Научная статья на тему 'Вопросы открытости российской экономики при привлечении иностранных инвестиций'

Вопросы открытости российской экономики при привлечении иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1640
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / AN OPEN ECONOMY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГЛОБАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBAL ECONOMIC DEVELOPMENT / КОНКУРЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК / COMPETITION OF NATIONAL ECONOMIES / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / FOREIGN INVESTORS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD AND TECHNOLOGY SECURITY / ЗАХВАТ ВНУТРЕННЕГО РОССИЙСКОГО РЫНКА / CAPTURE OF THE INTERNAL RUSSIAN MARKET / ВЫСОКИЕ РИСКИ НЕУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / HIGH RISKS OF UNSUSTAINABLE DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Н.С.

Рассматриваются проблемы и последствия привлечения иностранного капитала в условиях открытости российской экономики. Исследуются как позитивные, так и негативные последствия присутствия иностранного капитала, с позиции обеспечения экономического и политического суверенитета страны. В статье представлена авторская точка зрения на присутствие иностранного капитала в отдельных отраслях российской экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The openness of the Russian economy and attracting of foreign investment

The paper describes the role of foreign capital in terms of the openness of the Russian economy. The author investigates both positive and negative consequences of foreign capital presence from a position of providing the economic and political sovereignty of the country. The paper presents the author's point of view on the presence of foreign capital in certain sectors of the Russian economy

Текст научной работы на тему «Вопросы открытости российской экономики при привлечении иностранных инвестиций»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2015

Н.С. РЕЗНИКОВА кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики РАН

ОТКРЫТОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Рассматриваются проблемы и последствия привлечения иностранного капитала в условиях открытости российской экономики. Исследуются как позитивные, так и негативные последствия присутствия иностранного капитала, с позиции обеспечения экономического и политического суверенитета страны. В статье представлена авторская точка зрения на присутствие иностранного капитала в отдельных отраслях российской экономики.

Ключевые слова: открытая экономика, национальная безопасность, глобальное экономическое развитие, конкуренция национальных экономик, иностранные инвесторы, продовольственная и технологическая безопасность, захват внутреннего российского рынка, высокие риски неустойчивого развития, национальные интересы.

1БЬ: Е22; Б02; Б21; Б23; Б41; Б52.

В настоящее время в России существует государственная идеология открытой экономики1. Как известно, открытой считается та экономика, в которой все субъекты экономических отношений свободны в своем выборе на внутреннем и внешнем рынках товаров, услуг, капиталов, и ее развитие в значительной степени определяется мировыми тенденциями.Причем само представление об открытой экономике в условиях процессов глобализации меняется. На наш взгляд, путь к открытой экономике должен быть постепенным. Резкое сокращение государственного участия, которого требует открытая экономика, может не дать положительных результатов, так как внешняя конкуренция из созидательного может превратиться в разрушительный фактор. Поэтому одними из основных задач российского государства в настоящее вуремя являются повышение национальной конкурентоспособности и достижение предельно допустимой открытости экономики, соответствующей данному этапу развития. Только в этом случае

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. 04.12.2014.

открытая экономика обеспечит рост ВВП, повысит жизненный уровень населения и создаст дополнительные предпосылки для расширения внешнеэкономических связей, то есть для увеличения степени открытости национальной экономики.

Последствия для страны при открытости экономики могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные последствия это: увеличение объема ресурсов, которыми располагает страна и их эффективное использование; развитие специализации и кооперации страны в мировой экономике; улучшение организации и увеличение масштабов производства; повышение конкуренции на внутреннем рынке, снижение издержек производства и повышение качества продукции; возможность заимствования современных технологий, оборудования, информации, управленческих навыков. Отрицательные последствия это: возрастание влияния мировых финансовых и экономических кризисов, вероятность нестабильности национальной экономики; разрушение отдельных производств и отраслей национальной экономики из-за иностранной конкуренции; усиление зависимости национальной экономики от импорта товаров, услуг, капитала, технологий; превышение импорта в стратегических отраслях может грозить потерей контроля над этими отраслями.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики, являются: объем внутреннего рынка; уровень экономического развития страны; степень участия страны в международном разделении труда. К сожалению, универсальных показателей, определяющих уровень открытости экономики, нет. Можно говорить лишь об их совокупности, в первую очередь, о количественных индикаторах - экспортной и импортной квоте. Экспортная квота характеризует значимость экспорта для экономики в целом и для отдельных ее отраслей (по тем или иным видам товаров), показывая долю продукции, реализуемой на мировом рынке. Чем больше этот показатель, тем больше национальная экономика включена в систему мирового хозяйства. Импортная квота характеризует значение импорта для национальной экономики и ее отраслей. Данный показатель позволяет судить о роли внешнего фактора в национальной экономике.

В свою очередь показатель эластичности экспорта и импорта к ВВП позволяет определить увеличение экспорта или импорта при увеличении ВВП на 1%. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта или импорта к процентному изменению ВВП за рассматриваемый период.

Следует отметить, что эти показатели не всегда адекватно отражают состояние открытости экономики. Так, у России экспортная квота значительно выше средней, но это не свидетельствует о степени открытости экономики и вовлеченности ее в мировое хозяйство. Это свиде-

тельствует о сырьевой направленности экспорта страны, постольку основным признаком открытой экономики является устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, которая происходит не в силу дефицита или изобилия продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества продукции.

Внешняя открытость экономики, впрочем, как и рыночная экономика, не является целью преобразований, а должна служить повышению эффективности российской экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Непродуманная система мер, направленная на открытие национальной экономики, создает преимущества для западных стран, имеющих прочные позиции на мировых рынках и риски для экономики менее развитых стран. Переход к открытию национальной экономики каждая страна должна осуществлять наиболее выгодным для нее способом, учитывая опыт других стран.

Важнейшим показателем открытости экономики является международное движение капитала. Как показывает мировая практика, страны-реципиенты иностранного капитала не равны по экономическому потенциалу странам инвесторам, что существенно снижает возможность защиты их национальных интересов. Поэтому необходима модель паритетного взаимодействия национального и иностранного капитала, приоритетами которой, с одной стороны, должна стать политика государственной защиты национального капитала, а с другой -политика стимулирования не столько количественного роста иностранного капитала, сколько его качественных аспектов. При оценке эффективности воздействия иностранного капитала на экономику страны-реципиента в качестве основного индикатора, характеризующего уровень интернационализации экономики, рассматривается объем ввезенного и вывезенного капитала, поскольку ежегодный отток определенной части ВВП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии, так как является прямым вычетом из ресурсной базы страны.

Высокий уровень открытости российской экономики по отношению к международному движению капитала сформировал модель двойной интеграции российской экономики в мировую: с одной стороны, увеличился приток иностранного капитала в российские отрасли, в том числе в развитие сборочных производств в автомобильной промышленности, совместных предприятий в производстве бытовой техники, в пищевой промышленности, торговле и др., а с другой - увеличился отток российского и иностранного капитала из страны. Поэтому говорить о каком-либо эффективном воздействии иностранного капитала на российскую экономику сложно, когда объем ввезенного и вывезенного капитала почти идентичен или имеет отрицательное сальдо [1]. Неоднозначна и ситуация с качественной структурой иностранного капитала: снижается доля взносов в устав-

ный капитал в прямых иностранных инвестициях, в том числе снижается доля рефинансирования. При этом существенно растет доля кредитов от зарубежных совладельцев, что приводит к уменьшению объема прямых иностранных инвестиций. Так же стремительно растет объем прочих иностранных инвестиций, представляющих всевозможные займы и кредиты. Получается, что в структурном отношении иностранный капитал в российской экономике в значительной степени представлен всевозможными кредитами, увеличивающими задолженность национальных предприятий иностранным кредиторам. Этот процесс деградации и примитивизации структуры приходящего иностранного капитала наблюдается в течение двух последних десятилетий. Поэтому делать ставку на привлечение значительных объемов иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций на фоне структурной деградации и увеличения их кредитной составляющей, на наш взгляд, является ошибочным.

При привлечении иностранного капитала необходимо соблюдать национальные интересы, не позволяя иностранному капиталу устанавливать контроль над отраслями национального производства и вытеснять национальных производителей не только с мирового, но и с внутреннего рынков. Влияние иностранного капитала на развитие российской экономики необходимо оценивать как разность его положительного и отрицательного воздействия и определять оптимальное соотношение иностранного и национального капитала, которое позволяет ускорять темпы развития страны и избегать негативных последствий иностранного инвестирования [1].

Открытость экономики ведет к усилению взаимозависимости, при которой внешние факторы могут оказывать негативное влияние на развитие той или иной ситуации в стране, что потребует устранения причин, ликвидации их последствий и соответствующих издержек. Взаимозависимость в современных условиях проявляется в двух формах: экономической чувствительности и экономической уязвимости. Экономическая чувствительность проявляется в подверженности национальной экономики негативному воздействию внешних факторов до момента приспособления к данной ситуации и устранению ее неблагоприятных последствий. Экономическая уязвимость проявляется в зависимости национальной экономики от ситуации на мировом рынке и неизбежности нести чрезмерные издержки от воздействия внешнеэкономических факторов. Она возникает, когда пройден критический порог возможности приспособления. Именно экономическая уязвимость создает проблему экономической безопасности, а достаточным условием нарушения экономической безопасности являются угрозы, ограничивающие доступ к ресурсам, необходимым для нормального функционирования экономики.

Мировой опыт разрешения проблем экономической безопасности позволяет выделить три важнейших элемента национальной безопасности. Во-первых, это экономическая независимость, которая в условиях мирового хозяйства не носит абсолютного характера, так как международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. Во-вторых, это стабильность и устойчивость национальной экономики, которая предполагает защиту собственности, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, дестабилизирующих ситуацию. В-третьих, способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства являются необходимыми условиями устойчивости и саморазвития национальной экономики.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, личности, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках. Она может быть достигнута только тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей страны или группы стран, а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической ситуации не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета [2, с. 8, 3, 4].

Показатели экономической безопасности дают представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Этими показателями являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, расслоение населения, состояние технологического развития, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, внутренний и внешний долг государства. При этом для определения состояния экономической системы важны не сами показатели, а их пороговые значения - предельные величины, несоблюдение которых способствует обострению экономической, социальной и политической ситуации в стране [5].

Государство является экономически эффективным, если оно способно продвигать и отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. В настоящее время внутренними угрозами национальной безопасности являются: усиление структурной деформации российской экономики; высокий износ основных производственных фондов; утечка финансового и интеллектуального капитала; низкая инновационная и инвестиционная активность; низкая конкурентоспособность российской про-

дукции на внутреннем и внешних рынках; высокая доля валютной составляющей в денежном обороте; слабость рубля и чрезмерная открытость экономики. Среди причин возникновения внешних угроз можно выделить: стремительное развитие глобализации мирового хозяйства; увеличение огромной массы капитала, подвижность которого создает напряженную обстановку; растущая роль ТНК и ТНБ, располагающих значительными финансовыми возможностями, властью и влиянием на экономики других стран; высокая мобильность и взаимосвязь финансовых рынков на базе новейших информационных технологий: взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше зависят от мировых финансовых потоков.

Глобальная финансовая система не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой стран - они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики развитых стран в экономику других стран. Происходит усиление конкуренции между государствами и использование стратегий ТНК и ТНБ для завоевания мирового экономического пространства, возрастает зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающего их финансовые системы чрезмерно уязвимыми и неконтролируемыми.

Опасность национальным экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход воспроизводства, зависимость экономической деятельности внутри страны от внешнего влияния, в частности, от иностранного капитала. Поэтому мерами государственного регулирования необходимо предотвращать негативное влияние мировых финансовых потоков на воспроизводственные процессы в стране, оптимизировать привлечение и использование займов международных финансовых организаций, устанавливать пределы и отраслевые ограничения для иностранного капитала в российских предприятиях и стратегических отраслях, устанавливать требования использования местных компонентов и передачи новых технологий.

В настоящее время США и страны ЕС наказывают Россию за ее независимую геополитику, вводя секторальные санкции, которые являются угрозой для финансовой, научно-технологической и внешнеэкономической безопасности страны. Санкции, затрагивающие научно-технологическую безопасность страны, являются наиболее серьезными, так как российская экономика находится в большой зависимости от поставок импортной продукции и оборудования, что создает существенные угрозы национальной экономической безопасности. Большим объемом импорта отличаются такие отрасли, как станкостроение, радиоэлектронная промышленность, легкая промышлен-

ность, тяжелое машиностроение, фармацевтическая и медицинская промышленность2.

Основными мотивами, которыми руководствуются иностранные инвесторы, являются: ориентация на ресурсы принимающей страны и на завоевание рынка принимающей страны; поиск путей снижения себестоимости продукции; поиск технологических или организационных идей в принимающей стране. К сожалению, иностранных инвесторов на российской территории интересует потребительский рынок и в основном сбыт готовой продукции. По сути дела речь идет о замещении импорта. Именно так можно расценить инвестирование в автомобильную и пищевую промышленность, сферу услуг, а также в сетевую торговлю. Большую часть продовольственных товаров производят десять наиболее влиятельных мировых корпораций: Nestle S.F; Cargill, PepsiCo, Kraft Foods, Coca-Cola, Kellogg's, P&G, Mars, General Mills, Inc, Unilever. Россия является одним из крупнейших импортеров продуктов питания с мирового рынка. Годовой объем импорта РФ продовольствия и сельскохозяйственного сырья оценивается в 42,5 млрд долл.3

Доля иностранного капитала в пищевой промышленности составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Реальными собственниками российских компаний являются PepsiCo; Danon; Coca-Cola; Fazer Bakeries; Atria plc; Carlsberg; Central European Distribution; Corporation (CEDC); Unilever4. Иностранным корпорациям принадлежит почти 60% рынка переработки молока; 70% рынка соковой продукции; 80% рынка замороженных овощей и фруктов; более 90% рынка плодоовощной консервации; более 80% рынка пивоварения, то есть значительная часть пищевой промышленности сосредоточена в руках ТНК. Как только на российском рынке появляется отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями.

Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, но и здесь прослеживается поглощение более мелких компаний крупными иностранными корпорациями. Почти 60% российского рынка переработки молока принадлежит двум западным корпорациям - PepsiCo (28%) и «Danone-Юнимилк» (30%). Большинство иностранных корпораций проводят на российском рынке маркетинговую политику и создают у российского потребителя образ отечественного бренда5.

2 http://www.ecsecurity.ru.

3 www.mcx-consult.ru.

4 Там же.

5 Там же.

Более 70% российского рынка соковой продукции также принадлежит двум западным корпорациям - Pepsi-Co (45%) и Coca-Cola (26%). Более 80% рынка пива в России принадлежит западным компаниям и абсолютным лидером этого рынка является концерн «Carlsberg», владеющий заводами «Балтика». Ему принадлежит 37,4% российского рынка пива, а 16,4% рынка пива принадлежит западной компании «SAB Miller»6.

Российский рынок замороженных овощей и фруктов на 80% контролируется также иностранными компаниями. 60% рынка замороженных овощей принадлежит польским компаниям (контролируются «Hortex», «Derlemans», «Hortino»). Из иностранных компаний российского рынка мясопереработки можно выделить московскую компанию «Кампомос», принадлежащую финской компании «Atria» (торговая марка «Кампомос»). 13,5% российского рынка хлебобулочных изделий приходится на ОАО «Хлебный Дом», владельцем которого является компания «Fazer». 49% российского рынка безалкогольных напитков занимают две иностранные компании: «PepsiCo» и «Coca-Cola»7.

Иностранные компании успешно конкурируют с российскими компаниями за счет эффективных технологий, возможности доступа к долгосрочному капиталу, за счет продуманной стратегии, огромных маркетинговых бюджетов, большого опыта работы, качественной логистики и портфеля брендов, грамотного менеджмента, поддержки экспансии со стороны своих государств. Присутствие иностранного капитала в российской пищевой промышленности, с одной стороны, способствует внешнеэкономической интеграции, а с другой стороны, передача иностранным фирмам значительного объема пищевой промышленности приводит к потере контроля над качеством и безопасностью производимой продукции. Происходит также захват внутреннего рынка продовольствия путем приобретения российских предприятий с их национальными брендами. То есть в российской пищевой промышленности существует иностранный сектор, который занимается замещением импорта, но при этом не заинтересован в развитии национального АПК. Однако политика замещения импорта не будет эффективной без осуществления национализации торговли, так как огромный вывоз капитала осуществляется торговыми организациями, которые либо принадлежат иностранным собственникам, либо зарегистрированы в офшорах («Ашан», «Метро» и др).

Значительная часть предприятий пищевой промышленности с участием иностранного капитала сосредоточена в руках ТНК, и их функционирование на российской территории имеет свои плюсы и минусы (см. таблицу).

6 Там же.

7

7 www.mcx.ru.

Таблица

Положительное и отрицательное влияние функционирования ТНК

Положительное влияние Отрицательное влияние

Насыщают рынки принимающей страны товарами и услугами За счет эффекта масштаба, высокой производительности труда и больших инвестиционных возможностей вытесняют с рынка или поглощают национальных производителей

Вкладывают инвестиции, ввозят оборудование, технологии для развития и модернизации промышленности Через политику слияния и поглощения занимают доминирующее положение на национальном рынке

Обеспечивают дополнительные доходы в бюджет страны-реципиента Стремятся к монополии и диктату ценовой политики на национальном рынке

Внедряют менеджмент, повышают культуру производства, создают новые рабочие места Происходит расширение сферы влияния ТНК до такой степени, что они могут лоббировать свои интересы в принимающей стране.

Учитывая отрицательное влияние функционирования ТНК, необходимо при имеющейся монополизации российского продовольственного рынка осуществлять контроль и регулирование их деятельности, ужесточать требования к качеству продовольствия, в частности, содержания в нем опасных и вредных для здоровья биогенетических компонентов. В этих условиях закон о продовольственной безопасности является важнейшим звеном в законодательном и организационном обеспечении восстановления продовольственного суверенитета8.

Автомобильная промышленность также является отраслью, способствующей внешнеэкономической интеграции. Как показывает практика, каждое дополнительно созданное рабочее место в автомобильной промышленности приводит к созданию дополнительных рабочих мест в смежных отраслях. Автомобилестроение является глобальной отраслью, где функционируют глобальные ТНК. В этих условиях получить доступ в отрасль национальным компаниям возможно только через встраивание в цепочки, которые формируют глобальные ТНК. Основной целью ТНК, осуществляющих свою деятельность на российской территории, является не развитие и созидание, а получение прибыли и вывоз капитала из страны. Автомобильная промышленность является отраслью с кумулятивным эффектом, и ее развитие во многом определяет развитие экономики страны. Однако надежда на модернизацию

8 Доктрина продовольственной безопасности РФ. Указом Президента РФ № 120 утверждена 30.01.2010.

российского автопрома за счет технологического партнерства с иностранными автопроизводителями оказалась несостоятельной.

Наша страна в качестве стратегии развития автопрома выбрала модель «отверточного производства» и отдала паритет не технологическому обновлению и развитию собственного производства, а размещению на своей территории сборочного производства иностранных компаний. Это способствует разрушению технологического суверенитета страны, так как простой ввоз в страну иностранных компонентов и их локализация не решает проблему индустриализации. Уровень локализации, то есть использование в процессе сборки комплектующих отечественного производства, не превышает 30%. Предполагается, что в дальнейшем иностранные автопроизводители должны повысить уровень локализации до 60% и осуществить инвестиции в НИОКР. По сути, произошел переход отечественного автопрома под контроль зарубежных ТНК и возрождение собственного автопрома практически невозможно. На территории РФ существует множество заводов, осуществляющих сборку автомобилей иностранных компаний9. Отличительной особенностью российского сборочного производства является его ориентирование на внутренний рынок, однако продажи в современных финансово-экономических условиях падают. Правительство, пытаясь остановить кризис отечественного автопрома, принимает меры по его поддержке, но спад производства уже очевиден.

Таким образом, иностранный капитал делает российскую экономику высокочувствительной к колебаниям экономической активности стран - экспортеров капитала. Опора на иностранные инвестиции создает высокие риски неустойчивого состояния экономики, так как западные ТНК не заинтересованы в ее развитии. ТНК имеют целью захват рынков сбыта своей продукции и навязывают стране узкую производственную специализацию. Именно поэтому они не переносят высоких технологий в другие страны, чтобы не создавать себе конкурентов, а лишь размещают часть воспроизводственных процессов, не содержащих инноваций (например, производство отдельных компонентов, либо их сборку), устанавливая прочную технологическую зависимость.

9 ГК «Автотор» (Калининградская область): BMW; Cadilac, Chevrolet, Opel, Kia; ЗАО «GM-АвтоВаз» ( Тольятти): Chevrolet Niva; ООО «АК ДерВейс» (Черкесск): Lifan, Gelly, Great Wall; ОАО «Автофрамос» (Москва): Renault Logan; Завод концерна «Ford Motor» (Всеволожск): Ford Focus; ОАО «Соллерс» (Набережные Челны): Ford; ООО «Соллерс» (Елабуга): Ssand Yong; ООО «Соллерс» (Дальний Восток): Ssand Yong, Toyota, Mazda; ООО «Дженерал Моторз Авто» (Шушары): Chevrolet, Opel; ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг» (Шушары): Toyota, Kia; ООО «Ниссан Ману-фэкчуринг Рус» (Санкт-Петербург): Nissan; ООО «Фольксваген Груп Рус» (Калуга): Wolkswagen, Skoda; ООО»ТагАЗ» (Таганрог): BYD, Hyundai; «ГАЗ» (Нижний Новгород): Skoda, Wolkswagen, Mercedens, Chevrolet.

Только разумная открытость российской экономики, соответствующая данному этапу развития страны, будет способствовать повышению ее эффективности. Обеспечение экономической безопасности требует, чтобы участие страны в мировой экономике создавало наиболее благоприятные предпосылки для национального производства. Внешняя открытость экономики не должна являться целью преобразований, а должна служить повышению конкурентоспособности страны, поэтому при интеграции в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с рациональным протекционизмом.

Литература

1. Резникова Н.С. Коллизии присутствия иностранных инвестиций в реальном секторе российской экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 6.

2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

3. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6.

4. Фомин А. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2013. № 3-4.

5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.

N.S. REZNIKOVA

PhD in economics, senior research fellow of the Institute of economics of the Russian

Academy of sciences, Moscow, Russia

postreznik@yandex.ru

THE OPENNESS OF THE RUSSIAN ECONOMY AND ATTRACTING OF FOREIGN INVESTMENT

The paper describes the role of foreign capital in terms of the openness of the Russian economy. The author investigates both positive and negative consequences of foreign capital presence from a position of providing the economic and political sovereignty of the country. The paper presents the author's point of view on the presence of foreign capital in certain sectors of the Russian economy.

Keywords: an open economy, national security, global economic development, competition of national economies, foreign investors, food and technology security, capture of the internal Russian market, high risks of unsustainable development, national interests. JEL: Е22, F02, F21, F23, F41, F52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.