Научная статья на тему 'Вопросы оценки геополитического потенциала республики Дагестан'

Вопросы оценки геополитического потенциала республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Деневизюк Д. А.

В статье рассматриваются методические и практические вопросы оценки геполитического потенциала Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы оценки геополитического потенциала республики Дагестан»

мый процесс коммуникации власти и общества, неумение (нежелание) строить диалог размывают локальные связи (межличностных, семейных, профессиональных и т.д.). Локальные сообщества теряют сплоченность и уже не идентифицируют себя как группа социально-политического пространства («мы нижегородцы» - 17 %), чаще звучит «я нижегородец» (32 %), еще чаще жители прибегают к «Я-идентификации» (49 %). Как следствие, во взаимодействии возникают непонимание, недоверие, конфликты.

Осмысление результатов исследования на данном этапе позволяет нам считать основными факторами, дестабилизирующими взаимодействие субъектов социально-политического пространства региона, низкий уровень консолидации общественных групп; привлекательности имеющихся идей, призванных объединить жителей региона; усилий властных структур и гражданского общества к взаимодействию диалогу.

Новыми тенденциями в гармонизации со-бытия субъектов деятельности социально-политического региона являются гуманитарные технологии, «мягкое» взаимодействие, в обеспечении стабильности общества, устойчивого развития региона.

Список литературы:

1. Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. - М.: Наука, 1990. - С. 116.

2. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политичсеких отношений. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 16-17.

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

© Деневизюк Д.А.*

Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала

В статье рассматриваются методические и практические вопросы оценки геполитического потенциала Республики Дагестан.

В современной евразийской геополитической структуре значению Дагестана следует уделить особое внимание. После распада СССР регионы Северного Кавказа и в особенности Дагестан находятся в особом геополитическом положении. Здесь пересекаются интересы как регионального, так и общемирового характера. В системе региональной геополитики Дагестан играет одну из центральных ролей, что обусловлено многими факторами.

* Ученый секретарь ИСЭИ ДНЦ РАН, кандидат экономических наук.

Республика Дагестан расположена на стыке Европы и Азии в восточной части Кавказа и является самой южной частью России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, внутри Российской Федерации Дагестан соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. Различные участки границ на севере республики и на ее юге создают благоприятные возможности выхода к транспортным маршрутам, экономическим центрам, источникам сырья и энергоресурсов. Таким образом, Дагестан занимает выгодное геополитическое положение на пересечении важнейших коммуникаций, связывающих Европу со странами Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии. Республика имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру, являющуюся составной частью транспортной системы России, обеспечивающую ее прямую морскую и сухопутную связь со странами Закавказья и Юго-Западной Азии.

Общая протяженность территории Дагестана с юга на север составляет около 400 километров, площадь - 50,3 тысяч квадратных километров, длина береговой линии - 530 километров, кстати сказать, республика имеет самый большой участок российского побережья на Каспии. Акватория, дно и территория, прилегающая к дагестано-российской части Каспия, обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья.

Республика Дагестан включает в себя различные физико-географические зоны: от Прикаспийской низменности, находящейся на 28 м ниже уровня Мирового океана, до горных вершин высотой более 4 тыс. м. Общепринятое деление республики - равнинная часть, предгорье и горы. Часто Дагестан делят также на северную, центральную и южную части. В северной части республики преобладает низменность, в то время как южные районы характеризуются предгорьями и горными ландшафтами Большого Кавказа. Это самый южный пограничный регион России, через который осуществляется экономические и иные связи с закавказскими республиками, а через Каспийское море, где находятся незамерзающие морские порты, со множеством других стран. С военно-стратегической точки зрения значение Дагестана для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечение политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранение своего влияния в обширном регионе, охватывающим весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию.

Поскольку многие угрозы национальной безопасности России исходят изнутри самой страны, особую актуальность приобретает способность и готовность оперативно и адекватно реагировать не только на внешние вызовы, но и на вызовы, бросаемые экстремистскими и сепаратистскими силами внутри страны. С этой точки зрения именно здесь в настоящее время во

многом проходят испытания на прочность российская государственность, новый российский федерализм. Были правы те авторы, которые во время нападения вооруженных отрядов с территории Чечни на Республику Дагестан летом и осенью 1999 года говорили, что в Дагестане идут бои за целостность России. Как указывает кандидат исторических наук Рашид Сафа-руллин, «сегодня России ясно, что с потерей Дагестана она рискует потерять весь Северный Кавказ. Поэтому усиление внимания центра к проблемам республики влечет за собой усиление роли Дагестана как бастиона российской геополитики в этом нестабильном регионе» [1].

Дагестан, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой и имеет большие возможности для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Геополитическое положение Республики Дагестан делает высокодоходными и высоко значимыми имеющиеся на ее территории коммуникационные системы и транспортные узлы. Сегодня он может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, международный морской порт, крупный аэропорт российского уровня. Ускоренное комплексное развитие транспортных коммуникаций позволит Дагестану активизировать внешнеторговые перевозки, что создаст все предпосылки для превращения его в значимый транспортный узел международного значения. В силу выгодного географического положения и сложившейся инфраструктуры, дагестанский транспортный комплекс может сыграть важнейшую роль в развитии экономических связей между странами Европы, Персидского залива и Индийского океана.

Следует отметить, что сегодня львиная доля российских грузов, предназначенных для этих регионов, перевозится морским путем. Между тем следует отметить большие потенциальные возможности и другого, более короткого пути доставки грузов - транспортный коридор «Север-Юг». Он проходит от российско-финской границы через Москву до портов на Каспийском море (Астрахань, Оля, Махачкала) и пограничного перехода с Азербайджаном (Самур). Далее грузы доставляются по Каспийскому морю и железным дорогам других государств в страны Персидского залива и Индийского океана. Причем для увеличения объемов транзитных перевозок по европейской части России нет необходимости создавать новые направления или дополнительные транспортные переходы в сопредельные страны.

Россия обладает современными хорошо технически оснащенными железнодорожными магистралями, имеющими к тому же солидные резервы провозной и пропускной способности. Кроме того, в последние годы проведены работы по развитию российской пограничной станции Самур на границе с Азербайджаном, усилению подходов к модернизируемым в настоящее время российским портам на Каспии.

По мнению экспертов, в транспортном коридоре «Север-Юг» наиболее перспективным является путь из Ирана через Азербайджан на россий-

ские железные дороги. Тем более что после завершения строительства железнодорожной линии Казвин-Астара, будет создано кратчайшее направление, связывающее Иран, страны Индийского океана и Персидского залива с Европой. Формируемый в настоящее время транспортный коридор «Север-Юг» в сочетании с общеевропейскими коридорами, проходящими через территорию России, позволит в 2-3 раза сократить сроки, доставки грузов по сравнению, морскими маршрутами и значительно снизить стоимость перевозок. Коридор «Север-Юг» начинается с региона Индийского океана, и через южный иранский порт Бандар-Аббас проходит по территории Ирана шоссейным путем и железной дорогой, доходит до северных портов Ирана: Энзели и Амирабад, а далее через Астрахань и Логань следует в Россию. С расширением сети железной дороги и прокладкой участка линии Каз-вин-Астара, появилась возможность соединиться со странами Средней Азии и Россией. Дальше товары перевозятся шоссейным и железнодорожным транспортом в Москву и Санкт-Петербург и оттуда в скандинавские страны и Северную Европу. Коридор «Север-Юг» может обеспечивать транзитную связь стран Северной Европы, Скандинавии и России со странами бассейна Персидского залива, Индийского океана и Юго-восточной Азии через Иран. Поэтому этот транспортный коридор также открывает новые перспективы для увеличения объема перевозок грузов между Россией и Ираном. Подсчитано, что по российским железным дорогам в транспортном коридоре «Север-Юг» можно перевозить не менее 10 миллионов тонн грузов ежегодно.

Выгодное географическое положение Дагестана обеспечивает ему огромный геополитический потенциал, который может быть раскрыт при условии активного сотрудничества с другими государствами и регионами. В силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации, выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций. Нынешние геополитические реалии подвержены постоянным изменениям, следовательно, в этой сфере неминуемы союзы и расколы государств, усиление и ослабление геополитической значимости их стратегических и тактических задач. В этом плане место и роль Дагестана в меняющемся раскладе сил можно определить через призму геополитических и геостратегических интересов России, Азербайджана, Грузии, Турции и Ирана в кавказском регионе.

Военная операция российских войск в 1999 году против международных террористов на Северном Кавказе значительно сблизила позиции России и Азербайджана в вопросе региональной безопасности. Азербайджанский президент в отличие от своего грузинского коллеги поддержал действия российского руководства, однозначно заявив, что «военная операция российских войск против религиозных экстремистов на Северном Кавказе - это внутреннее дело России, и она вправе наводить порядок на своей территории» [2].

Экономическая ситуация в Дагестане, да и на всем Северном Кавказе, действительно, нелегкая. И причина - главная - одна: разрушение всех несущих структур государства в начале 90-х годов.

Говоря о ситуации в многонациональных республиках, некоторые российские и иностранные аналитики спешат глубокомысленно предречь скорый межэтнический апокалипсис. С этим, однако, связана позиция по выборам Президента Дагестана. Избрание высшего должностного лица выборщиками по рекомендации центра автоматически снимает угрозу узурпации власти одним народом и одной группировкой. Это дает возможность психологически привыкнуть к тому, что может быть рекомендован человек любой национальности, распространенной на данной территории. А в случае затяжного кризиса или угрозы иного рода у центра должна быть возможность экстерриториального назначения на время до выхода из кризиса - что-то вроде внешнего управления. Когда узконационалистические стереотипы будут психологически преодолены и экономическая ситуация в России улучшится, а институты государства и гражданского общества окрепнут, само время подскажет, что делать дальше.

Особую роль в стабилизации ситуации в кавказском регионе, в достижении геополитического баланса сил может сыграть стратегическое партнерство России с Азербайджаном и Ираном одновременно. Перспективным может быть сотрудничество России с Ираном и по проблемам Каспия, в частности, в вопросах определения маршрутов транспортировки нефти. По запасам нефти Иран занимает в мире третье место (около 17 млрд. тонн), а по газу - второе после России место в мире (13,3 трлн. куб. м из 39,3 трлн. куб. м всех мировых запасов). В связи с этим обратим внимание на рост транспортных возможностей Махачкалинского международного морского торгового порта. Порт обрабатывает более 120 тыс. тонн генеральных грузов и около 1,5 млн. тонн нефтепродуктов. Порт обслуживается железной дорогой, имеющей пропускную способность более 10 млн. тонн в год, а также Махачкалинской нефтебазой - одной из самых крупных на юге России, располагающей нефтяным терминалом для хранения нефти и нефтепродуктов общей емкостью 500 тыс. кубометров. Махачкалинский порт располагает собственным транспортным флотом. Общая грузоподъемность сухогруза типа «река-море» составляет 7,3 тыс. тонн, соответственно наливных судов - 7,5 тыс. тонн. Это позволяет осуществлять гибкую тарифную политику в работе с экспедиторскими компаниями.

Экономическая составляющая является важным, но не единственным направлением международной деятельности республики. Как показывает практика, не менее важен социально-гуманитарный аспект приграничного сотрудничества, включающий широкий круг контактов руководителей на уровне министерств, ведомств, районов и городов, в сфере культуры и образования, информации и спорта, а также по линии правоохранительных органов.

Список литературы:

1. Сафаруллин Рашид. Российско-дагестанские отношения в XXI в. [Электронный ресурс]. - 5 сентября 2003. - Режим доступа: Ы1р:/Ла1тау. hl.ru.

2. Гафарлы Мехман. Южный фронт против сепаратистов // Независимое военное обозрение. - 22 октября 1999.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ1

© Лагуткин О.Ю.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

В статье рассматриваются инструменты миграционной политики развитых стран, применяемые для повышения эффективности интеграции иммигрантов в принимающие сообщества с целью установления возможности применения успешного опыта к российским условиям в рамках модернизации государственной миграционной политики.

Интеграция мигрантов является обязательной и важнейшей составляющей любой эффективной миграционной политики, поскольку самым непосредственным образом влияет на безопасность принимающего сообщества. Интеграционные инструменты направлены на обеспечение социальной (культурной) безопасности общества, поддержания в нем сплоченности и солидарности не в текущий момент, но и в долгосрочной перспективе. Универсального набора интеграционных инструментов, который подходил бы для всех государств, не существует, но основная цель интеграционной политики предельно ясна: необходимо найти и обеспечить баланс между культурным своеобразием иммигрантов (при неизбежном сохранении ими определенной культурной «автономии») и культивированием у мигрантов чувства принадлежности к «новому дому», основанному на полном признании ценностей и институтов принимающего сообщества. Также важно создать такие условия, при котором попытки интеграции иммигрантов не будут встречать категорического сопротивления со стороны принимающего сообщества.

К сегодняшнему дню не сложилось и общепринятого представления о тех критериях, посредством которых можно оценить уровень интеграции иммигрантов. Это не вызывает удивления, ведь интеграционные процессы затрагивают и иммигрантов, и принимающее сообщество и, кроме того, распростра-

1 Подготовлено при поддержке Совета по Грантам Президента Российской Федерации для

государственной поддержки молодых учёных (Грант № МК-4673.2010.6).

* Доцент кафедры Социологии и психологии, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.