Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗЕРНОВОЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ СТАНЦИЮ'

К ВОПРОСУ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗЕРНОВОЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ СТАНЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / подъездной путь / груженый вагон / порожний вагон / поступления вагонов / railway transport / access road / loaded wagon / empty wagon / wagon receipts

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Илесалиев Дауренбек Ихтиярович

Для описания зависимостей транспортно-грузовых процессов применяется модели Лотки – Вольтерры при описании передвижения зерновозов по подъездным путям элеватора для погрузки и отправки зерновых грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MATHEMATICAL DESCRIPTION OF THE ARRIVAL OF GRAIN CARRIERS AT A RAILWAY STATION

To describe the dependencies of the transport-freight processes, the Lotka-Volterra model is used to describe the movement of grain carriers along the elevator access roads for loading and sending grain cargoes.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗЕРНОВОЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ СТАНЦИЮ»

11-1804 (грузоподъемность 25 гн)

Внутренние размеры кузова, мм Длина автомобиля, мм Ёмкость вагона, шт.

Длина 23 300 Не более 3215 14

Высота нижнего яруса 1950 Не более 3745 12

Высота нижнего яруса 1950 Не более 4540 10

Ширина дверного проёма 2900 Не более 5700 8

Не более 7635 6

Рис 2. Вагон автомобилевоз - модель 11-1804

Таким образом, в работе, в результате технического решения достигается сокращение порожнего пробега за счёт регулировочных мер для груженых и порожних вагонопотоков по РЖУ К.

Список литературы

1. Кудрявцев В.А. Управление движением на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта - М.: «Маршрут», 2003. -200 с.

2. Левин, Д. Ю. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д. Ю. Левин .— М. : Маршрут, 2005 .— 760 с.

3. Диспетчерское управление организаций вагонопотоков и перевозок: монография / Д.Ю. Левин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 331 с.

4. Каплан А.Б. Методы линейного программирования в комплексном регулировании вагонных парков./ А.Б. Каплан // Вопросы организации движения на ж. д. - М.: Труды МИИТ: Вып.127, 1961.. - С. 35-52.

5. Отчёт - Анализ состояния обеспечения безопасности движения поездов, сохранности вагонного парка и перевозимых грузов, выполнении качественных и количественных показателей, охрана труда за 12 месяцев 2018 года. - РЖУ Кунград, 2018. - 67 с.

К ВОПРОСУ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗЕРНОВОЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ СТАНЦИЮ

Илесалиев Дауренбек Ихтиярович

канд. техн. наук. Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. Узбекистан, г. Ташкент

E-mail: ilesaliev@mail.ru

ON THE MATHEMATICAL DESCRIPTION OF THE ARRIVAL OF GRAIN CARRIERS AT A RAILWAY STATION

Ilesaliev Daurenbek

candidate of Technical Sciences, Tashkent Institute of Railway Engineers, Tashkent, Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

Для описания зависимостей транспортно-грузовых процессов применяется модели Лотки - Вольтерры при описании передвижения зерновозов по подъездным путям элеватора для погрузки и отправки зерновых грузов.

ABSTRACT

To describe the dependencies of the transport-freight processes, the Lotka-Volterra model is used to describe the movement of grain carriers along the elevator access roads for loading and sending grain cargoes.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, подъездной путь, груженый вагон, порожний вагон, поступления вагонов.

Keywords: railway transport, access road, loaded wagon, empty wagon, wagon receipts

Одной из проблем на полигоне железных дорог является обеспечение ритмичности подачи вагонов под погрузку, обеспечение высокой надежности функционирования транспортной сети данного региона [1-6]. Железнодорожная станция (A) в соответствии с договором и согласно заявкам подает вагоны (хоппер -зерновозы) на приёмоотправочный парк элеватора (B) (см. рис. 1).

При этом не исключается вероятность того, что на путях элеватора B может находиться определённое количество зерновозов, а затем по графику ритмично с технологического участка B подаются вагоны на участок C под погрузку зерновых грузов. В соответствии с технологией погрузки груженые вагоны перемещаются на участок D для дальнейшего оформления перевозочных и товаросопроводительных документов. После чего груженые вагоны, подаются на станцию A. На этом полный цикл работы с подвижным составом предприятия завершается. Необходимо отметить, что описанный технологический процесс является непрерывным.

Рис. 1. Схема передвижения зерновозов по подъездным путям элеватора для погрузки и отправки зерновых грузов: 1 - приёмоотправочный парк; 2 - вагонные

весы; 3 - погрузочный участок; 4 - ходовой путь; 5 - элеватор; 6 - парк для

накопления порожних вагонов

Модель на основе уравнений Лотки - Вольтера находит применение не только в природе, но также часто используется при моделировании экономических и технических систем [3-5].

Логическая взаимосвязь основных факторов перевозки зерновых грузов показана на рис. 2.

Во взаимоотношениях двух состояний вагонов «порожние» и «груженые», между которыми ведется противостояние, можно применить математическую модель «хищник-жертва», а в качестве параметров - количественные показатели качественных характеристик вагонооборота.

^ Груженные зерновозы

' 4 Vе

Запас Порожные

зерна зерновозы

Рис. 2. Вагонооборот в транспортно-логистической системе перевозки зерновых

грузов

Поступление порожних зерновозов N обеспечиваются запасами зерна на элеваторе, которые характеризуются величиной Е. Груженые зерновозы отправляются исключительно после погрузки зерна с отпускных бункеров и динамика отправки груженых зерновозов зависит от количества прибывающих под погрузку порожних вагонов. Иногда имеет место прибытие неисправных порожних вагонов, что сокращает возможности по отгрузке зерна. В логарифмическом виде взаимодействие двух состояний вагонов можно описать следующим образом:

= аЫ - ЬЫР; = -сР + йРЫ,

йг йР _ йг

где N(1) - количество порожних зерновозов в момент времени t, ваг; Р(0 -количество груженых зерновозов в момент времени t, ваг; а - коэффициент поступления порожних зерновозов на погрузку; Ь - коэффициент влияния груженых зерновозов на скорость поступления порожних; с - коэффициент уменьшения груженых зерновозов; ё- коэффициент влияния порожних зерновозов на скорость убыли груженых вагонов.

Система уравнений основана на следующих допущениях:

- при отсутствии зерна на элеваторе для отгрузки железнодорожным транспортом порожние зерновозы экспоненциально простаивают в ожидании

погрузки согласно уравнению /= аЫ;

- при отсутствии порожних вагонов на рынке имеет место дефицит зерна

согласно уравнению

- слагаемые, пропорциональные произведению ^ рассматриваются как результат погрузки зерна в вагоны, и состоит в уменьшении скорости поступления вагонов под погрузку на величину, пропорциональную запасу зерна в элеваторе.

Зададим коэффициенты, характеризующие поступления зерновозов на подъездной путь элеватора, а затем на участок погрузки, имеющую размерность 1/сут: а=0.2; Ь=0,02; с=0,19; ё=0,02. Как было определено выше, входящий поток на элеватор равен 19 вагонам, следовательно, количество порожних вагонов и готовых груженых вагонов будет равно 19 вагонам соответственно. Используем для решения системы средства автоматизации математических расчётов Ыа^саё 15. В результате получен фазовый портрет системы (см. рисунок 3). На рисунке 3 приведено графическое описание, которое носит циклический характер с координатами Р). Движущая, которая проходит вдоль замкнутой фазовой траектории вокруг точки равновесия, имеет положение, которое естественно зависит от параметров модели.

gIujyonye 2ВГП0У02у

Рис. 3. Фазовый портрет системы

На рисунке 3 видно, что при заданном начальном соотношении количества порожних к груженым вагонам 19:19, точка (24,79:9,35) поступления порожних зерновозов начинает убывать а запас зерна при этом возрастает (Р). В момент времени I, при котором соотношение ровно 19:19, количество порожних зерновозов находится в таком положении, что увеличение запаса зерна невозможно. В связи с этим, количество запаса зерна уменьшается вместе с порожними вагонами. Уменьшение количества поступления вагонов под погрузку происходит до тех пор, пока соотношения не достигнут точки (2,33:8,62) и с этого момента времени начинается увеличение поступления вагонов, а через некоторое время подачу вагонов можно приостановить из-за достаточности. Прекращение подачи под погрузку необходимо приостановить для обеспечения роста запаса зерна и необходимо отметить, что обе подсистемы увеличиваются (из силосов на участок перемещается зерно, а со станции подаются вагоны под погрузку). Увеличения параметров двух подсистем происходит до тех пор, пока поступления порожних вагонов не будут уменьшаться в результате погрузки зерна и отправления в пункт назначения. На фазовой кривой в точке (2,33:8,62) количества порожних вагонов достигает минимума, а в точке (24,79:9,35) максимум, то же самое происходит с запасами зерна в точках (9.44:2.10) и (9,45:24,02) соответственно. Таким образом, процесс повторяется вновь, как на рисунке 3. Интервал по оси абсцисс можно построить в любом временном диапазоне.

Рис.4. График динамики изменения поступления груженых и отправления

порожних зерновозов

Из графика (см. рисунок 4) видно, что вагонооборот зерноэлеватора не является равномерным и представляет собой результат решения рассматриваемого объекта.

Для реализации задачи исследования математической модели, описывающей передвижения зерновозов на подъездных путях элеватора, получен фазовый портрет системы решения, которое соответствуют значениям параметров и начальным условиям задачи.

Методом направленного перебора найдены рациональные значения параметров системы, при которых вид фазовый портрет характеризуется семейством эллиптических фигур. Такой вид фазового портрета соответствует обеспечению устойчивой работы элеватора.

Список литературы

1. Илесалиев Д.И. Определение оптимальных значений параметров погрузочно-разгрузочного участка тарно-штучных грузов / Д. И. Илесалиев //Известия Петербургского университета путей сообщения.- СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2015. - Вып. 3 (44). - С. 55-63.

2. Маликов О.Б. Некоторые вопросы экономической эффективности перевозки сыпучих грузов в контейнерах / О.Б. Маликов, Е.Г. Курилов, Д.И. Илесалиев // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2016. - Т. 13. - № 4(49).

- С. 493-501

3. Туранов Х.Т. Математическое моделирование движения грузовых вагонов на подъездных путях предприятия / Х.Т. Туранов, Н.П. Чуев, О.Ю. Портнова // Наука и техника транспорта. - 2013. - № 1. - с. 26-42.

4. Туранов Х.Т. Построение дифференциальной модели движения подвижного состава на путях необщего пользования / Х.Т. Туранов, Н.П. Чуев // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2012. - № 7. - с. 13-18.

5. Туранов Х.Т. Численное моделирование движения грузовых вагонов на местах общего пользования / Х.Т. Туранов, Н.П. Чуев // Наука и техника транспорта.

- 2012. - № 3. - с. 8-18.

6. Туранов Х.Т. Численное моделирование движения грузовых вагонов на подъездных путях промышленных предприятий Maple / Х.Т. Туранов, Н.П. Чуев, О.Ю. Портнова // Транспорт: наука, техника, управление. - 2013. - № 12. - с. 7-14.

ПРИМЕНЕНИЕ ВАРИАНТНОГО ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ПРОПУСКОНОЙ СПОСОБНОСТИ ОДНОПУТНОГО

УЧАСТКА

Айпенов Ж.С.

Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева,

г.Алматы, Казахстан E-mail: zh.aipenov@mail. ru Альтаева Ж.Ж.

Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева,

г.Алматы, Казахстан E-mail: zh. altaeva@mail. ru

APPLICATION OF VARIANT GRAPHICS OF TRAIN TRAFFIC WHEN INCREASING THE PASSING CAPACITY OF A SINGLE-TRAŒ

Zholdasbek Aipenov

Kazakh Academy of Transport and Communications named after M. Tynyshpayev,

Almaty, Kazakhstan Zhanar Altaeva

Kazakh Academy of Transport and Communications named after M. Tynyshpayev,

Almaty, Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.