О.В. Куликова, В.А. Попкова
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
O.V. Kulikova,V.A. Popkova
THE ISSUES OF ENSURING SANITARY SAFETY IN FORESTS
Леса являются одной из наиболее разнообразных и широко распространенных экосистем на земле1, источником древесины и продуктов, удовлетворяя тем самым потребности промышленности и общества, выполняют важнейшие средоо-бразующие и средозащитные функции, например, служат объектами биоразнообразия, поглощают углекислый газ.
На долю Российской Федерации приходится 809090 тыс. га, или 20,1% общей площади лесов мира, что делает ее безусловным мировым лидером в данной сфере. Земли лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляют около 70% территории суши Российской Федерации и являются важным стабилизирующим природным комплексом страны и единственным возобновляемым природным ресурсом2.
Понятие «санитарная безопасность в лесах» ранее в лесном законодательстве не применялось. Вместе с тем достаточно широко употреблялись понятия «санитарное состояние лесов», «санитарные рубки», «санитарные правила».
Законодатель объединил соответствующие нормы лесного законодательства в правовой институт «санитарная безопасность в лесах». Необходимо обратить внимание на сходство в регулировании отношений, касающихся пожарной и санитарной безопасности в лесах. Как охрана лесов от пожаров основывается на обеспечении пожарной безопасности в лесах, так и защита лесов - с обеспечением санитарной безопасности в них.
Главная особенность санитарной безопасности в лесах состоит в том, что в процессе ее обеспечения осуществляется не только защита лесов от вредных организмов, но и охрана лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Безопасность в той или ной сфере принято определять не основе общих требований, установленных на федеральном уровне3. Кроме того, закреплено понятие «экологическая безопасность», под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий4.
В данном контексте санитарная безопасность в лесах - это состояние защищенности лесов от вредных организмов, загрязнения, захламления и иного подобного рода негативного воздействия.
© Куликова Ольга Валентиновна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Попкова Вера Александровна, 2014
Аспирант кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая 214 академия); e-mail: [email protected]
Статья 55 Лесного кодекса РФ содержит перечень мер обеспечения санитарной безопасности в лесах, одной из которых является осуществление лесопатологи-ческого мониторинга. Порядок организации и осуществления мониторинговой деятельности в экологической сфере установлен федеральным законодательством. Понятие и задачи проведения государственного экологического мониторинга сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», общий порядок его проведения закреплен соответствующим Постановлением Правительства РФ5, а особенности осуществления мониторинга в сфере использования и охраны лесов установлены Лесным кодексом РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами.
Государственный лесопатологический мониторинг составляют проводимые сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в т.ч. об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ст. 56 Лесного кодекса РФ). Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга утвержден Министерством природных ресурсов и экологии РФ6.
При осуществлении лесопатологического мониторинга обеспечиваются: своевременное выявление неудовлетворительного лесопатологического состояния лесов, определение причин его возникновения;
проведение оценки эффективности профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
подготовка прогноза развития наблюдаемых в лесах патологических процессов и явлений, а также проведение оценки их возможных последствий; с
—I
подготовка, обработка и хранение информации о лесопатологическом со- к стоянии лесов; р
а
подготовка обзоров санитарного и лесопатологического состояния лесов, ре- с комендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах; °
своевременное направление информации о необходимости проведения меро- у
1Ь
приятий по защите лесов лицам, осуществляющим защиту лесов. с
т
Способами осуществления лесопатологического мониторинга являются: н
н
наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического монито- й ринга; |
дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием е
к
лесов; й
лесопатологическая таксация; |
экспедиционные обследования. |
Способы осуществления лесопатологического мониторинга определяются в №
го
соответствии с лесозащитным районированием. В зоне слабой лесопатологи- (
9
ческой угрозы применяются преимущественно дистанционные наблюдения за ~ санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и при необходимости экс- 4 педиционные обследования, в зоне средней лесопатологической угрозы — дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга и лесопатологическая таксация. В зоне сильной лесопатологической угрозы используются все способы лесопатологического мониторинга с преобладанием наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга. 215
Данные государственного лесопатологического мониторинга служат информационной основой для федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, муниципального лесного контроля. Проведение лесопатологического мониторинга обеспечивается: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — Федеральным агентством лесного хозяйства;
в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;
в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно7.
На территории Российской Федерации работы по осуществлению лесопатологического обследования лесов ведет ФБУ «Российский центр защиты леса»8, существующий с 1938 г. В ведении центра находятся филиалы, одним из которых является «Центр защиты леса Саратовской области»9. На территории Вольского лесозащитного района Саратовской области, площадь которого составляет 136,5 тыс. га, за последние годы заложено 209 пунктов постоянного * наблюдения.
? Леса России имеют преимущественно естественное происхождение и являются
а. одним из важнейших природных ресурсов. Одной из особенностей российских | лесов является сохранение на огромных территориях естественных лесных эко-I систем, не подверженных антропогенному воздействию. В России сосредоточено
1 около 25% всех малонарушенных лесов мира.
го
| В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды
| Российской Федерации в 2012 году» названы следующие основные причины
| гибели лесов:
2 лесные пожары;
° антропогенные факторы;
« неблагоприятные почвенно-климатические воздействия;
| повреждение вредными организмами;
0 болезни леса;
° повреждение дикими животными.
° При этом от антропогенного влияния погибло 49,809 тыс. га леса.
го
3 В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах лесное законодатель-
1 ство предусматривает проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, | выраженных в необходимости проведения вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Причем, если лесной участок сдан в аренду, то указанные меры санитарной безопасности осуществляет арендатор этого лесного участка.
Несмотря на конституционную обязанность граждан сохранять природу и
216
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и предусмо-
тренную в ст. 8.31КоАП ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, ежегодно проводимые работы по ликвидации мест захламления и загрязнения свидетельствуют об обратной реакции граждан. Так, в ходе проведения работ по ликвидации мест захламления и загрязнения в заказнике «Беспутская поляна», «Русская лесная дача» и подъездных путей к ним в Ставропольском крае силами лесников и егерей было собрано и утилизировано свыше 12 м3 бытового и строительного мусора10.
Аналогичные работы проводились и на территории Воронежской области, где данные мероприятия включены в областную целевую программу «Леса Воронежской области 2012-2016». Только в 2012 г. было убрано 94 га в Семилукском, Сомовском и Новоусманском лесничествах. В утилизацию было передано более 4 тыс. кг стеклобоя, 740 кг макулатуры, 1 405 кг пластиковых бутылок. Кроме того, на полигоны ТБО для захоронения было вывезено 60 м3 отходов, что по весу примерно сопоставимо с количеством отходов, переданных на утилизацию11.
Полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю закрепленную за ними территорию независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Требования в сфере защиты лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия закреплены Правилами санитарной безопасности в лесах. Так, запрещается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с отходами производства и потребления, а также загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Однако проведенные рейды по выявлению и предупреждению несанкциониро- ш ванных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) отражают обратную статистику: н
именно на землях лесного фонда расположено 8% всех выявленных несанкцио- С
а
нированных свалок. Так, ООО «Ривьера», выполняя деятельность по организации т|
о
отдыха и развлечений в пансионатах и домах отдыха, осуществляло лесопользо- к
о
вание на основе договора аренды лесного участка площадью 6,2 га на территории о' Марксовского лесничества Марксовского района Саратовской области. Данный | земельный участок был предоставлен ООО «Ривьера» на срок до 30 декабря 2053 г. в
Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области нн
о
для рекреационных целей. Ю
Однако в ходе проведенной проверки в период с 20 сентября 2012 г. по 2 октября |
2012 г. Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой соблюдения с
к
природоохранного законодательства при использовании вышеуказанного лесного а участка совместно с представителями Управления Росприроднадзора по Сара- д
Ф
товской области и Марксовского лесничества ГКУ СО «Лесничества Саратовской и области» по месту осуществления деятельности ООО «Ривьера» был выявлен факт № несанкционированного сброса и накопления отходов на земельном участке, не 99 оборудованном для этой цели (на незащищенном грунте), в связи с чем общество ^ было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде 4 штрафа в размере 100 000 руб.12
В данном случае ООО «Ривьера» своими действиями нарушило экологические требования, закрепленные в ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»13, п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»14. 217
Не менее «интересный факт» нарушения действующего законодательства был обнаружен Управлением Росприроднадзора по Саратовской области. В ходе проверки было установлено, что ООО «ЭККО 2003» самовольно использует участок лесного фонда площадью 3,1 га для захоронения твердых бытовых отходов, при этом сумма ущерба, причиненного почвам, составила 3 402 000 руб.15
Действующая система охраны лесов от загрязнения отходами производства и потребления нуждается в доработке. Изменения должны быть ориентированы на устранение пробелов как в лесном законодательстве РФ, так и в иных нормативных правовых актах, регулирующих данный вид отношений.
Лесной кодекс РФ прямо не закрепляет норму, запрещающую размещение отходов производства и потребления на лесных участках. Такой вывод можно сделать только исходя из ст. 25 Лесного кодекса РФ, в которой перечисляются разрешенные виды использования лесов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» запрещает захоронение отходов, в т.ч. в лесопарковых зонах. Однако данного запрета, на наш взгляд, явно недостаточно. Так, ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ закрепляет категории защитных лесов, одной из которых является лесопарковая зона, что говорит о формальном подходе законодателя к данной проблеме. Закрепив запрет на размещение отходов в одной из категорий земель, законодатель фактически разрешает это делать на других участках леса.
Таким образом, обеспечение охраны и защиты лесов, в т.ч. от загрязнения и засорения отходами производства и потребления, не теряет своей актуальности, а напротив выходит на одно из первых мест при применении природоресурсного * законодательства.
а
gT 1 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2012 году». URL:
http /www.mnr.gov.ru(датаобращения: 20.02.14). ü 2 См.: Ежегодный доклад «О состоянии и использовании лесов РФ за 2012 год». URL: http//www.rosleshoz.
i gov.ru (дата обращения: 21.02.14).
1 3 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собр. законодательства
J Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.
™ 4 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 12 марта
о 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2014. № 11, ст. 1092.
и 5 Постановление Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом
мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных госу-а. дарственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» // Собр.
^ законодательства Рос. Федерации. 2013. № 33, ст. 4383.
g 6 См.: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. № 174 «Об утверждении Поряд-
| ка организации и осуществления лесопатологического мониторинга» // Бюллетень нормативных актов
о федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31.
7 См.: Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении Правил санитарной g безопасности в лесах» (в ред. от 1 ноября 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 28,
£ ст. 3431; 2012. № 46, ст. 6339.
g 8 URL: http // www.rcfh.ru (дата обращения: 12.04.2014).
0 9 URL: http//www.rcfh-saratov.ru (дата обращения: 12.04.2014)
S. 10 Проведена очистка лесного фонда Ставропольского края. URL: http//www.rosleshoz.gov.ru/dep/south/
^ press/101 (дата обращения: 21.02.2014).
1 11 Основная часть твердых отходов, находящихся в лесах, - продукты жизнедеятельности человека. й URL: http//www.rosleshoz.gov.ru/dep/center/press/573 (дата обращения: 21.02.2014).
12 См.: Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2013 г. URL: ras.arbitr.ru (дата обращения: 21.02.14).
13 См.: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2013. № 48, ст. 6165.
14 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» // Российская газета. 2003. 28 мая.
15 См.: Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2012 г. URL:http//ras.arbitr.ru 218 (дата обращения: 21.02.2014).