Научная статья на тему 'Вопросы пассионарного толчка и проблемы социокультурного образования молодежи в эпоху цифровой трансформации общества'

Вопросы пассионарного толчка и проблемы социокультурного образования молодежи в эпоху цифровой трансформации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUING EDUCATION OF PEDAGOGUES / SOCIOCULTURAL EDUCATION OF YOUTH / SOCIAL ACTIVITY / CULTURE / PASSIONS / PASSIONATE IMPETUS / PRINCIPLE OF COMPLEMENTARITY / ETHNIE / ENERGY / ETHNOGENY / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ПАССИОНАРИИ / ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК / ПРИНЦИП КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ / ЭТНОС / ЭНЕРГИЯ / КОМПЛЕМЕНТАРЛЫқ ПРИНЦИПі / ЭТНОГЕНЕЗ / ПЕДАГОГТЫң үЗДіКСіЗ БіЛіМ АЛУЫ / ЖАСТАРДЫң әЛЕУМЕТТіК-МәДЕНИ БіЛіМі / әЛЕУМЕТТіК БЕЛСЕНДіЛіК / МәДЕНИЕТ / ПАССИОНАРЛЫқ ТүРТКі

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Швачко Е.В., Дуранов М.Е.

В статье рассматривается теория пассионарного толчка Л.Н. Гумилева, проблемы педагогики образования, соотношение целей и жизненных ценностей молодежи, возможность переосмысления педагогами механизмов воздействия на личность на основе теории пассионарности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of passionary push and problems of sociocultural education of youth in the era of digital transformation of society

The article considers the theory of a passionate impetus by L.N. Gumilyov, problems of pedagogical education, the ratio between purposes and values of life among young people, the possibility by pedagogues to redefine the mechanisms of influence on the personality based on the passionarity theory in contemporary circumstances.

Текст научной работы на тему «Вопросы пассионарного толчка и проблемы социокультурного образования молодежи в эпоху цифровой трансформации общества»

Сз? S Ж С м О со С

и О

w «

О

С м S Ы U w ¡т S

о

о ч о н

W

S w S ьй и е о и

о -

S

е

УДК 37.013

ВОПРОСЫ ПАССИОНАРНОГО ТОЛЧКА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Ацдатпа

Макалада JI.H. Гумилевтщ пассионарльщ турлену теориясы, бтм беру педагогикасыньщ мэселелер1, жастардын, максаттары мен ем1рл1к ку н д ыл ы ктар ынын аракатынасы, каз1рп жагдайдагы пассионарльщ те-ориясыньщ непзшде педагогтердщ жеке тулгага эсер ету механизмдерш кайта ойлау мумшндт карастырыла-ды.

Аннотация

В статье рассматривается теория пассионарного толчка JI.H. Гумилева, проблемы педагогики образования, соотношение целей и жизненных ценностей молодежи, возможность переосмысления педагогами механизмов воздействия на личность на основе теории пассионарности в современных условиях.

Annotation

The article considers the theory of a passionate impetus by L.N. Gumilyov, problems of pedagogical education, the ratio between purposes and values of life among young people, the possibility by pedagogues to redefine the mechanisms of influence on the personality based on the passionarity theory in contemporary circumstances.

Швачко Е.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Развитие образовательной системы», ГБУДПО Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск

Дуранов М.Е.,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск

Нег\зг1 свздер: педагогтыц уздгксгз бтгм алуы, жастардыц элеуметппк-мэ-дени бшмл, элеуметтт белсендглгк, мэ-дениет, пассионарльщ туртю, компле-ментарлык принцит, этнос, энергия, этногенез.

Ключевые слова: непрерывное образование педагога, социокультурное образование молодежи, социальная активность, культура, пассионарии, пассионарный толчок, принцип компле-ментарности, этнос, энергия, этногенез.

Keywords: continuing education of pedagogues, sociocultural education of youth, social activity, culture, passions, passionate impetus, principle of complementarity, ethnie, energy, ethnogeny.

^^ Педагогическая

Социокультурные аспекты развития личности и образования в целом не утра-

V/ __V/

чивают своей актуальности. С одной стороны, у преподавателя всегда есть государственные и социальные ориентиры в своей педагогической деятельности, с другой, всегда остается сомнение: все ли приоритеты верно расставлены, как передать самые главные ценности, какие механизмы и технологии стоит взять на вооружение для достижения поставленных целей? Как сформировать социальную активность и преодолеть социальную апатию? Как воздействовать на личность студента поколения Z в эпоху цифровой трансформации общества и образования?

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит конкретную цель: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [20]. Ряд документов, в том числе Национальный проект «Образование» и входящие в него федеральные проекты, имеют конкретные дорожные карты, которые должны привести нас к предвосхищаемому результату [13].

Жизненные цели и стратегии россиян, перспективы развития страны отражены в исследованиях Института социологии Российской академии наук и Всероссийского центра изучения общественного мнения [15].

На уровне региона нашими учеными анализируются потребности, и прогнозируется ситуация с квалифицированными кадрами для цифровой экономики [16], [17].

Нельзя не согласиться с H.H. Седовой, что «ориентация на установки, лежащие

Ш

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

в основе «пассионарного» типа мировосприятия, является важным фактором достижимости жизненных целей. Именно «пассионарии» становятся сегодня той социальной группой, которая может поддерживать в обществе настроения социального оптимизма и установки на развитие, развивать и распространять практики жизненного планирования, демонстрировать образцы реализации этих планов даже в условиях кризиса» [15].

К проблеме теории пассионарности авторы статьи уже обращались [5], но актуальность данной проблемы вновь потребовала пристального осмысления.

Теория этногенеза, основанная на привнесении в историческую науку естественнонаучного знания (в частности геохимических концепций В.И. Вернадского), была разработана Л.Н. Гумилевым в конце 70-х годов прошлого века. Идея возникновения и развития этноса в связи с пассионарным толчком и изменением уровня пассионарности (буквально энергетической активности этноса) офици- ^

альной исторической наукой того време- £

<

ни подверглась критике и скепсису. т

Хотя критические вопросы к концеп- ^

Рч

туальным построениям советского и рос- « сийского географа и историка сохраня- 3 ются и в настоящее время, данная теория м отвечает на многие вопросы историче- §

Он

ского развития человечества и личности, с

м

Возможно, вместо отказа от концепции § в связи с накоплением критического эм- ^

¡г1

пирического материала, следует скоррек- з

тировать теоретическую базу, сохраняя §

некоторые общетеоретические и при- §;

кладные ее аспекты. Почему одни этно- г:

сы бурно развиваются, но со временем ^

исчезают полностью? Как и почему на «

развалинах нескольких этносов форми- ^

руются новые этносы, новые культуры? §

Почему у отдельных этносов культура о

5

получает высочайшее развитие, у других, §

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

она прозябает? Почему отдельные этносы исчезают, а культура остается? Почему отдельные личности очень активны, а другие пассивны, одни влияют на ход общественного развития, другие - нет?

Многие из приведенных вопросов имеют прямой выход на современное образование и воспитание личности, их этнопедагогические и этнопсихологические аспекты. Как из хаоса формируются, расцветают и умирают, но не исчезают полностью культурные ценности этносов и их педагогическое наследие? Образование выступает как часть культуры, пассионарность связана с этнокультурой, этнопедагогикой и этнопсихологией. Их связи осуществляются по линии этногенеза, развития этнокультуры, системы образования, что явно нуждается в педагогическом осмыслении.

Вопрос первый: что такое пассионарность и пассионарная личность, пассионарный толчок? Развитие этносов, человека, их культуры Л .Н. Гумилев связывает с возникновением достаточно мощных импульсов в этническом пространстве, способных преодолеть свойственный любому организму инстинкт личного и даже видового самосохранения [1, с. 258].

Люди, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения, Л.Н. Гумилев называет пассионариями. По его мнению, пассионарность - это избыточная биохимическая энергия живого вещества, обеспечивающая способность к сверхнапряжению как отдельной личности, так и этноса в целом, и его объединений [1, с. 287].

И.П. Лобанкова изучая это феномен считает, что «пассионарность (раззю -страсть, энергия) - причина этногенеза, потенциал поведения человека на коллективном и индивидуальном уровнях, стремление к изменению окружения, эффект от действия геобиохимической

энергии живого вещества биосферы на уровне этноса; стремление к цели, ради которой рискуют жизнью; импульс подсознания, выражающийся в специфике нервной деятельности, противоположный инстинкту самосохранения» [11].

Особенность пассионарности проявляется в том, что активность субъекта способна к сверхнапряжению в деятельности, которое обратно вектору личного самосохранения в пользу общественного блага той группы, идентичность которой индивид разделяет (конкретного этноса). Пассионарность, с позиции поведения понимается как эффект реализации избыточной энергии живого вещества, порождающий жертвенность в поведении.

Развитие пассионарности Л.Н. Гумилев связывает с пассионарным толчком как движущей силой, обладающей неутихающей жаждой деятельности, резко меняющим поведение этноса, его объединений и индивидов. При этом, пассионарность проявляется в самых различных чертах характера человека, утверждает он, «с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию» [1, с. 267]. Это беспокойные люди, активные и деятельные натуры.

Более того, Л.Н. Гумилев отмечает, что пассионарность - признак вредный, «если не сказать губительный, и для самого носителя, и для его близких» [1, с.330]. Далее он отмечает, что при пассионарных «перегревах», высочайшей биохимической активности этноса как социобиологического сообщества начинаются внутренние конфликты, страдают как носители пассионарности, так и их семьи, близкие люди. Эту особенность необходимо учитывать в современной педагогике, рассматривая проблемы деви-антного поведения личности и инклюзив-

^^ Педагогическая

ного обучения.

Таким образом, в современной образовательной деятельности педагоги должны обратить особое внимание на пассионарность этноса, наличие пассионарных личностей, на текущий уровень пассионарности этноса и степень распространенности в нем пассионариев, субпассионариев и непассионариев. Пассионарность нейтральна по отношению к этническим категориям этноса и человечества. Использование пассионарности этноса, пассионариев различных этнических образований, их членов в целях образования и развития человека выступает как педагогическая проблема, имеет прямой выход на социокультурное образование молодежи.

Вопрос второй: пассионарность и развитие этноса, его культуры и образования. В современных условиях развития общества и государства обращение к культуре этноса, этнопедагогике не случайно. Направленность деятельности властных структур, средств массовой информации, состояние культуры, науки, образования свидетельствует о том, что пассионарность российского субэтноса резко падает, что грозит самыми тяжелыми последствиями. Вместе с тем известна аксиома, что любая культура является результатом исторического развития конкретного этнического образования.

Культура российского общества - это культура суперэтноса, в него входят культуры многих народов, населяющих нашу страну. Поэтому обращение к этнокуль-туре российского суперэтноса, к его роли в образовании молодежи вполне закономерное явление.

Л.Н. Гумилев в своем известном труде «Этногенез и биосфера Земли» отмечает, что этнос - это не зоологическая популяция, а системное явление, свойственное только человеку и проявляющее

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные [1, с. 229]. Следовательно, этнос, культура этноса приобретает свою, особенную, неординарную социальную «оболочку», по выражению Л.Н. Гумилева. Далее он отмечает: этнос - это «не совокупность сходных особей, а система, состоящая не только из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, но и из продуктов их деятельности, созданных в течение многих поколений: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции» [1, с.228]. Из выше приведенного следует, что культурные традиции выступают ядром, характеризующим сущность этической культуры, следовательно, и образования.

Высокий уровень пассионарности, как правило, соответствует относительно низкому уровню развития таких сфер культуры, как искусство, наука и образование, поскольку пассионарность толкает наиболее активных членов этноса на расширение кормящего ландшафта, завоева- ^ ния. Начинающееся в акматическую фазу § снижение общего уровня пассионарно- т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти этноса приводит к тому, что доми- ^

р {

нировать в социуме начинает субпасси- «

онарный тип. В этот период жизненная 3

активность членов этноса по-прежнему м

очень велика, однако модель поведения §

«делай, что должен, и будь, что будет» и с

«будь тем, кем ты должен быть» сменя- §

ется иной. Субпассионарий не готов ри- ^

сковать своей жизнью, однако избыток з

биохимической энергии толкает его на ее §

активное расходование. В момент начала §:

- л, 2

инерционнои фазы, после пассионарного ^

надлома, расцветают искусства и науки: ^

области деятельности, требующие твор- «

ческой энергии, креативности. ^

Интересно, что этот процесс довольно о

хорошо объясним в рамках синтетиче- о

ской теории эволюции и изучения фено- §

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

менов альтруизма (пассионарная модель поведения) и эгоизма (субпассионарная модель поведения). Долгое время считалось, что так называемый животный альтруизм присущ исключительно эусо-циальным животным (например, перепончатокрылым) и связан исключительно со стремлением животных к распространению своего генома. Жертвование собой для спасения генетически близкой и ре-продуктивно-активной особи оправдано с точки зрения «эгоистичного гена». Это не альтруизм, а всего лишь «разумный эгоизм». Собственно, биолог и популяризатор науки Р. Доккинз так и назвал одну из ключевых работ, связанных с этой теорией - «Эгоистичный ген» [3].

В конце 1990-х - начале 2000-х гг., целый ряд наблюдений приводит к пересмотру этой позиции. Выясняется, что дихотомия «альтруизм - эгоизм» социального поведения животных и людей прекрасно объяснима в рамках современной синтетической интерпретации эволюционной теории и концепции естественного отбора. Сообщества альтруистов (в контексте работы Л.Н. Гумилева - пассионариев) обладают большим потенциалом выживания, чем сообщества эгоистов. Однако со снижением внешних угроз популяции и снижением конкурентного давления на нее эгоистичная модель поведения начинает доминировать.

Хотя сам Л.Н. Гумилев искал объяснения скачков пассионарности в генетике, очень вероятно, что именно конкурентный отбор эволюционных процессов (а все большее количество исследователей [11] убедительно показывают, что эволюция человека в антропогенном ландшафте продолжается с той же скоростью, что и ранее) объясняет переходы общества от экспансионистской и коллективист-ко-альтруистической модели поведения к модели сохранения занятого ландшафта

и внутрисоциальной эгоистичной борьбы за него. Человек намного ближе к животному миру, не столь исключителен, как нам ранее казалось. Поэтому корректировка теории этногенеза с учетом последних достижений зоопсихологии и эволюционной биологии может помочь ответить на многие вопросы этнологии и прикладных дисциплин, которые с ней связаны, в частности - этнопедагогики.

Вопрос третий: пассионарность и пассионарный уровень, пассионарные качества индивидов социально-этнических образований. Педагогика имеет дело с пассионариями и субпассионариями, их влиянием на развитие коллектива (социальные образования); с субъектами педагогического процесса. Это вызывает необходимость обратиться к уровню пассионарно сти и пассионарным признакам личности, учитывая взаимосвязь пассио-нарности социального образования и его индивидов.

Л.Н. Гумилев в пассионарно сти индивидов отдельных этнических образований и этносов выделяет несколько уровней:

• высший уровень пассионарности отличает жертвенность, готовность пожертвовать собственную жизнь ради достижения цели;

• ко второму уровню пассионарности он относит людей, которые готовы рисковать жизнью ради достижения цели полного превосходства, но идти на верную смерть неспособны;

• третий уровень пассионарности отражает стремление к идеалу успеха. Это переходный уровень, уровень перегрева пассионарности (возможного взрыва). Л.Н. Гумилев данную фазу пассионарности называет акматической фазой;

• четвертый уровень пассионарности Л.Н. Гумилев характеризует устремленностью к знаниям и красоте («пассионар-

ность слабая, но действенная»). Она свойственна фазе надлома в развитии этноса, социальных образований. К их числу он относит всех крупных ученых, художников, писателей, музыкантов, и т. д. Вместе с тем, Л. Н. Гумилев отмечает, что для выхода из фазы надлома пассионарно сти этноса характерен второй уровень - поиск удачи с риском для жизни. Это искатели счастья, ловцы фортуны, отчаянные путешественники, способные рискнуть жизнью. Со снижением пассионарно сти этноса, социальных общностей, общества на смену приходят другие - пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни;

• еще ниже стоит обыватель - тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту природному и социальному. Это нулевой уровень пассионарности, так называемый гомео-стаз.

Следует иметь в виду, Л.Н. Гумилев пассионарность относит к атрибуту подсознательного, скорее коллективного, нежели индивидуального подсознательного [1, с. 287], проявляющегося в неугомонной активности индивидов.

Следовательно, пассионарность индивидов социальных образований можно характеризовать:

а)пассио нар ность - это активность индивидов группы, стремление к изменению окружения, нарушение агрегатного состояния среды;

б)пассионариев отличает устремленность на достижение высоких целей, их достижению посвящают свою жизнь. Им чужды мелочные заботы сегодняшнего дня;

в)пассионарии - это личности, которые ломают сложившиеся традиции, обычаи, нормы, перестраивают среду. Их стихия -активность непрерывная.

Для пассионария даже иллюзорная

цель - смысл жизни, для ее достижения он готов пожертвовать своей жизнью.

Вопрос четвертый: пассионарная личность и особенности ее развития. Следует заметить, что педагогическая наука, в основном прошла мимо теории пассионарности Л.Н. Гумилева, которая обоснованно отвечает на такие вопросы, как экстравагантное поведение личности, отдельных социальных и этнических образований, роль личности в развитии коллектива, этноса, социальных процессов, в частности социализации личности, ее культурообразовании.

Однако педагогическое исследование пассионарного социокультурного типа очевидно необходимо, поскольку, возможным образом, позволяет ответить на многие вопросы, связанные, например, с определенными девиантными типами поведения (отнюдь не обязательно деструктивными).

Пассионарность (однако ниже максимального уровня, вызывающего активные территориально-экспансионистские действия) имеет безусловную образовательную ценность, она по своей сущности заразительна, имеет скрытую энергию. Пассионарный импульс воздействует на окружающих. Люди гармоничные и особенно импульсивные, оказавшись в контакте с пассионариями, начинают вести себя так же, как если бы они были сами пассионариями, замечает Л.Н. Гумилев.

Пассионарность отражает способность индивида нарушить инерцию «агрегатного состояния среды». Л.Н. Гумилев отмечает, что импульс пассионарности бывает настолько силен, что ее носитель не может заставить себя рассчитать последствия своих поступков [1, с.271]. Даже если отказаться от концепции пассионарности как специфической генетической аллели, набора закодированных в ДНК и передающихся наследственным образом

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

признаков, и остаться в рамках категорий эусоциальных моделей поведения эволюционной биологии, остаются вопросы о необходимых особенностях воспитания людей, чья популяционная модель поведения основывается на стратегиях социального альтруизма или эгоизма.

Необходимо обратить внимание на психологию развития личности, ее структурные компоненты, культуру отношений, это, во-первых; во-вторых, профилактику предупреждения девиантного поведения пассионариев; в-третьих, направить избыточную энергию пассионариев на преодоление пассивности, безынициативности социальной общности.

Следует учесть еще одно замечание Л.Н. Гумилева, что пока пассионарность пронизывает этнос в разных дозах - идет развитие, что выражается в творческих свершениях членов этноса. При этом механизм развития лежит не столько в персонах, сколько в системной целостности этноса, обладающего определенной ^ степенью пассионарного напряжения.

§ Здесь важен уровень пассионарного на-

<

т пряжения, существующий в этносе или

^ социальных образованиях, его представ-

Рч

« ляющих [2, с. 634]. Вместе с тем Л.Н. Гу-

3 милев предупреждает, что посредствен-

м ность, оказавшаяся на переднем плане

о этноса и его структурных компонентов,

Он

с стремится уничтожить экстремальные

§ личности в своей среде, тем самым обре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и кает этнос, его коллективы на прозябание

¡г1

з и даже медленное умирание.

§ Вопрос пятый: пассионарность и формирование объединений индивидов. Эф-

^ фективность пассионарного воздействия

^ зависит от уровня активной поддержки

« членами группы своей социальной общ-

^ ности. Л.Н. Гумилев сформулировал

о

о принцип комплементарности, сущность

и тэ

о которого состоит в следующем. В станов-

§ лении первичных коллективов, - отмечает

О

Л.Н. Гумилев, - зародыш этноса, главную роль в их формировании играет неосознанная тяга людей определенного склада друг к другу. Такая тяга есть всегда, но, когда она усиливается, возникают традиции, выступающие как предпосылки для возникновения социальных институтов этноса. Первичные группы, основанные на взаимной симпатии, выступают как зародышевые объединения этноса, которые Л.Н. Гумилев называет консорциями. Выжившие консорции, сохранившие тягу друг к другу, формируют общие привычки, вкусы, традиции. Эту фазу комплементарного (первичного) объединения, он назвал конвиксией, которая способна воздействовать на окружающих.

Принцип комплементарно сти фиксируется не только на индивидуальном уровне (например, любовь, заключение брака), но и на уровне этноса (патриотизм, гражданственность), выступает внутри-охранительным средством этноса. В социальных объединениях этноса, принцип комплементарно сти играет подчиненную роль, т. к. он функционирует по преимуществу на психологическом уровне, на уровне подсознания. [1, с.235-236].

Использование подсознания, принципа комплементарно сти в образовании и развитии коллектива и личности выступает одной из проблем, ждущих внимательного своего изучения.

Вопрос шестой: о значимости теории пассионарности для исследования педагогических проблем образования личности. Исходя из краткого анализа теории пассионарного толчка этногенеза Л.Н. Гумилева, педагогика должна обратить серьезное внимание на такие проблемы:

• этнос состоит из различных социальных образований, коллективов, выступает как динамическая система, возникающая при наличии пассионарного толчка как пускового момента развития этноса,

ill

его структурных компонентов [1, с. 385];

• пассионарный толчок выступает как микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящий к появлению новых этнических систем, пассионарных субъектов в тех или иных территориях;

• пассионарный импульс поведения -поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного или видового самосохранения в процессе взаимодействия с социальной и географической средой и пассионариями;

• пассионарный признак субъекта этноса, его образование обуславливает повышенную абсорбацию особой биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы;

• энтропийный процесс, связанный с этносом, его социальными образованиями, выступает как необратимый процесс потери энергии, ведущий к гибели этноса, его коллективов и ассимиляции их членов;

• «пассионарность - стихийное явление, тем не менее, оно может быть организовано той или иной этнической доминантой» [1, с. 275], отмечает Л. Н. Гумилев, тем самым, указывая на необходимость педагогического вмешательства в процессы, связанные с развитием пассионарных личностей;

• пассионарная личность - личность, обладающая избыточной биохимической энергией, педагогическая проблема заключается в ее адаптации в русле созидательной, социально-ценной деятельности.

Вместе с этим, Л. Н. Гумилев выделил пассионарные признаки индивида, к которым относит: активность субъекта, незнающая ограничительных рамок; стремление личности все сделать по-своему; свершение человеком действий, не отдавая отчета о последствиях; обостренное

чувство к несправедливости; активная борьба за правду; низкий инстинкт самосохранения; невысокий уровень развития рефлексивных процессов; очень самоуверенный и амбициозный; активно коммуникабельный, легко вступает в контакт: обладает широким диапазоном лидерских качеств. Какие из этих качеств присущи современному молодому поколению - очевидно. Педагогическая наука продолжает исследовать потенциал и ресурсы накопленных знаний и использовать механизмы и технологии при достижении поставленных целей в эпоху современной цифровой трансформации образования и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Москва: ACT, 2001.-560 с.

2.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. - Москва: ACT, 2008.-656 с.

3.Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. - Москва: ACT: CORPUS, 2013.-512 с.

4.Дорогина М.Г. Пассионарность как свойство самоактуализирующейся личности / М.Г. Дорогина // Проблемы высшего образования. - 2007. - №1. - С. 202-203.

5.Дуранов М.Е., Швачко Е.В. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева и проблемы социокультурного образования молодежи // Культура - искусство - образование: материалы XXXVIII науч.-практ. конф. науч.-пед. работников ин-та / сост., авт. предисл. С.Б. Синецкий; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск: ЧГИК, 2017. - С. 281-286.

6.Дымченко М.Е. Концепция пассио-нарности Л.Н. Гумилева в контексте социокультурной динамики российского общества диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Мордовский

Сз? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

государственный университет им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2013. - 27 с.

7.Жеребин В.М. Социальный капитал, патриотичность и пассионарность нации / В.М. Жеребин // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2012. - № 2. - С. 168-173.

8.Ибрагимов Р.Н., Каменева Е.С. Пассионарность: размышления о терминологическом статусе / Р.Н. Ибрагимов, Е.С. Каменева // Социогуманитарный вестник. - 2013. - № 1 (10). - С. 139-144.

9. Климова Н.В. Значение понятия «пассионарность» этногенетической концепции JI.H. Гумилева / Н.В. Климова // Вестник МГОУ. - 2011. - № 1.-С. 78-84.

Ю.Пушкин С.Н. Концепция пассио-нарности в творчестве Л.Н. Гумилева / С. Н. Пушкин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2012. - № 1-3. - С. 202-207.

П.Лобанкова И.П. Пассионарность: философско-антропологический аспект ö-, (на примере культуры протогорода Арка-§ им) / И.П. Лобанкова // Социум и власть, g (Челябинск). - 2016. - № 2. - С. 132-137. ^ 12.Малиновский Е.С. Феномен «соци-g альная активность» /Е.С. Малиновский, 3 С. Г. Молчанов // Инновационное разви-м тие профессионального образования. —

§ 2019. — №2 (22). — С. 106-115.

р ,

с 13.Национальный проект «Образова-

pq

s ние» https://edu.gov.ru/national-project/ и Н.Савельева О.В., Маслова М.В. Пас-

¡т1

s сионарность как мера активности челове-

§ ка и общества / О.В. Савельева, М.В. Мас-

§: лова // Этносоциум и межнациональная

Н культура. - 2007. - № 6 (6). - С. 210-215. ^ 15.Седова H.H. Жизненные цели и

w стратегии россиян: контекст пассионар-

^ ности / H.H. Седова // Социологический

§ журнал. - 2016. -№ 2. - Т.22. - С. 73-91.

16.Сичинский Е.П. Прогноз потреб-

S

ностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона / Е.П. Си-чинский, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 23-30.

17.Сичинский Е.П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценност-но-ориентационный контекст / Е.П. Си-чинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016.

— №2 (10). — С. 9-12.

18. Схема «Модель социально-педагогической деятельности как феномен социального образования личности» / Гревцева Г.Я., Литвак P.A., Болодурина Э.А., Усанова О.Г., Швачко Е.В., Крини-цына Е.В., Дигина О.Л., Хворостова Я.Г., Агеева-Подобед И.Б., Самойлова Е.С., Зубова Л.В., Павличенко A.A. Патент на промышленный образец RUS 108857 21.02.2017

19.Схема социокультурного развития в системе непрерывной профессиональной подготовки педагога / Шумилова Е.А., Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Новикова И.Ю., Швачко Е.В., Нефедова H.A., Бело-усоваО.О., ТулькибаеваН.Н., Большакова З.М., Андриевская Л.А., Пушкарев А.Э., Стрельников A.B. Патент на промышленный образец RUS 98670 16.06.2016

20.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://publication.pravo. gov.ru

21.Wade N.A Troublesome Inheritance: Genes, Race and Human History [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amazon. com/Trouble s ome-Inheritanc е-Gene s-Human-History ebook/dp/B00G3L7VFM/ ref=mt_kindle?_encoding=UTF8&me=, режим доступа: платный. - Загл. с экрана.

- (Дата обращения: 03.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.