УДК 796:351.74
Карданов Арсен Климович
начальник кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МВД РОССИИ
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы организации входного контроля по физической подготовке для выявления исходного уровня подготовленности у прибывших на учебу слушателей образовательных организаций профессионального обучения (на основе анализа результатов, показанных на факультете профессионального обучения в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ). Даны рекомендации должностным лицам, ответственным на местах за проведение занятий по физической подготовке.
Ключевые слова:
физическая подготовка, сотрудники полиции, профессионально важные качества, профессиональная пригодность, организация контроля.
Kardanov Arsen Klimovich
Assistance Professor, Head of Physical Education Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE QUESTIONS OF ORGANIZATION OF STUDENTS' PHYSICAL FITNESS EXAMINATION AT VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Summary:
The article discusses organization of the incoming control of students' physical fitness to identify their initial level of preparedness at the vocational educational institutions (based on the analysis of the results accumulated in the Vocational Training Faculty of the North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia). The author suggests guidelines for the officials responsible for carrying out physical training of students.
Keywords:
physical training, police officers, professional qualities, professional aptitude, organization of control.
Физическая подготовка в системе МВД России - одна из главных составляющих профессиональной подготовки кадров, формирующая их психофизическую готовность к эффективному решению оперативно-служебных задач по силовому пресечению правонарушений и задержанию лиц, их совершивших. Важнейшим критерием профессиональной пригодности сотрудников подразделений МВД России является оптимальный уровень их общей и специальной физической подготовленности, во многом определяющий качество выполнения должностных обязанностей [1].
Одним из обязательных элементов обучения, способствующим повышению качества подготовки специалистов, является организация входного контроля по физической подготовке. Входной контроль - это вид практического занятия, предусмотренный рабочей программой, имеющий цель - выявить исходный уровень физической подготовленности у прибывших на учебу слушателей в зависимости от должностной категории. Содержание входного контроля предусматривает выполнение физических упражнений, регламентированных Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13.11.2012 № 1025дсп (далее - Наставление по ФП-12).
Уровень физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в ОВД, определяется по контрольным упражнениям на: быстроту и ловкость; силу; выносливость. Индивидуальная оценка физической подготовленности сотрудника слагается из баллов, набранных им за выполнение контрольных упражнений, с учетом возрастной группы, половой принадлежности и должностной категории:
- «Удовлетворительно» - если сотрудник набрал минимальное количество баллов согласно таблице оценки физической подготовленности (приложение № 1, Наставления по ФП-12) либо превысил его.
- «Неудовлетворительно» - в остальных случаях [2].
Начисление баллов за выполнение контрольных упражнений осуществляется в соответствии с таблицами начисления баллов за выполнение контрольных упражнений по физической
подготовке (приложение № 2, Наставления по ФП-12). При проведении проверок физической подготовленности повторное выполнение упражнений с целью улучшения полученной оценки не допускается. Анализ результатов входного контроля по физической подготовке более чем у 1000 слушателей факультета профессионального обучения в СКИ(ф) КрУ МВД России в 2014 г. позволяет утверждать, что 60 % слушателей необходимо повышать уровень физической подготовленности [3]. С какими особенностями при проведении входного контроля уровня физической подготовленности слушателей образовательная организация сталкивается?
А. Особенности с учетом требований Наставления по ФП-12:
1. Принадлежность слушателей к должностной категории:
- сотрудники подразделений специального назначения и авиации;
- сотрудники полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации;
- сотрудники, не являющиеся сотрудниками полиции.
2. Соответствие слушателей возрастной группе:
- 1-я - мужчины и женщины до 25 лет;
- 2-я - мужчины и женщины от 25 до 30 лет;
- 3-я - мужчины и женщины от 30 до 35 лет;
- 4-я - мужчины и женщины от 35 до 40 лет;
- 5-я - мужчины и женщины от 40 до 45 лет;
- 6-я - мужчины от 45 до 50 лет, женщины 45 лет и старше;
- 7-я - мужчины от 50 до 55 лет;
- 8-я - мужчины 55 лет и старше;
3. Соответствие слушателей определенной половой принадлежности.
Б. Особенности - независимо от требований Наставления по ФП-12:
1. С каждым последующим набором следует констатировать уменьшение числа слушателей со стажем в ОВД [4].
2. С каждым последующим набором следует констатировать увеличение числа слушателей, не служивших в рядах ВС.
3. Следует отметить отсутствие у большинства слушателей первичных навыков по выполнению контрольных физических упражнений.
4. Следует отметить незначительное количество слушателей, имеющих спортивный опыт или спортивный разряд.
5. Имеют место случаи отправки на учебу слушателей, неспособных переносить физические нагрузки по медицинским показаниям.
6. Отсутствие мотивации в демонстрации максимальных результатов.
Все указанные особенности, на наш взгляд, влияют на результат входного контроля уровня физической подготовленности слушателей факультета профессионального обучения [5]. Грамотная организация учебного процесса, умело подобранная методика проведения занятий по физической подготовке дают возможность слушателям приобрести необходимые умения и навыки по программе профессионального обучения. Важно понимать следующую особенность: есть различие в требованиях к уровню физической подготовленности граждан, впервые поступающих на службу в ОВД, и сотрудников полиции, находящихся в должности.
Данное отличие прописано в приложениях 1 и 2 Наставления по ФП-12. Требования к уровню физической подготовленности гражданина ниже, чем к действующему сотруднику полиции. Например, гражданин 23 лет, поступающий на службу в ОВД (по должности - сотрудник полиции), подтянулся 15 раз, что оценивается в 59 баллов. Выполнил челночный бег 10 х 10 м за 27,8 сек., что оценивается в 46 баллов. В итоге он набирает по сумме двух контрольных упражнений - 105 баллов, что подтверждает его способность по своей физической подготовке выполнять служебные обязанности сотрудника. При равных условиях, но в должности сотрудника полиции для получения оценки «удовлетворительно» ему необходимо набрать 115 баллов. Разница в 10 баллов, а это - или подтянуться на 5 раз больше, или пробежать на 1,8 сек. быстрее и т. п. В среднем расчете - одно повторение упражнения на силу или две десятые секунды в челночном беге дают экзаменуемому преимущество в 1-2 балла. Соответственно следует утверждать, что в этом случае речь не идет о сравнительном анализе уровня физической подготовленности. Но при этом, на наш взгляд, перед отправкой слушателей на профессиональное обучение (в рамках стажировки) на местах необходимо:
1. Ориентировать слушателей на необходимость проявления более высокого уровня физической подготовленности.
2. Знакомить слушателей с основными положениями Наставления по ФП-12, техникой выполнения контрольных упражнений, порядком определения индивидуальной оценки физической подготовленности.
3. Должностным лицам, ответственным за проведение контрольных занятий по физической подготовке, проявлять профессионализм и компетентность, а также принципиальность в соблюдении положений, прописанных Наставлением по ФП-12. Остается только направить совместные усилия комплектующих органов и образовательной организации на взаимодействие в повышении профессионального уровня сотрудников полиции [6].
Ссылки:
1. Способы взаимодействия сотрудников ОВД при силовом задержании правонарушителя : учебное пособие / К.И. Егоров [и др.]. М., 2007.
2. Карданов А.К. Морально-волевая подготовка сотрудников полиции. Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 262-263.
3. Там же.
4. Машекуашева М.Х. Терроризм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы уголовной политики : материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар, 2012. С. 107-112.
5. Карданов А.К. Бросковая техника при обучении боевым приемам борьбы сотрудников ОВД : учебно-методическое пособие. Нальчик, 2013.
6. Карданов А.К. Некоторые вопросы методики обучения боевым приемам борьбы : учебное пособие. Нальчик, 2013.
References:
1. Egorov, KI 2007, Ways of interaction of law enforcement officers in the force detaining the offender: manual, Moscow.
2. Kardanov, AK 2014, Moral standing police training. Gaps in the Russian legislation, no. 3, pp. 262-263.
3. Kardanov, AK 2014, Moral standing police training. Gaps in the Russian legislation, no. 3, pp. 262-263.
4. Mashekuasheva, MH 2012, 'Terrorism as a threat to national security', Modern problems of criminal policy: materials of international scientific conference, Krasnodar, pp. 107-112.
5. Kardanov, AK 2013, Throwing techniques in teaching combat techniques to combat employees ATS: manual, Nalchik.
6. Kardanov, AK 2013, Some questions methods of teaching fighting techniques of struggle: manual, Nalchik.