Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ'

ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / УГОЛЬНЫЕ РАЗРЕЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трещева Оксана Юрьевна

В статье исследованы некоторые актуальные вопросы правового регулирования осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина муниципальной публичной властью. Цель - проанализировать положения правового регулирования основных процессов осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина органами муниципальной власти, выявить проблемы и разработать предложения для их решения. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: метод аналогии, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Предмет исследования - конституционные, муниципальные и иные отраслевые нормы, регулирующие принятие участия органов муниципальной власти в предоставлении прав и свобод человека и гражданина. С учетом норм разработаны предложения, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в этом направлении. Сформулированы выводы, включающие в себя предложения по совершенствованию отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих осуществление, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина муниципальными органами. Сделано заключение о том, что представленные рекомендации по совершенствованию норм законодательства по заявленной тематике способны повысить уровень и качество жизнеобеспечения местного населения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION, PROVISION, AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS BY MUNICIPAL PUBLIC AUTHORITIES

This article introduces solutions to some topical problems of legal regulation of human and civil rights by municipal public authorities. The research featured constitutional, municipal, and other sectoral norms that regulate the actions of municipal authorities in providing human and civil rights and freedoms. The list of general scientific and special methods included the system analysis, the method of analogy, the comparative legal analysis, the legal forecasting, etc. The resulting proposals can improve certain legal provisions in this sphere, thus improving the quality of life in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ»

Трещева О. Ю.

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав

оригинальная статья

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина муниципальном публичном властью

Трещева Оксана Юрьевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, г. Москва

https://orcid.org/0000-0002-8661-119X

oksana.treshhyova.69@mail.ru

Поступила 17.03.2022. Принята после рецензирования 14.04.2022. Принята в печать 25.04.2022.

Аннотация: В статье исследованы некоторые актуальные вопросы правового регулирования осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина муниципальной публичной властью. Цель - проанализировать положения правового регулирования основных процессов осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина органами муниципальной власти, выявить проблемы и разработать предложения для их решения. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: метод аналогии, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Предмет исследования - конституционные, муниципальные и иные отраслевые нормы, регулирующие принятие участия органов муниципальной власти в предоставлении прав и свобод человека и гражданина. С учетом норм разработаны предложения, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в этом направлении. Сформулированы выводы, включающие в себя предложения по совершенствованию отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих осуществление, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина муниципальными органами. Сделано заключение о том, что представленные рекомендации по совершенствованию норм законодательства по заявленной тематике способны повысить уровень и качество жизнеобеспечения местного населения в России.

Ключевые слова: права и свободы человека, муниципальная публичная власть, местное самоуправление, муниципальное правотворчество, муниципальные правовые акты, угольные разрезы

Цитирование: Трещева О. Ю. Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина муниципальной публичной властью. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 2. С. 126-133. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-2-126-133

s к

^ full article ей К

Implementation, Provision, and Protection of Human and Civil Rights and Freedoms by Municipal Public Authorities

л и о и

5 Oksana Yu. Trescheva

с

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow

https://orcid.org/0000-0002-8661-119X

oksana.treshhyova.69@mail.ru

0 SC SC

CD IB

u Feceived 17 Mar 2022. Accepted after peer review 14 Apr 2022. Accepted for publication 25 Apr 2022. ft td H

Abstract: This article introduces solutions to some topical problems of legal regulation of human and civil rights by municipal

£ public authorities. The research featured constitutional, municipal, and other sectoral norms that regulate the actions

dj of municipal authorities in providing human and civil rights and freedoms. The list of general scientific and special methods

¡a included the system analysis, the method of analogy, the comparative legal analysis, the legal forecasting, etc. The resulting

§ proposals can improve certain legal provisions in this sphere, thus improving the quality of life in the Russian Federation.

& Keywords: human rights and freedoms, municipal public authority, local self-government, municipal law-making, municipal

1 legal acts, coal mines

ffi _

s Citation: Trescheva O. Yu. Implementation, Provision, and Protection of Human and Civil Rights and Freedoms by Municipal

^o Public Authorities. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2022,

G 6(2): 126-133. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-2-126-133

126 © 2022. Автор(ы). ^атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License

серия: гуманитарные и общественые науки Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав

Введение

Истоками зарождения муниципальных правовых норм в России можно считать конец советской эпохи. В этот период права и свободы человека в основном являлись просто декларированными. Современные реалии быстротечной модернизации диктуют законодателю принимать те или иные нормативные акты, регулирующие общественные отношения путем цифровых технологий. По сути, разрабатывается доктрина виртуального сетевого инновационного государства. Условия пандемии СОУШ-19 показали, насколько такие нормативные правовые акты рентабельны в решении важных социальных проблем. Новшества в правоотношениях между властью и населением при осуществлении их основных прав определили наш исследовательский вектор. Электронные услуги, организованные публичной властью, переплетаются со всеми сферами жизнеобеспечения, которые постоянно совершенствуются, но проблемы качества жизни местного населения остаются. Качество жизни человека - важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности, формированием муниципальной политики [1, с. 22]. Все вышеперечисленное обусловливает особую актуальность исследования реализации прав и свобод человека на местном уровне. Она объясняется тем, что в России при созданных институтах всех уровней власти для обеспечения, осуществления и защиты прав человека сохраняются проблемы в их полноценной реализации. Преобразованиями в области муниципальной политики являются введение муниципальной власти в единую систему публичной власти, предоставление гарантий на компенсацию дополнительных расходов, возникших при исполнении переданных государственных функций. Вопрос доверия между обществом и государством остается на сегодня достаточно острым. Противоречивость социально-экономической реализации еще присутствует, проблемы бедности населения сохраняются, хотя немало сделано для их преодоления. Это означает необходимость и важность научно обоснованного анализа правовых норм в области обеспечения, осуществления и защиты прав человека органами местного самоуправления (ОМС). Цель исследования - анализ положений правового регулирования основных процессов осуществления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, выявление проблем и представление предложений для их решения.

Методы и материалы. Исследование проводилось с использованием метода аналогии, сравнительно-правового и формально-юридического методов. Применение метода аналогии помогло в разработке варианта муниципальной правотворческой инициативы населения для решения вопросов местного значения на примере государственного портала «Российская общественная инициатива», а также в рассмотрении вопроса увеличения доходной части муниципального бюджета. Посредством сравнительно-правового метода на базе анализа норм российского законодательства в области прав и свобод человека и гражданина сделан нормативный и практический подход к обобщению

предложения о внесении в него изменений (в частности, о закреплении полномочия ОМС заранее закладывать возможные расходы в свой местный бюджет с последующим возмещением в виде компенсации из федерального или регионального бюджетов). В сфере экологических прав метод содействовал формированию положения о целесообразности закрепления размеров санитарно-защитной зоны для предприятий в конкретном обязательном порядке. С помощью формально-юридического метода выявлены значимые недостатки правового механизма осуществления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами муниципальной публичной власти; предложены варианты его совершенствования.

Правотворческая инициатива как основа прав человека и гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления

Муниципальное правовое поле формируется на правовых основах, прописанных в Конституции РФ. Решения органов муниципальной власти реализуются на территории муниципалитета конкретного субъекта РФ. Система муниципального правового регулирования сформирована с учетом реализации прав личности. Нормативный способ воплощения муниципальной власти реализуется в форме общих правил поведения, представленных в виде норм. Результатом правотворчества муниципальной власти является принятие муниципальных правовых актов. Можно согласиться с высказыванием Ю. В. Анохина о том, что «государство закрепляет в нормативных актах и обеспечивает действие принципа разделения властей, современных основ федерализма, развития местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина» [2, с. 13].

Основным законом страны трактуются социально-экономические и политические права человека и гражданина. Как указывает Э. Ю. Балаян: «...права человека -такие высшие ценности и ориентиры, которыми обязано руководствоваться современное государство» [3, с. 69]. Муниципальная власть вошла в структуру публичной власти, и теперь можно считать, что к ней перешли обязательства по содействию в реализации конституционных прав и свобод человека. В законодательных нормативных правовых актах не предусмотрено четко закрепленных обязательств со стороны органов местной власти. Ранее на феномен отсутствия прямых обязанностей муниципальных должностных лиц в законе о местном самоуправлении ссылались во многих научных кругах.

В вопросах политических прав законом о местном самоуправлении 2003 г. предусмотрена возможность осуществления населением правотворческой инициативы. Тем не менее данная форма непосредственной демократии применяется местным населением довольно редко. В рамках ст. 28 ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003 (ФЗ № 131-Ф3) предусмотрена организация публичных слушаний по узконаправленным вопросам в области социально-экономических

Я у

СТ1 й N

ч

Л о

я

р>

и о и

а1

у

д

р>

о

и и

аз СП СП о

я

р>

и о и

а1

СП р> У я N

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав серия: гуманитарные и общественые науки

N

к >

л К

Л

я о я л а с

о К К си Я Ен и

а

ей

ч

л я о я л а с

о К V N

ч \о

С

отношений, а именно по отчету главы территории об исполнении местного бюджета и по градостроительной деятельности, при принятии и внесении изменений и дополнений в устав1. В масштабах государства активно развиваются формы так называемой «электронной демократии», однако при осуществлении муниципальной власти активность местного населения в обсуждении важных вопросов местного значения еще остается на недостаточно высоком уровне. Почти у каждого муниципального образования в России имеется официальный сайт в сети Интернет. На его страницах отображаются все проблемы муниципалитета, существует виртуальная приемная, вся информация о муниципальном образовании находится в свободном доступе. Для повышения активности населения в решении местных проблем каждой территории, возможно, следует внедрить вариант муниципальной правотворческой инициативы на примере государственного портала «Российская общественная инициатива»2.

Этот вопрос взаимодействия между ОМС и местным населением с помощью электронных форм уже раскрывался нами. В работах озвучено предложение о создании на сайте муниципального образования раздела для размещения проектов муниципальных нормативных правовых актов, в котором затем последует их общественное обсуждение [4, с. 24], а также описана успешная реализация таких предложений [5, с. 249-252]. Данная процедура дает возможность населению непосредственно принимать участие в решении задач местного жизнеобеспечения.

Представленную концепцию правотворческой инициативы предлагаем закрепить в нормах закона о местном самоуправлении и предусмотреть возможность оформления ОМС отдельным муниципальным правовым актом. Внести изменения и дополнения в статьи 28 и 46 ФЗ № 131-ФЗ следующего характера:

1) в п. 1 ст. 28 после слов «публичные слушания» добавить «..., общественные обсуждения»; добавить п. 3.1: «На общественные обсуждения должны выноситься проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, согласно статьям 14, 15, 16, 16.2 настоящего Федерального закона»;

2) в п. 1 ст. 46 после слов «могут вноситься» включить дополнение «с правом их дальнейшего вынесения на общественное обсуждение по вопросам местного значения муниципального образования. (далее по тексту)»; в п. 2 ст. 46 внести следующий абзац: «Порядок организации передачи на общественное обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (с учетом статей 14, 15, 16, 16.2 настоящего Федерального закона), вносимых перечисленными лицами (п. 1 настоящей статьи), установленными уставом муниципального образования, осуществляется в том числе посредством

его размещения на официальном муниципальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае не имеющейся возможности обеспечить предоставление жителям муниципального образования своих замечаний и предложений по проектам муниципальных правовых актов, включая информирование о мотивированном обосновании после обсуждения принятых решений посредством публикации материалов на его официальном сайте, используются другие меры путем соблюдения требований об обязательном применении для таких целей официального сайта субъекта РФ, в том числе и органа местного самоуправления через единую информационную систему портала государственных и муниципальных услуг (функций)». В этом случае расширится круг вопросов, выносимых на общественные обсуждения согласно статьям 14, 15, 16, 16.2 указанного Федерального закона.

Органы публичной власти используют технологии интернет-коммуникации для взаимодействия как между собой, так и с обществом. Применение цифровых технологий во многих сферах позволяет намного быстрее и качественнее реализовать населению страны гарантированные конституционные права и свободы, но при этом необходимо соблюдение кибербезопасности личных персональных данных. Концепция реализации прав человека органами муниципальной власти на протяжении всей длящейся муниципальной реформы исследовалась в данном ключе многими российскими учеными. Реформирование местной власти в России показало жизнеспособность местного самоуправления и наличие больших резервов для его развития и совершенствования [6, с. 9]. Государство продвигает новшества по обеспечению функциональности прав и свобод человека, внедряет их на практике, в которой задействована и муниципальная публичная власть.

Обеспечение социальных прав личности на уровне муниципальной власти

Социальная политика на уровне муниципальной власти имеет адресный характер, предоставляя различные меры социальной поддержки. Можно выделить основные направления деятельности ОМС по участию в реализации социальной политики государства [7, с. 409]. Каждый муниципалитет на основании решения представительного муниципального органа предоставляет разные дотации и пособия жителям, нуждающимся в них, но в зависимости от бюджетных возможностей муниципального образования. В сегодняшних реалиях цифровой контент содействует улучшению условий получения социальных выплат, устраняет разного рода бюрократические проволочки при их оформлении, сокращает время и энергетические затраты человека. Использование цифровых технологий способствует постепенному разрушению барьеров между властью и обществом. Электронные

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003. СПС КонсультантПлюс.

2 Российская общественная инициатива. Режим доступа: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).

серия: гуманитарные и общественые науки Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав

услуги, задействованные в разных сферах жизнеобеспечения, тем самым улучшают их качество, а нововведенные услуги социальной направленности с участием муниципальных служб уменьшают порог бедности в стране.

С целью увеличения возможностей для осуществления, обеспечения прав личности на муниципальном уровне в экономических, социальных, жилищно-коммунальных областях можно рассмотреть схему внесения прогрессивной шкалы налогов. Так, федеральным законодательством введено уже увеличение процентной ставки налога в размере 15 % с доходов более 5 млн руб.3 Такой вариант возможно применить и на уровне местных налогов, но с учетом мнения населения, при этом увеличивая круг полномочий муниципальных органов, являющихся самостоятельной частью публичной власти.

Особым предметом ведения ОМС являются отдельные государственные полномочия [8, с. 53]. Передача государственных полномочий в области реализации социальных прав человека муниципальным органам осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Передача отдельных государственных полномочий происходит по следующему сценарию: осуществление данной процедуры только на основе нормативной правой базы, материально-финансовая обеспеченность, государственный контроль над их реализацией. Рассмотрим структуру Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка4. Он организует и контролирует деятельность входящих в него структурных подразделений, а также районных управлений социальной защиты по реализации мер социальной поддержки населения. В целях улучшения качества предоставления социальных муниципальных и государственных услуг местным жителям муниципальные служащие наделяются отдельными государственными полномочиями, среди которых выделим участие в разработке инновационных технологий на основании муниципальной социальной программы г. Новокузнецка, утвержденной Постановлением администрации г. Новокузнецка № 191 от 15.12.20145.

В границах своих полномочий муниципальные органы стараются реализовать социальные права человека и гражданина. Конституционные новеллы дали возможность компенсировать муниципалитетам обоснованные понесенные затраты при реализации ими переданных государственных полномочий сверх выделенных средств на эти цели. В случае понесенных дополнительных расходов возможна компенсация со стороны федерального и регионального бюджетов, но с обязательным контролем, т. к. органы

муниципалитета несут ответственность в пределах выделенных средств. Органы местной власти могут настаивать на компенсации расходов, возникших по факту исполнения переданных им государственных полномочий. В разных регионах с помощью законодательного нормотворчества осуществление и обеспечение прав человека реализуются эффективно, но в реальности некоторые существующие проблемы муниципальной власти при этом остаются. Это выявляет необходимость определения нормативных расходов и источников при возмещении компенсации в случае понесенных дополнительных расходов местными бюджетами. Полагаем, в соответствии с нововведением необходимо внести в положения закона о местном самоуправлении полномочие муниципалитетов заранее закладывать возможные расходы в свой местный бюджет с последующим возмещением в виде компенсации из государственного бюджета. По нашему мнению, требуется дальнейшее исследование данного вопроса в части совершенствования механизма передачи и исполнения отдельных государственных полномочий муниципальными должностными лицами.

Экологическая безопасность

как приоритет прав человека и гражданина

Право на благоприятную окружающую среду - одно из приоритетных прав человека. Наряду с уровнем доходов, занятостью населения и другими социальными вопросами уровень жизни определяется комфортностью среды обитания [9, с. 41]. В целях реализации экологических прав и охраны здоровья ОМС путем исполнения своих полномочий принимают соответствующие муниципальные акты. Создание благоприятных условий проживания человека - один из главных критериев осуществления и обеспечения прав органами местной публичной власти. Даже если человек из экологически неблагополучного региона переселится в экологически чистую местность, на его реабилитацию уйдут годы [10, с. 33]. Например, на территории Новокузнецкого городского округа в соответствии с муниципальными правовыми актами в области экологической безопасности осуществляется и обеспечивается право на охрану окружающей среды. Область решения задач по охране окружающей среды внедряется органами муниципалитета на основании устава и муниципальных нормативных правовых актов6.

Как указывает И. Н. Жочкина, в числе прочих проблем эффективной реализации экологических полномочий можно выделить недостаток нормативного обеспечения

3 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период. ФЗ РФ № 372-ФЗ от 23.11.2020. СПС КонсультантПлюс.

4 Комитет социальной защиты администрации города Новокузнецка. Режим доступа: http://www.ksz-nk.ru/deyatelnost/uslugi-okazyvaemye (дата обращения: 20.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы социальной защиты населения города Новокузнецка». Постановление администрации г. Новокузнецка № 191 от 15.12.2014. Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/7654537/ (дата обращения: 10.02.2022).

6 Об охране окружающей среды. ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. СПС КонсультантПлюс.

Я У

СТ1 й N

ч СП о

я чз р> и о и а1

у

д

р>

о

и и

аз СП СП о

я

43 р> и о и а1

СП р> У я N

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав серия: гуманитарные и общественые науки

N

к >

л К

Л

я о я л а с

о К К си Я Ен и

а

ей

ч

л я о я л а с

о К V N

ч \о

С

и финансирования, невысокий уровень взаимодействия с региональной властью [11, с. 47]. Создание условий обеспечения безопасной окружающей среды закрепляется путем принятия мэрией муниципальных правовых актов. Экологические проблемы присутствуют в разных субъектах страны. Например, в Кемеровской области -Кузбассе влияние угольных разрезов на экологию и качество жизни населения до сих пор вызывает много споров. На территории Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района функционируют угольные разрезы, добывающие уголь открытым способом. Согласно табл. 7.1 «Санитарная классификация» (гл. VII, п. 7.1, раздел 3, пп. 3.1.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов), угольные разрезы относятся к I классу, где рекомендуемый ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м7. Предприятия, относящиеся к этой категории вредности, могут осуществлять свою деятельность при условии соблюдения технических и экологических правил. В обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности участвуют и нормативы санитарного законодательства, предлагающие свою правовую категорию - благоприятную среду обитания [12, с. 80]. Для сохранения благоприятной окружающей среды Решением представительного муниципального органа вышеуказанного поселения № 169 от 24.10.2016 определены нормативы санитарно-защитной зоны в соответствии с классом промышленной опасности8. Проблемы экологии, связанные с работой угольных разрезов, остаются, одна из них - их близкая расположенность к населенным пунктам, где определенная нормами действующего законодательства санитарно-защитная зона - 1000 м для горных работ, 500 м для отвальных работ - является, конечно, очень малым расстоянием [13, с. 755].

Таким образом, действующие положения в нормативах санитарно-защитной зоны, установленной для предприятий в зависимости от класса вредности, указывают на целесообразность внесения в них изменений, где практическая реальность показывала бы необходимость определения ее размера не в рекомендательном, а в обязательном порядке.

Муниципальные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина включают в себя разнообразные правозащитные элементы: положения муниципального устава, решения

представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы муниципалитета, а также муниципальный контроль. Разные виды последнего помогают реализовывать основные принципы осуществления, обеспечения и защиты прав местного населения. Законодатель предусмотрел закон о государственном и муниципальном контроле, в котором прописал его определение, виды, цель и перечень компетенций, организацию и порядок осуществления9. Создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в котором отображается учет контрольными муниципальными органами проводимых профилактических мероприятий и принятых мер. В своей работе А. А. Брышкина опирается на налаженную систему контроля, являющуюся обязательным условием нормального функционирования общества [14, с. 34]. Например, Распоряжением администрации г. Новокузнецка № 1103 от 06.08.2020 внесены изменения в перечень видов муниципального контроля, к числу которых отнесены муниципальный лесной контроль в границах городского округа, муниципальный жилищный контроль, контроль в сфере благоустройства на территории городского округа и т. д.10 Контроль выполняется в виде плановых выездных и внеплановых выездных документальных проверок. Результатом осуществления муниципального контроля является акт проверки, а в случае выявления нарушений требований законодательства РФ выписывается предписание с направлением материалов проверки в контрольно-надзорные или судебные органы для принятия соответствующих мер. Информирование заинтересованных лиц организуется путем индивидуального и публичного варианта. Публичное информирование отображается в средствах массовой информации либо размещается на официальном сайте администрации г. Новокузнецка в сети Интернет.

Правозащитная роль муниципальной власти строится на взаимосвязанных отношениях между муниципальными органами и местным населением, которые основываются на взаимных правах и обязанностях. Они могут проявляться в представлении на рассмотрение муниципальным служащим инициативных проектов со стороны граждан для развития и улучшения среды проживания. Инициативные проекты установили свои позиции, аналогичные народным проектам, в целях решения местных задач, требующих неотлагательного исполнения. Дальнейшее развитие инноваций, применяемых государственной и муниципальной

7 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 (ред. от 28.02.2022). Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/12158477/b89690251be5277812a78962f6302560/ (дата обращения: 04.04.2022).

8 О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 № 130. Решение Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области № 169 от 24.10.2016. Администрация Сосновского сельского поселения. Режим доступа: http://www.sosnovskoe-nk.ru/sovet-narodnyx-deputatov/resheniya-soveta-narodnyx-deputatov/baza-2016.html (дата обращения: 12.01.2022).

9 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020. СПС КонсультантПлюс.

10 О внесении изменений в распоряжение администрации города Новокузнецка от 15.10.2018 № 1479. Распоряжение Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области № 1103 от 06.08.2020. Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/74500229/ (дата обращения: 04.03.2022).

серия: гуманитарные и общественые науки Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав

публичной властью для осуществления личностных прав и свобод местного населения, позволит расширить механизмы их обеспечения и защиты.

Например, Минстрой России и АНО «Диалог Регионы» запустили проект на всей территории РФ в виде общероссийской платформы по формированию комфортной городской среды. На ее основе в субъектах РФ образовали Центры управления регионами и создали систему «Инцидент Менеджмент». Цель проекта - создать с помощью интернет-технологий условия для реализации возможности участия граждан в улучшении благоустройства местной территории. Созданная платформа послужит информатором о фактическом состоянии муниципальных образований в стране. На ней будет сформулирован список тех территорий, которые в действительности нуждаются в улучшении своего общего состояния. Принцип работы платформы и ее мобильной версии устроен следующим образом. После быстрой регистрации через портал «Госуслуги» или социальные сети можно решить, каким именно объектам необходима реставрация или замена. За какую местность отдадут больше голосов, та и попадет в этот список благоустройства на следующий год, в том числе и по дизайн-проектам11. В рамках этой концепции можно создать реестр местных территорий, нуждающихся в благоустройстве, на каждый год. Сформированная общая база данных поможет планомерно принимать конкретные меры по их развитию. Быстрыми темпами внедряется модернизация во все сферы жизнеобеспечения со стороны публичной власти.

Таким образом, муниципальные механизмы способствуют повышению достойного уровня жизни населения, что является одним из главных приоритетов политики публичной власти в России.

Выводы

Возможность реализации одной из ключевых для ОМС в РФ задач осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина заключается в следующем:

1. Необходимо со стороны муниципальной власти создавать качественные условия проживания для местного населения, давая ему возможность принимать участие в осуществлении местного самоуправления путем проявления активности через правотворческую инициативу. Представленная ее концепция повысит уровень сознания людей, стимулируя их на принятие решений в вопросах местного значения.

2. Использование цифровизации на всех уровнях публичной власти позволит ей намного быстрее и качественнее обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина, но с обязательным соблюдением кибербезопасности.

3. Сложившиеся реалии диктуют в целях осуществления, обеспечения прав личности на муниципальном уровне рассмотреть внесение прогрессивной шкалы местных налогов с учетом мнения жителей.

4. В связи с предусмотренной возможностью компенсировать муниципалитетам обоснованные понесенные затраты при осуществлении ими переданных государственных полномочий сверх выделенных средств на эти цели прописать в положениях закона о местном самоуправлении нормативы муниципальным образованиям заранее закладывать эти возможные дополнительные расходы в местный бюджет с последующим возмещением в виде компенсации из государственного бюджета.

5. В решении экологических проблем на муниципальном уровне целесообразно внести изменения в действующие нормативы санитарно-защитной зоны, установленной для предприятий в зависимости от класса вредности, где практическая реальность указывает на необходимость определения ее размера не в рекомендательном, а в обязательном порядке.

6. Нужно способствовать повышению уровня развития ОМС, используя муниципальные правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. Для этого необходимо внедрение инициативных проектов, муниципальных программ и стратегий как со стороны государства, так и общества (с учетом контроля государственных органов при их реализации). Дальнейшее внедрение публичной властью инноваций позволит расширить механизмы муниципального правотворчества.

Для осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина необходимо сохранять демократические принципы, давая возможность принимать участие населению в решении местных проблем, повышать его активность в правотворческой инициативе, улучшая ее структуру и порядок внесения предложений по развитию местных территорий [15, с. 40]. В контексте рассматриваемой проблемы можно указать основной правовой момент - совершенствование законодательства в этой в сфере.

Заключение

Полагаем, что с помощью модернизации цифровых инновационных технологий и их внедрения на уровне муниципальной власти улучшатся условия реализации основных конституционных прав человека и гражданина. Благодаря их использованию повысится качество государственных и муниципальных услуг, минимизируются бюрократические проволочки при их оформлении, сократится время получения разных видов пособий и компенсаций, появится больше возможностей для благоустройства территорий

Я У

СТ1 й N

ч

Л о

я

р>

и о и

а1

У

д

Р> 43 о И и оз СП СП

о я

43 Р> и о и а1

11 Минстрой России и АНО «Диалог Регионы» запускают общероссийскую платформу по голосованию за объекты благоустройства. Минстрой России. 10.02.2021. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-i-ano-dialog-regiony-zapuskayut-obshcherossiyskuyu-platformu-po-

golosovaniyu-za-obek/?sphrase_id=1625013 (дата обращения: 17.01.2022).

СП Р> У Я N

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав серия: гуманитарные и общественые науки

и жизнеобеспечения населения каждой местности, а в совокупности всей страны. Внедрение в дальнейшей перспективе цифровых технологий в сфере муниципальных услуг позволит улучшить качество их предоставления, но при этом со стороны государства необходимо обеспечить безопасность личных персональных данных.

Следует повышать активность местного населения в решении вопросов местного значения, например в правотворческой инициативе на муниципальном уровне. Предложенный вариант в виде концепции подачи на общественное обсуждение проектов муниципальных правовых актов, касающихся вопросов местного значения, через сайт муниципалитета с использованием портала «Госуслуги» способствует непосредственному участию населения в реализации местного самоуправления. Представленную концепцию правотворческой инициативы предлагаем закрепить в нормах статей 28 и 46 ФЗ № 131-ФЗ, что расширит перечень полномочий ОМС по вопросам осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина. ОМС наделяются отдельными государственными полномочиями в целях реализации прав и свобод человека и гражданина. В вопросах их осуществления муниципальной властью с учетом конституционных новелл предлагается расширить меры по определению нормативных расходов и источников при возмещении компенсации в случае понесенных дополнительных расходов местными бюджетами. В связи с этим рекомендуется

предусмотреть внесение в полномочия муниципалитетов регулирующей функции заранее закладывать возможные расходы в свой местный бюджет с последующим возмещением в виде компенсации из государственного бюджета.

Кроме того, залогом осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина ОМС будет являться достаточный уровень доходов местного бюджета. Увеличение его доходной части возможно путем введения прогрессивной шкалы местных налогов. В целом бремя охраны, обеспечения и осуществления прав и свобод человека и гражданина лежит на обществе, государстве, ОМС, где абсолютное большинство гарантий носит объективный характер. Вместе с тем с учетом конституционных новелл повышается роль человека в обеспечении реализации прав и свобод. Таким образом, представленные меры в рамках заявленной тематики будут способствовать как улучшению реализации процессов осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина на уровне местного самоуправления, так и правовому развитию государства в целом.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

s

к >

л К

л ш о ш

Л ft и

о к к

си ш ен и ft СЙ

Ч >

л ш о ш

Л ft и

о к V s

R

\о >

с

Литература / References

1. Бабун Р. В. Организация муниципального управления. СПб.: Питер, 2012. 336 с.

Babun R. V. Organization of municipal administration. St. Petersburg: Piter, 2012, 336. (In Russ.)

2. Анохин Ю. В. О проблемах государственно-правового обеспечения прав человека в современных условиях. Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящается 70-летию колледжа Западного филиала РАНХиГС): мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 5-9 июля 2016 г.) Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. С. 12-14.

Anokhin Yu. V. State and legal support of human rights in modern conditions. Socio-economic development of Russian regions: modern realities, trends, and prospects (dedicated to the 70th anniversary of the College of the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration): Proc. I Intern. Sci.-Prac. Conf., Kaliningrad, 5-9 Jul 2016. Kaliningrad: Western Branch of RANEPA, 2016, 12-14. (In Russ.)

3. Балаян Э. Ю. Защита прав человека и гражданина как обязанность государства: конституционно-правовое исследование. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ 2010. 298 с.

Balayan E. Yu. Protection of human and civil rights as a duty of the state: a constitutional and legal study. Kemerovo: Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo branch, 2010, 298. (In Russ.)

4. Трещева О. Ю., Балаян Э. Ю. Муниципальная власть в условиях модернизации общества и государства. Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. С. 22-25. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2020-9-22-25 Trescheva O. Yu., Balayan E. Yu. Municipal government in the conditions of modernization of the society and state. Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie, 2020, (9): 22-25. (In Russ.) https://doi.org/10.18572/1813-1247-2020-9-22-25

5. Трещева О. Ю. Механизмы реализации основных прав и свобод человека и гражданина в контексте муниципального правотворчества. Учредительные нормы и учредительные акты в публичном праве (к 25-летию Устава (Основного Закона) Калининградской области). IVПрокопьевские чтения: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 18-19 декабря 2020 г.) Калининград: БФУ им. И. Канта, 2021. С. 247-254.

Trescheva O. Yu. Mechanisms for the implementation of fundamental human and civil rights and freedoms in the context municipal lawmaking. Constituent norms and constituent acts in public law (25th anniversary of the Charter of the Kaliningrad Region). 4th Prokopiev Readings: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Kaliningrad, 18-19 Dec 2020. Kaliningrad: IKBFU, 2021, 247-254. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трещева О. Ю.

Вопросы осуществления, обеспечения и защиты прав

6. Система муниципального управления, под ред. В. Б. Зотова. 5-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 717 с. The system of municipal government, ed. Zotov V. B. 5th ed. Rostov-on-Don: Feniks, 2010, 717. (In Russ.)

7. Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право России. М.: Эксмо, 2007. 544 с. Ovchinnikov I. I., Pisarev A. N. Municipal law of Russia: a tutorial. Moscow: Eksmo, 2007, 544. (In Russ.)

8. Зотов В. Б., Бабун Р. В., Алиева З. А. Система муниципального управления. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Олма-Пресс, 2006. 624 с.

Zotov V. B., Babun R. V., Alieva Z. A. System of municipal management. 2nd ed. Moscow: Olma-Press, 2006, 624. (In Russ.)

9. Рытькова В. Ю. Основные аспекты правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящается 70-летию колледжа Западного филиала РАНХ и ГС): мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 5-9 июля 2016 г.) Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. С. 41-43.

Rytkova V. Yu. The main aspects of legal regulation in the field of environmental protection. Socio-economic development of Russian regions: modern realities, trends, prospects (dedicated to the 70th anniversary of the College of the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration): Proc. I Intern. Sci.-Prac. Conf., Kaliningrad, 5-9 Jul 2016. Kaliningrad: Western Branch of RANEPA, 2016, 41-43. (In Russ.)

10. Ионов П. К. Эндоэкологическая реабилитация на курорте (метод Левина в модификации Ионова). Анапа, 1999. 208 с. Ionov P. K. Endoecological rehabilitation at the resort (Levin's method in Ionovs modification). Anapa, 1999, 208. (In Russ.)

11. Жочкина И. Н. Роль органов местного самоуправления в экологически устойчивом развитии территорий. Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы юридических наук: мат-лы II науч.-практ. конф. (Саранск, 11 декабря 2018 г.) Саранск: ЮрЭксПрактик, 2018. С. 47-51.

Zhochkina I. N. Role of local government bodies in environmentally sustainable development of territories. Scientific discussion of modern youth: topical issues of legal sciences: Proc. II Sci.-Prac. Conf., Saransk, 11 Dec 2018. Saransk: IurEksPraktik, 2018, 47-51. (In Russ.)

12. Рыженков А. Я. Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в экологическом праве: вопросы теории. Юристъ-Правоведъ. 2015. № 4. С. 77-82.

Ryzhenkov A. Ya. Principle of providing favorable conditions of person activity in the ecological law: theory questions. Jurist-Pravoved, 2015, (4): 77-82. (In Russ.)

13. Трещева О. Ю., Балаян Э. Ю. Влияние угольных разрезов на состояние окружающей среды и здоровье человека. Инновационный конвент «Кузбасс: образование, наука, инновации - 2018»: мат-лы Инновационного конвента. (Кемерово, 14 декабря 2018 г.) Кемерово-Новокузнецк: СибГИУ 2019. С. 751-756.

Treshcheva O. Yu., Balayan E. Yu. The impact of coal on the environment and human health. Innovation Convention "Kuzbass: education, science, and innovation - 2018": Proc. Innovation Convention, Kemerovo, 14 Dec 2018. Kemerovo-

Novokuznetsk: SibSIU, 2019, 751-756. (In Russ.) П

у

14. Брышкина А. А. Муниципальный контроль: законодательство, теория, практика. Местное право. 2016. № 6. С. 33-44. л Bryshkina A. A. Municipal control: legislation, theory, practice. Mestnoepravo, 2016, (6): 33-44. (In Russ.)

15. Трещева О. Ю., Балаян Э. Ю. Конституционные гарантии осуществления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление. 2019. 1 № 10. С. 40-45. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2019-10-40-45 а Trescheva O. Yu., Balayan E. Yu. Constitutional guarantees of exercising, securing, and protection of human and civil rights о and freedoms by local self-government authorities. Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie, 2019, (10): 40-45. Ы (In Russ.) https://doi.org/10.18572/1813-1247-2019-10-40-45 (

г

У

д

я н

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.