категории ОЖД не устраняются. Усугубление соматических и психоэмоциональных нарушений, СФ и ДТ, доминирование неконструктивных ТПЗ, наличие личностного ценностно-потребностного конфликта способствуют развитию психосоциальной дезадаптации, снижают КЖСЗ. Указанные причины препятствуют формированию адаптивного поведения, которое следует рассматривать как цель реабилитационной работы с инвалидами вследствие ХРИ. Формирование адекватного осознания инвалидом своего заболевания, положительной установки на лечение и трудовую деятельность, а также коррекция социально-психологических характеристик должны стать главными условиями медико-психологической реабилитации. Критерием эффективности последней может служить комплексная оценка КЖСЗ инвалида, включающая клинико-психо-логическую диагностику эмоциональной сферы, определение ТПЗ, отношения к лечению, показателей по всем шкалам КЖСЗ. Ежегодная динамика комплексной оценки КЖСЗ должна учитываться при составлении индивидуальных программ реабилитации наряду с объективными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2009
№ 1013н. Социально-психологическая реабилитация инвалидов при этом становится личностно ориентированной, появляется возможность оценивать систему показателей, характеризующих его актуальное состояние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ионова Т. И. Неврологический вестник. 2010; Т. 42 (1): 88—94.
2. Карасева Л. А. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2009; 3: 67—72.
3. Лахман О. Л., КолесовВ. Г., Андреева О. К. Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2002; 3: 72—5.
4. Морозова Е. В. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010; 1: 54—7.
5. Трошин В. В. Медицина труда и промышленная экология. 2009; 7: 21—6.
6. Шестаков В. П., Милютин С. М., Пинскер Б. Э. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010; 4: 17—9.
7. Jaeschke R., Singer J., Guyatt G. H. Controlled Clin. Trials. 1989; 10: 407—21.
8. Nordeson A., Engstrqm B., Norberg A. Scand. J. Caring. Sci. 1999; 13 93): 147—52.
9. Solomon D. A., Keither G. I., Miller I. W. et al. // Clin. Psychiatry. 1995; 56: 3—5.
Поступила 27.01.12
Материалы докладов XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей "Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации" (Москва, 29—30марта 2012 г.)
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.6:614.2 (470.54)
В. Б. ГУРВИЧ1, О. Ф. РОСЛЫЙ', С. В. КУЗЬМИН2, Э. Г. ПЛОТКО', В. Г. ГАЗИМОВА', Е. П. ЖОВТЯК, Н. А. РОСЛАЯ, В. О. РУЗАКОВ2, А. А. ФЕДОРУК'
Вопросы оценки и управления профессиональными рисками в системе "Медицина труда" Свердловской области
'ФБУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Роспотребнадзора;
2Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Екатеринбург
Исторически сложилось так, что Свердловская область является одним из крупнейших промышленных центров РФ. На ее территории сосредоточены предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, металлообработки, приборо- и машиностроения. Демографическая ситуация в области характеризуется снижением общей численности населения, его старением и стабильно высоким уровнем смертности населения в трудоспособном возрасте.
Из более 2 млн экономически активного населения области 560 тыс. заняты в обрабатывающих производствах, предприятиях по добыче полезных ископаемых, в энергетике и на других вредных производствах, среди них наибольшая доля работающих подвержена неблагоприятному воздействию вредных веществ, поступающих в воздух рабочей зоны (32%), неблагоприятного микроклимата (12%), тяжелого физического и психоэмоционального перенапряжения (13%), недостаточной освещенности рабочих мест (13%), повышенного уровня шума (13%) и вибрации (8%). В связи с этим ежегодно в Свердловской области регистрируется значительное количество случаев профессиональной патологии, при этом от 7 до 10% таких случаев
приводит к формированию инвалидности, в том числе в трудоспособном возрасте.
С середины прошлого века в Западной Европе и США для медицинского обслуживания работающего населения начали формироваться службы или системы медицины труда, которые пришли на смену промышленной медицине.
Известно, что в основе развития системы (или службы) медицины труда в современном ее понимании лежит теория оценки и управления профессиональными рисками [1, 3, 4]. Следует подчеркнуть, что создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса правовых, технологических, социальных, медико-реабилитационных и санитарно-гигиенических мер, направленных прежде всего на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников и реабилитацию пострадавших [1, 2]. Практическое использование такой методологии в России встречает ряд трудностей законодательного, организационного, методического, информационного и иного характера.
Исходя из этих и других предпосылок, Правительство Свердловской области в 2003 г. приняло решение
выработать региональную Концепцию многопрофильной системы "Медицина труда" для сохранения и укрепления здоровья работающих Свердловской области. Такая концепция на 2004—2015 гг. была разработана нами совместно с заинтересованными ведомствами и принята постановлением Правительства. Первым этапом реализации концепции стало формирование совместно с органами региональной власти пакета документов, определяющих порядок работы и организационную структуру будущей системы.
В результате совместным приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и центра Гос -санэпиднадзора Свердловской области были подготовлены и приняты следующие документы:
— "Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников в Свердловской области";
— "Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работающего при подозрении у него профессионального заболевания";
— "Форма годового отчета по профессиональным заболеваниям";
— "Форма заключительного акта по результатам периодического осмотра";
— "Положение об Областном центре профпатологии";
— "Типовое положение о центрах профпатологии";
— "Списки отраслей промышленности Свердловской области, курируемые Областным и другими центрами профпатологии".
Параллельно были введены унифицированные формы контингентов и поименных списков лиц, подлежащих медицинским осмотрам. Принятие новых форм позволило отслеживать общее количество лиц, направляемых на ПМО, сроки его проведения, статус медицинской организации, где будет проводиться ПМО, состояние условий труда на рабочих местах.
Унифицированная форма акта создала основу для формирования электронной базы данных о состоянии здоровья работников и мониторинга организации профилактических мероприятии. В состав акта был включен перечень видов профилактических мероприятий, посредством выполнения которых можно управлять ситуацией на рабочем месте.
В итоге реорганизация профпатологической службы и создание дополнительных центров профпатологии позволили повысить доступность и качество высококвалифицированной специализированной профпа-тологической помощи, в том числе для отдаленных территорий Свердловской области, по территориально-производственному принципу. При этом первичная выявляемость профессиональных заболеваний в специализированных центрах оказалась в 8—10 раз выше, чем в ЛПУ общего профиля.
В рамках обеспечения деятельности системы "Медицина труда" нами был реализован ряд мероприятий. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области принято решение о централизации функций по контролю за крупными предприятиями с численностью работающих свыше 250 человек и предприятиями, имеющими экстерриториальную структуру. Реализованы приказы и сформулированы общие подходы к системе организации надзора за ПМО, наработана положительная судебная практика по порядку организации ПМО, усилен целевой надзор за своевременным направлением стажированных работников в специализированные центры профессиональной патологии.
В результате проводимых мероприятий удалось увеличить количество осмотренных в ЛПУ (ежегодно осматриваются 32—34 тыс. человек). При этом количество лиц, осмотренных в центрах профессиональной патологии, достигло 23% от общего числа осмотренных.
Итогом увеличения количества лиц, прошедших ПМО на уровне центров профессиональной патологии, стал рост выявляемости профессиональной патологии. В 2011 г. установлено в 1,6 раза больше заключительных диагнозов профессиональных заболеваний, чем в 2000 г.
Для реализации системного подхода в рамках системы "Медицина труда" была активизирована работа созданного Министерством здравоохранения Свердловской области экспертного совета, целью которого является вынесение коллегиальных решений в наиболее сложных случаях и конфликтных ситуациях при диагностике профессиональных заболеваний; принято решение и начата реализация пилотного проекта по апробации системы углубленной стационарной диагностики на базе центров профессиональной патологии при установлении предварительных диагнозов профессиональных заболеваний. Цель данных обследований — уменьшение количества извещений, не подтверждаемых в дальнейшем окончательными диагнозами при обследовании на базе специализированных центров, что в конечном счете сокращает сроки установления окончательного диагноза профессионального заболевания и снижает нагрузку на органы Роспотребнадзора по составлению санитарно-гигиенических характеристик.
Для создания эффективных механизмов управления рисками в 2010—2011 гг. был предпринят выбор и обоснование 18 территорий и 27 предприятий высокого профессионального риска, на долю которых приходится 76% от всех впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний, а доля страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний составляет более 72% от всех расходов Свердловского регионального отделения ФСС РФ. Внесены изменения в форму заключительного акта, расширившие возможности анализа и представления в адрес работодателя требований о разработке комплекса профилактических мероприятий всех уровней: технических, организационных, медицинских.
Непосредственно в помощь организациям и как подготовительный этап к внедрению систем управления профессиональными рисками в систему областного законодательства были подготовлены Методические рекомендации МР 2.2.9.001-09 "Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и(или) опасными производственными факторами". Методические рекомендации предусматривают порядок разработки мер профилактики, опираясь на передовые отечественные и зарубежные документы в области оценки профессиональных рисков. На основании представлений и предписаний в адрес юридических лиц по результатам медицинских осмотров органы Роспотреб-надзора в 2010—2011 гг. получили более 200 комплексных программ управления профессиональными рисками. По результатам анализа данных программ было принято решение об усилении методического обеспечения в первую очередь крупных предприятий.
Нами подготовлен и представлен на рассмотрение в Правительство Свердловской области проект постановления "Об усилении профилактической и реабили-
тационной работы в связи с высоким риском развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и(или) опасными производственными факторами в Свердловской области на период 2011—2013 годы". Данное постановление определяет перечень дополнительных показаний для усиления профилактических мероприятий на предприятиях с высоким профессиональным риском.
Следует при этом подчеркнуть, что на предприятиях практически отсутствуют специалисты, способные эффективно отслеживать и управлять вопросами медико-гигиенического сопровождения работающих на предприятии, так как в подавляющем количестве случаев специалисты, занимающиеся вопросами охраны труда и промышленной санитарии, не имеют специального образования и необходимых профессиональных навыков, что не позволяет комплексно и грамотно организовывать мероприятия по улучшению условий труда и здоровья работников. Поэтому для решения данной проблемы на предприятиях, где работники подвержены высоким рискам профессиональной и профессионально-обусловленной патологии, предложено создавать службы медицины труда и укомплектовывать их специалистами гигиенического и медицинского профиля, прошедшими обучение по управлению профессиональными рисками, которые будут выполнять возложенные на них функции на предприятии по вопросам медицины труда и взаимодействовать с основными участниками системы.
В целом за прошедший период в рамках системы "Медицина труда" путем внедрения элементов управления профессиональными рисками были достигнуты следующие результаты:
— разработана нормативно-правовая база деятельности системы медицины труда;
— налажено взаимодействие основных участников системы;
— увеличен охват ПМО до 95% численности работников группы риска;
— в 14 раз по сравнению с 2000 г. увеличен охват работников ПМО, проводимых на базе центров профессиональной патологии и др.
Таким образом, нами накоплен положительный опыт развития системы "Медицина труда" в крупном промышленном регионе, базирующийся на значительном объеме информации, том числе по фактическим условиям труда и состоянию здоровья конкретных работников в динамике за многие годы, что позволит в сжатые сроки подготовить переход от отельных предприятий на комплексную систему управления профессиональными рисками на производствах Свердловской области. Если учесть, что в Конституции и ТК РФ закреплено положение о приоритете норм международного права и в стране выбран курс на гармонизацию с международными стандартами, дальнейшее развитие системы становится весьма проблематичным без намеченной на 2012—2013 гг. ратификации Россией Конвенции № 161 "О службах гигиены труда " (1989), которая ставит вопрос о замене служб охраны труда на службы гигиены труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Измеров Н. Ф., Денисов Э. И., ред. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство. М.: Тровант; 2003.
2. Рослый О. Ф. Гигиена и санитария. 2007; 3: 44—46.
3. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки: Руководство Р 2.2.1766-03. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2004.
4. Симонова Н. И. Медицина труда и промышленная экология. 2012; 1: 13—9.
© А. Г. СУХАРЕВ, 2012 УДК 613.2/.9
А. Г. СУХАРЕВ
Укрепление здоровья населения средствами гигиенического
воспитания
ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
Концепция укрепления здоровья населения средствами гигиенического воспитания (далее Концепция) — это теоретический взгляд на процесс формирования здоровья и возможность его укрепления путем создания у человека устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Здоровье человека рассматривается как способность приспосабливаться (адаптироваться) к постоянно меняющимся условиями окружающей среды, сохраняя при этом видоспецифические свойства. Индикатором здоровья являются адаптационные возможности, т. е. запас функциональных резервов, расходуемый на поддержание равновесия организма со средой, которые в дальнейшем самовосстанавливаются.
Адаптационные возможности можно оценить методом анализа вариабельности сердечного ритма по интегральному показателю активности регуляторных систем (ПАРС), который позволяет дифференцировать степень напряжения регуляторных систем и соответ-
ственно, адаптационные возможности организма. Состояние оптимального рабочего напряжения регуля-торных систем (физиологическая норма, или функциональный оптимум) характеризует наиболее адекватный ответ организма на воздействие факторов окружающей среды, т. е. наблюдается гармоничное единство организма и среды. Выраженное напряжение и перенапряжение регуляторных систем соответствуют донозологическо-му и преморбидному состояниям. Истощение систем регуляции (срыв адаптации) может свидетельствовать о патологическом состоянии организма.
Гигиеническое воспитание (ГВ) — это система передачи из поколения в поколение социального опыта, способы формирования знаний, убеждений и осознанного поведения, которые мотивируют человека к сохранению и укреплению как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Литературные данные, а также собственные исследования показали зависимость между ПАРС, воз-