Научная статья на тему 'Детерминанты адаптации деятельности транснациональных корпораций к институциональным условиям российского гостиничного бизнеса'

Детерминанты адаптации деятельности транснациональных корпораций к институциональным условиям российского гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / МИРОВОЙ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MULTINATIONAL CORPORATIONS OF HOTEL BUSINESS / WORLD HOTEL BUSINESS / TRANSNATIONALIZATION OF HOTEL BUSINESS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефременко И. Н., Ларионов В. А.

В работе обосновывается положение о том, что современное состояние национального гостиничного бизнеса России требует проведения институциональных реформ с учетом существующих институциональных образцов, в первую очередь стандартов деятельности ТНК гостиничного бизнеса. Вторым важным условием повышения уровня инвестиционного потенциала данного сегмента рынка выступает разработка государством эффективных форм государственно-частного партнерства (ГЧП), особенно в регионах проведения мероприятий международного значения. На основе проведенного исследования построена институтограмма, которая позволила визуализировать отношения между субъектами анализа участниками российского гостиничного бизнеса (входящих на национальный рынок ТНК (адаптирующихся к условиям сложившейся институциональной среды), национальных участников и регулирующих институтов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the position that the current state of the national hospitality industry in Russia requires institutional reforms given the existing institutional samples in the first phase of the standards activities of TNCs in the hotel business. The second important condition for improving the level of investment potential of this market segment is based on development government effective forms of public-private partnership (PPP), especially in the regions hosting events of international importance. On the basis of the study institutogrum was built, it allowed to visualize the relationship between the subjects of analysis participants of the Russian hotel business (included in the national market TNCs (adaptable to conditions prevailing institutional environment), national actors and regulatory institutions).

Текст научной работы на тему «Детерминанты адаптации деятельности транснациональных корпораций к институциональным условиям российского гостиничного бизнеса»

Ефременко И.Н.,

д.э.н., профессор кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков РГЭУ (РИНХ)

E-mail: [email protected]

Ларионов В.А.,

аспирант кафедры экономической теории РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]

ДЕТЕРМИНАНТЫ АДАПТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В работе обосновывается положение о том, что современное состояние национального гостиничного бизнеса России требует проведения институциональных реформ с учетом существующих институциональных образцов, в первую очередь стандартов деятельности ТНК гостиничного бизнеса. Вторым важным условием повышения уровня инвестиционного потенциала данного сегмента рынка выступает разработка государством эффективных форм государственно-частного партнерства (ГЧП), особенно в регионах проведения мероприятий международного значения.

На основе проведенного исследования построена институтограмма, которая позволила визуализировать отношения между субъектами анализа -участниками российского гостиничного бизнеса (входящих на национальный рынок ТНК (адаптирующихся к условиям сложившейся институциональной среды), национальных участников и регулирующих институтов).

Ключевые слова: транснациональные корпорации гостиничного бизнеса, мировой гостиничный бизнес,

транснационализация гостиничного бизнеса, глобализация.

Efremenko I.N., Larionov V.A.

DETERMINANTS OF ADAPTATION OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS TO THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF THE RUSSIAN HOTEL BUSINESS

The article substantiates the position that the current state of the national hospitality industry in Russia requires institutional reforms given the existing institutional samples in the first phase of the standards activities of TNCs in the hotel business. The second important condition for improving the level of investment potential of this market segment is based on development government effective forms of public-private partnership (PPP), especially in the regions hosting events of international importance.

On the basis of the study insti-tutogrum was built, it allowed to visualize the relationship between the subjects of analysis - participants of the Russian hotel business (included in the national market TNCs (adaptable to conditions prevailing institutional environment), national actors and regulatory institutions).

Keywords: multinational corporations of hotel business, world hotel business, transnationalization of hotel business, globalization.

Современные тенденции развития мировой экономики в целом и национальных экономик в частности объективно определяют дальнейшее углубление экономической глобализации, усиление взаимосвязей между странами, что особенно проявилось в условиях мирового геополитического обострения.

Несмотря на интеграционные процессы, каждое государство стремится к сохранению своего суверенитета и особенностей развития национальных эко-

номик. В связи с этим возрастает актуальность решения проблем адаптации деятельности ТНК к особенностям национальной экономики России, с одной стороны, и к процессам глобализации - с другой.

Эффективная система обеспечения национальных интересов страны требует учета современных тенденций в изменении угроз национальным интересам государства, общества и каждого человека. В настоящее время ни одна страна в мире (особенно страны с развивающимся рынком) не оказалась застрахована от угроз, связанных с вызовами мировой экономики. Поэтому в современных условиях главные приоритеты заключаются в том, чтобы эффективно противодействовать угрозам глобализации и обеспечить подушку безопасности для своих национальных рынков.

Особенностью деятельности современных транснациональных компаний является повышение доли таких способов экспансии на национальные рынки, как аутсорсинг, франчайзинг, управление и другие типы договорных взаимоотношений, с помощью которых ТНК координируют деятельность национальных компаний принимающих стран, не участвуя в их капитале. Эта тенденция характерна особенно для развития сферы услуг в целом и гостиничного бизнеса в частности. Процессы влияния ТНК на национальную экономику слабо контролируемы регуляторами, особенно в условиях отсутствия прямого участия в капитале предприятий. Данные обстоятельства актуализируют вопросы изучения интернационализации российского гостиничного бизнеса, модификации состава его участников в контексте влияния процесса транснационализации.

Факторами, привлекающими иностранных инвесторов в российский гостиничный бизнес, являются:

- неразвитость российского гостиничного бизнеса (превыше-

ние спроса на услуги гостиничного бизнеса над имеющимся предложением во всех сегментах рынка гостиничных услуг) наряду с его высоким потенциалом;

- отсутствие прогнозируемого усиления конкуренции в кратко-и среднесрочной перспективе;

- гарантированная долгосрочными контрактами на управление (договорами аренды, франчайзинга) высокая доходность гостиничной недвижимости;

- возможность приобретения гостиничных объектов со значительным дисконтом в период рецессии [9].

Основным сдерживающим фактором развития гостиничного бизнеса в России можно назвать геополитическую напряженность. В регионах также имеются неблагоприятные предпосылки. Например, тормозит рост гостиниц в регионах неразвитость транспортной инфраструктуры, коммуникаций, отсутствие кадрового резерва, а также бюрократические задержки.

Особенность гостиничного бизнеса состоит в том, что главной инфраструктурной частью отрасли туризма являются отели. Соответственно, это означает, что без подобающего качественного гостиничного предложения очень тяжело создать соответствующее туристическое предложение и обеспечить нарастающий платежеспособный поток туристов. Без поддержки государства в развитии туризма или государственно-частного партнерства в сфере туризма приток иностранных инвестиций и развитие гостиничного бизнеса будут затормаживаться.

Используя один из методов качественного анализа и структурирования процессов институциональных изменений - институтограмму [4], проведем исследование процессов развития и функционирования гостиничных ТНК на российском рынке и на этой основе

определим качественные и количественные предпосылки, существующие в экономике России, являющиеся основаниями для роста инвестиционного потенциала России и ее отдельных регионов. При этом под институтограммой мы понимаем метод визуализации отношений между субъектами деятельности в определенном поле анализа. В рамках построения институтограммы в качестве поля анализа нами определен российский гостиничный бизнес в контексте его транснационализации.

Исследование изменяющейся в ходе глобализации системы взаимодействия субъектов гостиничного рынка (входящих на национальный рынок ТНК (адаптирующихся к условиям сложившейся институциональной среды страны пребывания), национальных участников рынка и регулирующих институтов), по нашему мнению, содержит следующие элементы и этапы:

1) типологизация субъектов в определенном поле анализа;

2) определение сектора влияния каждого из субъектов анализа;

3) анализ типов и линий взаимосвязей между субъектами анализа;

4) определение детерминант дальнейшего развития.1

Проведем поэтапное исследование каждого элемента для итогового построения институтограммы. На первом этапе проведем оценку типологизации субъектов в определенном поле анализа. Различают несколько типов ТНК по географии управления собственностью и активами:

-горизонтально интегрированные ТНК (преимущественно управ-

1 В настоящем исследовании под детерминантами (от греч. determinans, -ntis - определяющий; англ. determinant; нем. Determinante) нами понимается фактор (или элемент), обусловливающий то или иное явление. В нашем случае это факторы (или элементы), обусловливающие развитие субъектов гостиничного бизнеса с учетом процесса его транснационализации.

ляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары); -вертикально интегрированные ТНК (управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах); -диверсифицированные ТНК (характерно управление подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены) [5]. Рассмотрев данные типы ТНК, можно сделать вывод, что ТНК гостиничного бизнеса в большей степени принадлежат к горизонтально интегрированным транснациональным компаниям, нежели к вертикально интегрированным. Подобная тенденция характерна и для ТНК, представленных в российском гостиничном бизнесе.

В условиях роста масштаба операций в процессе глобализации и транснационализации развитие и инновации российского гостиничного бизнеса имеют особое значение. В связи с этим необходимым является согласование норм и правил (т.е. институтов) различных уровней воздействия (международного, регионального, национального) на российский гостиничный бизнес. В этом контексте обеспечение транспарентности участников гостиничного бизнеса, внедрение стандартов корпоративного управления и стандартов качества обслуживания также являются институциональными нормами, обеспечивающими гарантии прав потребителей.

Таким образом, логика институционального развития заключается в необходимости придания формального статуса этим нормам, т.е. обязательному в рамках действующих правовых систем статусу в глобальном масштабе.

Исходя из обозначенных проблемных зон [6] развития рынка в предыдущем параграфе, необходимо отметить, что вопросы формирования эффективной институциональной среды развития гостиничного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций в индустрию гостеприимства в целом лежат в зоне интересов государства.

Повышение уровня внешнеэкономического потенциала страны невоз-

В России формирование модели государственного участия в развитии

можно без развитой инфраструктуры гостиничного бизнеса. При этом главной задачей государства видится формирование институциональной основы для использования частных инвестиций в инфраструктуру гостиничного и туристического комплекса. Международная практика предполагает формирование нескольких моделей государственного регулирования развития гостиничного бизнеса (табл. 1).

гостиничного бизнеса находится на начальной стадии. В контексте зимних

Таблица 1 - Модели государственного участия в

развитии гостиничного бизнеса

Модель государственного участия

Характеристика модели участия

Особенности применения

Централизованное

регулирование

рынка

Создается центральный госорган, в функции которого входит регулирование деятельности гостиничного бизнеса, а также жесткий контроль над этой деятельностью

- Характерна для стран с бюджетообразующей ролью гостиничной отрасли (Египет, Турция, Тунис и ряд др.).

- Предполагает реализацию государственных программ финансового стимулирования развития гостиничного бизнеса.

- На государственном уровне реализуется задача формирования благоприятного имиджа страны или местности на мировом рынке туристских и гостиничных услуг

Саморегулирование в сочетании с централизованной функцией государственного регулирования

Роль государства определяется формированием институциональной среды развития гостиничного бизнеса, разработкой правовой базы через создание государственного органа регулирования (координация, контроль за соответствием качества и безопасности услуг международным и национальным стандартам, поддержка инновационной деятельности, налоговое стимулирование и т.п.)_

- Характерна в первую очередь для стран Европы.

- Основные функции по регулированию и развитию гостиничного рынка переданы на уровень местных властей и саморегулируемым неправительственным организациям

Саморегулирование

Характеризуется отсутствием централизованной функции регулирования рынка

- Характерна для стран, в которых рыночные механизмы настолько развиты, что способны самостоятельно обеспечивать устойчивое развитие туристской индустрии и гостиничного хозяйства (например США)_

Источник: составлена автором.

Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году задача формирования эффективной модели государственного участия в развитии рынка вышла на первый план.

При этом с позиции автора наиболее приемлемой для современного этапа развития национального рынка является вторая модель, предполагающая сочетание элементов саморегулирования и участия государства. В настоящее время основным координирующим государственным органом в гостиничном сегменте выступает Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации (Ростуризм).

В рамках деятельности Ростуриз-ма реализуются:

- государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы;

- федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)»;

- федеральная целевая программа «Юг России»;

- региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ;

- инвестиционные проекты ту-ристско-рекреационной направленности РФ [3].

Создана Рабочая группа по разработке и реализации мер по привлечению средств внебюджетных источников на развитие туристской инфраструктуры, внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Анализ результатов деятельности Ростуризма свидетельствует о достаточно фрагментарном подходе к развитию индустрии гостеприимства. Отсутствие межотраслевого комплексного подхода определено наличием множества проблем и неразвитостью всех элементов индустрии.

Исходя из этого видятся необходимыми следующие приоритеты государственного участия в развитии националь-

ного гостиничного бизнеса в контексте активизации процессов транснационализации и нарастания конкуренции:

- образование и подготовка современных кадров с квалификацией международного уровня;

- организация технической помощи в реализации программ и стратегий устойчивого развития гостиничного рынка как обязательное условие активизации въездного туризма и привлечения объемов иностранных инвестиций;

- формирование и адаптация национальных стандартов устойчивого развития индустрии в контексте сохранения окружающей среды, экологической безопасности и т.д. к международной практике регулирования;

- развитие институтов саморегулирования, стимулирование формирования национальных отраслевых стандартов устойчивого развития и содействие профессиональным объединениям в реализации принципов отраслевого самоуправления с учетом положительного опыта развитых стран;

- поддержка внедрения инноваций, направленных на развитие гостиничного хозяйства, через инструменты бюджетного финансирования, через представление государственных гарантий, а также через формат государственно-частного партнерства (ГЧП) [6].

Положительным примером государственно-частного партнерства в целях повышения инвестиционной привлекательности региона можно считать решение правительства Московской области с начала 2015 года предоставлять бесплатно в длительное пользование с последующей возможностью выкупа земельных участков для строительства отелей, в первую очередь в регионе Золотого кольца России. В то же время международные инвесторы отмечают, что, помимо самих отелей, на приток туристов в регион влияет наличие не только исторических и культурных мест, но и обслуживающей инфраструк-

туры ресторанов и магазинов, соответствующих современным требованиям международного туризма. В условиях неразвитости данного сегмента усилия государства будут неактивно восприняты международными инвесторами. Таким образом, перед руководством региона стоит задача комплексного подхода к развитию индустрии туризма, что в конечном счете может в значительной мере повлиять на формирование инвестиционного потенциала региона.

В целях определения поля (сектора) влияния каждого из субъектов нами проведена оценка влияния входящих на национальный рынок ТНК (адаптирующихся к условиям сложившейся институциональной среды страны пребывания) на инвестиционный климат России и отдельных ее регионов.

Результаты проведенных аналитических процедур в предыдущих параграфах позволяют нам сделать вывод о том, что вхождение на национальный рынок транснациональных корпораций, как правило, позитивно влияет на ее инвестиционный потенциал и в целом стабильность развития отрасли. Данное влияние проявляется в росте объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Как следствие, привлечение ПИИ косвенно влияет на развитие и модернизацию производственной сферы. «По данным ЮНКТАД, в 2012 году Россия заняла 9-е место по притоку ПИИ в мире, среди стран БРИК - 3-е место (уступив Китаю и Бразилии), среди стран СНГ - 1-е место» [10].

Как уже отмечалось ранее, наиболее эффективным фактором, влияющим на развитие гостиничного бизнеса в регионах России и повышение регионального инвестиционного потенциала, является проведение мероприятий общемирового масштаба с активной вовле-

ченностью государства (табл. 2). Несмотря на то что все проекты, указанные в таблице 2, развиваются за счет внебюджетных источников финансирования, как правило, в туристической сфере подобные проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

В практике используют три вида ГЧП: комплексные (создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, федеральные либо региональные целевые программы), целевые (по отдельным направлениям или задачам развития туротрасли) и обеспечивающие (опосредованно влияющие на туризм, например, по развитию транспортной инфраструктуры).

Рассматривая государственно-частное партнерство применительно к реализации федеральных и региональных целевых программ, следует отметить, что в настоящее время в субъектах РФ реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, финансирование которых составляет, по предварительным оценкам, около 37 млрд руб. Из них из внебюджетных источников - около 32 млрд руб., что составляет почти 85% от общей суммы.

Развивая исследование в целях определения поля (сектора) влияния каждого из субъектов для построения институтограммы, следует оценить, как вхождение ТНК на гостиничный рынок России влияет на национальных участников рынка.

Необходимо отметить, что транснациональные корпорации, действующие на территории принимающих стран, оказывают большое влияние на экономику этих стран и существующих национальных участников рынка.

Таблица 2 - Открытие гостиничных Т IK в регионах России в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 г.

Сумма за-

Отель Город размещения отеля траченных средств (млн руб.) Источник инвестирования Год ввода в эксплуатацию

СПА Отель Рэдиссон (Spa Hotel Radisson), г. Волгоград 1 847, 6 Внебюджетный источник Декабрь 2015

категория пять звезд

Хэмптон бай Хилтон Волгоград Сити Центр (Hampton by Hilton Volgograd City Center), г. Волгоград 160,0 Внебюджетный источник Декабрь 2013

категория три звезды

Парк Инн бай Рэдиссон (Park Inn by Radisson), категория три звезды г. Волгоград 727,0 Внебюджетный источник Декабрь 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хэмптон бай Хилтон (Hampton by Hilton), г. Волгоград 440,0 Внебюджетный источник Декабрь 2013

категория три звезды

Хилтон Гарден Инн (Hilton Garden Inn), г. Волгоград 536,0 Внебюджетный источник Сентябрь 2013

категория четыре звезды

Шератон (Sheraton), категория пять звезд г. Ростов-на-Дону 2 445,1 Внебюджетный источник Декабрь 2014

Меркур (Mercure), категория четыре звезды г. Ростов-на-Дону 88,6 Внебюджетный источник Июнь 2013

Хаятт Ридженси Дон-Плаза Ростов (Hyatt Regency Don-Plaza Rostov), категория пять звезд г. Ростов-на-Дону 3 392,3 Внебюджетный источник Декабрь 2014

Шератон (Sheraton), г. Саранск 825,3 Внебюджетный источник Декабрь 2015

категория четыре звезды плюс

Хилтон (Hilton) г. Нижний Новгород 1 034,6 Внебюджетный источник Декабрь 2014

Кемпински (Kempinski) г. Нижний Новгород 3 236,3 Внебюджетный источник Декабрь 2016

Марриотт (Marriott) г. Нижний Новгород 845,8 Внебюджетный источник Декабрь 2015

Парк Инн бай Рэдиссон (Park Inn by Radisson) г. Нижний Новгород 313,2 Внебюджетный источник Декабрь 2014

Источник: составлена автором по данным Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу. - Режим доступа: http://kfis.spb.ru/media/uploads/userfiles/2014/10/29/ (дата обращения 25.01.2015 г.).

Одной из характеристик современного гостиничного бизнеса является обострение конкуренция как между ТНК (крупными международными сетями и операторами), так и между отечественными и зарубежными сетями (управляющими компаниями). В такой ситуации повышается роль интеллектуального капитала, который обеспечивает соответствие инфраструктуры предприятия общемировой практике на фоне снижения значения непосредственного участия в капитале.

В условиях глобального финансового кризиса и посткризисной рецессии в наибольшей степени пострадавшими оказались именно локальные компании национальных гостиничных хозяйств. Гостиничные международные сети оказались способными, в том числе и за счет использования механизмов перераспределения инвестиционных ресурсов, устоять и сохранить влияние на рынке.

Анализируя специфику развития российского гостиничного бизнеса [7], необходимо отметить практически полное отсутствие взаимосвязи между деятельностью ТНК и региональными участниками. Это обусловлено, с одной стороны, практически неосвоенным рынком, с другой, неконкурентоспособностью действующих региональных операторов.

В России гостиничный бизнес 2-4-звездочного уровня только начинает зарождаться, но его становление происходит достаточно стремительными темпами. При сохранении нынешних темпов его развития эксперты прогнозируют первичное насыщение уже через 3 года, также, по их мнению, наблюдается острая нехватка гостиничных мест всех сегментов. По данным социального опроса, который провело агентство маркетинговых коммуникаций «Медиа-лайн», в России не хватает гостиничных сегментов среднего класса, так как этот сегмент наиболее распространен среди

россиян, часто отправляющихся в командировки, в связи ограниченным предоставлением денежных средств организацией командирующимся.

Слабое развитие данного сегмента в большей степени связано с высоким риском окупаемости наряду с низкой стоимостью номерного фонда. Сейчас уровень конкуренции в сегменте 24 звезд находится на среднем уровне, так как международные гостиничные сети в основном делают ставки на сегмент 4-5-звездочных отелей. Это связано с уменьшением срока окупаемости за счет высоких цен. Именно в этой нише (2-4 звезды) у российских операторов есть реальный шанс завоевать рынок и продемонстрировать свое умение, со временем дойдя до международных стандартов управления в сегменте 4 звезды [11].

Следующим элементом построения институтограммы нами определен анализ типов и линий взаимосвязей между субъектами анализа (всеми вышеперечисленными группами). Для анализа нами выделены следующие группы субъектов: 1) входящие на национальный рынок ТНК (адаптирующиеся к условиям сложившейся институциональной среды страны пребывания), 2) национальные участники рынка; 3) регулирующие институты в сфере гостиничного бизнеса. В результате проведенного исследования и полученных ранее выводов можно доказать наличие сильной зависимости между политикой государственных органов регулирования и уровнем вхождения ТНК в регионы в сочетании с практически отсутствующей взаимосвязью между ТНК и региональными участниками, в первую очередь по причине их низкой конкурентоспособности.

Итоговым этапом исследования в целях построения институтограммы нами определено выявление детерминант развития деятельности гостинич-

ных ТНК на российском рынке гостиничных услуг.

На основе проведенного ранее исследования в качестве детерминанты развития субъектов российского гостиничного бизнеса необходимо выделить преобладание сетевых гостиничных операторов над индивидуальными участниками. Исследование общемировых трендов деятельности глобальных гостиничных сетей на мировом рынке подтверждает, что данная тенденция характерна для всего мира. В качестве исключения можно назвать рынки развитых стран, таких как Италия, Греция, или городов, таких как Амстердам, Будапешт, поддерживающих небольших частных предпринимателей. В настоящее время, как уже было отмечено ранее, только 4% рынка в абсолютном показателе количества отелей находится в собственности международных гостиничных сетей.

С учетом выявленной сильной взаимосвязи между уровнем инвестиционной привлекательности российского рынка для глобальных гостиничных сетей и деятельностью государства в данной сфере видится необходимым продвижение усилий государства в данном направлении.

ТНК гостиничного бизнеса выступают проводниками введения стандартов лучшей мировой практики в функционирование гостиничных хозяйств. От качества сложившихся как формальных, так и неформальных институтов зависят различия в степени развития отдельных гостиничных хозяйств. Мы стоим на позиции того, что современное состояние национального гостиничного бизнеса в России требует проведения институциональных реформ с учетом существующих институциональных образцов, в первую очередь стандартов

деятельности глобальных гостиничных сетей. Вторым важным условием повышения уровня инвестиционного потенциала данного сегмента рынка, на наш взгляд, станет разработка государством эффективных форм ГЧП, особенно в регионах проведения мероприятий международного значения.

«Одной из специфичных форм гостиничного сектора является ориентирование на потребителя и зависимость от состояния туристической отросли, повышение деловой активности в стране. Строительство новых гостиничных комплексов может значительно повысить привлекательность турпродукта в любом регионе, способствовать увеличению притока туристов, и, наоборот, устаревшая гостиничная база может стать причиной спада турактивности в регион и снижения его конкурентоспособности на рынке туристических услуг» [2].

Второй детерминантой развития гостиничного бизнеса в России с учетом фактора транснационализации следует выделить преодоление региональных диспропорций и повышение инвестиционного потенциала регионов.

Эксперты отмечают необходимость учитывать тот факт, что основными потребителями гостиничных услуг в регионах являются российские компании. Наиболее значимым фактором для данного сегмента потребителей выступает цена за номер. Данный факт позволяет сделать вывод о преобладании развития сектора 2-3-звездочных гостиниц в регионах. Такой вектор развития рынка позволит в среднесрочной перспективе сформировать институциональные условия для развития национальных гостиничных сетей, ориентирующихся на международные стандарты работы участников рынка (рис. 1).

Рисунок 1 - Присутствие участников рынка (как национальных, так и иностранных) в регионах по объему номерного фонда в 2014 и 2019 гг. [1]

В соответствии с данными экспертов ИУБ, в период с 2007 по 2012 г., помимо Москвы, только в г. Ростове-на-Дону и Казани имел место среднегодовой рост загрузки гостиничного фонда на 0,6% и 6,1% соответственно. В данных регионах международными участниками заявлен целый ряд проектов, которые будут реализованы к 2018 г., что в значительной степени может отра-

зиться на конкурентной среде (табл. 3). Анализ объема инвестиций в гостиничный рынок России показывает, что большинство инвестиционных проектов реализуется в Москве и Санкт-Петербурге. Данная тенденция сформирована из-за повышенных политических рисков и, вероятнее всего, сохранится в среднесрочной перспективе.

Таблица 3 - Операционные показатели по городам - загрузка номерного фонда (%)

2007 2008 2009 2010 2011 2012 % рост в 2012 Среднегодовой рост 2007-2012,%

Москва 65,4 65,0 62,6 67,1 68,4 69,7 1,9 1,3

Санкт-Петербург 64,4 60,2 44,4 52,7 55,8 58,1 4,1 -2,0

Екатеринбург 55,4 55,5 31,0 30,0 38,4 46,9 22,1 -3,3

Ростов-на-Дону 59,7 57,8 53,8 56,7 60,3 61,6 2,0 0,6

Самара 56,8 52,7 36,3 44,5 49,6 53,9 8,7 -1,0

Казань 41,8 49,3 49,1 45,0 51,0 56,3 10,4 6,1

Источник: Гостиничные рынки России, СНГ и Грузии, тенденции и перспективы 2013. - Режим доступа: http://www.hvs.com/Content/3265.pdf (дата обращения: 01.08.2014 г.).

На основе проведенного исследования построим институтограмму, кото-

рая позволит визуализировать отношения между субъектами анализа - участ-

никами российского гостиничного бизнеса (входящих на национальный рынок ТНК (адаптирующихся к условиям сло-

жившейся институциональной среды), национальных участников рынка и регулирующих институтов) (табл. 4).

Таблица 4 - Институтограмма развития и функционирования ТНК _гостиничного бизнеса на российском рынке_

Этапы исследования Характеристика элементов институтограммы

I этап - типологизация субъектов в определенном поле анализа - ТНК гостиничного бизнеса на российском рынке относятся к горизонтально интегрированным корпорациям; - наиболее эффективная модель государственного участия в развитии гостиничного бизнеса России - сочетание элементов саморегулирования и участия государства

II этап - определение сектора влияния каждого из субъектов - вхождение ТНК на национальный рынок позитивно влияет на инвестиционный потенциал страны и ее регионов; - эффективным фактором, влияющим на развитие гостиничного бизнеса, является проведение мероприятий общемирового масштаба с активной вовлеченностью государства

III этап - анализ типов и линий взаимосвязей между субъектами анализа - сильная взаимосвязь между политикой государственных органов регулирования и количеством ТНК, входящих в российский гостиничный бизнес; - практически полное отсутствие взаимосвязей между деятельностью ТНК и национальными участниками гостиничного бизнеса

IV этап - определение детерминант дальнейшего развития - преобладание сетевых гостиничных операторов, в том числе международных и национальных, над индивидуальными участниками; - преодоление региональных диспропорций в развитии российского гостиничного бизнеса и повышение инвестиционного потенциала регионов

Источник: составлена автором.

Трудности развития российского гостиничного бизнеса и отрасли туризма в целом связаны со слабой интеграцией в мировую сферу туризма, а также с региональной диспропорцией развития.

В настоящей статье нами был проведен анализ влияния деятельности ТНК на гостиничный бизнес России. С помощью использования такого инструмента анализа, как институтограмма, нами определены детерминанты развития и функционирования ТНК гостиничного бизнеса на российском рынке. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анализ КПМГ. - Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesand т-sights/artidespuЫicatюns/pages/intema tional-hotel-operators-in-russia. aspx (дата обращения: 02.02.2015 г.).

2. Государственное регулирование и развитие гостиничного хозяйства: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Гостиничный и ресторанный бизнес в Украине. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/ stattya/5056-derzhavne-regulj uvannj a-rozvttku-gotelnogo-gospodarstva-problemi-ta-perspektivi.html (дата обращения: 15.12.2014 г.).

3. Данные официального сайта Ростуризма. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140245/

4. Ефременко И.Н. Институциональное развитие финансовой архитектуры в условиях глобализации : моногр. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д, 2009 (Применен данный ин-

струмент для анализа развития мировой финансовой архитектуры).

5. Кациель С.В. Мировая экономика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М., 2001. - Режим доступа: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/ textbook_221.html

6. Ларионов В.А. Развитие российского гостиничного хозяйства в контексте транснационализации мирового рынка гостиничных услуг [Электронный ресурс] // Ученые записки Орловского государственного университета. -2013. - № 5 (55). - Режим доступа: http://www.univ-orel.ru/disert/ sbornik/201305.pdf#5

7. Ларионов В.А. Особенности внешнеэкономической деятельности регионов России в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. - № 4 (54). - Режим доступа: http://www.univ-orel.ru/disert/ sbornik/201305.pdf#4

8. Подоляко Т. А. Привлечение иностранных инвестиций на российский рынок гостиничной недвижимости : автореф. на соискание уч. степ. канд. эконом. наук: 08.00.14. - М., 2010.

9. Тенденции и перспективы развития гостиничных сетей 2-4 звезды в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://prohotel. ru/article-18088/0/ (дата обращения: 25.01.2015 г.).

10. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD Official Site. - URL: unctad.org/en/pages/ DIAE/World%20Investment%20Report/W IR-Series.aspx

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The KPMG analysis. - URL: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsig hts/articlespublications/pages/international -hotel-operators-in-russia.aspx (reference date: 02.02.2015).

2. State regulation and development of the hotel industry: problems and prospects // the Hotel and restaurant business

in Ukraine. - URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/5056-derzhavne-regulj uvannja-rozvitku-gotelnogo-gospodarstva-problemi-ta-perspektivi.html (accessed: 15.12.2014).

3. Data from the official website of the Federal tourism Agency. - URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140245/

4. Efremenko I.N. Institutional development of financial architecture in the context of globalization : monograph / Rostov state economic university (RINH).

- Rostov n/D, 2009 (Applied this tool to analyze the development of the global financial architecture).

5. Koziel S.V. The World economy: textbook. allowance. - M., 2001. - URL: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/ textbook_221.html

6. Larionov V.A. Development of the Russian hospitality industry in the context of transnationalization of the world market of hotel services // Scientific notes of Orel state University. - 2013. - № 5 (55). - URL: http://www.univ-orel.ru/disert/ sbornik/201305.pdf#5

7. Larionov V.A. Peculiarities of foreign economic activity of Russian regions in the conditions of globalization // Scientific notes of Orel state University. -2013. - № 4 (54). - URL: http://www. univ-orel.ru/disert/sbornik/201305.pdf#4

8. Podolyako T.A. Attracting foreign investments into the Russian hotel market : author's abstract on competition of a scientific degree of candidate of economic sciences: 08.00.14. - M., 2010.

9. Trends and prospects of development of hotel networks 2-4 stars in Russia.

- URL: http://prohotel.ru/article-18088/0/ (accessed: 25.01.2015).

10. The world investment report 2013: global value chains: investment and trade for development. UNCTAD Official website. - URL: unctad.org/en/pages/ DIAE/World%20Investment%20Report/W IR-Series.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.