носители определенных общественных функций - организационных, судебных, священных (функциональный характер) [5, с. 61]. Но это их право рождалось из «иммунитета» самих богов, которые «руководили» жизнью племени посредством вождей (старейшин), представлявших высшую волю на земле (представительный характер).
Неприкосновенность богов объективно проистекала из них действительности «недосягаемости». Дополнительным аргументом в пользу их иммунитета может послужить непрочность мира в представлении первобытного человека, для существования в котором требовалось руководство свыше. Позднее страх перед неизвестным, перед переменами мог повлиять на формирование обычая неприкосновенности членов семьи, выполняющих в ней наиболее ответственные обязанности, принимающих наиболее важные решения, от которых зависело само существование семьи: «Религия, несомненно, играла огромную роль в жизни первобытных народов, но социальные учреждения и нормы социальной жизни вызывались и создавались не религией, а реальными потребностями жизни, религия давала им только свою санкцию» [6, с. 26].
Таким образом, мы приходим к выводу, что с позиции современного человека, иммунитет выполнял функцию сохранения жизни всего племени, обеспечения его жизнедеятельности, а в понимании первобытного человека иммунитет проистекал из уверенности людей в сакральном авторитете вождя, в его современном происхождении. Об особом статусе старейшины свидетельствуют хотя бы то, что слово и решение вождя считались непосредственным выражением воли, которую уже нельзя было оспорить.
Безусловно, это было лишь на ранних этапах, поскольку позднее между племенами все же установились более сложные отношения: родства, обмена, возникла необходимость в «дипломатах», на которых и возлагалась обязанность весть переговоры по урегулированию таких отношений, ибо традиции и обычаи у различных общин были неодинаковы. Эти функции также были возложены на «мудрых людей и вождей «старейшин», так как именно члены таких племен были наиболее авторитетны. Список использованной литературы:
1. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М., 2001. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 1998.
2. Советский энциклопедический словарь. - М., 1989.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1995.
4. Левина Д.Б. Дипломатический иммунитет. - М. 1949.
5. Норбер Рулан. Юридическая антропология. - М., 1999.
6. Грабарь В.Э. Первоначальные значение римского термина jus gentium. Тарту, 1964.
© Курумбаев Р.К., 2016.
УДК 342
Лановой Вадим Геннадьевич
адьюнкт Белгородского Белгородского юридического института МВД РФ, г.Белгород
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ В ТРУДАХ Л. Н. ГУМИЛЕВА
Аннотация
Статья посвящена развитию цивилизационного подхода к типологии государств в теории этногенеза Гумилева Л.Н. Раскрывается сущность пассионарности как явления.
Ключевые слова
Этногенез; пассионарность; этнос; субэтнос; пассионарный толчок; цивилизация; систематизация.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Русский историк Л. Н. Гумилев (1912-1992) в каком- либо представлении не нуждается. В своих научных трудах он сделал большой вклад в развитие геополитики и теории цивилизаций. По своему мировоззрению и воспитанию ученый являлся евразийцем, считая, что в своем развитии российское общество должно интегрироваться в большей части на основе евразийской концепции. В советскую эпоху господствовавшая марксистко-ленинская философия отрицала геополитику, которая позиционировалась как буржуазная лженаука. Народы и цивилизации не признавались единицами политико-правового, исторического анализа. В основе классификации государств лежала формационная теория диалектического материализма.
В мировой общественной науке проблематика периодизации процесса исторического развития государств и их систематизация занимали важное место. С появлением во второй половине XIX века антиэволюционистской модели обществ в форме теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, формируется цивилизационный подход к типологии государств. Данная концепция продолжает свое развитие в трудах родоначальника евразийства Н.С. Трубецкого в первой половине XX века. И уже в советский период Л.Н. Гумилев публикует свое основополагающее произведение «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор целостно излагает теорию этногенеза, где ключевым звеном формирования цивилизации является пассионарность. История человечества многогранна. Ее можно рассматривать через призму эволюции социально-экономических формаций, как военную историю, историю науки, историю государства и права. Л.Н. Гумилев рассматривает глобальный исторический процесс как динамическое развитие контактирующих между собой этносов. Ведь каждый исторический факт является достоянием конкретного народа. Он пишет: «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории». [1, с.11] Оригинальность происхождения и классификации государств с позиции теории этногенеза заключается в том, что Л.Н. Гумилев рассматривает данный вопрос с позиции культурно-исторического подхода с учетом проблематики зависимости человека от незаметных процессов происходящих в природе, но оказывающих на развитие общества большое влияние. Для единства народа, людям необязательны общность языка и национального происхождения. Политический и экономический уклад играет второстепенную роль. Конфессиональные, идеологические и культурные границы расплывчаты и не всегда совпадают. Следовательно, на основе одних традиционных социальных, политико-правовых, экономических, культурных теорий объяснить процесс этногенеза в целом не возможно. Необходим качественно новый, системный, междисциплинарный подход в изучении проблемы. Л.Н. Гумилев, выступая одновременно историком, географом, этнографом, психологом, использует космологическую концепцию Вернандского В.И. о ноосфере, и создает теорию этногенеза. Воззрения автора на процессы развития этноса, общества, государства представляют собой сложную систему, где взаимодействуют не локальные упомянутые объекты исследования, а Космос и биосфера Земли в целом. По мнению автора, этническая принадлежность человека обнаруживается в общественном сознании и имеет онтологическую основу. Сам этнос не может быть продуктом разумной деятельности. Нельзя по договоренности сменить этническую принадлежность как гражданство. Думается, что принадлежность к этносу частично отражает ментальную сторону природы человека. По мнению автора «в антропогенных процессах различаются проявления общественной и комплекса природных (механическая, физическая, химическая и биологическая) форм движения материи». [2, с.7] Следовательно, можно сделать вывод, что этнос представляет собой «явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли». [2, с.8] Упомянутое философское определение этноса полностью охватывает сущность понятия «цивилизация» как многомерного культурно-исторического явления. Поскольку этнос универсальное явление, то можно сказать, что само понятие «цивилизация» представляет собой физическую, биологическую, социальную реальность, являющуюся искомой величиной. Интерпретировать эту величину можно путем анализа возникновения, развития, исчезновения этносов, обществ, государств и их типологизации. Однако Гумилев Л.Н. отказывается от традиционной классификации обществ по отдельно взятому признаку (язык, рас, религия, роду занятий и т.д.), так как считает, что данное деление будет неполным, условным. Он предлагает систематику, которая «отражает именно то, что заложено в природе вещей, позволяет исследовать человечество с техникой и доместикатами». [2, с. 62]. Типологизация по Гумилеву в иерархическом порядке выглядит следующим образом: суперэтнос, представляющий собой группу «этносов, возникшую одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная
целостность» [2, с. 83]; этнос, как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени» [2, с. 83]. Этносы подразделяются на субэтносы, к которым относятся «элементы структуры этноса, взаимодействующие с прочими» [2, с. 83]. Субэтносы существуют только в единстве с самим этносом. Суперэтнос характеризуется степенью межэтнической близости входящих в него этносов, хотя сами этносы связаны между собой экономическим, идеологическим, политическим общением, географическим положением. Этническое единство общности становится ключевым фактором формирования социального стереотипа поведения человека. Этнос как общественная система является продуктом различных культурно-исторических, социально-политических обстоятельств. Субэтнос продукт конвиксии, которая в свою очередь вырастает из консорции, являющейся «группой людей, объединенных одной исторической судьбой» [2, с. 83]. Проживающая несколько поколения консорция становится конвиксией, т. е. «группой людей с однохарактерным бытом и семейными связями» [2, с. 83] На порядок ниже находится индивид, связанный со своим близким окружением общностью морально-этических установок. Предложенная Гумилевым систематика этносов полностью включает в себя социально-политические образования как структурную часть общества. Следовательно, совпадение этноса и государства необязательно, хотя может и показаться естественным. Напрашивается логический обобщающий вывод, что через призму развития этноса можно дать качественную характеристику действий политико-правовых институтов, результатов социально-экономических преобразований в обществе, провести классификацию государств.
На протяжении всей истории человечества этносы образуются в пространстве и времени достаточно редко. Исходя из предпосылки, что «все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу» [3, с.608], Гумилев Л.Н. делает вывод об энергетической сущности этногенеза. Передача от солнца к планете вниз по иерархической лестнице больше энергии, чем это необходимо для биосферного равновесия, вызывает у человека взрыв этногенеза. Движущей силой этногенеза является пассионарный толчок, под которым автор понимает микромутацию, которая вызывает «появление пассионарного признака в популяции, и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах» [2, с. 395]. Как признак, «пассионарность» Гумилевым Л.Н. характеризуется в двух аспектах. В первом случае, пассионарность понимается как характеристика поведения, представляющая собой «избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели» [2, с. 395]. Во втором - пассионарность понимается как избыточная биохимическая энергия «живого вещества, обратная вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению» [2, с. 395]. Соответственно, пассионарием является человек, энергетический импульс поведения которого «превышает величину импульса инстинкта самосохранения» [2, с. 395]. Этногенез начинается с внезапного появления в обществе определенного числа пассионариев (пассионарный толчок), которое быстро увеличивается, и со временем появляется возможность навязать свою волю большинству населения. В этот момент начинается изменение структуры самого этноса, в результате чего из нескольких старых этносов и их составляющих, появляются новые. Пассионарность это обязательный и незаменимый элемент этногенеза, без которого он представляет собой характеристику локальных черт развития отдельных государств, народов, обществ. Этногенез обладает инерционностью, которая гаснет по мере утраты пассионарности самой системы. Гумилев Л.Н. различает следующие фазы этногенеза: в фазе подъема проходит инкубационный период этноса, как правило не оставляющий заметных следов в истории; акматическая фаза характеризуется достижением максимума количества пассионариев в обществе; в фазе надлома начинается рассеивание пассионарной энергии; в инерционной фазе происходит накопление материальных и культурных ценностей, становление этноса; при обскурации завершается динамическое развитие этноса; далее идут мемориальная фаза, в которой этнос «стареет»,и его смерть.
Данная концепция понимания хода исторического процесса Гумилевым Л.Н. вызвала острую критику, как при жизни автора, так и после его смерти. Ведь объективность существования пассионарного толчка в настоящее время недоступна проверке эмпирическим путем. Гипотетичность естественной причинности таких явлений как этногенез, общество, государство на протяжении существования науки всегда оставалась предметом познания. Соответственно не уместно называть теорию этногенеза «плодом предвзятых идей и авторской фантазии» [4, с.176]. Явление пассионарности следует считать научной гипотезой, которая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
указывает на субъективно-сознательные предпосылки возникновения, развития, становления и гибели цивилизаций. Ведь у источников культуры всегда имеется энергетическая составляющая. Этногенезом движет пассионарность, и она же растрачивается на создание культурных ценностей, на социально-политическую деятельность, на управление государством и т.д. Любые действия, направленные на обеспечение нормального существования общества, требуют сверх усилий. Значит без пассионарности и ее носителей, прогрессивное развитие было бы затруднено. С позиции учения о пассионарности в жизни общества одну из ролей играет организация сознательной деятельности личностей и коллективов. Результаты данной деятельности в виде каких-либо научных, культурных и иных цивилизационных достижений могут вывести процесс этногенеза на новое качество, не связанного с гибелью цивилизации. Следует отметить, что нельзя представлять пассионарность как единственный решающий фактор этногенеза. Не менее важную роль в данном процессе играют географическая среда, результаты общественных преобразований в культурно-духовной, политической, правовой сфере. Но указные факторы задают общее направление исторического развития, в котором теряется индивидуальность восприятия событий, явлений. Именно здесь учение о пассионарности заполняет пустоту, образующуюся при линейном изучении таких общественных феноменов как цивилизация и государство. Энергетическая составляющая этногенеза позволяет взглянуть на глобальный исторический процесс развития как на взаимосвязанную часть эволюции биосферы. В целом критика теории этногенеза сводится исключительно либо к философским мировоззренческим вопросам, либо рассмотрению ее частных моментов. Но ни кем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом. «Исследовать - это видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто» [5, с. 291].
На современном этапе исторического развития России научное наследие Л.Н. Гумилева представляет собой культурную и научную ценность. Ведь учение о пассионарности исходит из естественнонаучных предпосылок. При введении ряда общих понятий, стало возможным применение учения о пассионарности к гуманитарным областям научного знания. В том числе, и для юридических дисциплин, занимающихся изучением феномена государства в социально-правовом аспекте. Список использованной литературы:
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: Экопрос, 1992.
2. Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли»: Эксмо; Москва; 2007.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов : Издательский центр «Академия», 2006.
4. Лурье Я.С., Древняя Русь в сочинениях Л.Н. Гумилева, журнал Звезда, 1994 г.№ 10.
5. Юлов В.Ф. История и философия науки, Киров, 2007.
© Лановой В.Г., 2016
УДК 34
Лесовик Ирина Васильевна, доцент кафедры
административной деятельности ОВД, к.пед.н., доцент Ищенко Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры
административной деятельности ОВД Четверикова Александра Ивановна, преподаватель кафедры
административной деятельности ОВД, ВИ МВД России, г.Воронеж, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 207 УК РФ
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных