Научная статья на тему 'Вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых должностными лицами УИС России'

Вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых должностными лицами УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бодяков В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых должностными лицами УИС России»

Очевидным фактом является то, что экстремизм, как и терроризм, не относится к преступлениям, имеющим тенденцию совершаться незаметно и скрытно, наоборот, это те виды преступности, которые рассчитаны на общественный резонанс, и любая реклама, любое народное порицание есть достижение необходимого эффекта. Посему пресса своей бурной деятельностью доводит преступления экстремистов до желаемого успеха, являясь невольной «афишей», своего рода рекламой для радикально настроенных неформальных организаций молодежи.

Бодяков В. Н.,

преподаватель кафедры криминалистики ВЮИ ФСИН России

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УИС РОССИИ

Вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности при расследовании преступлений, совершаемых должностными лицами уголовно-исполнительной системы России (далее — УИС России), приобретают все большую остроту. В настоящее время возникла необходимость в выработке комплекса мер предупредительного характера, направленных на недопущение и пресечение преступных посягательств.

Предупреждение преступности традиционно воспринимается как деятельность, имеющая цель — не допустить совершения преступлений как путем устранения их причин, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности.

В юридической литературе наряду с понятием «предупреждение преступности» часто используется термин «профилактика преступности». По мнению одних исследователей, эти термины означают различные виды деятельности по недопущению преступлений1, другие ученые рассматривают их как синонимы2. На наш взгляд, данные термины хоть и означают деятельность по предотвращению преступлений, но в полной мере идентичными их назвать нельзя. В связи с этим нам представляется более правильной

1 См.: Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 45.

2 См.: Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 35, 42; Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений. Томск, 1985. С. 5-8.

позиция Р. С. Белкина, который считает, что профилактическая деятельность заключается в предупреждении преступлений и может осуществляться как в процессуальной, так и в непроцессуальных формах1. Предупреждение преступлений он рассматривает как систему мер (экономических, социально-культурных, воспитательных, правовых), осуществляемых органами государства и общественными организациями в борьбе с преступностью2. Таким образом, следует отметить, что более широкое значение имеет понятие «предупреждение преступлений». Однако, на наш взгляд, при изучении вопросов предупреждения и профилактики должностных преступлений, совершаемых в УИС России, наиболее целесообразно использовать термин «предупредительно-профилактическая деятельность».

Для того чтобы все преимущества предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования должностных преступлений в УИС России были эффективно реализованы, необходимо, прежде всего, решить ряд задач, направленных на достижение профилактических целей:

а) выявить условия, способствующие формированию антиобщественных взглядов и привычек лица, совершившего преступление;

б) установить обстоятельства, способствующие превращению этих взглядов и привычек в преступный умысел;

в) установить обстоятельства, создавшие благоприятные условия для достижения преступного результата3.

Представляется, что достижение поставленных целей, в свою очередь, определяет предупредительно-профилактическую деятельность следователя (оперативного сотрудника), при осуществлении которой:

а) предупреждаются подготавливаемые и пресекаются уже начатые преступления;

б) выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления;

в) принимаются меры к их устранению;

г) выявляются лица, склонные к совершению преступлений и принимаются меры по недопущению с их стороны совершения преступлений.

Раскрывая содержание предупредительно-профилактической деятельности следователя (оперативного сотрудника), безусловно, следует определить и ее принципы по рассматриваемой категории уголовных дел, что, по нашему мнению, также существенно повлияет на ее результативность.

1 См.: Криминалистика: Крат. энцикл. / Сост. Р.С. Белкин. М., 1993. С. 60.

2 См.: Там же.

3 См.: Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1998. С. 150.

Ученые-криминалисты дают различные классификации принципов. На наш взгляд, наиболее удачной является следующая1.

1. Выявление абсолютно всех обстоятельств, которые способствовали совершению должностным лицом преступления. Реализация данного принципа требует обязательного осуществления всех возможных действий, направленных на установление максимального числа причин и условий, способствовавших совершению должностного преступления.

2. Организация обеспечения полноты разработки мероприятий по устранению выявленных причин и условий, которые способствовали совершению преступления. Реализация данного принципа заключается в том, что в отношении всех выявленных причин и условий должны разрабатываться предупредительно-профилактические мероприятия.

3. Своевременность выявления подготавливаемых преступлений, их предотвращение и пресечение в процессе деятельности по раскрытию и расследованию должностных преступлений.

4. Использование системного подхода к выявлению и изучению абсолютного большинства обстоятельств, способствовавших совершению преступления должностным лицом. Реализация данного принципа может быть достигнута путем рассмотрения каждого преступления как системы, что обеспечивается знанием особенностей структуры преступления, всех его элементов, их взаимосвязей, условий, которые способствовали совершению преступления. Это позволяет выявлять причины и условия последовательно, применительно к каждому элементу структуры преступления, к каждой связи между элементами.

5. Выявление всех последствий совершенного преступления.

Как показывает практика, предупредительно-профилактическая деятельность в процессе раскрытия и расследования должностных преступлений в УИС России реализуется, прежде всего, путем использования средств специальной профилактики, базирующихся на вышеперечисленных принципах. К ним, по нашему мнению, можно отнести:

1. Средства оперативно-розыскной профилактики.

2. Средства следственной профилактики.

Использование средств оперативно-розыскной профилактики позволяет предупредить подготавливаемые и пресечь начатые преступления, а также выявить лиц, склонных к совершению преступлений, и принять меры по недопущению с их стороны совершения преступлений. Одной из форм оперативно-розыскной профилактики является негласная реализация комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершаемых преступлений,

1 См.: Дулов А. В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами. Минск, 1985. С. 142.

для их пресечения и раскрытия, изобличения и задержания лиц, когда иным путем достичь указанных целей невозможно либо крайне затруднительно. Кроме того, согласно результатам проведенного исследования1, в последнее время особое значение приобретает оперативно-профилактическое наблюдение, реализуемое путем заведения соответствующих дел оперативного учета. Большие возможности в выявлении условий, способствующих совершению преступлений, и лиц, склонных к их совершению, предоставляет использование (привлечение) негласных сотрудников. При этом, как показал опрос сотрудников правоохранительных органов, удельное большинство всех уличенных лиц, связанных с коррупцией, выявлено именно с помощью негласных сотрудников. Бесспорно, интересные сведения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной профилактики, могут быть добыты (и нередко добываются) при проведении личного сыска. В процессе раскрытия и расследования должностных преступлений в УИС России данный метод особенно эффективен при внезапной проверке документов бухгалтерской отчетности и работоспособности производственных объектов.

Рыночные отношения, сложившиеся в современной России, подталкивают руководителей органов и учреждений УИС России использовать внутренние финансовые резервы, заключать различные договоры и сделки в целях сохранения стабильности в деятельности подразделений пенитенциарной системы страны. Этим нередко и пользуются должностные лица, которые в своих корыстных целях допускают грубые нарушения финансовой дисциплины. При проведении личного сыска необходимо определить: лиц, занимающихся преступной деятельностью, их связи и взаимоотношения, организации, с которыми были установлены контакты в процессе хозяйственной деятельности, специфику работ, «преступные доходы», документооборот.

В отдельных ситуациях, на наш взгляд, особенно эффективным мероприятием оперативно-розыскной профилактики может оказаться разведывательный опрос, поэтому оперативный сотрудник, являясь субъектом предупредительно-профилактической деятельности, должен обладать навыками его проведения. Успешность проведения данного мероприятия во многом зависит от качества его подготовки, в рамках которой необходимо проверить связи должностного лица, специфику его деятельности, уточнить, имелась ли ранее оперативная информация в отношении должностного лица, проводилась ли с ним профилактическая работа. При проведении разведывательных опросов, как и любых других оперативно-розыскных мероприятий, необходимо учитывать социальные и психологические особенности личности опрашиваемого. Повышению уровня доверия в разговоре способствует

1 Автором в рамках диссертационного исследования изучено 67 уголовных дел, опрошено 112 сотрудников.

умение оперативного сотрудника расположить собеседника, беспрепятственно перевести разговор в нужное русло, одновременно дав понять, что он располагает достоверной информацией о его деятельности. Часто собеседник бывает неискренен, и в данном случае в арсенале оперативного сотрудника должны быть вопросы, ответы на которые можно проверить.

Представляется, что эффективность предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия должностных преступлений в УИС России будет достигнута в том случае, если цели использования средств оперативно-розыскной деятельности будут направлены на предупреждение и профилактику преступлений. Кроме того, следует отметить, что выявление условий, способствующих совершению преступлений, и лиц, склонных к их совершению, не должно являться самоцелью, ввиду чего полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведения должны быть направлены на устранение таких условий и обеспечение индивидуальновоспитательного воздействия на выявленных лиц.

Справедливости ради следует отметить, что предупредительно-профилактическая деятельность в процессе раскрытия и расследования должностных преступлений в УИС России реализуется также и средствами следственной профилактики, в результате чего, прежде всего, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также обнаруживаются и раскрываются совершенные преступления.

В целом обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, должны устанавливаться в процессе всего расследования. Поэтому уже при составлении плана первоначальных следственных действий и выдвижении версий, лежащих в основе этого плана, должны предусматриваться действия, прямо относящиеся к решению этого вопроса1. Очень важная информация об обстоятельствах, способствовавших совершению должностного преступления в УИС России, может быть получена путем производства осмотра документов, в ходе которого могут быть выявлены: нарушения надлежащего оформления документов, характер выполненных должностным лицом действий (бездействия) и незаконность таких служебных действий, а также несоблюдение правил документооборота и их учета, что и создало благоприятные условия для совершения преступлений должностным лицом. Путем производства допроса различных категорий лиц в распоряжении следователя может оказаться широкий круг сведений, имеющих значение как для предупреждения и профилактики преступлений, так и для анализа личности виновных, формы и содержания их противоправной установки. В ходе производства допроса становится возможным не только выявить конкретные обстоятельства, способствовавшие

1 См.: Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. засл. деят. науки РФ проф. Р. С. Белкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 966.

совершению расследуемого преступления, но и определить, в какой мере они содействуют совершению новых преступлений. Так, например, при допросе подозреваемого и обвиняемого по делам рассматриваемой категории, прежде всего, должны быть установлены обстоятельства, сформировавшие у них преступный умысел, чем это вызвано, каким мотивом они руководствовались. Помимо этого, необходимо подробным образом выяснить те обстоятельства, которые облегчили им совершение преступных действий, каким образом они узнали об этих обстоятельствах и как именно их использовали: просто ли реализовали, или сами создали их, способствовали их возникновению1. При производстве других следственных действий также выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и обнаруживаются иные совершенные преступления, в результате чего следователем должны быть предприняты (в отдельных случаях незамедлительно) меры предупредительного характера. На сегодняшний день уголовно-процессуальное законодательство выделяет в качестве основной меры внесение в государственный орган или должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Однако следует отметить, что в процессе расследования должностных преступлений в УИС России данная мера носит достаточно формальный характер2. Как правило, если подобного рода представления и вносятся, то контроль за их исполнением не осуществляется. На наш взгляд, разработка механизма контроля за исполнением указаний, содержащихся в представлении, существенно повысит эффективность предупредительно-профилактической деятельности. Кроме внесения преставлений, действенными мерами превентивного характера могут стать: проведение коллективных бесед со служащими того или иного органа и учреждения УИС России, проведение индивидуальных бесед с лицами, склонными к нарушению закона, а также публикация материалов профилактической направленности в средствах массовой информации.

Таким образом, повышение результативности предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых должностными лицами УИС России, во многом зависит от реализации комплекса средств оперативно-розыскной и следственной профилактики. Обстоятельная же разработка и реализация всех профилактических мероприятий следователем и оперативным сотрудником, в свою очередь, — это обязательный элемент раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых должностными лицами УИС России.

1 См.: Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. засл. деят. науки РФ, проф. Р. С. Белкина. М., 2006. С. 968.

2 76 % сотрудников, опрошенных нами в рамках диссертационного исследования, указывают на недостаточность и недейственность данной меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.