Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УЗБЕКИСТАНА'

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОМПАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВАГОНООБОРОТ / ГРУЗООБОРОТ / УЧАСТКОВАЯ СКОРОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЛОКОМОТИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлдашева Минавар Мирзаахматовна

В данной статье рассматриваются вопросы повышения прибыльности структурного подразделения на примере унитарного предприятия железнодорожного транспорта за счёт объёмных и качественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юлдашева Минавар Мирзаахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INCREASING PROFITABILITY ON THE RAILWAY TRANSPORT OF UZBEKISTAN

This article discusses the issues of increasing the profitability of a structural unit on the example of a unitary enterprise of railway transport due to volume and quality indicators.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УЗБЕКИСТАНА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

DOI - 10.32 743/UniLaw.2022.99.12.14589

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УЗБЕКИСТАНА

Юлдашева Минавар Мирзаахматовна

и.о. доцента каф. "Учёт и бизнес", Ташкетский государственный транспортный университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: sofsul@mail.ru

ISSUES OF INCREASING PROFITABILITY ON THE RAILWAY TRANSPORT OF UZBEKISTAN

Minavar Yuldasheva

Acting associate professor of the Faculty "Accounting and Business"

Tashkent State Transport University, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы повышения прибыльности структурного подразделения на примере унитарного предприятия железнодорожного транспорта за счёт объёмных и качественных показателей.

ABSTRACT

This article discusses the issues of increasing the profitability of a structural unit on the example of a unitary enterprise of railway transport due to volume and quality indicators.

Ключевые слова: железнодорожная компания, управленческие решения, финансовые результаты, вагонооборот, грузооборот, участковая скорость, производительность локомотива.

Keywords: railway company, management decisions, financial results, car turnover, freight turnover, section speed, locomotive performance.

Введение. Информация о финансовых результатах предприятия имеет большое значение для кредиторов, инвесторов, банков, налоговых инспекций, поставщиков и покупателей. В частности, корпоративный подоходный налог не может быть рассчитан без информации о затратах. Таким образом, учет затрат является одной из важнейших частей финансового и управленческого учета [1].

Цель. Рассмотреть вопросы прибыльности предприятия железнодорожного транспорта.

Методика исследования. Унитарное предприятие «Региональный железнодорожный узел» Ташкент (РЖУ Ташкент) создано на основании действующего законодательства Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, учредителем является АО «Узбекские железные дороги».

Основными задачами РЖУ Ташкента являются своевременная доставка товаров и услуг от грузоотправителя к месту назначения, обеспечение качественных и безопасных услуг в сфере перевозки грузов и пассажиров, предоставление качественных сервисных услуг клиентам [2]. Согласно перечисленным задачам, перевозочная деятельность РЖУ Ташкент осуществляется централизовано в условиях широкого внедрения передовых технологий и современных методов управления, что накладывает определённые специфические условия для повышения прибыльности предприятия.

РЖУ Ташкент составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» [1].

Результаты исследования. Рассмотрим динамику качественных индикаторов перевозочной деятельности РЖУ Ташкент по данным финансовой и отраслевой статистической отчетности в таблице 1.

Библиографическое описание: Юлдашева М. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УЗБЕКИСТАНА // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2022. 12(99). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/14589

Таблица 1.

Динамика качественных показателей РЖУ Ташкент 2019-2021 гг.

Наименование индикаторов Анализируемый период, год Изменение, в %

2019 год 2020 год 2021 год 2021 г. по сравнению с 2019 г. 2021 г. по сравнению с 2020 г.

1. Вагонооборот, ваг/ сутки 3,19 2,99 2,77 -14 -8

2. Участковая скорость локомотива, км/ч 28,5 28,5 29,10 2,10 2,10

3. Средняя производительность локомотива, брутто тыс. тн.км. 987,0 943,0 997,0 1,01 5,72

4. Средний вес поезда, тн. 3012 3026 3037 0,83 0,36

Из рассчитанных данных таблицы 1 видно, что индикатор оборот вагона на РЖУ Ташкент в 2021 году снизился на 14 % по сравнению с 2019 годом и на 8% по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о оптимизации эксплуатации вагонного парка.

Еще одним качественным и важным показателем, характеризующим перевозочную деятельность железнодорожного транспорта, является участковая скорость локомотива, характеризующая эксплуатационную составляющую прибыльности железнодорожного предприятия. Участковая скорость локомотива

в 2019-2021 гг. имеет незначительное повышение. Участковая скорость напрямую влияет на производительность локомотива. Качественный индикатор, характеризующий эксплуатацию наличного локомотивного парка, в 2021 по сравнению с 2020 годом увеличился на 5,72%, и по сравнению с 2018 годом увеличение составило 1,01%. Повышение производительности локомотива положительно повлияли на прибыльность компании. Динамика показателя средней производительности локомотива наглядно представлена на рис. 1.

1020 1000 980 960 940 920 900

Рисунок 1. Динамика средней производительности локомотива РЖУ Ташкент в 2019- 2021 гг.

Как следствие повышения качественных индикаторов наблюдается повышение объёмных показателей железнодорожного транспорта Узбекистана (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика объемных показателей РЖУ Ташкент 2019-2021 гг.

202Ср Категория! 2021

Наименование объёмных показателей Анализируемый период Темп прироста, %

2019 год 2020 год 2021 год 2021 г. по сравнению с 2019 г. 2021 г. по сравнению с 2020 г.

1. Объем отправки грузов, тыс. тонн 25542,7 25760,3 26796,6 +4,90 +4,02

2. Грузооборот, тыс. тн.км. 5811,556 6241,400 6526,2 +12,2 +4,56

3. Среднесуточный грузооборот, млн ткм. 15922 17100 17880 +11,8 +4,56

4. Принято грузов, вагон/сутки 1528 1552 1582 +3,53 +1,93

5. Рабочий парк вагонов, вагон/сутки 8128 8434 8223 +1,16 0,97

6. Принятый груз, вагон 1135 1341 1403 +23,6 +4,62

Согласно расчётам таблицы 2, объём отправки грузов в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличился на 5% и на 4,02% по сравнению с 2020 годом. Объёмный показатель грузооборота увеличился на 12,5% в 2019 году к 2021 году и по сравнению с 2020 годом темп прироста составил 4,56%. Показатели «принято грузов» в 2021 году составил 1582 вагона, по сравнению с 2019 годом темп прироста составил 23,6%, к 2020 году увеличение составило 4,62%. Объемные показатели Унитарного предприятия РЖУ Ташкент в 2019-2021 гг. имеет тенденцию роста по

сравнению с 2019 годом, что положительно сказалось на финансовых результатах компании в отчетном 2021 году [4].

Таким образом, деятельность транспортного предприятия отражается в объёмных и качественных показателях перевозочной деятельности, которые в исследуемом периоде имели тенденцию роста и свидетельствуют об эффективном использовании имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, напрямую влияющих на прибыльность предприятия.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» №766-1 от 15.04.1999 г.

2. Ф.Г. Гулямова. Руководство для независимых бухгалтеров. -Т.: Издательство НОРМА, Ч. 1-2. 2018. - 451 с.

3. Красов А.П. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте. Учебник. - М.: «Транспортная книга», 2008.- 624 с.

4. А. Каримов, Ф. Исломов, А. Авлокулов. Бухгалтерский учет. Учебник. -Т.: Шарк 2018 г. 354 с.

5. Е.А. Федоров Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебное пособие. - М:, 2008 г. 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.