Научная статья на тему 'Вопросы периодизации истории отечественного балета XX – XXI веков'

Вопросы периодизации истории отечественного балета XX – XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3208
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БАЛЕТ / ИСТОРИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПЕРИОДЫ / ЭТАПЫ / NATIVE BALLET / HISTORY / PERIODIZATION / PERIODS / STAGES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Предеина Татьяна Борисовна

Рассматривается важный вопрос периодизации истории отечественного балета советского и постсоветского времени. Показаны основные подходы к периодизации и точки зрения, существующие в искусствоведении по этой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PERIODIZATION OF THE HISTORY OF THE NATIVE BALLET OF THE 20 TH – 21 ST CENTURIES

The article considers an important question of periodization of the history of the native ballet of the soviet and post-soviet epochs. It has presented the approaches to the periodization and the points of view, existing at art criticism for this topic.

Текст научной работы на тему «Вопросы периодизации истории отечественного балета XX – XXI веков»

УДК 792.8

Т. Б. Предеина

ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТА XX - XXI ВЕКОВ

Рассматривается важный вопрос периодизации истории отечественного балета советского и постсоветского времени. Показаны основные подходы к периодизации и точки зрения, существующие в искусствоведении по этой теме.

Ключевые слова: отечественный балет, история, периодизация, периоды, этапы

The article considers an important question ofperiodization of the history of the native ballet of the soviet and post-soviet epochs. It has presented the approaches to the periodization and the points of view, existing at art criticism for this topic.

Keywords: native ballet, history, periodization, periods, stages

В XX столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, включающий революции и мировые войны, который всецело отразился на развитии отечественной культуры. Современная российская культура «органически связана со всеми предшествующими ее периодами» [6, с. 462]. Неразрывность истории российской культуры обеспечивает сохранение и преумножение культурного наследия страны, что подтверждено в исследованиях ряда авторов [5; 8; 9]. Этот факт учитывается при изучении различных видов творчества.

В научных трудах по проблемам балетного искусства России можно выделить три подхода к периодизации его истории. Доминирующую позицию занимает общепризнанная периодизация отечественной культуры, в которой балет рассматривается как ее важная составляющая часть. Попытка обосновать периодизацию собственно балета принадлежит академику В. В. Ванслову. В некоторых случаях при анализе творчества балетных театров используется периодизация истории отдельных творческих коллективов. Каждый из названных подходов имеет обоснование, свои сильные и слабые стороны.

В современной общепризнанной периодизации отечественной культуры специалисты традиционно выделяются следующие периоды:

I. 1917-1920-е гг.;

II. 1930-е - начало 1950-х гг.;

III. Середина 1950-х - 1960-е гг.;

IV. Конец 1960-х - середина 1980-х гг.: период «застоя»;

V. 1985-1991 гг.: период перестройки;

VI. После 1992 г. - культура постсоветского периода.

Развитие балета в каждый из этих периодов характеризуется своими проблемами, достижениями и условиями, в которых работали творческие коллективы.

Годы, совпавшие с первым периодом становления советского балета, - 1917-1920-е гг. -были особенно трудными для страны и отечественной культуры. Представители Пролеткульта считали балет буржуазным искусством, искусством для аристократии. Однако в лице наркома просвещения А. В. Луначарского балет нашел авторитетного защитника, доказавшего «.. .необходимость сохранения Большого театра и его балета как прекрасного инструмента, доставшегося в наследство от прошлого, на котором со временем можно будет исполнять произведения революционной эпохи» [10, с. 40].

В таких условиях перед зарождающимся советским балетом встали две ключевые проблемы: сохранить классическое наследие русского, императорского балета и создать новое искусство, созвучное революционной современности.

Балету предстояло радикально измениться и стать искусством идейно и драматургиче-

103

ски насыщенным. Советские хореографы политизировали балет, переосмысливая классические сказочные сюжеты, выражая в новых постановках события революционной эпохи. Общепризнанный вклад в развитие балета в тот период внесли хореографы А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский.

Значительным явлением этого времени стал балет Р. М. Глиэра «Красный мак»1 (балетмейстеры Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, сценарий М. И. Курилко, 1927). Это был первый большой сюжетный балет на современную и актуальную тему с его впечатляющей финальной сценой Революции. Спектакль определил направление развития советской хореографии на последующие годы. Авторы балета, сохранив форму спектакля XIX в., модернизировали отдельные его части, используя находки смежных искусств и эстрадного танца.

Второй период развития советского балета включает годы с 1927 по 1957, вошедшие в историю страны как эра тоталитаризма: время, в котором переплелись трагические противоречия и величайшие достижения советской культуры одновременно. Свобода творчества допускалась в границах партийных предписаний и в соответствии с официальной государственной идеологией. При этом государственный диктат в культуре имел и определенную положительную сторону, а именно: вкладывались огромные средства в создание материальной базы для ее развития. В этот период был обоснован новый метод советского искусства - социалистический реализм, в рамках которого созданы значительные художественные произведения, в том числе и в балете.

Наибольшее развитие в балетном искусстве этих лет получила хореографическая драма, ставшая основным жанром на долгие годы. По своей сути хореодрама является гармоничным синтезом танца, пантомимы, музыки, исторически достоверной сценографии и профессиональной актерской игры. Первым программным спектаклем хореодрамы стал балет Р. В. Захарова «Бахчисарайский фонтан» (композитор

1 Балет приурочен к 10-летию революции 1917 г.

Б. В. Асафьев; Ленинградский театр оперы и балета, 1934).

В рассматриваемый период интересно заявили о себе балетмейстеры В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, В. М. Чабукиани, И. А. Моисеев, Б. А. Фенстер.

В 1940-е гг. новую страницу в летопись советского балета вписала постановка Л. М. Лавровского «Ромео и Джульетты» (композитор С. С. Прокофьев; Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1940). Здесь танец стал более действенным, пантомимические сцены приобрели элементы хореографической выразительности.

К важным тенденциям в развитии балета этой эпохи можно отнести начало сотрудничества хореографов с известными композиторами Б. В. Асафьевым, С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном. Творчество этих музыкальных деятелей качественно изменило развитие балетной музыки, подняв ее на новый более высокий уровень.

В третьем периоде развития советского балета - середина 1950-х - первая половина 1980-х гг. - выделяются два этапа. Первый длится с середины 1950-х и до конца 1960-х. В это время открываются новые балетные театры. Хрущевская «оттепель» ослабила идеологическую цензуру, дала возможность балетным театрам показать свое искусство за рубежом. В 1956 г. труппа Большого театра впервые выступила в Лондоне. Это было началом триумфального шествия советского балета по странам мира. В свою очередь для отечественного балета событием стал приезд в СССР балета Парижской оперы (1958), Королевского балета Великобритании (1961) и труппы «Нью-Йорк сити балет» (1962).

В эти годы в балетном искусстве наблюдается отход от социального пафоса, прославления вождей, революции и советской власти. Искусство обратилось к теме личности человека, что обусловило кризис жанра хореодрамы. Эпоха драмбалета постепенно стала отходить в прошлое, а на балетных сценах утверждался новый тип спектакля, названный теоретиком балета В. В. Вансловым, «хореографическим

104

симфонизмом»1. В нем действенный симфонический танец стал главным средством хореографической выразительности. В полной мере он воплотился в балетах Ю. Н. Григоровича2 «Каменный цветок» (композитор С. С. Прокофьев, 1957), «Легенда о любви» (композитор А. Д. Меликов, 1961) и в спектаклях

И. Д. Бельского3 «Берег надежды» (композитор

A. П. Петров, 1959), «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (1961). Эти постановки открыли новую эпоху советского балета, в которой высокого развития достигают сложные формы симфонического танца.

Второй этап рассматриваемого периода охватывает развитие балетного искусства в 1970-е и первую половину 1980-х гг. В историю нашего государства этот период вошел как «годы застоя». В это время из страны иммигрировали многие представители творческой интеллигенции, в том числе и выдающиеся деятели балета (Р. Х. Нуреев, Н. Р. Макарова, М. Н. Барышников, А. Б. Годунов, Г. А. Рагозина,

B. М. Панов.). Искусство балета 1970-х существовало в основном за счет творческого потенциала, накопленного в предыдущие годы. В целом развитие балетного театра этого времени характеризуется относительной стабильностью. В театральных афишах новые постановки появлялись, но общее направление развития балета принципиально не изменилось. При этом в балете возродился интерес к комедийносатирическому жанру («Слуга двух господ» М. И. Чулаки, 1976; «Женитьба» А. Б. Журбина в постановке Н. Н. Боярчикова, 1986; «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова совместно с

О. М. Виноградовым, 1979; «Браво, Фигаро!»

1 «Симфонический танец - это понятие, обозначающее танец, который подобен симфонической музыке» [В. В. Ванслов: 1, с. 465].

2 Ю. Н. Григорович - народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 гг. Его творчество является эпохой в истории отечественного и мирового балета.

3 Бельский И. Д. - заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета в 1962-1973 гг., в 1973-1977 гг. - в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Дж. Россини, Д. А. Брянцева, 1985; «Ревизор»

А. В. Чайковского в постановке О. М. Виноградова, 1980; «Двенадцатая ночь» Г. Доницетти, Б. Я. Эйфмана, 1984) и детской сказке («Чи-поллино» К. С. Хачатуряна, 1974; «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского в постановке Г. А. Майорова, 1975). На сценах появились спектакли, созданные в новом синтетическом жанре, - балет-оратория и балет-опера (балет-оратория К. М. Молдобасанова «Материнское поле» балетмейстера У. О. Сарбагишева, 1975; балет-опера Э. С. Оганесяна «Давид Сасун-ский» в постановке В. Ш. Галстяна, 1976; балет-опера «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина балетмейстера Н. Н. Боярчикова, 1977; вокально-хореографическая симфония А. П. Петрова «Пушкин. Размышления о поэте» балетмейстеров Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1970, 1986).

Последний этап советского балета охватывает 1985-1991 гг. и связан с горбачевской перестройкой. В эти годы административное и политическое давление на искусство ослабло, вследствие чего конъюнктурный характер постановок стал отвергаться. Для балетного сообщества перестройка ознаменовалась также комплексным экспериментом по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров, который был проведен в 1987 г. Его основными нововведениями стали: независимые от государственных органов управления культурой художественные советы театров, самостоятельное формирование ими репертуара и творческого состава труппы. В ситуации, нарастающей в стране политической и экономической нестабильности, эксперимент к 1990 г. провалился, и в балете назрел кризис. Ложное понимание принципов демократии во многих театральных труппах привело к вспышкам конфликтов групповых интересов, негативным следствием которых был уход из коллективов творческих и принципиальных личностей. Многие театры остались без лидеров, а ряд талантливых хореографов - без работы.

Вместе с тем свобода творчества, которую дала перестройка, способствовала появлению новых балетных трупп и образованию множест-

105

ва коллективов современного танца во многих регионах страны. «Железный занавес», разделявший советскую и западную культуры, был разрушен.

Современный постсоветский период развития культуры начинается после обретения Россией государственного суверенитета (1992 г.) и продолжается до настоящего времени. Он характеризуется демонтажом прежней системы управления и финансирования культуры и созданием новой.

Основным содержанием процесса развития отечественного балета как вида искусства стала трансформация советского балета в российский. На практике это означало, что балетное искусство перестало быть частью государственной официальной культуры и пропаганды. Государство упразднило идеологическую цензуру за творческой деятельностью театров, предоставило им экономическую самостоятельность, при сохранении ограниченной финансовой поддержки со своей стороны. Театры получили возможность для свободного творчества и интеграции в мировое балетное искусство.

В новых условиях балетные театры продолжают развивать все направления хореографического творчества предыдущего советского периода. В условиях политической и экономической реформ театры должны были бороться за сохранение зрительского интереса, изыскивать средства для постановок спектаклей и проведения гастролей. С учетом этих факторов в постсоветском периоде российского балета можно выделить два этапа.

1. 1992-1999 гг. - трансформация советского балета в российский. В истории страны это был процесс перехода от одной политической системы к другой, который сопоставим по своей сути с событиями 1917-1920 гг. Однако в 1990-х гг. российский балет в основном сохраняет инерционный характер развития, в отличие от радикальных изменений в балетном искусстве в революционные годы первой половины XX в. Во многом это связано с тем, что после революции 1917 г. начался процесс огосударствления искусства, в том числе и балета, и использование его в политических целях. А по-

сле перестройки и краха советской системы в 1991 г., суверенное российское государство предоставило балетным театрам творческую самостоятельность и возможность развиваться, исходя из имеющегося потенциала.

2. 1999 г. - настоящее время - наступление относительной политической и экономической стабильности в стране; балетные театры переживают стадию становления в качестве автономных творческих организаций. В творчестве театров проявляется развитие двух тенденций, возникших в начале 1990-х гг. С одной стороны, это сохранение классического наследия балета, но с попытками его современной интерпретации, и с другой -внедрение новых танцевальных идей балетного творчества Западной Европы и США1. Для театров открывается возможность приглашать известных зарубежных хореографов, гастролировать. При этом реализация творческих планов театров напрямую связана с качественным составом труппы и финансовыми возможностями. В целом это период выхода балетного искусства из кризиса. В ведущих театрах страны в репертуарной политике активно используется реставрация спектаклей классического наследия, балетов советской классики, а также перенос спектаклей, созданных зарубежными хореографами в последней четверти XX в.

Таким образом, в основу периодизации отечественной культуры, в том числе и балетного искусства, положены исторические этапы развития страны и изменения в балетном искусстве.

1На сценах ведущих балетных театров осуществляются постановки известных западных хореографов «Дочь фараона» П. Лакотта (2000), огромный спектакль, стилизованный под XIX в., но совершенно современный по технике; «Пиковая дама» и «Пассакалья» (2001), «Собор Парижской богоматери» (2003) и «Юноша и смерть» (2010) Р. Пети; «Тщетная предосторожность» Ф. Аштона (2002), «Сон в летнюю ночь» (2004) и «Чайка» (2007) Дж. Ноймайера, «Серенада» (2007) Дж. Баланчина, «Сильфида» (2008) А. Бурнонвиля, «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» (2009) И. Килиана, «Na floresta» (2009) Н. Дуато, «А дальше - тысячелетие покоя. Creation 2010» А. Прельжокажа (2010).

106

Иная точка зрения принадлежит академику

В. В. Ванслову. В 1997 г. он предложил собственную периодизацию развития отечественного балета. По его мнению, «в основе исторической периодизации балетного искусства должны лежать существенные события самого этого искусства, вехи или этапные явления, определившие смену творческих принципов, специфических явлений хореографии» [2, с. 49-50]. Автор справедливо утверждает, говоря об истории танца, что выразительные средства хореографии все время развивались, совершенствуя различные свои стороны.

Исходя из этого, В. В. Ванслов выделяет в истории балета следующие периоды. Первый период развития балета - 1917-1927 гг., характеризуется развитием в нем двух противоположных тенденций: борьба за сохранение классического наследия дореволюционного балета и поиск новых форм, соответствующих современной революционной действительности. При этом выразительные средства в разных течениях не обогащали язык классического танца, а противопоставлялись ему.

Второй период развития балета - 19271957 гг. Его началом стал балет Р. М. Глиэра «Красный мак» (1927). В этом балете постановщиками были определены принципы, положенные в основу советского балетного театра последующего периода. Сформировался, пусть еще в несовершенном виде, тип спектакля, который принято называть хореодрамой.

Третий период - рубеж 1950-1960-х гг. -середина 1980-х гг. - неоднозначный по содержанию, включает два этапа. Первый -1960-е гг. - золотой период в развитии советского балета. Характерным явилось возрождение балета-симфонии и забытых форм хореографической драматургии, синтез балета-симфонии и балета-пьесы, углубление хореографических традиций, обогащение хореографической лексики, развитие иносказательнометафорического типа образности, расширение тематических горизонтов, углубление идейнофилософского содержания искусства.

Второй этап - начало 1970-х - середина 1980-х гг. Наблюдается движение в искусстве

балета вширь, нежели вглубь: принципы

1960-х гг. были апробированы применительно к исторической и современной темам, а также в новых редакциях классического наследия. Хореографическая лексика обращается и к элементам танца модерн, включаемых в системы классического и народного танца. Это время усиления взаимодействия отечественного и зарубежного балета.

Начало современного периода В. В. Ван-слов относит к середине 1980-х гг. Он связывает его с началом перестройки, когда открылись новые возможности. Балетмейстеры ощутили свободу творчества: усилилось экспериментирование, где символико-метафорическая образность и танец модерн приобрели господствующее значение.

Очевидно, что балет как вид искусства развивается в определенных политических, экономических и социальных условиях, которые могут оказывать как благоприятное (стимулирующее), так и негативное (разрушительное) воздействие на него. Поэтому закономерно, что при разности подходов к периодизации отечественного балета, временные рамки совпадают с историческими этапами развития страны.

Третий подход к периодизации истории отечественного балета характерен для исследований творчества отдельных театров, прежде всего региональных. Здесь исследователи берут за основу этапы формирования и творчества конкретного балетного коллектива. Такой подход применен в диссертации Н. В. Гальциной [3] и монографии Ю. Д. Генделевой [4], посвященных деятельности Государственного Музыкального театра республики Карелия. Аналогичный подход используется в диссертациях о развитии бурятского балета О. Ю. Колпецкой [7] и А. В. Шестидесятой [11]. В этих трудах за основу периодизации деятельности Бурятского и Карельского театров взяты изменения в местном балете, т. е. подход В. В. Ванслова.

В целом предлагаемые в этих работах периодизации имеют один существенный недостаток, а именно: в них не показано соотношение с периодизациями отечественного балета. При этом сами исследователи признают и подчерки-

107

вают тот факт, что региональные театры являются составляющей российского балета, т. е. соотносятся как часть и целое. В этой связи творчество отдельных театров и их история должны исследоваться в контексте всех событий и процессов, идущих в отечественном балете.

Таким образом, более объективным является общепризнанный подход к периодизации балета, в основу которого положены влияние внешних факторов на развитие балета и процессы, проходящие непосредственно в нем. При

этом очевидно, что каждый балетный театр имеет свою историю и специфику, а значит, в исследованиях правомерно выделять его собственные этапы развития, но с учетом существующей общей периодизации российского балета.

В связи с этим наличие в искусствоведении нескольких подходов к периодизации балета ставит исследователя перед необходимостью выбора своей позиции при изучении творчества отдельных балетных театров и хореографического искусства в целом.

1. Балет: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Совет. энцикл., 1981.

2. Ванслов, В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года / В. Ванслов // Балет. -1997. - № 1.

3. Гальцина, Н. В. Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.: дис. ... канд. искусствоведения / Н. В. Гальцина. - Петрозаводск, 2008.

4. Генделева, Ю. Д. Музыкальный театр Карелии: очерк истории / Ю. Генделева. - Петрозаводск: Петро-Пресс, 2009.

5. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учеб. / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2007.

6. История культуры IX - XX вв. / ред. Л. В. Кошман. - М.: Дрофа, 2003.

7. Колпецкая, О. Ю. Бурятский балет 1950 - первой половины 1970-х годов: к проблеме жанра: дис. ... канд. искусствоведения / О. Ю. Колпецкая. - Красноярск, 2003.

8. Кравченко, А. И. Культурология: учеб. / А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2007.

9. Культурология. История мировой культуры: учеб. / [Ф. О. Айсина и др.]; под ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Луначарский, А. В. Для чего мы сохраняем Большой театр / А. В. Луначарский // О театре. - Л.: Прибой, 1926.

11. Шестидесятая, А. В. Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения / А. В. Шестидесятая. - СПб., 2010.

Сдано 12.02.2013

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.