Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования правового обеспечения предупреждения терроризма на транспорте'

Проблемы совершенствования правового обеспечения предупреждения терроризма на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ТЕРРОРИЗМ / ТРАНСПОРТ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонов И. И., Карпухин Кирилл Игоревич

В статье указывается на недостаточное освещение в российском законодательстве деятельности по предупреждению преступлений, в том числе террористической направленности на транспорте. Предлагается разработать ряд нормативно-правовых актов различного уровня, способствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement of legal support of the terrorism prevention branch of transport

The article emphasizes the lack of lighting in the Russian legislation for the prevention of crimes, including terrorist attacks on transport. It is proposed to develop a series of normative-legal acts of different levels, to enhance the effectiveness of law enforcement activities on combating terrorism.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования правового обеспечения предупреждения терроризма на транспорте»

8.2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА ТРАНСПОРТЕ

Артамонов И.И., к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин. Место работы: Российский новый университет. Карпухин Кирилл Игоревич, аспирант. Место учебы: Российский новый университет. E-mail: torreskirill@yandex.ru

Аннотация: В статье указывается на недостаточное освещение в российском законодательстве деятельности по предупреждению преступлений, в том числе террористической направленности на транспорте. Предлагается разработать ряд нормативно-правовых актов различного уровня, способствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с терроризмом.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, терроризм, транспорт, нормативное регулирование, правовое обеспечение, правоохранительные органы, безопасность.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF LEGAL SUPPORT OF THE TERRORISM PREVENTION BRANCH OF TRANSPORT

Artamonov I.I., PhD at law, associate professor. Position: Associate Professor at Criminal Law disciplines chair. Place of employment: Russian New University. Karpukhin Kirill Igorevich, postgraduate student. Place of study: Russian New University. E-mail: torreskirill@yandex.ru

Annotation: The article emphasizes the lack of lighting in the Russian legislation for the prevention of crimes, including terrorist attacks on transport. It is proposed to develop a series of normative-legal acts of different levels, to enhance the effectiveness of law enforcement activities on combating terrorism.

Keywords: prevention of crime, terrorism, transport, regulation, legal support, law enforcement, safety.

Терроризм, как одно из самых опасных социально-политических явлений, представляет собой серьезную угрозу не только национальной безопасности Российской Федерации, но и стабильности во всем мире. Все еще на слуху такие громкие теракты как захват заложников в Беслане в 2004 году, взрывы самолётов Ту-154 и Ту-134 в воздухе над Тульской и Ростовской областями в 2004 году, подрывы «Невского экспресса» в 2007 и 2009 годах, взрывы в метро, устроенные двумя террористками-смертницами в 2010 году, взрыв в аэропорту Домодедово в 2011 году, подрыв террори-стки-смертницы в городском автобусе в Волгограде в 2013 году и многие другие.

Как не трудно заметить, значительная доля из приведенных террористических акций (более 60%) совершается именно на транспорте. Это обусловлено тем, что любые перебои в транспортной системе вызывают огромный резонанс в обществе, и более того, способны нанести существенные экономические потери, которые зачастую сопровождаются человеческими жертвами, многочисленными техногенными и экологическими катастрофами. В этом отношении особенно уязвима Россия, с ее огромной территорией и одной из

самой протяженной транспортной системой в мире. Более того, для нашей страны бесперебойное функционирование транспортных сетей является залогом ее территориальной целостности и обороноспособности.

При всей важности транспортного комплекса он остается самой важной целью для террористов, которые за последнее время овладели большим опытом проведения подобных террористических акций, как на территории России, так и за рубежом.

Все это свидетельствует о том, что борьба с терроризмом в ближайшее время остается приоритетным направлением деятельности российских спецслужб и правоохранительных органов.

В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится, что наиболее приоритетным и эффективным направлением борьбы с терроризмом является его предупреждение (профилактика). Предупреждение преступлений террористического характера позволяет не допустить таких тяжких последствий как человеческие жертвы, разрушение материальных объектов и многих других.

Несмотря на то, что в Законе РФ «О безопасности», федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности», «О федеральной службе безопасности», «О противодействии терроризму» и других встречаются термины «предупреждение преступлений», «профилактика», «предотвращение», «пресечение» их содержание в российском законодательстве не раскрывается, не определены права и обязанности субъектов предупреждения преступлений, цели и задачи, а также средства и методы этой деятельности. Постановка задачи предупреждения преступлений в ст. 2 УК РФ, на наш взгляд, может расцениваться только как законодательно выраженная потребность государства в предупреждении преступлений и предпосылка к ее правовой регламентации.

Как представляется, решению этой проблемы существенно поспособствовало бы принятие целого ряда нормативно-правовых актов различного уровня, где все эти вопросы получили бы должное освещение и нормативное закрепление.

Необходимость введения концентрированного правового акта, направленного на устранение (локализацию) обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступлений, а также на предупреждение готовящихся и пресечение начатых преступлений, диктуется и тем обстоятельством, что профилактическая работа на местах во многих случаях пущена на самотек. Применяемые методы работы по предупреждению преступлений самые разнообразные, причем нередко - ошибочные. Объясняется это зачастую вовсе не спецификой местных условий, а просто незнанием форм работы, а иногда и откровенным равнодушием лиц, призванных решать эти вопросы в рассматриваемой сфере деятельности!

Конечно, в российском законодательстве уже есть нормы, так или иначе регулирующие данную деятельность. Однако, в отличие от уголовного или уголовно-процессуального законодательства они не объединены в самостоятельную отрасль, а распределены по самым различным отраслям российского законода-

1 См.: Махтаев М.Ш. Основы теории криминалистического предупреждения преступлений: монография. М.: Раритет, 2001. С. 157.

тельства, подзаконным и ведомственным правовым актам.

Анализ действующего законодательства показывает, что правовую основу предупреждения преступлений террористической направленности на транспорте составляют:

Нормы международного права. Во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и др. определяют роль и значение предупредительной деятельности, ее содержание и направленность, соответствие общепризнанным принципам справедливости, гуманности и законности.

Нормы конституционного права устанавливают основополагающие принципы данной деятельности (такие как запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения - ст. 25 Конституции Российской Федерации; недопустимость умаления достоинства личности - ст. 21 Конституции Российской Федерации).

Уголовно-правовое законодательство определяет преступность и наказуемость общественно опасных деяний, устанавливает основания и порядок назначения наказания, воздействует на волю и сознание людей, стимулируя их законопослушное поведение. В этом заключается общепредупредительный эффект уголовного права. Специальное предупреждение уголовного права реализуется в процессе применения его предписаний к лицам, нарушающим уголовно-правовые запреты.

Уголовно-процессуальное законодательство занимает важное место в правом регулировании предупреждения преступлений. Оно содержит меры государственного убеждения и принуждения, влияющие на всех членов общества. Также в УПК РФ установлена обязанность следователя и органа дознания своевременно выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению. Указанные обстоятельства включены законом в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 68 УПК). Установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, следователь и орган дознания, согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ должны внести в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства имеет особое значение для предупреждения рецидива преступлений. Можно сказать, что все нормы Уголовно-исполнительного кодекса способствуют исправлению осужденных.

Нормы административного права устанавливают порядок деятельности правоохранительных органов и спецслужб в сфере предупреждения преступлений, определяют их компетенцию, права и обязанности. Сюда же можно отнести такие нормативно-правовые акты как ФЗ «О федеральной службе безопасности» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые устанавливают, обязанность органов ФСБ и других правоохранительных органов предупреждать преступления.

Ведомственные нормативные правовые акты конкретизируют положения вышестоящих нормативно-правовых актов.

Однако правовое обеспечение предупреждения преступлений террористической направленности на транспорте нуждается в более детальном и последовательном развитии. Эта проблема включает в себя вопросы законодательного закрепления компетенции органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов в деятельности по предупреждению терроризма; разработку оснований для применения предупредительных мер; определение критериев допустимости предупредительных мер, направленных на борьбу с терроризмом на транспорте; определение прав и обязанностей лица, в отношении которого применяются меры предупредительного характера и др.

Как отмечает профессор М.Ш. Махтаев, совокупность правовых норм в сфере предупредительной деятельности правоохранительных органов не представляет собой законченную правовую систему, которая была бы в полной мере способна обеспечить единое, устойчивое и экономичное правовое регулирование. Недостаточно четко и эффективно налажено взаимодействие ее отдельных частей (подсистем), она недостаточно удобна. Декларативны и неконкретны, не раскрывают юридического содержания и процедур применения индивидуально-предупредительных мер нормативные предписания, содержащиеся в федеральных законах2... И УК РФ лишь называет предупреждение преступлений одной из задач уголовного законодательства и судопроизводства, однако не раскрывают самой сущности и особенностей данной деятельности.

В то же время в сфере предупреждения преступлений, о которых шла речь выше, в таких науках криминального цикла как криминалистика, криминология и теория оперативно-розыскной деятельности активно развивались вопросы предупреждения преступлений, в том числе и терроризма. Поэтому достижения перечисленных наук не могут быть игнорированы при совершенствовании нормативной базы в данной области.

Данные науки, рассматривая одно явление (предупреждение преступлений) рассматривают его под разными углами зрения, применяя собственные методы исследования, и тем самым решая свои собственные задачи. Поэтому в недрах данных наук вырабатываются средства и методы предупреждения преступлений, отличные друг от друга, хотя и преследующие по сути одну цель - не допустить совершение преступлений террористической направленности.

Необходимо комплексное изучение этой проблемы. С учетом все более повышающейся роли междисциплинарных исследований, которые способствуют обогащению каждой из наук, более полному и всестороннему изучению ими общего объекта исследования.

Правильное разграничение между данными науками будет способствовать развитию каждой из них, а также позволит применять средства и методы, разработанные ими, наиболее эффективно. Также это будет способствовать грамотному нормативному закреплению данных средств и методов, что, безусловно, сыграет

2 См.: Махтаев М.Ш. Основы теории криминалистического предупреждения преступлений: монография. М.: Раритет, 2001. С. 137.

важную роль в борьбе с таким общественно опасным явлением как терроризм.

Авторы предлагают рассмотреть основные различия между криминалистическим, криминологическим и оперативно-розыскным предупреждением преступлений террористической направленности на транспорте.

Наиболее сложен вопрос взаимодействия криминалистики с криминологией, которые близко связаны между собой. По мнению А.И. Долговой, криминология, во-первых, представляет результаты исследований, которые служат основой для разработки целевых специальных программ; во-вторых, предлагают конкретные направления снижения криминогенности и викти-могенности соответствующих объектов, субъектов, сфер деятельности; в-третьих, принимает участие в разработке системы мер, которые реализуют поставленные задачиЗ.

В середине ХХ века многими учеными-юристами высказывалось мнение, что именно криминология должна разрабатывать все предупредительные меры, а другие юридические науки этого делать не должны. «Чем же в таком случае должна заниматься криминология, если их будет разрабатывать криминалистика?» - задал в свое время вопрос И.Ф. Пантелеев4.

Поставленный вопрос достаточно серьезен и его требуется рассмотреть подробней.

В криминологии разработана теория предупреждения преступности, призванная «вооружить практику системой знаний, необходимых для эффективной организации и осуществления профилактической деятельности. Ее задачей является научно обоснованная характеристика этой деятельности, разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие совершению преступлений с целью их искоренения».5 Однако это совсем не означает монопольное положение криминологии в разработке мер предупреждения преступлений. И этому есть несколько причин.

Во-первых, как мы уже говорили, в современной науке все большее значение приобретают комплексные исследования. Следовательно, рассмотрение такого сложного явления как предупреждение терроризма на транспорте несколькими отраслями научного знания будет только способствовать его всестороннему изучению.

Как комплексная наука, криминология концентрирует изучение многообразного комплекса вопросов по предупреждению преступлений, - концентрирует, но не исчерпывает, так как не только криминология, но и никакая другая наука не может претендовать на всестороннее изучение всех общих и частных вопросов предупреждения преступлений. Изложение некоторых проблем предупреждения преступлений в общей форме в курсе криминологии не препятствует более глубокому их изучению другими науками, в том числе и криминалистикой.

Во-вторых, данная теория может «давать лишь общие рекомендации, исполнять роль сигнализирующей науки, указывать основные пути и средства предупреждения преступлений, но не разрабатывать конкрет-

3См.: Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство НОРМА, 2005. С. 452.

4См.: Пантелеев И.Ф. Предмет советской криминалистики и смежные науки. // Сов. государство и право №10. 1981. С. 81.

5См.: Теоретические основы предупреждения преступлений / Под ред. В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Г.М.Миньковского. М.: Юрид. лит., 1977. С. 58.

ные методы и способы предупредительной работы. Это входит в компетенцию других отраслей знаний и производства».6 Данные способы и методы разрабатываются криминалистикой и некоторыми другими смежными науками.

Выполняя задачу большого общественно-политического значения - разработка мер и средств предотвращения преступлений - эти другие юридические и смежные с ними науки взаимодействуют между собой, координируют свои исследования и оказывают обратное влияние на криминологию, обогащают ее данными о специальных разработанных ими средствах предупреждения преступлений.7

В настоящее время закономерным является о координации этих исследований с криминологией, использовании каждой из наук имеющихся смежных научных данных в области предупреждения преступлений с помощью средств и методов, традиционно разрабатываемых ими. Таким образом, речь идет не о возложении на криминологию разработки правовых, организационных, тактических, технических и иных мер и средств предупреждения преступлений, а о разработке этих средств соответствующими науками на основе общей теории предупреждения преступлений.8

Следовательно, четкой границы между криминологическим и криминалистическим предупреждением преступлений не существует. В ряде случаев эти виды предупреждения переплетаются, могут накладываться друг на друга. Криминалистическое и криминологическое предупреждение преступлений следует рассматривать прежде всего в единстве теории и практической деятельности, как составные части социальной профилактики антиобщественных явлений9.

Криминология не должна и не в состоянии разрабатывать весь комплекс специальных средств, приемов и методов предупреждения преступлений и подменять тем самым криминалистику и другие науки.10 По нашему мнению, криминологическая теория предупреждения преступлений является методологической основой для разработки и реализации предупредительных мер, разрабатываемых другими юридическими науками. Таким образом, и криминалистика должна принимать самое активное участие в разработке конкретных средств и методов предупреждения преступлений.

Поэтому предупреждение преступлений террористической направленности на транспорте является объектом изучения, как криминологии, так и других наук, в том числе криминалистики. Однако, изучая данное явление, каждая из наук сформировала свой поход к данному явлению.

В криминологии отдельные преступления значимы, прежде всего, как составная часть такого социального явления как преступность в целом, т.е. рассматриваются как составная часть преступности, без исследования которой невозможно полное изучение общего.

В криминалистике же исследуются закономерности механизма преступления, его отражения и познания, а также основанных на них методах и средствах собира-

6См.: Карпец И.И. Проблемы преступности. М., 1969. С. 164.

7См.: Косов А.В. Предупреждение преступлений с помощью технико-криминалистических средств: дисс. кандидата юр. наук: 12.00.09. Владимир, 2004. С. 17.

8 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 72.

9См.: Зудин В.Ф. Социальная профилактика преступлений: Криминологические и криминалистические проблемы. С. 55.

10 См.: Махтаев М.Ш. Основы теории криминалистического предупреждения преступлений: монография. М.: Раритет, 2001. С. 58.

ния, исследования и использования информации в целях выявления, раскрытия и предупреждения преступ-лений.11

«Криминалистика отличается от криминологии тем, что в ее задачу входит разработка приемов и способов раскрытия (выявления) причин и условий преступления, которые применяются органами розыска и следствия в конкретном уголовном процессе. Предмет и задачи криминологии, напротив, выходят за пределы рассмотрения конкретного дела». 12

Нельзя не заметить, что меры, предлагаемы криминологией в рамках общей теории предупреждения преступлений с акцентом на причинность и детерминацию преступности рассчитаны на длительную перспективу. В отличие от криминалистических мер, они не могут быть реализованы в короткие сроки 13.

Таким образом, можно сделать вывод, что существенные различия имеют средства, приемы и методы, с помощью которых выполняются конкретные задачи в криминалистике и в криминологии по выявлению причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления.

По нашему мнению, особенностью криминалистического предупреждения является и использование информации о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, полученных путем проведения процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Так в ч. 2 ст. 73 УПК РФ говорится о необходимости установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Выполнение данного требования уголовно-процессуального закона является залогом полного и всестороннего расследования уголовного дела и обязанностью следователя. На основе изучения причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вырабатываются конкретные меры криминалистического предупреждения преступлений.

Профессор Р.С. Белкин справедливо указывал на то, что предупреждение преступлений не возможно без установления причин и условий, способствующих их совершению или сокрытию: «Предупредить преступление можно путем создания такой обстановки, в которой его совершение будет затруднено, хотя бы потому, что его нелегко будет скрыть. В этом случае для преступника становится очевидной реальность его разоблачения и наказания, что, несомненно, сыграет важную предупредительную роль, особенно для колеблющихся, неустойчивых элементов». 14

Более того, ни одно преступление не может считаться раскрытым, если не будет выяснено, каковы причины этого преступления, какие условия сделали возможным его совершение, что способствовало наступлению преступного результата. Все эти вопросы относятся к объективной и субъективной сторонам состава преступления, и только после их выяснения можно считать преступление доказанным. Следовательно, рассматривая вопросы тактики производства

"См.: Кирсанов З.И. Теоретические основы криминалистики. М., 1998. С. 34

12См.: Бухгольц Э, Лекшас Дж. и Хартман Р. Социалистическая криминология. М., 1975. С. 35.

13См.: Артамонов И.И. Специальные криминалистические методы и средства предотвращения преступлений. М.: Издательский центр ИСАА им. М.В. Ломоносова, 2008. С. 5.

14 См.: Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Т. 1. М., 1977. С. 70.

следственных действий и методики расследования конкретных преступлений, криминалистика тем самым не может исключить из поля своего зрения и предупреждение преступлений. 15

Обеспечивая своевременное, полное и объективное расследование преступлений, криминалистика, в конечном счете, решает и общепредупредительные задачи неотвратимости наказания за совершенное преступление. Неотвратимость наказания служит предупредительной мерой для тех, кто еще не совершил преступления, но собирается сделать это, а также предупреждает рецидив, т.е. обладает частно-предупредительным эффектом16.

Однако роль криминалистики не ограничивается решением общепредупредительных задач предупреждения преступлений. Данная наука разрабатывает технические средства, тактические приемы и методические рекомендации раскрытия и расследования преступлений, которые можно с успехом применить в предупредительных целях.

Существенна взаимосвязь криминалистических мер предупреждения преступления и мер, разрабатываемых теорией оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Как верно указывает В.А. Бодренков, «Оперативно- розыскная теория от криминалистики берет наработанные криминалистами формы и методы изучения преступника, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Так, психологические особенности личности преступника в криминалистике позволяют выдвинуть обоснованные криминалистические версии, правильно построить тактику допроса и иных следственных действий. Знание криминалистических приемов изучения психологии преступника, позволяет в процессе осуществления оперативной разработки верно определить источник оперативной информации и наметить эффективную тактику его поведения17.

Известна роль оперативных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сотрудники входят в состав оперативно-следственных и следственно-оперативных групп или исполняют отдельные поручения следователя.

В рамках указанных организационных форм, оперативные сотрудники получают информацию о причинах и условиях совершения преступлений, лицах, втянутых в криминальную сферу, подготовке новых преступлений. Предупредительная деятельность в этих случаях осуществляется как силами собственно оперативных подразделений, так и используя процессуальные возможности следователя. Зачастую происходит совпадение целей и задач оперативно-розыскного и криминалистического предупреждения преступлений».

По нашему мнению, существенным отличием оперативно-розыскного предупреждения от криминалистического является преимущественное использование оперативных сил и средств. Однако это не исключает

15 См.: Махтаев М.Ш. Основы теории криминалистического предупреждения преступлений: монография. М.: Раритет, 2001. С. 41.

16См.: Портнов И.П. К вопросу о соотношении криминологической и милицейской профилактики // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. 24-25 мая 1995г. Ч. 3. Иркутск, 1995. С. 12.

17См.: Бондаренков В.А. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: моногр. / В.А. Бодренков; под ред. В.К. Зникина, А.Г. Халиулина, А.Ю. Шумилова. М.: издательский дом Шумиловой И.И., 2009. С. 52.

возможности использования оперативными работниками технико-криминалистических средств, криминалистических приемов и методико-криминалистических рекомендаций предупреждения преступлений. Поэтому в теории оперативно-розыскной деятельности наблюдается заимствование основных средств, приемов и научных рекомендаций криминалистического предупреждения преступлений и приспособление их под специфические условия осуществления ОРД.

Как видно, предупреждение актов терроризма на транспорте - многоаспектное явление, изучаемое несколькими науками, каждая из которых обладает своим подходом, разрабатывает собственные средства и методы. Поэтому в процессе законодательного закрепления необходимо учитывать их особенности.

Каковы же возможные пути совершенствования правового регулирования предупреждения преступлений, в том числе предупреждения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры? Еще в 1966 году профессор Н.П. Кан выдвинул предложение о создании Кодекса основных положений по предотвращению преступлений в Союзе ССР18. М.Ш. Махта-ев по существу придерживается той же позиции и разработал проект Федерального закона «О предупреждении преступлений»19.

Однако данные инициативы остались не замечены законодателем, но определенные подвижки в этом деле есть. Так в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в 2010 году были внесены изменения, согласно которым руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель получают право объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений. Отдельный приказ ФСБ РФ устанавливает «Порядок объявления органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения)». На наш взгляд данное нововведение является значительным шагом вперед, однако не раскрывает весь потенциал предупредительных возможностей органов федеральной службы безопасности. Нормативного регулирования требует предупредительная работа следователя, оперативного работника и эксперта, поскольку отдельной нормы, указывающей на обязанность данных лиц заниматься предупредительной деятельностью в законодательстве нет. Мы считаем, что необходимо ввести изменения в УПК РФ, законодательно закрепляющие обязанность данных лиц заниматься предупреждением преступлений.

Также нам видится целесообразным издание ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу по предупреждению отдельных категорий преступлений, в том числе по предупреждению терроризма. Отдельное место в ведомственных нормативно-правовых актах должно быт отведено предупреждению терактов на средствах и объектах транспортной инфраструктуры.

18 См.: Кан Н.П. О кодексе основных положений по предупреждению предотвращению преступлений в Союзе ССР // Преступность и ее предупреждение. Л., 1966 С. 59-72.

19 См.: Махтаев М.Ш. Основы теории криминалистического предупреждения преступлений: монография. М.: Раритет, 2001. С. 250-270.

В заключение хотим отметить, что совершенствование нормативного регулирования предупреждения преступлений должно идти по следующим направлениям:

Разработка и принятие федерального закона, в котором устанавливались бы основные принципы, цели и задачи, средства и методы предупреждения преступлений, а также наиболее типичные формы данной деятельности.

Совершенствование уже существующих нормативно-правовых актов, регламентирующих предупреждение преступлений. Особенно это касается изменений в УПК РФ, закрепляющих обязанность органов дознания, следователя, судьи и эксперта заниматься предупреждением преступлений.

Разработка и издание ведомственных нормативно-правовых актов, устанавливающих процедуру предупреждения отдельных категорий преступлений. В них необходимо отразить механизм работы в данном направлении, а именно: указать специфику предупреждения данного вида преступления, конкретные средства и методы предупредительной работы, определить компетенцию лиц, обладающих правом заниматься предупреждением преступлений определенной категории, порядок взаимодействия оперативных, следственных и экспертных подразделений в данной области и др.

Учитывая междисциплинарный характер предупреждения преступлений террористической направленности на транспорте, необходимо признать, что нормативное регулирование этой деятельности - задача не из легких, но ее решение будет значительно способствовать правоохранительным органам и спецслужбам эффективно бороться с таким злом, как терроризм.

Список литературы:

Артамонов И.И. Специальные криминалистические методы и средства предотвращения преступлений. М.: Издательский центр ИСАА им. М.В. Ломоносова, 2008. С. 5.

Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Т. 1. М., 1977. С. 70.

Бондаренков В.А. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: моногр. / В.А. Бодренков; под ред. В.К. Зникина, А.Г. Халиулина, А.Ю. Шумилова. М.: издательский дом Шумиловой И.И., 2009. С. 52.

Бухгольц Э., Лекшас Дж. и Хартман Р. Социалистическая криминология. М., 1975. С. 35.

Зудин В.Ф. Социальная профилактика преступлений: Криминологические и криминалистические проблемы. Саратов, 1983. С. 55.

Кан Н.П. О кодексе основных положений по предупреждению предотвращению преступлений в Союзе ССР // Преступность и ее предупреждение. Л., 1966. С. 59-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карпец И.И. Проблемы преступности. М., 1969. С. 164.

Кирсанов З.И. Теоретические основы криминалистики. М., 1998. С. 34.

Косов А.В. Предупреждение преступлений с помощью технико-криминалистических средств: дисс. кандидата юр. наук: 12.00.09. Владимир, 2004. С. 17.

Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2005. С. 452.

Пантелеев И.Ф. Предмет советской криминалистики и смежные науки. // Сов. государство и право №10. 1981. С. 81.

Портнов И.П. К вопросу о соотношении криминологической и милицейской профилактики // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. 24-25 мая 1995г. Ч. 3. Иркутск, 1995. С. 12.

Теоретические основы предупреждения преступлений / Под ред. В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Г.М.Миньковского. М.: Юрид. лит., 1977. С. 58.

Literature list:

Artamonov I.I. Special criminalistic methods and means of crime prevention. M: Publishing center of the IAAS n.a. M.V. Lomonosov, 2008. S. 5.

Belkin R.S. Course of Soviet criminology. So 1. M., 1977. S. 70.

Bodrenkov V.A. Problems of operatively-search prevention of offences: monograph. / V.A. Bodrenkov; edited by V.K. Znikina, A.G. Khaliullina, A. Shumilov. M: publishing house of Shumilova I.I., 2009. S. 52.

Buchholz E., Lekshas J.. and Hartman, R. socialist criminology. M., 1975. S. 35.

Zudin V.F. Social crime prevention: Criminological and criminalistic problems. Saratov, 1983. S. 55.

Kan R.P. The code of the main provisions on the prevention of crime prevention in the USSR // Crime and its warning. HP, 1966. S. 59-72.

Karpets I.I. crime Problem. M., 1969. S. 164.

Kirsanov Z.I. Theoretical foundations of criminology. M., 1998. S. 34.

Kosiv A.V. prevention of crimes with the help of tech-nical-criminalistic means: Diss. candidate Jur. Sciences: 12.00.09. Vladimir, 2004. S. 17.

Criminology: a Textbook for law schools / Under the General editorship of Professor A.I. Dolgova. - 3-e Izd., Rev. and extra - M: NORMA Publishing house, 2005. S. 452.

Panteleev I.P. Subject of Soviet criminology and allied Sciences. // Sov. state and law №10. 1981. S. 81.

Portnov I.P. To the issue of correlation of criminology and police prevention // the Problems of the struggle with criminality in modern conditions. Materials of the international scientifically-practical conference. on may 24-25, 1995. H. 3. Irkutsk, 1995. S. 12.

Theoretical bases of prevention of crime, Ed. V.K. Zvirbul, V.V. Klochkov, GMMinkovskiy. M: Jurid. lit., 1977. S. 58.

Рецензия

на статью Артамонова И.И. и Карпухина К.И. «Проблемы совершенствования правового обеспечения предупреждения терроризма на транспорте»

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования предупреждения террористических актов на объектах и средствах транспортного комплекса Российской Федерации. Авторы указывают на присутствие в российском законодательстве норм, декларирующих необходимость предупреждения преступлений, в особенности террористических актов. Однако норм, раскрывающих содержание этой деятельности недостаточно, законодательно не определены права и обязанности субъектов предупреждения преступлений, цели и задачи, а также средства и методы предупреждения террористических актов и других видов преступлений.

Авторы приходят к выводу, что, несмотря на недостаточное правовое регулирование, вопросы предупреждения преступлений рассматриваются несколькими юридическими науками, каждая из которых выработала свой подход к исследованию данной проблемы. Поэтому достижения данных наук не могут быть игнорированы при совершенствовании нормативной базы в области предупреждения терроризма на транспорте. Авторы намечают перспективные пути совершенствования нормативного регулирования предупреждения преступлений, в том числе террористической направленности на транспорте.

В ходе анализа И.И. Артамонов и К.И. Карпухин используют современные научные данные, работы ведущих российских ученых занимавшихся разработкой проблемы. Настоящая статья является самостоятельной научной работой, отвечающей требованиям, предъявляемым к работам данного вида.

Сведения, изложенные в статье, не относятся к информации ограниченного доступа. Статья рекомендуется для публикации в научном периодическом издании, рекомендованном ВАКом.

Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент А.Ю. Румянцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.