Научная статья на тему 'Вопросы подготовки кадров для инновационного развития экономики регионов Дальнего Востока России'

Вопросы подготовки кадров для инновационного развития экономики регионов Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / REGIONAL INNOVATIVE CLUSTER / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / TRAINING THE WORKFORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н.Е.

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров в модели государственно-частного партнерства. Представлены организационноструктурные схемы взаимодействия СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ) с другими участниками субъектов экономики региона при формировании инновационных кластеров и инновационной системы региона. Отмечается, что СВФУ должен своевременно производить корректировку в процесс образовательной деятельности с учетом конъюнктуры прогнозируемых параметров в потребности специалистов в том или ином направлении перспективного спроса потребительского рынка стран Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of training the workforce for innovative development the economyof the Russian Far-East regions

In article the issues of training the workforce in publicprivate partnership model are considered. Organizational structure of interaction scheme of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU) with other members of economic units of the region are provided during the innovative clusters formation and regional innovative system. It is noted, that NEFU should makes timely adjustment in the process of educational activity, taking into account conjuncture of predicted parameters about specialists' requirement in a one or another direction of prospective demand for consumer market in the Northeast Asia.

Текст научной работы на тему «Вопросы подготовки кадров для инновационного развития экономики регионов Дальнего Востока России»

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Вопросы подготовки кадров для инновационного развития экономики регионов Дальнего Востока России

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров в модели государственно-частного партнерства. Представлены организационно-структурные схемы взаимодействия СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ) с другими участниками субъектов экономики региона при формировании инновационных кластеров и инновационной системы региона. Отмечается, что СВФУ должен своевременно производить корректировку в процесс образовательной деятельности с учетом конъюнктуры прогнозируемых параметров в потребности специалистов в том или ином направлении перспективного спроса потребительского рынка стран Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: подготовка кадров, государственно-частное партнерство, региональный инновационный кластер, региональная инновационная система.

Н. Е. Егоров,

к. ф.-м. н., доцент, заведующий отделом Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

e-mail: ene01@ya.ru

Одной из первоочередных задач построения региональной инновационной системы (РИС) является формирование и развитие кластерных образований на территории региона с целью их адресной поддержки и дальнейшего развития или же обнаружения отдельных кластерных элементов для последующей их группировки в полноценные кластерные структуры. Формирование кластеров возможно в условиях высокой связанности субъектов хозяйствования в рамках единой институциональной среды при условии включения в кластер только конкурентоспособных предприятий; что ядром кластера будет фундаментальная и прикладная наука [1]. Немаловажное место в структуре РИС занимает и система университетской и академической науки. Роль университета в построении РИС связана с развитием следующих основных направлений деятельности [2]:

• производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

• инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с университетом;

• формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности РИС;

• подготовка кадров для инновационной деятельности;

• формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

Активность университета в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформи-

ровать центры инновационной активности региона и институциональную основу РИС. Такую же концепцию придерживаются авторы работы [3], по мнению которых территориальную инновационную систему можно представить в виде регионального инновационного кластера (РИК), ядром которого выступает системообразующий университет рассматриваемой территории.

Для Республики Саха (Якутия) одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики является формирование РИС как комплекс РИК, создаваемых на базе ранее функционирующих территориально-производственных комплексов (ТПК). Переход от методологии развития на основе ТПК к кластерной парадигме привел к тому, что фактически, сегодня мы сталкиваемся с новой методологией регионального развития, в рамках которого поменялся и объект освоения — с природных ресурсов на инновации [4]. В этих условиях формирование РИК с участием университета дает преимущества и производственным структурам и самим образовательным учреждениям. Предприятия реализуют синергетиче-ский эффект на основе технического и технологического переоснащения, помогают университету разрешить разнообразные прикладные задачи. При этом и регион, и университет могут продуктивно использовать свойственные им преимущества, которых лишены другие территории и организации. Университеты при вхождении в промышленный кластер ставят перед собой основную задачу — содействовать сохранению и наиболее полному использованию научно-технического

о

оо оо

со

S S

J <

CQ О X X S

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

о

оо оо

со

< СО

о

свфу

►1 Мониторинг потребительского рынка

\ 1 1

> гчп рик тор двфо

1 1 1

-| Корректировка подготовки кадров

сва

Рис. 1. Структурная схема регионального инновационного кластера Научно-образовательный комплекс — интеллектуальное ядро РИК; бизнес-предприятие — промышленное ядро РИК; государственная политика — усилия власти в развитии РИК

потенциала профильных отраслей региона. Включение университета в промышленный кластер позволит ему обеспечить дополнительные преимущество — институ-циальные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы. Промышленные предприятия при помощи университета могут проводить постоянные монито-ринги производственных структур, что позволяет определить потребности отрасли в машинах и оборудовании, а также разрешить проблемы качества своей продукции [5].

Таким образом, РИК можно представить как единую взаимосвязанную систему партнерских взаимоотношений власти, университета и бизнеса, направленную на производство конкурентоспособной продукции на потребительский рынок (рис. 1).

В настоящее время взаимоотношения государства, бизнеса и университета в инновационной сфере на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики региона, повышения уровня его конкурентоспособности. В этой системе университетом играет ключевую роль, во-первых, как основной поставщик конкурентоспособных специалистов для организаций реального сектора экономики, во-вторых, как обладатель результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций. При этом в модели ГЧП задача университета заключается в разработке и передаче научно-технических разработок в бизнес-структуры, задача бизнеса — материализация и эффективное использование разработок университета, а миссия государства — создание благоприятных условий для успешной реализации конкурентоспособной продукции на рынок.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) в модели ГЧП также должен принимать активное участие в подготовке кадров для развития РИК и территорий опережающего развития (ТОР) в регионах Дальневосточного федерального округа (ДВФО). В свою очередь стабильное

Рис. 2. Самосогласованная модель подготовки кадров в СВФУ

социально-экономическое развитие регионов ДВФО связано в основном от рынка стран Северо-Восточной Азии (СВА), от его потребительской емкости и разновидности спроса на товарную продукцию1. Поэтому СВФУ в своей деятельности должен вести постоянный мониторинг рынка стран СВА и своевременно производить корректировку в процесс образовательной деятельности с учетом конъюнктуры прогнозируемых параметров в потребности специалистов в том или ином направлении перспективного спроса потребительского рынка. В такой концептуальной постановке вопроса организационно-структурная схема взаимодействия СВФУ с другими участниками субъектов экономики представляет собой самосогласованную модель подготовки кадров, позволяющую использование экономико-математических методов расчета для мониторинга потребительского рынка и корректировки подготовки кадров на основе соответствующих статистических и иных показателей потребности в специалистах организациями отраслей реального сектора экономики (рис. 2).

Реализация предлагаемой модели подготовки кадров предусматривает активное участие в образовательный процесс всех участников инновационной инфраструктуры, включая исполнительные органы государственной власти и финансовые институты развития региона. Главная идея модели — концепция предпринимательского университета, его польза для общества и роль в развитии инновационной экономики региона.

Анализ существующего положения формирования региональных инновационных систем позволяет заключить, что в условиях Республики Саха (Якутия) целесообразно создавать РИС на основе РИК, созданных на базе крупного промышленного предприятия. При этом центром научно-инновационного потенциала может выступить научно-образовательный инновационный кластер на базе СВФУ (рис. 3). Основной задачей СВФУ является содействие инновационному росту и повышению конкурентоспособности экономики Республики Саха (Якутия) путем опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий, организаций отраслей экономики, структур бизнеса и социальной сферы республики, создания и распространения знаний мирового уровня и формирования необходимых компетенций в сфере управления инновационным развитием экономики.

Представленная модель РИС основывается на взаимодействии трех основных участников инновационного процесса: наука, образование — интеллекту-

1 Северо-Восточная Азия — субрегион, в который входят Япония, Северная и Южная Кореи, Монголия, Китай (КНР) и Тайвань.

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Власть — Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия)

ЗЕ

Наука, образование -

Интеллектуальное ядро

Бизнес -

Промышленное ядро

I

Другие участники инновационного процесса

Научно-образовательный инновационный кластер

Региональные инновационно-промышленные кластеры

Поставщики услуг

И

I

ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕСС

(выбор идеи, доработка до инновационного продукта, разработка опытного образца, маркетинг рынка,

промышленное производство)

Основные элементы инновационной _инфраструктуры_

Арктический инновационный центр СВФУ, Технопарк «Якутия», малые инновационные предприятия, и т.д.

Субъекты поддержки инновационной деятельности

Финансово-инвестиционные структуры (Венчурная компания «Якутия», республиканская инвестиционная компания и др.) Информационно-аналитические структуры (Госкомстат, центры НТИ, консалтинговые и пр. компании^

Региональная инновационная система

Рис. 3. Модель инновационного развития Республики Саха (Якутия) на основе кластерного подхода

альное ядро РИС, бизнес — промышленное ядро РИС, и власть — государственная политика модернизации и поддержки инновационного развития экономики региона, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны. К основным базовым отраслям экономики республики относятся в основном алмазно-бриллиантовый, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы.

Таким образом, успешное функционирование и развитие партнерских взаимоотношений триады участников инновационного процесса требует формирования новой системы подготовки конкурентоспособных кадров в СВФУ для предприятий и организаций

реального сектора экономики регионов ДВФО.

* * *

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект №0201460076).

Список использованных источников

Ю. Н. Андросик. Теоретико-методологические основы формирования кластеров и повышения конкурентоспособности продукции//Экономика и управление, № 3, 2012. А. Л. Межецкая, Л. Ф. Шайбакова. Место и роль университетской инновационной инфраструктуры в региональной инновационной системе//Формирование и развитие инновационных

поясов учреждений высшей школы: Материалы IV межд. форум «От науки к бизнесу», 13-15 мая 2010 г. СПб., 2010.

3. М. А. Масыч, М. В. Паничкина. Роль университета в создании территориальных инновационных систем//Формирование и развитие инновационных поясов учреждений высшей школы: Материалы IV межд. форум «От науки к бизнесу», 13-15 мая 2010 г. СПб., 2010.

4. А. Г. Полякова. Модернизация экономики регионов нового освоения: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. 08.00.05. СПб.: ИПРЭ РАН, 2012.

5. Г. В. Рожков. Генезис инновационной экономики в России/Под ред. С. Г. Ерошенкова. М.: МАКС Пресс, 2009.

Issues of training the workforce for innovative development the economy of the Russian Far-East regions N.E. Egorov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, the head of a department of regional innovative economy of Institute of regional economy of the North of North-eastern Federal University

In article the issues of training the workforce in public-private partnership model are considered. Organizational structure of interaction scheme of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU) with other members of economic units of the region are provided during the innovative clusters formation and regional innovative system. It is noted, that NEFU should makes timely adjustment in the process of educational activity, taking into account conjuncture of predicted parameters about specialists' requirement in a one or another direction of prospective demand for consumer market in the Northeast Asia.

Keywords: training the workforce, public-private partnership, regional innovative cluster, regional innovative system.

о

CN

oo oo

CD

J <

CQ О

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.