрования на эллиптических кривых, при этом вся информация, передаваемая через eXpress, остается на корпоративных серверах. Продукт включён в реестр российского ПО.

5. TrueConf IM является одной из самых известных российских разработок и вы-

ступает составной частью ПО TrueConf 8. Функционал мессенджера стандартный, представлен форматом 4К - 4К видеоконференции и технология масштабируемого видеокодирования (SVC). Этот продукт популярен в силовых структурах, т.к. предоставляет работу в закрытой сети без подключения к интернету и шифрование данных. Продукт включён в реестр российского ПО.

6. «Р7-Команда» является продуктом компании «7Р» и позиционируется как решение для работы в локальной сети или в облаке. В качестве основного формата используют OOXML. Функциональные возможности мессенджера вполне стандарты и включают организацию конференций, обмен файлами, звонки, чаты. Безопасность обеспечивается размещением решения в защищенном корпоративном периметре. Продукт включён в реестр российского ПО.

7. «МойОфис Логос» разработан компанией «Новые облачные технологии». Мессенджер интегрирован с офисными приложениями «МойОфис» для редактирования и обсуждения документов в режиме одного окна. В нем можно создавать групповые обсуждения, используя иерархию с правами доступа из корпоративного каталога, или общаться в личной переписке. Существует версия мессенджера, работающая в закрытом периметре («МойОфис Частное облако», которая внесена в реестр российского ПО).

8. VK Teams предоставляет единое цифровое пространство для больших команд. Функционал мессенджера помимо инструментов для организации контактной базы, аудио- и видеоконференций, групповых чатов и каналов, создания чат-ботов и обмена файлами, предоставляет возможность подключать различные HR-сервисы. Безопасность обеспечивается размещени-

ем данных на серверах клиента. On-premise-версия мессенджера полностью контролируется службами ИТ и ИБ компании-клиента: администраторами создаются и уничтожаются аккаунты сотрудников, блокируется доступ. Соответственно, в рабочие чаты не может добавить посторонний человек, а уволившийся сотрудник больше не сможет просматривать переписку «по старой памяти». Продукт включён в реестр российского ПО под старым брендом Myteam.

Кроме рассмотренных мессенджеров есть и другие отечественные разработки. Так, например, мессенджер tada.team позволяет создавать задачи и видеоконференции прямо в чате нажатием одной кнопки, переносить рабочие чаты из Telegram без потери сообщений, автоматически расшифровывать голосовые сообщения в текст. Пользователи считают этот мессен-джер называют равноценной альтернативной Slack.

В 2023 г. следует ожидать дальнейшего роста интереса бизнеса к отечественным корпоративным мессенджерам, что обусловлено окончательным уходом иностранных продуктов с российского рынка и отсутствием физической невозможности оплаты со стороны отечественных заказчиков.

Таким образом, проведённый анализ выявил на российском рынке ситуацию, характеризующуюся, с одной стороны, большим количеством предложений корпоративных мессенджеров со стороны IT-компаний, с другой стороны, дефицитом решений, удовлетворяющих всем требованиям заказчиков. Инвестиции в корпоративные мессенджеры являются достаточно рискованными, т.к. в случае разблокировки популярного иностранного мессендже-ра это приведёт к снижению спроса на аналогичные российские разработки.

Библиографический список

1. Субботина, Т.Н. Трансформация банковской деятельности в условиях пандемии СОУГО-19 / Т.Н. Субботина, К.В. Исакичева // Экономика и бизнес: теория и практика. -2021. - № 1-2 (71). - С. 144-147. - БО1 10.24411/2411-0450-2021-1086. - ББК ЦББОНК

2. Митина, Е.В. Трансформация бизнес-коммуникаций в организации под влиянием цифровизации / Е. В. Митина, Т. Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 9 (91). - С. 156-161. - БО1 10.24412/2411-0450-2022-9-156-161. - ББК НУБ^^К

3. Субботина, Т.Н. CRM-система как инструмент повышения конкурентоспособности организации / Т.Н. Субботина, Б.Г. Лисовский // Вектор экономики. - 2021. - №11 (65). -EDN LCHTYL.

4. Корпоративные мессенджеры в порядке // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/223537/2022-12-15/2022-w50/korporativnye-messendzhery-poryadke?ysclid=lcg3tq1 qlj 792055221 (дата обращения 30.12.2022)

5. Субботина, Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах / Т.Н. Субботина, А С. Панкова // Вектор экономики. - 2021. - № 1 (55). - С. 4. - EDN GRSDIQ.

ANALYSIS OF CORPORATE MESSENGERS OF RUSSIAN DEVELOPERS

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article provides an overview of Russian corporate messengers based on the results of2022. The relevance of using Russian developments in business communications in 2022 is determined by the departure of foreign companies from the Russian market. The authors analyzed the main requirements on the part of business clients, concluded that the main request is to ensure information sovereignty. Based on Market data.CNews conducted a comparative analysis of the main Russian messengers according to four criteria: functionality, versatility, security, affordability, the leader of which is the Express messenger. As a result of the study, it was concluded that there is a situation in the Russian market characterized, on the one hand, by a large number of offers of corporate messengers from IT companies, on the other hand, by a shortage of solutions that meet all customer requirements.

Keywords: corporate messengers, internal communications, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.