URL: https://www.tspu.edu.ru/news/26408-nedelya-tvorcheskoj-pedagogiki-irpo-dlya-professionalnogo-rosta-pedagoga.html.
9. Polichko G. A. Kinoyazyk, ob"yasnennyjstudentu. M., 2006. 103 p. [In Russian].
10. Situacionnyj analiz, ili Anatomiya Kejs-metoda (Situational analysis, or the Anatomy of the Case method). Kiev, 2002. 286 p. [In Russian].
11. Stepanova P. M. Kinopedagogika i mediaobrazovanie: ucheb. Posobie (Film pedagogy and media education), 2016. 98 p. [In Russian].
12. Usov YU. N. Masterskaya "Kinovedenie i kinopedagogika" (Workshop "Film studies and film pedagogy) // Specialist, 1993. No. 5. P. 10-11. [In Russian].
13. Fateeva I. A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii: monografiya (Media education: theoretical foundations and implementation practice: monograph), 2007. 270 p. [In Russian].
14. Fedorov A. V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya (Media education: History and theory), 2015. 450 p. [In Russian].
15. Shkitina N. S., Kasatkina N. S., Nemudraya N. YU., Ciulina M. V. Formirovanie empatijnoj kompetentnosti magis-trantov pedagogicheskogo vuza v kontekste interaktivnyh meto-dov obucheniya (Formation of empathic competence of undergraduates of pedagogical university in the context of interactive teaching methods) // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta, 2018. No. 2. P. 173-179. [In Russian].
16. Chelysheva I. V. Vospitatel'nye vozmozhnosti kinopedagogiki i mediaobrazovaniya: rabota s hudozhestvennymi fil'mami na zanyatiyah studencheskogo mediakluba (Educational opportunities of film pedagogy and media education: working with feature films in the classes of the student media club) // Aktual'nye resursy kinopedagogiki: vospitanie i obrazovanie: materialy Vserossijskogo kruglogo stola (s mezhdunarodnym uchast-iem). Pod nauchnoj redakciej N. A. Simbircevoj, A. K. Berna-tonite. Ekaterinburg, 2022. P. 74-79 [In Russian].
УДК/UDC 378.1 EDNLXCCHF
Стройкина Любовь Владимировна
старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Елькина Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, заместитель директора по воспитательной работе и развитию педагогического образования, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования факультета психологии и педагогики, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Stroykina Lyubov V.
Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk
Yelkina Olga Yu.
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor,
Professor of RAE, Deputy Director for Educational Work
and Development of Pedagogical Education, Chair
of a Department of Pedagogy and Methods of Primary Education,
Faculty of Psychology and Pedagogy, Kuzbass Humanitarian
Pedagogical Institute of Kemerovo State University,
Novokuznetsk
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PREPARING FUTURE TEACHERS TO SOLVE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL TASKS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности. С позиций компетентностного подхода определена сущность понятий «организационно-управленческая задача», «готовность к решению организационно-
управленческих задач». Описана структурно-содержательная модель подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности, охарактеризованы возможности интеграции учебной и внеучебной работы, рассмотрено научно-методическое обеспечение исследуемой
подготовки, приводятся результаты диагностики готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в образовательном процессе.
Ключевые слова: организационно-управленческая задача, готовность к решению организационно-управленческих задач, подготовка будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности.
Abstract. The article deals with the problem of training future teachers to solve organizational and managerial tasks of professional activity. From the standpoint of the competence approach, the concepts "organizational and managerial task", "readiness to solve organizational and managerial tasks" is defined. The structural and content model of training future teachers to solve organizational and managerial tasks of professional activity is described. The possibilities of integrating educational and extracurricular work are characterized. The scientific and methodological support of the training is considered. The results of diagnostics of the readiness of future teachers to solve organizational and managerial tasks of professional activity in the educational process are presented.
Keywords: organizational and managerial task, readiness for solving organizational and managerial problems, training of future teachers for solving organizational and managerial problems of professional activity.
Введение
Актуальность проблемы. Анализ научного и публицистического дискурса последних лет показывает, что профессиональная компетентность будущего педагога связывается не только с готовностью к выполнению образовательных, воспитательных, развивающих общетрудовых функций, но и с уровнем развития профессионально значимых личностных качеств, позволяющих решать современные организационные и управленческие задачи.
Согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в перечень задач профессиональной деятельности включена организационно-управленческая задача.
Исследователи В. А. Анисимова, О. В. Баянкин, М. И. Губанова, Л. А. Драговоз, О. Ю. Елькина, А. М. Коробков, Т. С. Панина, И. И. Романова, М. Ф. Шарипов и другие рассматривают организационные, учебно-методические, личностно-развивающие аспекты профессио-
нальной подготовки выпускников ОО ВО. Вопросы оптимизации деятельности руководителя образовательного учреждения в связи с теми изменениями, которые произошли в экономике России, представлены в работах В. А. Болотова, В. И. Звонникова, А. Н. Иванова, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, Б. П. Мартиросяна, Т. И. Шамовой и других.
Отдельные аспекты поиска путей и методов педагогического содействия профессиональному становлению будущего специалиста на университетском этапе рассматривали В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Ю. Д. Железняк, Н. Э. Касаткина, В. М. Корецкий, О. Г. Красношлы-кова, Б. П. Невзоров, М. М. Поташник, Ю. П. Садченкова и другие. Вопросы развития управленческих качеств и компетенций студентов исследовали О. С. Августи-мова, Е. Н. Гребенюк, Е. М. Зарубина, А. А. Магрупова, Л. Н. Плахина, В. И. Проскурина и другие.
Несмотря на значительное внимание исследователей к проблеме подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности, недостаточно изученной остается проблема подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности.
Цель исследования, определенная рамками данной статьи, заключается в определении педагогических предпосылок, влияющих на процесс формирования организационно-управленческих компетенций подготовки будущих педагогов, и предложениях по моделированию процесса подготовки будущих педагогов для решения поставленных задач.
Задачи исследования:
1. Дать педагогическую сущность понятию «подготовка будущего педагога к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности».
2. Обобщить педагогические предпосылки, влияющие на процесс формирования организационно-управленческих компетенций подготовки будущих педагогов.
3. Представить структурно-содержательную модель подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности.
4. Предложить оценочные средства готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в образовательном процессе.
Научная новизна исследования заключается в определении педагогических предпосылок подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности, позволяющих обосновать процесс подготовки педа-
гога к организационно-управленческой деятельности, и в содержательном наполнении структурно-содержательной модели подготовки будущих педагогов в соответствии с целью исследования.
Практическая значимость исследования заключается в проектировании и реализации основной профессиональной образовательной программы, ориентированной на подготовку будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности, а также в отборе содержания дисциплины «Организационно-управленческая деятельность педагога физической культуры».
Методология
На основании проведенного анализа научных публикаций и содержания профессиональных стандартов в сфере образования в исследовании под организационно-управленческой задачей профессиональной деятельности педагога понимаем совокупность требований, определенных действий, которые необходимо предпринять педагогу в конкретной ситуации образовательного процесса в соответствии с трудовыми действия, умениями и знаниями организационно-управленческой направленности общетрудовых функций профессиональных стандартов сферы образования [1].
Подготовка будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности - сложное, динамически развивающееся личностное образование, наличие которого проявляется в степени сформированности компетенций организационно-управленческой деятельности.
Формирование компетенций будущих педагогов для решения организационно-управленческих задач профессиональной деятельности является процессом освоения студентом организационно-управленческого опыта педагогической деятельности, формирования на его основе системы личностных и профессиональных качеств. Наличие и степень сформированности обеспечивают результативность решения организационно-управленческих задач в воспитательно-образовательном процессе.
Подготовка будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности определяется нами как процесс освоения обучающимися в теоретическом обучении и практической подготовке организационно-управленческого опыта педагогической деятельности, формирование на их основе системы личностных и профессиональных качеств, наличие и степень сформированности которых проявляется в уровне сформированности организационно-управленческих компетенций.
Готовность к решению организационно-управленческих задач с позиций компетентностного подхода трактуем как сложное, динамически развивающееся личностное образование, представляющее собой единство содержательного, мотивационно-ценностного, процессуального, рефлексивного компонентов, наличие которых проявляется в степени сформированно-сти компетенций управленческой деятельности.
Готовность будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности представляет собой результат подготовки, выраженный в сформированности знаний, умений, организационно-управленческого опыта деятельности.
Связь решаемой проблемы с ведущими положениями Национальной системы квалификаций Российской Федерации и ФГОС ВО в рамках проводимого исследования и анализа рассматриваемой научной проблемы позволяет выявить первую предпосылку подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач - ориентация ФГОС ВО УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки и квалификационных требований к современному педагогу на становление организационно-управленческих компетенций в период освоения студентом программы высшего образования.
Второй предпосылкой, на наш взгляд, выступает рассмотрение педагогического процесса подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач с позиций личностно-ориентирован-ного подхода. Это обусловлено субъектностью отношений участников образовательного процесса.
Третьей предпосылкой является применение педагогических технологий освоения содержания основной профессиональной образовательной программы для развития педагогической рефлексии, становления организационной культуры и организации конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса.
Четвертая предпосылка обусловлена требованиями нормативных документов в сфере образования, обуславливающих интеграцию учебной и внеучебной работы в подготовке будущих педагогов, в частности, обязательностью включения Рабочей программы воспитания в состав основной профессиональной образовательной программы согласно действующему ФЗ об образовании.
В соответствии с поставленными задачами нашего исследования была разработана и реализована структурно-содержательная модель подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности (табл. 1).
Социальный заказ, включающий потребности государства, потребности личности, профессиональный стандарт, обусловлен государственными требованиями повышения качества управления в образовании, в том числе, и продуманного введения инноваций в образовательный процесс в рамках новой образовательной парадигмы. Кроме этого, можно констатировать, что потребности государства органично сочетаются с определенными требованиями самой личности к образовательному процессу в ОО ВО, что связано не только с идеей полноценной самореализации чело-
века, но и с изменяющейся социально-экономической обстановкой в мире и российском обществе, обусловливающей динамику рынка труда и требование поли-аспектной подготовленности специалистов.
Содержание целевого блока модели обусловливается расширением диапазона профессиональных возможностей будущего педагога, владеющего организационно-управленческими компетенциями, что делает его более конкурентоспособным или «способным предложить себя как специалиста на рынке труда, вступить в отношения (юридические, экономические и т.д.)
Таблица 1
Структурно-содержательная модель подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
Социальный заказ:
потребности государства, потребности личности, профессиональный стандарт
Целевой блок
Цель: подготовка будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
Задачи
Определить структуру готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
Методологические подходы
• Онтологический;
• системный;
• компетентностный;
• личностно-ориентированный; •полипарадигмальный
Спроектировать ОПОП, ориентированную на педагогический и организационно-управленческий типы задач профессиональной деятельности
Обосновать педагогические технологии, применяемые в подготовке будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
Принципы
• Единства интересов общества и личности;
• интеграции личностно-развивающей, квазипрофессиональной, академической и учебно-профессиональной деятельности студента;
• последовательности и комплексности в формировании компетенций готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач;
• ориентации на саморазвитие, признание стремления к расширению спектра профессиональных качеств и самосовершенствования;
• социализации, обеспечивающий оптимальную адаптацию будущего выпускника в социуме, профессиональном сообществе и на рынке труда
Процессуально-
технологический
блок
Педагогические технологии
Проблемное обучение, проектное обучение, развитие критического мышления, модульное обучение, «case-study», деловая игра, круглый стол, мозговой штурм, «дерево решений», мастер-класс, работа в малых группах, тренинг, баскет-метод, ситуационное моделирование, дистанционное обучение
Содержание процесса подготовки
• Освоение дисциплин,ориентированных на формирование у будущих педагогов организационно-управленческих компетенций;
• организация практической подготовки обучающихся в ОО ВО педагогической направленности;
• разработка и проведение внеучебных воспитательных мероприятий в соответствии
с типами задач профессиональной деятельности
Оценочно-
диагностический
блок
Компонеты готовности
Содержательный
Мотивационно-ценностный
Процессуальный
Рефлексивный
Критерии измерения уровня готовности
Когнитивный
Мотивационный
Средства измерения уровня готовности
Деятельностный
Оценочный
Уровни готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
Высокий
Средний
Низкий
Результат: готовность будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности
с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя», организатора, управленца [2].
Основными методическими подходами к моделированию педагогического процесса, соотнесенного с задачами нашего исследования, были выбраны: онтологический, системный, компетентностный, лич-ностно-ориентированный и полипарадигмальный подходы.
Отмеченные научные подходы к моделированию в рамках исследования соотнесены с принципами реализации целостного педагогического процесса подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности. Кроме общедидактических принципов (системности, научности, связи теории с практикой, последовательности, комплексности и т.п.), опирались на частные принципы:
- единства интересов общества и личности;
- интеграции личностно-развивающей, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студента;
- последовательности и комплексности в формировании компетенций готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач;
- ориентации на саморазвитие, признание стремления к расширению спектра профессиональных качеств и самосовершенствования;
- социализации, обеспечивающий оптимальную адаптацию будущего выпускника в социуме, профессиональном сообществе и на рынке труда.
Процессуально-технологический блок модели базируется на комплексе используемых педагогических технологий для реализации целей подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач. Акцент делался на использовании инновационных форм обучения, к которым мы относили интерактивные формы, методы, приемы.
Оценочно-диагностический блок структурно-содержательной модели соотносится с содержательным, мотивационно-ценностным, процессуальным, рефлексивным компонентами и когнитивным, мотивацион-ным, деятельностным и оценочным критериями сформированности качеств и характеристик, определяющих готовность будущего педагога к решению организационно-управленческих задач.
Для определения уровня готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности разработаны оценочные средства, представленные в таблице 2.
Данные критерии и показатели выступали ориентирами для выявления уровней сформированности
готовности студента к решению организационно-управленческих задач. Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования позволил прийти к выводу, что в контексте оценки качеств и характеристик личности ученые-исследователи используют, как правило, трехуровневую шкалу [3; 4], в связи с чем мы выделяем высокий, средний, низкий уровни сформированности готовности студента к решению организационно-управленческих задач.
Диагностика готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в образовательном процессе проводилась с 2007 по 2022 годы на базе Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета (КГПИ ФГБОУ ВО КемГУ), а также с 2019 года в Сибирском государственном индустриальном университете (ФГБОУ ВО СибГИУ). Всего в эксперименте приняли участие 622 студента. Из них - 356 студентов КГПИ ФГБОУ ВО КемГУ, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» и по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Физическая культура» очной и заочной форм обучения, 6 кураторов групп и 40 преподавателей.
В ходе педагогического эксперимента осуществлялась:
а) интеграция учебной и внеучебной работы в подготовке будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности на основе разработанной модели подготовки к решению данных задач образовательной деятельности;
б) разработка научно-методического обеспечения подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности и его апробация.
В процессе работы проводилось методическое консультирование преподавателей по применению интерактивных технологий, оценивались возможности учебных дисциплин и всех видов практик для формирования знаний, умений, личностных качеств и опыта организационно-управленческой деятельности. В структуру основной профессиональной образовательной программы введена дисциплина «Организационно-управленческая деятельность педагога физической культуры», в ходе реализации которой проводились организационно-управленческий и коммуникативно-профессиональный тренинги; онлайн-консультирование через сетевой ресурс ОО ВО; применялись проектные технологии; организовано участие студентов в конкурсе SIFE - Students in free enterprise [5].
Таблица 2
Критерии, показатели и средства оценивания готовности будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач
Компоненты готовности Критерии готовности Показатели Средства измерения
Содержательный Когнитивный Представления о качествах руководителя Ранжирование «Качества руководителя»
Знание о способах выдвижения предположений и построения альтернативных вариантов принятия решений Методика «Способы постановки задач» (по Б. Мастерову) Модель принятия управленческого решения
Наличие знаний о целеполагании, планировании и проектировании Тест «Шаги эффективного целеполагания, планирования,анкетирования»
Знание способов поведения в конфликтной ситуации Кейсы конфликтных ситуаций на основе технологии В. К. Тарасова
Мотивационно-ценностный Мотивационный Наличие стремления к личностному и профессиональному развитию Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Ценностные ориентации Ценностные ориентации (Методика М. Рокича)
Наличие стремления к решению организационно-управленческих задач Анкета для изучения стремления к решению организационно-управленческих задач
Процессуальный Деятельностный Наличие и проявление в деятельности умений целеполагания, планирования и проектирования Методика «Целеполагание и планирование» Методика «Ситуационного моделирования»
Наличие и проявление в деятельности коммуникативных и организаторских умений Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) Тест «Умение слушать и слышать собеседника»
Наличие и проявление в деятельности мыслительной и поведенческой гибкости и мобильности Задания для выявления мыслительной и поведенческой гибкости и мобильности (по методике Б. Блума) Методика «Ситуационное моделирование» «Кейс-стади»
Наличие и проявление в деятельности творческой активности Тест на выявление творческой активности
Рефлексивный Оценочный Наличие психоэмоциональной культуры и самообладания Методика «Оценка агрессивности по А. Ассингеру»
Наличие навыков самоконтроля в общении Тест «Оценка самоконтроля в общении»
Наличие умения управлять своим временем Тест-опросник на управление своим временем
Наличие навыков самоорганизации Тест «Умение управлять своим Я-образом»
Наличие умения оценивать свою готовность к управленческой деятельности Анкетирование
Результаты
На итоговом этапе педагогического эксперимента проведена повторная диагностика студентов экспериментальной группы по уровням готовности к решению организационно-управленческих задач. Механизм оценки результатов базировался на сравнении результатов исследования в начале и после эксперимента. Результатами педагогического эксперимента считаем наличие у студентов:
- представлений о качествах руководителя (нравственные качества противоположные «натиску и штурму»); знаний о способах выдвижения предположений и построения альтернативных вариантов принятия решений (высокий уровень); знаний о целепола-
гании, планировании и проектировании (высокий уровень); знаний способов поведения в конфликтной ситуации (высокий уровень конструктивного безконфликт-ного принятия решений);
- стремления к личностному и профессиональному развитию (средний уровень мотива выбора стремления к успеху и избегания неудач); ценностных ориентаций (признание значимости нравственных качеств в деятельности); стремления к решению организационно-управленческих задач.
Отмечаем наличие и проявление в деятельности умений целеполагания, планирования и проектирования (высокий уровень умений); коммуникативных и организаторских умений (высокий уровень); мыс-
лительной и поведенческой гибкости и мобильности (высокий уровень); творческой активности (средний уровень по чувству новизны, низкий по критичности, увеличились показатели по способности к преобразованию и направленности на творчество).
Выявлено наличие среднего уровня психоэмоциональной культуры и самообладания; высокого уровня навыков самоконтроля в общении; средний уровень навыков самоорганизации и умения оценивать свою готовность к управленческой деятельности. Возросли доли развития умения управлять своим временем. Достоверно увеличились показатели сформирован-ности организационно-управленческих компетенций, в частности, высокий уровень готовности зафиксирован у 3 % студентов; средний уровень готовности -у 76 % студентов; низкий уровень - у 21 % студентов.
Заключение
Результаты научной работы и представленные выводы расширяют научное знание о методологии и технологии профессионального образования в аспекте решения проблемы подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности. Проведенная работа по обобщению научных взглядов позволила определить педагогическую сущность понятия: «подготовка будущего педагога к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности».
Авторам исследования удалось выявить педагогические предпосылки, влияющие на процесс формирование организационно-управленческих компетенций подготовки будущих педагогов.
В исследовании обоснована возможность импорта в образовательную практику других образовательных организаций обоснованных и проверенных экспериментально педагогических условий реализации структурно-содержательной модели подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности.
Предложенная система и разработанное научно-методическое обеспечение подготовки будущего педа-
гога позволяет формировать его готовность к решению организационно-управленческих задач. Полагаем, что перспективы данного исследования заключаются в разработке концепции и содержания образовательной программы магистратуры по развитию организационно-управленческих компетенций педагога в инновационной деятельности.
Литература
1. Стройкина Л. В. Понятие «организационно-управленческие задачи»: мнения авторов образовательных стандартов педагогического образования и ученых // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 136-144.
2. Балыхин М. Г Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32) С. 240-246.
3. Белова С. Н. Прогностическая модель внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе // Ученые записки Курского госуд. ун-та. 2008. № 4 С. 73-86.
4. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
5. Стройкина Л. В. Научно-методическое обеспечение подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности // Практическая подготовка педагогов: поиск перспектив. Сборник тезисов Национальной научно-практической конференции. Новокузнецк, 2022. С. 123-127.
References
1. Stroykina L. V. The concept of "organizational and managerial tasks": opinions of the authors of educational standards of pedagogical education and scientists // Problems of modern education. 2019. No. 2. P. 136-144.
2. Balykhin M. G. Social requirements for a competitive specialist and his professional alternatives // Humanitarian vector. 2012. No. 4 (32). P. 240-246.
3. Belova S. N. Prognostic model of the internal system for assessing the quality of the educational process at the university // Scientific notes of the Kursk State University. Univ. 2008 No. 4. P. 73-86.
4. Fetiskin N. P. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. M .: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2002. 490 p.
5. Stroykina L. V. Scientific and methodological support for the preparation of future teachers for solving organizational and managerial tasks of professional activity // In the book: Practical training of teachers: the search for prospects. Collection of abstracts of the National Scientific and Practical Conference, Novokuznetsk, 2022. P. 123-127.