Научная статья на тему 'Вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников'

Вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ ПЕРВОГО КУРСА / SELF-EMPLOYMENT / FIRST YEAR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутягина Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников, обозначены некоторые пути решения возникающих проблем в процессе обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сутягина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of organization of independent work of students – freshmen

Questions of organization of independent work of first-year students are considered in the article, some ways to solve the problems arising in the course of instruction in higher education are indicated.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников»

Эксперты МАГАТЕ отмечают, что одна из самых крупномасштабных техногенных катастроф ХХ века - авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) произошла из-за недостатка культуры безопасности. Культура безопасности требует полной отдачи, которая, например, на АЭС, в основном вырабатывается отношением руководителей организаций, связанных с их проектированием и организацией эксплуатации (МАГАТЕ, 1992). Культуру безопасности можно охарактеризовать как свод норм, социальных и технических правил, отношений, ролей и связанных с минимизацией периода нахождения персонала, руководителей и представителей общественности в условиях считающихся опасными.

Основу культуры безопасности составляют люди - разработчики, эксплуатационники, пользователи, руководители всех уровней. Одной из задач профессионального образования является формирование компетентности к решению практических и теоретических задач через призму безопасности. Формирование профессиональной безопасности многоаспектный системный процесс, включающий профессиональное самоопределение,нап-

равленность на безопасную профессиональную деятельность и сохранение профессионального здоровья, культуру безопасности.

Библиографический список

1. Ефимова Н.С. Психологический анализ «человеческого фактора» в аварийных ситуациях на промышленных предприятиях // Современные подходы и способы обеспечения безопасности. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. - Т. 1. - С. 184-201.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

3. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. - М.: ИД. «Форум»: ИНФРА-М, 2010. -192 с.

4. Янковец И.А., Резник А.В., АровХ.Н. Теоретические основы безопасности человека. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - 320 с.

5. Усачев Н.А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. -29 с.

УДК 378

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozped@ksu.edu.ru

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников, обозначены некоторые пути решения возникающих проблем в процессе обучения в высшей школе.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, студент первого курса.

ктуальность умений самостоятельной деятельности для современного человека несомненна. Это значит, что человек должен делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению.

Молодые люди, став студентами высшего учебного заведения, студенты-первокурсники теряются перед необходимостью освоить весь объём учебной информации в регламентированные программой сроки. С первых же дней студенческой жизни они сталкиваются с совершенно новой системой обучения, которая отличается от обучения в средней школе, средних специализированных учреждений. Многие испытывают определенные трудности. С переходом современного российского образования на многоуровневую систему появились новые направления и уровни подготовки. Они предполагают новые учебные стандарты, планы и требования, в которых во много раз увеличилось время, отведенное на самостоятельную работу студентов. Студенты-

первокурсники сталкиваются с проблемой организации самостоятельной работы и ее дальнейшей реализации, выполнения заданий, предусмотренных учебными методическими комплексами.

В этих условиях отсутствие навыков самостоятельной работы является одной из важнейших причин неуспеваемости и появления у студентов младших курсов академических задолженностей. Студент вуза с первых дней приобретения этого статуса должен становиться самостоятельным, самостоятельно решать многие вопросы. Он учится по-новому мыслить, исследовать, решать проблемы, развиваться в избранной области знаний. С первых дней учебы студент-первокурсник должен научиться воспринимать лекции, конспектировать, планировать учебную работу, читать научные тексты, уметь работать с книгой и периодическими изданиями и др.

К сожалению, многие перечисленные умения и навыки учащиеся не получают в средней общеобразовательной и профессиональной школе. Препо-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Сутягина Т.В., 2013

даватели часто сталкиваются со списыванием из учебников, отсутствием собственных мыслей при изложении изучаемого материала, как в устной, так и в письменной форме ответа. Кроме того, некоторые первокурсники не осознают, что они должны не переписывать материал из какого-либо источника, а творчески его осмысливать и передавать своими словами, представлять собственное мнение по изучаемой проблеме. Проведенное нами исследование показало, что лишь 10% первокурсников имеют представление о том, как работать со ссылками на первоисточники. В школе, за редким исключением, учат правильному написанию рефератов, научных докладов, умению конспектировать. Основной особенностью учебы в вузе, отличающей ее от школьного образования, является самостоятельность, направленная на приобретение новых знаний.

Первокурсники должны учиться самостоятельно развивать интеллектуальный потенциал, овладевать навыками поиска и обновления знаний. На наш взгляд, студент первого курса должен понимать, что необходимо посещать лекционные занятия. Преподаватели или кураторы высших учебных заведений в начале учебного процесса должны донести до первокурсников правила конспектирования материала, излагаемого лектором, самостоятельного составления конспекта, а также разъяснить нормы и государственные стандарты, предъявляемые к любому научному докладу, реферату, курсовой работе.

Темпы современной цивилизации требуют от бакалавра и магистра постоянного пополнения знаний на протяжении всей профессиональной деятельности. Для успешного усвоения учебного материала и эффективного его использования на практике будущему профессионалу недостаточно информации, полученной только на лекции. Студент должен уметь пользоваться информационно-библиографическими источниками. Большую помощь в данном процессе оказывает организация учебных занятий в библиотеке института, где осуществляется обучение студентов работать с каталогами книг, картотекой журнально-газетных статей и электронной библиотекой и каталогами. Также одним из путей решения данной проблемы может стать издание специального методического сборника для студентов, в котором содержались бы требования к организации самостоятельной работы, алгоритмы и технологии подготовки к лекционным, практически и семинарским занятиям, а также основы информационной культуры. В результате студенты-первокурсники были бы теоретически готовы к самостоятельной работе с большим массивом информации, к использованию традиционных библиотечных и электронных информационно-поисковых систем.

Кроме того, в учебный план многих направлений подготовки введен новая учебная дисциплина

«Учись учиться». Ее содержание, формы и методы работы нацелены на оказание помощи первокурсникам в скорейшей адаптации к учебному процессу в вузе.

В содержании каждого учебно-методического комплекса изучаемых дисциплин содержится блок методических рекомендаций для студентов, где подробно и логично описаны алгоритмы подготовки и выполнения заданий.

Особое место в организации самостоятельной деятельности студентов высших учебных заведений имеет такая форма, как работа с электронной учебной информацией. Персональный компьютер становится более перспективным направлением использования информационных технологий в образовании. Он обеспечивает индивидуализацию обучения, дает возможность получить доступ к самой различной информации, усиливает наглядность учебного материала, способствует активизации деятельности студента.

Работая с электронными и научными информационными данными, первокурсники имеют возможность создавать, обрабатывать и хранить в памяти компьютера текстовую, графическую, звуковую информацию. Они могут осуществлять поисковые услуги через программы поиска, поисковые системы и каталоги в диалоговом режиме, находить и отображать на экране дисплея учебную информацию, отобранную компьютером в ответ на запрос студента, производить упорядочение информации. Все это способствует совершенствованию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Важным аспектом в формировании самостоятельности у студентов-первокурсников является проведение предметных деловых и ролевых игр, которые помогают адаптироваться в незнакомой среде, способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, облегчает усвоение нового материала. Одним из методов самостоятельной деятельности может служить создание проблемной ситуации, при решении которой студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием знаний, умений самостоятельной работы.

Недостаточная подготовленность студентов приводит не только к неоправданным затратам времени, но и отрицательно сказывается на их отношении к учебе.

Необходимо включать в учебный процесс различные формы самостоятельной работы: написание рефератов, научных докладов, тезисов, выступлений, эссе, аннотаций, курсовых работ и др.

Таким образом, проблема организации самостоятельной деятельности первокурсников является актуальной для высшей школы, так как на начальном этапе обучения студенты учатся развивать творческие способности при решении конкретных за-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

95

дач, анализировать полученные знания, логически мыслить, повышают интеллектуальный потенциал. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное обесценение полученных ранее знаний и получение новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечит компетентность будущих бакалавров и магистров, адаптивность к неизбежным переменам в профессии. И закладываются все необходимые основы с первого курса.

Библиографический список

1. Белохвостова О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов // Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы 3-го

Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003. - Т. 1. - С. 416-419.

2. Буланова-Топоркова М.В., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 526 с.

3. Николаенко В.М. Психология и педагогика / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

4. Шаповалова Э.Б., Панкова Г.Д. Опыт самостоятельной работы студентов по информационным ресурсам мультимедиа библиотеки // Вестник КГНУ. Специальная серия: Педагогические науки. Педагогика высшей школы. Образовательные технологии. - Бишкек, 2002. - С. 137-149.

УДК 378

Золотовская Людмила Алексеевна

кандидат философских наук, профессор Военно-технический университет, г. Балашиха milzo104@yandex.ru

РЕФЛЕКСИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается рефлексивная активность как эффективное средство развития субъектной позиции личности в процессе обучения. Рефлексивные способности обеспечивают условия для саморазвития, самокор-рекции, влияя в целом на организацию самой личности, на творческий потенциал.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные способности, рефлексивная активность, субъектная позиция личности и обучающегося, и педагога.

В условиях решения современных задач в сфере отечественного профессионального образования в связи с переходом на компетентностное обучение актуальной научной проблемой становится осуществление подготовки компетентного специалиста. Реализация содержания на каждом этапе формирования компетенции в сфере развития учебной рефлексии у курсантов в логике компетентностного подхода требует использования специальной технологии обучения будущих специалистов, построенной на принципе функциональности. Исходя из современного его понимания (М.Я. Виленский, М.М. Левина, А.А. Штец), профессиональная подготовка должна обеспечить формирование у будущих военно-социальных работников готовности успешно осуществлять профессиональную деятельность, совершенствовать ее в измененных условиях и развиваться профессионально.

Рефлексия - это именно тот механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Это неизменное условие, вектор к результату обучения. Она же - действенный способ развития социальных, профессиональных и личностных компетенций.

Применение рефлексивного подхода предъявляет определенные требования прежде всего к профессиональной и общекультурной компетентности

преподавателя. Перед ним стоит задача интерпретации внутреннего мира обучающихся через объективацию своего внутреннего мира.

Педагогическая рефлексия предполагает подключение внутренней активности педагога и является механизмом организации творческого процесса. Рефлексия педагога - одна из важных составляющих его педагогической компетентности: умение проводить рефлектирующий анализ деятельности, проверять гипотезы, прогнозировать результаты, видеть себя и свою деятельность «глазами учеников».

Чтобы развить рефлексию у себя и обучаемых, надо научиться самонаблюдению. А в результате научиться давать оценку себе и всему тому, что с тобой связано. Необходимая рефлексия, в том числе научная и методологическая, способна к удержанию всего существенного и к вытеснению несущественного, случайного, а также нахождению перспектив образовательного положительного сдвига.

Данная вышеуказанная личностная работа поможет разработать функциональную модель рефлексивного обучения с учётом содержания учебного курса, психологических особенностей групп и индивидов. Образовательная деятельность представляет собой движение чередующихся деятельностей - предметной и рефлексивной. Важен психологический подход к организации рефлексии обу-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Золотовская Л.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.