Научная статья на тему 'Экспансия ТНК на потребительском рынке в контексте экономической безопасности России'

Экспансия ТНК на потребительском рынке в контексте экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ЭКСПАНСИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ТНК / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ / МАСШТАБЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / EXPANSION / FUNCTIONAL ROLE OF TNCS / GLOBAL COMPETITION / FEATURES / SCALES / CONTRADICTIONS / CONSUMER MARKET / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазгиев Михаил Маисович

Проблема экспансии ТНК как объективного фактора глобализации, является актуальной для российской экономики на современном этапе. Процесс экспансии ТНК прошел несколько этапов, и имеет свои позитивные и негативные последствия. Противоречивый характер внедрения и функционирования ТНК на потребительском рынке России отразился на его границах, структуре и объемах. Целый ряд показателей транснацио-нализации отраслей российской экономики достиг своих предельных значений. Это предполагает оценку последствий транснационализации в контексте экономической безопасности страны, определение мер государственной политики по защите границ и экономического потенциала потребительского рынка страны. Совокупность государственных мер в области промышленной и структурной политики, должна быть направлена на ускорение роста внутреннего производства, формирование устойчивых границ и объемов потребительского рынка, обеспечение эффективности его функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазгиев Михаил Маисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of TNCs expansion as an objective factor of globalization is urgent for the Russian economy at the present stage. The process of TNCs expansion has gone through several stages, and has its positive and negative consequences. The contradictory nature of TNCs introduction and operation on Russian consumer market affected its boundaries, structure and volumes. A number of the transnationalization indicators in the sectors of Russian economy reached their ultimate values. This involves assessing the consequences of transnationalization in the context of country's economic security, identifying measures of state policy to protect the borders and economic potential of the consumer market. The aggregate of state measures in industrial and structural policy should be aimed at accelerating domestic production growth, formation of stable borders and volumes of the consumer market, and ensuring the effectiveness of its functioning

Текст научной работы на тему «Экспансия ТНК на потребительском рынке в контексте экономической безопасности России»

УДК 334.75:.330.131.52

08.00.00 Экономические науки

ЭКСПАНСИЯ ТНК НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Лазгиев Михаил Маисович

аспирант кафедры институциональной экономики и

инвестиционного менеджмента

Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина,

Краснодар, Россия

e-mail: [email protected]

Проблема экспансии ТНК как объективного фактора глобализации, является актуальной для российской экономики на современном этапе. Процесс экспансии ТНК прошел несколько этапов, и имеет свои позитивные и негативные последствия. Противоречивый характер внедрения и функционирования ТНК на потребительском рынке России отразился на его границах, структуре и объемах. Целый ряд показателей транснационализации отраслей российской экономики достиг своих предельных значений. Это предполагает оценку последствий транснационализации в контексте экономической безопасности страны, определение мер государственной политики по защите границ и экономического потенциала потребительского рынка страны. Совокупность государственных мер в области промышленной и структурной политики, должна быть направлена на ускорение роста внутреннего производства, формирование устойчивых границ и объемов потребительского рынка, обеспечение эффективности его функционирования

Ключевые слова: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ, ЭКСПАНСИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ТНК, ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ, МАСШТАБЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Doi: 10.21515/1990-4665-133-052

UDC 334.75:330 131.52 Economics

EXPANSION OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS ON THE CONSUMER MARKET IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY

Lazgiev Mikhail Maisovich Postgraduate student of the Department of Institutional Economics and Investment Management

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]

The problem of TNCs expansion as an objective factor of globalization is urgent for the Russian economy at the present stage. The process of TNCs expansion has gone through several stages, and has its positive and negative consequences. The contradictory nature of TNCs introduction and operation on Russian consumer market affected its boundaries, structure and volumes. A number of the transnationalization indicators in the sectors of Russian economy reached their ultimate values. This involves assessing the consequences of transnationalization in the context of country's economic security, identifying measures of state policy to protect the borders and economic potential of the consumer market. The aggregate of state measures in industrial and structural policy should be aimed at accelerating domestic production growth, formation of stable borders and volumes of the consumer market, and ensuring the effectiveness of its functioning

Keywords: TRANSNATIONAL CORPORATIONS, EXPANSION, FUNCTIONAL ROLE OF TNCs, GLOBAL COMPETITION, FEATURES, SCALES, CONTRADICTIONS, CONSUMER MARKET, ECONOMIC SECURITY

Проблема экономической безопасности России связана не только с состоянием технологической базы общественного производства, но и с уровнем концентрации иностранного капитала в потребительской сфере, возможностью удовлетворения потребностей граждан страны за счет продукции, произведенной отечественным товаропроизводителем.

Российский потребительский рынок подвергся экспансии ТНК в процессе глобализации, начиная с 1987 г., когда были осуществлены первые прямые иностранные инвестиции. Транснационализация обеспечила отечественному потребительскому рынку дополнительные возможности включения в мировые потоки товаров, капиталов, инвестиций, технологий, услуг, трудовых ресурсов, инноваций, а также расширения импорта и реализации экспортного потенциала.

Однако значительная доступность и открытость потребительского рынка для иностранных производителей и продавцов, благодаря либерализации и без учета внутренних реалий российской экономики, фактически способствовали, с одной стороны, жесткой конкурентной борьбе, а с другой, поддержанию роста экономик зарубежных стран.

По ряду экономических показателей мы подошли к их пороговым значениям с позиций экономической безопасности. Фактическое открытие границ отечественного потребительского рынка было сугубо односторонним, ибо встречных уступок российские экспортеры от западных партнеров не получили. Следствием этого явилась нарастающая дискриминация отечественных товаров за годы рыночных реформ. А санкционная политика, проводимая в 2014-2017 гг. в отношении нашей страны, подтверждает практику дискриминации российской продукции и товаропроизводителей на мировом рынке.

С периода рыночной трансформации внешнеэкономическая экспансия ТНК на отечественном потребительском рынке прошла три основных этапа.

Первый этап - это период 90-х гг. ХХ века. Главный интерес со стороны ТНК в России вызвало направление по налаживание сбыта, а затем сборки так называемого отверточного производства электронной и вычислительной техники. Проникновение на рынок и его освоение ТНК стали осуществлять посредством инвестиций в дистрибъютерские сети,

системы послепродажного обслуживания, рекламные компании и т.п. Ситуация стала Изменение ситуации стало происходить под воздействием конкуренции южнокорейских и российских поставщиков. Уже к середине 1997 г. доля зарубежных сборщиков компьютеров на нашем рынке сократилась с 34% до 25 %. Влияние оказал фактор подъема рынка российских программных продуктов, ориентированных в основном на частных пользователей.

Второй этап - охватывает середину 90-х гг. ХХ века. Новый виток конкуренции наметился с 1996 г., когда ТНК развернули широкое планомерное наступление на потребительский рынок России. Основные направления их экспансионисткой деятельности охватили сферы розничной торговли, поставку новейших моделей техники, сервис. Обострение конкурентной борьбы способствовало тому, что19 ТНК пошли на раздел рынка на сферы влияния. К 1996 г. в стране было зарегистрировано свыше 30 тыс. фирм и предприятий с иностранным капиталом, из которых 17 тысяч информировали статистические органы РФ о начале своей практической деятельности. На этот период количество размещенных филиалов международных корпораций составило - 7793. [2]

Некоторые ТНК стали создавать вместе с российскими партнерами совместные предприятия для разработки проектной документации, производства промышленных образцов, в том числе и по товарам серийного выпуска. Появился ряд предприятий со 100% иностранным контролем. Они в отраслевом аспекте менее диверсифицированы, чем первая сотня в целом, но охватывают наиболее репрезентативные для этого передового отряда отрасли (кроме нефтепереработки). [1]

Третий этап - период начала ХХ! века. К этому времени 21 ТНК из действующих в России 80 наибольших заявили о своих намерениях реализовывать инвестиционные проекты на общую сумму 52-54 млрд. долл в шести основных отраслях отечественной промышленности:

нефтегазодобыче, автомобильной, химической, пищевой, табачной, системе общественного питания. И хотя динамика прямых иностранных инвестиций демонстрирует постоянное снижение их удельного веса в общем объеме зарубежных капиталовложений в России, данная форма привлечения капитала по-прежнему является важнейшей для экономики страны. [2]

В настоящее время в России присутствуют 80 из 100 крупных мировых ТНК, что подтверждает значительную открытость рынка и экономики, свидетельствует о росте инвестиционного рейтинга и международного статуса, о формировании конкурентной и институциональной среды, адекватной многообразным формам внешнеэкономической деятельности.

Локализация и функционирование ТНК на российском потребительском рынке способствует трансформации его границ, емкости и объемов. С точки зрения экономической безопасности это предполагает переоценку роли и значения присутствия ТНК в российской экономике.

Привлекательность и потенциальные возможности нашего рынка, иностранные корпорации оценили еще на рубеже 90-х гг. ХХ века. К таким факторам относятся:

- количество населения, составляющее примерно 144,5 млн человек;

- количество потребляемых продуктов питания в расчете на душу населения, недостаточное по сравнению с оптимальными биологическими

норами потребления;

- необеспеченность потребностей граждан страны за счет внутреннего производства;

- уникальность страны для размещения производства пищевых продуктов:

территориально у нас находится 55% всех мировых черноземных

почв,

10% пахотных земель мира и 20% мировых запасов пресной воды;

- неконкурентоспособность товаропроизводителей и их продукции

по сравнению с иностранными товарами;

- либеральность законов, которые зачастую «служат» интересам

иностранного капитала, а не отечественной экономике;

- экспортоориентированная сырьевая политика;

- открытость потребительского рынка, без адекватной поддержки отечественного товаропроизводителя и эффективного импортозамещения.

Результатом этого явилось то, что во многих подотраслях российского продовольственного рынка наибольшая доля принадлежит ТНК: почти 60% рынка переработки молока; более 70% рынка соковой продукции; примерно 80% рынка замороженных овощей и фруктов; свыше 90% рынка плодоовощной консервации; более 89% рынка пивоварения.

Доля иностранного капитала в пищевой промышленности составляет 60% и устойчиво растет. Примером являются известные компании, у которых реальный собственник - иностранный капитал (табл.1).

Таблица 1 - ТНК на российском потребительском рынке

«Российская» компания Реальный собственник

«Балтика» Carlsberg

«Балтимор-Холдинг» Unilever

«Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский» PepsiCo

«НИДАН», «Мултон» Coca-Cola

«Кампомос» Atria plc

«Хлебный Дом» Fazer Bakeries

ГК «Русский алкоголь» Central European Distribution

«Парламент Групп» Corporation (CEDC)

«Юнимилк» Danon

Составлено автором на основе [5]

Положительным аспектом экспансии ТНК на российском рынке, выступает то, что они прямо или опосредованно способствуют технико-технологическому развитию производства, поскольку являются разработчиками новейших видов продукции, с наиболее востребованными потребительскими свойствами на основе передовых технологий и новаций, знаний и НИОКР. Данные процессы способствуют распространению профессиональных знаний, обмену опытом между сотрудниками и партнерами из разных стран, миграции трудовых ресурсов, благодаря чему меняет свой облик рынок труда, для которого характерными становятся тенденции конвергенции профессиональной подготовки персонала.

В настоящий период крупнейшие ТНК в основном перешли в своей деятельности к глобальным стратегиям и размещают предприятия в тех сферах, где для этого имеются соответствующие конкурентные преимущества, позволяют реализовывать масштабные и экономически выгодные проекты за счёт новых технологий, практик корпоративного управления, надёжного финансового обеспечения.

В российской экономике ТНК представлены в четырнадцати отраслях: электронной и электротехнической промышленности,

автомобилестроении, нефтедобыче, химии, пищевой и пищевкусовой промышленности, фармацевтике, торговле и в сфере услуг.

Первое место по объему прямых инвестиций в российскую экономику занимает американский капитал, а американские ТНК внедрены в 11 из названных 14 отраслей, прежде всего в электронной и электротехнической промышленности. Японские ТНК представлены в этих же отраслях, автомобилестроении, а также в сфере торговых и прочих услуг.

Большинство корпораций локализовались в двух взаимосвязанных отраслях - электронной и электротехнической промышленности. Это ТНК со штаб-квартирами в восьми странах базирования - всемирно известные IBM, General Electric, ITT, AT amp, Hewlett-Packard, Digital Equipment, GTE, Motorola (США); Sony, NEC, Sharp Corp (Япония); Alcatel, Alstom, Thomson (Франция); ABB-Asea Brown Bovery Ltd (Швейцария-Швеция); Electrolux (Швеция); Philips Electronics (Нидерланды); Siemens (Германия); Cable and Wireless (Великобритания).

Под воздействием транснационализации российский потребительский рынок был ориентирован на активный импорт монополистического капитала. В общемировом рейтинге притока ПИИ Россия впервые в 2012 г. заняла третье место по оценкам в отчете Конференции UNCTAD. Конкретно в российскую экономику инвестиции составили ровно 75% объема всех ПИИ в страны с «переходной экономикой». Общий приток ПИИ в эти страны за 2013г. составил 126 млрд. долл., что свидетельствует о росте на 45% в годовом исчислении.

Иностранные инвестиции в Россию составили в 2010 г. - 114, 7 млрд. долл, а в 2014 г. - 170,2 млрд долл. По структуре из низ 53% - в обрабатывающую промышленность, 18% - в торговлю. Основные инвесторы: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай. [2]

Рис. 1 Структура иностранных инвестиций в Россию [6]

ТНК ориентируются на формируемый благоприятный инвестиционный климат в российской экономике, одним из главных показателей которого выступает - «благоприятные условия для развития бизнеса» по рейтингу «Doing business», определяемый World Bank. В 2013 году по данному показателю Россия сразу поднялась на 20 позиций, заняв 92 место. Впервые страна вошли в первую сотню рейтинга, оценивающего внутренние условия ведения бизнеса, опередив три страны БРИКС — Китай, который по оценкам был на 96 месте, Бразилию, занявшую 116-е место и Индию, у которой 134-е место. World Bank назвал Россию в большей степени продвинувшуюся по пути реформ за этот период, направленных на улучшение предпринимательского климата [4].

Несмотря на позитивные сдвиги в российской экономике и институциональную трансформацию, на наш рынок в основном внедряются ТНК из сырьевых, пищевых отраслей производства и торговли. Целью ТНК не стали инвестиции в отечественное производство. Экспансия функционирующих корпораций активизировалась на рынках сбыта с продукцией, которая производится в третьих странах. Инвестиции вкладываются, прежде всего, в сферу обращения. ТНК постепенно захватывают не только внешнюю, но и внутреннюю оптовую и даже

розничную торговлю. Это подтверждает факт развития ритейлерской деятельности, что отражает рост значения торговой отрасли, ее вклад в экономику страны, в повышение качества жизни, поддержание социальной стабильности и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Ритейлеры привлекают и используют значительную часть рабочей силы и уверенно заняли важное место среди крупнейших структур с большим опытом работы. Примером служит активизации западных торговых сетей: IKEA, Spar, Metro Cash&Carry и др.

Оценка история становления и функционирования на российском рынке 30 европейских ТНК, свидетельствует о том, что, корпорации реализовали традиционный подход, выбирая инвестиционную модель выхода на рынок (в 60% случаях), при этом большинство ТНК осуществляют производственную деятельность и адаптацию продукта в России (67% компаний). Однако, в отличие от других стран, в России эта инвестиционная модель выхода на рынок реализуется либо через приобретение отечественных компаний, либо через организацию совместных производственных предприятий (СП). К примеру, в Китае инвестиционная модель связана с созданием СП и приобретением компанией с широкой сетью дистрибьюции, а в Индии - со строительством новых предприятий (Greenfield investments). [4]

Одновременно аналитическая оценка современной деятельности ТНК в России позволяет говорить о том, что стратегические партнерства с предприятиями страны являются основным фактором успеха для ТНК, вышедших на российский рынок после 2000 года.

Положительным итогом экспансии ТНК в современной России можно считать: динамично меняющиеся потребности, расширение масштабов рынка, мотивацию предпринимательского поведения, адаптацию всего комплекса маркетинговой деятельности, начиная от изменения вкусовых качеств продуктов, уникальной упаковки, разработки

локальных брендов и установления различных цен для разных сегментов рынка до разработки стратегии продвижения, ориентированной на особенности потребителей.

Этому процессу во многом способствует использование современных инструментов бизнеса — франчайзинг, бенчмаркинг, интегрированный маркетинг и др. Благодаря чему влияние ТНК на инновационную и маркетинговую деятельность отечественных предприятий предстает в виде «конечного» нового продукта на потребительском рынке. [3]

Однако с позиций экономической безопасности и защиты интересов отечественного производителя стало очевидным, что деятельность ТНК мотивирована узкими интересами монополистического капитала, приводящей к трансформации границ, масштабов и структуры потребительского рынка. Экспансия ТНК направлена исключительно на улучшение собственного финансового состояния, расширение производства, капитализацию прибыли, дальнейшую локализацию.

С целью преодоления сложившегося тренда и возникающих противоречий, создания условий для обеспечения продовольственной и экономической безопасности, необходимо ориентироваться на внутренние источники финансирования; не на словах, а на деле реализовывать политику импортозамещения и поддержку отечественного товаропроизводителя; стимулировать инновационное развитие предприятий. В этой связи требуется совокупность государственных мер в области промышленной и структурной политики, направленных на ускорение роста внутреннего производства, формирование устойчивых границ и объемов потребительского рынка, обеспечение эффективности его функционирования.

Таким образом, функционирование ТНК в российской экономике носит противоречивый характер. Экспансия ТНК привела к структурной и

отраслевой трансформации, изменению конкурентной и институциональной среды, развитию производственных, научных и технологических связей, формированию новых потребностей и потребительских стандартов, расширению границ потребительского рынка. Сложившиеся деформации в развитии российского потребительского рынка являются закономерным итогом глобализации, его открытости, активной экспансионистской политики ТНК. Значит восстановление границ, объемов и структуры отечественного потребительского рынка - неотъемлемое условие обеспечения экономической безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузулукова Е.В. Особенности управления транснациональными корпорациями в России. - Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Степени канд. Экон. наук.- М..2012.-25 с.

2. Доклад о мировых инвестициях 2014 г. //Отчет Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ООН, Нью-Йорк, Женева, 2014 г.

3.Снимщикова И.В., Лазгиев М.М. Направления транснационализации потребительского рынка в условиях глобализации (статья) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 30 апреля 2015. - №108 (04). - IDA [article ID]: 108150400 - Режим доступа.

4. Харланов А. Переход БРИК в БРИКС //Журнал Международная экономика. №1-2014. С.29-35.

5. Отчет «Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России». //Доклад Минсельхоз РФ, 2013 г.

6. Продовольственная безопасность России в условиях реализации политики импортозамещения: монография/А.Б. Мельников, И.В. Снимщикова, В.И. Трысячный [ и др.]; под общ. ред. А.Б. Мельникова.- Краснодар: КубГАУ, 2017.-214 с. С. 86-96.

REFERENCES

1. Buzulukova E.V. Osobennosti upravleniya transnacional'nymi korporaciyami v Rossii. -Avtoref. Diss. Na soisk. Uch. Stepeni kand. Ekon. nauk.- M..2012.-25 s.

2. Doklad o mirovyh investiciyah 2014 g. //Otchet Konferencii OON po torgovle i razvitiyu (YUNKTAD), OON, N'yu-Jork, ZHeneva, 2014 g.

3. Snimshchikova I.V., Lazgiev M.M. Napravleniya transnacionalizacii potrebitel'skogo rynka v usloviyah globalizacii (stat'ya) Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Elektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - 30 aprelya 2015. - №108 (04). - IDA [article ID]: 108150400 - Rezhim dostupa.

4. Harlanov A. Perekhod BRIK v BRIKS //ZHurnal Mezhdunarodnaya ehkonomika. №1-2014. S.29-35.

5. Otchet «Uchastie inostrannogo kapitala v pishchevoj promyshlennosti Rossii». //Doklad Minsel'hoz RF, 2013 g.

6. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii v usloviyah realizacii politiki importozameshcheniya: monografiya/A.B. Mel'nikov, I.V. Snimshchikova, V.I. Trysyachnyj [ i dr.]; pod obshch. red. A.B. Mel'nikova.- Krasnodar: KubGAU, 2017.-214 s. S. 86-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.