Научная статья на тему 'Осмысление комплиментарности Л. Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия'

Осмысление комплиментарности Л. Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
445
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNOSOCIAL PROCESSES / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERETHNIC INTERACTION / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENESIS / КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ / ПАССИОНАРНОСТЬ / COMPLEMENTARITY / PASSIONARNOST

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна

Автором предпринята попытка рассмотрения комплиментарности как способа преодоления социальных рисков и гармонизации межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding complementarity LN Gumilyov as a factor in the research of interethnic interaction

The author attempts to review complementarity as a way of overcoming social risks and harmonization of interethnic relations.

Текст научной работы на тему «Осмысление комплиментарности Л. Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия»

Н.А. Ильинова

кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»*

Осмысление комплиментарности Л.Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия1

Проблема межэтнических отношений в современной российской действительности характеризуется особой актуальностью. Динамичность социальных изменений обусловливает стремление различных народов сохранить свою специфику, этническую идентичность. Трансформация социальных установок привела к проявляющейся в разной степени межэтнической напряженности. В связи с чем этносоциальные процессы в многонациональной России требуют сегодня особого внимания.

Большое внимание проблеме межэтнического взаимодействия уделяет советский ученый Л.Н. Гумилев, который взаимную симпатию представителей различных этносов - комплиментарность -закладывает в основу этносоциальных процессов, а движущую силу эффективного развития общества - пассионарный импульс - называет способом преодоления социальных рисков. Также Л.Н. Гумилев поднимает проблему корреляции национального и общечеловеческого, аргументируя целесообразность самобытного существования различных этносов.

В современной российской науке Л.Н. Гумилев является востребованным, но неоднозначно оцениваемым ученым, что связано с неординарным объяснением им движущих сил всемирного исторического процесса. Основополагающие теоретические положения автора рассматриваемой концепции выполняют роль методологической канвы в различных исследовательских отраслях науки - исторической, культурологической, этнопсихологической направленности. Также для теоретической системы Гумилева характерны комплексность и междисциплинарность, воспроизведенные синтезом информационного поля исторической науки с методами познания естественных наук.

Этническая история Гумилевым рассматривается в качестве одного из определяющих параметров исторического процесса. Считает, что формой существования человека выступает коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам, который называется этносом. Этнос нельзя свести к таким характеристикам, как раса,

* Ильинова Надежда Александровна, e-mail: nady_i@bk.ru

1 Статья выполнена при поддержке РНФ, проект № 15-18-00148.

национальность, популяция и т.д. Критериями объединения особей в этнос могут выступать язык, идеология, происхождение, обычаи, но обязательным критерием выступает историческая судьба. Социальная схожесть не уничтожает этническую оригинальность, «...этносфера Земли для социального развития является фоном, а не фактором»2. Поэтому этнос и ландшафт взаимосвязаны, но не взаимообусловлены. Таким образом, этносы образуются различными способами, и задача ученого заключается в выявлении общей закономерности, считает Л.Н. Гумилев.

Этническую историю как перманентный преобразовательный процесс можно охарактеризовать как периоды стабильности, характеризующиеся максимальной степенью адаптации к ландшафтам и дестабилизации - снижением адаптационной активности. Вспышки этногенеза опосредованы в большей степени определенными пространственно-временными условиями, а не культурой и бытом, расовым составом, степенью развития экономики и техники, климатическими изменениями.

Определенный интерес вызывает разработанное Л.Н. Гумилевым понятие комплиментарности, под которой понимается взаимная симпатия особей, этносов на подсознательном уровне, принцип взаимодействия представителей определенного этноса и членов других этносов, который носит биологический характер и не поддается осмыслению. При усилении симпатии возникают необходимые для создания этнической традиции предпосылки, которые обусловливают возникновение социальных институтов.

Совокупность симпатичных друг другу людей вступает в исторический процесс, будучи объединенных целесообразностью и исторической судьбой. Принцип комплиментарности с позиции истории можно рассматривать как патриотизм, который для внутриэтнических отношений выступает мощной защитной силой.

И действительно, многие люди при взаимодействии с представителями других этносов строят взаимоотношения по принципу «свой - чужой», причем это разделение не связано однозначно с языком или какими-то другими отличиями. Представляется невозможным четкое определение признаков, которые кажутся чуждыми и посторонними в этих народах, и многие это подсознательное разделение воспринимают как данность. Крайней степенью комплиментарности является шовинизм, рассматриваемый как ненависть ко всему чужому. Поэтому описанное явление комплиментарности необходимо отнести к существенным факторам, влияющим на отношения между народами.

Трудно переоценить в жизни этноса, в жизни общества в целом значение культурных традиций, однако заявление о биологическом

2 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2014. С. 235.

характере их наследования оказалось нововведением Гумилева. Под культурной традицией он понимает воспроизведение новым поколением жизненного цикла предков и возводит ее в ранг стереотипа. Стереотип поведения обеспечивает эффективно протекающие адаптационные

о

процессы. «Этносы не так, как змеи: они меняют не кожи, а души»3, -заявляет Гумилев. Преемственность, детерминирующим фактором которой выступает речь, включает в себя быт, приемы мысли, способы восприятия искусства, межпоколенные и гендерные взаимоотношения. В связи с вышеперечисленным традиция выступает одним из определяющих факторов устойчивости этноса.

Под пристальное внимание Л.Н. Гумилева попадает стереотип поведения, нормы, которые представители определенного этноса считали единственно возможными принципами социального сосуществования, невзирая на их специфику и элементы чудачества (с позиции представителей других этносов). Стереотип поведения позволяет представителям этноса характеризовать свое поведение как достойное, а всех остальных людей рассматривать с позиции дикости и варварства.

В связи с этим констатируется тот факт, что стереотип поведения изменчив в той же мере, в какой изменения характерны для этноса в целом. Вводится понятие «этнодинамика», которое означает изменение этноса во времени и характеризуется различными типами мировоззрения, соответствующего трем формам времени: прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое, «пассеизм», характеризуется творческой деятельностью части этнической общности в сфере формирования морального закона, накопления материальных и идейных ценностей. Каждый активный участник этнического целого прибавляет к ценностному фундаменту новое достижение, новую победу. Это период героев, великих зодчих, первооткрывателей, для которых характерно отсутствие личной заинтересованности, желание увеличить фундамент, заложенный предками.

Актуализм, настоящее, характеризуется презрением к прошлому и отсутствием интереса к будущему. Современники данного типа мужественны, инициативны, но все их действия обусловлены личным интересом, для них актуально только настоящее, смысл которого сводится к личному, к своему.

Футуризм, этот тип элиминирует прошлое и настоящее ради будущего, а под будущим воспринимается мечта, часто принимающая форму утопии.

Отмечается, что реальный исторический процесс характеризуется вариациями различных межэтнических контактов, возникающих на территориях полиэтнических государств. Автор выделяет следующие

3 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера... С. 248.

возможные типы контактов разных этносов: а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения; б) ассимиляция, т. е. поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций; в) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках; эти вариации обычно бывают нестойкими и существуют за счет пополнения новыми метисами; г) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествовавшими (или вместо них) возникает новый, третий этнос4. Наиболее распространенным типом контактов является сосуществование различных этносов, которое Л.Н. Гумилев рассматривает как специфический способ проявления особенного в разных этносах. Взаимное уважение сосуществующих этносов выступает залогом успешного развития государства.

Ассимиляцию однозначно охарактеризовать сложно: осуществляется «обидными» способами - представители поглощаемого этноса вынуждены лицемерить, дабы выжить, а поглощающий этнос не может отделаться от ожидания удара ножом в спину, т.к. умонастроения «вновь обращенных» контролировать не представляется возможным.

Метисация - это вариант, который привел многие великие империи к упадку, так как этническая принадлежность метисами рассматривается как состояние, которое можно менять в зависимости от ситуации. Увеличение числа инородцев приводит к размыванию стереотипа поведения, что сказывается на продажности государственных служащих, на понимании блага как собственной выгоды, на потере боеспособности армии, развале экономики и т.д.

Любой этнос характеризуется уникальным внутренним устройством и оригинальным образцом поведения. Иногда указанные элементы внутренней структуры народа трансформируются от поколения к поколению. Это выступает демонстрацией развития этноса и указывает на то, что этногенез не затухает. В отдельных случаях структура этноса характеризуется стабильностью, которая вытекает из воспроизведения новым поколением жизненного цикла предшествовавшего. Такие этносы можно назвать персистентами, т. е. пережившими себя5, говорит Л.Н. Гумилев.

Всякий этнос имеет структуру, которая характеризуется различной степенью сложности и обеспечивает сопротивляемость этноса социальным перипетиям, обусловливает саморегуляцию этноса. В качестве таксономической единицы выделяются субэтносы, возникающие в результате различных исторических обстоятельств, и представители которых отличаются специфическими поведением,

4 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. С. 82-83.

5 Там же. С. 88-89.

манерами, способом выражения чувств. Предназначение субэтносов заключается в поддержании внутренней консолидации этноса путем неантагонистического соперничества.

Говоря об образовании субэтносов, Л.Н. Гумилев вводит такие понятия, как «консорции» и «конвиксии». Под консорциями понимается группа людей, объединенных исторической судьбой, и в случае их сохранения на протяжении нескольких поколений они превращаются в конвиксии, характеризующиеся однохарактерным бытом и семейными связями. Конвиксии слабо устойчивы к историческим изменениям, но выжившие трансформируются в субэтносы.

Одновременно возникшие в регионе этносы, характеризующиеся общностью экономических, идеологических и политических интересов, объединяются в суперэтносы, определяющиеся степенью межэтнической близости. К суперэтносам можно отнести мусульманский, католический и т.д.

Отсутствие частого общения с представителями других этносов ведет к стабилизации внутриэтнических отношений, то есть к так называемому застою. Застой может послужить основанием для превращения этноса в изолят, то есть внешняя жизнь этносом не воспринимается, он замкнут, статичен, изменения столь минимальны, что о развитии говорить не приходится.

Статическими являются те народы, у которых культурный и жизненный циклы повторяются из поколения в поколение. Динамические народы являются почвой для возникновения межпоколенных конструктов, актуализируется проблема отцов и детей, активизируется действие моды - все перечисленные процессы являются компонентами развития культуры, обеспечивающей динамические процессы этноса.

Достаточно внимания Л.Н. Гумилев уделяет инкорпорации (присоединению) представителей одних этносов к другим, которая возможна лишь тогда, когда инкорпорируемый не воспитывался своими родителями, так как он должен усвоить традицию, включиться в процесс существования этноса, стать своим. В противном случае речь идет не об инкорпорации, а о межэтническом контакте: «.история - наука о событиях, а события происходят при столкновениях во время контактов, то именно контактам следует уделить преимущественное внимание»6.

Объявивший о своем зарождении этнос сразу включается в мировой исторический процесс и сталкивается с враждебным отношением соседей. Враждебность объясняется ограниченностью ресурсов региона, в котором появился этнос. Сопротивление нового и старого принимает чаще всего форму истребительной войны, и для выживания в подобных условиях этносу необходимо сформировать внутриэтническую альтруистическую этику. В качестве оптимальной ситуации для существования этноса можно выделить наличие и альтруистов, и

6 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. С. 137.

эгоистов. Первые интересы коллектива ставят выше личных, а вторые личное и семейное ставят выше общественного: «"Альтруисты" обороняют этнос как целое, "эгоисты" воспроизводят его в потомстве»7. В результате естественного отбора количество альтруистов сокращается, а этнос, который некому больше защищать, ассимилируется более предприимчивыми соседями. Фактором сопротивляемости этноса соседям является его сложная социальная структура, упрощение структуры ведет к его исчезновению, так как соседи, в процессе развития не утратившие способности адаптации, стремятся расширить ареал существования и поглощают обессиленный, с упрощенной социальной структурой этнос.

Наличие альтруизма предопределяет выживание и самосохранение зарождающегося этноса, а принятие таких этических принципов бытия этносистемы, как искренность, толерантность, консолидируя ее членов, позволяет направить пассионарную энергетику в благоприятное для этноса русло. В дальнейшем позитивные этические принципы трансформируются в традицию и ретранслируются из поколения в поколение: «...народы - в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы»8. Традиция выступает более устойчивым явлением по сравнению со стереотипом поведения, в связи с чем положительно влияет на существование этноса и на межэтнические взаимодействия, способствуя формированию комплиментарности.

Изменение природы является результатом последовательной смены кратковременных состояний развития народа, а не следствием постоянного их воздействия на природу. Этносы, занимающиеся земледелием, не просто оказывают влияние на изменение ландшафта, но, более того, они создают искусственные ландшафты, этот период можно назвать способностью этноса реализовывать экстраординарные усилия. Период сверхактивности сменяется ослабеванием напряжения и выливается лишь в поддержание созданного ландшафта, а когда напряжение вообще прекращается, то есть наступает период пассивности, - происходит восстановление этноландшафтного баланса. Указанные кратковременные состояния Л.Н. Гумилев называет творческими. «Лучшее, что есть в людях, - это способность к творчеству», - заявляет Л.Н. Гумилев. Однако творчество требует затрат жизненной энергии человека, которые восполнить не представляется возможным. Герои, первооткрыватели, люди искусства предпочли прозябание, рабству - смерть, многие из них не оставили потомства, потому что «сгорели на работе».

Он указывает следующие фазы этногенеза, которые мы понимаем как указанные выше творческие состояния: «1) явный период фазы

7 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. С. 130.

8 Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 44.

подъема; 2) акматическая фаза, когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено; 3) фаза надлома, когда антропогенное давление максимально и деструктивно; 4) инерционная фаза, в которой идет накопление технических средств и идеологических ценностей; ландшафт в это время поддерживается в том состоянии, в которое он был приведен ранее; 5) фаза обскурации, во время которой нет забот ни о культуре, ни о ландшафте. После этого наступает фаза гомеостаза, когда идет взаимодействие остатков полуистребленного этноса с обедненным ландшафтом, возникшим на обломках погибшего культурного ландшафта, там, где на месте дубов выросли лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников»9.

Периоды активности различных этносов являются следствием взрывов этногенеза. На вопрос, почему у одних этносов эти периоды выражены более ярко, а у других - менее, можно ответить следующее: условия внешней среды являются системой препятствий для этногенеза - это и социальные условия, сформировавшиеся в предыдущие периоды, и созданная и унаследованная от предков культура, географическая среда, межэтническое взаимодействие в регионе и т.д. Но перечисленные «препятствия» перерастают в ускорители процессов в том случае, когда в этносистему поступает энергия.

Согласно концепции эксцесса, возникновение этноса возможно благодаря толчку, результативность которого раскрывается лишь в благоприятной лабильной среде. Л.Н. Гумилев утверждает, что инерция пассионарного импульса, которую восприняло определенное количество людей, сосуществующих на определенной территории, выливается в процесс этногенеза, причем источник пассионарного импульса видится в некоем космическом излучении. Определяющим этногенез фактором, по мнению Л.Н. Гумилева, является способность к сверхнапряжениям. После сверхусилия в действие вступают инерционные состояния, которые прекращаются в результате сопротивления среды. После возникновения этноса, после пассионарного взрыва, этнос переходит в инерционный период, теряя импульс пассионарности, а когда инерция прекращается - этнос распадается. Пассионарность, рассматриваемая в качестве характеристики поведения, моделирует исторические события. Таким образом, по Л.Н. Гумилеву, всемирная история представляет собой начало и конец различных этногенезов.

Под пассионарностью Л.Н. Гумилевым понимается способность и непреодолимая склонность человека к сверхнапряжению во имя каких-либо целей. Возникает закономерный вопрос - какова же природа пассионарности? Ни Л.Н. Гумилев, ни мы ничего по существу не знаем о

Л П

природе пассионарности, заявляет М.А. Киркин Гумилев же вслед за Ч. Дарвином и Ф. Энгельсом страсти и побуждения предлагает признать

9 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли... С. 216-217.

10 Киркин М.А. Философско-историческое содержание теории этногенеза Л.Н. Гумилева : дис. ... канд. филос. наук. М., 2011. С. 93.

движущими силами развития человечества, и быть может, пассионарность воспринимается им как страсть? Данная способность в большей степени относится к сфере психоэмоционального бытия человека, так как Л.Н. Гумилев говорил о том, что пассионарность может относиться к центральной нервной системе человека или к его гормональной сфере, что она находится на грани психологии и физиологии. Он связывает пассионарность с энергией, хотя, на наш взгляд, речь идет не об энергии, а скорее об активности человека: «.пассионарность - это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы»11.

Пассионарный признак ретранслируется в межпоколенческой среде как рецессивный признак, который утрачивается общностью постепенно, незаметно. Пассионарность - уклонение от видовой нормы, это наличие желания и возможностей изменить мир, окружение. Пассионарии не всегда могут рассчитать последствия сверхдействий, так как предсказать силу импульса пассионарности не представляется возможным. Для свершения великого в истории нужно, чтобы пассионариев было много.

Уровень пассионарного напряжения, характерный для этноса, -основа для великих свершений истории. Действий отдельных пассионариев недостаточно.

Л.Н. Гумилев выдвигает гипотезу о том, что пассионарность заразительна, действует на людей, которые оказались поблизости от пассионариев, а на большие расстояния не распространяется. Однако при исчезновении пассионария группа людей, объединенных его пассионарным гением, рассыпается. Под пассионарными толчками понимается некая очистительная сила, обусловливающая течение эволюционных процессов.

Всякий этногенез выступает результатом размывания принципа пассионарности, то есть концентрация пассионариев в группе (этносе) снижается. Это проявляется во время ведения военных кампаний, так как пассионарии гибнут, подавая пример героизма и патриотизма массе. Но в то же время пассионарное напряжение снижается в периоды глубокого мира, так как «мода» на пассионариев, заботящихся об общественном благе, у незамужних женщин не распространена, и они чаще всего умирали без потомства. Недостаток пассионариев ощущается только под экзогенным воздействием, когда осознанная недостаточность пассионариев невосполнима. Этнос переживает фазу обскурации, то есть агонизирует.

Помимо пассионариев, в структуре этноса выделяются и другие элементы. Например, основная масса объявляется гармоничными особями, у которых инстинкт самосохранения и радение об общем благе уравновешенны. Это гармонично развитые личности -

11 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли... С. 334.

интеллектуальные, работоспособные, но не сверхактивные. Наличие гармоничных особей в этносе необходимо, так как они воспроизводят его, воссоздают материальные ценности и способны организовывать жизнедеятельность без пассионариев на протяжении длительного времени, вплоть до появления внешнего врага.

Также в структуре этноса следует выделить людей с «отрицательной» пассионарностью, которые не стремятся изменить и сохранить мир, а существуют за его счет. Л.Н. Гумилев под описанным элементом понимает бродяг-солдат, которые способны нищенствовать и разбойничать, «субпассионарии» - таким термином называет их Л.Н. Гумилев.

Названные Л.Н. Гумилевым три характерологических типа подчеркивают важность каждого из них в жизни этноса, потому что они являются составляющими единой этнической системы. Однако возникает вопрос, эти составляющие систему компоненты равноценны, равнозначны по той роли, которую они выполняют в истории, или нет? Пассионарии выполняют консолидирующую, мобилизирующую роль в этносе. Их присутствие в этносе превращает его в единое целое, связанное единым порывом. А если учесть тот факт, что исторические этносы всегда стремятся к доминированию, этнос, лишенный пассионариев, обречен на ассимиляцию, вымирание или вынужденную миграцию в поисках экологической ниши. Поэтому у нас есть основания сделать предположение об особой роли пассионариев в жизни этноса.

Предназначение учения о пассионарности можно охарактеризовать как дополнение изучения этногенеза с позиции данных естественных наук, а не замену учения о примате социального развития в истории. Пассионарность рассматривается в качестве ключевого фактора человеческой истории, поэтому необходимым Л.Н. Гумилев считает скорейшее постижение ее сущности, ее природы.

История взаимодействия техники и природы посредством этноса, то есть история антропогенных ландшафтов, рассматривается в качестве шкалы сравнения для этногенеза. Исключительная энергия пассионариев порой пугающе действует на членов общества, но для природы губительное значение имеют как раз обыватели - гармонично развитые личности. Для данного структурного элемента этноса риск -непростительная роскошь, в связи с чем все свое внимание обыватели устремляют на расправу над беззащитными, к которым в большей степени относится благодатная биосфера. Человек объявляется царем природы, и поэтому он начинает безнаказанно и систематически пользоваться ее благами, нанося непоправимый ущерб живой среде своего обитания. Расправа над лесами и полями - это результат безнравственной жизни человека в городах, причина которой лежит в снижении уровня пассионарности этносоциальной системы.

Рассматривая историю культуры и этнические процессы, мы констатируем периоды подъема и спада, которые не совпадают друг с

другом. Это связано с пассионарным взрывом, который стимулирует процесс этногенеза, губительно сказывающийся на предшествующей культуре. В фазе этнической инерции наблюдаем подъем в развитии культуры: растет техносфера, мудрецы и деятели искусства создают творения в большом количестве, однако для данной фазы характерно снижение качества, упрощение эстетических норм. Отмечается, что характерной чертой цивилизации выступает удовлетворенность эмоционально пассивного, но трудолюбивого населения при сокращении активного элемента, составляющего общество.

Таким образом, реализованная Л.Н. Гумилевым на объемном историческом материале реконструкция этносоциальных процессов позволила нам рассматривать принцип комплиментарности в разрезе межличностных и межэтнических взаимодействий, а также поставить вопрос о возможностях теории этногенеза в выработке стратегий гармонизации межнациональных отношений и снижении уровня межэтнической напряженности.

Ильинова Н.А. Осмысление комплиментарности Л.Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия. Автором предпринята попытка рассмотрения комплиментарности как способа преодоления социальных рисков и гармонизации межэтнических отношений.

Ключевые слова: этносоциальные процессы, межэтническое взаимодействие, этногенез, комплиментарность, пассионарность.

Ilinova N.A. Understanding complementarity LN Gumilyov as a factor in the research of interethnic interaction. The author attempts to review complementarity as a way of overcoming social risks and harmonization of interethnic relations.

Key words: ethnosocial processes, interethnic interaction, ethnogenesis, complementarity, passionarnost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.