0 n 0 Q IMPROVING UZBEKISTAN'S POSITION IN INTERNATIONAL RATINGS L U L O AND INDEXES: THEORY, PRACTICE, AND STRATEGY
ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ИНДЕКСЕ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА ВСЕМИРНОГО ПРОЕКТА ПРАВОСУДИЯ
Исмаилов Б.И
Заведующий сектора Законодательства в сфере международных отношений Института Законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан,
д.ю.н.,профессор https://doi.org/10.5281/zenodo.10137211
Одна из важных сфер деятельности, на которую Узбекистан направляет свой созидательный потенциал, связана с обновлением облика страны на мировой арене, что находит отражение в улучшении его позиций в международных рейтингах.
В этих целях происходит мобилизация ресурсов и широкое внедрение современных подходов и методов управления процессами преобразований в стране. Повышение позиций государств в международных рейтингах и индексах, замеряющих изменение ситуации в различных сферах общественно-политической и экономической жизни государств является крайне актуальным в условиях глобальных кризисов современности.
Международные рейтинги и индексы - это инструмент, принятый мировым сообществом в качестве основного условия экономического развития при оценке качества институциональной среды в мире. Они используются на уровне не только экспертов, но и государств в качестве критерия реформ в правовой сфере и социально-экономической политики.
Факт, повышения позиций страны во многих приоритетных рейтингах, является важным результатом работы, в сфере повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления правовых и институциональных основ устойчивого развития, ощутимым повышением благосостояния народа, обеспечением открытости и прозрачности государственных институтов.
В числе наиболее известных международных рейтинг особое место занимает Индекс Верховенства права Всемирного проекта правосудия World Justice Project (WJP) — позиционируемой как независимая многопрофильная организация, на основе междисциплинарного подхода осуществляющую внешнюю оценку эффективности и адресности преобразований в правовой, политической, экономической, социальной и др. сферах, повышением осведомленности основных акторов и стимулированием действий по продвижению верховенства права во всем мире.
WJP как независимая некоммерческая организация основана Уильямом Х. Нойкомом в 2006 году по инициативе Американской ассоциации адвокатов (ABA) и при первоначальной поддержке 21 другого стратегического партнера. Офисы WJP расположены в Вашингтоне, Сиэтле, Сингапуре и Мехико.
WJP проводит оригинальные независимые исследования и данные о верховенстве права, включая Индекс верховенства права (WJP Rule of Law Index) разработанного в 2010 году; способствует пониманию и признанию верховенства закона, его связи с развитием и эффективных стратегий по его укреплению; а также объединяет и создает активную глобальную сеть политиков и защитников права для продвижения верховенства закона посредством стратегического партнерства, совещаний, скоординированной пропаганды и поддержки инициатив, возглавляемых на местном уровне.
0 n 0 Q IMPROVING UZBEKISTAN'S POSITION IN INTERNATIONAL RATINGS L U L O AND INDEXES: THEORY, PRACTICE, AND STRATEGY
WJP определяет верховенство закона как долговременную систему законов, институтов, норм и обязательств сообщества, которая обеспечивает: отчётность, прозрачность институтов власти, справедливые законы и доступность правосудия.
WJP Rule of Law Index представляет собой комбинированный показатель из 47 переменных, рассчитываемый на основе данных, углубленных опросов более 154 000 специалистов и 3 600 практикующих юристов и экспертов для измерения верховенства права по восьми показателям:
Ограничение полномочий институтов власти.
Отсутствие коррупции.
Порядок и безопасность.
Защита основных прав.
Прозрачность институтов власти.
Соблюдение законов.
Гражданское правосудие.
Уголовное правосудие.
Индекс характеризуют уровень развития правовой среды и законодательную практику в странах мира, находящихся на разных уровнях социального и политического развития.
Эксперты WJP полагают, что эффективное верховенство закона снижает коррупцию, борется с бедностью и болезнями и защищает людей от большой и малой несправедливости. Это основа сообществ справедливости, возможностей и мира, лежащая в основе развития, подотчетного правительства и уважения основных прав.
26 октября 2022 г. WJP опубликован очередной Rule of Law Index исходные данные по 140 странам и юрисдикциям которого показали, что соблюдение верховенства права в этом году снизилось в 61% странах.
В глобальном масштабе страной с самым высоким рейтингом в Индексе верховенства права 2022 года является Дания, за ней следуют Норвегия, Финляндия, Швеция и Нидерланды. Страна с самым низким баллом — Венесуэла, выше нее занимают места Камбоджа, Афганистан, Демократическая Республика Конго и Гаити.
По данным Индекса Узбекистан занимает 78-е место из 140 стран мира, поднявшись на семь позиций по сравнению с 2021 г., общий показатель верховенства права в Узбекистане повысился на 1,0%.
Рейтинг Индекса верховенства закона WJP Узбекистана оценивался по следующим факторам:
ФАКТОР МИРОВОМ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПО
РЕИТИНГ РЕИТИНГ ДОХОДУ* *
Ограничения полномочий государства 114/140 10/14 24/38
Отсутствие коррупции 66/140 5/14 3/38
Открытое правление 122/140 13/14 27/38
Основные права человека 107/140 11/14 18/38
Правопорядок и безопасность 16/140 1/14 1/38
Правоприменительная практика 99/140 9/14 17/38
Гражданское судопроизводство 75/140 7/14 9/38
Уголовное судопроизводство 65/140 5/14 4/38
Традиционно верховенство права рассматривалось как прерогатива юристов и судей. Но повседневные вопросы безопасности, прав, справедливости и управления
0 n 0 Q IMPROVING UZBEKISTAN'S POSITION IN INTERNATIONAL RATINGS L U L O AND INDEXES: THEORY, PRACTICE, AND STRATEGY
затрагивают каждого так как он является заинтересованным лицом в верховенстве закона. Исходя из этого, WJP придерживается междисциплинарного подхода к продвижению верховенства закона.
Нет сомнений, что политические и экономические реформы, предпринятые под Руководством Узбекистана, позволили достичь прогресса по ряду направлений, но все еще актуальным является:
В политической сфере - создание Экономического, социального и экологического Кенгаша Республики Узбекистан полномочного в качестве конституционного органа представлять интересы трудящихся, предпринимателей, институтов Гражданского общества во взаимоотношениях между публичной властью и гражданами;
разработка проекта Кодекса о негосударственных некоммерческих организациях;
дальнейшая демократизация политической системы Узбекистана в частности правовое оформление статуса политической оппозиции;
усиление гарантий обеспечения свободы прессы, включая доступ к свободным и открытым СМИ и интернету; В правовой сфере -
правовая регламентация деятельности государственных органов в сфере осуществления государственного контроля (надзора);
правовая регламентация деятельности государственных органов в сфере
регионального развития;
правовая регламентация деятельности государственных органов в сфере
осуществления долгосрочного стратегического планирования;
пересмотр Уголовного кодекса на предмет дополнения его разделом об ответственности за коррупционные правонарушения;
правовая регламентация системы защиты жертв преступлений и злоупотребления властью;
В целях усиления системных мер в сфере противодействия коррупции -введение в законодательство институтов уголовной ответственности юридических лиц;
разработка правовых основ обеспечения добропорядочности и неподкупности государственных служащих;
отмены в отношении должностных лиц действия «презумпции невиновности»; правовое оформление обязательного проведения в отношении должностных лиц проверки на добропорядочность (Integrity check);
внедрения института уголовной ответственности должностных лиц за незаконное обогащение, злоупотребление влиянием;
введение и законодательное оформление института декларирования должностными лицами доходов, имущества и расходов, а также установления ответственности за непредставление либо представление ложных или неполных деклараций,
поэтапное наделение Агентства по противодействию коррупции компетенцией
возбуждать и проводить расследования в отношении актов элитарной коррупции;
установление правовых критериев противодействия лоббистской деятельности и
д.р.